Поиск по творчеству и критике
Cлово "MODO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Гессен А.И.: Набережная Мойки, 12. Глава девятая. Экспозиция "Современника"
Входимость: 2. Размер: 19кб.
2. Гессен А. И.: "Все волновало нежный ум...". Пушкин среди книг и друзей. Кавалерист-девица Н. А. Дурова
Входимость: 2. Размер: 22кб.
3. Предисловие к запискам Н. А. Дуровой
Входимость: 2. Размер: 3кб.
4. Домик в Коломне
Входимость: 2. Размер: 23кб.
5. Путеводитель по Пушкину (словарь). Буквы "ДЖ"-"ДЮ"
Входимость: 2. Размер: 49кб.
6. Шапир М. И.: Семантические лейтмотивы ирои-комической октавы. (Байрон — Пушкин — Тимур Кибиров)
Входимость: 2. Размер: 48кб.
7. Гессен А. И.: Жизнь поэта. Глава восемнадцатая. Петербург. 1836
Входимость: 2. Размер: 46кб.
8. Войтехович Р.: О горацианском претексте "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... "
Входимость: 1. Размер: 15кб.
9. Тынянов Ю.Н.: "Пушкин". Часть вторая. Лицей. Глава десятая
Входимость: 1. Размер: 48кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Гессен А.И.: Набережная Мойки, 12. Глава девятая. Экспозиция "Современника"
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: Пушкин приехал из Москвы и вернулся к работе над "Современником". Журналу в бывшей столовой квартиры-музея посвящена отдельная экспозиция. На видном месте - отзыв о "Современнике" В. Г. Белинского: "Современник" есть явление важное и любопытное сколько по знаменитости имени его издателя, столько и от надежд, возлагаемых на него одной частию публики, и страха, ощущаемого от него другою частию публики". Мы знакомимся в экспозиции с теми, кто окружал Пушкина - редактора и издателя "Современника" - и с кем ему приходилось встречаться в то время. Здесь все друзья и товарищи по работе: Гоголь, Жуковский, Александр Тургенев, Вяземский, Языков, Тютчев, Кольцов, Одоевский, Козловский, Султан Газы-Гирей и другие. Среди их портретов мы видим акварель неизвестного художника, напоминающую по композиции фрагмент известной картины художника Черкецова "Парад на Марсовом поле", на котором изображены Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич. Галерея 1812 года И здесь же - автопортрет Пушкина на приготовленной им для "Современника" рукописи. * * * Особо отражены в экспозиции герои 1812 года - М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли, Денис Давыдов и кавалерист-девица Н. А. Дурова. Пушкин очень интересовался вопросами истории, вопросами русской истории в...
2. Гессен А. И.: "Все волновало нежный ум...". Пушкин среди книг и друзей. Кавалерист-девица Н. А. Дурова
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Часть текста: Вашего, спешу сказать, что заставило меня писать к Вам: у меня есть несколько листов моих записок; я желал бы продать их, и предпочтительно Вам. Купите, Александр Сергеевич! Прекрасное перо Ваше может сделать из них что-нибудь весьма занимательное для наших соотечественников, тем более, что происшествие, давшее повод писать их, было некогда предметом любопытства и удивления. Цену назначьте сами; я в этом деле ничего не разумею и считаю за лучшее ввериться Вам самим, Вашей честности и опытности... Преданный слуга ваш Александров ". "Происшествие", вызывавшее некогда любопытство и удивление,- замечательный героический подвиг кавалерист-девицы Надежды Андреевны Дуровой, сражавшейся во время Отечественной войны 1812 года в рядах русской армии под именем офицера Конно-Польского уланского полка Александрова. Рукопись, о которой шла в письме речь, Пушкин получил через брата Дуровой и незамедлительно ответил ему. "Сейчас прочел переписанные "Записки": прелесть! живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомнителен... Я издаю журнал; во второй книжке оного (то есть в июле месяце) напечатаю я "Записки о 12 годе" (все или часть их) и тотчас перешлю Вам деньги по 200 рублей за лист печатный... "Полные записки", вероятно, пойдут успешно после того, как я о них протрублю в...
3. Предисловие к запискам Н. А. Дуровой
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Часть текста: к запискам Н. А. Дуровой ПРЕДИСЛОВИЕ К ЗАПИСКАМ Н. А. ДУРОВОЙ Modo vir, modo foemina. Ov. <см. перевод> В 1808 году молодой мальчик, по имени Александров, вступил рядовым в Конно-Польский Уланский полк, отличился, получил за храбрость солдатский георгиевский крест и в том же году произведен был в офицеры в Мариупольский Гусарский полк. Впоследствии перешел он в Литовский Уланский и продолжал свою службу столь же ревностно, как и начал. По-видимому всё это в порядке вещей и довольно обыкновенно; однако ж это самое наделало много шуму, породило много толков и произвело сильное впечатление от одного нечаянно открывшегося обстоятельства: корнет Александров был девица Надежда Дурова. Какие причины заставили молодую девушку, хорошей дворянской фамилии, оставить отеческий дом, отречься от своего пола, принять на себя труды и обязанности, которые пугают и мужчин, и явиться на поле сражений — и каких еще? Наполеоновских! Что побудило ее? Тайные, семейные огорчения? Воспаленное воображение? Врожденная, неукротимая склонность? Любовь?.. Вот вопросы, ныне забытые, но которые в то время сильно занимали общество. Ныне Н. А. Дурова сама разрешает свою тайну. Удостоенные ее доверенности, мы будем издателями ее любопытных записок. С неизъяснимым участием прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным. Надежда Андреевна позволила нам украсить страницы «Современника» отрывками из журнала, веденного ею в 1812—13 году. С глубочайшей благодарностию спешим воспользоваться ее позволением. Издатель. Переводы иноязычных текстов То мужчина, то женщина, Овидий. (Латин.) Примечания ПРЕДИСЛОВИЕ К ЗАПИСКАМ Н. А. ДУРОВОЙ Напечатано в...
4. Домик в Коломне
Входимость: 2. Размер: 23кб.
Часть текста: попробуем: слушай! Равняйтеся, вытягивайте ноги И по три в ряд в октаву заезжай! Не бойтесь, мы не будем слишком строги; Держись вольней и только не плошай, А там уже привыкнем, слава богу, И выедем на ровную дорогу. V Как весело стихи свои вести Под цифрами, в порядке, строй за строем, Не позволять им в сторону брести, Как войску, в пух рассыпанному боем! Тут каждый слог замечен и в чести, Тут каждый стих глядит себе героем. А стихотворец... с кем же равен он? Он Тамерлан иль сам Наполеон. VI Немного отдохнем на этой точке. Что? перестать или пустить на пе?.. Признаться вам, я в пятистопной строчке Люблю цезуру на второй стопе. Иначе стих то в яме, то на кочке, И хоть лежу теперь на канапе, Всё кажется мне, будто в тряском беге По мерзлой пашне мчусь я на телеге. VII Что за беда? не всё ж гулять пешком По невскому граниту иль на бале Лощить паркет или скакать верхом В степи киргизской. Поплетусь-ка дале, Со станции на станцию шажком, Как говорят о том оригинале, Который, не кормя, на рысаке Приехал из Москвы к Неве-реке. VIII Скажу, рысак! Парнасский иноходец Его не обогнал бы. Но Пегас Стар, зуб уж нет. Им вырытый колодец Иссох. Порос крапивою Парнас; В отставке Феб живет, а хороводец Старушек муз уж не прельщает нас. И табор свой с классических вершинок Перенесли мы на толкучий рынок. IX Усядься, муза; ручки в рукава, Под лавку ножки! не вертись, резвушка! Теперь начнем. — Жила-была вдова,...
