Трубецкой Б.А.: Пушкин в Молдавии
Глава вторая. "Бессарабия, известная в самой глубокой древности... ".
1. "Великая эпоха России"

Глава вторая. "Бессарабия, известная в самой глубокой древности..."

"Здесь, лирой северной пустыни оглашая,
Скитался я..."

(А. С. Пушкин "К Овидию".)

"Сия пустынная страна
Священна для души поэта:
Она Державиным воспета
И славой русскою полна".

(А. С. Пушкин. "Баратынскому из Бассарабии")

1. "Великая эпоха России"

В истории России первая четверть XIX века ознаменована величайшими событиями, оказавшими решающее влияние на последующий ход развития общественно-политической жизни нашей Родины. Это время характеризуется назреванием кризиса феодально-крепостнических отношений, становлением новых, капиталистических. Отечественная война 1812 г. и декабристское движение явились теми важнейшими историческими событиями, в которых нашли свое яркое выражение революционно-патриотические настроения русского народа, поднявшегося на борьбу с врагом.

Победоносное окончание Отечественной войны 1812 г. ускорило пробуждение национального самосознания русского народа, развитие его духовных сил, укрепило международный авторитет Русского государства.

"Время от 1812 до 1815 года, - писал В. Г. Белинский в 1844 г., - было великой эпохой для России... Можно сказать без преувеличения, что Россия больше прожила и дальше шагнула от 1812 года до настоящей минуты, нежели от царствования Петра до 1812 года... Кроме того, 12-й год нанес сильный удар коснеющей старине... С другой стороны, вся Россия в лице своего победоносного войска лицом к лицу увиделась с Европой, пройдя по ней путем побед и торжеств"1. Но интенсивное экономическое и политическое развитие России, пробуждение национального самосознания широких кругов русского общества обусловило пробуждение и революционного сознания русского народа, крепостного крестьянства и лучших людей из дворян, главным образом из военной среды. "В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма..."2 - движение декабристов. Яркую характеристику процесса зарождения революционности в России в первой четверти XIX века дает писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский в своем письме из крепости к Николаю I.

"... Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии, и народной. Вот начало свободомыслия в России. Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, впервые разнесли ропот в народе. "Мы проливали кровь, говорили они, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа"3. Это свидетельство А. Бестужева-Марлинского является для нас особенно ценным, ибо подтверждает тот факт, что не только революционные дворяне, декабристы (сыгравшие ведущую роль в развитии русского движения), но и масса крепостного крестьянства была той силой, которая своим стихийным протестом расшатывала основы феодально-крепостнической России. Несмотря на свирепую реакцию, наступившую после 14 декабря 1825 г., пламя крестьянских восстаний, полыхавшее в Центральной России, на Украине, в Поволжье, на Дону, а также в виде гайдуцкого движения в Молдавии, свидетельствовало о том, что народные массы продолжали борьбу с ненавистным самодержавием.

В такой сложной общественно-политической обстановке и началась творческая деятельность гения русской литературы А. С. Пушкина, выразителя революционно-патриотических настроений русского народа.

Необходимо исторически-объективно разобраться в общественно-политической позиции Пушкина, верно и правдиво, без приукрашивания определить ее.

Убедившись в несостоятельности военно-групповых выступлений против царизма, в крахе декабристских идей борьбы с царизмом без народа, пережив глубокий духовный кризис после разгрома декабристского восстания и крушения своих иллюзий в отношении мирных реформ со стороны царизма, Пушкин окончательно разуверился в светском обществе. Правда, Пушкин не стал на позиции народной революции, он все еще считал лучшим путем общественных преобразований постепенный мирный прогресс.

"Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов без насильственных потрясений, страшных для человечества". Это не только слова Гринева (героя "Капитанской дочки"), - как пытаются иногда представить, - это политическая формула, позиция самого Пушкина, выраженная им в "Путешествии из Москвы в Петербург".

Но величайшее прогрессивное значение общественно-политической' позиции Пушкина, суть его историко-философских взглядов этого времени заключается в том, что поэт признал народ единственной реальной силой истории, проникся горячим сочувствием к обездоленным, угнетенным массам крестьянства.

Эти взгляды Пушкина предопределили направление и сущность его творчества в 30-х годах, когда он, "историограф Пугачева" (как он сам себя называл), создает произведения, главным образом посвященные жизни народных масс, борьбе народа за свою свободу, такие, как: "История пугачевского бунта" и "Капитанская дочка", "Дубровский" и "Кирджали", "Сцены из рыцарских времен" и "Путешествие из Москвы в Петербург", "Медный всадник" и "История села Горюхина". В этом идейном, социальном оптимизме и заключается, наряду с художественным мастерством, гений Пушкина, величайшая идейно-художественная сила его творчества, "секрет" могучего воздействия его на духовную жизнь нашего народа в прошлом, настоящем и будущем.

Пушкин как гениальный художник слова, человек, обладающий большим социальным опытом и исторической прозорливостью, не мог не отразить (даже вопреки классово-исторической ограниченности) в своем творчестве ненависть народов России к самодержавно-крепостническому строю.

оценил историческое прошлое, настоящее и будущее России, Пушкин в письме к нему от 19 октября 1836 г. резко осудил его попытку принизить величие России, русского народа: "Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться... я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю кроме истории наших предков..."4.

В этих словах весь Пушкин - поэт-гражданин, пламенный патриот своей Родины. В этих словах выражено все его политическое мировоззрение, в основе которого лежали страстная ненависть к самодержавно-крепостнической России и не менее страстная патриотическая любовь к своей Родине, к русскому народу. Зная, что "одна только история народа может объяснить истинные требования оного"5. Пушкин, обращаясь к изучению этой истории, видел, что главные ее страницы написаны кровью народных восстаний Разина и Пугачева, Болотникова и гайдуков Молдавии.

В своем политическом мировоззрении, проникнутом глубоким историзмом, Пушкин в какой-то мере пошел впоследствии дальше декабристов. Поэтому, естественно, что после 14 декабря 1825 г., как указывает М. В. Нечкина, "Пушкин начинает расти в сторону демократической революционности следующего этапа, определенного Лениным, - он устанавливает связи с Белинским и тяготеет к разночинному кругу идей"6.

Пушкин формально не состоял членом тайных декабристских организаций, куда его не допускали друзья, с одной стороны, оберегая жизнь поэта, и без того подвергшегося суровым репрессиям, а с другой стороны - в целях сохранения конспирации, которую мог бы нарушить поэт, находившийся под неослабным политическим надзором. Однако Пушкин являлся политическим единомышленником декабристов и поэтическим выразителем декабристских революционно-освободительных идей.

Такие произведения поэта, как "Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву", многочисленные эпиграммы на "власть имущих" были своеобразными политическими прокламациями. Стихи эти получили широкое распространение в списках и оказали могучее революционизирующее влияние на русское общество.

"В бумагах каждого из ействующих (т. е. декабристов. - Б. Т.) находились стихи твои", - писал В. А. Жуковский Пушкину в письме от 12 апреля 1828 года. Об этом же говорят и многочисленные свидетельства декабристов в их воспоминаниях и следственных показаниях. "Все его ненапечатанные сочинения: "Деревня", "Кинжал", "Четырехстишие к Аракчееву", "Послание к Петру Чаадаеву" и многие другие - были не только всем известны, но в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика в армии, который не знал их наизусть", - вспоминает декабрист И. Д. Якушкин в своих "Записках"; "Рукописных экземпляров вольнодумческих сочинений Пушкина и прочих столько по полкам, что это нас самих удивляло". "Читал наизусть и раздавал приглашенным в Общество (соединенных славян. - Б. Т.) возмутительные7 вольнодумческие сочинения Пушкина" (М. П. Бестужев-Рюмин. Из следственных показаний); "Первые либеральные8 мысли заимствовал я... более от чтения вольных стихов Пушкина; я, признаюсь, был увлечен его вольнодумством и его дерзкими мыслями" (М. Н. Паскевич. Из следственных показаний)9. Вот далеко не полный перечень свидетельств декабристов о распространении буквально по всей России свободолюбивых произведений Пушкина и влиянии их на пробуждение и формирование революционного мировоззрения передовых кругов русского общества.

Царское правительство, прекрасно осведомленное через явных и тайных шпионов об этом литературно-политическом влиянии Пушкина, приняло против него репрессивные меры. Только заступничество ближайших друзей Пушкина, выдающихся русских писателей В. А. Жуковского и Н. М. Карамзина, пользовавшихся влиянием при царском дворе, спасло поэта от жестокой расправы, и он был сослан на юг России, в Екатеринослав. (ныне Днепропетровск). Официально же считалось, что коллежский секретарь, чиновник Коллегии (впоследствии - министерства) иностранных дел А. С. Пушкин переведен на службу при главном попечителе колонистов южного края России генерал-лейтенанте И. Н. Инзове.

Примечания

1 (Белинский В. Г. Собр. соч.: В. 3-х т., М., 1948, т. 3., с. 510 - 511.)

2 (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30., с. 315.)

3 (Бестужев (Марлинский) А. А. Об историческом ходе свободомыслия в России (письмо Николаю I). Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951, т. I, с. 491, 492.)

4 ()

5 (Там же т. 12, с. 18.)

6 (Нечкина М. В. Пушкин и декабристы. М., Вестник Академии наук СССР, 1937, № 2 - 3, с. 152.)

7 (Возмутительные - здесь: пробуждающие революционное возмущение.)

8 (Либеральные - здесь: свободолюбивые.)

9 ( архивным материалам. - В кн.: Каторга и ссылка. 1930, кн. 4/65, с. 14 - 15.)

Разделы сайта: