Поиск по творчеству и критике
Cлово "PRIORI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Эйхенбаум Б.: Мелодика русского лирического стиха. I. Методологические вопросы
Входимость: 2. Размер: 46кб.
2. Эйхенбаум Б.: Мелодика русского лирического стиха. IV. Фет. Пункт 3
Входимость: 1. Размер: 64кб.
3. В. Розанов. Кое-что новое о Пушкине
Входимость: 1. Размер: 19кб.
4. Эйхенбаум Б.: Мелодика русского лирического стиха. IV. Фет. Пункт 2.
Входимость: 1. Размер: 60кб.
5. Осповат А.Л.,Тименчик Р.Д.: "Печальну повесть сохранить...". Об авторе и читателях "Медного всадника". "Прошло сто лет... "
Входимость: 1. Размер: 77кб.
6. Эйхенбаум Б.: Мелодика русского лирического стиха. IV. Фет. Пункт 1
Входимость: 1. Размер: 48кб.
7. Трубе Лев: Остров Буян. Пушкин и география. "Кавказ подо мною…"
Входимость: 1. Размер: 8кб.
8. Покровский М. М.: Шекспиризм Пушкина (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 87кб.
9. Сергиевский И.: О некоторых вопросах изучения Пушкина
Входимость: 1. Размер: 71кб.
10. Белый А.А.: Скупой рыцарь
Входимость: 1. Размер: 89кб.
11. Дмитриев. Возражения на разбор "Второго разговора"
Входимость: 1. Размер: 43кб.
12. Томашевский Б.: Пушкин. Книга вторая. Глава II. Пушкин и народность. Пункт 1
Входимость: 1. Размер: 32кб.
13. Вересаев В. В.: К психологии Пушкинского творчества
Входимость: 1. Размер: 41кб.
14. Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина. А. Статистический обзор. III. Диахронический обзор
Входимость: 1. Размер: 74кб.
15. Керцелли Л.Ф.: Мир Пушкина в его рисунках. 1820-е годы. От автора
Входимость: 1. Размер: 8кб.
16. Эйхенбаум Б.: Мелодика русского лирического стиха. III. Пушкин, Тютчев, Лермонтов. Пункт 3
Входимость: 1. Размер: 65кб.
17. Пушкин: Итоги и проблемы изучения. Часть четвертая. Глава 2. Поэмы второй половины 20-х и 30-х годов
Входимость: 1. Размер: 112кб.
18. Эйхенбаум Б.: Мелодика русского лирического стиха. II. Жуковский. Пункт 2
Входимость: 1. Размер: 43кб.
19. Нечаева В.: Полемика вокруг имени Пушкина во французской печати первой половины XIX века
Входимость: 1. Размер: 21кб.
20. Бонди С.М.: Драматургия Пушкина. Часть 3.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
21. Набоков В.В.: Комментарии к "Евгению Онегину" Александра Пушкина. Глава первая. Пункты L - LX
Входимость: 1. Размер: 69кб.
22. Модзалевский. Письма Пушкина. 1926г. (часть 5)
Входимость: 1. Размер: 24кб.
23. Тынянов Ю.Н.: "Пушкин". Часть вторая. Лицей. Глава третья
Входимость: 1. Размер: 57кб.
24. Анненков П. В.: Пушкин в Александровскую эпоху. Глава III. Большой свет 1817–1820
Входимость: 1. Размер: 66кб.
25. Белый А.А.: Памятник (страница 2)
Входимость: 1. Размер: 107кб.
26. Цявловский. Хронология оды "Вольность"
Входимость: 1. Размер: 48кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Эйхенбаум Б.: Мелодика русского лирического стиха. I. Методологические вопросы
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Часть текста: для изучения специфических отличий одного стиля от другого. Естественно поэтому, что различение по стилям делается на основе лексики, как материала, меняющегося соответственно стилистическим принципам той или другой школы. Но тем самым мы отступаем от стиха как такового и имеем дело с поэтическим языком вообще. Не хватает, очевидно, каких-то элементов, которые были бы характерны именно для стиха, т. -е. находились бы в тесной связи с ритмическим его строем, и вместе с тем определяли бы отличия одного стиля от другого. Необходимо найти нечто, что было бы связано со стихотворной фразой , и, вместе с тем, не уводило бы нас от стиха как такового, — что стояло бы на границе между фонетикой и семантикой. Это „нечто“ есть синтаксис. Стихотворный синтаксис строится в неразрывной связи с ритмом — со строкой и со строфой 1 ). Это — синтаксис условный, деформированный. Из простой грамматической формы он становится здесь формантой. Стихотворная фраза есть явление несинтаксическое вообще, а явление ритмико-синтаксическое. Более того — синтаксис в стихе есть явление не только фразеологическое, но и фонетическое: интонация, реализованная в...
2. Эйхенбаум Б.: Мелодика русского лирического стиха. IV. Фет. Пункт 3
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: период. Можно предвидеть разные системы мелодического построения. Две первые строфы могут слагаться в систему либо восхождения с частичным кадансом, либо нисхождения, либо в систему нисходяще-восходящую (интонационное кольцо). Две другие строфы могут вступать в самые разнообразные мелодические отношения с первыми. Выше было приведено уже несколько примеров четырехстрофной композиции. Все они характерны в том отношении, что симметрия половин в них так или иначе нарушается, а каданс наделяется такой эмфатической силой, что является не столько разрешением, сколько апогеем мелодического движения. В стихотворении „Последний звук умолк“ механическая реприза преодолена тем, что третья строфа образует ложное кольцо, после которого четвертая имеет вид особого каданса. В стихотворении „Как богат я в безумных стихах“ (пример нисходяще-восходящей системы) мы имеем ясное членение на две половины, но интонационный enjambement при переходе от третьей строфы к четвертой придает восхождению такую силу, что каданс перевешивает — интонация становится патетической и движется большими интервалами. Наконец, в стихотворении „Я пришел к тебе с приветом“ мы видели пример построения мелодической системы на движении четырех анафор, из которых третья не возвращает нас к первой, а образует новую ступень восхождения, четвертая же является кадансом, но снабжена специальной эмфазой, благодаря...
3. В. Розанов. Кое-что новое о Пушкине
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: начинает бесплодно вертеться около них, не находя ничего нового и в то же время по какой-либо причине не желая или не будучи в состоянии отстать от темы. Лучшие задачи, цели погибли от этого. Некрасов не от того сравнительно забыт, что был плох, но от того, что после него начали перепевать его темы, не находя более в круге их ни новой мысли, ни свежего чувства, ни оригинального слова. Всем стало ужасно скучно... После двух памятных торжеств над Пушкиным - московского и петербургского, имя поэта находится перед такою же опасною минутою человеческой изболтанности. Хочется о нем говорить, но нечего о нем говорить. Однако совершенно ли нечего? Где граница возможного и невозможного? Скажем так: о "Пушкине вообще" - нечего более говорить и не нужно более говорить; "Пушкин вообще" - так исчерпан, выговорен, обдуман, что на этих путях даже очень остроумный критик будет впадать только в болтовню. Нельзя собирать сто первого зерна ни с какого колоса. Но если формулы, характеристики, очерки "вообще" - не нужны, то наступает настоящее время для "Пушкина в подробностях". Крошечные его пьесы суть часто миры прелестного и глубокого. И заскучив, решительно заскучав над "Пушкиным, как человеком", "как национальным поэтом", "как гражданином" и т. д., и т. д., мы можем отдохнуть и насладиться, и надолго насладиться эстетически, идейно и философски просто над одною определенною страницею Пушкина. Здесь для остроумия критика, для историка, для мыслителя -...
4. Эйхенбаум Б.: Мелодика русского лирического стиха. IV. Фет. Пункт 2.
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: мне мерцание ваше, Синего неба пытливые очи? Долго ли чуять, что выше и краше Вас — ничего нет во храмине ночи? Может быть нет вас под теми огнями — Давняя вас погасила эпоха... Так и по смерти лететь к вам стихами, К призракам звезд, буду призраком вздоха! Заключительная эмфаза, выраженная повторением слова „призрак“, корреспондирует с начальной эмфазой — с анафорами, которые делят первую строфу на два повторных интонационных движения. Интересно при этом отметить, что здесь очень важное мелодическое значение имеет тот факт, что начальная строфа делится по типу (2+2), причем во второй ее половине имеется сильный enjambement (краше — вас); во второй строфе этому членению сначала противопоставлено другое — две первые строки образуют два отдельных предложения, но затем возвращается начальная форма — фраза тоже охватывает две строки и тоже — с enjambement между ними. Получается ощущение эмфатического кольца. Соотношение метрических и синтаксических членений — чрезвычайно важный фактор мелодического воздействия. Мы имеем у Фета другой пример двухстрофной композиции (интересно, что — тоже дактиль, но пятистопный), где вторая строфа повторяет интонационный рисунок первой, отличаясь от нее только повышенной заключительной эмфазой. Рисунок этот состоит в постепенном восхождении от первой строки к третьей, которая является оба раза апогеем (характерное для напевного стиля построение). Синтаксически это выражается в постепенном увеличении фразы...
5. Осповат А.Л.,Тименчик Р.Д.: "Печальну повесть сохранить...". Об авторе и читателях "Медного всадника". "Прошло сто лет... "
Входимость: 1. Размер: 77кб.
Часть текста: Он конец века переживал так же, как и я. Это ощущение колеса времени". Числа годов обладали для этого поколения своей мистикой. Оно пыталось удержать, закрепить, ощупать это чувство - "ловило время за хвост". В детскую молодого века с улицы доносился гул юбилеев. В мае 1903 года у Николаевского вокзала против Невского поставили арку с тремя картинами. Посредине - буря на море и Петр, спасающий тонущих, слева - вид Петербурга, справа - Нева до основания города. На панели у Гостиного двора в сквозном зеленом трельяже - дикий уголок первобытной Невы: скалы, ели, Петр с топором в руке. Перед Думой Петр стоял, опираясь на трость. На угрюмой, голой, булыжной Сенатской площади разбили цветник. Рядом с памятником Фальконе установили деревянные "мавзолеи". На каждом из них было по щиту. На щитах - годы смерти русских монархов. На последнем мавзолее был только вензель Николая II. Но еще в начале того же юбилейного года на площади перед Сенатом и Синодом случилось происшествие - малозначительное для городской хроники, но исполненное глубокого смысла для понимания культуры нового века. В холодный ветреный денек седобородый старик в истрепанных сапогах и старом пальто привязал к решетке памятника розовый коленкоровый флажок, к которому были приклеены бумажки - выписки из Библии на слово "камень". Сам он уселся рядом, держа в руках адрес министру. Сидел долго, посинел от холода. Смеркалось. Наконец, подошел какой-то статский господин. Старик стал путано излагать свою претензию: нельзя Петру Великому "монамент" ставить, ибо кому памятник поставлен - тот и погибнет, а душа его будет скитаться по площадям. Ходатая отправили в больницу. Похоже, что старик был тем самым саратовским мещанином, который некогда затевал протест против монумента Пушкину и забрел с этим делом ко Льву Николаевичу Толстому, о чем и рассказано в сочинении "Что такое искусство?" (71). Как бы по ошибке режиссера выскочил на...
6. Эйхенбаум Б.: Мелодика русского лирического стиха. IV. Фет. Пункт 1
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: что оно „ очень своеобразно по мелодии . Отчасти своеобразие это зависит от размера , которого, кажется, еще никто не употреблял“. По последнему замечанию видно, что под „мелодией“ Страхов разумеет именно ритмико-интонационные особенности, а не эвфонию — напевность в точном смысле этого слова, а не звучность вообще. Ко времени выступления Фета русская лирика строгого стиля, так или иначе связанная с традициями XVIII-века, исчерпала все свои возможности. Русской поэзии предстояло отойти от „высокого“ канона, созданного предшественниками. Равновесие Пушкинской эпохи нарушилось. Явился „звучный“ Бенедиктов — фигура столь же характерная для 40-ых годов, как Игорь Северянин для нашего времени. Жуковский, на старости лет, с увлечением декламирует его стихи; юный Фет вместе с Аполлоном Григорьевым целый вечер „с упоением завывают“ при его чтении: „Этот почище Пушкина-то будет“ — так говорит улица устами книгопродавца. Появляется и Некрасов, столь же необходимый для этой эпохи, как Маяковский — для нашей. Бенедиктова скоро забывают, а Некрасов становится властителем поэзии. Но рядом с ним, в стороне от журнального шума, вырастает Фет — одна тенденция порождает, по закону исторической диалектики, другую, ей противоположную. Некрасов прекрасно чувствовал это, когда в двух строчках определил весь момент: Как птица распевает Фет, Стихи печатает Некрасов. Некрасов вводит в поэзию грубую злободневность, изгоняет традиционные темы интимной лирики, превращает поэзию в фельетон, в сатиру. Его удары направлены...
7. Трубе Лев: Остров Буян. Пушкин и география. "Кавказ подо мною…"
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: веселье;   Играет и воет, как зверь молодой, Завидевший пищу из клетки железной; И бьется о берег в вражде бесполезной, И лижет утесы голодной волной… Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады. И восхищает в этом стихотворении не только поэзия, но и то, как четко намечены вертикальные пояса природы в горах. И это не только восхищает, но и удивляет. Ведь в пушкинское время не было понятия географической зональности, а тем более вертикальной поясности природы в горах. Только известны были деления подобно делению Е. Ф. Зябловского России на четыре полосы: самую холодную, холодную, умеренную и теплую, или южную. В третьей части своего курса всеобщей географии, вышедшей в 1819 году и посвященной Азии, профессор Главного педагогического института Е. Ф. Зябловский пишет: «Азия разделяется на 3 полосы: 1. на Северную, или Холодную; 2. Среднюю, или Умеренную; 3. Южную, или Жаркую» (с. 2). Правда, описание отдельных природных зон, не называемых еще так, можно найти у А. Гумбольдта в «Картинах...
8. Покровский М. М.: Шекспиризм Пушкина (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Часть текста: Мейстера" Гете, посвященныя влiянiю Шекспира на немецкое искусство XVIII века. Вильгельмъ Мейстеръ становится способнымъ къ глубокому пониманiю Шекспира въ самый критическiй моментъ своей жизни, въ моментъ хаотическаго состоянiя души, потрясенной острымъ отчаянiемъ подъ влiянiемъ несчастной любви. Этого горячаго сторонника французской драмы Шекспиръ исцеляетъ отъ отчаянiя и укрепляетъ въ немъ вкусъ къ реальной действительности; вместе съ темъ Шекспиръ возбуждаетъ въ немъ желанiе деятельно работать на пользу просвещенiя своихъ соотечественниковъ. Для людей XVIII в. естественно былъ привлекателенъ векъ Шекспира - великiй и мятежный XVI векъ, который выдвинулъ целый рядъ проблемъ, глубоко волновавшихъ позднейшее человечество,-- напр. просвещенiе, какъ культурная сила, равенство людей передъ природой, возвратъ къ природе, какъ главнейшей учительнице жизни, церковь и государство, различныя формы государственнаго устройства, особенно различные виды монархiи и абсолютизма и т. д., и т. д. Молодой Гете и его современники живо интересовались XVI векомъ въ Германiи. Эти занятiя невольно обращали ихъ къ чтенiю и французскихъ авторовъ той же эпохи, напр., Монтаня, Амьо, Раблэ и Маро, авторовъ, очень важныхъ для пониманiя XVI века и, въ частности, Шекспира. Къ своей великой радости, Гете и...
9. Сергиевский И.: О некоторых вопросах изучения Пушкина
Входимость: 1. Размер: 71кб.
Часть текста: стопроцентных марксистов 2 . Исторически такое положение вещей в значительной мере понятно. Обрисованные выше представления ближайшим образом связаны с тем широким распространением меньшевистских установок, которое еще несколько лет назад наблюдалось на данном участке идеологического фронта, с широкой пропагандой лозунга «плехановской ортодоксии», долгое время не встречавшей отпора, с недооценкой, а иногда и открытым отрицанием значения ленинского наследия для историко-литературной науки. Но признавать эти явления исторически понятными — вовсе не значит отказываться от борьбы с ними. К сожалению такая борьба, давно уже успешно начатая, в особенности широко развернувшаяся в связи с историческим письмом т. Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» и в настоящее время приведшая к целому ряду положительных результатов, все же до сих пор не может считаться вполне завершенной. На некоторых наиболее отсталых, наиболее слабо разрабатывавшихся участках литературоведения влияние этих меньшевистских,...
10. Белый А.А.: Скупой рыцарь
Входимость: 1. Размер: 89кб.
Часть текста: миру комедии, поставлен на котурны и преобразился в трагического героя, равного по глубокомыслию другим персонажам маленьких трагедий. Однако, из под тоги страдальца выглядывает или должен выглядывать шутовской кафтан, ибо жанр пьесы Пушкиным фиксирован. Это трагикомедия. И здесь снова есть, отчего насторожиться. По тем временам в иерархии жанров трагикомедия стояла чуть ниже трагедии и отличалась от нее лишь развязкой - счастливой, а не трагической. В пушкинской же трагикомедии герой погибает, а финальный вывод звучит далеко не оптимистично: "Ужасный век, ужасные сердца!". Очевидно, пьеса трагикомична не в классицистском, а в романтическом смысле - как сочетание трагического и смешного. По замечанию Пушкина высокая комедия нередко близко подходит к трагедии. Трагикомедия заканчивается на трагической ноте. Чем она обусловлена? Что в коллизии отца и сына есть такого, что выводит их отношения за рамки частного случая? Что позволяет по ним судить о веке и сердцах? По наиболее распространенной версии "Скупой рыцарь" рассматривается в контексте проблематики "железного века" с его новыми ценностными ориентирами, при которых "люди гибнут за (презренный) металл", тем самым оправдывая мораль о жестоких сердцах. Читатель должен понимать, что "Пушкин недаром в конце 20-х годов стал разрабатывать эту тему. В эту эпоху и в России все более и более в систему крепостнического уклада вторгались буржуазные элементы быта, вырабатывались новые характеры буржуазного типа, воспитывалась жадность к приобретению и...