Трубецкой Б.А.: Пушкин в Молдавии
Глава третья. "Отчизне посвятим души прекрасные порывы... ".
8. "Свободы воин"

8. "Свободы воин"

Пушкин с интересом относился к сербскому национально-освободительному движению. Это нашло свое отражение в стихотворении "Дочери Карагеоргия", посвященном дочери известного вождя сербского восстания против турок в 1804 - 1806 гг. 1.

Поднятое в 1804 г под руководством Кара-георгия (Георгия Черного) восстание закончилось в 1806 г. победой сербских патриотов и созданием свободного Сербского государства под верховным правительством Карагеоргия. Однако в 1813 г Карагеоргий был разбит турками, эмигрировал, а в 1817 г., когда он тайно возвращался в Сербию с целью вновь поднять восстание, был убит наемными убийцами. Семейство Карагеоргия - вдова с дочерью и двумя сыновьями - старшим Алексеем, впоследствии гвардии поручиком (умер в 1831 г. и похоронен на кишиневском кладбище) и младшим - Александром - жило в Хотине.

Надгробие Алексея Черного представляет из себя каменную серую пирамиду в 4 грани. На них изображены рисунки: скрещенные ружья, висящие на шнуре пороховницы, заключенный в овал орел, увенчанный короной крест, обвитый змеей и стоящий основанием на черепе.

На постаменте надпись:
"Здесь погребен сын
верховного вождя
Сербии гвардии поручик Алексей Черный,
скончавшийся на 33 году от рождения
умер в 1831 году"

Вдова Карагеоргия приезжала (в начале 1820 г.) ненадолго в Кишинев, но одна, так что Пушкин не мог видеть ее дочь. Как указывает Липранди, она "... месяца за три до приезда Пушкина возвратилась в Хотин, Пушкин же, что я знаю положительно, никогда в Хотине не был, а притом в это время Дочь Карагеоргия имела не более 6 - 7 лет". Следовательно, свое стихотворение Пушкин написал под влиянием рассказов сербских воевод-эмигрантов, поселившихся в Кишиневе, с которыми поэт был знаком. Он с интересом выслушивал и записывал с их слов сербские народные песни, легенды и т. п.

"Пушкин, - пишет Липранди, - очень часто встречался с сербскими воеводами, поселившимися в Кишиневе, Вучичем, Ненадовичем, Живковичем, двумя братьями Македонскими и пр., доставлявшими мне материалы. Чуть ли некоторые записки (о Сербии) Александр Сергеевич не брал от меня, положительно не помню. Впрочем, мне не случалось читать что-либо написанное им о Сербии, исключая здесь упоминаемые стихи ("Дочери Карагеоргия"), как плоды вдохновения. От упомянутых же воевод он собирал песни и часто при мне спрашивал о значении тех или иных слов для перевода"2.

Кстати сказать, в местных архивных материалах есть сведения о том, что "учинил присягу на верность подданства Российскому престолу сербский дворянин Плетко Живкович"3. Не исключена возможность, что это знакомый Пушкина.

сестре Пушкина, Ольге Сергеевне. Исходным фактическим материалом при создании художественного образа Георгия Черного Пушкину мог послужить очерк П. П. Свиньина "Сведения из Хотина о Георгии Петровиче Черном, знаменитом верховном вожде сербского народа", опубликованный в "Отечественных записках" за 1818 г. В этом очерке, написанном в виде письма к брату, Свиньин рассказывает о легендарном герое сербского национально-освободительного движения Георгии Петровиче Черном (или Карагеоргии), с которым Свиньин лично встречался в марте 1816 г в Хотине4. "Георгий имеет теперь, - пишет Свиньин, - около 55 лет от роду; он высокого росту и весьма статный мужчина; всегда одевается в национальное платье и почитается лучшим наездником". "Посреди величия славы он был прост и одинаков в обычаях своих и одежде". "Георгий Петрович кажется в обществе хладнокровным и равнодушным ко всем предметам и обстоятельствам, но тронь слабую сторону его, заговори о его отечестве и славе сербского народа - и сей хладный человек воспылает огнем, которым изумлял он посреди битв кровавых"5.

Любопытно, что эти черты героического и обыденного во внешнем и внутреннем облике Георгия Черного, страстный патриотизм его, описанные Свиньиным, нашли в некоторой мере отражение в стихотворении Пушкина "Дочери Карагеоргия" и в "Песне о Георгии Черном". В "Дочери Карагеоргия" Пушкин, рисуя образ Карагеоргия, пишет о нем:

Гроза луны, свободы воин,
Покрытый кровию святой,

И ужаса людей, и славы был достоин…
И лепет твой внимал,
И не был чужд веселью.

Нет сомнения, что Пушкин был знаком с очерком Свиньина о Карагеоргии и, не зная лично сербского героя, мог использовать свидетельство Свиньина в качестве историко-литературного мате риала при создании художественного образа Кара Георгия.

"Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию", М., 1810 г. где есть сведения о Карагеоргии Но дело в том, что Бантыш-Каменский лично с Карагеоргием не встречался. А поэтому свидетельство П. Свиньина является более достоверным.

Несомненно, знакомство Пушкина в Кишиневе с сербским фольклором дало ему значительный этнографический и литературный материал для написания им впоследствии (в 1832 - 1833 гг.) "Песен западных славян". Любопытно, что поэт, в свою очередь, с самого начала своего творческого пути возбуждает к себе интерес у братских славянских народов. Так, имя Пушкина упоминается в переписке чешских поэтов Челяковского и Камарита в 1825 г.: "Русские идут вперед так, что сердце радуется, - пишет Челяковский. - На днях были здесь из Петербурга два доктора, которые рассказывали нам утешительные вещи, в особенности о молодом Пушкине, который обращает на себя внимание новейшим поэтическим произведением "Бахчисарайский фонтан", 5000 экземпляров разошлись в один год. Если бы только можно было бы его получить здесь" А хорватский писатель Станко Враз в письме к тому же Челяковскому писал: "Я думаю, что наша поэзия долго будет хромать, пока... не будет по заслугам оцениваться народная песня, пока дух народных песен не проникнет в произведения нашей литературы. Я признаю цену дубровицких поэтов...", но "... их совершенству недостает того, чему удивляются русские почитатели Пушкина"6.

Завершая настоящую главу, необходимо отметить, что не менее, чем национально-освободительное движение балканских народов, Пушкина интересовала общественно-политическая жизнь молдавского народа, его борьба за свою национальную, политическую свободу и независимость.

1 (Подробный анализ этого стихотворения см.: Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. М. - Л., 1950, с. 271 - 272, а также доклад Д. Д. Благого на VII Пушкинской конференции в Кишиневе.)

2 (Русский Архив, 1866, № 8 - 9, стб. 1266 - 1267)

3 (ЦГА МССР, ф. 2, оп. I, д. 932, л. 13.)

4 (Отечественные записки. 1818, с. 45 - 58)

5 ()

6 (Лавров П. А. Пушкин и славяне./ Сборник Новороссийского университета. Одесса, 1900, с. 117 и 118.)

Разделы сайта: