Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буквы "РА"-"РИ"

РАБЛЕ (у П. встречается и написание Рабеле) Франсуа (1495—1553) — первый крупный франц. прозаик XVI века, прославившийся своими книгами, повествующими о приключениях Гаргантюа и Пантагрюэля. В этих книгах отражается новое гуманистическое миросозерцание, резко противоречащее средневековым аскетическим идеалам и блещущее весельем и иногда весьма циническими шутками.

—1793) — французский политический деятель умеренного направления, член Генеральных Штатов и Национального собрания 1789 г. На заседании 17 июня 1789 г. Рабо доказывал, что третье сословие в достаточной степени представляет интересы нации и имеет право провозгласить себя Национальным собранием. Р. написал краткий очерк Французской революции, продолженный Лакретелем. Сочинения Р. П. читал в 1824 году в Одессе и отнесся к нему отрицательно.

— иллирийский купец, переселившийся в 1702 г. в Россию. Руководя крупными экспортными операциями, многократно использован был Петром для всякого рода дипломатических и торговых поручений; умер в 1738 г. в чине тайного советника.

—1802) — писатель. Происходил из дворянской семьи, учился в Пажеском корпусе в Петербурге, а потом был отправлен в числе 12 молодых дворян в Лейпциг, в университет; здесь он провел около пяти лет, получил законченное юридическое образование. Хорошо изучил языки, занимался также естественными науками и следил за литературой общественно-политического характера. Вернувшись в Россию, Р. служил в Сенате, затем при Штабе петербургского главнокомандующего, наконец в Коммерц-коллегии. Президент коллегии гр. А. Р. Воронцов дружески относился к Р. и покровительствовал ему; он устроил Р. помощником управляющего таможней; в 1790 году Р. был назначен управляющим. Вскоре по возвращении из Германии началась и литерат. деятельность Р. Либеральные идеи отражались в его произведениях уже с 70-х гг. В 1790 году Р. напечатал в своей домашней типографии свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». В ряде отдельных очерков, статей, повестей, объединенных в форме путевых записок, Р. описывает гражданское, политическое, общественное состояние России. Изображая с жестоким реализмом дикие проявления крепостничества, Р. требует ниспровержения рабства в России, предсказывает революцию и готов даже призывать ее. Самоуправство чиновников, взяточничество, бездушие государственного аппарата, разврат и варварство дворянства, цензурный гнет — все это с величайшей яркостью показано и заклеймено Р-м. Он решился даже на выпады против самой императрицы Екатерины. Наконец Р. вставил в «Путешествие» отрывки из своей оды «Вольность», в которой громил тиранию монархов и прославлял революцию и цареубийство. Будучи первым революционным произведением русской словесности, книга Р. и в художественном отношении представляет собою замечательное явление в литературе конца XVIII в. Это первое крупное произведение сентиментального стиля. Бытовые очерки, включенные в нее, написаны простым разговорным языком. Наоборот, политические и философские размышления автора чаще всего облечены в форму патетической декламации; в таких местах фраза Р. громоздка и сложна; обилие славянизмов и ораторская напряженность придают языку архаический характер (тот же стиль в «Слове о Ломоносове», включенном в последнюю главу книги). Екатерина II, прочтя книгу Радищева, пришла в неописуемый гнев. Р. был предан суду уголовной палаты, которая осудила его на смерть. Сенат утвердил приговор, так же как «совет ее величества». Екатерина заменила смертную казнь 10-летней ссылкой в Сибирь в Илимск, с лишением чинов и дворянства. В Сибири Р-ва поддерживал А. Р. Воронцов. В Сибири же Р. написал обширное «Письмо (к тому же Воронцову) о китайском торге», «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» (не оконч.), обширный философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». После смерти Екатерины II Павел вернул Р. из Сибири, но приказал ему жить в своей деревне под надзором полиции. Александр I, вступив на престол, немедленно восстановил Р. в правах, разрешил ему въезд в столицу и определил на службу в комиссию для составления законов. Р. деятельно принялся за работу, написал замечательный проект государственных реформ, помогал своему давнему покровителю Воронцову, игравшему в это время одну из первых ролей в правительстве. Через год Р. покончил с собой. Ходили слухи о том, что самоубийство его было вызвано столкновением с начальником по комиссии законов, гр. Завадовским. Р. не оставлял литературных занятий до самой смерти. К. последним годам его жизни относится и большинство его стихотворений.

