Словарь литературных типов Пушкина (старая орфография)
Перечень произведений А. С. Пушкина и входящих в них типов, образов, лиц и имен.
Буква "И"

Историческiя сочиненiя: «Вадимъ», «Борисъ Годуновъ», «Арапъ Петра Великаго», «Полтава», «Медный Всадникъ», «Исторiя Пугачевскаго бунта», «Капитанская Дочка», «Исторiя Петра Великаго». Еще на лицейской скамейке Пушкинъ съ восторгомъ читалъ карамзинскую «Исторiю Госуд. Рос.». По выходе изъ лицея, выздоравливавшiй отъ долгой и упорной болезни, поэтъ занимался чтенiемъ Карамзина.

Въ 1822 г. онъ задумывалъ поэму и затемъ драму «Вадимъ»; къ тому же году относится «Песнь о вещемъ Олеге». Изученiе Карамзина и историческихъ хроникъ Шекспира обращаетъ поэта къ «Борису Годунову». Давнишнее его желанiе иметь непосредственный доступъ къ архивамъ, наконецъ, получаетъ осуществленiе: въ 1831 г. Пушкину было дозволено «отыскивать въ архивахъ матерiалы для исторiи Петра I». Петровская эпоха еще ранее серьезно увлекала Пушкина («Арапъ Петра Великаго» — 1827), онъ думалъ приступить къ составленiю петровской Исторiи («исторiя, по словамъ Пушкина, принадлежитъ поэту»), но эпоха пугачевщины отвлекла его отъ первоначальныхъ занятiй. Две зимы 1832—33 г. г. поэтъ провелъ среди архивныхъ занятiй, изучая дело Пугачева. Осенью 1833 г. онъ ездилъ въ Казань и Оренбургъ, чтобы на месте собрать сведенiя отъ очевидцевъ для своей «Исторiи», которая, по словамъ поэта, «не имела въ публике никакого успеха». Работы надъ «Исторiей Пугачевскаго бунта» дали матерiалъ поэту для «Капитанской Дочки». Окончивъ свой трудъ, Пушкинъ вновь вернулся къ прерваннымъ занятiямъ, и «со страхомъ и трепетомъ» приступилъ «къ Петру», мечтая вылить «медный памятникъ, котораго нельзя будетъ перетаскивать съ одного конца города на другой, съ площади на площадь, изъ переулка въ переулокъ» (Жене, май, 1834 г.). Такими памятниками и явились уже ранее написанныя поэмы: «Полтава» и «Медный Всадникъ».

Исторiя села Горюхина. Начата въ Болдине е смерти Пушкина и долгое время печаталась подъ искаженнымъ названiемъ (Горохино, вме«И. с. Г.», по словамъ Белинскаго, «шутка, острая, милая и забавная, въ которой, впрочемъ, есть и серьезныя вещи, какъ, напр., прибытiе» «управителя и картина его управленiя» (Соч., т. VIII). Страховъ усматривалъ въ ней пародiю на «Ист. Гос. Россiйскаго» Карамзина, Черняевъ («Крит. Зам.»), наоборотъ, видитъ въ повести пародiю на Полевого и Каченовскаго. («Пушкинъ» ак. сб., т. IV) делаетъ предположенiя, что Пушкину могла быть известна «Летопись деревни Кверлеквичъ» неИскозъ въ своей статье (Пушкинъ, изд. Брокгауза и Ефрона, т. IV), опровергая предположенiе г. Сиповскаго, приходитъ къ выводу, что Пушкинъ прежде всего высмеиваетъ не того или другого отдеелую полосу въ современной литературе, не умевшей еще отказаться отъ ложнаго пафоса, унаслеенiя, — отъ требованiя «чинности».

Авдей. — Аграфена Трифоновна. — Акимъ. — Архипъ-лысый. — Б. — Баба. — Белкины: Андрей Степановичъ, Евпраксiя Алексеевна, Иванъ Андреевичъ. — Дворня. — Дьячокъ. — Корючкинъ. — Мейеръ. — Мужики. — Приказчикъ. — Поваръ. — Сенька. — Тришка. — Трифонъ. — Трифонъ Терентьевичъ.