Трубецкой Б.А.: Пушкин в Молдавии
Глава пятая. "Здесь, лирой северной... ".
9. "Опасные стихи" поэмы "Гавриилиада"

9. "Опасные стихи" поэмы "Гавриилиада"

В воинствующем атеизме Пушкина находили отражение атеистические, философско-деистические воззрения южных декабристов. А поэтому ненависть к религиозному ханжеству господствующих классов царской России и ко лжи церковных мифов и обрядов органически сочеталась в Пушкине с его революционно-освободительными взглядами и настроениями. Известно, что атеистические высказывания, обнаруженные тайной полицией в письме Пушкина, были одним из поводов высылки поэта из Одессы в с. Михайловское, где над ним был установлен двойной - и политический и духовный - надзор. А в феврале 1826 г. С. И. Висковатов доносил М. Я. Фон Фоку, что Пушкин "открыто проповедует безбожие и неповиновение властям"1.

Не менее яркие примеры атеистических настроений Пушкина в кишиневский период дают нам свидетельства его знакомых. Так, П. И. Долгоруков, отмечая в своем дневнике, что Пушкин - это человек, "отвергающий правила веры и общественного порядка", и который при нем "порочил невежество духовенства", рисует живую сцену в митрополии, где Пушкин открыто высмеивал всю ложь лицемерие церковных обрядов и поучений. "Застали еще обедню и на отходе ее слушали проповедь о блудном сыне, которую какой-то дюжий протопоп с напряжением всех сил и душевных и телесных по книге читал нам, между тем, как Инзов внимал ей благоговейно, а Пушкин смеялся"2.

П. В. Дыдицкая, племянница ректора кишиневской семинарии архимандрита Иринея Нестеровича, в своих воспоминаниях рассказывает о равнодушии Пушкина к церковным обрядам, а также о насмешливом отношении к сборнику церковных мифов - Евангелию. Когда Нестерович, 'видев Пушкина, спросил, что он читает, поэт ответил: "Да вот читаю... историю одной статуи". "Дядя, - продолжает Дыдицкая, - посмотрел на книгу, а это было Евангелие! Дядя очень вспылил рассердился: "Что же вы сказали? Как вы смеете говорить? Вы безбожник! Я на вас сейчас же бумагу подам - и вас за это строжайше накажут"3. Только уступая просьбе Дыдицкой, Нестерович не выполнил свою угрозу, которая могла бы серьезно ухудшить положение Пушкина. К слову сказать, Ириней Нестерович ставил себе в заслугу, что "впервые открыл зловредное учение Раевского, которое он преподавал юнкерам в Бессарабском лицее"4. И, следовательно, он был одним из виновников заключения в крепость, В. Ф. Раевского. Что же касается свидетельства Дыдицкой, будто Пушкин, читая Евангелие, сказал, что читает "историю одной статуи", то не исключена возможность, что поэт замышлял в это время поэму "Гавриилиада" и знакомился, так сказать, по первоисточникам с церковным мифом о непорочном зачатии.

Кстати говоря, нельзя не отметить и следующий факт, связанный с возникновением замысла поэмы "Гавриилиада".

Неподалеку от дома Инзова находилась Благовещенская5 церковь.

Генерал И. Н. Инзов заставлял Пушкина посещать Благовещенскую церковь (она находится недалеко от "Инзовой горы", по улице Кациковской - теперь О. Кошевого, 10), Пушкин в это время шутливо писал:

Я стал умен: я лицемерю -
Пощусь, молюсь и твердо верю,
Что бог простит мои грехи,
Как государь мои стихи.
Говеет Инзов, и намедни
Я променял парнасски бредни
И лиру, грешный дар судьбы,
На часослов и на обедни
Да на сушеные грибы.
Однако ж гордый мой рассудок
Мое раскаянье бранит,
А мой ненабожный желудок
"Помилуй, братец, - говорит, -

Была хоть, например, лафит...
Иль кло-д-вужо, тогда ни слова.
А то - подумай, как смешно! -
С водой молдавское вино"6

Необходимо упомянуть и о других церквах Кишинева. В XVIII веке в Кишиневе жил именитый боярин Константин Рышкан, владелец пригородной вотчины, на месте которой образовалось предместье Кишинева, получившее название "Рышканы" или "Рышкановка".

В те же годы боярин Василий Мазараке (Мазаракий), родственник К. Рышкана и приближенный господаря Григория Гика, построил в 1757 году на горе при реке Бык церковь "Во имя Рождества пресвятыя богородицы", названную впоследствии "Мазаракиевской". Это самая древняя церковь в Кишиневе, от нее берет начало старый Кишинев. А внизу, у подножия горы, находился полноводный источник, "фонтан", откуда жители Кишинева брали воду. Около Мазаракиевской церкви, на "старом" кладбище были похоронены многие из кишиневских знакомых Пушкина из семей Ралли, Кохановских, Кацики и других. К сожалению, некоторые намогильные плиты были варварски уничтожены, а оставшиеся, после моего настояния, перенесены к Рышкановской церкви. Но и там их подвергли разрушению.

В 1777 году К. Рышкан построил невдалеке от Мазаракиевской церкви, тоже на горе, другую церковь "В память Константина и Елены", названную впоследствии "Рышкановской". Оставленная без присмотра, она подверглась разрушению. Благодаря тревожным сигналам общественности в наши дни церковь была реставрирована. В связи с историей Мазаракиевской церкви хочу помянуть добрым словом безвременно умершего талантливого журналиста и доброй души человека Василия Васильевича Тымчишина. Он автор-составитель прекрасных путеводителей "Пушкинские места в Молдавии", дающих многое для познания жизни и творчества Пушкина в Молдавии.

Влюбленный в старый Кишинев, его историческую красоту, он собирался написать работу "У древних стен Мазаракиевской церкви". И он трагически погиб во время пребывания около этой церкви по вине автолихача.

Мы никогда не забудем о В. В. Тымчишине.

Сегодня Рышкановка - новый микрорайон Кишинева, где возведены, как и во всем городе, в том числе и около Мазаракиевской церкви, многоэтажные дома. Так встретились старое и новое Кишинева.

Необходимо упомянуть и о еще двух церквах, связанных с именем Пушкина. Недалеко от дома И. Н. Наумова находилась Ильинская церковь, построенная в 1806 году. Она находилась справа от Ильинского базара, прилегавшего к концу улицы Андреевской и началу Антоновской улицы. Находилась эта церковь на том месте, где сейчас находится здание СУ № 42 (ул. Андреевская, 2), которое выходит на улицу Ильинскую, напротив дома № 52. Таким образом, Ильинская церковь находилась между улицами Ильинской и Андреевской. При церкви находилась Митрополия, здание которой занимало тё места, где теперь проходит улица Гоголя и находится здание Республиканской прокуратуры (ул. Гоголя, № 26). От сооружений Ильинской церкви сохранился небольшой домик, находящийся на территории СУ № 42, приспособленный под гаражи и мастерские. На карте старого Кишинева у И. Халиппы это место помечено цифрой "8"

Архангело-Михайловская церковь ("Старый Собор"), где Пушкин бывал у исповеди в 1822 году (по архивным материалам МССР), находилась на том месте, где теперь построен кинотеатр "Москова" (на карте старого Кишинева у И. Халиппы значится под цифрой "51"). Здесь тогда, в 40-е годы, после войны, не было ни проспекта Молодежи, ни здания Госбанка, ни магазина "Пресса". А напротив них не было зданий общежитий Сельхозинститута. И Архангело-Михайловский собор находился напротив конца Старо-Армянской улицы.

Все эти сведения известны мне с 40-х годов и перепроверены в последнее время. Но вернемся к поэме.

"Гавриилиада" является вершиной многочисленных атеистических произведений, написанных поэтом в течение всего творческого пути.

Изучению этой поэмы, особенно литературно-религиозных источников, легших в ее основу (библейские мифы, древние армянские сказания и т. п.), посвящено и по сие время немало исследовательской полемической литературы (см. М. П. Алексеев. Заметки о "Гавриилиаде").

где Пушкин мог видеть иконописную картину, фреску "благовещения".

И не правомерно ли будет считать, что именно Благовещенская церковь подсказала Пушкину тему "Гавриилиады" - тему "благовещения, тему церковного мифа о "непорочном зачатии" девы Марии, о чем затем дополнительно узнал поэт из библейской литературы, армянских преданий, услышанных из уст кишиневских армян.

Трубецкой Б.А.: Пушкин в Молдавии Глава пятая. Здесь, лирой северной... . 9. Опасные стихи поэмы Гавриилиада

Благовещенская церковь

Но что бы ни явилось первопричиной создания "Гавриилиады", справедливым остается тот факт, что именно пребывание Пушкина в Кишиневе, общение поэта с выдающимися деятелями Южного тайного общества декабристов усилили его революционно-освободительные и атеистические взгляды.

Об атеистических высказываниях Пушкина в кишиневский период есть и еще одно уже изустное свидетельство. Так. М. О. Шаповалов (1873 г. рождения) рассказывал нам в 1951 г., что он был хорошо знаком с А. М. Пархомовичем (1836 - 1919 гг.), сыном М. И. Пархомовича, протоиерея, настоятеля Архангело-Михайловского собора, где Пушкин говел вместе с Инзовым в апреле 1822 г. А. М. Пархомович рассказывал М. О. Шаповалову (со слов своего отца), что Пушкин бывал вместе с Инзовым у него (М. И. Пархомовича), пил чай и подшучивал над попами, за что его журил Инзов.

