Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буквы "СО"-"СЮ"

«СОБЕСЕДНИК ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО СЛОВА, содержащий разные сочинения в стихах и в прозе некоторых российских писателей» — ежемесячный журнал, издававшийся в 1783—1784 г. при ближайшем участии Екатерины II, на средства Академии наук.

СОБОЛЕВСКИЙ Серг. Александр. (1803—1870) — внебрачный сын А. Н. Соймонова, в 1818—1821 гг. учился вместе с братом П. Львом Сергеевичем в Петербургском университетском благородном пансионе; с 1822 г. числился на службе в московском архиве Министерства иностранных дел. С октября 1828 г. по июль 1833 г. С. был в путешествии по Европе, затем жил в Москве и Петербурге и в августе 1836 г. снова уехал за границу, откуда вернулся в июле 1837 г. Основав в Петербурге в компании с И. С. и С. С. Мальцевыми Сампсониевскую бумагопрядильную фабрику, С. упрочил свое материальное положение и нигде не служил, проживая независимым рантье в Петербурге, в Москве и путешествуя по Европе. Большой любитель литературы, страстный библиофил и очень осведомленный библиограф, С. получил большую известность как остроумец и автор эпиграмм.

С П. С. познакомился через брата поэта еще в 1818 г., в 1820 г. С. принимал участие в издании «Руслана и Людмилы», но особенно близко сошлись они в 1826 г. по приезде П. в Москву из Михайловского, о чем свидетельствует письмо П. со стихами «у Гальяни иль Кольони». Письмо это (от 9 ноября 1826 г.) написано П. по приезде из Москвы в Михайловское.

«Евгения Онегина» и вторым изданием «Братьев разбойников». Вместе они задумывали издать собрание народных песен. По приезде из-за границы в 1833 г. С. сообщил П. о подложности «Гузлы» Мериме, о чем и писал ему по просьбе П. Принимал С. участие и в устройстве денежных дел поэта.

— Московское (оно же Российское) благородное собрание, дворянский клуб, учрежденный в 1873 г. В залах Благородного собрания происходили балы и спектакли, посещавшиеся московским дворянством. Бывал на них и П. в годы своего пребывания в Москве (1827—1830). Здание «С.» в несколько измененном виде сохранилось до наших дней (ныне «Дом союзов» на углу Б. Дмитровки и Охотного ряда).

«СОВЕРШЕННАЯ ПОВАРИХА» — трудно сказать, имел ли в виду П., упоминая это название, какую-нибудь определенную книгу. Поскольку в библиографических росписях той эпохи такой книги не встречается, вероятнее предположить, что, называя ее, П. намекал вообще на всю ту хозяйственно-домоводческую литературу, которая была в то время довольно распространена среди провинциального поместного дворянства.

«СОВЕСТДРАЛ» — упоминаемый в статье П. «Торжество дружбы» лубочный роман, полное заглавие которого «Похождения ожившего нового увеселительного шута и великого в делах любовных плута Совестдрала, большого носа» (пер. с польского, М. 1781); наравне с названным здесь же «Английским милордом» принадлежит к группе популярных в России XVII—XVIII вв. переводных и заимствованных «плутовских» романов.

«СОВРЕМЕННИК» — журнал, основанный П. в 1836 г. Сам характеризуя это свое издание как «подобие английских трехмесячных Reviews» (Обозрений), П. точно реализовал (вплоть до заголовка) план литерат. -критического и исторического временника, выдвинутый Вяземским еще в конце 1827 г. в его обращении к П., Жуковскому, А. И. Тургеневу и Дашкову об издании «Современника», по третям года, соединяющего качества Quarterly Review и Annuaire hïstorique («Трехмесячного обозрения» и «Историч. ежегодника»). Этот проект, оставшийся неосуществленным в 1827—1828 г., возродился после краха «Литерат. газеты» (см. письмо П. к Вяземскому от 14 авг. 1831 г.), но оказался вскоре заслоненным планами «Дневника» (см.), а после отказа П. и от последнего не всплывает до самого 1835 г. 31 дек. 1835 г. П. подал Бенкендорфу официальное прошение о разрешении ему «в следующем 1836 г. издать 4 тома статей чисто литературных (как-то повестей, стихотворений etc.), исторических, ученых, также критич. разборов рус. и иностранной словесности». Издание таковой Review, — разъяснял П., — «доставило бы мне вновь независимость, а вместе и способ продолжать труды, мною начатые». 3 февраля появилась первая печатная информация о новом журнале, 31 марта первая книжка была пропущена цензурой, а 11 апр. вышла в свет.

«С.» вышел в свет без обычной для каждого нового периодического издания программной редакционной статьи, что придало декларативное значение большому критико-полемическому обзору «О движ. журнальной литер. в 1834—1835 г.», написанному Гоголем, но напечатанному без подписи автора и без всяких редакционных оговорок. Эта статья, давая почти памфлетную характеристику всей русск. журналистики серед. 30-х гг., особенно резко дискредитировала «Библ. для Чтения» и ее руководителя Сенковского. В «Письме к издателю» (Совр., № 3) П. резко отмежевался от статьи Гоголя и с лета 1836 г. сам вплотную занялся делами своего журнала. 30 июня 1836 г. разрешена была цензурой вторая книга «С.», в конце сентября — третья, 11 ноября — четвертая. Не имея ни возможности, ни охоты конкурировать с «Библ. для Чт.», рассчитанной на массовую поместно-дворянскую, чиновничью, армейскую и буржуазную аудиторию, П. в узких рамках разрешенной ему программы пытался все же дать живой и занимательный материал, могущий удовлетворить интересы не только ограниченного круга высококвалифицированных читателей, социально и интеллектуально связанных с группой «литературных аристократов». Политические вагляды и салонно-академические традиции «Литерат. газеты» дали себя знать в «С.» лишь в нескольких политических замечаниях П. (провоцированных Булгариным и не отражавших подлинной программы «С.»), в случайных сентенциях статьи Вяземского о «Ревизоре» да в нескольких выпадах против мелкобуржуазного радикализма в статье кн. Одоевского «О вражде к просвещению». Весь же основной литературный багаж «С.» был сознательно нейтрализован и рассчитан на привлечение к журналу широких слоев умеренно-либеральной дворянской и разночинной интеллигенции. Стихотворный и беллетристический материал в четырех книгах «С.» за 1836 г. богато был представлен прежде всего произведениями самого П., поместившего в журнале «Родословную моего героя», «Пир Петра Первого», «Скупой рыцарь», «Полководец», «Перед гробницею святой», «Из Шенье», «Сапожник», а из прозаических вещей — «Капитанскую дочку», «Путешествие в Арзрум», «Отрывок из записок дамы», «Анекдоты». (Сверх того, П. принадлежали в «С.» девять больших крит. и истор. очерков, пять рецензий и десять мелких заметок.) Из литературных друзей П. стихами и прозой поддерживали его журнал Жуковский («Ночной смотр»), Гоголь («Коляска», «Нос», «Утро делового человека»), Д. Давыдов, Языков, Вяземский, Баратынский, бар. Розен. Впервые была опубликована в «С.» и целая тетрадь (24 вещи) стихотворений Тютчева, до того известного лишь по случайным альманашным публикациям. Из молодых поэтов появился в «С.» Кольцов («Урожай»), из начинающих прозаиков — Султан-Казы-Гирей («Долина Ажитугай», «Персидский анекдот»). Из случайных публикаций следует отметить «Битву при Тивериаде» А. Н. Муравьева, стихи Л. Якубовича и С. Стромилова. Очерковый, мемуарный и фельетонный материал представлен был в «С.» статьями П. о Вольтере, Георгии Конисском, Российской академии, Джоне Теннере, замечательной «Хроникой русского» (новости парижской общественно-литерат. жизни по письмам А. И. Тургенева), его же «Прогулкой по Москве» (отходная старой боярской Москве, с характерной заключительной сентенцией: «Где обитала праздность, там теперь поселился труд. Перемена утешительная»), воспоминаниями Дуровой о 1812 годе, мемуарами и заметками Д. Давыдова («Взятие Дрездена», «О партизанской войне»), фельетонами кн. Козловского («О надежде», «Парижский математич. ежегодник»), кн. Одоевского («Как пишутся у нас романы», «О вражде к просвещению»), этнографич. очерками А. Емичева («Мифология вотяков и черемисов»), разборами кн. Вяземского (о «Ревизоре» Гоголя, о новой поэме Ф. Э. Кине, о Наполеоне и Юлии Цезаре) и пр. Появились в «С.» и хозяйственно-экономич. статьи («Государственная внешняя торговля в 1835 году», разбор «Статист. описания Нахичеванской провинции»), к которым П. относился особенно внимательно. Так, характерен его отказ поместить в журнале статью Волкова о железнодорожном строительстве, поскольку Волков не сочувствовал частному предпринимательству, а П. был «против того, чтоб этим занялось правительство». Успешно насаждая и пропагандируя в «С.» такие формы повествования, как мемуары, анекдоты, путешествия, исторические и бытовые очерки, перегруженные документами, и пр., П. толкал на разработку этих жанров своих друзей и провинциальных корреспондентов (Давыдова, Дурову, Погодина, Сухорукова), вел переговоры о публикации в «С.» записок С. Н. Глинки, сам начал запись воспоминаний М. С. Щепкина и т. п. Самым большим пробелом «С.» было отсутствие статей по актуальным общественно-политич. вопросам. Не имея права касаться последних непосредственно, П. рассчитывал восполнить этот невольный пробел «С.» разборами наиболее замечательных и еще не утративших своей остроты памятников политической публицистики недавнего прошлого, пытался провести в печать даже такие запретные для русского «читателя николаевской поры» произведения, как «Путешествие» Радищева или «Записку о др. и нов. России» Карамзина. Однако, несмотря на все редакционные уловки и приспособления к цензурным требованиям, П. на этом пути терпел неудачу за неудачей. Документальные материалы, связанные с изданием «С.», позволяют установить, что журнал П. все время находился под особенно бдительным правительственным контролем, что цензурными изъятиями обескровлены были едва ли не все отделы каждого из его четырех томов, что едва ли не каждая большая статья была поводом для столкновений и длительной переписки П. с органами надзора, что наконец, несмотря на всю осторожность редакции, четыре вещи были запрещены для «С.» полностью («А. Радищев» П., «Записка» Карамзина, «Два демона» Тютчева, перев. статья о «Применен. системы Галля и Лафатера к изображениям пяти участн. покушения на жизнь Луи-Филиппа в 1835 г.»), в семи сделаны были цензурой значительные сокращения и изменения («Хроника русского» и «Прогулка по Москве» Тургенева, «Челобитная», «Взятие Дрездена» и «О партизан. войне» Давыдова, «Не то, что мните вы, природа» Тютчева, «Петербург и Москва» Гоголя и наконец два («Долина Ажитугай» и «Взятие Дрездена») вызвали формальные нарекания III Отделения и дополнительный просмотр со стороны цензоров военного министерства. Как раз по поводу последних осложнений П. писал Давыдову: «Тяжело, нечего сказать. И с одной цензурою напляшешься, каково же зависеть от целых четырех? Не знаю, чем провинились русские писатели, которые не только смирны, но даже сами от себя согласны с духом правительства. Но знаю, что никогда не бывали они притеснены, как нынче». Впечатлением от работы в «С.» вызвана была 18 мая 1836 г. и известная сентенция П. в письме к жене: «Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом». Приступая к изд. «С.», П. предполагал, что его журнал будет иметь аудиторию примерно в два раза меньшую, чем «Библиот. для Чт.», и печатал поэтому «С.» в количестве 2.400 экз. Однако и эти расчеты не оправдались. Литературный журнал, лишенный приманок энциклопедической «Библ. для Чтения», без политической хроники, без модных картинок, да к тому же еще обескровленный цензурой, «С.» расходился всего в колич. 600—700 экз. (при тираже «Библ. для Чт.» в 5.000, «Сев. Пчелы» в 3.000, «Сына Отеч.», «Моск. Набл.» и «Телескопа» в 400—600 экз.).

—1845), — франц. авантюристка, издавшая в 1827 г. свои совершенно недостоверные воспоминания, под названием «Воспоминания современницы».

— см. Библия.

— окольничий, казнен 4 марта 1697 г. Петром Великим за участие в заговоре Цыклера.

— см. Цыгане.

—IV вв. до н. э.) — знаменитый греческий философ. В сочинении Платона «Менексен» говорится о близком знакомстве С. с Аспазией и утверждается уже иронически, что философ был учеником ее в науке красноречия и даже заучивал ее речи, но на то, что С. был влюблен в Аспазию, у Платона нет указаний.

— внебрачные дети дипломата Дм. Павл. Татищева и Нат. Алекс. Колтовской, рожд. Турчаниновой.

—1833) — литератор, близкий в нач. 20-х г. к кругам Северного тайного общества; автор очерков «О романтической поэзии» (1823), посвященных популяризации книги мадам де Сталь «О Германии»; автор историко-этнографических повестей из прошлого Украины («Гайдамак», «Бродящий огонь», «Киевские ведьмы», «Богдан Хмельницкий» и др.); сотрудник «Сына Отеч.» и «Сев. Пчелы» (с 1825 по 1829 г.), откуда ушел из-за столкновения с Булгариным. С 1826 г. ближайший помощник Дельвига по «Сев. Цветам», а с 1830 г. по «Лит. газете». П., зная С. еще только по его статьям, протестовал в 1823 г. против иронического упоминания о нем («С. безмундирный») в послании Баратынского. Работая с С. в 1830 г. в «Лит. газ.», П. невысоко ценил его как критика и полемиста («Скучно издавать газету одному, с помощию Ореста»), но лично относился к нему очень заботливо, учитывал его тяжелое материальное положение после смерти Дельвига и, несмотря на довольно серьезный конфликт, связанный с расчетами за последние «Сев. Цветы», предполагал привлечь С. к работе в «Дневнике».

— стихотворение, состоящее из 14 стихов, срифмованных по особым правилам. С. распадается на два четверостишия, которые имеют одинаковую пару рифм, и на два трехстишия. Строгая форма с. требует и соответственного лирического содержания. Слово «сонет» возникло еще в эпоху поэзии трубадуров, но форма с. создана позднее в Италии. Наиболее известны с. Петрарки (см.). В XVI в. с. проник во франц. поэзию, где был в моде до серед. XVII в. Буало в «Поэтич. искусстве» провозгласил: «Беспорочный с. стоит целой поэмы». В XVIII в. происходит падение с.: его начинают рассматривать как поэтическую головоломку наравне с старыми франц. формами (рондо, триолет и др.) и относятся к нему пренебрежительно. Этот взгляд на с. усвоил и П. В послании Галичу (1815) он упоминает с. в ряду поэтических мелочей. Воскрешение сонета произошло в XIX в. в Англии, где к этой форме часто обращались поэты озерной школы, в первую очередь Вордсворт. Под англ. влиянием с. стали писать и в др. странах: по-франц. Сент-Бёв, по-польски Мицкевич («Крымские сонеты» 1826 г.). В начале двадцатых гг. несколько сонетов написали Дельвиг и Баратынский. Под влиянием этого нового увлечения сонетами П. написал три сонета в 1830 г., из них два («Суровый Дант...» и «Поэт, не дорожи...») имеют соответствия в сонетах Вордсворта. Однако эти опыты не изменили его взгляда на эту форму, и в стих. «Французских рифмачей...» 1833 г. он, обращаясь к Буало, говорил: «Ты слишком превознес достоинства сонета».

— см. Карточная игра.

— многолюдное собрание. Старинное слово, обозначающее толпу.

—1847) — муж Елиз. Львов. Сонцевой, камергер, богатый помещик Пенз. губ.

—1847) — сестра Анны Львов. Пушкиной.

— до 1790 г. название богословского факультета парижского университета.

«СОРЕВНОВАТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И БЛАГОТВОРЕНИЯ» (Труды Вольного общества любителей российской словесности) — журнал, издававшийся в Петербурге с 1818 по 1825 гг. В 1821 г. в нем поместил несколько статей Фаддей Булгарин, которого П. и обозначил буквой Б. (в «Истории села Горюхина»).

—1450) — фаворитка французского короля Карла VII, современница Жанны д’Арк.

— река в Псковской губ., приток р. Великой. На ней расположены Михайловское и Тригорское.

—1855) — петерб. актриса на ролях субреток и бойких светских барынь; с 1817 г. жена И. И. Сосницкого. По отзывам современников, была «очень хороша собой» и «кокетлива», но «холодна». Основания, по которым П. В. Анненков приписал в 1857 г. П. мадригал «В альбом Е. Я. С.» (1818 г.), неизвестны. П. подчеркивал в письме к П. Б. Мансурову (27 окт. 1819 г.), что он «не влюблен» в С., которая «толстеет и глупеет», и иронически отмечал ее «посредственную игру» в «Пустодомах» Шаховского.

—1871) — актер петерб. драматической труппы, блестящий исполнитель ролей первых любовников, петиметров и повес, особенно любимый П.

— см. Соути.

— англ. поэт (1774—1843), один из представителей романтической «озерной школы». Помогал своему будущему родственнику Кольриджу в создании драмы «Падение Робеспьера» и проектировал создание новоамериканской республики. Начав радикальными статьями, поэмой «Жанна д’Арк» и драмой «Уот Тайлер» (1794), С. потом отошел от революционных тем к восточным поэмам: «Талаба-разрушитель» (1803); «Медок» (1805); «Проклятие Кехамы» (1810); в 1814 году написал «католическую» поэму «Родрик последний из Готов». В 1813 г. С. получил звание лауреата (увенчанного придворного поэта), резко изменил убеждения и, став консерватором, выступил в своем «Видении суда» (1821) против Байрона, назвав его литературную школу «сатанинской», на что Байрон ответил своим «Видением суда». У П. встречаются два написания имени С. — Соувей и Саувей. П. познакомился с балладами С. через переводы Жуковского. Вначале относясь к С. отрицательно (он внимательно следил за полемикой С. и Байрона), П. позже оценил его реализм и начинал с 1830 г. переводить его «Гимн пенатам» (Еще одной высокой, важной песни), «Медок», «На Испанию родную», «Родриг».

— см Софист.

«Софийский временник», — название группы новгородских летописей, в основе которых лежала летопись, ведшаяся при новгородском соборе Св. Софии; хронограф — популярная русская компилятивная энциклопедия по всеобщей истории, составленная в России в половине XV в.

ложный вывод, сознательно применяемый для победы над противником в споре, к каким часто прибегали с. Слово с. стало нарицательным для обозначения человека, прибегающего к софизмам для доказательства своего положения.

— см. Царское Село.

— дочь царя Алексея Михайловича. П. следовал распространенному в его время преданию о том, что она писала трагедии. Несколько драматических произведений было сочинено не С., а Наталией Алексеевной.

—405 до н. э.) — великий греческий драматург. Из ста его драм до нас дошло семь. Важнейшие — «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне».

— секретарь особого цензурного комитета Министерства юстиции, писатель, в 20-х годах сотрудник «Сына Отечества».

— народ, населявший в древности Южную Грецию; известны суровостью нравов и лаконизмом речи.

— английский поэт эпохи Возрождения (1553—1595), высоко ценившийся романтиками XIX в. и оказавший на их поэзию большое влияние.

—1839) — статс-секретарь, вдохновитель всех мероприятий по реорганизации государственного аппарата нач. XIX в. и ближайший сотрудник Александра I по делам внутреннего управления с 1808 по 1812 г.; по происхождению — сын сельского священника. Как либерал и франкофил, позиция которого в вопросах внешней и внутренней политики была враждебна интересам крупнопоместной аристократии и реакционно-националистического дворянства, С. 17 марта 1812 г. был отрешен от всех должностей и выслан из Петербурга. Возвращенный на службу в 1816 г., С. видной роли уже не играл, был заподозрен в 1826 г. в связях с декабристами (как конституционалист и один из наиболее вероятных кандидатов в члены временного правительства), реабилитировал себя участием в Верховном уголовном суде и, числясь членом Государственного совета, руководил работами по изданию «Полного собрания законов» (1830 г.) и составлению «Свода законов Российской империи» (1832 г.).

— английское слово (буквально селезенка), обозначающее подавленное состояние, род нервного расстройства, выражающегося в непреодолимой тоске и отвращении к жизни.

— в греческом и латинском стихосложении стопа, состоящая из двух долгих слогов. Из соединения дактилей с с. состоял гекзаметр.

— шкаф для посуды.

—1817) — франц. писательница и политическая деятельница, дочь банкира Неккера, министра Людовика XVI во время революции. В 1786 г. она вышла замуж за барона де Сталя, шведского посланника (ум. в 1802 г.), и вскоре выступила в литературе «Письмами о Ж. -Ж. Руссо» (1786), за которыми последовал ряд мелких публицистических работ. Из них особенное внимание обратил на себя трактат «О литературе в связи с общественными установлениями» (1800). С выхода в свет этого произведения начинается многолетняя литературная и личная дружба ее с Шатобрианом, которой не мешало разногласие их в основных вопросах политики и философии. В 1802 г. появился ее первый роман «Дельфина», возбудивший полемику. К этому времени С., находившаяся во время революции в Швеции и Швейцарии, поселилась в Париже. В ее салоне образовался политический кружок либералов, во главе с ее близким другом Б. Констаном и Талейраном, с которым, впрочем, она вскоре разошлась. После переворота 16 брюмера политическое направление ее кружка стало подвергаться преследованию, так как резко расходилось с политикой наполеоновской военной диктатуры. В 1805 г. она переселилась в швейцарское имение. Около того же времени она совершила длительную поездку по Германии вместе с Б. Констаном и затем по Италии. Отражением ее итал. впечатлений явился ее роман «Коринна» (1807), имевший еще больший успех, чем «Дельфина». В 1810 г. вышла в свет ее книга «О Германии». В этой книге дан систематический обзор новой нем. литературы и философии с общим очерком культуры и быта. Книга эта имела целью не только ознакомить французов с чуждой им культурой, но и преодолеть их традиционное представление, что Франция является страной, опередившей друг. народы во всех отношениях. В частности, в области литературы С. резко критиковала классиков с их приверженностью к старым традициям и предлагала учиться у нем. романтиков в их стремлении к новым литературным формам. Книга С. во многом предопределила деятельность франц. романтиков. Книга была сожжена по распоряжению Наполеона, а С. было приказано не выезжать из Коппе. В 1812 г. С. бежала из Коппе через Австрию, Россию, Финляндию и Швецию в Англию. После 1814 г. она вернулась в Париж. Последние годы она работала над большим произведением, вышедшим в свет после ее смерти в 1818 г. «Взгляд на главнейшие события франц. революции». После ее смерти появились и ее путевые записки о поездке через Россию «Десять лет изгнания» (1820). П., вероятно, еще в лицее познакомился с произведениями С. и в первую очередь с ее романами. Говоря об Онегине в черновиках к роману (в которых много автобиографического, из окончательной редакции романа исключенного), он пишет: «Он знал немецкую словесность по книге госпожи де Сталь». Точно так же, характеризуя юность Онегина, П. писал: «Любви нас не природа учит, а Сталь или Шатобриан». Очевидно, сам П. испытал подобное же действие романов С. И романы С., и ее книга «О Германии» были первыми толчками, направившими П. от классицизма к романтизму. Вскоре по окончании лицея П. ознакомился с «Взглядом на французскую революцию». В этом произведении С. первоначально собиралась только дать реабилитацию памяти своего отца; но дала и обширное историческое и теоретическое обоснование своей политической системы на анализе событий франц. революции. Книга эта явилась основным изложением либерализма. Русские либералы, члены тайного Северн. общества, близкие по своим взглядам к С., рассматривали эту книгу как одно из лучших средств агитации. Для молодого П. эта книга наравне с трактатами Констана являлась, вероятно, авторитетнейшим историко-публицистическим трудом, на котором он выработал свои политические либеральные взгляды. В книге этой последовательно защищалась полит. система буржуазии (ее состоятельных слоев) в противовес феодализму, уничтоженному франц. революцией. Здесь же было дано историческое обоснование необходимости франц. революции и анализ различных политич. форм, сменявшихся во Франции от начала революции и кончая реставрацией Бурбонов, и обосновывалась политич. программа либерализма, состоявшая в окончательном уничтожении следов феодально-аристократического строя с заменой старой, политической системы конституцией по образцу английской (наследственная конституционная монархия с двухпалатным представительством и наследственной верхней палатой). В произведениях П. заметны следы близкого знакомства с книгой С. Кроме совпадения взглядов на роль аристократии, об этом свидетельствуют некоторые цитаты (эпиграф к IV гл. «Онегина» взят из ч. II, гл. XX; в статье о «Юрии Милославском» цитируется ч. I, гл. II). Не меньшее внимание П. обратил на путевые записки С. «Десять лет изгнания». Их он цитировал в примечаниях к «Онегину» в «Исторических замечаниях», в «Мыслях на дороге». В своей записке о народном воспитании 1826 г. он повторяет то, что сказала С. об образовании в России. Когда в «Сыне Отечества» 1825 г. появилась статья, в которой резко критиковались записки С. о ее проезде по Финляндии, П. послал из Михайловского ответ на эту статью в «Московский Телеграф».

«дочь Неккера, гонимая Наполеоном и покровительствуемая великодушием русского императора» П. писал Вяземскому 13 июля: «За твоею статьею следует моя о M-d de Staël. Но не разглашай этого: тут есть одно ». Отвечая на это письмо, Вяземский сообщил, что раскритикованный автор был Муханов, приятель П. На это П. писал: «Жалею, что о Staël писал Муханов (если адъют. Раевского): он мой приятель, и я бы не тронул его, а все же он виноват, M-d de Staël наша — не тронь ее — Впрочем, я пощадил его» (письмо 15 сент.). Впечатления С. от ее поездки в Россию легли в основу эпизода в «Рославлеве», где описывается пребывание С. в Москве.

— турецкое название Константинополя.

— последний король польский, занимавший престол с 1764 по 1795 г.

— строфы. С. называются стихотворения, написанные правильными короткими строфами (обычно четверостишиями), заключающие в себе лирические размышления или раздумия. Определенных признаков, отличающих с. от других родов лирики, нет.

«СТАРИНА И НОВИЗНА» — сборник историч. и литерат. материалов, предположенный к изданию П. А. Вяземским (при ближайшем участии А. И. Тургенева), но оставшийся неосуществленным, несмотря на извещение П. в «Современ.», 1836 г. (кн. IV).

«СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ» — повесть Н. В. Гоголя.

преимущественно подсчетов.

—1768) — англ. писатель, оформивший в своем творчестве настроение англ. мелкой буржуазии середины XVIII в. Его сентиментально-юмористическое «Чувствительное путешествие во Францию и Италию» (1768), цитированное П. в «Отрывках из писем, мыслях и замечаниях», ставшее образцом для особого жанра «сентиментальных» путешествий, открывало простор для психологического анализа в повествовании. Культивировавшийся С. субъективизм художественной конструкции особенно сильно дал себя знать в его оригинальном неоконченном романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» (1759—1767), своеобразием своей гротескной формы дающем простор для высказывания различных парадоксальных суждений от лица автора. В письме к Вяземскому (1822) П. писал, что «десять строчек Тристрама Шенди» гораздо ценнее всей «Лаллы-Рук» Т. Мура. П. вообще очень высоко ставил С.; познакомившись с ним сначала по франц. переводам (в начале 20-х гг.), а затем и в подлиннике, П. упоминает его в «Евг. Онегине» (примечания к II главе), а позже в «Мыслях на дороге».

— в греческой мифологии река, обтекающая подземное царство мертвых.

— длинное одеяние с длинными рукавами, облачение дьяконов в православной церкви.

— славянское слово: улицы, иногда площадь.

— см. Зенон.

— почетное придворное звание в царской Руси; на обязанности стольников было прислуживать за царским столом в торжественных случаях, принимать участие в разных церемониях и выполнять отдельные различные поручения.

«СТОНЕТ СИЗЫЙ ГОЛУБОЧЕК» — сентиментальная песня И. И. Дмитриева (1792 г.), дважды положенная на музыку: Дицом и Дубянским, и весьма популярная в конце XVIII и начале XIX в.

— в стихах ударяемый согласно размеру стиха слог с примыкающими к нему неударными. Различали пять с.: две двусложные (ямб — с ударением на втором слоге и хорей — с ударением на первом) и три трехсложные (дактиль — с ударением на первом слоге, амфибрахий — на втором и анапест — на третьем). — обязательная остановка после четвертого слога (так как в каждой ямбической с. два слога).

— паштет из гусиной печенки с трюфелями; Страсбург славится подобными паштетами. Любовь к с. п. сохранилась у П. до конца жизни. До нас дошла его записка в ресторан Фильета от 16 января 1837 г., в которой он просит прислать подобный паштет за 25 рублей.

— особо привилегированные и европейски вооруженные воинские части, расположенные под Москвою и с конца XVI ст. несшие охранную службу в Кремле. Расформированы Петром I после жестоко подавленного их восстания в 1698 году.

— старший охотник, ведающий собачьей сворой.

—1876) — историк и археограф, с именем кот. связаны многочисленные находки и публикации памятников др. -русской письмен, и юридич. актов XI—XV вв. П., сочувственно откликнувшийся в «Современ.» 1836 г. на изд. Строевым «Ключ к Ист. гос. рос.» Карамзина, знаком был с этим трудом в рукописи и хлопотал о его публикации, через Вяземского и Блудова, еще в 1830 г.

—1854) — сын бывшего правителя Бессарабии, служивший в Министерстве иностранных дел, автор многочисленных книг по религиозным и политическим вопросам. Ярый монархист и реакционер, он особенно прославился своей брошюрой для членов Аахенского конгресса (1818 г.) о политическом положении Германии, где восставал против университетов, считая их рассадниками революционного духа. Это и заставило П. угрожать в эпиграмме С. такой же смертью, какой умер другой гонитель университетов Коцебу (см.). Из стих. «Вкруг я Стурдзы хожу», пародирующего народную песню «Я вкруг печки хожу», известно лишь начало.

—1800) — генералиссимус, знаменитый русский полководец, участвовал в Семилетней войне, в русско-турецких и прочих войнах эпохи Екатерины I и Павла I. Упоминание П-м в «Бородинской годовщине» «плена Варшавы», заставляющего трепетать восставшего из гроба С., связано с участием С. в войнах против поляков в эпоху «разделов Польши». В 1794 С. прославился, взяв штурмом предместье Варшавы Прагу.

—1867) — фрейлина, бывшая замужем за А. А. Суворовым-Рымникским.

—1882) — ген. -адъютант, генерал от инфантерии, член Государственного совета, внук знаменитого генералиссимуса А. В. Суворова. Во время подавления польского восстания участвовал в ряде сражений и был отправлен парламентером в Варшаву по поводу сдачи ее русским войскам. 4 сентября 1831 г. приехал с театра военных действий и привез Николаю I в Царское Село первое известие о взятии Варшавы. В молодости С. был участником тайного общества декабристов (прощен имп. Николаем I).

— А. В. Суворов вел две войны в Польше: в 1767—1772 и в 1794—1795 гг. Указанная в заметке П. карикатура (исследователи называют местом издания Лондон, а не Варшаву), появившаяся в 1795 г., изображает Суворова, подносящего Екатерине II отрубленные головы женщин и детей, убитых «после капитуляции Варшавы».

— река, приток р. Днепра.

—78 до н. э.) — римский диктатор, боровшийся с демократической партией. После трех лет диктатуры он добровольно сложил с себя это звание. Данному эпизоду посвящена трагедия Жуи «Сулла» (1821), в которой диктатор выведен с явным намерением изобразить в нем Наполеона.

—1843) — корнет л. -гв. Кавказско-горского полуэскадрона, родом горец, воспитанник А. П. Ермолова, впоследствии полковник и флигель-адъютант, отравленный, по преданию, мюридистами (мусульманскими националистами). Автор романтико-этнографич. новелл и рассказов из кавказского быта, выступавший в «Современнике» 1836 г. «Долиной Ажитугай» и «Персидским анекдотом».

—1777) — поэт и драматург, пользовавшийся в XVIII столетии большой популярностью; выступив против торжественного стиля Ломоносова с требованием простоты, естественности в поэзии, С. в то же время полемизировал и с Тредиаковским. Отсюда возникли ссоры между тремя поэтами. С. создал школу в литературе; его трагедии, первые пьесы русского репертуара, написанные в духе классицизма (напр. «Хорев», «Синав и Трувор», «Семира», «Димитрий Самозванец»), имели успех и доставили ему славу создателя русского театра, тем более, что он же написал первые русские комедии классического стиля и был первым директором основанного в 50-х годах придворного публичного театра. Высоко ставились и стихотворения С., в особенности его басни, а также его песни, эклоги и послания (из эпистолы «О стихотворстве» П. цитирует стих о Ломоносове в статье «О предисл. г-на Лемонте к басням Крылова»). В 70-х годах, с возрождением в русской поэзии традиций Ломоносова, слава С. стала падать. К началу XIX века авторитет С. окончательно упал. С. был объявлен подражателем, не сумевшим перенять науку Запада. П., воспринявший такое отношение к С., выразил его в 1817 г. в послании к Жуковскому. Сохранив отрицательное отношение к творчеству С. надолго (см. статью «О драме»), П. все же с годами стал оценивать его более беспристрастно. Источник цитаты, служащей эпиграфом к XI главе «Капит. дочки», подписанной именем С., не отыскан.

— минерал, из которого приготовляется краска черного цвета. Ею подкрашивали брови, усы.

—1861) — генерал от артиллерии.

—1841) — поручик л. -гв. Казачьего полка; в 1815 г. окончил Харьковский университет и был зачислен на службу в донскую войсковую канцелярию, а затем служил в разных войсковых учреждениях, состоял при гр. А. И. Чернышеве как председателе Комитета об устройстве войска Донского и собирал исторические материалы для истории и описания войска. В 1825 г. за прикосновенность к делу декабристов (он знал о существовании заговора, но активно в нем не участвовал) был исключен из гвардии, отправлен на Дон под «бдительный тайный надзор» и продолжал службу, числясь сотником. В 1827 г. был переведен на Кавказ, участвовал в кампании 1828—1829 гг., в то же время собирая материалы для истории этой кампании. В 1830 г. был арестован в связи с тем, что его исторические изыскания показались правительству подозрительными; некоторое время служил в Финляндии, затем вновь на Кавказе; уволен со службы незадолго до смерти.

«Путешествии в Арзрум». Когда в 1831 г. С. пожелал получить копии с списанных им в разных архивах материалов для составления истории войска Донского, которые он принужден был сдать перед отъездом в 1826 г. в армию, П. принял в этом деле горячее участие, написал о С. записку и препроводил ее через Бенкендорфа к гр. А. И. Чернышеву, но ходатайство П. осталось безрезультатным. Высоко ставя знания С., П. в 1836 г. приглашал его сотрудничать в «Современнике» (см. И. Ф. Богданович).

—1858) — отставной генерал-майор, впоследствии шталмейстер и вице-президент придворной Конюшенной конторы и обер-егермейстер.

—1864) — бывший господарь Молдавии. П. был знаком с ним во время пребывания своего в Кишиневе, когда С. вследствие восстания «гетеристов» (см.) принужден был поселиться временно в Кишиневе. С 1824 г. С. в качестве греческого посланника жил в Петербурге и здесь после долгого промежутка времени неоднократно встречался с П.

— у древних египтян священное изображенние духа, охранявшего храмы и дворцы; на туловище льва, лежащего с протянутыми вперед лапами, голова человека.

«С ФРАНЦУЗСКОГО» — см. «Участь моя решена. Я женюсь».

— в православной христианской церкви высшая монашеская степень, принимаемая обычно монахами, стремящимися к аскетической жизни. У московских великих князей и царей существовал обычай пострижения в с. перед смертью.

«СЦЕНЫ ИЗ РЫЦАРСКИХ ВРЕМЕН». Эта неоконченная пьеса П. о крестьянском восстании в конце средних веков в рукописи не имеет заглавия; оно было дано при посмертной публикации пьесы в журнале «Современник» 1837 года и придумано редакцией журнала. Писалась эта пьеса П. летом 1835 г., в пору, когда он задумывал не одно крупное произведение, с осени 1833 года, после «Капитанской дочки» и «Медного всадника». «Сцены из рыцарских времен» остались далеко не оконченными, но о сюжетном содержании этой пьесы дает возможность судить черновой план ее. Выполненная часть плана не вполне с ним совпадает («гнев и поучения старого буржуа» в пьесе перенесены в первую сцену, а выгнанный из замка Франц, вернувшись домой, узнает уже о смерти своего отца); дальше же действие должно было развиваться, по-видимому, таким образом: брата Бертольда хватают и сажают в тюрьму (вероятно, по обвинению в колдовстве), в замок, где сидит и Франц; он занимается там алхимией, случайно изобретает порох и, можно думать, производит нечаянный взрыв замка, открывающий возможность Францу бежать из тюрьмы. Возможно, впрочем, судя по «плану», что этот взрыв происходит уже во время осады замка вновь восставшими крестьянами («вассалами») и содействует падению крепости и победе восставших. По плану рыцарь Ротенфельд — соперник Франца — гибнет, сраженный выстрелом из ружья, — одно из следствий изобретения Бертольда Шварца, дающего способ побеждать рыцарей, доселе неуязвимых «благодаря железным латам». Судьба Франца в «плане» не раскрыта. Но судьба Франца не главное в этом опыте социально-исторической драмы: пьеса заканчивается, как указывает «план», размышлениями (очевидно, на исторические и социальные темы) и «появлением Фауста на хвосте Мефистофеля»... Появление среди торжествующих «мещан», одолевших феодальных рыцарей, Фауста, которого П. вслед за немецким поэтом Клингером делает изобретателем книгопечатания (см. Книгопечатание), показывает, что П. в раму своей пьесы думал включить, кроме изобретения пороха, и другое изобретение начала нового времени, также содействовавшее разрушению феодального рыцарства. «Книгопечатание — род артиллерии» — такими словами заканчивается план. П. довел пьесу, можно думать, до половины или немного дальше. Она написана прозой, но сохранились следы попыток П. переложить ее стихами, два отрывка стихотворной передачи первой реплики старого Мартына; в первом из них юноша Франц называется Мартыном, как и в первоначальном зачеркнутом варианте прозаического начала «Сцен из рыцарских времен». Вероятно, в связи с этим замыслом использовать прозаический текст «Сцен» как материал для стихотворного переложения П. надписал в рукописи «Сцен» перед началом их слово «План».

«Сцены из рыцарских времен» оказала некоторое влияние известная пьеса франц. писателя Мериме «Жакерия» (о восстании франц. крестьян в XIV в.). П. повторял ряд отдельных положений пьесы Мериме, есть даже словесные совпадения; но тем не менее «сцены» П. никак нельзя считать простым подражанием «Жакерии». Пушкинская драма есть вполне самостоятельное произведение, закономерный плод развития его творчества. В ней разрабатывается революционная тема, постоянно привлекавшая П. (ср. «Бориса Годунова», «Песни о Стеньке Разине», «Капитанскую дочку» и т. д.), и герой ее — поэт, деклассированный мещанин, делающийся предводителем крестьянского восстания, — принадлежит всецело самому П. (хотя некоторыми чертами и напоминает бледно очерченного в пьесе Мериме юношу Пьера).

— знаменитое стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» — представляет собой переработку и сокращение написанной еще в 1829 г. «баллады о рыцаре, влюбленном в Деву». Переработка этой полушутливой, кощунственной баллады состояла в том, что П. тщательнейшим образом вытравил оттуда все конкретно-кощунственные места. Можно подумать, что П., приноравливался к цензурным возможностям. Вторая песня — о мельнике — есть перевод и переделка шотландской народной песенки. Впрочем, близкие по теме песни существуют и в русской народной поэзии.

— в предисловии к «Борису Годунову» П. имеет в виду под этим именем Суллу (по-французски Sylla).

«СЫН КАЗНЕННОГО СТРЕЛЬЦА» — план повести, завязка которой определилась около 1835 г., как раз в пору работ П. над материалами о Прутском походе 1711 г. («Записки Моро для Бразе», «Деяния Петра Великого» Голикова и др.). В числе этих источников было, конечно, и знаменитое полуапокрифическое письмо Петра от 10 июля 1711 г. с берегов Прута, заключавшее в себе секретные инструкции Сенату на случай его смерти или захвата турками в плен («Если случится сие последнее, то вы не должны меня почитать своим царем и государем, и ничего не исполнять, что мною, хотя бы то по собственноручному повелению от нас, было бы требуемо, покамест я сам не явлюсь между вами в лице моем; но если я погибну и вы верные известия получите о моей смерти, то выберите между собою достойнейшего мне в наследники»). Возможно, что в «Сыне каз. стр.» П. предполагал использовать некоторые главы брошенного им «Арапа Петра Великого» и материалы, заготовленные в 1832—1834 гг. для повести о стрельце и боярской дочери (см.).

«СЫН ОТЕЧЕСТВА» — еженедельный, «исторический, политической и литературный» журнал, основанный в 1812 г. Н. И. Гречем и издаваемый им до 1840 г. (в 1820—1821 г. при ближайшем участии Воейкова, а с 1825 г. совместно с Булгариным). Первоначально «С. О.» имел полуофициозный характер и отражал националистически-франкофобские настроения рус. дворянской и буржуазной общественности эпохи Отечественной войны. Но по окончании последней «С. О.», был быстро реорганизован, значительно изменил и расширил свою программу, усвоив в общественно-публицистических статьях политическую линию умеренно либерального крыла будущих декабристов, а в литературной борьбе шишковистов и карамзинистов приняв сторону литераторов, группировавшихся вокруг «Арзамаса», позднее, в пору столкновения «классиков» и «романтиков», «С. О.» твердо стоял на позициях Вяземского, Пушкина, А. Бестужева и др. против эпигонов классицизма в «Вестн. Европы». С 1815 г. по 1825 г. «С. О.» был самым влиятельным и передовым рус. литерат. журналом, в кот. постоянно печатались Вяземский, Жуковский, Батюшков, Воейков, Баратынский, Рылеев, Ал. и Ник. Бестужевы, Кюхельбекер, Корнилович, Куницын, Ф. Глинка, Батенков, Сомов, Никита Муравьев и др. В годы николаевской реакции «С. О.» утрачивает всякую связь с литерат. современностью, начинает заполняться случайным (большей частью переводным) материалом, сливается в 1829 г. с «Сев. Архивом» Булгарина и окончательно превращается в малозаметное подсобное литературно-издательское предприятие при «Северн. Пчеле».

«С. О.» еще в 1815 г., П. до 1824 г. поместил в этом журнале десять стихотворений и отрывков; в 1824 г. «Письмо к издателю «Сына Отеч.». В пору своего расцвета «С. О.» неизменно сочувственно откликался на все произведения П. и отказался от этой позиции лишь в разгаре борьбы Булгарина с «Литерат. газетой».

—1857) — французский романист, дебютировавший в 1831 г. сценами из морского быта «Плик и Плок», резко осужденными П. как «куча бессмыслиц».