Поиск по творчеству и критике
Cлово "SAND"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Пушкинская энциклопедия (Пушкин и мировая литература). Санд, Занд (Sand) Жорж (псевд.; наст. имя — Аврора Дюпен (Dupin), 1804–1876)
Входимость: 3. Размер: 3кб.
2. Подпись к портретам Занда и Марата
Входимость: 2. Размер: 2кб.
3. Набоков В.В.: Комментарий к роману "Евгений Онегин". Глава первая. Пункты XXXIII - XXXV
Входимость: 2. Размер: 68кб.
4. Пушкинская энциклопедия (Пушкин и мировая литература). Немецкая литература
Входимость: 1. Размер: 39кб.
5. Пушкинская энциклопедия (Пушкин и мировая литература). Коцебу (Kotzebue) Август фон (1761–1819)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
6. Тыркова-Вильямс А.: Жизнь Пушкина. Том 1. 1799-1824. Глава XXVI. Встревоженные умы
Входимость: 1. Размер: 54кб.
7. В. Вересаев. Пушкин в жизни. В придворном плену. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 58кб.
8. Костин А. Г.: Тайна болезни и смерти Пушкина. Трагическая развязка семейной жизни. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 57кб.
9. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина, 1799—1826 (М. А. Цявловский). 1821 г. Июль-декабрь
Входимость: 1. Размер: 47кб.
10. Вересаев В.В.: Пушкин в жизни. В придворном плену
Входимость: 1. Размер: 266кб.
11. Лотман. Об отношении Пушкина в годы южной ссылки к Робеспьеру
Входимость: 1. Размер: 9кб.
12. Пушкин — Пушкиной Н. Н., 29 сентября 1835
Входимость: 1. Размер: 4кб.
13. Пушкинская энциклопедия (Пушкин и мировая литература)
Входимость: 1. Размер: 21кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Пушкинская энциклопедия (Пушкин и мировая литература). Санд, Занд (Sand) Жорж (псевд.; наст. имя — Аврора Дюпен (Dupin), 1804–1876)
Входимость: 3. Размер: 3кб.
Часть текста: и мировая литература) Санд, Занд (Sand) Жорж (псевд.; наст. имя — Аврора Дюпен (Dupin), 1804–1876) САНД , Занд (Sand) Жорж (псевдоним; настоящие имя и фамилия — Аврора Дюпен (Dupin), по мужу Дюдеван (Dudevant); 1804–1876), французская писательница, страстная поборница эмансипации женщин. В России стала известна немедленно первыми своими романами «Индиана» («Indiana», 1832), «Валентина» («Valentine», 1832), «Лелиа» («Lelia», 1833) и др., проникнутыми идеями женского равноправия и создавшими ей репутацию безнравственности. Скандальную славу Ж. С. принесли также известия в газетах и журналах о ее вызывающем свободном поведении. П. не проявил интереса к творчеству Ж. С., он не включил ее произведения в список новейших французских романов (предположительно лето – осень 1832), о которых собирался писать статью. Упоминание Ж. С. в наброске «Мы проводили вечер на даче...» (1835) как «бесстыдницы», подобной Клеопатре и способной переделать «египетский анекдот <...> на нынешние нравы» (Акад. VIII, 423), выразив в Клеопатре самое себя (Акад. VIII, 985), отражает, видимо, не столько собственную оценку П., сколько светские разговоры...
2. Подпись к портретам Занда и Марата
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Часть текста: Подпись к портретам Занда и Марата Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. — 1935. Подписи к рисункам. 7. Sand Marat 7. Sand Marat Примечания Рисунок чернилами, находится в тетради № 2365, л. 46 1 . Впервые воспроизведено у В II, 159. Два изображения подписаны самим Пушкиным, третье (налево, в три четверти) является портретом Лувеля, по указанию Л. С. Гинзбурга (доклад в Пушкинской комиссии О-ва любителей российской словесности). По положению в тетради лист с портретами революционеров точно датируется июлем 1821 г., то есть, тем самым временем, когда Пушкин воспел террор и его героя Карла Занда в «Кинжале». Интересно отметить необыкновенную зрительную память Пушкина. Известно, что одним из поводов к высылке Пушкина из Петербурга было то, что он открыто показывал в театре литографированный портрет Лувеля с надписью: «Урок царям». Было это весной 1820 г. Летом 1821 г. Пушкин зарисовывает по памяти его лицо. (См. Леонид Гроссман, «Вокруг Пушкина», М. 1928, стр. 3—11.)
3. Набоков В.В.: Комментарий к роману "Евгений Онегин". Глава первая. Пункты XXXIII - XXXV
Входимость: 2. Размер: 68кб.
Часть текста: Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Нет, никогда средь пылких дней 8 Кипящей младости моей Я не желал с таким мученьем Лобзать уста младых Армид, Иль розы пламенных ланит, 12 Иль перси, полные томленьем; Нет, никогда порыв страстей Так не терзал души моей! Поиски реальной женщины, к чьей ножке подошел бы этот хрустальный башмачок — строфа XXXIII, — заставили не одного пушкиниста проявить максимум изобретательности либо же обнаружить свою наивность. Достаточно пылкую поддержку имеют по меньшей мере четыре «прототипа» {20} . Рассмотрим сначала наиболее правдоподобную кандидатку — Марию Раевскую. На последней неделе мая 1820 г. осуществился заманчивый план, составленный не менее чем месяцем прежде. Генерал Николай Раевский, герой наполеоновских кампаний, ехал с одним из двух своих сыновей и двумя из четырех дочерей из Киева в Пятигорск (Северный Кавказ); по пути, в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), к ним присоединился Пушкин, двумя неделями раньше высланный из Петербурга под ...
4. Пушкинская энциклопедия (Пушкин и мировая литература). Немецкая литература
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: сб. трудов (в фр. пер.) одного из родоначальников философии Нового времени Г. В. Лейбница (Leibniz, 1646–1716), сохранившихся в его б-ке (Библиотека П. № 1086–1087). Между тем П. всегда глубоко волновали такие вопросы мировоззрения, как Бог и Судьба (в частности, наблюдения П. в заметке о поэме «Граф Нулин» (1830) над действием случая в истории близки к мысли Лейбница в статье «О роке» («Von dem Verhängnisse») о возможном влиянии на ход истории какой-нибудь мухи, обеспокоившей монарха), такие проблемы, как свобода человека и художника, способность к творчеству, одаренность и нравственность («Моцарт и Сальери», «Пиковая дама»). Нем. классическая философия, в центре внимания к-рой находилось человеческое «я», в нек-рых своих основах соответствовала пушк. миропониманию. Семейные корни П. уходили в нем. -швед. среду Ревеля: его прабабка по материнской линии звалась Христина Регина фон Шеберх (см.: «<Начало автобиографии>», 1834 — Акад. XII, 313; Леец Г. Абрам Петрович Ганнибал: Биограф. исслед. Таллин, 1984. С. 80, 91–93); но в семье Пушкиных, ориентированной на фр. культуру классицизма и Просвещения, эти связи уже не играли роли. Лицейское отрочество поэта не отмечено интересом к Германии, хотя рядом с ним находились такой поклонник нем. поэзии, как В. К. Кюхельбекер, и не чуждавшийся ее А. А. Дельвиг, а в круг его друзей и знакомых входили люди, знавшие нем. лит-ру и философию: Н. М. Карамзин, В. А....
5. Пушкинская энциклопедия (Пушкин и мировая литература). Коцебу (Kotzebue) Август фон (1761–1819)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: (Kotzebue) Август фон (1761–1819), нем. писатель — драматург и романист, пользовавшийся широкой популярностью в Европе, включая Россию, в конце XVIII – первой четверти XIX в. (см.: Giesemann  G. Kotzebue in Rußland: (Materialien einer Wirkungsgeschichte). Frankfurt/Main, 1971). Его романы, повести, пьесы в сентиментально-дидактическом духе, не отличающиеся глубиной разработки характеров, но привлекавшие занимательностью интриги, охотно переводили рус. переводчики: в «Росписи российским книгам для чтения» А. Ф. Смирдина (1828) указано более 130 произведений К. В числе переводивших был, напр., Н. М. Карамзин, к-рый в молодости (1791) перевел его повесть «Мария Сальмон, или Торжество добродетели» («Marie Salmon, oder der Triumph der Tugend», 1780-е). О популярности К. свидетельствует, в частности, упоминание его имени в приписываемом П. сатир. ст-нии «Исповедь бедного стихотворца» (1814; ст. 53). П., как и все его читающие современники, был знаком с творчеством К. На занятиях в Лицее проф. А. И. Галич читал с воспитанниками многотомное изд. «Театр Коцебу» (Гаевский. П. в Лицее. С. 349). В б-ке П. сохранились две книги этого автора: «Достопамятный год жизни Августа Коцебу, или заточение его в Сибирь и возвращение оттуда, описанное им самим» (М., 1816; оригинал: «Der merkwürdige Jahr meines Lebens», 1801; соч. представляет собою записки о краткой ссылке писателя в Сибирь в...
6. Тыркова-Вильямс А.: Жизнь Пушкина. Том 1. 1799-1824. Глава XXVI. Встревоженные умы
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: Жизнь Пушкина. Том 1. 1799-1824 Глава XXVI. Встревоженные умы Глава XXVI ВСТРЕВОЖЕННЫЕ УМЫ Правительство выслало Пушкина на глухую южную окраину, за тысячи верст от петербургских политических разговоров, увлечений, беспокойных исканий, с такой опасной, заразительной яркостью отразившихся в его стихах. А политика гналась за поэтом по пятам. Его бессарабская пустыня оказалась полна либералами и заговорщиками. Самый отрыв от столичной жизни раздвинул перед Пушкиным горизонт, расширил круг наблюдений. Основной государственный костяк, на котором держится жизнь народа, отчетливее проступил перед ним. Пушкин увидал Российскую Империю, которую в Москве, в Царском, даже в Петербурге трудно было охватить воображением. Безбрежность степей, просторы рек, снежные горы, волшебный край Тавриды, Черное море, старый Киев, Малороссия, Новороссия, полуотуреченная Бессарабия, пестрота племен, наречий, одежд, обычаев – и все это Россия, могучая, огромная, быстро растущая Россия. В то же время связь с Европой, близость ее ощущалась яснее. И тут же рядом, по ту сторону границы, вспыхнуло восстание против турок, во имя национальной независимости. Попытка греческих патриотов освободиться от турецкого ига волновала Пушкина сменными чувствами симпатии и разочарования. Он в...
7. В. Вересаев. Пушкин в жизни. В придворном плену. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: в Красном тогда помещалась библиотека. Подтверждением тому, что он занимался в кабинете Большого дома, приводили и следующий рассказ (по записи Д. Д. Гончарова). Однажды Пушкин работал в кабинете; по-видимому, он был всецело поглощен своей работой, как вдруг резкий стук в соседней столовой заставил его вскочить. Насильственно отторгнутый от интересной работы, он выбежал в столовую, сильно рассерженный. Там он увидал виновника шума, маленького казачка, который рассыпал ножи, накрывая на стол. Вероятно, вид взбешенного Пушкина испугал мальчика, и он, спасаясь от него, юркнул под стол. Это так рассмешило Пушкина, что он громко расхохотался и тотчас спокойно вернулся к своей работе. Еще недавно один из оставшихся стариков, бывший крепостной, художник Макаров, говорил так: "еще бы не знать Пушкина, бывало, сидят они на балконе, в Красном, а мы детьми около бегаем. Черный такой был, конопатый, страшный из себя". - В те дни сложилось предание, что Пушкин ведался с нечистою силою, оттого и писал он так хорошо, а писал он когтем. А. В. СРЕДИН. Пушкин и Полотняный Завод. Известия Калужской Уч. Архивной Комиссии. Вып. XXI, Калуга. 1911. Поздравляю вас со днем 26 августа (день ангела Наталии); и сердечно благодарю вас за 27-е (день рождения жены Пушкина). Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я...
8. Костин А. Г.: Тайна болезни и смерти Пушкина. Трагическая развязка семейной жизни. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: якобы внезапно пришедшее к герою знание о близкой смерти, поразившего его как удар молнии. И впервые в лирике Пушкина это знание вызывает страх, ужас, впервые вопрос о смерти, о которой Пушкин так много размышлял в своих ранних и более поздних сочинениях, и о готовности к ней поворачивается религиозной стороной: «Я осужден на смерть и позван в суда загробный — И вот о чем крушусь: к суду я не готов, И смерть меня страшит». Этот же мотив о близкой смерти звучит и в стихотворении «Чудный сон мне Бог послал…», в котором герой, получивший страшное известие, думает о спасении своей души: «Ах, ужели в самом деле Близок я к моей кончине? И страшуся и надеюсь, Казни вечныя страшуся, Милосердия надеюсь: Успокой меня, Творец». Почему именно осенью 1836 года Пушкин вдруг «сильно был поражен мыслью о смерти» (выражаясь словами его героя Петрония из «Повести из римской жизни»), отчетливо расслышал ее приближающиеся шаги, получил определенное предчувствие, переходящее уже в знание, и это знание застало его, как Странника, врасплох и впервые поставило перед ним христианский вопрос о спасении. С этого времени мотивы внезапной смерти все больше сгущаются в его лирике и письмах. Большинство исследователей этого, довольно «смутного» периода жизни поэта, связывают его с недавно прошедшим 37-летним рубежом. Так, И. Сурат категорически утверждает, что он воспринял предчувствие смерти: «Вероятно, но в последнюю очередь из-за предсказания гадалки о ранней насильственной гибели, которое он услышал в юности и которое произвело на него огромное впечатление. Мемуаристы подчеркивают, что...
9. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина, 1799—1826 (М. А. Цявловский). 1821 г. Июль-декабрь
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: Михаил Максимович, майор, мастер; бар. Луи Треска, бывший французский полковник, мастер. Из Мадрида: Мануэль Бернардо, боярин (boyard), мастер; Петр Кюрто, подполковник, мастер; Матвей Драгушевич, купец, мастер; Яков Барроцци, подполковник, мастер», — обращаются в ложу «Астрея» с просьбой «даровать конституцию новой ложе, открывающейся к востоку в Кишиневе, в Бессарабии, под отличительным названием „Овидий“». Кульман. С. 348—349 (извлечение из протокола чрезвычайного собрания «Астреи» 17 сент. 1821). Июль, 8 — Ноябрь, 15. В члены масонской ложи «Овидий» принимаются доктор Ф. М. Шулер, В. Ф. Раевский, Н. С. Алексеев, аптекарь Майглер и швейцарец Миттергофер. Кульман. С. 365 (записка неизвестного от 12 дек. 1821). Июль, 9. Расписка Пушкина в получении жалованья за майскую и сентябрьскую трети 1820 г. и за январскую треть 1821 г. «700 р. ассигнациями оклада, всего за вычетом на гошпиталь и за уплатою в почтовый доход страховых за пересылку из С. -Петербурга до Кишинева остальные 685 р. и серебром 30 к.». Рукою П. С. 830—831. Июль, 14. М. Ф. Орлов пишет жене из Кишинева в Одессу: «Нынче в семь часов поутру было у нас землетрясение. При первом ударе я вскочил с постели, второй меня почти сшиб с ног». ЦГАОР , ф....
10. Вересаев В.В.: Пушкин в жизни. В придворном плену
Входимость: 1. Размер: 266кб.
Часть текста: салон князя Одоевского. Картина светской жизни казалась ему в молодости принадлежащей поэзии, а школа светского общежития обязательной для поэта: "Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества; а многие ли из наших писателей имеют счастие принадлежать к нему?" Теперь, напротив, годы, проведенные в Михайловской ссылке, воспринимаются как годы истинного счастья: жизнь в "лучшем обществе" становится помехой для творческого труда. В то же время порвать придворную цепь не удается. Растет число незавершенных произведений, этих "недостроенных дворцов", по выражению современного пушкиниста. Их масштаб, их разнообразие рисуют перед нами увлекательную перспективу творений колоссального значения и красоты. Пушкиным владеет мысль о большом романе со сложным приключенческим сюжетом, действие которого должно происходить на кавказских водах - это произведение, видимо, предвосхищало во многом "Героя нашего времени". В 1834 - 1836 гг. он задумывает авантюрно-психологический роман "Русский Пелам", который должен был дать широкую панораму русской жизни - от декабристских кружков до притонов...