О ПОРТРЕТЕ ПУШКИНА РАБОТЫ ТРОПИНИНА
1. <ЗАМЕТКА С. А. СОБОЛЕВСКОГО ОБ ИСТОРИИ ПОРТРЕТА,
НАПИСАННАЯ ИМ ДЛЯ М. П. ПОГОДИНА В 1868 г.>
Вот история портрета.
Портрет Ал<ександр> С<ергеевич> заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке.
Уезжая за границу, я оставил этот портрет одному приятелю (И. В. Киреевскому), имевшему собственный дом.
Приятель давал его крепостному чьему-то маляру (не знаю имени маляра или имени его хозяина1) для добывания копиями барышей (сей маляр жил до моего отъезда у Шевырева). По возвращении моем из-за границы (где я провел 5 лет) оказалось:
1) Что приятель дом продал, а портрет и библиотеку (далеко не всю) передал другому приятелю, который между тем завелся своим домком (Шевыреву).
2) Но тут очутилось, что в великолепной рамке был уже не подлинный портрет, а скверная копия с оного, которую я и бросил в окно.
О том, кто дал зевка, К<иреевский> или Ш<евырев> — следы простыли.
2, который купил его за 50 руб. у Бардина, известного плута и мошенника. Осталась у меня только очень уменьшенная копия, сделанная для меня Авдотьей Петровной Елагиною3, для того, чтобы иметь возможность возить оную с собою за границей.
Очень обяжете, если, переделав, напечатаете это известие, расписав оное, как следует, но за исключением собственных подчеркнутых имен.
2. <ПИСЬМО С. А. СОБОЛЕВСКОГО К М. П. ПОГОДИНУ ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ ЗАМЕТКИ ПОСЛЕДНЕГО В ГАЗЕТЕ «РУССКИЙ» 1868 г.>
Батюшка Михаил Петрович — генерал, а повираете не хуже нашего брата, обер-офицера!
1) Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами. (Стоил он ему 350 руб.).
2) О портрете, яко мне принадлежащем, было сказано в 18 номере Телеграфа за 1827-ой г.4; итак, это было не в 30-х годах, как Вы изволите глаголить.
3) Я уехал заграницу в 1828-м году5 и увез с собою уменьшенную копию, сделанную нарочно на сей предмет Авдотьею Петровною.
Между нами. Основываясь на статье «Телеграфа» 1827-го года и имея свидетелей, что портрет был у меня похищен, — не учинить ли мне иск о возвращении украденной у меня собственности. Как Вы думаете??
Автографы. ЛБ. Фонд Погодина (Пог. / III, п. 9, № 59—60).
Первая заметка С. А. Соболевского была прислана М. П. Погодину как материал для его отзыва в газете «Русский» 1868 г. (№ 116) о выставке портретов, устроенной Обществом любителей художеств, на которой впервые демонстрировался портрет Пушкина работы Тропинина.
Погодин воспользовался сведениями, но изменил основное сообщение Соболевского о том, что портрет был заказан художнику Пушкиным и приписал заказ самому Соболевскому. Это изменение и ряд других неточностей (в частности, указание, что портрет писался «в тридцатых годах») вызвали возражение Соболевского, публикуемое выше. Печатая его в № 119 газеты «Русский» за 1868 г., Погодин также подверг его редакторской переработке, характер которой показан
Внизу ответ Погодина
Библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва
здесь факсимильным воспроизведением документа. Кроме того он поместил в том же номере газеты свой «Ответ», в котором опорочил публикуемые сведения Соболевского (авторство которого он скрыл) следующими словами: «Рассказ во 2-й заметке совершенно ложный, и показывает только, каким искажениям подвергается истина между современниками». При этом Погодин не сообщил, на основании чьих сведений он исправлял Соболевского и почему он не доверял указанию последнего. Исправить Соболевского могли бы только Пушкин и Тропинин, но в 1868 г. их не было в живых. У Пушкина не сохранилось никаких упоминаний о создании данного портрета. Устные воспоминания Тропинина воспроизводились тремя мемуаристами: Н. А. Рамазановым («В. А. Тропинин». — «Русский вестник», 1861, № 11), Н. В. Бергом («Из рассказов Соболевского». — «Русский архив», 1871, № 1) и П. П. Соколовым («Воспоминания». — «Исторический вестник», 1910, № 9). Рамазанов и Берг не останавливаются на вопросе о том, кто был заказчиком; Соколов же, называющий заказчиком Соболевского, допускает столько неточностей в своем пересказе событий, что доверять ему нельзя. Так, имя Соболевского он превращает в «Базилевского», место писания портрета переносит из квартиры Тропинина на Ленивке в квартиру этого «Базилевского» на Зубовском бульваре (тогда как известно, что Соболевский жил на Молчановке), и поселяет Пушкина в этой квартире после отъезда «Базилевского» за границу, чего никогда не было. Таким образом, единственным источником сведений о том, кто был заказчиком портрета, остались публикации Погодина. Безапелляционный тон его заявления сбил и такого тщательного исследователя, как В. В. Згура. Загипнотизированный Погодиным он так отзывается о заметках неизвестного для него автора в «Русском»: «Две заметки, помещенные Погодиным в своей газете, могут быть оставлены раз навсегда как заведомо ложные» (Разрядка наша. — Л. И. и Е. К.). Автографы этих заметок Соболевского, найденные в архиве Погодина, заставляют иначе отнестись к сообщаемым в них сведениям и принять их за вполне достоверные. К тому же эти сведения были повторены Соболевским и в собственноручной надписи на обороте эскиза Тропинина к портрету Пушкина (находящегося в Третьяковской галлерее). Текст ее приводится и В. В. Згурой в упомянутой статье: «Пушкин заказал Тропинину свой портрет, который и подарил Соболевскому. Этот портрет украли. Он теперь у кн. Мих. Андр. Оболенского. Для себя Тропинин сделал настоящий эскиз, который после него достался Алексееву, после Алексеева был куплен Н. М. Смирновым, а после Смирнова (ок. 3 марта 1870 г.) подарила его Соболевскому»6.
длительное время, чтобы владелец настолько ознакомился с ним, что легко опознал копию, полученную им вместо подлинника при возвращении из-за границы. Этим опровергается сообщение трех упомянутых мемуаристов о том, что подмена портрета произошла при отправке его за границу вслед за уехавшим Соболевским.
Л. Иванова и Е. Коншина
1 В упомянутом ниже «Ответе» М. П. Погодина имеется приписка: «Александр-копиист был крепостной человек или же сводных или двоюродных братьев Топорниных, и жил несколько времени когда-то у меня».
2 Кн. Михаил Андреевич Оболенский (1805—1873) — директор Московского главного архива Министерства иностранных дел.
3 Елагина, урожд. Юшкова, в первом браке Киреевская (1789—1877) — мать И. В. Киреевского.
4 — «Московский телеграф», 1827, ч. XV, № 9, стр. 33.
5 Н. М. Языков писал из Дерпта родным в ноябре 1828 г.: «Здесь проехал в чужеземию некий Соболевский, московский юноша, приятель, обожатель, бирюч и Gastfreund Пушкина» («Московский пушкинист», вып. II, 1930, стр. 75).
6 Згура. Портреты Пушкина работы Тропинина. — «Московский пушкинист», вып. II, 1930, стр. 77, 88.