5. Путеводитель по Пушкину (словарь). Буквы "ДЖ"-"ДЮ"
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Часть текста: эпохи. ДЖИГИТ — у кавказских горцев: искусный наездник и смелый воин. ДИАНА (греч. Артемида) — древнеримская богиня луны, с которой она часто отожествляется («бледная Д.»); она также покровительствовала охотникам (см. Ендимион). DIATRIBE DU DOCTEUR AKAKIA (Диатриба доктора Акакия) — брошюра Вольтера (1751), направленная против Мопертюи, президента Берлинской академии; в ней Вольтер жестоко высмеивает некоторые странные взгляды Мопертюи. Брошюра по распоряжению короля Фридриха была сожжена, что послужило причиной отъезда Вольтера из Берлина. ДИБИЧ Ив. Ив. (Иоганн Антон) — барон, генерал-фельдмаршал (1785—1831). Жил до 1801 г. в Германии. Выдвинулся в кампанию 1812 г. В качестве аракчеевского любимца являлся одним из приближенных и влиятельных при Александре I лиц и одним из крайних проводников и представителей реакционной политики. В качестве начальника гл. штаба косвенно участвовал в организации и осуществлении слежки за П. и административных нажимов по отношению к нему. Об усиленном интересе Д. к личности П. свидетельствует его запрос от 14 нояб. 1824 г. к министру...
6. Шапир М. И.: Семантические лейтмотивы ирои-комической октавы. (Байрон — Пушкин — Тимур Кибиров)
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Часть текста: de modèle. Vous ne savez donc pas qu’il imitait Pulci? A. de Musset, «Namuna» 1.  Считается, что начало ирои-комической октаве у нас положил Пушкин: именно ему принадлежит первая русская поэма, написанная этой строфой, — шуточная стихотворная повесть «Домик в Коломне» (1830). Но у Пушкина, как известно, были предшественники: «Форма повести — пятистопный ямб в октавах, — ее характер и построение были подсказаны Пушкину английскими образцами — октавами Байрона в поэме „Дон-Жуан“ и шутливой повести „Беппо“, а в еще большей степени, как показало исследование Н. В. Яковлева, — поэмами в октавах Барри Корнуолла: „Диего де Монтилла. Испанская повесть“, „Гигес“ и другими» (Измайлов 1971: 106). Сказанное верно лишь отчасти. Н. В. Яковлеву (1917: 7—16; ср. Кружков 2001: 90—92) действительно удалось установить значимые схождения между «Домиком в Коломне» и Корнуоллом. Первым делом это касается самого жанра шуточных поэм, их ирои-комической ( mock-sublime ) стилистики, перемешивающей высокое с низким, веселое с грустным, серьезное с шуткой и т. д. Корнуолл и Пушкин с насмешкой обращаются к музам, иронически упоминают Феба, Парнас и Кастальский ключ. Много общего у них и в манере повествования: поначалу поэты долго не переходят к делу, «заставляя» читателя ждать напрасно (5: 381) 1 . Рассказ ведется непринужденно, с частыми отступлениями; как и у Пушкина, эротический сюжет «Гигеса» («Gyges») не лишен анекдотичности и венчается пародийной моралью. Еще больше русскую поэму с английскими сближает рефлексия над стихотворной формой. Оба поэта с первых строк сетуют на трудность строфы, однако надеются с ней управиться: I’ve often thought that if I had more leisure       I’d try my hand upon that pleasant rhyme, The old «ottava rima,»...
7. Гессен А. И.: Жизнь поэта. Глава восемнадцатая. Петербург. 1836
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Часть текста: о журнале, в котором, как писал Гоголь, «могли бы помещаться статьи более обдуманные и полные, чем какие могут быть в еженедельниках и ежемесячниках, где сотрудники, обязанные торопиться, не имеют даже времени пересмотреть то, что написали сами...». В тот вечер Вяземский прочитал письмо А. И. Тургенева из Парижа о крупнейших зарубежных политических и культурных событиях. Письмо это восхитило Пушкина. Раздались голоса: - Жаль, что нет журнала, куда бы выливать весь этот кипяток, сочный бульон из животрепещущей утробы настоящего!.. В начале 1836 года издание журнала, по типу английских трехмесячных обозрений, было Пушкину разрешено. * * * Автограф А. С. Пушкина на обложке второго тома «Современника» за 1836 год. Так родился «Современник». Пушкину позволено было выпустить в 1836 году четыре тома чисто литературных, исторических и ученых статей, также критических разборов русской и иностранной словесности. Министр народного просвещения Уваров тогда же предложил председателю петербургского цензурного комитета Дондукову-Корсакову вести за журналом Пушкина особое наблюдение. Опека над «Современником» этих двух реакционных деятелей не предвещала ничего хорошего. «Дундука» Пушкин заклеймил недавно острой эпиграммой, а с Уваровым у него были старые счеты. Этот бывший член «Арзамаса», не так давно учтиво сопровождавший Пушкина на лекцию профессора Давыдова в Московском университете, вступил на путь реакции и стал врагом поэта. В те дни был тяжело болен граф Д. Я....
8. Войтехович Р.: О горацианском претексте "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... "
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: связи с текстами-предшественниками: одами Державина и Горация. Рассмотрим эти элементы. Начнем с эпитета "нерукотворный". Известно суждение П. А. Вяземского, который упрекнул Пушкина в его использовании: "А чем же писал он стихи свои, как не рукою? Статуя ваятеля, картина живописца так же рукотворны, как и написанная песнь поэта" (Вяземский; VIII, 333). Это свидетельство косвенно доказывает, что для современника Пушкина ассоциация со "Спасом Нерукотворным" не была обязательна. В той же плоскости, хотя и с противоположными выводами, рассуждает о семантике эпитета "нерукотворный" Ю. М. Лотман: "Само подчеркивание, что памятник нерукотворный , выделяет значимость рукотворности как естественного свойства знаков памяти" (Лотман; 536-537). Напомним в этой связи одно место из Горация (в оде IV, 8), где поэзия называется более долговечной, чем письмена , вырезанные в мраморе (incisa notis marmora publicis). Другими словами, поэзия - не то, что создается руками. В послании I, 19 Ad Librum Suum, отчасти пародирующем оду III, 30, Гораций откровенно иронизирует над способностью книги быть знаком памяти. Пушкин процитировал это послание в наброске отзыва на трагедию Олина (XI, 65). Использовав эпитет "нерукотворный", Пушкин избавился от необходимости давать характеристику прочности памятника и заменил ее лаконичной характеристикой тропы, ведущей к нему: "не зарастет" (возможна перекличка с мотивом "возрастания" ( crescam ) славы во второй строфе оды Горация). За счет этого развернута характеристика высоты , и здесь Пушкин опирается на оду I, 1 ("К...
9. Тынянов Ю.Н.: "Пушкин". Часть вторая. Лицей. Глава десятая
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: так и он делал смотр своим товарищам, друзьям. Он составил и список их: поэты - ленивец Дельвиг, любезный Илличевский, сиятельный повеса Горчаков, Броглио, давний друг Пущин, забавник Яковлев, хват, казак Малиновский, Корсаков, певший его "Измены", и под конец Вильгельм. Он воображал в голой комнате пир, лицейский пир, и две строфы были уже готовы. Они вполне вытеснили из его памяти злосчастную, отверженную, бешеную сатиру; он никогда ее не писал. К вечеру пришли его проведать Пущин и Кюхельбекер. Вольности лицейские продолжались, и Фролов с этим примирился. Он махнул рукой: заведение было статское, а не военное, и неизвестно, для чего молодые люди предназначались. У многих качества были хорошие: Пушкин фехтует изрядно, Вальховский держит строй, Матюшкин внемлет дисциплине. Из них, по мнению Фролова, со временем мог бы быть толк. Горчаков строя не держит, прирожденный штатский, шалбер, шенапан, но умен, как Алкоран. Дурного мнения он был только о Кюхельбекере. - Помилуйте, - хрипел он, - да ...