Под влиянием немецкой поэзии школы Клопштока Р. стремился обновить строй русск. стиха; он протестовал против засилия в русск. поэзии ямба (в «Путешествии») и сам писал древними размерами. О «Телемахиде» Тредиаковского, написанной гекзаметром, Р. написал статью «Памятник дактилохореическому витязю». Неоконченная сказочная поэма Р. «Бова» представляет собою попытку создать произведение «в народном духе». Самый размер стихов ее применялся в конце XVIII и начале XIX века поэтами, стремившимися к народности, именно как «русский размер». Впрочем, сам Р. признает в «Бове» своим образцом «Девственницу» Вольтера. Имена Вольтера и Р-ва сопоставляет и П., начавший в 1815 г. поэму о Бове тем же размером и в том же духе, что и Р. Хотя почти все экземпляры «Путешествия» были уничтожены еще в 1790 г. и с тех пор они стали величайшей библиографической редкостью, П. знал, по-видимому, книгу Р. еще в начале 20-х гг., скорей всего по списку, каких немало ходило по рукам (ср. в I Посл. к цензору), сохранился и печатный экз., на котором рукой П. написано: «Экземпляр, бывший в тайной канцелярии. Заплачено двести рублей». Остальные же произведения Р. П. мог прочесть в Собр. его сочинений, вышедшем в 1807—1811 гг. (6 томов, сохранившихся в библиотеке П. с его заметками; часть сочинений Р., опубликованных в печати только в XX веке, не была известна П.) В 20-х гг. П. считал, что общественное значение выступления Р. очень велико. Позднее, П. строже отнесся к Р. Мнение, высказавшееся в истории литературы о том, что самая полемика П. с Р. в статье его «Мысли на дороге» вызвана была желанием тем или иным способом напомнить о книге, самое название которой было все еще запретно, — едва ли справедливо. Статья П. «Александр Радищев» заключает некоторые существенные ошибки в изложении фактов биографии Р. (П. писал ее, вероятно, по рассказам современников). Между прочим, П. приписывает Р. поэму «Алеша Попович», принадлежащую сыну Р., Николаю Александровичу. В черновике стихотворения «Памятник» вместо стиха «Что в мой жестокий век восславил я свободу» П. первоначально написал «Что вслед Радищеву восславил я свободу».

—1823) — англ. романистка, вместе с другими романтиками — Вальполем, Матьюрином и Льюисом, создавшая переходный от сентиментального к мелодрамному тип «готического» романа тайн и ужасов (черный роман). Характерные его черты: руины башен, замаскированные злодеи, привидения, таинственные рукописи и персонажи, героини, мечтающие с лютней при луне. На эти черты и намекает П. в «Дубровском». Наиболее известен роман Р. «Удольфские тайны» (1794). Предшественница историч. романа В. Скотта, Р. была чрезвычайно популярна на Западе и в России. Романы ее в оригинале были в библиотеке у П. так же, как ее биография, написанная Скоттом, в которой Р. названа «первым ». Эта же биография переводилась в «Сыне Отечества» 1826 г.

РАДША — см. Предки П-на.

—1885) — старш. дочь ген. Р-го, в обществе которой П. провел три недели в Гурзуфе летом 1820 г. и о которой уже тогда, в письме брату, 24 сент. 1820 г., отозвался, как, о «женщине необыкновенной». К женитьбе на ней М. Ф. Орлова относится стих. «Меж тем как генерал Орлов, Обритый рекрут Гименея» (1821 г.). А. И. Тургенев сообщал, однако, Вяземскому 23 февр. 1821 г., что Орлов женится «на дочери генерала Раевского, по которой вздыхает Пушкин».

—15 сент. и в окт. 1825 г.), в основу образа Марины в «Борисе Годунове».

—1852) — вторая дочь ген. Р-го, в обществе которой П. провел три недели в Гурзуфе летом 1820 г. и которую мог позднее встречать в Кишиневе и Одессе. Ее болезненностью в эти годы вдохновлена элегия «Увы, зачем она блистает» (1820 г.).

—1863) — третья дочь ген. Р-го. с 1825 г. замужем за генералом кн. С. Г. Волконским, декабристом: участвовала в совместной поездке семьи Раевских с П. на Кавказ и в Крым летом 1820 г. и впоследствии могла с ним встречаться в Одессе. Один из эпизодов этого путешествия отразился в 33 строфе «Онегина», в которой П. признается: «никогда порыв страстей Так не терзал души моей» (черновой набросок датирован 16 авг. 1822 г.). Предполагается, что к ней же (или к сестре ее, Елене) относятся последние строчки элегии «Редеет облаков летучая гряда» (1820 г.), напечатание которых очень расстроило П., и он писал по этому поводу Бестужеву 29 ноября 1824 г.: «Ты осрамил меня в «Звезде», а в черновике добавлял: «они относятся к женщине, которая их читала». Судя по тем же письмам, и сюжет «Бахчис. фонтана» рассказан ему той же «элегической красавицей», «молодой женщиной» (что, впрочем, мало подходит к М. Н. Р.: ей в 1820 г. было всего 15 лет), к которой обращены стихи этой поэмы: «Все думы сердца к ней летят» и т. д. Существует мнение, что посвящение «Полтавы» обращено к ней же.

— по ее воспоминаниям — накануне ее отъезда в Сибирь, 26 дек. 1826 г., на вечере, устроенном в честь ее кн. З. Н. Волконской в Москве, ее видел и с ней разговаривал П.

—1872) — майор 32-го егерского полка, один из вождей бессарабской ячейки Союза благоденствия, поэт. Арестован 6 февраля 1822 г. по обвинению в революционной пропаганде среди солдат и юнкеров руководимой им дивизионной школы, содержался в течение 4 лет в Тираспольской крепости, в 1826 г. допрашивался Петербургской следственной комиссией по делу декабристов. Провел еще около 2 лет в заключении; 25 окт. 1827 г. по приговору военно-судной комис. лишен чинов, дворянства и сослан в Сибирь на поселение; амнистирован в 1856 г. П., познакомившийся с Р. в Кишиневе в 1821 г., внимательно прислушивался к его политическим и литературным суждениям, был с ним «на ты» и, благодаря случайно услышанному разговору у Инзова, успел предупредить Р. о предстоящем обыске и аресте. Возможно, что под воздействием Р. (литературного единомышленника Катенина и Грибоедова, знатока рус. эпоса и историч. литературы) П. занимался в Кишиневе русской историей, начал поэму о Вадиме и «Песнь о вещем Олеге», записывал сказки и пр. В середине 1822 г. до П. дошло послание

«К друзьям в Кишиневе», написанное уже в крепости. Несколько строк Р. обращено было прямо к нему — «певцу Кавказа». Ответом явился, вероятно, набросок П.: «Недаром ты ко мне воззвал из глубины глухой темницы». В 1826 г., отмечая в письме к Жуковскому все свои политические провинности, П. подчеркнул, что в Кишиневе он «был дружен с майором Р.».

—1868) — старший сын ген. Р., участник войны 1812 г., в 1819 г. прикомандированный в чине полковника к кавказскому корпусу. П. познакомился с ним летом 1820 г. на Кавк. минеральн. водах. Тогда же он отзывался о нем в письме к брату 24 сент. 1820 г.: «Он будет более, нежели известен». В 1821 г. П. встречался с Р. в Кишиневе, у его зятя, М. Ф. Орлова, в доме которого, сделавшемся центром политической оппозиции, Р., «демагог и изувер», по отзыву Вигеля, «с жаром витийствующий», был одним из вдохновителей освободительных идей. Разделяя надежды левого крыла южных декабристов на приближающийся переворот, П. считал Р-го человеком, «которому предназначено, может быть, управлять ходом весьма важных событий». Еще более сблизился П. с Р-м в Одессе в 1823—24 гг., поддавшись обаянию глубокой искренности его цинизма и блестящего саркастического ума. П. изобразил Р. в «Демоне». Повидимому, П. дал Р. и прозвище «Мельмота».

Воронцова, вследствие донесения которого П. был сослан в деревню. На таком толковании этой истории построено отнесение к Р. стихотворения «Коварность» (1824 г.). Впоследствии уже в Москве П., по донесению полиции от 13 июля 1827 г., «во время дружеских излияний совершенно открыто признается, что никогда не натворил бы столько безумства и глупостей, если бы не находился под влиянием Александра Раевского». В январе 1826 г., когда П. услышал об аресте Р. на юге и заключении его в крепость по делу декабристов, он писал Дельвигу о своем беспокойстве за Р. (Р. был освобожден после недолгого ареста и сделан камергером).

«громкие подвиги Раевского».

«Дневнике» и в письме жене в мае 1836 г.

—1829) — ген. от кавалерии, участник войны 1812 г., вместе с сыновьями воспетый в гимне «Певец во стане русских воинов» Жуковского — в 1815—24 гг. командир IV арм. корпуса (в Киеве). В своих «Анекдотах» П. приводит эпизоды из жизни Р. П. познакомился с ним (и его семьей) через его сына, Николая Р. младшего (см.), еще в Петербурге, как показывает стихотворная записка П-на Жуковскому от июля 1819 г. В начале июня 1820 г., направляясь с семьей на Кавказ, Р. -отец заехал в Екатеринослав, куда незадолго перед тем прибыл высланный из Петербурга П., и выхлопотал ему разрешение Инзова ехать с ним на Кавказ. Проведя почти 2 месяца на Кавказских водах, П. проехал с Раевскими через Тамань и Керчь в Гурзуф. Эта поездка очень сблизила П. с Раевскими. «Счастливейшие минуты жизни моей провел я посреди семейства почтенного Раевского, — писал он брату. — Я не видал в нем героя, славу русского войска. Я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасною душою, снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина... Суди, был ли я счастлив: свободная жизнь в кругу милого семейства, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался...». Отражение этого чувства слышится и в посвящении (Николаю Р. -сыну), предпосланном «Кавк. пленнику» (1821 г.).

«Литературной газете» (1830 г). Тогда же, вследствие письма вдовы Р. к нему, П. обратился к Бенкендорфу в письме 18 янв. 1830 г. с просьбой об увеличении ей пенсии.

—1843) — младш. сын ген. Р-го, участник войны 1812 г., с 1814 г. служил в Гусар. полку в Царском Селе, где и познакомился с П-м в 1816—17 гг. у Чаадаева. О «тесной связи» с ним и каких-то «важных и незабвенных услугах», оказанных им, П. упоминает в письме брату 27 сент. 1820 г. Ему же обязан П. и поездкою на Кавказ с Раевскими. В 1824 г. виделся с Р-м в Одессе. Благодаря Р., который был командиром Нижегородского драгунского полка на Кавказе, П. получил в 1829 г. разрешение присоединиться к действующим против турок войскам.

«Кавк. пленник». П. ценил начитанность Р. в европейской литературе и считался с его мнениями. Ему послал П. единственный сохраненный им отрывок «Братьев-разбойников» (1822 г.). Впервые от Р. еще в Петербурге он услышал крымское предание о «фонтане слез», и Р. побуждал его писать поэму на эту тему. В 1823 г. Р. посылает П. книгу стихов Делавиня. В янв. 1824 г. в письме брату П. защищает «Онегина» от осуждения Р-го. Ему же был посвящен «Андрей Шенье» (1825 г.). Ему же сообщил П. свой замысел «Бориса Годунова», на что Р. отвечал содержательным письмом, советуя ему, между прочим, не довольствоваться «Историей» Карамзина, а обратиться к подлинным источникам. Р., привлекавшийся в 1826 г. к следствию о декабристах, в конце 1829 г. был подвергнут аресту за «предосудительные сношения» с сосланными на Кавказ декабристами. В 1830 г. П. просил Бенкендорфа, письмом от 24 марта, разрешения проехать из Москвы в Полтаву для свидания с Р. Но Бенкендорф ответил отказом.

— церемония смены караулов.

«РАЗГОВОР У КНЯГИНИ ХАЛДИНОЙ» — произведение Д. И. Фонвизина, впервые опубликованное в «Литературной газете» № 3 за 1830 г.) и вызвавшее сомнения в подлинной принадлежности его Фонвизину.

— название улицы в Москве, недалеко от Басманной, где был раньше дом Адриана («Гробовщик»).

— глава казацко-крестьянского восстания 1668—1670 гг., герой народных легенд, песен и сказок, казненный в Москве 6 июня 1671 г. Возможно, что личностью Р. П. заинтересовался еще летом 1820 г., когда вместе с Раевским проезжал по Области Войска Донского. Н. Н. Раевский собирал песни о Р. Снова к Р. П. обратился в Михайловском, где записал со слов кого-то (м. б. Арины Родионовны) две песни о Р.: «В городе то было во Астрахани» и «Как на утренней заре, вдоль по Каме по реке». Тогда же, в поисках сюжета для драмы, П. просит брата прислать «историческое, сухое известие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории». Неизвестно, прислал ли что-нибудь Лев Сергеевич, но еще в Михайловском П. написал три песни о Р., не основанные на народных песнях. Сюжет первой: «Как по Волге реке, по широкой», рассказ о потоплении Р. в Волге персидской княжны имеется в двух иностранных описаниях бунта Р. Рассказ о получении воеводой подарков от Р. и требование у него шубы — темы второй песни П. «Ходил Стенька Разин» — имеется в хронографе начала XVIII в. Третья песня — вероятно, свободная композиция П. По приезде в Москву из Михайловского П. на одном собрании у Веневитиновых 12 октября 1826 г. читал свои песни о Р. В 1827 г. он хотел их напечатать, но Николай I не дал на это разрешения.

—1771) — сын украинского казака, в детстве был пастухом, затем был придворным певчим и с 1742 г. мужем имп. Елизаветы.

—1822) — в 1810—1816 гг. министр народного просвещения. «Ленты голубой», т. е. ленты ордена Андрея Первозванного, у него не было. Быть может, эпиграмма написана по поводу слухов о получении Р. ордена.

— последний гетман Украины (1728—1803), в 1746 г. получивший звание президента Академии наук, воспетый Ломоносовым в идиллии «Полидор» (1750).

—1855) — московский литератор и педагог, автор стихотворных переводов «Георгик» Вергилия (1821 г.), «Освобожденн. Иерусалима» Тассо (1828) и «Неистового Орландо» Ариосто (1832—1837); организатор «Литературного общества», объединившего с 1822 по 1825 г. всю московскую передовую литерат. молодежь; изд. альманахов «Новые Аониды» (1823) и «Сев. Лира» (1827), редактор журн. «Галатея» (1829—1830). П., познакомившийся с Р. в августе 1823 г. в Одессе, встречавшийся с ним во второй пол. 20-х гг. в Москве и поместивший в «Галатее» «Цветок» и «В альбом Е. Н. Ушаковой», невысоко ставил самого Р. и как поэта и как критика (см. пренебрежит. упоминание о Р. в переписке П., иронический отзыв о статье Р. «Петрарка и Ломоносов» в неоконченн. рецензии на «Сев. Лиру» 1827 г., по-видимому, характеристику Р. как «мелкой букашки» в «Собранье насекомых» 1829 г.). Анонимным выпадом Р. в «Галатее» против Дельвига и Гнедича вызвана была резкая отповедь П. в «Литер, газ.» 1830 г. («В одном из московских журналов»).

—1670) франц. поэт., последователь Малерба, автор идиллий и др. стих.

—1828) — петерб. актер, блестящий исполнитель роли Фигаро и комических героев Мольера.

— плечи (слав.).

—1764) — классический франц. композитор и теоретик, основатель учения об аккордах. Автор опер «Самсон», «Кастор и Поллукс» и др., кантат и сочинений для клавесина.

— длинная, гнущаяся шпага с тонким клинком, употребляемая при фехтовании.

—1699) — французский драматург. Р. получил образование в католическом монастыре Пор-Руаяль, где господствовало мистическое учение янсенистов, близкое к протестантизму, враждебное иезуитам, представителям религиозной социальной и политической реакции. Отсюда вынес Р. хорошую подготовку в области классической литературы и стремление к новым формам культуры и искусства, построенным на большей простоте и логичности, чем господствовавшие тогда в искусстве феодальные течения, клонившиеся к упадку. По выходе из монастыря Р. отказывается от духовной карьеры, к которой его предназначали, и вступает в литературные и театральные круги, где примыкает к кружку, объединявшему Буало, Мольера, Лафонтена и Шапеля. Вскоре Р. избирает карьеру трагика и пишет «Фиваиду» (1664) и «Александра» (1665), трагедии, в которых еще сказалось влияние Корнеля. Написанная в 1667 г. «Андромаха» определяла новое классическое направление и имела огромный успех. Трагедия построена на борьбе в душе главной героини Гермионы чувств ревности и любви к Пирру. Она заставляет влюбленного в нее Ореста убить Пирра, женившегося на Андромахе, но после убийства закалывается. Следующей пьесой Р. была комедия «Les Plaideurs» («Истцы»), в которой он высмеял сутяжничество и судебную процедуру. Некоторые стихи этой комедии вошли в поговорку. Один такой стих цитирует П. в статье об «Истории» Полевого 1830 г. В 1669 г. написана трагедия «Британник», где изображено соперничество Нерона с его братом Британником, влюбленных в Юнию. В развязке Нерон отравляет Британника, а Юния становится весталкой. В одной из тирад наперсника Нерона Нарцисса усматривали намек на Людовика XIV и его увлечение балетами, в которых он сам выступал актером. Влиянию пьесы приписывали то, что король впредь уже прекратил свои выступления на сцене. В Британнике в наибольшей степени отразился придворный французский стиль. Несмотря на классический сюжет, заимствованный из римской истории, все действующие лица выражаются языком придворных Людовика XIV и события приноровлены к быту высшего французского общества XVII века. За «Британником» следовали: «Вереника» (1670), трагедия, отличающаяся почти полным отсутствием действия, «Баязет» (1672) на восточный сюжет, «Митридат» (1673) на тему соперничества отца с сыном, «Ифигения в Авлиде» (1669) и, наконец, «Федра» (1677), последняя и лучшая из «светских» трагедий Р. Сюжет этой трагедии построен на неразделенной любви Федры, жены Тезея, к пасынку Ипполиту, которого любовь связывает с Арикией. Трагедия эта в свое время не имела особого успеха. Появившаяся одновременно трагедия Прадона на ту же тему имела больший успех. Эта театральная неудача явилась причиной того, что Р. надолго оставил драматургию. Вместе с тем он впал в религиозное настроение, под влиянием которого написал свои две последние трагедии, сюжет которых заимствован из Библии: «Эсфирь» (1689) и «Гофолия» (1691). Из них лучшей считается последняя, сюжетом которой является низложение еврейской царицы Гофолии (Athalie), достигшей власти преступлением, и возведение на престол спасенного от смерти наследника Иоаса. Трагедия при жизни Р. не имела успеха. Последние годы Р. был назначен историографом; незадолго до смерти он был удален от двора Людовиком за свои политические мнения. Трагедии Р. являются образцом французского классического стиля. Они отличаются простотой действия, отсутствием каких бы то ни было сценических событий (наиболее существенное совершается за сценой, и о нем узнают из рассказа действующих лиц), лирическим тоном длинных монологов, заставлявших называть эти трагедии элегиями. Кроме библейских трагедий, все построены на изображении чувства любви, обычно несчастной; все отличаются строгой стихотворной формой; точно соблюдаются в них все классические правила. До начала XIX в. во Франции и в странах, испытывавших влияние французской культуры, трагедии Р. считались высшим достижением драматического искусства и ценились более трагедий Корнеля. В начале XIX в., когда французскому влиянию стали противопоставлять национальные формы в искусстве, трагедии Р. потеряли авторитет непреложного мирового совершенства и были провозглашены высшими достижениями лишь в пределах национального французского театра. В дальнейшем романтики, увлекавшиеся средневековьем, стали предпочитать Корнеля Р., а затем борьба с классицизмом выразилась преимущественно в отрицании форм расиновских трагедий, которому противопоставляли трагедии Шекспира. В ранний период своей литературной деятельности П. считал Р. непогрешимым трагиком. В эти годы трагедии Р. постоянно ставились в Петербурге. На русском языке шли: «Британник», «Ифигения», «Эсфирь» и «Гофолия»; главные роли в них исполняли Семенова и Колосова (последняя с 1819 г.). Вскоре, ознакомившись с новыми направлениями в театре и с немецкой критикой Р-на, П. отказался от первоначального поклонения. Он стал замечать в нем недостатки, которые, по его мнению, объяснялись влиянием придворного общества Людовика XIV (раболепный, изысканно вежливый тон в изображении царей и героев, которым Р. приписывал свойства современных ему аристократов). Вместе с тем П. начал находить в Р. отсутствие способности в расположении драматического действия, в изобретении плана, в ведении сценической интриги. Особенно резко он отзывался о плане «Федры» (переведенной в 1823 г. на русский язык Лобановым; этот перевод вызвал журнальный обмен мнений). При всем том П. не переставал ценить стихосложение Р. и его лирическое изображение любви. Но придворной драматической системе французских классиков П. противопоставлял народные формы трагедий Шекспира, которые он считал более свойственными русской сцене.

— помост над валом крепости для постановки пушки.

— отступник от постановлений господствующей церкви; кличка, присвоенная с 1666—1667 г. «старообрядцам» — врагам церковных реформ патриарха Никона.

— лишенный сана монах или священник.

— старинная шерстяная материя с закрученным ворсом.

— слово английского происхождения (rout, П. неправильно писал rowt), означающее большое собрание гостей, преимущественно в светском, аристократическом кругу; то же, что званый вечер.

— см. Изобразительное искусство и П.

«Обозрения») — журналы, периодически обозревающие различные области общественной жизни (политику, искусства, литературу и т. п.), появляющиеся в Англии с середины XVIII в., но большое значение приобретающие с начала XIX в., со времени появления «Эдинбургского обозрения» (см.).

— вообще проверка. Раньше так назывались периодически повторявшиеся переписи крепостного населения.

— правитель государства, временно замещающий несовершеннолетнего монарха, см. Орлеанские герцоги.

— римский полководец III в. до н. э. Р. вел войну с Карфагеном и был взят в плен. По преданию, он был отправлен карфагенянами в Рим, чтобы убедить римлян заключить мир или обменяться пленными. Р. вместо этого предложил Сенату отказаться принять карфагенские условия и, согласно данному слову, вернулся в плен в Карфаген, где был подвергнут пыткам, от которых и умер.

— приготовленное в известной в пушкинское время кондитерской Резанова в Петербурге.

—1796) — франц. историк и публицист, автор «Философской и политической истории установлений и торговли европейцев в обеих Индиях» (1770 г.), резкий протест которой против рабовладения как социально-политич. института, оказал большое влияние на Радищева и деятелей левого фланга декабристов.

— организованный Францией 12 июля 1806 г. союз государств южной Германии, протектором которого и верховным распорядителем в делах внешней политики и военных признан был Наполеон. В союз включены были после разгрома Пруссии в 1807 г. еще Саксония, Вестфалия, герцогства Мекленбургское и Ольденбургское. Распался после занятия его территории русско-прусскими войсками в 1813—1814 гг.

— музыкальное сочинение для солистов, хора, оркестра и органа, исполняемое во время католической заупокойной обедни, по имени молитвы которой (Requiem aeternam... вечный покой), составляющей его первую часть, оно и получило свое название. Р. Моцарта, написанный им в последние два месяца жизни, принадлежит к выдающимся сочинениям этого рода.

— см Рейналь.

«РЕНИКЕ ФУКС» — поэма Гете (см.).

—1726) — один из виднейших русск. боевых генералов эпохи Северной войны.

— ресторан, трактир. В 20-х, нач. 30-х гг., по словам одного из мемуаристов, «ресторационная часть в Петербурге была еще в детстве. В лучших русских трактирах почти нельзя было обедать». Гастрономы предпочитали обедать в дорогих французских ресторанах.

— название замка, упоминаемого в стихотв. Гебеля (см.), переведенном Жуковским в 1816 г. под названием «Тленность».

«РЕФУТАЦИЯ БЕРАНЖЕРА» (русификация в стиле XVIII в. франц. слов, означающих «Опровержение Беранже») — песенка, сложенная на мотив и как бы в ответ франц. патриотической песне, воспевающей победы Наполеона. П. ошибочно приписывал эту песню (первые стихи ее взяты эпиграфом к «Р. Б.») Беранже. В действительности она принадлежит Эмилю Дебро (1796—1831, см. Беранже) и представляет характерный образец популяризации имени Бонапарта в радикально-демократических слоях мелкой буржуазии. Ответ П. лицеисты пели на годовщине 19 окт. 1828, о чем сообщается в протоколе празднования, написанном рукою П. Этот ответ, написанный в грубовато-патриотическом стиле солдатской песни, перечисляет победы русских войск над французами; поход Суворова в Италию и Швейцарию в 1799, поход Наполеона на Москву 1812 г., вступление русских войск в Париж (1814 г.).

— в опере род певучего разговора; пение, подражающее живой речи.

— русский дворянский род; дед матери П. Алексей Фед. Пушкин был женат на С. Ю. Ржевской, дочери одного из администраторов, служивших при Петре, Юрия Алексеевича Ржевского. Отсюда некоторый интерес П. к Р-ским (замечание о гербе Р-ских в дневнике 16 дек. 1834, заимствование этой фамилии для вымышленного лица в «Арапе Петра Великого», Гаврилы Афанасьевича).

—1817) — лицейский товарищ П., собиравшийся идти по военной службе.

«Лицейском мудреце», пописывал стихи, над которыми издевались товарищи.

—1798) — греческий поэт и революционер, основатель первой «Гетерии» (тайного общества, имеющего целью освобождение Греции от турецкого владычества). Его патриотические песни пользовались огромной популярностью, особенно так наз. греческая марсельеза.

— ум. в 1825) — дочь венского банкира Риппа, полунемка, полуитальянка. Выйдя замуж за коммерсанта из Триеста, тотчас после свадьбы весною 1823 г. приехала из Вены с мужем и матерью в Одессу. Красавица Р. имела большой успех в одесском обществе. П. изобразил ее в не дошедших до нас стихах на одесских дам («Мадам Ризнич с римским носом»). У Воронцовых она почему-то не была принята, и многочисленные ее поклонники собирались у нее. В числе их был и П., и польский шляхтич Исидор Собаньский. В первых числах мая 1824 г. Р., заболев чахоткой, уехала с ребенком и с последовавшим за ней Собаньским в Австрию, а оттуда во Флоренцию, где и умерла, оставленная и мужем, и Собаньским. Любовь П. к Р. отравлялась ревностью. К Р. относят стих. «Простишь ли мне ревнивые мечты» и XV и XVI строфы (не включенные П. в печатный текст) VI главы «Евгения Онегина». Помянул П. Р. и в «Странствиях Онегина» (XXVI стр.). На смерть Р. П. написано стих. «Под небом голубым страны своей родной». Быть может, эту же «мучительную тень» вызывал П. и болдинской осенью 1830 г., любовь к Р. вспоминал он накануне своей женитьбы. К ней нужно отнести «Заклинание» и «Для берегов отчизны дальней».

— персонаж «Освобожденного Иерусалима», поэмы Тассо.

— атаман разбойников, герой знаменитого романа Христиана-Августа Вульпиуса (1762—1827) «Rinaldo Rinaldini der Räuberhauptmann», переведенного почти на все языки и широко известного в России.

— арена для бега на колесницах.

— учитель «риторики», под которой понимались не только теория и практика красноречия, но и стилистика и грамматика. В стих. «К Жуковскому» «спесивыми риторами» названы «шишковисты», члены «Беседы любителей русского слова».

— созвучие концов стихов, состоящее в совпадении ударных гласных и всех звуков, следующих за ними (копыто — сокрыто, туч — ключ, оживленную — окропленную, вскакивает — покрякивает). Неизвестная древним литературам, р. появилась в романсах и германских литературах около VIII в. П. в статье «О русск. литерат. с очерком французской» приписывает появлению р. особый характер новой европейской поэзии. В стих. «Эхо, бессонная нимфа...» и «Рифма, звучная подруга...» П. в образной форме выражает свое отношение к р. В русск. литературу р. проникла вместе с силлабическим стихосложением, причем долгое время господствующей формой, по образцу польской, была женская р. (с ударением на предпоследнем слоге: горе — море). Только Ломоносов ввел так наз. «чередование» р., т. е. соединение в одном стихотворении окончаний женского и мужского (с удар. на последнем слоге: теперь — верь). В такой форме р. утвердилась в классической поэзии XVIII в. и перешла в поэзию П. Другие формы р. (дактилическая — с удар. на третьем от конца слоге: не нахвалится — печалится, и гипердактилическая — с удар. на четвертом от конца слоге: покрякивает — вскакивает) встречались чрезвычайно редко. У П. они составляют исключение (см. «Не розу пафосскую...» и «Сказку о попе»). В лицейский период П. «белые» стихи (без рифм) не считал стихами и лишь в подражание Карамзину написал без рифм «Бову». Ранние рифмы П. отличаются свободой: созвучие не всегда полное; в этом сказалось влияние Державина и его школы (см. в стих. «Блаженство» в весельи — исчезли, тихой — дикой, вздохом — роком, наставленья — веселья). Небрежность своих рифм П. отмечает в стих. «Моему Аристарху», указывая и на то, что иногда оставляет стихи не рифмованными («холостые») и пользуется для рифмы словами одинакового окончания; подобные рифмы, особенно для глагольных окончаний, считались малоудовлетворительными (ср. «Домик в Коломне» стр. II, где подобные р. названы «наглагольными»). В конце лицейского периода П. под влиянием Батюшкова и Жуковского меняет манеру рифмовать; с этого времени его р. становятся более точными. С 1825 г. начинается увлечение П. белыми стихами («Борис Годунов», драмы, подражания древним, «Песни западных славян» и др.). В «Мыслях на дороге» П. дал этому объяснение (гл. «Тверь»; Ср. «Онегин» гл. IV. стр. 42): здесь он указывает на однообразие и ограниченность русских рифм; отсюда можно сделать вывод, что мысль обновить самый характер р. (как это сделали поэты XX в.) у П. не возникала. И в действительности р. П. продолжают без резких изменений традицию XVIII в.

— см. Ширинский-Шихматов.

— см. Ширинский-Шихматов.

—1761) — английский романист, создатель чувствительного романа в письмах. Р. написаны три романа «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), «Кларисса Гарлоу» (1748) и «Грандиссон» (1754). Романы эти имели необычайный успех как в Англии, так и за ее пределами; во Франции они вызвали многочисленные подражания, среди которых — роман Ж. -Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», романы Сталь и др. Главным романом Р. является «Кларисса Гарлоу» (Clarisse Harlowe). Героиня романа Кларисса, идеальная девушка, по настоянию семьи должна выйти замуж за ненавистного Сольмса. С помощью Ловласа, которому она доверяет, она бежит из дому. Но Ловлас не оправдывает доверия. Он оказывается развращенным человеком, оказавшим помощь Клариссе из сластолюбивых целей. Большая часть романа протекает в борьбе соблазнителя с своей жертвой. Кларисса оказывает упорное сопротивление, но Ловлас овладевает ею обманом, усыпив ее при помощи сонных капель. Обесчещенная Кларисса умирает, а Ловласа убивает на дуэли родственник Клариссы Морден. Образ Клариссы надолго определял характер романических девушек, а имя Ловласа стало нарицательным именем развратного соблазнителя. Роман беден действием, растянут и состоит главным образом в описании переживаний героини. Автора упрекали, что он выводит только отрицательные типы мужчин. В ответ на эти упреки Р. написал «Грандиссона», выведя под этим именем идеальный тип героя. Идеал этот построен целиком на буржуазной морали XVIII в. Романы Р. еще читались при П., но они уже сильно устарели к этому времени. П. прочел «Клариссу» во французском переводе в Михайловском, в конце 1824 г. Он вынес от этого романа впечатление чрезвычайной скуки. Мужские типы казались ему совершенно устаревшими. Романы Р. он упоминает преимущественно для характеристики чтений провинциальных русских девушек из дворянской среды в 20-х гг.

—1642) — кардинал, последовательный идеолог абсолютизма. С 1624 г. становится «первым министром» Франции с весьма широкими полномочиями. В течение 18 лет в его руках находится фактическое управление страной.

—1788) — придворный Людовика XV, известный своим остроумием и любовными похождениями.

— видный испанский революционер, возглавлявший восстание 1820 г. против короля Испании Фердинанда VII и казненный в 1823 г. Сохранились рассказы современников о том, как гр. Воронцов на известие, услышанное от Александра I, о том, что Р. арестован (по другой версии — казнен), сказал: «Какая счастливая весть» (или «Одним мерзавцем меньше»).