Поиск по творчеству и критике
Cлово "KATA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Бонди С.М.: Пушкин и русский гекзаметр. Примечания.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
2. Бонди С.М.: Пушкин и русский гекзаметр. Часть 5.
Входимость: 1. Размер: 16кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Бонди С.М.: Пушкин и русский гекзаметр. Примечания.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: ритмического отношения долгого к короткому слогов (2:1), в греческой и латинской метрике существуют и другие соотношения длительностей в «лирических» размерах, в хорах трагедии и комедии и т. п.: 3 : 1, 4 : 1 и т. д. или еще более сложные в случаях так называемых иррациональных стоп. Но для нашей темы (о гекзаметре) это не имеет значения. 6 См.: Л. В. Щерба . Русские гласные в количественном и качественном отношении. СПб., 1910. 7 Долгий слог обозначается знаком « — »; короткий — знаком «U». 8 Здесь указана общепринятая, традиционная характеристика ритма античного гекзаметра. У новых стиховедов встречается и иное понимание ритма этого стиха. Например, Ф. Заран пишет («Deutsche Verslehre», 1907, с. 329): «Мне вообще кажется несколько сомнительным, чтобы гомеровский гекзаметр по впечатлению, которое он создает, надо было действительно считать за стих genos iison (то есть четырехдольный ритм. — С. Б. ). Несомненно, греки чувствовали дактиль как самостоятельную (неделимую? — С. Б. ) стопу. Счет «мор» (долей. — С. Б. ) в этом стихе, который дают античные метрики, не имеет значения. Он является чисто бумажным. Возможно, что основным размером и гомеровского стиха (как и немецкого дактиля. — С. Б. ) был или , но только с более отчетливым протяжением сильного времени», то есть первого слога. Не входя в обсуждение этого предположения, укажем, что, если бы даже это и было верно, в настоящей работе о русском , а не греческом, гекзаметре все равно надо было бы исходить из общепринятого...
2. Бонди С.М.: Пушкин и русский гекзаметр. Часть 5.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: При помощи цезур стих гекзаметра может делиться: а) на две части, б) на три части. На две части стих делится, во-первых, цезурой, стоящей после «тезиса» («сильного времени») третьей стопы — так называемая «пятиполовинная» цезура («penthemimeres»). Гнев, богиня, воспой || Ахиллеса, Пелеева сына. Ú U|Ú U U|   Ú || U U| Ú U U| ÚUU| Ú U Ритмический смысл этой цезуры в том, что стих ею рассекается на две части противоположного ритмического движения: первая часть — дактилическая начинается с ударения, образует так называемый нисходящий ритм: Гнев, богиня, воспой, — Ú U Ú U U    Ú а вторая часть — анапестическая, начинается с безударных слогов — ритм восходящий: Ахиллеса, Пелеева сына. U U  Ú U U ÚUU Ú U Эта последовательность в одном стихе двух контрастирующих полустиший придает стиху внутреннее ритмическое движение, внутреннюю энергию — стих пружинит. Аналогичный эффект возникает в случае, когда в третьей стопе не чистый дактиль, а спондей (в античном) или хорей в русском и немецком стихе. Здесь остается такое же энергичное начало на ударении и энергичный конец первого полустишия тоже на ударенном слоге. Старец! Чтоб я никогда || тебя не видал пред судами. Ú U U| Ú U U| Ú || U|Ú U  U|Ú U U| Ú U Несколько ослабленный ритмический эффект того же типа дает и еще один вид цезуры, делящий стих на две части:...