Словарь литературных типов Пушкина (старая орфография)
Пушкин в живописи и скульптуре

Пушкинъ въ живописи и скульптуре.

а) Живопись.

Въ 1814 г. лицеистъ Пушкинъ набросалъ въ стихахъ свой портретъ («Mon po trait»)1). «Хорошъ никогда не былъ, а молодъ былъ», писалъ онъ жене (сент., 1834 г.). И въ «Портрете и въ письме жене (май, 1836), Пушкинъ подчеркиваетъ свое «арапское безобразiе». Однако, никто изъ современниковъ, видевшихъ великаго поэта, не говоритъ объ этомъ, свидетельствуя, что некрасивое лицо поэта было полно внутренней красоты.

По свидетельству И. И. Лажечникова («Сочиненiя», Спб., 1883 г., т. VII, стр. 234), познакомившагося съ Пушкинымъ въ 1819 г., это былъ «молодой человекъ, худенькiй, небольшого роста, курчавый, съ арабскимъ профилемъ». По описанiю Бантыша-Каменскаго («Словарь достопам. Россiянъ»), Пушкинъ былъ средняго роста, худощавый, имелъ въ младенчестве белокурые, курчавые волосы, сделавшiеся потомъ темно-русыми, глаза светло-голубые, улыбку насмешливую и вместе съ темъ прiятную; носилъ на умномъ лице отпечатокъ африканскаго своего происхожденiя, которому соотве острый умъ, необыкновенная память и заманчивый, веселый разсказъ, — делали его украшенiемъ — душою общества».

И. С. Тургеневъ писалъ въ своихъ воспоминанiяхъ: «помню его смуглое, небольшое лицо, его африканскiя губы, оскалъ белыхъ, крупныхъ зубовъ, висячiе бакенбарды, темные, желчные глаза подъ высокимъ лбомъ, почти безъ бровей — и кудрявые волосы»... (Сочин., т. XII, изд. Маркса). «Лицо его — матовое, съуженное книзу, съ русыми бакенами и обильными кудрями волосъ — врезалось въ мою память — и доказало мне впоследствiи, какъ верно изобразилъ его Кипренскiй на известномъ портрете (Изъ письма И. А. Гончарова А. Ф. Кони, «Русск. Стар.», 1899 г., V, стр. 265).

Первый изъ известныхъ портретовъ Пушкина относится къ юной поре жизни поэта и сделанъ, по однимъ источникамъ, учителемъ рисованiя въ лицее С. Г. Чириковымъ, по другимъ — К. П. Брюлловымъ. Гравюра съ этого портрета, резанная Гейтманомъ, была приложена къ изданiю «Кавказскаго Пленника» (1822)2).

Следующiй по времени портретъ Пушкина въ лицейскомъ мундире долгое время былъ неизве3). Оригиналъ неизвестнаго художника принадлежалъ директору лицея Е. А. Энгельгардту.

Въ 1820 году художникомъ Жюлемъ Верне (J. W.)4) написанъ карандашомъ новый портретъ поэта.

Къ 1821 г. относится портретъ Гейдена (изображенiе Пушкина на портрете, однако, представляется сомнительнымъ).

Къ этому же времени принадлежитъ карандашный портретъ, сделанный самимъ поэтомъ во время пребыванiя въ Крыму5).

Въ 1827 г. появляются два портрета Пушкина масляными красками; первый работы В. А. Тропинина (по заказу Соболевскаго, которому хотелось иметь изображенiе поэта такимъ, «какъ онъ есть, какъ онъ бывалъ чаще, не приглаженнымъ и припомаженнымъ»). По свидетельству Н. А. Полевого, «сходство портрета съ подлинникомъ поразительно», но «художникъ не могъ совершенно схватить быстроты взгляда и живого выраженiя лица поэта6). Тогда же, по заказу А. А. Дельвига, А. О. Кипренскiй написалъ свой хорошо известный портретъ Пушкина. По словамъ Булгарина, «это живой Пушкинъ», поразительное сходство портрета съ оригиналомъ подтверждается и И. А. Гончаровымъ (См. выше) и отцомъ поэта, С. Львовичемъ. По мненiю Кукольника, въ портрете «пушкинской простоты не видно». (После смерти Дельвига, Пушкинъ прiобрелъ у его вдовы этотъ портретъ). Съ портрета Кипренскаго сделана дважды широко-распространенная гравюра на стали Н. Н. Уткинымъ7). Эта гравюра, по словамъ П. А. Ефремова, считается лицейскими товарищами Пушкина и людьми близко его знавшими, самымъ схожимъ изъ всехъ существующихъ изображенiй великаго поэта». (Есть и противоположныя мненiя).

Въ 1830 г. писалъ акварелью портретъ Пушкина П. Ф. Соколовъ. По мненiю Сергея Львовича Пушкина, въ портрете «много отступленiй отъ верности и сходства»8). Противоположнаго мненiя держался фотографъ Левицкiй, знавшiй Пушкина въ 1832 г. Приблизительно къ этому же времени9) относится портретъ П., писанный К. П. Брюлловымъ. Позднее (1835 г.), писалъ портретъ Пушкина художникъ Мазеръ. Портретъ работы художника И. Л. былъ неизвестенъ до 1887 г., когда онъ былъ реставрированъ и принесенъ въ даръ лицейскому музею. Последнiй изъ написанныхъ при жизни поэта портретовъ, принадлежитъ Райту (Wrigt). Въ гравюре самого художника портретъ предназначался для предполагавшагося изданiя сочиненiй Пушкина, но появился лишь при изданiи 1859 г. Великiй поэтъ лежалъ въ гробу, когда его черты зарисовали художники: О. А. Бруни, его ученикъ К. П. Мокрицкiй и, ученикъ Брюллова, А. А. Козловъ; съ посмертной маски10) написанъ портретъ Э. Жуковской.

Кроме этихъ портретовъ еще при жизни Пушкина появились довольно многочисленныя литографiи съ упомянутыхъ гравюръ Гейтмана и Уткина11), литографiя Гипiуса (1823 г.) и сделанная въ Лондоне, по заказу Смирдина, гравюра, приложенная къ V тому изданiя «Сто р. литераторовъ» (Спб., 1839). Къ этому перечню следуетъ прибавить изображенiя поэта на картинахъ: Чернецова «Парадъ на Царицыномъ Лугу» (на картине въ числе зрителей: Пушкинъ, Крыловъ, Жуковскiй и Гнедичъ); неизвестнаго художника «Субботнее собранiе у Жуковскаго» (Пушкинъ, Одоевскiй, Крыловъ, Жуковскiй, Гоголь, Кольцовъ); «Пушкинъ и Онегинъ на берегу Невы», гравюра Гейтмана (по наброску карандашомъ, сделанному самимъ поэтомъ12). Другiе портреты, появившiеся въ значительномъ количестве после смерти поэта, являются или варiацiей упомянутыхъ, или грубымъ искаженiемъ чертъ поэта; исключенiе составляетъ офортъ акад. Л. Е. Дмитрiева-Кавказскаго, пытавшагося дать «идеальный» портретъ Пушкина.

Изъ картинъ, изображающихъ поэта въ различной обстановке его жизни, укажемъ: Н. Н. Ге, «Пушкинъ въ селе Михайловскомъ». Жизнь Пушкина въ Михайловскомъ послужила также темой для ряда картинъ художника В. Максимова. Пребыванiю въ Крыму поэта посвященъ рядъ полотенъ Айвазовскаго («Пушкинъ на берегу южнаго Крыма, въ Гурзуфе, у скалъ Аюдага и др.). Тотъ же Айвазовскiй вместе съ И. Е. Репинымъ дали картину «Пушкинъ на берегу Чернаго моря» («Прощай, свободная стихiя!»). Кисти Репина принадлежитъ законченная въ 1911 г. большая картина: «Пушкинъ на лицейскомъ экзамене», М. Клодту: «Гоголь, читающiй Пушкину «Мертвыя Души». Последняя дуэль Пушкина представлена несколькими картинами (А. Волкова, К. Чичагова, А. Наумова). Перевозъ тела Пушкина въ Святыя Горы», этюдъ Наумова.

Крамской («У лукоморья дубъ зеленый»); Брюлловъ («Бахчисарайскiй Фонтанъ»); Мясоедовъ и Кившенко («Бор. Годуновъ»); Репинъ (Дуэль Онегина съ Ленскимъ, Донъ-Жуанъ и Дона-Лаура); К. Маковскiй («Русалки»); М. Клодтъ (Татьяна); Крюковъ («Моцартъ и Сальери»); Шустовъ («Марiя и утро казни Кочубея»); Шрейдеръ («Бесы»). Иллюстрацiями къ пушкинскому тексту занимались: П. («Евгенiй Онегинъ», «Капит. Дочка»); Самокишъ-Судковская («Е. Онегинъ»); Э. О. Визель («Дубровскiй»); Ф. Соллогубъ («Сказка о Золотомъ Петушке»); А. Бенуа («Пиковая Дама», «Медный Всадникъ»); В. В. Гельмерсенъ («Выстрелъ»); А. Васнецовъ («Олегъ Вещiй»); В. («Бахчис. Фонтанъ») и др.

Предпринятое фирмой Брокгаузъ-Ефронъ изданiе сочиненiй Пушкина, подъ редакцiей С. А. Венгерова, даетъ огромную коллекцiю картинъ, рисунковъ и портретовъ изъ жизни Пушкина и его эпохи. Подробно знакомитъ съ Пушкинымъ въ живописи книга С. Ф. Либровича: «Пушкинъ въ портретахъ». Спб. 1890. См. также «Альбомъ пушкинской выставки», М. 1880. П. Н. Ге. «Поэзiя П—а и русск. пластическое искусство». Сборникъ «Жизни». «Альбомъ пушкинской выставки», изд. К. А. Фишера. М. 1899. Фирмой Голике и Вильборгъ изданъ рядъ иллюстрированныхъ роскошныхъ изданiй отд. произведенiй Пушкина.

б) Скульптура.