философско-деистическая сущность, роль и значение этой поэмы в деле борьбы с самодержавно-крепостнической Россией, с поповским мракобесием, державшим миллионные массы в невежестве и покорности, - все революционно-политическое значение этой поэмы, как могучего идейного оружия в борьбе с реакционными силами царской России, еще недостаточно оценены.

Пушкин понимал революционно-взрывчатую силу поэмы "Гавриилиада". Недаром поэт, шутливо указывая, что материалы к ней он в "архивах ада отыскал", в то же время подчеркивал, что это "опасные стихи", в которых он "смешное с важным сочетал"7.

Рукопись поэмы не сохранилась, а сама поэма могла быть опубликована в России только после Великой Октябрьской социалистической революции. Однако "Гавриилиада" ходила в сотнях списков Интересно отметить в связи с этим следующий факт Офицер Н. П. Макаров, сообщая в своих воспоминаниях о наличии у него в 1831 г списка "Гавриилиады", затем утерянного, отмечает, что поэма состояла из двух частей, тогда как поэма публикуется в одной части "Сохранилась же в моей памяти одна поэма, пишет Н. П. Макаров, - ужасная, ультранецензурная, которую много лет спустя старался я позабыть, но тщетно/ Это довольно длинная, в двух песнях поэма и по прошествии пятидесяти лет, целого полустолетия после того, как я прочел ее первый раз, уцелела в моей памяти. Случилось это в 1831 году, во время плена моего у поляков. Попалась мне тогда в руки эта скабрезная рукопись; я переписал ее, но вскоре после того у меня ее зачитали, т е попросту стянули" И везде, где ни читал Макаров поэму среди верующих, набожных мужчин и дам, они прерывали чтение возмущенными возгласами "Какие ужасы, гнусности!" Но... просили продолжать читать "чертовски прекрасные стихи!"8.

"Гавриилиада" Причем она была издана (отдельным выпуском) в 1918 г в пяти изданиях, переиздана в 1919, а в 1922 г вышла в тщательно проверенном и прокомментированном виде.

Атеистическим, как и революционно-освободительным идеям Пушкин остался верен и впредь, что нашло, в частности, отражение в позднейших его атеистических высказываниях и произведениях. Среди последних сказка "О попе и работнике его Балде", уже по своему жанру свидетельствующая о народных истоках атеистических идей, тем и образов. Сюда же относятся и наброски к замыслу о Фаусте (1822 - 1825 гг.). Обращают на себя внимание следующие строки:


Что кипит в котле?
- Фауст, ха-ха-ха,
Посмотри уха,
Погляди - цари
9

О сохранении Пушкиным до конца своей жизни верности атеистическим (равно как и вольнолюбивым!) взглядам свидетельствует и следующий, ставший только недавно известным, факт. В своем письме к сыну Андрею от 2 февраля 1837 г., т. е. после смерти Пушкина, Екатерина Андреевна Карамзина, видимо, со слов Жуковского, сообщает о том, что Николай I сказал Жуковскому: "Пушкина мы насильно заставили умереть, как христианина"10. Здесь царь имел в виду тот факт, что Пушкин был вынужден допустить к себе перед смертью священника, так как только при этом условии царь обещал поэту обеспечить его семью. Вот такой поистине инквизиторской духовной пытке подвергли умирающего Пушкина, чтобы вырвать у него хотя бы показное примирение с религией!

Примечания

1 (Модзалевский Б. Л. Пушкин под тайным надзором, Птрг., 1922, с. II.)

2 ()

3 (Кишиневские предания о Пушкине. - В кн. - Отзывы о Пушкине с юга России./Собрал В. А. Яковлев, Одесса, 1887 с 72 - 74)

4 (Цитирую по статье Бейсов П. Творческий путь Владимира Раевского Ученые записки /Ульяновск пед. ин-т 1950, вып IV, с 193.)

5 (См И. Халиппа. Город Кишинев времен жизни в нем Александра Сергеевича Пушкина, 1820 - 1823 гг Кишинев, 1899, с 15. На стене справа от входа памятная доска, на которой надпись. "Сей святой храм заново построен капитаном Гавриилом Терити и другими верующими Христа в честь Благовещения в лето 1810 г окт 2.")

6 (Пушкин А. С. Указ, соч., т 2, с 179)

7 ("О вы, которые любили..." и "Вот муза, резвая болтунья...", т. 2 (I), с. 199 и 203.)

8 (Макаров Л. П. Мои семидесятилетние воспоминания и с тем вместе полная предсмертная исповедь, 1881, кн. I, ч. I, с. 100 - 101.)

9 (Пушкин А. С. Указ, соч., т. 2 (I), с. 381.)

10 (Андроников И. Тагильская находка (из писем Карамзиных). - Новый мир, 1956, № 1, с. 186.)

Разделы сайта: