Поиск по творчеству и критике
Cлово "INTELLIGENT"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Козаровецкий В.: Тайна Пушкина. "Диплом рогононосца" и другие мистификации. Глава 4. Миф о пушкинском демоне
Входимость: 1. Размер: 83кб.
2. Пушкин: Итоги и проблемы изучения. Часть четвертая. Глава 1. Общие проблемы изучения творчества Пушкина. Художественный метод. Пушкин и фольклор. Язык Пушкина (Д. Д. Благой, А. Д. Соймонов, Ю. С. Сорокин). Пункт 2
Входимость: 1. Размер: 40кб.
3. Пушкин — Кюхельбекеру В. К.(?), апрель — первая половина мая(?) 1824
Входимость: 1. Размер: 2кб.
4. Бонди С. М.: Черновики Пушкина. Подлинный текст и политическое содержание "Воображаемого разговора с Александром I"
Входимость: 1. Размер: 89кб.
5. Шубин Б.М.: Дополнение к портретам. Скорбный лист, или история болезни Александра Пушкина. Глава 8
Входимость: 1. Размер: 24кб.
6. Тыркова-Вильямс А.: Жизнь Пушкина. Том 1. 1799-1824. Глава XXXIII. Давид и Голиаф
Входимость: 1. Размер: 26кб.
7. С. Франк. Религиозность Пушкина
Входимость: 1. Размер: 37кб.
8. Чулков Г.И.: Жизнь Пушкина. Глава седьмая. Одесса. Часть III
Входимость: 1. Размер: 11кб.
9. Гессен А. И.: "Все волновало нежный ум...". Пушкин среди книг и друзей. "Bсе в жертву памяти твоей... "
Входимость: 1. Размер: 25кб.
10. Скабичевский А. М.: Пушкин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава IV. Пребывание А. С. Пушкина на юге
Входимость: 1. Размер: 28кб.
11. Гессен А. И.: Жизнь поэта. Глава седьмая. Одесса. 1823-1824
Входимость: 1. Размер: 41кб.
12. Гордин А.: Пушкинский заповедник. Усадьба
Входимость: 1. Размер: 22кб.
13. Алексеев М. П.: Пушкин и английские путешественники в России (глава из книги). 2. Англичане -- знакомцы Пушкина и их рассказы о нем. -- Э. Уиллок, Гренвиллъ, Рейке и Френкленд
Входимость: 1. Размер: 60кб.
14. Щеголев П. Е.: А. С. Пушкин и граф М. С. Воронцов
Входимость: 1. Размер: 55кб.
15. Бонди С.: Подлинный текст и политическое содержание "Воображаемого разговора с Александром I"
Входимость: 1. Размер: 95кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Козаровецкий В.: Тайна Пушкина. "Диплом рогононосца" и другие мистификации. Глава 4. Миф о пушкинском демоне
Входимость: 1. Размер: 83кб.
Часть текста: вечные следы. А. Пушкин   I В 1823 году в Одессе Пушкиным было написано стихотворение «ДЕМОН»:   В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья, — Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные искусства Так сильно волновали кровь, Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел. О ком и о чем это стихотворение? Если в двух словах, это стихотворение — об отравляющем воздействии абсолютного цинизма  на юношески чистое восприятие мира. Но, как справедливо заметил еще М. О. Гершензон, «Пушкин необыкновенно правдив, в самом элементарном смысле этого слова; каждый его личный стих заключает в себе автобиографическое признание...
2. Пушкин: Итоги и проблемы изучения. Часть четвертая. Глава 1. Общие проблемы изучения творчества Пушкина. Художественный метод. Пушкин и фольклор. Язык Пушкина (Д. Д. Благой, А. Д. Соймонов, Ю. С. Сорокин). Пункт 2
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: сам Пушкин в рецензии на его статью (XI, 104). В этой исключительно емкой и выразительной формуле содержится утверждение основополагающей роли Пушкина в становлении основного реалистического (термин, тогда еще у нас отсутствовавший) направления русской литературы XIX века и подчеркнута специфика пушкинского реализма (поэт действительности), также определявшая во многом национальное своеобразие русского реализма. Составила она и одно из основных положений пушкинских статей Белинского, хотя само это словосочетание критик использует главным образом при характеристике творчества Гоголя. Но вплотную и углубленно вопросы художественной методологии Пушкина, связей и соотношений его творчества с большими литературными направлениями, ему предшествовавшими и современными, начали разрабатываться в советском литературоведении, в котором проблема творческого, или художественного, как в последнее время стали чаще говорить, метода писателя почти с самого начала стала привлекать к себе пристальное внимание и приобрела особо важное теоретическое значение. Связь литературы с жизнью, значение ее как важнейшего фактора могучего духовного воздействия ...
3. Пушкин — Кюхельбекеру В. К.(?), апрель — первая половина мая(?) 1824
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: Пушкин — Кюхельбекеру В. К.(?), апрель — первая половина мая(?) 1824 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 10. Письма. — 1979. 73. В. К. КЮХЕЛЬБЕКЕРУ (?) Апрель — первая половина мая (?) 1824 г. Одесса. (Отрывок) читая Шекспира и Библию, святый дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гёте и Шекспира.— Ты хочешь знать, что я делаю, — пишу пестрые строфы романтической поэмы — и беру уроки чистого афеизма. Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я еще встретил. Он исписал листов 1000, чтобы доказать, qu’il ne peut exister d’être intelligent, Créateur et régulateur {См. перевод}, мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но, к несчастию, более всего правдоподобная. Переводы иноязычных текстов что не может быть существа разумного, творца и правителя. (Франц.) Примечания Выписка, сделанная полицией из перехваченного и не дошедшего до нас письма. Это письмо послужило причиной высылки поэта из Одессы в Михайловское. Ср. письмо 197.
4. Бонди С. М.: Черновики Пушкина. Подлинный текст и политическое содержание "Воображаемого разговора с Александром I"
Входимость: 1. Размер: 89кб.
Часть текста: распечатанное полицией письмо Пушкина к кому-то из его друзей, где он непочтительно говорил о библии и о ее «авторе» — Святом Духе, сравнивая его с другими, земными писателями. До нас дошел только отрывок этого письма: « ... читая Шекспира и Библию, святый дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гёте и Шекспира». Далее в этом же письме Пушкин признавался в своем атеизме, которому он обучается у «глухого философа-англичанина», исписавшего «листов 1000, чтобы доказать невозможность бытия разумного существа, являющегося создателем и промыслителем, мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души». (Предпоследняя часть фразы в подлиннике по-французски: « ... qu'il ne peut exister d'être intelligent Créateur et régulateur».) «Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, — прибавляет Пушкин, — но, к несчастью, более всего правдоподобная». Сопоставляя свою новую ссылку в глухую деревню без права выезда с южной ссылкой, вызванной действительным участием его в политической борьбе, сочинением и распространением антиправительственных,...
5. Шубин Б.М.: Дополнение к портретам. Скорбный лист, или история болезни Александра Пушкина. Глава 8
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: Федорович постоянно носил эту форму - не самую удобную для общения с больными. Кивком поздоровался со всеми и молча подошел к постели Пушкина. Тревожные взоры были устремлены на знаменитого доктора, склонившегося над раненым поэтом. Многоопытный хирург, оказывавший помощь раненым в 30 боевых сражениях, он сразу оценил безнадежность положения. Привычная "маска" врача - добродушная улыбка - сползала с его круглого лица. Пушкин, этот проницательнейший из людей, мог и не задавать вопроса. Но он спросил, что думает Николай Федорович о его ранении. И убеждал отвечать откровенно, так как любой ответ его не испугает. Ему необходимо знать правду, чтобы успеть сделать важные распоряжения. А. Аммосов со слов К. К. Данзаса записал эту сцену: "Если так, - ответил ему Арендт, - то я должен вам сказать, что рана ваша очень опасна и что к выздоровлению вашему я почти не имею надежды". Пушкин благодарил Арендта за откровенность и просил только не говорить жене. Прощаясь, Арендт объявил Пушкину, что по обязанности своей он должен доложить обо всем случившемся государю. Пушкин ничего не возразил против этого, но поручил только Арендту просить от его имени не преследовать его секунданта. Уезжая, Арендт сказал провожавшему его в переднюю Данзасу: "Штука скверная, он умрет". Однако прежде, чем уйти, Арендт сделал простейшие назначения больному: абсолютный покой, холод на живот и холодное питье, что тут же принялись исполнять, благо была зима и льда было предостаточно. Возможно, тогда же, боясь усилить внутреннее кровотечение, он отменил зондирование раны. Манипуляция эта заключалась в том, что хирург, не расширяя входного отверстия пулевого канала, с помощью специальных пулеискателей (род пинцетов или зажимов различной величины и формы) пытался...
6. Тыркова-Вильямс А.: Жизнь Пушкина. Том 1. 1799-1824. Глава XXXIII. Давид и Голиаф
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: этого столкновения двух характеров, весьма любопытного для психолога и исследователя жизни поэта, но для Пушкина очень нелегкого. С одной стороны – сиятельный меценат, с внешним обличьем просвещенного аристократа, с низкой душой мелкого, холодного, не стесняющегося в средствах карьериста. С другой стороны – зачисленный в его свиту ссыльный, безденежный молодой человек, находящийся под надзором полиции. Но к голосу этого двадцатичетырехлетнего коллежского секретаря уже прислушивается вся Россия. С его именем уже связывают царственное слово – гений. И сам он меньше всего мыслит себя чиновником, требует уважения и к себе и к своему поэтическому призванию. Вся природа, все существо Пушкина бунтовали против какого бы то ни было покровительства, против зачисления в чью бы то ни было свиту. Позже он так же взбунтуется против зачисления в свиту Царя, только с еще более унизительным чувством бессилия. Пушкин умел вызывать к себе длительную приязнь, нежную дружбу, страстную любовь. Но он далеко не всем нравился, далеко не всем был приятен. Были люди, в которых он вызывал тягостное раздражение, неприязнь, даже прямую злобу. Иногда это были мучительные расхождения, очень нелегкие для его впечатлительной, приветливой души. Так было с...
7. С. Франк. Религиозность Пушкина
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: почти еще не ставилась 1 . Между тем, это есть тема величайшей важности не только для почитателей Пушкина: это есть в известном смысле проблема русского национального самосознания. Ибо гений - и в первую очередь гений поэта - есть всегда самое яркое и показательное выражение народной души в ее субстанциальной первооснове. Можно прямо сказать: если бы имело основание обычное пренебрежительное и равнодушное отношение к этой теме, - в основе которого, очевидно, сознательно или бессознательно, лежит ощущение, что у Пушкина нельзя найти сколько-нибудь яркого, глубокого и своеобразного религиозного чувства и мироощущения - то было бы поставлено под серьезное сомнение само убеждение в религиозной одаренности русского народа. В действительности, однако, это господствующее отношение, каковы бы ни были его причины, совершенно неосновательно. В безмерно богатом и глубоком содержании духовного мира Пушкина религиозное чувство и сознание играет первостепенную роль. Не пытаясь здесь исчерпать этой темы, я хотел бы схематически наметить некоторые основные мотивы, в ней содержащиеся. Во избежание недоразумений, я с самого начала хотел бы подчеркнуть, что предлагаемый краткий очерк посвящен исследованию религиозной мысли или религиозного содержания духовной жизни и творчества Пушкина и не касается общего религиозного духа его поэзии. Это - очень существенное ограничение. Пушкин есть, конечно, прежде всего поэт, как обыкновенно говорится, "чистый поэт". Но "чистый поэт", вопреки обычному мнению, есть не существо, лишенное духовного содержания и чарующее нас только "сладкими звуками", а дух, который свое основное жизнечувствие, свою интуитивную мудрость передает в некой особой поэтической форме. Исследование религиозного духа поэзии Пушкина во всей его глубине и в его истинном своеобразии требовало бы эстетического анализа его поэзии - анализа, который был бы "формальным" в...
8. Чулков Г.И.: Жизнь Пушкина. Глава седьмая. Одесса. Часть III
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: трели «Бахчисарайского фонтана», а дивная поэма, исполненная мудрости и силы, поэма о нравственной ответственности человека. Идейная зрелость этой поэмы удивительна. Пушкину в это время было двадцать пять лет, но «Цыганы» обеспечили ему первое место в русской литературе двадцатых годов не только по мастерству стиха, но и по глубине замысла, по значительности темы и по оригинальности в разрешении поставленной задачи. Если замысел поэмы сложился у Пушкина под влиянием Жан Жака Руссо, то трактовка его идеи приобрела в поэме совсем особый смысл, независимый от сентиментальных мечтаний великого утописта. Главная мысль поэмы не в том, что обществу, испорченному ложной цивилизацией, противопоставлен идиллический быт первобытной общины, а в том, что индивидуализм Алеко, который «для себя лишь хочет воли», терпит нравственное осуждение, как попытка снять с себя ответственность за все, отказаться от «круговой поруки». Своеволию частного человека противопоставлена идея общественности, но сама «цыганская» общественность нисколько не идеализирована: Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны! И под издранными шатрами Живут мучительные сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. Будучи в Кишиневе, Пушкин знал многих цыган. Однажды он поехал в местечко Юрчены, где расположился цыганский табор. Дочь були-башу, то есть старосты, была красавица. Ее звали Земфирой. Она одевалась по-мужски, носила цветные шаровары, вышитую молдавскую рубаху и баранью шапку. Пушкин влюбился в красавицу. Он поселился в шатре. С Земфирой он не расставался. Она не говорила по-русски. Поэтому они молча бродили или сидели в поле обнявшись. Однажды Земфира пропала. Она убежала с молодым цыганом. Пушкин поскакал в Варзирешты в...
9. Гессен А. И.: "Все волновало нежный ум...". Пушкин среди книг и друзей. "Bсе в жертву памяти твоей... "
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: памяти твоей... " "Bсе в жертву памяти твоей..." В январе 1834 года Пушкин получил, письмом В таких конвертах поэт получал десять лет тому назад, осенью 1824 года письма из Одессы. Они всегда волновали его... Пушкин посмотрел на подпись. Она была неразборчива. Но по почерку узнал, от кого эти строки. С каким нетерпением он, бывало, ожидал ее писем, когда высланный из Одессы, оказался в Михайловском. Судорожно сжимая их в руках, он уходил в свою комнату и запирался, чтобы никто не мешал ему беседовать с той, которая оставила большой и глубокий след в его сердце. Потом одно за другим сжигал их: Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. И вот письмо от нее. От "дальней подруги". Через десять лет после волнующих, страстных и сладостных одесских переживаний и михайловских писем... Пушкин читает написанные знакомой рукою строки, и перед ним встает ее образ. Образ обаятельной "принцессы Бельветриль" - так поэт любил называть ее, когда, глядя на море, она повторяла вслед за ним строки из баллады Жуковского...
10. Скабичевский А. М.: Пушкин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава IV. Пребывание А. С. Пушкина на юге
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: скакал он в страшную жару на перекладных по так называемому белорусскому тракту (на Могилев и Киев). В половине мая он приехал в Екатеринослав и с письмом от графа Каподистрии явился к своему новому начальнику, Инзову. Не успел он еще оглядеться в своей новой обстановке, как занемог: простудился, купаясь в Днепре, и схватил сильную лихорадку. Положение его было очень незавидное. В полном одиночестве он лежал в скверной избенке на дощатом диванчике, небритый, бледный, худой. В таком виде застали его петербургские знакомые, Раевские, проезжавшие через Екатеринослав на Кавказ. Николай Николаевич Раевский, ветеран 12-го года, командовавший в то время 4-м корпусом Первой армии, по просьбе сына своего, принял большое участие в положении больного поэта и решился взять его с собою на Кавказ. Инзов не стал этому препятствовать и уволил своего чиновника в отпуск на несколько месяцев. Таким образом, Пушкин прожил в Екатеринославе всего две недели, и от этого города остался в его поэтической памяти один только образ: два скованных разбойника, убежав из екатеринославской тюрьмы, спаслись в цепях вплавь по Днепру. Это происшествие послужило впоследствии темою для известной поэмы Пушкина “Братья разбойники”. С Раевским ехали на Кавказ, кроме сына Николая и военного врача Рудыковского, две младшие дочери его – Мария и Софья, гувернантка их, мисс Маттен, и компаньонка. Нужно ли говорить о том, что эта поездка на Кавказ весьма живительно повлияла и на тело, и на дух поэта. Он выздоровел от своей болезни, и в то же время кавказская природа сильно подействовала на его воображение и дала могучий толчок его творчеству. Уже во время этой поездки была задумана Пушкиным поэма “Кавказский пленник” под живыми впечатлениями кавказского края. “Два месяца жил я на Кавказе, – рассказывает Пушкин в письме своем к брату, писанном вскоре после...