Когда въ Москве въ 1836 г. хотели лепить бюстъ поэта, Пушкинъ писалъ жене, что онъ противъ этого, «тутъ арапское мое безобразiе, предано будетъ безсмертiю во всей своей мертвой неподвижности» (Жене, май, 1836 г.). По всей вероятности, это обстоятельство и явилось причиной, почему при жизни Пушкина не было сделано съ него ни одного скульптурнаго изображенiя. Лишь после кончины поэта появляются скульптурныя изображенiя Пушкина, работы Гальберга, Витали, Теребенева, Рамазанова, но все они (за исключенiемъ, быть можетъ, работы Гальберга13), выле

Появленiе новыхъ скульптурныхъ работъ, относящихся къ Пушкину, начинается лишь съ 60-хъ годовъ прошлаго столетiя, когда въ кругу лицеистовъ явилась мысль о постановке лицейскаго памятника поэту въ Царскомъ Селе, открытiе котораго прiурочивалось къ 50-летней годовщине лицея.

Художники Лаврецкiй, Бахманъ, Шредеръ и Пименовъ составили проекты памятника, и былъ открытъ сборъ пожертвованiй. Прошло десять летъ, а дело нисколько не двинулось впередъ. Въ 1870 г., по предложенiю бывшаго лицеиста, Я. К. Грота, учреждается особый комитетъ, членами котораго явились воспитанники первыхъ выпусковъ лицея. Комитетъ вскоре остановился на мысли соорудить не лицейскiй, а всероссiйскiй памятникъ Пушкину. Местомъ постановки была избрана Москва — родина великаго поэта; тогда же была (1873 г.) открыта всероссiйская подписка и объявленъ конкурсъ. На конкурсъ было представлено 15 моделей, но изъ нихъ ни одна не удовлетворяла требованiямъ программы». На второмъ конкурсе первыя премiи получили работы Опекушина, Забелло и Баха14). По модели Опекушина и былъ отлитъ памятникъ поэту, открытый лишь 6 iюня 1880 г. Стоимость памятника 87,5 т. р. Всего же было собрано по подписке свыше 100 т. р. Остатокъ (около 20 т. р.) былъ обращенъ на учрежденiе пушкинской премiи при Академiи Наукъ15). (Исторiю постановки памятника, См. у Грота: «Пушкинъ и его лицейскiе товар.», стр. 163—173). Въ 1884 г. открытъ памятникъ Пушкину въ Петербурге (работы того же Опекушина)16)«граждане Одессы» (бюстъ Ж. А. Полонской); въ 1892 г. — Тифлисъ; въ 1889 г. — Житомiръ и Кiевъ; въ 1900 г. въ Ц. Селе ставится памятникъ Пушкину (раб. Баха) и въ Вильне; въ 1901 г. въ Екатеринославле; въ 1904 г. въ Харькове.

Сноски

1) Н. И. Павлищевъ въ своихъ «Воспом.» утверждаетъ, что выраженiе «cheveux blonds» употреблено, по признанiю самого поэта, «лишь для рифмы, на самомъ деле волосы у Пушкина никогда не были белокурыми». Это утвержденiе, однако, опровергается показанiями другихъ современниковъ (Л. Майковъ, прим. къ Акад. изд., т. I, стр. 169) и письмомъ самого Н. И. Павлищева къ Д. Н. Анучину (См. книгу Анучина «А. С. Пушкинъ», стр. 32—33).

2) «Александръ Пушкинъ мастерски литографированъ, но, не знаю, похожъ-ли», писалъ Пушкинъ Гне

3) Появился въ лицейскомъ сборнике въ память 50-летiя А. С. П—а. Приложенъ къ 1-му тому Акад. изд. Пушкина.

4«Литературнымъ Фондомъ». Спб. 1887 г

5) Былъ приложенъ при сочиненiяхъ П—а, изд. Анскимъ.

6) Исторiя портрета, попавшаго на рынокъ, См. въ книге С. Ф. Либровича: «Пушкинъ въ портретахъ», стр. 20—24.

7) Приложена въ первый разъ къ альманаху «Сееты» на 1828 г.

8) Воспроизведена впервые въ «Альбоме пушкинской выставки».

9) «Портретъ мой Брюлловъ напишетъ на-дняхъ» (Нащок., янв., 1832).

10

11) Вторая гравюра Уткина сделана въ 1838 г.

12) «Невскiй Альманахъ», 1829 г.

13) Лучшiй, по отзывамъ современниковъ, бюстъ Пушкина работы Гальберга вышелъ изъ мастерской художника после

14) Надъ проектами достойнаго Пушкина памятника работали также Шредеръ, Пименовъ, Антокольскiй, позднее Микешинъ. Осуществленiе получилъ лишь опекушинскiй проектъ.

15) Если даже «всероссiйскiй» памятникъ въ Москве является бее другiе памятники производятъ еще меньше впечатленiе. Всероссiйскiй памятникъ стоилъ 87½ т. р., на постановку пушкинскихъ статуэтокъ въ Петербурге было ассигновано 10 т. р., въ Одессе 6½ т. р.

16ешена повсеместная подписка на новый памятникъ Пушкину въ Петербурге.

Разделы сайта: