Наши партнеры

Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "Э"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 623).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
371ЭВОЛЮЦИЯ (ЭВОЛЮЦИИ, ЭВОЛЮЦИЮ, ЭВОЛЮЦИЕЙ, ЭВОЛЮЦИЯМИ)
161ЭГОИЗМ (ЭГОИЗМА, ЭГОИЗМОМ, ЭГОИЗМУ, ЭГОИЗМЕ)
100ЭГОИСТ (ЭГОИСТОМ, ЭГОИСТОВ, ЭГОИСТА, ЭГОИСТУ)
94ЭГОИСТИЧЕСКИЙ (ЭГОИСТИЧЕСКИХ, ЭГОИСТИЧЕСКИЕ, ЭГОИСТИЧЕСКОМ, ЭГОИСТИЧЕСКАЯ)
89ЭДАКИЙ (ЭДАКОЙ, ЭДАКИХ, ЭДАКОЕ, ЭДАКОМ)
107ЭДИП (ЭДИПА, ЭДИПЕ, ЭДИПУ, ЭДИПОМ)
69ЭДУАРД (ЭДУАРДА, ЭДУАРДОМ, ЭДУАРДУ)
180ЭЙДЕЛЬМАН (ЭЙДЕЛЬМАНЕ, ЭЙДЕЛЬМАНУ, ЭЙДЕЛЬМАНОМ, ЭЙДЕЛЬМАНА)
159ЭЙХЕНБАУМ, ЭЙХЕНБАУМА (ЭЙХЕНБАУМОМ, ЭЙХЕНБАУМУ)
107ЭКВИВАЛЕНТ (ЭКВИВАЛЕНТОМ, ЭКВИВАЛЕНТА, ЭКВИВАЛЕНТОВ, ЭКВИВАЛЕНТЫ)
233ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ, ЭКВИВАЛЕНТНОСТЕЙ, ЭКВИВАЛЕНТНОСТЯМИ, ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬЮ)
308ЭКЗАМЕН (ЭКЗАМЕНЕ, ЭКЗАМЕНЫ, ЭКЗАМЕНАХ, ЭКЗАМЕНОВ)
425ЭКЗЕМПЛЯР (ЭКЗЕМПЛЯРОВ, ЭКЗЕМПЛЯРЕ, ЭКЗЕМПЛЯРА, ЭКЗЕМПЛЯРУ)
105ЭКЗОТИЧЕСКИЙ (ЭКЗОТИЧЕСКОЙ, ЭКЗОТИЧЕСКИМ, ЭКЗОТИЧЕСКИХ, ЭКЗОТИЧЕСКИЕ)
230ЭКИПАЖ (ЭКИПАЖИ, ЭКИПАЖЕЙ, ЭКИПАЖА, ЭКИПАЖАМИ)
69ЭКЛОГА (ЭКЛОГИ, ЭКЛОГАМ, ЭКЛОГУ, ЭКЛОГ)
84ЭКОНОМ (ЭКОНОМА, ЭКОНОМОВ, ЭКОНОМОМ, ЭКОНОМУ)
75ЭКОНОМИСТ (ЭКОНОМИСТА, ЭКОНОМИСТЫ, ЭКОНОМИСТОВ, ЭКОНОМИСТАМ)
166ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ)
123ЭКОНОМИЯ (ЭКОНОМИИ, ЭКОНОМИЕЙ, ЭКОНОМИЕЮ, ЭКОНОМИЮ)
152ЭКСКУРСИЯ (ЭКСКУРСИИ, ЭКСКУРСИЙ, ЭКСКУРСИЯХ, ЭКСКУРСИЮ)
165ЭКСПЕДИЦИЯ (ЭКСПЕДИЦИИ, ЭКСПЕДИЦИЕЮ, ЭКСПЕДИЦИЯХ, ЭКСПЕДИЦИЮ)
88ЭКСПЕРИМЕНТ (ЭКСПЕРИМЕНТУ, ЭКСПЕРИМЕНТОМ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТА)
97ЭКСПЕРТИЗА (ЭКСПЕРТИЗЫ, ЭКСПЕРТИЗЕ, ЭКСПЕРТИЗ, ЭКСПЕРТИЗУ)
256ЭКСПОЗИЦИЯ (ЭКСПОЗИЦИИ, ЭКСПОЗИЦИЮ, ЭКСПОЗИЦИЕЙ, ЭКСПОЗИЦИЙ)
77ЭКСПОНАТ (ЭКСПОНАТЫ, ЭКСПОНАТА, ЭКСПОНАТОВ, ЭКСПОНАТОМ, ЭКСПОНАТАМИ)
376ЭКСПРЕССИВНЫЙ (ЭКСПРЕССИВНО, ЭКСПРЕССИВНЫЕ, ЭКСПРЕССИВНЫХ, ЭКСПРЕССИВНОЙ, ЭКСПРЕССИВНОЕ)
215ЭКСПРЕССИЯ (ЭКСПРЕССИЕЙ, ЭКСПРЕССИИ, ЭКСПРЕССИЮ)
144ЭКСПРОМТ (ЭКСПРОМТАМИ, ЭКСПРОМТОМ, ЭКСПРОМТОВ, ЭКСПРОМТА)
69ЭКСТАЗ (ЭКСТАЗА, ЭКСТАЗОМ, ЭКСТАЗЫ, ЭКСТАЗЕ)
93ЭЛЕГИКА, ЭЛЕГИК (ЭЛЕГИКОВ, ЭЛЕГИКАМ, ЭЛЕГИКОМ)
319ЭЛЕГИЧЕСКИЙ (ЭЛЕГИЧЕСКОЙ, ЭЛЕГИЧЕСКУЮ, ЭЛЕГИЧЕСКИХ, ЭЛЕГИЧЕСКОГО)
1179ЭЛЕГИЯ (ЭЛЕГИЯХ, ЭЛЕГИЮ, ЭЛЕГИИ, ЭЛЕГИЙ)
78ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ (ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ, ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОЮ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ)
488ЭЛЕМЕНТ (ЭЛЕМЕНТОВ, ЭЛЕМЕНТЫ, ЭЛЕМЕНТАМИ, ЭЛЕМЕНТА)
69ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ (ЭЛЕМЕНТАРНОЙ, ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ, ЭЛЕМЕНТАРНЫХ, ЭЛЕМЕНТАРНАЯ, ЭЛЕМЕНТАРНОЕ)
178ЭЛИЗА, ЭЛИЗЫ, ЭЛИЗЕ (ЭЛИЗУ, ЭЛИЗОЙ)
89ЭЛЛАДА (ЭЛЛАДЫ, ЭЛЛАДОЮ, ЭЛЛАДУ, ЭЛЛАДЕ)
83ЭЛЛИНСКИЙ (ЭЛЛИНСКОЙ, ЭЛЛИНСКОГО, ЭЛЛИНСКОМ, ЭЛЛИНСКИХ)
87ЭЛОИЗА (ЭЛОИЗЫ, ЭЛОИЗУ, ЭЛОИЗЕ, ЭЛОИЗОЙ)
100ЭЛЬБЕ (ЭЛЬБУ, ЭЛЬБОЮ, ЭЛЬБА, ЭЛЬБЫ)
72ЭМБЛЕМА (ЭМБЛЕМЫ, ЭМБЛЕМОЙ, ЭМБЛЕМАМИ, ЭМБЛЕМУ)
117ЭМИГРАНТ (ЭМИГРАНТУ, ЭМИГРАНТАМИ, ЭМИГРАНТАХ, ЭМИГРАНТОМ)
99ЭМИГРАЦИЯ (ЭМИГРАЦИИ, ЭМИГРАЦИЮ, ЭМИГРАЦИЕЙ, ЭМИГРАЦИЙ)
99ЭМИЛИЯ (ЭМИЛИИ, ЭМИЛИЙ, ЭМИЛИЕЙ, ЭМИЛИЮ)
362ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭМОЦИОНАЛЬНО, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ)
229ЭМОЦИЯ (ЭМОЦИЙ, ЭМОЦИИ, ЭМОЦИЯХ, ЭМОЦИЯМИ)
108ЭМПИРИЧЕСКИЙ (ЭМПИРИЧЕСКОЙ, ЭМПИРИЧЕСКОМ, ЭМПИРИЧЕСКОГО, ЭМПИРИЧЕСКОЕ)
70ЭМФАЗА (ЭМФАЗОЙ, ЭМФАЗЫ, ЭМФАЗУ, ЭМФАЗОЮ)
95ЭМФАТИЧЕСКИЙ (ЭМФАТИЧЕСКОЙ, ЭМФАТИЧЕСКОЕ, ЭМФАТИЧЕСКУЮ, ЭМФАТИЧЕСКОГО)
527ЭНГЕЛЬГАРДТ, ЭНГЕЛЬГАРДТА, ЭНГЕЛЬГАРДТЕ (ЭНГЕЛЬГАРДТУ, ЭНГЕЛЬГАРДТОМ)
133ЭНГЕЛЬС (ЭНГЕЛЬСОМ, ЭНГЕЛЬСА, ЭНГЕЛЬСУ, ЭНГЕЛЬСЕ)
119ЭНЕИДЫ, ЭНЕИДА, ЭНЕИДЕ (ЭНЕИДОЙ, ЭНЕИДОЮ)
93ЭНЕРГИЧНЫЙ (ЭНЕРГИЧНО, ЭНЕРГИЧНОГО, ЭНЕРГИЧНОЕ, ЭНЕРГИЧНОЙ)
171ЭНЕРГИЯ (ЭНЕРГИИ, ЭНЕРГИЕЙ, ЭНЕРГИЮ, ЭНЕРГИЙ)
91ЭНТУЗИАЗМ (ЭНТУЗИАЗМА, ЭНТУЗИАЗМОМ, ЭНТУЗИАЗМЕ, ЭНТУЗИАЗМУ)
96ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ (ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ)
199ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ, ЭНЦИКЛОПЕДИЙ, ЭНЦИКЛОПЕДИЮ)
74ЭПИГОН (ЭПИГОНОВ, ЭПИГОНЫ, ЭПИГОНАМИ, ЭПИГОНАМ)
897ЭПИГРАММА (ЭПИГРАММЫ, ЭПИГРАММ, ЭПИГРАММЕ, ЭПИГРАММУ)
84ЭПИГРАММАТИЧЕСКИЙ (ЭПИГРАММАТИЧЕСКОЙ, ЭПИГРАММАТИЧЕСКИМИ, ЭПИГРАММАТИЧЕСКИЕ, ЭПИГРАММАТИЧЕСКОЕ)
540ЭПИГРАФ (ЭПИГРАФОМ, ЭПИГРАФА, ЭПИГРАФЫ, ЭПИГРАФЕ)
115ЭПИДЕМИЯ (ЭПИДЕМИИ, ЭПИДЕМИЕЮ, ЭПИДЕМИЮ, ЭПИДЕМИЕЙ)
483ЭПИЗОД (ЭПИЗОДОВ, ЭПИЗОДА, ЭПИЗОДЫ, ЭПИЗОДЕ)
76ЭПИКУРЕЙСКИЙ (ЭПИКУРЕЙСКОЙ, ЭПИКУРЕЙСКОЕ, ЭПИКУРЕЙСКАЯ, ЭПИКУРЕЙСКИЕ, ЭПИКУРЕЙСКОМ)
192ЭПИЛОГ (ЭПИЛОГЕ, ЭПИЛОГОМ, ЭПИЛОГА, ЭПИЛОГУ)
233ЭПИСТОЛЯРНЫЙ (ЭПИСТОЛЯРНОГО, ЭПИСТОЛЯРНЫХ, ЭПИСТОЛЯРНОМ, ЭПИСТОЛЯРНОЙ)
119ЭПИТАФИЯ (ЭПИТАФИЮ, ЭПИТАФИЕЙ, ЭПИТАФИИ, ЭПИТАФИЯХ)
342ЭПИТЕТ (ЭПИТЕТОВ, ЭПИТЕТА, ЭПИТЕТЫ, ЭПИТЕТОМ)
338ЭПИЧЕСКИЙ (ЭПИЧЕСКОЙ, ЭПИЧЕСКОЕ, ЭПИЧЕСКИХ, ЭПИЧЕСКУЮ)
70ЭПОЛЕТЫ, ЭПОЛЕТ, ЭПОЛЕТА (ЭПОЛЕТАХ, ЭПОЛЕТАМИ, ЭПОЛЕТОВ)
167ЭПОПЕЯ (ЭПОПЕИ, ЭПОПЕЕЙ, ЭПОПЕЮ, ЭПОПЕЕ)
198ЭПОС (ЭПОСА, ЭПОСУ, ЭПОСЕ, ЭПОСОМ)
987ЭПОХА (ЭПОХ, ЭПОХУ, ЭПОХИ, ЭПОХЕ)
135ЭРА (ЭРЫ, ЭРУ, ЭР, ЭРОЙ)
94ЭРЗЕРУМА (ЭРЗЕРУМ, ЭРЗЕРУМОМ, ЭРЗЕРУМЕ, ЭРЗЕРУМУ)
68ЭРИВАНСКИЙ (ЭРИВАНСКОГО, ЭРИВАНСКИЕ, ЭРИВАНСКУЮ, ЭРИВАНСКОЕ)
126ЭРМИТАЖ (ЭРМИТАЖА, ЭРМИТАЖЕ, ЭРМИТАЖЕМ, ЭРМИТАЖУ)
75ЭРОТ, ЭРОТА, ЭРОТЫ (ЭРОТАМИ, ЭРОТАМ)
181ЭРОТИЧЕСКИЙ (ЭРОТИЧЕСКОЙ, ЭРОТИЧЕСКИХ, ЭРОТИЧЕСКАЯ, ЭРОТИЧЕСКИЕ, ЭРОТИЧЕСКУЮ)
74ЭСКАДРА (ЭСКАДРУ, ЭСКАДР, ЭСКАДРЫ, ЭСКАДРОЮ)
124ЭСКАДРОН (ЭСКАДРОНА, ЭСКАДРОНОМ, ЭСКАДРОНАМИ, ЭСКАДРОНЫ)
101ЭСКИЗ (ЭСКИЗЫ, ЭСКИЗАХ, ЭСКИЗОМ, ЭСКИЗЕ)
79ЭССЕ
279ЭСТЕТИКА, ЭСТЕТИК (ЭСТЕТИКИ, ЭСТЕТИКЕ, ЭСТЕТИКУ, ЭСТЕТИКОВ)
539ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (ЭСТЕТИЧЕСКОЙ, ЭСТЕТИЧЕСКОГО, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ)
303ЭТАЖ (ЭТАЖЕ, ЭТАЖА, ЭТАЖЕЙ, ЭТАЖАХ)
74ЭТАКИЙ (ЭТАКОГО, ЭТАКУЮ, ЭТАКИЕ, ЭТАКИМИ)
328ЭТАП (ЭТАПЕ, ЭТАПА, ЭТАПЫ, ЭТАПОМ)
90ЭТИКА (ЭТИКИ, ЭТИКУ, ЭТИКЕ, ЭТИКОЙ)
79ЭТИКЕТ (ЭТИКЕТА, ЭТИКЕТОМ, ЭТИКЕТУ, ЭТИКЕТЕ)
147ЭТИЧЕСКИЙ (ЭТИЧЕСКИЕ, ЭТИЧЕСКИХ, ЭТИЧЕСКИМ, ЭТИЧЕСКУЮ)
94ЭТКИНД (ЭТКИНДА)
131ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ (ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ, ЭТНОГРАФИЧЕСКУЮ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ)
146ЭТЮД (ЭТЮДЫ, ЭТЮДАХ, ЭТЮДЕ, ЭТЮДА)
192ЭФРОС, ЭФРОСА (ЭФРОСОМ, ЭФРОСУ)
126ЭФФЕКТ (ЭФФЕКТА, ЭФФЕКТОВ, ЭФФЕКТОМ, ЭФФЕКТЕ)
100ЭФФЕКТНЫЙ (ЭФФЕКТНОЙ, ЭФФЕКТНО, ЭФФЕКТНЫМИ, ЭФФЕКТНАЯ, ЭФФЕКТНЫМ)
154ЭХО (ЭХЕ, ЭХУ, ЭХОМ, ЭХА)
75ЭШАФОТ (ЭШАФОТЕ, ЭШАФОТОМ, ЭШАФОТА, ЭШАФОТАХ)

Несколько случайно найденных страниц

по слову ЭПИГОНСТВО (ЭПИГОНСТВА, ЭПИГОНСТВОМ)

1. Л.И. Вольперт. Пушкин в роли Пушкина. Часть вторая. Десятая глава. Одна из запретных тем
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: стремившийся, как известно, эстетически исследовать все психические состояния, коснулся ее лишь один раз в экспериментальном драматическом отрывке Софья. Здесь 25-летняя супруга 60-летнего помещика признается мужу в измене и получает его согласие удалиться с любовником в деревню. Типичная для Карамзина дидактическая развязка в данном случае не только обычный сентименталистский набор (горячка, бред, сумасшествие, смерть), но и кровавый финал: обезумевшая героиня убивает охладевшего к ней любовника и погибает. Пушкин, как и Стендаль, начинает интересоваться темой супружеской неверности с первых шагов в области прозы. Однако французский писатель раньше него исследует адюльтер как теоретик «истинного романтизма», изучающий природу страстей. Уже в трактате О любви, анализируя различные типы любви, используя книжные примеры, рассказы знакомцев и собственный опыт, Стендаль мимоходом касается этой темы. Для французского писателя данный интерес естественен: национальная литература накопила в этом отношении значительный опыт. Мотив адюльтера разрабатывается в прозе классицизма (Мадлен де Лафайет) и в нравоописательном романе конца XVIII - начала XIX в. (Кребийон-Сын, Луве де Кувре, Шодерло де Лакло, Констан, Ансело и др.). Но и во французской литературе при разработке мотива супружеской неверности требовалась обязательная дидактическая развязка. Однако то, что было разрешено беллетристике, запрещалось социальной критике, в частности «подрывающей...
2. Гиппиус В. В.: Повести Белкина
Входимость: 2. Размер: 120кб.
Часть текста: всем явлениям русской литературной современности, но он далек от того, чтобы мерить русскую литературу мерками европейских авторитетов. Он все пересматривает и все переоценивает, давая блестящий пример подлинно критического отношения к культурному наследству прошлых веков и других народов. Так, наиболее мощное из всех прежде бывших влияний на русскую литературу — влияние французское — переоценивается им в целом. Еще в 1822 г. в заметке «О французской словесности» он констатирует «вредные последствия» этого влияния: манерность , робость , бледность . 1 Ему ясно, что подражание усиливается в России именно тогда, когда сама французская литература «искажается». В позднейшей (1834 г.), так и недописанной статье «О ничтожестве литературы русской» — та же мысль раскрыта: «век Александров» характеризуется «ничтожеством общим»; указаны и конкретные носители этого зла — представители той буржуазно-ограниченной, «обмелевшей» словесности, которая пришлась так кстати российской реакции, запуганной последствиями «вольтерьянства». Пушкин четко противопоставляет «обмелевшую словесность» подлинным выразителям культуры французского народа, которые ответственности за это обмеление не...
3. Томашевский Б.: Пушкин. Книга вторая. Глава V. Поэтическое наследие Пушкина. Пункт 4
Входимость: 2. Размер: 68кб.
Часть текста: услугу, перепевая без изменения его мотивы. И эта линия — пушкинского эпигонства — была наименее продуктивна для развития литературы. Такие перепевы можно встретить у А. Майкова и у других поэтов. Характерной чертой этих перепевов является то, что под пером эпигонов смешиваются все стили, характерные для разных эпох творчества Пушкина. Рядом с мотивами медитативной лирики последних лет и нередко в том же перепеве объединились антологические мотивы ранней элегии с их условной мифологией и прочими атрибутами позднего классицизма. Конкретность внешних описаний скрещивалась с романтической нечеткостью и недифференцированностью «высоких чувств». Но и самые мотивы лирики Пушкина претерпевали трансформацию. Борьба Пушкина против оппортунистического утилитаризма за независимость поэта и его право свободного избрания сюжета превращалась в проповедь «искусства для искусства» во чтобы то ни стало, с примесью олимпийского холодка и равнодушия к внешней жизни. Пушкинское горение, его человечность, его отзывчивость «на каждый звук» были утрачены. Но это эпигонство, то вспыхивавшее ярким светом, то уходившее со сцены, не определило основных линий развития русской литературы и основных судеб пушкинского наследия у его прямых потомков. Именно тогда, когда мотивы пушкинских произведений попадали на новую и неожиданную почву, особенно проявлялись скрыты в них силы и возможности. Наследие Пушкина должно было расти в произведениях следующих поколений русских писателей так, как росло его собственное творчество в его собственных произведениях. Вот почему для судеб пушкинского наследия менее всего характерны проторенные дорожки. Произведения Пушкина мало порождали в тех жанрах, в которых он сам писал: от пушкинской лирики не пошла лирика дальнейших лет, как от его поэм не родилось новых поэм, по крайней мере в годы, более удаленные от времени его деятельности; однако и его...
4. Иванов Вс. Н.: Александр Пушкин и его время. Глава 10. Кишиневский литератор
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: — командировки — отъезды из Кишинева, поручения. Пушкин переводит с французского молдавские законы. Пушкин заводит знакомства, входит в кишиневское общество. Он сошелся с чиновником наместничества Н. С. Алексеевым, обязательным, умным и добрым человеком, — познакомил их еще генерал Орлов. У Пушкина и у Алексеева по Петербургу и Москве нашлись и другие общие знакомые. Алексеев ввел Пушкина в дом одного из местных воротил, коренных магнатов — Егора Кирилловича Варфоломея, богатого молдаванина, генерального откупщика всего края, члена Верховного гражданского суда Бессарабии. Дом у Варфоломея был прекрасный, но небольшой, и по случаю посещения Кишинева Александром Первым этот богач пристроил огромное помещение — род залы, где и принимал царя. В этой зале на вечеринках Варфоломея плясал весь международный Кишинев, гремела музыка — играл оркестр Варфоломея из крепостных цыган, передняя была полна вооруженных до зубов арнаутов. Такой арнаут подымал ковровый занавес, закрывавший вход, и гостю открывалась большая зала с патриотической росписью на стенах. Вправо, влево тоже занавесы, зеленый и красный, отделяли часть залы, за занавесами стояли диваны. Здесь гостей встречала хозяйка в модном европейском платье, поверх которого неизбежное «фармеле» — шитая золотом яркая безрукавка. Гостя усаживали...
5. Томашевский Б.: Пушкин. Книга вторая. Глава V. Поэтическое наследие Пушкина. Пункт 2
Входимость: 10. Размер: 87кб.
Часть текста: пересказывается, или пародируется (в широком смысле этого слова: такова пародия на «Спящих дев» Жуковского), иногда заимствуется общий тон шутливого повествования фантастической, сказочной поэмы. Сравнительно мало отразились на поэме источники, народные или псевдонародные (сказки XVIII в.). Это не помешало тому, чтобы главные удары, направленные против поэмы литературными староверами, падали именно на народный элемент в поэме. Этими ударами и определяется новизна поэмы «Руслан и Людмила», которая была первым удачным опытом трактовки народносказочного сюжета, перенесенного в сферу привычных литературных форм «романтической поэмы». 2 Отсутствие морализации, дидактики, аллегорий, простой рассказ с большой дозой присущей автору иронии, интимно-фамильярный тон, простота и сжатость в развитии сюжета — все это воспринималось как новинка, и поэма Пушкина немедленно вызвала подражания. Эти подражания еще не успели развиться, как Пушкин в новых своих произведениях дал новое направление молодой русской литературе. Во всяком случае именно с «Руслана и Людмилы» начинается история подражаний Пушкину. Его учениками являлись молодые поэты, рано сошедшие со сцены. В числе их следует назвать А. А. Шишкова, выпустившего в 1824 г. сборник «Восточная лютня», в котором напечатаны отрывки из сказочной поэмы «Ратмир и Светлана». Подражательность этой поэмы ничем не прикрыта: в ней действуют даже одноименные герои — Ратмир и Рогдай; действие, конечно, происходит при дворе князя Владимира, и вначале описывается пир: Среди бояр, сынов, дружины Владимир-солнце пировал; Своей рукой он рог туриный Гостям усердно наливал. И гости дружно осушали. Боярин Гридня и Варяг Надеже-князю лет и благ От сердца чистого желали ... При выходе в свет этого сборника Шишков получил оценку как подражатель Пушкина. 3 Другим подражателем ...