Словарь литературных типов Пушкина (старая орфография)
Пушкин в музыке

Пушкинъ въ музыке.

Поэтическая деятельность Пушкина не только вдохновляла многихъ композиторовъ, но, по мненiю проф. С. Булича, «несомненно Пушкинъ имелъ основное общее значенiе для исторiи русскаго нацiональнаго искусства, а въ томъ числе и музыки, прежде всего ярко выраженнымъ нацiональнымъ характеромъ своего творчества». Одинъ сводъ лирическихъ пьесъ Пушкина, положенныхъ на музыку, занимаетъ въ цитированной выше статье около четырехъ печатныхъ листовъ («Сборникъ памяти Пушкина», изд. Ист. -фил. фак., Спб. университета, Спб., 1900 г., стр. 67—124). Изъ поэмъ и прозаическихъ произведенiй Пушкина почти нетъ такихъ, которыя бы не послужили темой для композиторовъ.

«Русланъ и Людмила», еще въ 1824 г., вдохновилъ композитора Шольца, написавшаго музыку къ «волшебно-героическому балету» (Огюста и Дидло); въ 1838—1842 г. г. надъ той же темой работалъ М. И. Глинка.

«Кавказскiй Пленникъ» въ томъ же 1824 г., но раньше «Руслана», попалъ на сцену петербургскаго театра (музыка К. А. Кавоса, сценарiй Дидло). Поздне«Кавк. Плен.», опера въ 3-хъ действiяхъ, Ц. А. Кюи.

«Бахчисарайскiй Фонтанъ». Музыка Кавоса, текстъ А. Шаховскаго, съ сохраненiемъ многихъ стиховъ Пушкина. На ту же тему опера А. Федорова, исполнявшаяся въ Екатеринославе

«Полтава» послужила источникомъ вдохновенiя для композиторовъ: Фитингофа-Шеля (1858 г.), П. П. Сокальскаго («Мазепа» — 1859 г.), Даргомыжскаго (отрывки) и Чайковскаго («Мазепа» — 1883 г.). На тотъ же сюжетъ начинали писать также Серовъ и Давыдовъ.

«Графъ Нулинъ» — комическая опера «по Пушкину» А. Лишина (1876).

«Домикъ въ Коломне» — музыка Н. Ф. Соловьева (1899—1900).

«Цыганы» — опера того же названiя («Цыгане») Кашперова (не издана), Г. Лишина (отрывки) и С. Рахманинова «Алеко» (1892).

«Русалка» вдохновила Даргомыжскаго, проработавшаго надъ оперой съ 1843—1855 г. г.

«Каменный Гость» — Даргомыжскаго, написанъ съ сохраненiемъ полнаго пушкинскаго текста.

«Борисъ Годуновъ» послужилъ сюжетомъ для оперы М. П. Мусоргскаго (1872).

«Евгенiй Онегинъ»,

«Моцартъ и Сальери» — Н. А. Римскаго-Корсакова (1897).

«Пикова Дама» появилась во французскомъ театре ее къ тому же сюжету вернулся Чайковскiй (1889 г.).

«Барышня-крестьянка» — опера Ларiонова, исполнявшаяся въ С. -Петербурге, во время пушкинскихъ торжествъ (1899 г.).

«Дубровскiй» — опера Э. Направника (1894 г.).

«Капит. Дочка» — опера В. И. Ребикова.

На сюжетъ пушкинскихъ сказокъ написанъ фантастическiй балетъ «é», музыка Минкуса. Отрывки изъ сказки «О Царе Салтане» даны Н. Римскимъ-Корсаковымъ. Имъ же написана опера «О Золотомъ Петушке».

Подробнее, См. въ цит. выше работе «Пушкинъ и русская музыка». Кроме того, См. Н. Д. , проф., «Значенiе поэзiи П—а въ р. музыке». Сборникъ журнала «Жизнь», Спб., 1899 г. М. Ивановъ: «П. въ музыке», Спб. 1899 г. В. Коргановъ: «А. С. П. въ музыке», Тифлисъ, 1899. Л. Турыгина«А. С. Пушкинъ въ области музыки», Спб. 1899 г. И. Липаевъ: «А. С. П. и р. музыка», «Р. Муз. Газета», 1899, NN. 21—22. Н. Финдейзенъ: «П. и Глинка», Ibid. А. : «А. С. П. и его музыкальные истолкователи», Сборникъ статей о П. Кiевскаго Педаг. Общ., Кiевъ, 1899 г. Б. И. Срезневскiй, проф.: «П. и музыка», «Учен. записки юрьевск. унив.», 1899 г., № 5.