Вяземский П. А. - Вяземской В. Ф., 2 мая 1828 г.


П. А. ВЯЗЕМСКИЙ — В. Ф. ВЯЗЕМСКОЙ

<Петербург.> 2 мая <1828 г.>

...Воскресенье утром был я на прекрасном концерте у скрипача Маурера1: лучшим местом был квартет, на скрипке, игранный Маурером, Бемом23 и Бианки, учеником Паганини4. Народа было множество, но в зале темно, и глаза не могли жуировать. Мы стояли с Пушкиным у оркестра. В первом ряду сидели бог весть, что за рожи. Я говорил Пушкину: сколько перлов должно быть там в глубине, а у нас на берегу одни раковины. И в числе раковин старуха Куракина5 <...>

Третьего дня провели мы вечер и ночь у Пушкина с Жуковским, Крыловым, Хомяковым, Мицкевичем, Плетневым и Николаем Мухановым6. Мицкевич импровизировал на французской прозе и поразил нас, разумеется, не складом фраз своих, но силою, богатством и поэзиею своих мыслей. Между прочим он сравнивал мысли и чувства свои, которые нужно выражать ему на чужом языке, avec un enfant mort dans le sein de sa mère, avec des matériaux enflammés qui brûlent sous terre, sans avoir de volcan pour leur erruption*. Удивительное действие производит эта импровизация. Сам он был весь растревожен, и все мы слушали с трепетом и слезами7...

Частично опубликовано в «Звеньях», III—IV, 1934, стр. 219—220.

1 Людвиг-Вильгельм Маурер (1789—1878) — композитор и скрипач-виртуоз.

2 Бем (1795—1876) — скрипач.

3 Бернар Ромберг (1767—1841) — известный виолончелист.

4

5 Наталья Ивановна Куракина, рожд. Головина (1768—1831) — статс-дама.

6 (1802—1871) — адъютант петербургского генерал-губернатора Голенищева-Кутузова.

7 Об импровизациях Мицкевича см. статью Вяземского «Мицкевич о Пушкине» (Полн. собр. соч. Вяземского, т. VII, стр. 328—329).

* с младенцем, умершим во чреве матери, с огненной массой, пылающей под землей и не имеющей вулкана для извержения (франц.).