Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буквы "ДЖ"-"ДЮ"

ДЖАННИ ФРАНЧЕСКО (Gianni) (1760—1822) — итальянский поэт-импровизатор, автор «Sonetto sopra Giuda», который П. очень близко перевел (через посредство французского перевода) стихами: «Как с древа сорвался предатель ученик».

ДЖЕФФРИ Френсис — англ. публицист и критик (1773—1850) — основатель и редактор журн. «Эдинбургское обозрение», проводившего программу партии вигов (конституционной). П. следил за этим журналом (в его биб-ке находились 6 тт. «Избранных статей» из «Эдинбургского обозрения»). А. В. Дружинин нашел даже возможным считать, что из пушкинских «записок, мелких статей» «мы изредка почерпаем выражения, явно заимствованные из светлых критических статей Джеффри» и других журналистов эпохи.

— у кавказских горцев: искусный наездник и смелый воин.

— древнеримская богиня луны, с которой она часто отожествляется («бледная Д.»); она также покровительствовала охотникам (см. Ендимион).

— брошюра Вольтера (1751), направленная против Мопертюи, президента Берлинской академии; в ней Вольтер жестоко высмеивает некоторые странные взгляды Мопертюи. Брошюра по распоряжению короля Фридриха была сожжена, что послужило причиной отъезда Вольтера из Берлина.

ДИБИЧ Ив. Ив. (Иоганн Антон) — барон, генерал-фельдмаршал (1785—1831). Жил до 1801 г. в Германии. Выдвинулся в кампанию 1812 г. В качестве аракчеевского любимца являлся одним из приближенных и влиятельных при Александре I лиц и одним из крайних проводников и представителей реакционной политики. В качестве начальника гл. штаба косвенно участвовал в организации и осуществлении слежки за П. и административных нажимов по отношению к нему. Об усиленном интересе Д. к личности П. свидетельствует его запрос от 14 нояб. 1824 г. к министру нар. просвещения о личности только что прибывшего в Петербург Льва Пушкина; этот запрос не остался тайной для поэта, который рассказывал Пущину, «будто бы император Александр ужасно перепугался, найдя его фамилию в записке коменданта о приезжающих в столицу, и тогда только успокоился, когда убедился, что не он приехал, а брат его Левушка». Д. же подтверждал в 1825 г. предписание псковскому губернатору Б. А. фон Адеркасу «иметь наблюдение за поведением и разговорами г. Пушкина»; ему докладывали о новых произведениях П., их издании и распространении в обществе; он по приказу Николая вызывал П. в 1826 г. из Михайловского в Москву (через фельдъегеря). Позднейшее участие Д. в государственных и военных событиях могло только усилить неприязнь к нему со стороны П. и его круга. Такова его роль в отставке Ермолова: медленность и нерешительность во время турецкой кампании, ведшейся главным образом по планам Д., в 1829 г. назначенного главнокомандующим. Стихотворение П. «Олегов щит» явилось выражением недовольства части общества тактикой Д., который, имея возможность занять Константинополь, не сделал этого. Еще большее неудовольствие вызвало затяжное и бездарное ведение Д. польской войны. 6 сент. 1831 г. П. заносит в свой дневник мнение Жомини о действиях Д. Безнадежное отношение к тому положению, в которое поставил Д. русскую армию, а с ней и империю, нашло выражение в стихотворении П. «Перед гробницею святой». При известии о смерти Д. (29 мая 1831) в письме от 11 июня 1831 П. пишет: «О смерти Дибича горевать, кажется, нечего. Он уронил Россию во мнении Европы и медленностию успехов в Турции, и неудачами против польских мятежников» и в другом письме: «потеря Дибича должна быть чувствительна для поляков».

— стихотворные произведения, имеющие задачей сообщение читателям каких-либо сведений или наставлений; поучительные стихи. Д. поэзия получила широкое развитие в конце XVIII в. в форме описательных, философских и т. п. поэм. Романтики отрицали дидактическую поэзию.

— см. Дидро.

—1837) — балетмейстер петербургского балета (с 1801 по 1830), реформировавший балет (в области костюма, постановок и сюжета балетов) и придавший ему особый блеск и увлекательность. Д. сочинил и поставил несколько десятков балетов, среди них «Кавказский пленник» на сюжет поэмы П. (январь, 1823). В этом балете роль черкешенки исполняла Истомина.

ДИДРО (У П. встречается написание Дидерот, Дидрот) Дени (1713—1784) — знаменитый франц. писатель, энциклопедист, выходец из ремесленной среды. Д. обладал свежестью, смелостью и новизной мысли, что выразил в своих «Мыслях» и в статьях в Энциклопедии (см.). Рационалист, позднее материалист, Д. был проповедником свободы личности и мысли, правды в социальных отношениях и поборником реализма в искусстве. Его художественные произведения (повести, романы) часто бывали орудием борьбы против лицемерия. Екатерина II переписывалась с Д. и в 1773 г. сумела уговорить его приехать в Россию. П. читал мемуары Д. (о чем писал жене в 1832 г.); в библиотеке у него было Собрание сочинений Д. в 20 томах (изд. 1821 г.). П. называет «пылкого Д.» «самым ревностным из апостолов Вольтера»; в 1836 г. в статье о Радищеве П. говорит о «политическом цинизме» Д. Первоначально П. думал вывести Д. в «Капитанской дочке».

— см. Дорога.

ДИОГЕН (V в. до н. э.) — древнегреческий философ, практический выразитель школы циников. Циники (иначе киники) считали целью жизни добродетель, а выражение добродетели видели в аскетизме. Диоген в жизни последовательно проводил свои идеи. О нем сохранилось много рассказов, отчасти легендарных. Так, говорили, что он жил в бочке, почитая дом за роскошь.

ДИОРАМА — модное в 20-х и 30-х годах зрелище в Париже, состоявшее в показе особым образом написанных картин, которые под влиянием различного освещения производят различный эффект; обычной темой картин были пейзажи, виды городов (в 1830 году в диораме показывали вид Петербурга) и т. п. Предпринимателем и автором картин был художник Дагерр, изобретатель фотографии. При П. была открыта д. в Петербурге художником Палацци.

— название реки, о которой пишет гр. И. Потоцкий на основании ошибочного понимания одного места Плиния (Hist. Natur., VI, 11). По комментариям гр. И. Потоцкого, «единственным местом, к которому может быть отнесена фраза Плиния о Кавказских воротах (см.), является Дарьял»; «в таком случае река Дириодорис — Терек». Однако такое понимание слов Плиния: amne Dirio doris — невозможно. Все ученые, как современные, так и начала XIX в., в полном согласии с рукописями, читают «amne diri odoris», т. е. «рекой с дурным запахом». Таким образом, Дириодорис — осмысление непонятного выражения, заимствованное П. у Потоцкого.

— метатель диска, каменного или металлического круга, который применяли древние в своих состязаниях на силу и ловкость. П. разумеет знаменитую статую Д., исполненную афинским ваятелем Мироном (V в. до н. э.).

ДИССИДЕНТЫ — христиане не католического вероисповедания (православные и протестанты) в Польше XVI—XVIII ст.

—1837) — поэт. Начав службу 14 лет солдатом, Дмитриев дослужился до поста министра юстиции (1810—1814); выйдя в отставку, он жил на покое в Москве. Литературная деятельность Д. падает главным образом на 1791—1810 годы. Единомышленник и друг Карамзина, он был одним из главных представителей сентиментального стиля в русской литературе. Произведения его имели большой успех, в течение долгого времени его авторитет как одного из учителей молодого поколения поэтов начала XIX века стоял высоко. В стихах Д. современники ценили легкость, гладкость, изящество слога. Наибольшей известностью пользовались его басни, чаще всего вольно переведенные с французского (из Лафонтена, Флориана и др.), отличающиеся сентиментальной жеманностью при виртуозной отделке стиха. Легкая, шутливая сатира на нравы составляет содержание сказок Д. — «Воздушные башни», «Причудница», «Модная жена» (см. о последней посл. П. к В. Л. Пушкину), и др.), — популярных в свое время так же, как его сатиры («Чужой толк»; перевод послания Попа к Арбутноту; перевод сатиры Ювенала), эпиграммы, мадригалы и в особенности песни. Из других стихотворений Д. современники выделяли «К Волге» (П. не совсем точно цитирует три стиха из него в «Оде гр. Д. И. Хвостову»), «Ермак» (в этом стих. повествуется о подвигах Ермака в Сибири, в частности о пленении им Мегмет-Кула, вождя сибирских народов, — ср. у П. в посл. к В. Л. Пушкину), «Размышления по случаю грома», «Освобождение Москвы» (2 строки из этого стихотв. П. поставил эпиграфом к VII главе «Евг. Он.»). На старости лет Д. выпустил сборничек четверостиший — басенок, переведенных из Мольво («Апологи», 1825); П. приводит аполог «Светляк и Змея» в заметке о неблаговидности нападок на дворянство (1830). Только в 1866 г. были изданы полностью записки Д. «Взгляд на мою жизнь», также написанные в старости; отрывок из этих записок был помещен П. в «Истории Пугач. бунта». В юности П. под влиянием своих учителей и друзей относился к Д. почтительно. В свою очередь Д. рано оценил дарование П. (П. сам упоминает об этом дважды в стихотв. «К Жуковскому» и в VIII главе «Евг. Он.», в строфе II). Однако, когда вышла поэма «Русл. и Людм.», Д., отдавая должное «блестящей поэзии и легкости в рассказе» П., порицал в ней «чувственность» (так передает его отзыв «Сын Отеч.» 1820 г., ч. 65, № 43, стр. 115) и сказал, что следовало бы поставить к поэме эпиграфом видоизмененный стих Пирона (см.): «La mère en defendra la lecture à sa fille», т. е. «Мать запретила бы читать ее своей дочери». В 20-х годах П. стал относиться к поэзии Д. так же, как ко всей поэтич. школе, главой которой он являлся, — враждебно; манерность, подражательность Д., его салонный сентиментализм не удовлетворили его; он не сходился в этом отношении с Вяземским, автором статьи «о жизни и сочинениях Д.», высоко ставившим его творчество. Вместе с Языковым П. написал несколько пародий на апологи Д. Позднее П. благосклоннее относился к поэзии Д.; лично с ним он поддерживал лучшие отношения, посещал его, когда бывал в Москве, и посылал ему свои книги. Д. до самой смерти любил и ценил П.

ДМИТРИЙ — епископ Ростовский (1651—1709), составитель Четьих-Миней; ему приписывали также ряд духовных драм.

«ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ» — трагедия Озерова.

«ДМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ» — роман Булгарина.

ДМИТРИЙ царевич — сын Ивана Грозного от седьмой жены Марии Нагой, род. в 1581 году. После вступления на престол Федора Д. и вся семья Нагих были высланы в Углич. Здесь произошла его смерть 15 мая 1591 года при неясных обстоятельствах (см. Углич). Позднее появившиеся самозванцы утверждали, что в Угличе был убит не Д. Чтобы пресечь эти утверждения, Василий Шуйский, вступив на престол, велел перенести тело Д. в Москву. При этом Д. был объявлен святым.

«ДНЕВНИК» — политическая и литературная газета, проектированная П. в 1831 и 1832 г. Издание это, удовлетворяя потребности в независимой журнальной трибуне, особенно необходимой П. и его единомышленникам ввиду краха «Лит. Газеты» и обострения отношений с «Сев. Пчелой», должно было обеспечить и прочную материальную базу для поэта. Сближением П. с придворными сферами летом 1831 г. в Царском Селе и отсутствием у него принципиальных разногласий с курсом правительственной политики в пору ликвидации польского восстания и националистического подъема после отражения попыток иностранного вмешательства в русские дела объясняется тот практический компромисс, на который решился П. для получения согласия на «Д.» А. Х. Бенкендорфа и Фон-Фока. В частных письмах к последним, равно как и в официальной записке, представленной в III Отделение, П. выражал полную готовность подчинить указаниям высших цензурно-полицейских органов «направление политических статей» в будущей газете и «приблизить к правительству людей полезных, которые все еще дичатся, напрасно полагая его неприязненным к просвещению». Хлопоты о газете, начавшиеся летом 1831 г. (при поддержке Блудова, предполагавшего сделать «Д.» органом Мин. внутренних дел), затянулись до осени 1832 г., когда П. получил согласие Бенкендорфа на издание. Отсутствием денежных средств, необходимых для организации дела, а также потребностью в опытном техническом редакторе обусловлено было обращение П. к Н. И. Гречу, которого он приглашал войти соиздателем в будущую газету и оставить для этого «Сев. Пчелу». Переговоры с Гречем не увенчались успехом, и 16 сент. 1832 г. П. поручил обязанности ответственного редактора «Д.» Н. И. Тарасенко-Отрешкову, опытному дельцу, располагавшему некоторым капиталом, причастному к литературе и близкому к кругам III Отделения. В это время П. уже очень пессимистически расценивал свое предприятие, о котором собирался писать Погодину: «Какую программу хотите вы видеть? Часть политическая — иностранные известия, переведенные из «Journal de st. Pétersbourg» — елико возможно бесцветно, без движения, без цели. Внутренние известия — о дождях, об урожае etc. Разные известия о курсе, о приезжающих и уезжающих, о спектакле и проч. Литературная часть — критика иностранных и русских книг — мелкие статьи, удобопомещаемые на двух столбцах. И выйдет газета намного хуже «Северн. Пчелы». Между тем соглашение с Тарасенко-Отрешниковым лишало П. самостоятельности в будущем издании, материальные выгоды последнего, при отсутствии основного капитала и необходимости конкурировать с «Сев. Пчелой» оказывались также не очень значительными и вовсе не компенсировались двусмысленным положением официозного журналиста, на которое обрекал себя П. в случае напоминаний об осуществлении необдуманно взятых им на себя в 1831 г. идеологических обязательств, исполнить которые в условиях 1832—33 г. он уже не мог и не хотел. Поэтому, воспользовавшись тем, что выпуск «Д.» приходилось отсрочить до нач. нового года, П. от издания газеты решил отказаться. См. далее «Современник».

— сегодня, нынче (церк. -слав. слово, обычно употреблявшееся в поэзии при стилизации старинной книжной речи).

— имя одного из центральных героев русского богатырского эпоса; основные былины о нем связаны с преданиями о женитьбе князя Владимира (см.) и о насильственном крещении Новгорода.

ДОГАРЕССА — жена дожа.

— см. Дадон.

— высший правитель в республиках Генуэзской и Венецианской.

ДОЛГОРУКАЯ кн. Екат. Фед., рожд. кж. Барятинская (1769—1849) — дочь кн. Ф. С. Барятинского, убийцы Павла I, с 1786 г. жена кн. Василия Васильевича Долгорукова, овдовела в 1812 г., одна из первых красавиц своего времени, была в близких отношениях к кн. Потемкину-Таврическому.

—1823), кн. — поэт и мемуарист, автор ряда сатирических и шутливых произведений. «Обеденные» темы часто встречаются у Д. («Пир», «Приятелю», «И. Н. Классону», «Нечто для весельчаков»). Стих «Да щей горшок, да сам большой» («Путешествие Евгения Онегина» представляет переделку стиха Д. «Хоть щей горшок, да сам большой» («Соседу»). П., упоминая его стих. «Авось», назвал его «великородным стихоплетом» (в X гл. «Евг. Онегина»).

ДОЛГОРУКОВ кн. Вас. Вас. (1787—1858), в 1834 г. был исправл. должность президента придворной Конюшенной конторы.

—1848) — член Союза благоденствия. Он очень рано проявил осторожность и устранился от участия в тайных обществах, а потому в 1826 году не пострадал, подобно другим декабристам, и дослужился до чина генерал-лейтенанта.

—1865) — младшая дочь московского почт-директора А. Я. Булгакова, она вышла замуж в 1831 г. за кн. Александра Серг. Долгорукова (1809—1873), служившего чиновником при моск. военном губернаторе в звании камер-юнкера. П. восхищался ею и ценил в ней хозяйственные способности и умение быть внимательной к окружающим; живя в Москве, он неоднократно бывал у нее в доме.

ДОЛГОРУКОЙ кн. Як. Фед. (1659—1720) — один из деятелей царствования Петра I, с 1717 г. председательствовавший в Ревизион-коллегии и прославившийся своей честностью и прямотой, с какой он позволял себе выступать даже против Петра.

— турецкая длиннополая одежда с пуговицами на груди и узкими рукавами, надевалась сверх рубашки и панталон и опоясывалась шелковым или кашемировым поясом.

«ДОЛИНА АЖИТУГАЙ» — см. Султан Газы-Гирей.

ДОЛОМАН — гусарский короткий офицерский плащ-полукафтан с рукавами, носился внакидку на левом плече.

«ДОМИК В КОЛОМНЕ» — стихотворная повесть П., закончена в Болдине 9 октября 1830 года. К какому времени относятся первоначальные наброски этого произведения, неизвестно, так как до нас дошла только чистовая рукопись. Однако, судя по упоминанию этой вещи в письме П. к Плетневу от 9 декабря 1830 года, ее можно считать написанной целиком в Болдине. Из того же письма видно, что П. собирался печатать ее анонимно (ср. строфы, пропущенные в печати). Повесть эта является как бы ответом на нападки журналов (главным образом «Северной Пчелы») на то, что П. не пишет серьезных произведений («Северная Пчела» № 35, 22 марта 1830 г.). В виде протеста против требований воспевать успехи русских войск, П. написал шутливую поэму. Напечатана она была в 1833 г. в альманахе Смирдина «Новоселье» (вышла в свет 19 февраля). К. этому времени полемическая острота произведения была уже утрачена, и П. исключил строфы, в которых говорится о журналах. Строфы об анонимности также были устранены, так как повесть напечатана за полной подписью. В «Новоселье» повесть появилась с датой 1829 г., вероятно вымышленной. Быть может, в этой дате скрыт намек на год поездки на Кавказ, от которой журналы ожидали военных впечатлений. Кроме упомянутых строф, исключил П. и несколько начальных. В рукописи эти начальные строфы, датированные 5 октября, имеют приписку: «Сии октавы служили вступлением к шуточной поэме, уже уничтоженной». Эти строфы в рукописи не вполне отделаны. Отброшен в печати и эпиграф: «Modo vir, modo femina. Ov.» («То мужчина, то женщина», Овидий — «Метаморфозы» кн. IV, ст. 280). В январе 1832 года П. послал И. Киреевскому для помещения в журнале «Европеец» отрывок какой-то стихотворной повести. Отрывок этот не был напечатан, так как журнал был запрещен цензурой. Возможно, что этот отрывок и является обработкой данных строф, вместе с приведенным примечанием, которое оправдывало помещение подобного извлечения из целой вещи. Вторично при жизни П. «Д. в К.» был напечатан без перемен, во второй части «Поэм и повестей» (август 1835). В современной критике повесть П. не нашла оценки, если не считать нескольких кратких замечаний, по большей части отрицательных. Форма повести (особые строфы «октавы», манера шутливого рассказа с обширными отступлениями) заимствована П. у английских поэтов — Байрона («Беппо») и Бари Корноуля; эти поэты в свою очередь заимствовали форму октавы у итальянских поэтов (см. Октава).

— герой «Каменного гостя» — один из вариантов литературного типа Дон Жуана — женского обольстителя, безбожника и развратника. Легенда о Дон Жуане восходит к временам испанского средневековья и по своему содержанию являлась обличением нравов высшего дворянства XVI—XVII вв. Она подверглась литературной обработке у ряда авторов. П. сохранил все традиционные черты облика героя: любовный авантюризм, лицемерие, вероломство и религиозное вольномыслие.

«князь Дундук». кн. Мих. Алдр. (1794—1869) — попечитель Петербургского учебного округа, председатель Цензурного комитета. 7 марта 1835 г. Д., не имея никаких научных заслуг, был назначен вице-президентом Академии наук единственно по протекции гр. Уварова, как было с назначением и на прежние должности. Стихи «В академии наук» не только выпад против неучености Д., но и намек на интимную близость Д. с Уваровым. В дневнике того же 1835 г. П. говорит о Д., который «преследовал» его «своим цензурным комитетом».

ДОН ЖУАН — см. Дон Гуан.

«ДОН ЖУАН» — поэма Байрона (см.).

ДОН КИХОТ — см. Сервантес.

— см. Сервантес.

—1631) — английский поэт, произведения которого воскрешены были литературными гурманами первой четверти XIX ст.

ДОРА или ДОРАТ Жозеф (1734—1780) — французский поэт.

ДОРОГА — до появления железных дорог (первая ж. д. в России в 1837 г. начата постройкой при П.) путешествия совершались на лошадях. Дальние поездки на лошадях имели несколько подразделений: ездили , или Почтовые лошади нанимались по определенной таксе); — когда ямщики нанимались по вольной, договорной цене; — когда ехавший нанимал пару или тройку лошадей «от места до места» и на одних и тех же лошадях ехал всю дорогу; езда на долгих была действительно медленной, но обходилась дешевле езды «на почтовых». Помещики, не желавшие тратиться на наем вольных ямщиков, ехали «на долгих», в собственных экипажах и на своих лошадях: так, напр., ехала в Москву экономная помещица Ларина. В поездке на своих путники, не имея надобности в казенных, почтовых лошадях, совершенно не зависели от расположения почтовых станций, делали остановки там, где находили нужным. Желавший ехать на почтовых должен был получить В подорожной обозначались: маршрут, должность и фамилия ехавшего, по казенной или «почтовые» или «курьерские») и число лошадей. За почтовых лошадей взимались прогоны— по 10 коп., по трактам Московскому, Белорусскому, Ярославскому и др. — по 8 коп. и т. д. Число лошадей, отпускавшихся проезжающим соответственно их чину и званию, было строго регламентировано «высочайше утвержденными» расписаниями. «Особы 1-го класса» получали 20 лошадей. Прогоны ехавшим по казенной надобности выдавались по числу следуемых им лошадей. Пушкин, получивший по выходе из лицея чин коллежского секретаря (10-й кл.), а с 1831 г. — титулярного советника (13-й класс), имел право только на три лошади. Без подорожной нельзя было выехать за черту города, за шлагбаум кибитки, двуместные и четырехместные коляски, кареты, сани, пошевни и возки. Старинные путеводители самым удобным экипажем для русских дорог по летнему времени считали телегу, для зимы — сани с кибиткой, т. е. с навесом из кожи или рогожи, натянутой на дуги из прутьев. Сани с кузовом в виде кареты назывались — возок. Езда в возках была удобна и приятна по зимней гладкой дороге, но затруднительна по дороге, выбитой ухабами; низенькие, узкие, с маленькими окошками, возки часто падали. Дорожные кареты были громоздки, но комфортабельны; в них помещались постель, а во множестве ящиков и сумок разнообразные принадлежности для дороги. Лошади запрягались в громоздкие экипажи цугом, т. е. гуськом, по две или по три: 6—9 лошадей везли один экипаж. Экипажи заграничной работы («выписные»), не рассчитанные на российские колеи и рытвины, часто ломались. Дороги в России были исключительно плохи; наиболее удобным временем для поездок была зима. Строительство шоссейных дорог, начатое в 1816 г., продвигалось чрезвычайно медленно. В первую очередь была начата постройка шоссе между Петербургом и Москвой (Московское шоссе), продолжавшаяся семнадцать лет и оконченная в 1834 г. Для перемены лошадей и отдыха были устроены станционного смотрителя«высочайше изданным» правилам станционные смотрители, не имевшие никакого классного чина, «находясь при своих местах», пользовались «в ограждение обид» правами 14-го класса (чин коллежского регистратора). Станционный смотритель проверял подорожные, получал прогоны и отпускал лошадей, которых обычно не хватало, из-за чего возникали неизбежные споры с проезжающими. Лучшие станционные дома и гостиницы были выстроены на шоссе. В старинных путеводителях и «дорожниках» обычно указывалось, чем славится та или иная остановка, и рекомендовались наилучшие гостиницы. Картину сбора в путь и помещичьего обоза см. «Евг. Онег.», гл. VII, стр. 31 и сл. Даже у помещиков не слишком богатых число экипажей доходило до 10, в упряжке шло 45 лошадей, а прислуги было более сорока человек. В отдельной бричке ехала кухня с поваром, чтобы готовить обед на остановках. Неизбежной принадлежностью поездок был погребец — дорожный ларец с чайным и столовым прибором. Ехавших «по своей надобности», «обыкновенных проезжающих» по закону велено было возить не более 12 в. в час зимою, летом — не более 10, осенью — не более 8. Но, давая ямщикам на водку, можно было при езде днем и ночью проезжать по хорошей дороге до 200 верст в сутки. Обычная скорость езды была менее 100 верст в сутки. Исключительно быстро ездили только Для них полагалось иметь на почтовых станциях курьерских лошадей. Предельной скорости для фельдъегерей установлено не было, они обязаны были ездить «столь поспешно, сколько сие будет возможно». С устройством шоссейных дорог начало развиваться сообщение в дилижансах — многоместных каретах. С 1820 г. дилижансы —4½ суток. На места в дилижансах нужно было записываться заблаговременно в конторах дилижансов. Зимой в дилижансе помещалось 4 пассажира; летом шесть. Цена за проезд (Москва — Петербург) внутри кареты был 100 р., впереди — 75 р., сзади — 60 руб.

— сын генерала И. С. Дорохова, известного партизана 1812 г. Большую часть жизни провел рядовым, разжалованный за дуэли, в 1833 г. вышел в отставку, но в 1838 г. вновь вступил в армию. Убит в 1852 г. при схватке с чеченцами. Л. Н. Толстой описывал его в «Войне и мире» под именем Долохова. П. встретился с Дороховым во Владикавказе 11 августа 1829 г. и вместе с ним и М. И. Пущиным выехал через Екатериноград в Минеральные Воды («Пут. в Арзр.», гл. 5).

ДРАБАНТ — телохранитель, сопровождающий главнокомандующего на поле сражения. Д. как почетная стража явились первообразом гвардии. В России д. появились при Лжедмитрии, сперва из приведенных им поляков, потом из наемных иностранцев.

— конные воинские части, приспособленные к боевым действиям и в пешем строю.

пьесы 1821 г. сохранилось начало первой сцены и несколько набросков планов. Действующие лица пьесы названы именами тогдашних петербургских актеров. Это — небольшая комедия в стихах. Эта пьеса сочинялась П. в эпоху наибольшего обострения его революционных настроений. Почти к тому же времени — к 1822 году — относится другой незавершенный замысел — трагедия «Вадим» (см. т. III, стр. 448—449). Темой пьесы П. выбрал легендарное предание, сохранившееся в одной из летописей о новгородце Вадиме, который, защищая древние права свободного Новгорода, поднял восстание против поработителя славян варяжского князя Рюрика, но потерпел неудачу и погиб. До П. на тему о Вадиме, не считая «Исторического представления из жизни Рюрика» императрицы Екатерины II, была написана трагедия Я. Б. Кляжнина — «Вадим» (1793 г.). Среди «дум» Рылеева есть также стихотворение «Вадим». К этому же ряду оппозиционных, «гражданских» произведений о героическом мятежнике «Вадиме», восстающем против тирана, относилась и задуманная П. трагедия. В этой трагедии, согласно франц. трагической традиции, а также обычному приему самого П., интерес должен был двоиться между личной трагедией Вадима, Рогнеды и Громвала и политической темой пьесы. Отказавшись от выполнения этого драматического замысла, П. думал было использовать ту же тему для поэмы. В ранних драматических замыслах П. является еще верным учеником франц. классиков. Такой же характер носит следующий театральный замысел П., от которого остался только отрывок первой сцены («Насилу выехать решились из Москвы»), написанный характерным для франц. комедии разностопным («вольным») ямбическим стихом, каким написаны комедии Шаховского и Хмельницкого, а также «Горе от ума» Грибоедова.

После «Бориса Годунова» (если верна наша предположительная датировка) в конце 20-х годов он задумал большую пьесу из современной светской жизни в франц. стиле; от нее сохранилось начало и весьма сокращенные наброски плана («Она меня зовет...»). План настолько краткий, что не только почти не дает понятия о содержании, но даже и о том, комедией или драмой должна была быть эта большая пятиактная пьеса. Остается даже неясным, из русской или французской жизни эта пьеса; в плане у действующих лиц французские фамилии и имена, одно из этих имен сохранено и в написанном отрывке пьесы («Адель всегда одна...»), а между тем дело происходит, по-видимому, в Москве («Я нынче отыскал за мостом вдову с племянницей...»), а по черновому варианту («... за ») — в Петербурге. Если правильна ее датировка 1828 годом, то замысел этот совпадает по времени с работой П. над большой повестью или романом также из петербургской светской жизни (см. «В Коломне на углу маленькой площади...»), также не оконченной. Есть и кое-какие общие черты в сюжете этих двух произведений.

В 30-х годах мы видим двоякое направление драматургической деятельности П., во-первых, сохранилось начало какой-то пьесы из жизни французского высшего общества («Через неделю буду в Париже...»), написанное прозой, а до сих пор все пьесы Пушкин писал только в стихах, если не считать нескольких прозаических сцен в «Борисе Годунове». С другой стороны, П. в нескольких вариантах затевает большую драму на тему из западноевропейской средневековой истории с социальным уклоном. Сюда относится, во-первых, «план драмы о папессе Иоанне» (см.), а затем два в некоторых чертах сходных замысла пьесы, героем которых является молодой человек «низкого звания», влюбленный в знатную девицу и добивающийся ее руки. Первый из этих замыслов («От этих знатных господ...») сохранился в виде начала первой сцены (монолога тюремщика) и краткого плана. В этом плане социально-исторический момент выступает только как завязка личной драмы героя (сын палача, покидающий родителей и из любви к знатной девушке добивающийся дворянства, рыцарства). Между тем в ином варианте этого отброшенного замысла, так называемых «Сценах из рыцарских времен», социально-историческая тема — гибель рыцарства и торжество «мещан», вассалов — является не только широким фоном, на котором протекает личная драма героя, но и составляет настоящее содержание пьесы (см. «Сцены из рыцарских времен»).

«И ты тут был...») также касается той же темы — рыцарства и мещанства. Этот отрывок рассказа «кровельщика Гаспара Дика» — глуповатого, хитрого и подозрительного средневекового ремесленника — представляет собой, может быть, отрывок из пьесы о сыне палача или, что кажется вероятнее, — осколок какого-то незнакомого нам замысла.

— в религиозных представлениях греков — духи деревьев в форме прекрасных женщин.

ДРУЗ Нерон Клавдий (р. 38 г. до н. э., ум. 9 г. н. э.) — пасынок Августа, сын Ливии, второй жены Августа, отец Германика.

«ДРУЗЬЯМ» («Вчера был день разлуки шумной») — стихотворение написано после прощальной пирушки у Полторацких по случаю отъезда из Кишинева Кека. На пирушке пили из складных походных стаканов, вставлявшихся один вдругой. П. дали наружный — самый большой.

— сомнительный) — сомнительные произведения. В этот раздел в настоящем издании входит шестьдесят стихотворений. В двадцати трех из них самое авторство П. может быть заподозрено. Стихотворения эти самим П. не печатались, в его автографах не имеются и как пушкинские печатались или по неизвестным, или по недостаточно авторитетным копиям, или приписывались П. хотя и авторитетными лицами (И. И. Пущин, Ф. Ф. Матюшкин), но, как можно думать, ошибочно. Особняком стоят четыре стихотворения: «Tien et mien», «Расходились по поганому граду», «Воды глубокие» и «Надпись к воротам Екатерингофа». Несмотря на то что все они записаны рукой П., нельзя категорически утверждать, что они и сочинены им. Первое и третье может быть записью по памяти чужих стихотворений, второе — записью народной песни. Четвертое записано в дневнике П. без каких-либо пояснений, что как будто говорит за то, что стихотворение — его сочинения. Из остальных девятнадцати стихотворений впервые были опубликованы П. В. Анненковым в VII т. Собрания соч. Пушкина 1855—1857 гг.: «Вишня», «Пуншевая песнь», Эпиграмма на Карамзина («Послушайте, я сказку») и «Что-то грезит Баратынский»; в «Библ. Зап.» за 1858 г.: кн. Н. Н. Голицыным — «Надгробная надпись кн. А. Н. Голицыну» и неизвестным — «Про себя»; А. И. Герценом в «Полярной Звезде» на 1859 г.: «Встарь Голицын мудрость весил»; М. П. Погодиным в сб. «Утро», ч. III, М., 1859, эпиграмма на Карамзина («В его «Истории»; И. И. Пущиным в его воспоминаниях о П., напечатанных в «Атенее» в 1859 г. (№ 8), — «Блажен муж»; Н. В. Гербелем в кн. «Стихотворения А. С. Пушкина, не вошедшие в последнее собрание его сочинений», Берлин, 1861, — «Она тогда ко мне придет», На гр. Д. И. Хвостова («Сожаленье не поможет»), На Фотия («Полу-фанатик, полу-плут»), На кн. А. Н. Голицына («Вот Хвостовой покровитель»), Кж. С. А. Урусовой («Не веровал я троице доныне»), Гр. А. А. Орловой-Чесменской («Благочестивая жена») и «Разговор Фотия с гр. Орловой» («Внимай, что я тебе вещаю»); П. А. Ефремовым в Собр. соч. Пушкина изд. 1880—1881 гг. — «На гр. А. Е. Разумовского» («Ты слышал весть смешную») (со слов Ф. Ф. Матюшкина) и «Наденьке»; Н. Г. Молоствовым в «Рус. Арх.» за 1898 г. (№ 6) — «К портрету П. Х. Молоствова» и Н. В. Измайловым в «Сборнике Пушкинского Дома на 1923 год), Пгр., 1922, — «Двум Александрам Павловичам»». Вторую категорию стихотворений отдела «Dubia» составляют произведения, в принадлежности которых П. у нас нет оснований сомневаться, но имеющийся текст которых нельзя признать достоверным. Он, так же как и произведения первой категории, не был опубликован Пушкиным и не имеется в авторитетных копиях.

— двойной) — золотая монета XVI в., выпущенная Карлом V для испанских колоний в Латинской Америке.

«ДУБРОВСКИЙ». «Мне пришел в голову роман, и я, вероятно, за него примусь» — писал П. в конце сент. 1832 г.; 21 окт. он пометил начало романа, а 2 дек. писал из Петерб. П. В. Нащокину: «... первый том Островского кончен и на днях будет послан в Москву на твое рассмотрение и на критику г. Короткого. Я написал его в две недели, но остановился по причине жестокого рюматизма, от которого прострадал другие две недели, так что не брался за перо и не мог связать две мысли в голове». Рассказ Нащокина о процессе бедного дворянина Островского с соседом послужил отправным пунктом для пушкинского замысла; через знакомого Нащокина Д. В. Короткого, знавшего судопроизводство, достал П. выписку из подлинного дела сельца Новопанского, ему же как специалисту хотел показать роман. «Д.» вырос из интереса П. к разбойничьему сюжету, историческиму роману и проблеме социального протеста. В центре романа — внутриклассовое столкновение обедневших дворян Дубровских с выдвинутым дворцовым переворотом Троекуровым — любимый П. вопрос о расслоении русского дворянства. П. использовал в романе ряд традиционных положений романов о «благородном разбойнике», обычных в литературе французских и англ. романтиков, ближе всего подойдя к отдельным сюжетным положениям романов В. Скотта и Ш. Нодье. Как явствует из рукописи, особенно не удовлетворяли П. и подвергались усиленной правке мелодраматические места (например, сцены свиданий). Места же с историко-бытовым колоритом внушали опасения цензурного характера. Планы III части свидетельствуют о том, что П. не прекратил работы на дошедшем до нас тексте, а хотел вновь вернуться к изображению Островского-Дубровского уже на фоне Москвы, где его, по одному из замыслов, должен был выдать один из бывших его «людей» (положение, отдаленно напоминающее план романа о стрелецком сыне). Но изображения городского быта часто останавливали П. Историко-социальный роман он начал осуществлять иным путем — в «Капит. дочке». В единственной черновой рукописи «Д.», не имеющей заглавия, имеется ряд дат. Напр. в 6 главе: «8 ноября 1832 крест(ины) в(еликого) к(нязя) 2 ч. с ½»; последняя дата — «6 февр.» (1833 г.). Возможно, что в связи с бытовыми сценами «Д.» сделал П. и наброски о земском суде.

— см. Дьяки.

ДУНДУК, кн. — см. Дондуков-Корсаков М. А.

— встречался с П. в 1829 г. на Кавказе. П. переписывался с ним в 1835—1836 г. по поводу издания «Записок» его сестры (см. ниже).

—1866) — дочь городничего, сестра В. А. Дурова, служившая с 1806 по 1817 г. в войсках сперва под именем рядового Соколова, а с 1808 г. — корнета Александрова; автор записок («Кавалерист-Девица» 1836 г. и «Записки Александрова» 1839 г.) и повестей, печатавшихся с 1837 г. по 1840 г. в «Библ. для Чт.», «Отеч. Зап.», сб. «Сто русских литерат.» и отд. изданиями. П. был очень заинтересован личностью и воспоминаниями Д., еще летом 1835 г. вызвался быть их издателем, восторженно реагировал на часть их о 1812 годе, кот. напечатал в «Современнике», и деятельно участвовал в подготовке к печати их полного текста. О многих фактических ошибках и недомолвках записок Д. писал П-у в 1836 г. Д. В. Давыдов.

«ДУХОВИДЕЦ, история, взятая из записок графа О*** и изданная Фридрихом Шиллером» — русский перевод романа Шиллера «Der Geisterseher» (1787—1789), изданный в России дважды: в 1807 и в 1818 гг.

ДУШЕГРЕЙКА, или телогрейка, — старинная русская женская одежда без рукавов.

«ДУШЕНЬКА» — поэма Богдановича (см. Богданович).

ДУЭЛЬ — поединок, условленный бой двух лиц посредством холодного или огнестрельного оружия с целью восстановления оскорбленной чести. В русский дворянский быт д. вошла в XVIII в.; д., происходившие между иностранцами, послужили примерами для русского дворянства. Их распространенность коренится в особом понятии «дворянской чести», возникшем в эпоху феодализма. Д. очень часто возникали по самому ничтожному поводу; напр., из-за резкого слова, не говоря уже о соперничестве в делах любви; дружеские пирушки нередко кончались д. В 20-е гг. XIX века д. были обычны. Напрашиваться на историю считалось даже признаком хорошей породы и чистокровности происхождения... Общая наклонность к вызовам и д. не прошла без следа и для П., особенно во время его пребывания на юге России. Русскими законами (по примеру западноевропейских) д. были строжайше запрещены; участников поединка подвергали жестоким карам. В воинском артикуле (изд. при Петре I и имевшем силу еще во время последней дуэли П.) статья 139 гласила след.: «Все вызовы, драки и поединки через сие наистрожайше запрещаются таким образом, чтобы никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой кто, словом, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно как вызыватель, так кто и выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них будет ранен или умерщвлен или хотя оба неранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется (т. е. будет убит), то их и по смерти за ноги повесить». По манифесту 1787 г. за участие в д. назначалось наказание как «ослушнику законов»; виновные подвергались штрафу; начавший д. как «нарушитель мира и спокойствия» подвергался лишению всех прав и ссылке в Сибирь на вечное житье. Посредники в д. (секунданты), не успевшие в примирении противников и допустившие до поединка, наказывались как соучастники убийства, повреждения здоровья и т. п. Эти постановления были перенесены в свод законов 1832 г.

к так наз. церковному покаянию.

«дворянская честь» противопоставляла свой неписаный закон о д., подчиняться которому, в силу традиций, каждый дворянин считал своим долгом. Основания, на которых мог состояться вызов на д., и правила самой д. изложены По дуэльному кодексу д. могла происходить «только между равными». Оскорбление — по дуэльному кодексу — было таковым, когда было нанесено лишь равным равному. Лицо, стоящее ниже другого, могло только нарушить его право, но не оскорбить его. Поэтому дворянин не мог принять вызова разночинца на д., предоставив ему право искать удовлетворения обычным судебным порядком. Оскорбленному предоставлялось право выбора оружия (холодного или огнестрельного). Неумение противника пользоваться оружием, выбранным оскорбленным, не могло служить поводом для перемены оружия. Обычно д. происходили на шпагах или на пистолетах (особенно были распространены пистолеты системы Лепажа). Секундантами, согласно дуэльному кодексу, могли быть тоже лишь люди «благородного звания». Оскорбленный мог передать противнику вызов на д., устный или письменный, поединка, барьеру (до определенной черты). Все это до мельчайших подробностей было разработано в дуэльном кодексе. По нему секунданты сначала должны были принять все возможные меры к примирению противников. Во время самого поединка следить за тем, чтобы он прошел по всем правилам. Бывали, однако, д. и с различными отступлениями от кодекса. П. проявлял пристальный интерес к дуэльным историям своей эпохи. Он знал многих прославленных дуэлянтов своего времени, как, напр., декабриста Якубовича, типа (задиры), «сделавшего из д. свою специальность», или Толстого-Американца, насчитывавшего более десятка убитых им на д. Сам П. был отличный стрелок, в молодости не был чужд бреттерства и до рокового поединка 1837 г. имел несколько д.

ДЬЯКИ — высшие чиновники в московской администрации XV—XVII веков. Д. исполняли обязанность секретарей, а иногда и управляющих в различных канцеляриях (приказах). В Боярской думе принимали участие с правом голоса д., называвшиеся думными. Первыми думными д. были братья Щелкаловы.

’ЭПИНЭ (D’Epinay) Луиза Флоренса (1726—1783) — франц. писательница, была в близких литературных отношениях с философами энциклопедистами, оказала покровительство Ж. -Ж. Руссо; оставила интересные воспоминания.

—1793) — последняя фаворитка Людовика XV, бывшая модистка и проститутка, гильотинирована в эпоху террора за содействие эмигрантам.

— французский поэт XVI века (1524—1560), член группы поэтов, называвшейся «Плеядой», автор трактата о языке, в котором он защищал поэтическое достоинство французского языка.

— франц. историк, моралист и романист (1704—1772).

ДЮКРЕ-ДЮМЕНИЛЬ (правильно Дюкре-Дюминиль) — франц. писатель (1761—1819), автор очень популярных в свое время нравоучительных романов.

—1816) — франц. поэт и драматург, автор известных переработок произведений Шекспира, переделанных им согласно традициям классического театра.