Известные памятники
Памятник на Пушкинской улице. Это первый монумент гениальному поэту в Петровом городе. Появился в 1884 году благодаря решению городской Думы и хлопотам общественного управления. Изначально планировалась установка в Александровском саду возле Адмиралтейства. Но в Петербурге появилась новая улица – Пушкинская с прекрасным зеленым сквером. Идеальное место для романтика. Рождался памятник в муках. Есть версия, что в 1872-м году был объявлен открытый конкурс проектов. Победила работа скульптора Александра Опекушина. В 1880 году монумент установили, но в Москве - по воле императора. Петербуржцы продолжали отстаивать право на “своего Пушкина”. Из шести конкурсных эскизов Опекушина отобрали другой, не менее яркий. Поэт остановился на миг, скрестив руки и прижав к себе книгу. Памятник не довлеет над публикой. Фигура с постаментом архитектора Николая Бенуа - высотой менее трех метров. “Александр Сергеевич Пушкин”, - лаконично извещает лицевая надпись золотом. На боковых сторонах - даты рождения и смерти, кем воздвигнут и когда, строки самого автора из “Памятника” и “Медного всадника”. Обрамляют памятник четыре тумбы из чугуна, сплетенные золочеными ветвями дуба. Советское время пыталось откорректировать народную память. Анна Ахматова в мемуарах приводит случай, когда “Пушкина” с Пушкинской чуть не забрали – на переплавку или периферию. Поэта отбили дети, которые здесь часто играли: подняли рев. Кран остановили, бригадир побежал звонить начальству. “Оставьте памятник детям”, - был ответ.
Памятник в Царском Селе. Идея вернуть Пушкина в город его юности принадлежит лицею и жителям Царского Села. Миссия по выбору проекта была возложена на императора Николая II. Из четырех конкурсных работ в 1899 году он указал на эскиз академика Роберта Баха. В том же году состоялась торжественная закладка памятной доски на месте монумента. Из 13 тысяч рублей 2,5 тысячи было собрано по подписке. Остальное внес городской бюджет. В 1900 году памятник торжественно открыли - с оркестром, хором и молебном, в присутствии царских особ и сына поэта - Александра. Бронзовая композиция органично вписалась в живописные ландшафты сада. Пушкин отдыхает в свежей тени, присев на скамейку, откинувшись на ее спинку скамьи и подперев рукой голову. Поза достаточно естественная для размышления поэта над следующим произведением. Скульптор любил этот памятник больше других своих работ. Жители города болели за его сохранность. Годы Великой Отечественной поэт провел под землей. Его тайно закопали в саду и вернули на место весной 1945-го. В 2003-м году у Пушкина кто-то украл картуз, который был изначально брошен его владельцем на скамью. В 2010-м царскосельские мастера выковали другой и вернули на прежнее место.
Памятник во дворе Музея-квартиры. Дом князей Волконских на Мойке,12 стал последним земным убежищем гения. Стены первого этажа видели, как умирал поэт. В доме-музее хранятся реликвии: посмертная маска Пушкина, медальон с прядью волос, личные вещи. Здесь проводятся панихиды по рабу божиему Александру. Место знаковое, и памятник во дворе особняка 18-го века появился логично. Как обычно, ему предшествовал Всесоюзный конкурс. По рекомендации Пушкинского общества была выбрана скульптура Николая Дадыкина. В 1952 году поэт, отлитый в бронзе, занял место в центре двора. Его укрепили на временном постаменте. В 1954 году пьедестал был облицован светлым бутовым камнем. К лицевой стороне прикреплена доска: “Пушкину 1950” архитектора Николая Медведева. Изваяние невысокое – около трех с половиной метров вместе с пьедесталом. Но выглядит монументально. Пушкин будто отдельно, а пьедестал отдельно; они контрастируют. Человеческий образ скрыт под маской величия. Памятник отражает дух того времени, в котором отлит.
Менее знаменитые монументы