Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "О"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 4473).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
526ОБЕД (ОБЕДА, ОБЕДУ, ОБЕДЕ, ОБЕДОМ)
378ОБЕДАТЬ (ОБЕДАЛИ, ОБЕДАЛ, ОБЕДАЮ, ОБЕДАЕТ)
340ОБЕР, ОБЕРА (ОБЕРУ, ОБЕРОМ)
440ОБЛАСТЬ (ОБЛАСТИ, ОБЛАСТЕЙ, ОБЛАСТЬЮ, ОБЛАСТЯХ)
337ОБЛИК (ОБЛИКА, ОБЛИКЕ, ОБЛИКУ, ОБЛИКОМ)
364ОБОЗРЕНИЕ (ОБОЗРЕНИЯ, ОБОЗРЕНИЮ, ОБОЗРЕНИИ, ОБОЗРЕНИЙ)
2562ОБРАЗ (ОБРАЗОМ, ОБРАЗЫ, ОБРАЗОВ, ОБРАЗА)
349ОБРАЗЕЦ (ОБРАЗЦЫ, ОБРАЗЦОМ, ОБРАЗЦОВ, ОБРАЗЦУ)
437ОБРАТИТЬ (ОБРАЩЕНО, ОБРАТИМ, ОБРАТИЛИ, ОБРАТИЛ)
345ОБРАЩАТЬ (ОБРАЩАЯ, ОБРАЩАЛ, ОБРАЩАЕТ, ОБРАЩАЛИ)
432ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ)
373ОБЩЕНИЕ (ОБЩЕНИИ, ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЮ, ОБЩЕНИЕМ)
936ОБЩЕСТВЕННЫЙ (ОБЩЕСТВЕННОГО, ОБЩЕСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЕ, ОБЩЕСТВЕННО)
1768ОБЩЕСТВО (ОБЩЕСТВЕ, ОБЩЕСТВУ, ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВОМ)
972ОБЩИЙ (ОБЩЕЙ, ОБЩЕГО, ОБЩИМ, ОБЩЕЕ)
483ОБЪЕКТИВНЫЙ (ОБЪЕКТИВНОГО, ОБЪЕКТИВНОЙ, ОБЪЕКТИВНО, ОБЪЕКТИВНОЕ)
352ОБЪЯВИТЬ (ОБЪЯВИЛИ, ОБЪЯВИЛ, ОБЪЯВИЛА, ОБЪЯВЛЕНО)
481ОБЪЯСНЕНИЕ (ОБЪЯСНЕНИЮ, ОБЪЯСНЕНИЯХ, ОБЪЯСНЕНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЙ)
383ОБЫКНОВЕННЫЙ (ОБЫКНОВЕННО, ОБЫКНОВЕННОГО, ОБЫКНОВЕННОЙ, ОБЫКНОВЕННЫХ)
435ОБЫЧНЫЙ (ОБЫЧНО, ОБЫЧНОЙ, ОБЫЧНОЕ, ОБЫЧНОГО)
559ОВИДИЙ (ОВИДИЮ, ОВИДИЯ, ОВИДИИ, ОВИДИЕВ)
356ОГОНЬ (ОГНЯ, ОГНЕМ, ОГНИ, ОГНЕ)
453ОГРОМНЫЙ (ОГРОМНЫЕ, ОГРОМНОЙ, ОГРОМНЫМ, ОГРОМНОЕ)
1435ОДА (ОДЕ, ОДУ, ОДЫ, ОД)
1526ОДЕССА (ОДЕССЕ, ОДЕССУ, ОДЕССЫ, ОДЕССОЙ)
398ОДЕССКОЙ, ОДЕССКИЙ, ОДЕССКИЕ, ОДЕССКАЯ (ОДЕССКОГО, ОДЕССКОМ)
3232ОДИН
351ОДНОВРЕМЕННЫЙ (ОДНОВРЕМЕННО, ОДНОВРЕМЕННОЕ, ОДНОВРЕМЕННОЙ, ОДНОВРЕМЕННАЯ, ОДНОВРЕМЕННОГО)
885ОДОЕВСКИЙ, ОДОЕВСКАЯ, ОДОЕВСКОЙ, ОДОЕВСКИЕ (ОДОЕВСКОМУ, ОДОЕВСКОГО, ОДОЕВСКИМ)
337ОЗЕРО (ОЗЕРА, ОЗЕРОМ, ОЗЕРУ, ОЗЕРЕ)
396ОЗЕРОВА (ОЗЕРОВ, ОЗЕРОВУ, ОЗЕРОВЕ, ОЗЕРОВЫМ)
517ОКАЗАТЬ (ОКАЗАЛ, ОКАЗАЛИ, ОКАЗАЛО, ОКАЗАЛА)
405ОКАЗЫВАТЬ (ОКАЗЫВАЮТ, ОКАЗЫВАЕТ, ОКАЗЫВАЛ, ОКАЗЫВАЛИ, ОКАЗЫВАЛО)
517ОКНО (ОКНА, ОКОН, ОКНАМИ, ОКНОМ)
339ОКОНЧАНИЕ (ОКОНЧАНИИ, ОКОНЧАНИЯ, ОКОНЧАНИЕМ, ОКОНЧАНИЯМИ)
429ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ (ОКОНЧАТЕЛЬНО, ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ, ОКОНЧАТЕЛЬНОГО, ОКОНЧАТЕЛЬНОМ)
425ОКТАВА (ОКТАВЫ, ОКТАВ, ОКТАВУ, ОКТАВАХ, ОКТАВАМИ)
1472ОКТЯБРЬ (ОКТЯБРЯ, ОКТЯБРЕ, ОКТЯБРЮ, ОКТЯБРЕМ)
419ОЛЕГ (ОЛЕГЕ, ОЛЕГА, ОЛЕГОМ, ОЛЕГУ)
821ОЛЕНИН (ОЛЕНИНЫХ, ОЛЕНИНЫМ, ОЛЕНИНЫМИ)
1274ОЛЕНИНА (ОЛЕНИНУ, ОЛЕНИН, ОЛЕНИНОЙ, ОЛЕНИНЫ)
1021ОЛЬГА, ОЛЬГИ (ОЛЬГОЙ, ОЛЬГЕ, ОЛЬГУ)
4165ОНЕГИН (ОНЕГИНЕ, ОНЕГИНУ, ОНЕГИНА, ОНЕГИНЫМ)
360ОНЕГИНСКОЙ (ОНЕГИНСКОГО, ОНЕГИНСКАЯ, ОНЕГИНСКИХ, ОНЕГИНСКОЕ)
481ОПАСНЫЙ (ОПАСНО, ОПАСНОГО, ОПАСНЫЕ, ОПАСНЫХ)
543ОПЕРА (ОПЕРЫ, ОПЕРУ, ОПЕРЕ, ОПЕР)
669ОПИСАНИЕ (ОПИСАНИЯ, ОПИСАНИЮ, ОПИСАНИЕМ, ОПИСАНИИ)
363ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИИ)
463ОПРЕДЕЛЕННЫЙ (ОПРЕДЕЛЕННО, ОПРЕДЕЛЕННОЕ, ОПРЕДЕЛЕННОГО, ОПРЕДЕЛЕННОЙ)
314ОПРЕДЕЛЯТЬ (ОПРЕДЕЛЯЛ, ОПРЕДЕЛЯЮТ, ОПРЕДЕЛЯЕТ, ОПРЕДЕЛЯЛИ)
359ОПУБЛИКОВАТЬ (ОПУБЛИКОВАН, ОПУБЛИКОВАНЫ, ОПУБЛИКОВАНА, ОПУБЛИКОВАНО, ОПУБЛИКОВАЛ)
585ОПЫТ (ОПЫТОМ, ОПЫТЫ, ОПЫТА, ОПЫТОВ)
405ОРДЕН (ОРДЕНА, ОРДЕНОМ, ОРДЕНУ, ОРДЕНОВ)
530ОРЕЛ (ОРЛОВ, ОРЛА, ОРЛЕ, ОРЛЫ)
680ОРЕНБУРГ (ОРЕНБУРГЕ, ОРЕНБУРГА, ОРЕНБУРГУ, ОРЕНБУРГОМ)
389ОРЕНБУРГСКИЙ, ОРЕНБУРГСКИЕ, ОРЕНБУРГСКОЙ, ОРЕНБУРГСКОЕ, ОРЕНБУРГСКАЯ (ОРЕНБУРГСКОГО, ОРЕНБУРГСКИХ)
1060ОРЛОВ (ОРЛОВУ, ОРЛОВОЙ, ОРЛОВЫМ, ОРЛОВА)
497ОСЕНЬ (ОСЕНЬЮ, ОСЕНИ, ОСЕНЕЙ)
904ОСИПОВА (ОСИПОВОЙ, ОСИПОВЫХ, ОСИПОВУ, ОСИПОВ)
569ОСИПОВНЫ (ОСИПОВНА, ОСИПОВНЕ, ОСИПОВНУ, ОСИПОВНОЙ)
466ОСНОВА (ОСНОВЫ, ОСНОВ, ОСНОВЕ, ОСНОВУ)
452ОСНОВАНИЕ (ОСНОВАНИЙ, ОСНОВАНИИ, ОСНОВАНИЯ, ОСНОВАНИЕМ)
731ОСНОВНАЯ, ОСНОВНЫЙ (ОСНОВНЫХ, ОСНОВНОЙ, ОСНОВНЫЕ, ОСНОВНОМ)
484ОСОБЕННОСТЬ (ОСОБЕННОСТЕЙ, ОСОБЕННОСТИ, ОСОБЕННОСТЬЮ, ОСОБЕННОСТЯМИ)
853ОСОБЕННЫЙ (ОСОБЕННЫМ, ОСОБЕННО, ОСОБЕННОЕ, ОСОБЕННОГО, ОСОБЕННОЙ)
610ОСОБЫЙ (ОСОБО, ОСОБОЙ, ОСОБУЮ, ОСОБОГО)
512ОСТАВАТЬСЯ (ОСТАЮТСЯ, ОСТАВАЛСЯ, ОСТАВАЛОСЬ, ОСТАЕТСЯ)
490ОСТАВИТЬ (ОСТАВЬ, ОСТАВИЛ, ОСТАВЯ, ОСТАВИЛИ)
364ОСТАНОВИТЬ (ОСТАНОВИЛ, ОСТАНОВИЛА, ОСТАНОВИЛИ, ОСТАНОВИМ)
553ОСТАТЬСЯ (ОСТАЛСЯ, ОСТАЛОСЬ, ОСТАЛАСЬ, ОСТАЛИСЬ)
442ОСТРОВ (ОСТРОВА, ОСТРОВЕ, ОСТРОВУ, ОСТРОВОВ)
1251ОТВЕТ (ОТВЕТЫ, ОТВЕТОМ, ОТВЕТЕ, ОТВЕТА)
369ОТВЕТИТЬ (ОТВЕТИЛ, ОТВЕТИЛА, ОТВЕТЯТ, ОТВЕЧУ)
807ОТВЕЧАТЬ (ОТВЕЧАЛА, ОТВЕЧАЕТ, ОТВЕЧАЛ, ОТВЕЧАЛИ)
381ОТДАТЬ (ОТДАЛ, ОТДАЛА, ОТДАЛИ, ОТДАЙ)
443ОТДЕЛ (ОТДЕЛЕ, ОТДЕЛА, ОТДЕЛУ, ОТДЕЛЫ)
392ОТДЕЛЕНИЕ (ОТДЕЛЕНИЯ, ОТДЕЛЕНИИ, ОТДЕЛЕНИЕМ, ОТДЕЛЕНИЮ)
645ОТДЕЛЬНЫЙ (ОТДЕЛЬНЫЕ, ОТДЕЛЬНО, ОТДЕЛЬНЫМ, ОТДЕЛЬНЫХ, ОТДЕЛЬНОГО)
1456ОТЕЦ (ОТЦЫ, ОТЦОМ, ОТЦУ, ОТЦА)
402ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ (ОТЕЧЕСТВЕННЫХ, ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ, ОТЕЧЕСТВЕННУЮ, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ)
568ОТЕЧЕСТВО (ОТЕЧЕСТВУ, ОТЕЧЕСТВЕ, ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВОМ)
505ОТЗЫВ (ОТЗЫВЫ, ОТЗЫВОМ, ОТЗЫВОВ, ОТЗЫВА)
329ОТКРЫТИЕ (ОТКРЫТИИ, ОТКРЫТИЯ, ОТКРЫТИЙ, ОТКРЫТИЕМ)
329ОТКРЫТЬ (ОТКРЫЛ, ОТКРЫЛА, ОТКРЫТ, ОТКРЫТО)
462ОТМЕТИТЬ (ОТМЕЧЕНЫ, ОТМЕТИМ, ОТМЕЧЕНО, ОТМЕТИЛ)
353ОТМЕЧАТЬ (ОТМЕЧАЛИ, ОТМЕЧАЯ, ОТМЕЧАЕТ, ОТМЕЧАЛО, ОТМЕЧАЛ)
650ОТНОСИТЬ (ОТНОСИЛИ, ОТНОСИЛ, ОТНОСЯТ, ОТНОСИТ)
1631ОТНОШЕНИЕ (ОТНОШЕНИИ, ОТНОШЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯХ, ОТНОШЕНИЮ)
633ОТПРАВИТЬ (ОТПРАВИЛИ, ОТПРАВЛЕН, ОТПРАВИЛ, ОТПРАВЛЕНЫ)
343ОТРАЖЕНИЕ (ОТРАЖЕНИЙ, ОТРАЖЕНИЯ, ОТРАЖЕНИЕМ, ОТРАЖЕНИЯМИ)
1390ОТРЫВОК (ОТРЫВКИ, ОТРЫВКЕ, ОТРЫВКАХ, ОТРЫВКА)
317ОТРЯД (ОТРЯДОМ, ОТРЯДА, ОТРЯДЫ, ОТРЯДОВ)
438ОТСТАВКА (ОТСТАВКУ, ОТСТАВКЕ, ОТСТАВКИ, ОТСТАВКОЙ)
542ОТЪЕЗД (ОТЪЕЗДА, ОТЪЕЗДЕ, ОТЪЕЗДОМ, ОТЪЕЗДУ)
679ОФИЦЕР (ОФИЦЕРЫ, ОФИЦЕРОМ, ОФИЦЕРОВ, ОФИЦЕРА)
335ОФИЦИАЛЬНЫЙ (ОФИЦИАЛЬНОЙ, ОФИЦИАЛЬНО, ОФИЦИАЛЬНЫХ, ОФИЦИАЛЬНОЕ)
662ОЦЕНКА (ОЦЕНОК, ОЦЕНКЕ, ОЦЕНКУ, ОЦЕНКИ)
441ОЧЕВИДНЫЙ (ОЧЕВИДНО, ОЧЕВИДНА, ОЧЕВИДЕН, ОЧЕВИДНОЕ, ОЧЕВИДНЫМ)
448ОЧЕРК (ОЧЕРКОВ, ОЧЕРКИ, ОЧЕРКЕ, ОЧЕРКА)
429ОШИБКА (ОШИБКУ, ОШИБОК, ОШИБКИ, ОШИБКЕ)

Несколько случайно найденных страниц

по слову ОДОБРИВШИЙ (ОДОБРИВШИХ, ОДОБРИВШИМ, ОДОБРИВШЕГО, ОДОБРИВШАЯ, ОДОБРИВШЕМУ)

1. Анненков П. В.: Пушкин в Александровскую эпоху. Глава IV. Продолжение
Входимость: 1. Размер: 81кб.
Часть текста: – Катастрофа и высылка поэта из Петербурга. Переходим к изложению умственного и нравственного развития, какое началось для Пушкина при той обстановке, которую мы старались описать. Если самолюбие Пушкина было оскорблено осторожностью и скрытностью аристократических и политических кругов, то с другой стороны – оно находило полное вознаграждение себе в обществе литераторов. Здесь все двери были настежь для Пушкина: восторженные и неумолкаемые приветствия встречали его при каждом появлении между собратами, как бы различны ни были их убеждения. Пушкина носили здесь на руках и те люди, которые не протягивали ему руки, когда стояли на другой почве. Он был балованное дитя современных ему писателей, которые старались избегать его эпиграмм и домогались от него посланий, как отличия. По этому случаю возникали между приятелями Пушкина вообще даже переписки, хлопоты и ревнивые объяснения своих прав на стихотворный подарок. Мы знали еще недавно престарелых людей, вспоминавших с гордостью о том, что Пушкин, в былые времена, посвятил им несколько печатных или альбомных строк. Все это приходило ему даром – без всякого труда, домогательства или заискивания у толпы своих поклонников. И если припомнить, что Пушкин тогда еще был загадкой и ничего не мог предъявить, кроме способности к легкому стихосложению, к остроумной шутке и нескольких попыток в элегическом роде (о дружеских посланиях и памфлетах не считаем нужным упоминать), то надо будет повторить, что само общество наше, по одному предчувствию его силы, выносило его на ту высоту, на которой он действительно и укрепился потом. Класс тогдашних литераторов не отставал от публики в провозглашении великих надежд, подаваемых Пушкиным, но сам от себя уже ничего не мог ему сообщить, ничем не мог поделиться с ним. Класс этот еще не...
2. Рыскин Е. И.: Журнал А. С. Пушкина "Современник". 1836—1837. Современник. Третий том. 1836
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: — X. «Как над горячею золой,..» — XI. Silentium! («Молчи, скрывайся и таи...»). — XII. «Яркий снег сиял в долине,..» — XIII. «О чем ты воешь, ветр ночной?..» — XIV. «Поток сгустился и тускнеет,..» — XV. Сон на море («И море и буря качали наш челн;..». — XV [XVI]. «Не то, что мните вы, природа...»]. — Помета: Мюнхен. Подпись: Ф. Т. Стр. 5—22. 35. Козловский П. Б. О надежде. — Подпись: Кн. Козловский. Стр. 23—47. 36. < Одоевский В. Ф. >. Как пишутся у нас романы. — Подпись: С. Ф. [В оглавлении: Ф. С.]. Стр. 48—51. 37. Давыдов Д. В. Челобитная («В дни былые сорванец...»). — Помета: Москва. Подпись: Денис Давыдов. Стр. 52—53. 38. Гоголь Н. В. Нос. Повесть. — Подпись: Н. Гоголь. Стр. 54—90. 38а. <Пушкин А. С.>. <Примечание: > «Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись.» — Подпись: Изд. Стр. 54. 39. <Вяземский П. А.>. Kennst du das Land? («Kennst du das Land, где фимиамом чистым...»). Подпись: К. В. Стр. 91—93. 40. <Пушкин А. С.>. Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности, как иностранной, так и отечественной. (Читано им 18 января 1836 г. в Императорской Российской Академии). — Б. п. Стр. 94—106. 41. <Вяземский П. А.>. Ответ («Не говори, красавица, for ever!»). — Помета: Рим. — Б. п. Стр. 107—108. 42. <Пушкин А. С.>. Об Истории Пугачевского бунта . (Разбор статьи, напечатанной в «Сыне отечества» в январе 1835 года). — Подпись: А. П. Стр....
3. Черейский Л. А.: Пушкин и его окружение (словарь). Буквы "ГР-ГЮ"
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: 3. Письма , I, с. 395—396; 4. Алф. декабристов; 5. Портрет Г.: Альбом ОЛРС , л. 51. ГРАБОВСКИЙ Стефан Фомич, граф (24 VI 1767—4 VI 1847) — министр, статс-секретарь Царства Польского (1825—1831), позднее член Гос. совета. 29 апр. 1832 Г. обедал с Пушкиным у Д. Ф. Фикельмон ( 2 ). 1. Пушкин , XVI, с. 155; 2. РЛ, 1964, № 1, с. 128; 3. ОА , II, по указ.; 4. Смирнова. Автобиография , по указ.; 5. Звенья , VI, с. 213. *ГРАВЕ Николай Иванович (1814—27 XI 1844) — воспитанник Петербургского ун-та (вып. 1837), секретарь Публичной б-ки. Согласно семейной легенде (вряд ли достоверной), Г. «тесно был связан с Пушкиным, Гоголем, Панаевым». Ежегодник РО ПД , 1977, с. 47. ГРАДОВ — художник и поэт-любитель. Автор воспоминаний о встречах с Пушкиным в Кишиневе и о любви поэта к Л. Инглези ( см .). Яковлев , с. 84—92. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (9 III 1813—4 X 1855) — воспитанник Петербургского ун-та, впосл. проф. Московского ун-та, историк. «Меня только что представили Пушкину с очень лестной для меня рекомендацией», — писал Г. сестре 10 февр. 1835 ( 3 ). Летом 1835 Пушкин и Г. шли вместе пешком с дачи на Черной речке в Петербург; разговор, который они вели при этом, Г. причисляет к приятнейшим в своей жизни» ( 2 ). 15 янв. 1837 Пушкин и Г. были на обеде у П. А. Плетнева ( 1 ). В письмах к Я. Н. Неверову и к сестре Г. называл Пушкина «величайшим нашим поэтом», которого он любил и которым восхищался, хотя и «мало знал лично» ( 3, 4 ). 1. Дн. Мокрицкого , с. 66; 2. Рассказы о П. , с. 31, 87; 3. Т. Н. Грановский и его переписка. М., 1897, т. II, с. 23; 4. Записки ГБЛ , вып. 21, с. 27; 5. Грановский Тимофей Николаевич. Библиография (1828—1967). М., 1969; 6. Прометей , X, с. 202—203; XI, с. 134; 7. Портрет Г.: История России в XIX в. СПб., [1907], т. I, ч. 1, с. 304—305....
4. Лотман Ю. М.: В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Этапы творчества
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: не вызывает сомнений, с не менее бесспорными данными о том, что имевшиеся в распоряжении западного читателя переводы произведений Пушкина были неполны и лишь отдаленно приближались к художественному богатству оригинала? Чувство неадекватности переводов подсказало даже Достоевскому не вполне справедливое утверждение, что Пушкин во многом непереводим. Ответ на заданный вопрос мы найдем, пожалуй, у Достоевского же. Говоря о том, что «бесспорных гениев, с бесспорным „новым словом“ во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частию Гоголь» [1] , Достоевский настаивал на том, что вся последующая великая русская литература «вышла прямо из Пушкина» [2] Мировое значение Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова, литературе, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. А творчество этих писателей, осмысленное в единстве, неизбежно потребовало внимания к Пушкину и проникновения в глубины его творчества. Хотя отдельные писатели (например, Мериме, Мицкевич) и...
5. Лотман. Пушкин: Очерк творчества.
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Часть текста: литературном (и шире — культурном) процессе. Достоевский настаивал на том, что вся последующая великая русская литература «вышла прямо из Пушкина» 1 , Мировое значение Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова, литературе, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. А творчество этих писателей, осмысленное в единстве, неизбежно потребовало внимания к Пушкину и проникновения в глубины его творчества. Хотя отдельные писатели (например, Мериме, Мицкевич) и раньше называли Пушкина гением и писателем мирового значения, осознание его роли за пределами России пришло ретроспективно, сквозь призму последующих судеб России и русской литературы. Творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда русская культура сделалась голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир. Европейская культура поняла это, лишь услышав Толстого, Достоевского и Чехова, но сам переворот произошел при Пушкине и в значительной мере благодаря его гению. Талант Пушкина был не только огромным — он был специфическим, именно таким, который был необходим, чтобы произвести такой переворот. Кроме специфической универсальности художественного мышления Пушкина и его способности интуитивно проникать в дух различных культур и эпох, тут, бесспорно, сыграла роль его широкая осведомленность в мировой литературе. Органически связанный с традициями отечественной культуры, Пушкин был одновременно прекрасным знатоком французской, ориентируясь в ней не хуже, чем любой французский писатель его эпохи, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к...