Словарь литературных типов Пушкина (старая орфография)
Перечень произведений А. С. Пушкина и входящих в них типов, образов, лиц и имен.
Буква "Б"

Барышня-крестьянка, повесть. Написана въ 1830 г. Белинскiй, вообще отнесшiйся очень строго къ повестямъ Белкина (См. ниже: «Повести Б.»), считалъ «Бар. -кр.» «неправдоподобной, водевильной, представляющей жизнь съ идиллической точки зренiя».

Акулина. — Берестовы: Петръ Ивановичъ и Алексей Петровичъ. — Василiй-кузнецъ. — Жаксонъ, миссъ. — Курочкина, Акулина Петровна. — Лиза (Бетси). — Муромскiе: Григорiй Ивановичъ, Лиза. — Настя. — Терентiй.

Бахчисарайскiй фонтанъ, поэма. Въ 1822 г., путешествуя съ Раевскими по Крыму, Пушкинъ посетилъ Бахчисарай и его «забвенью преданный дворецъ». Въ августе 1823 г. поэтъ извещалъ брата изъ Одессы о новой поэме. Поэтъ медлилъ знакомить друзей со своимъ произведенiемъ и работалъ надъ нимъ «единственно за себя». После уничтоженiя многихъ местъ, относившихся къ одной женщине, въ которую Пушкинъ, по его словамъ, «былъ очень долго и очень глупо влюбленъ (См. въ «Списке»: N. N.) и пропуска десяти стиховъ въ конце поэмы («все »...), рукопись была отправлена кн. Вяземскому. Пушкинъ торопился съ изданiемъ «Б. Ф.» не ради славы», «а ради Мамона» и просилъ Вяземскаго написать предисловiе къ поэме. Къ отдельному изданiю, купленному московскимъ книгопродавцемъ Ширяевымъ за 5 т. р. ас. (М. 1824), Вяземскiй приложилъ вместо предисловiя написанный имъ «Разговоръ между издателемъ и классикомъ съ Выборгской Стороны или съ Васильевскаго Острова (Сочин. П. А. Вяземскаго, т. I, 167). Самъ поэтъ считалъ свою поэму «безсвязными отрывками» и ставилъ ее ниже «Кавк. Плен.», но публика и критика приняли ее восторженно. По словамъ Анненкова, «все оттенки мненiй, разделявшихъ литературу нашу, слились при появленiи «Б. Ф.» въ одну похвалу неслыханной еще дотоле гармонiи языка, небывалой у насъ роскоши стиховъ и описанiй, какими отличалась поэма». Белинскiй называлъ «Б. Ф.» «прекраснымъ, благоухающимъ цветкомъ», «которымъ можно любоваться безотчетно и безтребовательно, какъ всеми юношескими произведенiями, въ которыхъ полнота силъ заменяетъ строгую обдуманность концепцiи и роскошь щедрой рукой разбросанныхъ красокъ — строгую отчетливость выполненiя». «Въ основе этой поэмы лежитъ мысль до того огромная, что она могла бы быть подъ силу только вполне развившемуся и возмужавшему таланту; очень естественно, что Пушкинъ не совладалъ съ нею, и, можетъ быть, оттого-то и былъ къ ней уже слишкомъ строгъ». — Вопросъ о влiянiи Байрона на поэму былъ поднятъ еще современниками Пушкина, но, по замечанiю В. В. Сиповскаго, байроновское влiянiе на «Б. Ф.» лишь только внешнее: «простое подражанiе манере пользоваться couleur locale, подходящимъ колоритомъ; влiянiя же внутренняго мы не найдемъ — ни одинъ герой этой поэмы не говорилъ отъ сердца самого Пушкина, ни одному не вложилъ онъ, подобно Байрону, гордыхъ речей своего разочарованнаго сердца». В. Сиповскiй: «Пушкинъ», Спб., 1907 г.

— Зарема. — Марiя.

Борисъ Годуновъ. Написанъ въ 1825 г. въ Михайловскомъ. Первоначальное заглавiе: «Комедiя о настоящей беде московскому Государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве. Писалъ рабъ Божiй Александръ Сергеевъ Пушкинъ, въ лето 7333 въ городище Ворониче». Самъ поэтъ оставилъ свидетельство о томъ, что его натолкнуло на мысль о комедiи. «Изученiе Шекспира, Карамзина и старыхъ нашихъ летописей дало мне мысль облечь въ формы драматическiя одну изъ самыхъ драматическихъ эпохъ новейшей исторiи. Я писалъ въ строгомъ уединенiи, не смущаемый никакимъ чуждымъ влiянiемъ. Шекспиру подражалъ я въ его вольномъ и широкомъ изображенiи характеровъ, въ необыкновенномъ составленiи типовъ и простоте; Карамзину следовалъ я въ светломъ развитiи происшествiй; въ летописяхъ старался угадать образъ мыслей и языкъ тогдашняго времени».

По мненiю П. О. (Пушк. изд. Лит. Фонда, т. 3), «изученiе историческихъ драмъ Шекспира отразилось не только въ общемъ характере трагедiи

Пушкина, но и въ отдельныхъ ея сценахъ». Ср. избранiе Бориса на царство и «Ричардъ III», 7-ая сцена IV действ.; монологъ Бориса: «достигъ я высшей власти» и «Генрихъ V» действ. IV, сц. 1; последнiя наставленiя Феодору и «Генрихъ IV» ч. II (посл. сцена 4-го действ.); военныя сцены «Бориса Г.» съ такими же сценами «Генриха V».

«Бор. Год.» посвященъ «драгоценной для россiянъ памяти Н. М. Карамзина». Увлеченiе «авторитетомъ Карамзина» и безусловное слеечаетъ Белинскiй. Наоборотъ, И. Н. Ждановъ въ своемъ изсле«Б. Г.» отрицаетъ преувеличенное мненiе о влiянiи Карамзина на Пушкина; по его мненiю, «въ изображенiи судьбы царя Бориса Пушкинъ шелъ своей дорогой, — дорогой, на которой Карамзинъ не былъ и не могъ быть его руководителемъ». «Между разсказомъ историка и замысломъ поэта нетъ сходства». И. Ждановъ, «Бор. Год.» Пушкина. Спб. 1892 г. Не«Бориса Год.» и «Гоф» Расина приведены въ статье Ф. Д. Батюшкова: «Пушкинъ и Расинъ». Сб. Спб. Унив. «Памяти Пушкина». Спб. 1900. См. тамъ же ст. Н. К. Козмина: «Взглядъ Пушкина на драму», стр. 179—226.

ешилъ съ печатанiемъ пьесы, предчувствуя, что цензура ее «не пропуститъ» (См. Приложенiе «Пушкинъ и цензура»). После ряда хлопотъ, «Б. Г.» смогъ появиться въ печати лишь въ 1830 г.

Белинскiй находилъ, что «Бор. Год.» и «Полтавой» началась «совершенно новая эпоха художнической деятельности Пушкина. «Бор. Год.», по мне«совсемъ не драма, а разве эпическая поэма въ разговорной форме. Действующiя лица, вообще слабо очеркнутыя, только говорятъ, и местами говорятъ превосходно; но они не живутъ, не деействiй — это одинъ изъ недостатковъ драмы Пушкина, но этотъ недостатокъ — не вина поэта: его причина въ русской исторiи, изъ которой поэтъ заимствовалъ содержанiе своей драмы».

Баба. — Басмановъ. — Борисъ Годуновъ. — Бояре. — Беглецы. — Варлаамъ. — Вишневецкiй. — Воины. — Воротынскiй. — Годуновы: Борисъ, Ксенiя, Марiя, Семенъ, Феодоръ. — Голицынъ, князь. — Григорiй. — Дама. — Димитрiй (Самозванецъ). — Игуменъ. — Кавалеръ. — Карела (казакъ). — Курбскiй. — Ляхи. — Мальчикъ. — Мамка. — Маржеретъ. — Мисаилъ. — Мнишекъ, Марина. — Молчановъ. — Мосальскiй. — Нищiй. — Патеръ. — Патрiархъ. — Пименъ. — Пле— Полякъ. — Поэтъ. — Пристава. — Пушкины: Гаврило, Афан. Мих. — Рожновъ. — Розенъ. — Рузя. — Собаньскiй. — Старуха. — Трубецкой. — Хозяйка. — Хрущовъ. — Чернецъ. — Щелкановъ. — Шерефединовъ. — Шуйскiй. — Юродивый.

Братья разбойники, поэма. Написана въ конце 1821 г. Въ мае ещалъ Гнедича, что у него «есть готовая поэмка», но въ iюне 1823 г. уже сообщалъ А. Бестужеву, что «Разбойниковъ» онъ сжегъ — и поделомъ. Одинъ отрывокъ уцелеежныхъ ушей читательницъ «Полярной Звезды», то напечатай его. (М. 1829 г.) Белинскiй называлъ «Б. Р.» ученическимъ опытомъ», находилъ, что «въ нихъ все ложно, все натянуто, все мелодрама, и ни въ чемъ нетъ истины, отчего эта поэма очень удобна для пародiй. Будь она написана въ одно время съ «Русланомъ и Людмилой» — она была бы удивительнымъ фактомъ огромности таланта Пушкина, ибо въ ней стихи бойки, ре«Цыганамъ», эта поэма — неразгаданная вещь. Ея разбойники очень похожи на Шиллеровыхъ удальцовъ третьяго разряда изъ шайки Карла Моора, хотя по внешности событiя и видно, что оно могло случиться только въ Россiи. Языкъ разсказывающаго повесть своей жизни разбойника слишкомъ высокъ для мужика, а понятiя слишкомъ низки для человека изъ образованнаго сословiя; отсюда и выходитъ декламацiя, проговоренная звучными и сильными стихами».

Разбойника-братъ. — Разбойникъ.