П. А. ВЯЗЕМСКИЙ — В. Ф. ВЯЗЕМСКОЙ
<Москва.> 19 декабря <1828 г.>
...Твоя критика на Боратынского слишком христианская, а в его стихах нет философии христианской: он на смерть смотрит совсем не христианскими глазами1. И потому примеры, приведенные им, не должны казаться неуместными. Фивские братья и Федра тут представители двух идей, двух страстей: ненависти и любви исступленной, примеры эти всем знакомы и, следовательно, более кстати, чем другие. Впрочем, чтобы потешить тебя, скажу, что Пушкин с тобою согласен. Я вчера говорил ему и Боратынскому о твоем замечании, мы были одного мнения, а он твоего. Какое же хочешь слово другое, а не пестрота, когда говорится о краске жизни беспокойной, c’est le mot propre*, и тем слово и разительно, а с прилагательным невоздержной 2 с Ушаковыми, пресненскими красавицами3, но не подумай, что это был ужин для помолвки Александра. Он хотя и влюбляется на старые дрожжи, но тут сидит Долгорукий горчаковский4 и дело на свадьбу похоже. Он начал также таскаться и по Корсаковым5, но я там с ним не был и не знаю, как идет там его дело. По словам его, он опять привлюбляется. Вообще, кажется, нет в нем прежней , и он менее играет комедию...
Примечания
1 Речь идет о стихотворении Баратынского «Смерть». Впервые напечатано в «Московском вестнике», 1829, ч. I, стр. 45—46.
2 Пушкина.
3 72.
4 Александр Иванович Долгорукий (1783—1868) — сын писателя И. М. Долгорукова. Ему покровительствовал военный министр А. И. Горчаков.
5 См. письма №№ 48 и 54.
* это подходящее слово (франц.).