Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буквы "СА"-"СМ"

СААДИ (1184—1291) — знаменитый персидский поэт родом из Шираза, автор сборника «Сад роз» («Гюлистан»).

САБУРОВ Як. Ив. — лейб-гусар, юнкер в 1817 г., офицер (янв. 1818 — янв. 1821). Служил одновременно с П. в Кишиневе при Инзове. П. был знаком с ним еще в Царском Селе. Набросок «Сабуров, ты оклеветал» написан, вероятно, в ответ на полученное от кого-то П. извещение, что С. распространяет о нем неблагоприятные слухи. В письме к брату (от нач. марта 1825 г.) П. в очень раздраженных строках о друзьях называет на первом месте С-ва. Алексеев писал П. из Кишинева в 1826 г.: «Часто говорю о тебе с Яковом Сабуровым... Он тебя очень любит и помнит».

САВРАСОВ Петр Федор. (1790—1830) — лицейский товарищ П. Очень скромный, способный ученик, к которому товарищи относились дружелюбно, но по традиции и его высмеивали в «национальных песнях» под именем «Рыжака», так как он был рыжеволос. Умер в чине полковника гвардейской артиллерии в Гамбурге, поехав за границу лечиться от чахотки.

— ветвь гор, выходящая из Аз. Турции на границу Ахалцихского уезда. 13 июня 1829 г. отряд, к которому примкнул П. при Карс-Чае, двинулся к Саганлу, на вершине которого 14 июня при реке Инжа-Су расположился лагерем и пробыл до 18-го. Здесь П. встретился с М. И. Пущиным и принимал участие в перестрелке с турецкими наездниками. Стих. «Делибаш» в рукописи помечено «Сыган-лу».

— 20-летний лицейский дядька, в два года своей бытности в лицее совершивший шесть или семь убийств. Только при последнем был он схвачен полицией и заподозрен в прежних. По поводу этого случая П. написана эпиграмма и коллективно лицеистами эпическое стихотворение «Сазоновиада».

— животное из породы антилоп. Водится по преимуществу в Киргизских степях и Средней Азии.

САЙДАК, или саадак — так назывался полный прибор вооружения луком и стрелами, т. е. лук с налучником и колчан со стрелами.

«речка») — название разных рек в Крыму. Какую именно реку имеет в виду П., не установлено.

— римский историк (86—35 г. до н. э.), автор ряда исторических сочинений, из которых дошли до нас полностью лишь два небольших труда: «Заговор Катилины» и «Югуртинская война».

— имя царя-отца в «Сказке о царе Салтане». Заимствована П. из лубочных текстов о Бове. В записанных П. устных вариантах сказки царь носит имя Султана Султановича.

САЛТЫКОВ Серг. Вас. (1777—1846) — чудак, богач: устраивал в Петербурге танцевальные вечера, на которые по вторникам зимою съезжалось аристократическое общество; на этих вечерах бывал и П. с женою. С. владел прекрасной библиотекой.

—1825) — итал. композитор, автор большого количества франц. и итальянск. опер, ораторий, кантат и инструментальных пьес. Рано проявив свои музыкальные способности, он находился сначала под влиянием своих немецк. учителей, в стиле которых написаны им (в Вене) его первые оперы («Дон Кихот», «Хозяйка гостиницы»); затем после недолгого увлечения итальянизмом он испытал на себе сильное влияние Глюка (см.). Покровительству Глюка, говорившего про С., что «только этот иностранец перенял его стиль, который не хотел изучить ни один немец», и перед смертью передавшего С. либретто оперы «Данаида», он был обязан своими успехами в Париже. Написанные для парижской сцены оперы «Гораций» и особенно «Тарар» на текст Бомарше сделали С. знаменитостью и за пределами Франции. Под конец жизни С. отказался от оперы и всецело посвятил себя камерной и особенно церковной музыке. Как это обстоятельство, так и сумасшествие его перед смертью дало основание современникам для маловероятной и основанной лишь на случайных фактах легенды об отравлении им Моцарта (см. «Моцарт и Сальери»).

САМОЙЛОВ гр. Ник. Алдр. — сын ген. -прокурора гр. А. Н. Самойлова, кузен генерала Н. Н. Раевского. Был с Ермоловым в персидском посольстве 1817 г.,а затем состоял при нем в чине полковника. Уволен от службы одновременно с Ермоловым. Умер в 1842 г.

— см. Сансон.

— псевдоним Авроры Дюдеван (1804—1876), известной французской романистки. П. был известен только ранний период жизни и творчества С., когда она поражала современников независимостью и свободой своего поведения и оригинальностью высказываемых взглядов. Ранние романы С. («Индиана» 1832, «Валентина» 1832, «Лелиа» 1833 и др.) имели шумный успех благодаря заключавшемуся в них протесту против социальных противоречий; с другой стороны, они вызвали ожесточенные нападки буржуазной критики, считавшей их безнравственными и скандальными.

—1832) — первый редактор «Тифлисских Ведомостей», в которых часто печатал свои стихи и прозу. Во время пребывания П. в Тифлисе (26 мая—16 июня 1829 г.) поместил о нем заметки в №№ 29 и 52 «Тифлисских Ведомостей»; заметки комплиментарны, но вместе с тем назойливо напоминают о том, что от П., как «свидетеля кровавых битв», публика ждет «прелестных подарков». Устроил в честь П. званый обед. Впоследствии С. обратился к П. с просьбою прислать стихи для альманаха, на что П. отвечает 5 янв. 1833 г. любезным отказом; в письме привет А. Бестужеву. Письмо не попало к С., так как он умер еще в 1832 г., о чем не знал П.

САНСОН (Sanson) Анри — парижский палач эпохи революции (1740—1793). Книга, вышедшая под названием «Записок Самсона», была составлена несколькими литераторами на основании его заметок и др. материалов.

— т. е. сарацинская. Название сарацин, сарачин пришло к нам с Запада, где в средние века означало арабов и всех вообще мусульман. В словоупотреблении народной поэзии имеет еще более широкое значение — иноплеменника и иноверца, пришедшего с Востока или Юга.

«САРДАНАПАЛ» — см. Байрон.

— старое название Царского Села.

— в греческой мифологии лесные и горные существа, олицетворяющие элементарную грубую силу природы, что выражается в звериных атрибутах их внешнего облика. Глупые, плутоватые, склонные к проказам, совмещают они свойства стихийных демонических сил и козлиной натуры. Участники оргий и спутники Диониса. Древнее искусство изображало С. старыми, бородатыми, отвратительной наружности, с обликом обезьян или леших.

«САТИРИК ПРЕВОСХОДНЫЙ» — Фонвизин.

САТИСФАКЦИЯ — удовлетворение.

— в Древн. Персии название высших должностных лиц. В стих. «Когда владыка ассирийский» — Олоферн.

— см. Соути.

—VI вв. до н. э.) — знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница музыкально-песенной лирики (мелической). Заглавие «Сафо» стих. «Счастливый юноша, ты всем меня пленил» не может указывать на то, что стихотворение принадлежит поэтессе С.: такого стихотворения у нее нет. Может быть, заглавие указывает на предание о том, что С. была влюблена в юношу Фаона, который не ответил ей взаимностью, вследствие чего С. бросилась в море.

— см. Нодье.

— упоминаемый Борисом Годуновым шведский король Карл IX.

СВЕТЛАНА — героиня одноименной баллады Жуковского.

— римский писатель, живший приблизительно между 75 и 160 гг. н. э.; автор многочисленных сочинений. Наиболее известные его произведения — биографии 12 римских императоров («О знаменитых людях»).

СВИНЬИН Пав. Петр. (1787—1839) — писатель, путешественник, основатель и издатель «Отеч. Записок», владелец и собиратель известного в свое время музея древностей, проданного им в 1834 г. с аукциона, причем часть музея, состоявшая из автографов разных государственных и литературных деятелей, куплена была Российской академией. С. занимался изучением русской истории, а к 1834 г. относится известие о том, что он деятельно работал над собиранием материалов для истории Петра Великого, оставшихся неизданными. Возможно, что на этой почве произошло некот. сближение С. с П. О нем П. иронически упомянул в своем «Собрании насекомых» (1828 г.) под именем «российского жука» и изобразил в детской сказочке 1830 г. — «Маленький лжец». Кроме того, П. занес о С. несколько записей в свой дневник в связи с распродажею его музея и предложения его Российской Академии приобрести рукописи из своего собрания. В 1833 г. П. сносился с С. по поводу копии с дневника А. В.

«Ревизора», данный, как известно, П-ным Гоголю (см. план «Ревизора», набросанный П.).

— подмосковная усадьба.

— см. Хвостов.

— кого П. имел в виду, неизвестно.

— см. Ноэль.

СВЯТОПОЛК (1014—1091) — древнерусский князь, племянник Владимира, усыновленный им и наследовавший ему. За убийство других претендентов на престол, братьев Бориса, Глеба и Святослава, получил прозвание Окаянного.

«СЕВЕРНАЯ ЛИРА» — альманах, изданный в 1827 г. в Москве под редакцией С. Е. Раича и Д. П. Ознобишина.

«СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА» — газета, «политическая и литературная», основанная Булгариным в 1825 г. и руководимая им совместно с Гречем; самое распространенное периодическое издание николаевской поры, положение которого обеспечивалось преимуществами правительственного официоза (политическая часть газеты направлялась III Отделением), фактически гарантированного от конкуренции. Оппозиция «С. Пчеле» последовательно группировалась в «Моск Вестн.», «Лит. газете», «Телескопе», «Европейце», «Моск. Набл.», «Современнике», «Отеч. Записках». Нейтральную позицию занимали «Моск. Телеграф» и «Библиот. для Чтения». П., в течение нескольких лет восторженно пропагандируемый «Пчелой» и изредка печатавшийся в ней («К чему холодные сомненья» 1825 г., «Послание к Великопольскому» в 1828 г.; перепечатка «Москвы»), в 1830 г. стал объектом ожесточенных ее нападок (см. «Дневник»). В 1832 г. Греч выдвинул план вхождения П. в «С. П.» и «Сын Отеч.» с вознаграждением в 12—14 тысяч в год, но от совместной работы с Булгариным поэт отказался; под влиянием Греча «С. П.» вновь усвоила в отношении П. корректно-благожелательный тон, несколько изменившийся лишь в 1836 году в связи с организацией «Современника».

«СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ» — альманах, издававшийся Дельвигом в 1825—1831 гг. П. постоянно сотрудничал в «С. Ц.», а после смерти Дельвига издал «С. Ц.» на 1832 г.

«СЕВЕРНЫЙ АРХИВ» — журнал «истории, статистики и путешествий», основанный Булгариным и выходивший с 1822 по 1828 г., а с 1829 г. слившийся с «Сыном Отеч.».

«СЕВЕРНЫЙ МЕРКУРИЙ» — литературная газета, издававшаяся М. А. Бестужевым-Рюминым в 1830—1832 годах и отличавшаяся полемическим характером, переходившим в выпады против отдельных писателей, принадлежавших к так называемой «литературной аристократии».

СЕВИНЬЕ (M-me de Sévïgné) — франц. писательница (1626—1696), известная своими письмами к дочери; в некоторых из них она рассказывает о крестьянских восстаниях в Бретани в 1676, очевидцем которых она была. Письма ее считаются образцом франц. прозы.

—1797) — франц. драматург, автор «Нечаянного заклада», упоминаемого П., и многочисленных комических опер.

—1832) — французский либеральный буржуазный экономист, последователь Адама Смита и Рикардо. Его «Курс политической экономии» (первое издание 1803 г.) считался в начале XIX в. лучшим изложением основ этой науки. С. был противником всякого вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны.

— см. Дуэль.

СЕЛАДОН (у П. форма Целадон) — сентиментальный воздыхатель, герой знаменитого романа «Астрея» (1607—1617 гг.) франц. писателя Юрфе (1568—1625). Имя этого героя стало нарицательным.

— главная роль в комедии Мольера «Мизантроп». На франц. сцене лучшей исполнительницей ее считалась Марс. Под ее руководством эту роль изучила Колосова, с большим успехом выступившая в ней в ноябре 1823 г. Послание П. Катенину было написано до этого (в 1821 г.) и в первой редакции вместо «Пред Селименой» читалось «Пред Мельпоменой». Заменил это имя П. только в 1829 г.

«СЕЛО МИХАЙЛОВСКОЕ, ИЛИ ПОМЕЩИК XVIII СТОЛЕТИЯ» — нравоописательно-авантюрный роман В. С. Миклашевич (1786—1846), гражданской жены А. А. Жандра, приятельницы Грибоедова и Ал. Одоевского. П., информируя о романе читателей «Современника», знаком был с рукописью только первой части.

— жилище Фингала, по Оссиану.

— мать Вакха (Диониса), которого она зачала от Зевса.

—1849) — трагическая актриса, дебютировавшая в 1803 г. и ушедшая со сцены в 1826 г.; по мужу — княгиня Гагарина. П., увлеченный С. и как актрисой, и как женщиной (ее имя отмечено в «донжуанском списке»), для нее писал в 1819 г. «Мои мысли о русском театре», в 1820 г. откликнулся на ее временный уход со сцены отрывком «Ужель умолк волшебный глас С., сей чудной музы», в 1822 г., запрашивал о «великолепной» С. из Кишинева друзей и брата, а в 1823 г. ее же помянул в первой песне «Евг. Онегина» (строфа 18).

СЕМЕНОВА Нимфодора Сем. (1788—1876) — русская оперная певица, сестра знаменитой актрисы Ек. С. Семеновой. В 1809 г. поступила на оперную сцену, где более чем голосом, выделялась игрой и совершенно исключительной классической внешностью. У нее бывали частыми гостями П., Грибоедов, Жуковский, Катенин, Шаховской, Гнедич. В 1831 г. оставила сцену. Лет 50 вышла замуж за француза Ластрелен.

— один из старейших гвардейских полков, расквартированный в Петербурге (в Московской части).

— ротмистр Ахтырского гусарского полка, принимал участие в кампании 1812 г., был ранен под Бородиным. Декабрист. В 1826 г. после полугодового заключения в Петропавловской крепости переведен в Нижегородский драгунский полк капитаном.

— см. Карточная игра.

«СЕНАТСКИЕ ВЕДОМОСТИ» — еженедельно выходившие с 1808 г. информационные листки о новых правительственных распоряжениях.

— 65 н. э.) — римский философ и драматург, один из главных представителей стоической философии, видевший нравственный идеал в разуме и проповедовавший пренебрежение к условиям внешней физической жизни. С. был замешан в заговоре против Нерона и по распоряжению императора кончил самоубийством, вскрыв на руках вены. Его жена Помпея Паулина с его согласия тоже вскрыла себе вены, но ее спасли от смерти по приказанию Нерона.

СЕН-ЖЕРМЕН гр. (ум. около 1795 г.) — авантюрист-алхимик XVIII в. Сведения о нем П., кроме мемуаров Казановы (см.), мог найти в «Моск. Телегр.» 1826 г. № 22 и 28, в мемуарах Жанлис и Кампан. Эпизодически С. -Ж. появляется в романе Жанена «Барнав» (II ч., гл. 7). Н. П. Голицына (см.) если и не встречалась с С. -Ж. в Париже, то виделась с ним в 1760 гг. в России, и возможно, что от нее или одного из ее внуков П. слышал рассказ о трех картах, легший в основу «Пик. дамы».

—1858) — ученый арабист и тюрколог, журналист, беллетрист и критик (псевдоним барон Брамбеус); с 1821 г. профессор факультета восточных языков Петерб. унив.; в 1833 г. дебютировал как фельетонист в альманахе «Новоселье» («Большой выход у сатаны»); с 1834 г. редактор и вдохновитель «Библиотеки для Чтения». П., сочувственно отметив еще в «Полярной Звезде» 1824 г. арабскую сказку С. «Витязь буланого коня», высоко ценил его впоследствии и как журналиста, несмотря на грубоватую претенциозность, манерность и беспринципность всех его фельетонных обозрений и оценок. В 1833—1834 г. С. печатно и в специальном письме к П. приветствовал «Пиковую даму» как новую веху в истории русской художественной прозы. Сочувственны были и отзывы С. об «Анджело» и «Песнях западных славян», «Повестях Белкина», «Истории Пугачевского бунта». С. напечатал под псевдонимом «А. Белкин» две повести в «Библ. для Чтения» 1835 г., что вызвало неудовольствие П., но не повлияло на их отношения. Личные отношения С. и П. изменились лишь после отказа последнего от участия в «Б. д. Чт.» из-за организации «Современника» (1836). Желая подорвать возможного конкурента, С. обрушился на «Современник» еще до выхода его в свет, а самого П. грубо задел по поводу издания «Вастолы» (см. ответ П.). Борьбу с С. на страницах «Современника» вели Гоголь, В. Одоевский и кн. Вяземский, но П. от выступлений против него воздерживался.

СЕН-МАР — роман Виньи (см.).

—1743) — автор многочисленных политических проектов, член Французской академии, исключенный оттуда за непочтительный отзыв о Людовике XIV. Его «Проект вечного мира» был в краткой форме изложен Ж-Ж. Руссо (1860), присоединившим к изложению свои «Замечания». П. ознакомился с этим проектом на юге и по вопросу о вечном мире вел споры в доме Орлова в Кишиневе. Заметка П. «Il est impossible...» (Невозможно, чтобы люди) представляет собою запись этих споров. Об их содержании мы знаем также из письма Ек. Орловой брату А. Раевскому от 23 ноября 1821 г.

—1869) — глава романтической критики и поэт, выступавший под псевдонимом Иосифа Делорма. П. бесспорно читал его «Обзор французской поэзии в XVI веке» (1828), его «Литературные портреты» (1832) и его статьи в периодических изданиях, но дал свои отзывы только о его поэтических опытах: «Жизнь, стихотворения и мысли Иосифа Делорма» (1829) и «Утешения» (1830).

— см. Вина.

—1828) — сын французского эмигранта, бывшего на русской службе, от брака его с кн. Голицыной. Известен был своими карикатурами, между прочим на Сабурова, кончил самоубийством в Италии.

— герой романа Ж. -Ж. Руссо «Новая Элоиза».

СЕРАЛЬ — дворец турецкого султана.

— главный начальник в старой Турции, назначавшийся из числа пашей.

—1843) митрополит петербургский, представитель крайней церковной реакции.

—1616) — испанский писатель эпохи торгового капитала. С. писал поэмы, пастушеские романы, новеллы, трагедии, интермедии, лирические стихи и т. п. Главное его произведение, доставившее ему мировую славу, — роман «Дон Кихот» (в двух частях, 1605—1616), гениальная сатира на увлечение «странствующим рыцарством».

своих сил. С другой стороны, часто намекают на фантастическую влюбленность Дон Кихота в крестьянку Альдонсу, которую он в своем воображении наградил всевозможными достоинствами и прославлял под именем Дульцинеи Тобосской.

«Дон Кихот» был рано переведен на все европейские языки. Однако он долгое время был известен в сокращенных французских переводах или в пересказах (напр. в переводе на франц. Флориана 1799 г.; с этого перевода был в свою очередь сделан перевод на русский). Приписывая Швабрину слова: «Дон Кишот белогорский» (в пропущенной главе «Кап. дочки»), П. формой имени («Кишот», а не «Кихот»), обычной во франц. обработках, хотел показать, что Швабрину С. был известен во франц. обработках. В 1836 г. появился франц. перевод «Дон-Кихота» Л. Виардо, гораздо более близкий к подлиннику, чем все предыдущие. Занимаясь изучением испанского языка, П. обратился для упражнения к тексту одной из новелл С. «Цыганочка».

— песня, исполняемая ночью под окнами возлюбленной.

— старший унтер-офицер, воинское звание, введенное в России при Петре I и уничтоженное в 1798 г.

— см. «Гимн бороде».

— военный термин XVIII века.

— церковный поминальный список.

— в греко-римск. мифологии сын Гермеса или Пана, постоянный спутник, учитель и воспитатель Вакха. Это — древнейший сатир, вечно пьяный, веселый и добродушный старик, с лысиной и тупым носом, жирный и толстый, как винный мех, с которым он неразлучен.

— см. Сулла.

— в римской мифологии бог, покровитель лесов и всей связанной с ними жизни, податель благ деревенской жизни, под защитой которого находились поля и стада, пастухи и охотники. Впоследствии его отождествляли с Паном, Фавном и допускали существование не одного, а многих сильванов.

— дух воздуха, по средневек. поверьям. В переносном смысле легкая, изящная девушка.

— церковное слово, означающее правительство, высшие гражданские власти.

—1828) (Мартьянович), об обстоятельствах смерти которого упоминает П. в «Путешествии в Арзрум», — тифлисский военный губернатор. Вопреки слухам, передаваемым П., биограф его утверждает, что ему «предписали сильный прием меркурия, единственное средство при тифлисских болезнях».

— см. Архимед.

—1842). Швейцарский историк и экономист школы А. Смита, примыкавший к утопистам. П. интересовался главным образом историко-литературными трудами С., в частности его «Историей литературы Южной Европы» (1813); по этому труду П. получил первоначальное знакомство с итальянской, испанской и португальской литературой. К нему он обращался в 1825 г. во время занятий «Борисом Годуновым» для изучения теории и истории драмы.

— оратор и поэт, обвиненный в царствование Тиберия в оскорблении его величества. Вследствие травли со стороны Тиберия С. кончил жизнь самоубийством.

П. воспринимает с. в понимании дворянской литературы XVIII в., в книжно-лубочной форме и не представляя еще истинного ее характера и значения. Памятником такого понимания являются «Бова», «Городок» и др. Этот период завершается созданием «Руслана и Людмилы», где, однако, наряду с традиционно-литературной трактовкой наблюдается и стремление передать непосредственный колорит народных с., что тогда же и было отмечено частью критики как «мужицкий стиль». В этом же плане П. задумывал ряд сказочно-исторических повестей, от которых до нас дошли только программы. Начало XIX в. является переломным моментом в понимании и трактовке т. н. «народной словесности». Под влиянием романтической школы наступает эпоха углубленного интереса к памятникам фольклора, в их непосредственной и подлинной форме. Это течение находит отклик в передовых слоях дворянской интеллигенции, уже поставившей проблему «народности», «национального духа» и искавшей ее разрешения в непосредственных высказываниях самого «народа». В конце 20-х гг. это выразилось в организованной большой собирательской работе, во главе которой встал Петр Киреевский, позже один из крупнейших славянофилов. К этой работе примкнул и П., передав Киреевскому большое количество различных песенных записей. Но интерес к собиранию памятников устного творчества возник у П. вне воздействия кружка Киреевского; уже в ноябре 1824 г. он пишет брату из Михайловского: «Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — и тогда же записывает со слов няни и крестьянских певцов и сказителей песни и с. Под впечатлением этого непосредственного знакомства с подлинным устным сказочным текстом он создаст поэму «Жених» (1825), где еще в балладной форме, заимствованной от бюргеровской «Леноры», разрабатывает популярный сказочный сюжет, бытующий в крестьянской среде и по настоящее время, и позже «Пролог» к «Руслану и Людмиле» (1828), где мастерски сгруппированы различные элементы русских с. К 1830 г. относится оставшаяся незаконченною «Сказка о медведице» и, наконец, с 1831 г. — известный цикл с., открывающийся «Сказкой о царе Салтане» и завершенный «Сказкой о золотом петушке». В этом цикле П. показал, что он сумел почувствовать не только «художественную прелесть» русских с., о которой он писал брату, но и их остро-социальный характер, выбрав наряду с «Царем Салтаном» и др. аналогичными сюжетами с. о жадном попе и его работнике («Балда») и воспользовавшись формой с. для политич. сатиры (хотя и тщательно затушеванной), какой является «Ск. о зол. пет.».

«СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ». Написана в сент. 1834, напечатана в 1835 г. в «Библ. для Чтения» № 16. Цензурой были выкинуты два заключительных стиха и стих «Царствуй лежа на боку». До сих пор не удалось установить, располагал ли П. какими-либо определенными источниками, как напр. в «Сказке о Салтане» или «О рыбаке и рыбке», но во всяком случае П. мастерски воспользовался отдельными элементами фольклора и сказочным стилем, чтобы создать тонкую, тщательно этими фольклорными элементами затушеванную политическую сатиру, какой, несомненно, является «Сказка о золотом петушке».

«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ». Сюжет сказки принадлежит к числу популярнейших в крестьянской среде, где встречается и по настоящее время; из живого источника слышал сказку и П.; краткая запись этого сюжета сделана им около 1825—26 г. в Михайловском. Отдельные элементы пушкинского текста встречаются и в лубочных изданиях. Написана в Болдине в 1833 г., появилась в «Библ. для. Чт.» № 2 за тот же год.

«СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» — сказка П., заимствованная из русских сказок о ловком и хитром работнике, наказывающем жадного хозяина, в роли которого чаще всего является поп. В бумагах П. в числе записей разных сказок сохранилась и запись данного сюжета. Сказки такого типа принадлежат к числу популярнейших сюжетов в крестьянской среде и неоднократно встречаются в записях как более ранних, так и современных. Стих сказки воспроизводит характер стиха на подписях к лубочным картинкам. Написана в 1831 г.; при жизни П. не была напечатана по цензурным основаниям.

«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» — Написана в 1833 г., напечатана в «Библ. для Чт.» 1835 г. № 17. Вопрос об источнике этой сказки представлялся всегда неясным: в записях сказок, сделанных П. от няни и других сказочников, этого сюжета нет; нет его и в программах П. В русской сказочной традиции этот сюжет имеет обычно иной тип (желания старика исполняет чудесное дерево; святой, живущий в дереве; чудесный грош и т. д.); записи же, близкие по своему характеру к пушкинскому тексту, сами восходят к последнему, а не наоборот, т. е. являются результатом влияния пушкинской сказки, проникшей в крестьянскую среду через учебные книжки и лубочные издания. К этой же группе должен быть отнесен и текст сказки в сборнике Афанасьева, в котором некоторые исследователи склонны были видеть прототип сказки П. Она близка и с аналогичной померанской сказкой, напечатанной в знаменитом сборнике бр. Гримм (1812), но в померанской сказке, кроме обычных желаний, имеются еще требования: стать императором, Папой и затем уже Богом. Найденный недавно в черновых записях П. отрывок о «римской Папе» дает параллель и к этим эпизодам и таким образом делает совершенно ясным вопрос об источнике сказки. Это подтверждается и некоторыми другими характерными моментами: так напр. в гриммовской сказке имеется и совершенно чуждый русским вариантам мотив постепенного усиления морского волнения (по мере роста требований старухи), переходящего наконец при последнем требовании в бурю.

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» написана П. осенью 1831 г., когда П. жил в Царском Селе в постоянном общении с Жуковским, с которым он вступил в своеобразное соревнование, работая над одним и тем же материалом. Жуковский тогда работал над сказками «о Спящей царевне» и «о Царе-Берендее», П. же написал «Салтана» и «Балду». Краткая запись сказки о Салтане была сделана П. еще в 1824—25 гг., во время пребывания в Михайловском; позже была сделана более пространная запись (вместе с рядом других сказок). Еще позже он набросал стихотворное начало сказки и программу-конспект. Сказки на эту тему популярны в крестьянской среде. Наиболее интересны варианты в собраниях Е. Н. Ончукова («Северные сказки» № 5) и М. Азадовского («Сказки Верхнеленского края», № 2). Некоторые из записанных текстов отражают в свою очередь знакомство сказочников с текстом сказки П. Известен и лубочный текст этой сказки. В устных редакциях обычно встречается упоминание о коте, рассказывающем сказки или поющем песни: эта деталь имеется в записи П., но использована им для «Пролога» к «Руслану и Людмиле» (1828). Вообще же П. очень близко придерживается устной традиции, и только собственные имена (Салтан, Гвидон) взяты из других источников (лубок). Здесь он по-новому подходит к проблеме стихотворной формы для передачи «народных сказок». Если «Жених» (1825) написан еще в форме балладного стиха, то «Салтан» написан уже четырехстопным хореем со смежными рифмами — с чередованием мужских и женских; размер, прочно вошедший с тех пор в литературную практику для передачи произведений такого рода.

— древний народный поэт Норвегии и Шотландии, воспевавший подвиги богов и героев.

«СКАПИНОВЫ ОБМАНЫ» — комедия Мольера.

— полковник, участвовал в убийстве Павла I.

— народ, населявший страну Скифию, Южную Россию, в I тысячелетии до н. э. и образовавший здесь ряд государств. Древних греков, сношения которых со с. начались не позднее VIII в. до н. э., они поражали своей некультурностью и грубостью нравов. В частности, у греков существовала поговорка «пить по-скифски», т. е. вино, не разбавленное водой.

—1849) — описатель, генерал-лейтенант, с 1839 г. комендант петербургской крепости. В 1809 г. лишился на войне двух пальцев правой руки, а в 1831 г. потерял в сражении левую руку. Чрезвычайно невежественный и безграмотный человек, он делал служебную карьеру специализировавшись на политических доносах. Доноса С. не избег и П.: в 1824 г. С. сообщил стихи поэта «на вольность» и другие, ходившие в списках под его именем, и рекомендовал немедленно содрать «несколько клочков шкуры с сочинителя «Сих вредных пасквилей». В 1826 г. С. препроводил к Бенкендорфу, только что назначенному начальником III Отделения, новый донос на поэта с приложением копии стихов П. «Андрей Шенье» с приписанным сверху заглавием «На 14 декабря». Дело об этих стихах тянулось ровно два года, принесло П. много неприятностей и кончилось учреждением за ним секретного надзора. Имя виновника всех неприятностей, как первого, так и второго доносов С., поэту осталось неизвестно.

— бродячие артисты Др. Руси: музыканты, певцы, плясуны, фокусники, вожатые дрессированных животных и т. п. В их репертуар входили также сказки и песни серьезного исторического характера.

— действующее лицо из комедии Фонвизина «Недоросль».

—1832) — шотландский романист, поэт, историк, критик. В 1802—1803 гг. С. выпускает 3-томное собрание баллад «Поэзия Шотландского порубежья», способствовавшее вместе с другими его публикациями и научными трудами интересу романтической школы к «народности». Отсюда П., имевший это собрание, перевел «Двух воронов» — оригинальную балладу С. С 1808 по 1817 г. С. пишет поэмы (известнейшие — «Песнь последнего барда», «Мармион», «Дева озера», вначале высмеянные, а потом признанные Байроном. Их «волшебными картинами и поэтическими панорамами» восхищался П. в Кишиневе, вспоминая их по поводу собственных описаний «Кавк. пленника», и реминисцировал отдельные эпизоды «Девы озера». По следам этнографическо-исторических, пейзажных поэм С. пошел Байрон, которому С. уступил это поприще как сильнейшему, сам перейдя к прозе. В 1812 г. С. приобретает замок Абботсфорд, феодально обставленный и сделавшийся центром международного паломничества. Здесь С. вслед за первым романом «Уоверли» (1814) стремительно пишет и выпускает сериями «Романы моего лендлорда» (хозяина-помещика), все под псевдонимом «Автора Уоверли», с соблюдением глубокого инкогнито, заинтересовавшего всю Европу и давшего С. прозвище «Великий Незнакомец». Важнейшие из его романов: «Г. Меннеринг» (1815); «Антикварий», «Старый смертный» (1816); «Сердце среднего Лотиана» (1818); «Невеста Ламмермурская», «Легенда о Монтрозе», «Айвенго» (1819); «Кенильворт» (1821); «Певериль Пикский»; «Квентин Дорвард»; «Сен-Ронанские воды»; «Повести о крестовых походах» (1825); «Вудсток» (1826); «Граф Роберт Парижский» (1832) и др. Многие из этих вещей были в библиотеке П. в оригинале и французских переводах; многое он мог найти в библиотеке села Тригорского; у большого знатока С. — Вяземского; у Жуковского. Романы С. почти немедленно появлялись во франц., а потом и русских переводах. П., несомненно, знакомился с ними на франц. языке.

«Жизнь Наполеона» (1827).

«Эдинбургское Обозрение» С. основывает собственный консервативный орган «Трехмесячное Обозрение». В 1826 г. П. мечтал создать журнал по образцу первого, а через десять лет — по примеру второго органа. Будучи вкладчиком лопнувшего издательства, непрактичный С. оказался разоренным в 1826 г. и стремился покрыть огромные долги непрестанной литературной работой, — обстоятельство, вредно сказавшееся на качестве его последних романов.

«создателем» господствовавшего в 20—30-е гг. жанра — исторического романа. Подытожив работу предшествовавших английских романистов, взяв из их опыта и мастерства все яркое в области построения приключенческого, семейно-психологического, «ужасного» и псевдоисторического романа, его роман является их завершающим обобщением, чем в первую очередь объясняется интерес к нему П., видевшего в С. как бы средоточие и подводящий итог всех линий и течений буржуазного европейского романа.

«пищей души» и жадно ждет и просит новых вещей С. То, что С. берет «историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании», что впервые изображает героев и события «домашним образом», пленяло П. и, соответствуя собственным его стремлениям поэта-историка, давало почву для внушительного влияния. Упадок той части дворянской аристократии, к которой принадлежал П., роднил его с теми настроениями падающего феодализма, могучим выразителем которых был «последний менестрель» Шотландии, поэт ее «кланов». Опыт С. использует П., начиная с «Арапа Петра», во всех главнейших линиях своей прозы. Как рассказы «простых людей» о прошлом с чисто вальтер-скоттовскими мистификациями и аппаратом художественного обрамления строятся «Повести Белкина». Во французскую идиллию «Барышни-крестьянки» входят реминисценции из «Ламмермурской невесты»; в «Метель» — из «Сен-Ронанских вод»; в «Гробовщике» своеобразно используется один из реалистических типов С. — могильщик и ряд художественных приемов «шотландского чародея». Манера провинциальных летописцев сплетается с манерой героев Ирвинга и пародированием русских источников в «Селе Горюхине». Идя от «Дубровского», где П. использует ряд сюжетных положений из романов С., концентрируя их, сокращая длинноты аналогичных мест, переводя их в русский колорит, П. приходит к «Капитанской дочке», являющейся, между прочим, и синтезом его изучения романов С. Широко взятая переходная эпоха народных волнений, начало романа, напоминающее «Уоверли», герой между лагерей и целый ряд других ситуаций воспроизводит сюжетные положения «Роб Роя», «Эдинбургской темницы», «Ламмермурской невесты» и др. (типы Савельича и Маши). К этому присоединяются внешние приемы письма, напоминающие поэтику С. (эпиграфика из народного творчества и старых писателей — к главам, подзаголовки глав, обрамление романа и проч.). С. вместе с Шекспиром должен быть поставлен в ряду ближайших учителей П., особенно в сфере прозы: он способствовал органическому пути П. к художественному реализму, он будил его к новому использованию традиционных элементов в историко-социальном романе. Успех «Годунова» П. объясняет знакомством публики с В. -С.; героя «Легенды о Монтрозе» П. называет «гениально изображенным», записки свои пишет «в пользу будущего В. Скотта». Он жадно интересуется жизнью С., через общих с ним знакомых (Давыдова и Тургенева), он цитирует «Антиквария» и «Айвенго» (Песни западных славян, примечание), ставит любимого писателя в ряду великих гениев; хвалит переводы из его поэм Жуковского, читает его на английском и перечитывает на франц., в период «Капитанской дочки», и вновь «в восхищении» от его романов. Но вместе с тем уже в разгаре влияния С. он находит возможным трезво отнестись к его недостаткам («Роман в письмах»), отмечая его растянутость.

«напыщенностью» франц. трагедии и «чопорностью» чувствительных романов, неоднократно противопоставляет «толпе подражателей» С., в частности Виньи, простоту «Вудстока», великих созданий С. Он указывает на его искусство (романическое происшествие без насилия входит в раму обширнейшую происшествия исторического), он радуется популярности у нас «просторечия» С., ставя его в один ряд с Фонвизиным, наконец, выдвигает его имя и его описания как знамя реализма («простонародных прозаических подробностей жизни»).

—1860) — польский генерал. В войну 1830—1831 гг. командовал дивизией и под Остроленкой потерпел поражение от русск. войск, наступавших на Варшаву, после чего он медлил в военных операциях, был обвинен в бездействии и смещен с занимаемой должности.

—1861) — франц. драматург, автор многочисленных популярнейших в свое время комедий и водевилей из буржуазного быта. П., резко не высказывая отрицательного отношения к творчеству С., относил себя в 1832 г. к числу «холодных северных зрителей» его водевилей. В 1833 г. большой успех имела его историческая комедия «Бертран и Ратон» (см.), являвшаяся сатирическим изображением июльской революции во Франции. Комедия не была разрешена к постановке в Петербурге, что и вызвало запись П. в его дневнике в феврале 1835 г.

— местечко в Бессарабии у реки Прута; 29 июня 1821 г. у С. разбит был турками отряд греческих и молдаво-валахских повстанцев.

«СКУПОЙ РЫЦАРЬ» — эта маленькая трагедия П. закончена им в Болдине 23 октября 1830 г., но, видимо, связана еще с заметкой 1825—26 гг.: «Жид и сын, граф». Первоначальное заглавие — «Скупой». В рукописи имелся еще эпиграф из Державина «Престань и ты жить в погребах как крот в ущельях подземельных», написанный и зачеркнутый одновременно с подзаголовком (The covetous Knïght). Сцена объяснения барона с сыном несколько напоминает описанную П. в письме к Жуковскому (31 окт. 24) ссору самого П. с его отцом. «Ск. рыц.» напечатан за подписью «Р.» только через 5 лет после окончания в № 1 «Современника», 1836 г. Указанная здесь в подзаголовке как источник «Ченстонова трагикомедия» вымышлена П. Классические изображения скупости-страсти в ее различных видах у писателей различных времен и стран были хорошо известны П. (Напр. у Мольера, Шекспира, В. Скотта и др.).

— круглая маленькая шапочка для ношения в комнате. Халат, с. и туфли из дорогой материи (шелка, бархата, парчи) — домашний костюм богатого барина.

— круглая бархатная шапочка, дающаяся как награда, знак отличия православного «белого» (не монашествующего) духовенства.

—1701) — франц. писательница, сестра драматурга, известная своими слащаво-дидактическими и псевдоисторическими романами («Артамена», «Клелия», «Ибрагим» и др.).

— см. «Беседа любителей русского слова».

«СЛАВЯНИН» — журн., издававшийся Д. Ф. Воейковым (1827—1830) в Петербурге. В «С.» напечатано стих. П. «К товарищам молодости» (1830, ч. 15) и др. Журнал славился отделом Хамелеонистика (см.) П. упоминает «С.» в статье об «Истории русского народа».

—1836) — книгопродавец и издатель, при содействии которого издавались альманахи «Полярная Звезда» и «Северные Цветы». Его книжная лавка на Невском проспекте была очень популярна среди писателей. С. был любителем литературы, сам писал эпиграммы. Он купил большую часть экземпляров первого издания «Руслана и Людмилы» и предлагал П. за «Евг. Онег.» «сколько хочет».

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — самый замечательный памятник древнерусской художественной литературы, вышедшей из княжеско-боярской среды конца XII в. Содержанием его служит неудачный поход против половцев (1185 г.), предпринятый северскими князьями во главе с князем Игорем, и призыв к современным князьям отмстить за поражение, сплотившись для нового похода вокруг киевского князя Святослава. Оригинал «Слова» неизвестен: найден был только (в 1795 г.) один список в рукописном сборнике начала XVI в. Опубликован в 1800 г. В пушкинскую эпоху некоторые ученые (особенно Каченовский) оспаривали подлинность памятника, считая его позднейшей подделкой. Сохранилось свидетельство современника (Гончарова) о публичном споре на эту тему П. с Каченовским в стенах Московского университета. П. вообще очень интересовался этим памятником: переводил его, писал о нем критические замечания, высказывался о нем в письмах.

— в Древней Руси свободный крестьянин-земледелец, не находившийся в личной зависимости от князя, крупного землевладельца. С. также назывались вообще низшие слои населения в противоположность привилегированным классам.

—1857) — популярный книгопродавец и издатель, содержавший книжную лавку на Невском проспекте против Казанского собора. П. был в давних издательских отношениях со С., а в 1834 г. заключил с ним условия о монопольном праве С. на издание его произведений. Лавка его была своеобразным литературным клубом, где сходились «сочинители» для деловых бесед. С годами С. развил широкую издательскую деятельность, издал ряд собраний произведений русских писателей, но разорился и умер в бедности.

— вице-губернатор астраханский (1824—1828), владимирский (1829—1835) и новгородский (1835—1837).

—1870) муж А. О. Смирновой, камергер, состоял на службе по министерству иностранных дел при русских посольствах во Флоренции, Лондоне и Берлине, по возвращении в Россию служил в Азиатском департаменте (с 1834 г.), а затем перешел в министерство внутренних дел, был калужским губернатором (1845—1851), с 1855 по 1861 — губернатором в Петербурге. С П-м С. познакомился еще в 1828 г. С. оставил небольшие, но ценные воспоминания о П. за последние 6 лет его жизни. Членом Английского собрания С. был избран в 1834 г.

—1882), с января 1832 г. жена Ник. Мих. Смирнова. В феврале 1826 г. Россет окончила институт и с марта была фрейлиной Марии Фед., а после ее смерти до своего замужества — Ал. Фед. Очень красивая, смуглая, черноглазая девушка, выделявшаяся среди петербургских красавиц, Россет, обладавшая недюжинным умом, остротой, вкусом и независимостью, легко завоевала внимание общества и среди писателей насчитывала не одного поклонника. Она дружила с П., Вяземским, Жуковским, Гоголем, позднее с Лермонтовым и Аксаковым, и каждый посвятил ей те или иные строки. Познакомилась она с П. в 1828 г. в Петербурге, и тогда поэт отвечал Вяземскому, писавшему восторженные стихи об ее глазах, стихами «Ее глаза» (это было время увлечения П. Олениной). На нее же имеется намек в стих. «За Netty сердцем я летаю» (см. А. И. Вульф). Летом 1830 г. П. отводит ей строфу в стих. «Полюбуйтесь же вы, дети». Летом 1831 г. П., живя с женой в Царском Селе, очень подружился с Россет, жившей там при дворе и бывшей в это время невестой Смирнова. Они часто виделись, и ей читал он свои новые произведения. Осенью 1831 г. он пишет ей: «От вас узнал я плен Варшавы» (см. польское восстание). В марте 1832 г. П. подарил С. альбом, советуя ей писать в нем записки, так как она хорошо рассказывала, и сам вписал туда ее характеристику, написанную от ее лица: «В тревоге пестрой и бесплодной». Наделавшие в свое время большой шум так называемые «Записки Смирновой», опубликованные в 1893—1894 гг., оказались сплошной фальсификацией ее дочери. Подлинные записи С. о П., напечатанные разновременно (в 1871, 1895 и 1931 гг.), очень невелики.

—1835) — единственная сестра Н. М. Смирнова, с детства горбатая и болезненная девушка.

—1790) — англ. экономист, основатель «классической школы» политической экономии. Родился в шотл. городке Киркальди в семье мелкого таможенного чиновника. Получил философское образование в Оксфордском университете. С 1751 г. профессор ун-та в Глазго. В 1776 г. выпустил в свет свой главнейший труд «Богатство народов». Система С. является не только синтезом учений физиократов и меркантилистов XVII—XVIII вв., но и разработкой новых проблем, являющихся отражением начавшейся промышленной революции. Существенными частями теории С. следует считать: 1) учение об общественном разделении труда, 2) учение о труде как единственном источнике стоимости, 3) взгляд на прибыль как на часть присваиваемого капиталистом труда рабочего, 4) правильную схему классового деления общества и форм дохода: землевладельцы (рента), капиталисты (прибыль), рабочие (зарплата), 5) учение о накоплении капитала и материальных основах процесса производства и 6) решительную проповедь свободной (внешней и внутренней) торговли как «естественной» и «вечной» категории современного общества. С. со своей верой в бесконечный прогресс буржуазного строя является типичным выразителем интересов англ. промышленной буржуазии второй половины XVIII в., заинтересованной в уничтожении преград для повсеместного торжества капиталистического способа производства.

— француженка, которую П. лицеистом встречал в Царском Селе у Энгельгардта и у Теппер на вечерах. Она участвовала в литературных играх, писала наравне с лицеистами куплеты. Когда П. посвятил ей довольно нескромное послание «К молодой вдове», она, готовившаяся быть матерью, обиделась, и по ее просьбе Энгельгардт сделал П. серьезное внушение. Но вскоре М. С. доказала, что забыла обиду, написав ответные куплеты на куплеты П. «Quand un poète». 9 июня 1817 г. после выпускного акта из лицея кончающие воспитанники играли в очень забавной и остроумной пьесе, написанной М. С.