Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буквы "ПА"-"ПЕ"

ПАВЕЛ I Петрович — всероссийский император, сын Екатерины II, род. в 1754 г., вступил на престол в 1796. Несмотря на то, что правительственная деятельность Павла I осложнялась ярко выраженной психической ненормальностью императора, все его царствование имеет яркий классовый смысл борьбы за сохранение диктатуры крепостников-самодержавия в обстановке нарастающей революционной волны. С одной стороны, внутри государства росли чрезвычайно значительные крестьянские волнения, казавшиеся Павлу и его современникам началом новой пугачевщины, с другой стороны, грозил революционный натиск и вне России: борясь с революционной Францией, Павел отправил Суворова в Итальянский поход через Альпы против французов, ввел строжайшую цензуру, не пропускавшую в Россию не только французскую литературу, но даже французские моды, создал вокруг себя «царство страха», невероятно усилил шпионаж и доносительство, беспощадно расправлялся с «крамолой» и непокорностью, — были случаи ссылки в Сибирь целых полков, не угодивших Павлу на смотру. Разрыв сношений с Англией восстановил против Павла торгующее дворянство и послужил причиной дворянского заговора, покончившего с Павлом (задушен в ночь на 11 марта 1801). В поэзии П. Павел I — символ тирана, олицетворение деспотизма, а дворянская расправа с ним — образ народной мести и революционного протеста против тирании. В оде «Вольность» отражены в описании тираноубийства многие реальные черты расправы с Павлом. Резкая и возмущенная характеристика Павла I как сумасшедшего тирана Калигулы дана П-ым в «Исторических замечаниях».

ПАВЛИЩЕВ Ник. Ив. (1802—1879) — муж О. С. Пушкиной; по окончании лицейского Благородного пансиона, где он учился с Л. С. Пушкиным, служил чиновником в Петербурге, а с 1831 г. в Царстве Польском, где занимал разные должности в Сенате, управлял цензурой и двумя русскими официальными газетами. Последние годы жизни П. Павлищев очень надоедал ему с уплатой денег с имений.

ПАВЛИЩЕВА Ольга Серг., рожд. Пушкина (1797—1868) — сестра поэта. О. С. была очень дружна с поэтом в детстве и бывала зрителем и критиком его детских театральных постановок. Одна из его комедий называлась L’Escamoteur. О. С. освистала эту пьеску брата, слишком откровенно заимствованную из Мольера, комедии которого отец им любил читать вслух. П. написал на этот случай эпиграмму «Dis-moi, pourquoi L’Escamoteur». Текст этой эпиграммы сообщен по памяти Павлищевой так же, как и начало героическо-комической поэмы маленького П. «Толиада». Поэма была брошена оскорбленным поэтом в огонь, когда его французский учитель, прочтя начало, расхохотался. Содержанием поэмы была война между карликами и карлицами, а героем карлик короля Дагобера Толи. В лицее П. написал О. С. послание «К сестре», где он изображает себя монахом, так же как и в «Послании к Наталье». В послании «К сестре», неизвестном в автографе, после стиха 13-го, по-видимому, недостает скольких-то стихов. Ольга Серг. с родителями и братом в 1814 г. переехала в Петербург, летом 1817 г. она была с поэтом в Михайловском. Вероятно, ей посвящено стих. П. «Позволь душе моей открыться пред тобою». В 1824 г. она опять со всей семьей была в Михайловском, когда П. приехал в ссылку, и в тяжелой истории между П. и отцом приняла сторону брата. 28 января 1828 г. Ольга Серг. вышла замуж за Ник. Ив. Павлищева. Свадьба была совершена тайно. Брак Павлищевых не был счастливым. Дети их умирали в детстве, кроме Л. Н. Павлищева (1834—1915), автора вымышленных мемуаров о П., единственных в своем роде по фальсификации документов. В последние годы жизни П. никакой близости у него с сестрой не было, чему способствовали беззастенчивые вымогательства денег у П. ее мужем.

—1864) — беллетрист, публицист и переводчик; по происхождению вольноотпущенный крестьянин, окончивший Моск. университет и числившийся на службе при дирекции имп. театров. П., зная Павлова еще с 1830 г. как плохого поэта, игрока и партнера Нащокина, относился к нему иронически, но «Три повести» (1835) встретил очень сочувственно. По цензурным соображениям П. не мог откликнуться на необычайно острую трактовку в повестях Павлова социально-бытовых противоречий (в пов. «Имянины» трагедия музыканта, отвергнутого любимой девушкой после того, как она узнала, что он крепостной; в «Ятагане» — столкновение между полковником и солдатом, его счастливым соперником в любви, отвечающим на шпицрутены ударом кинжала). Перепечатка «Трех повестей» была запрещена, а об обстоятельствах их выпуска в свет производилось по повелению Николая I особое цензурно-полицейское дознание.

—1863) — протоиерей, профессор богословия Петерб. университета, знаток еврейского языка, впоследствии (1858) академик Академии наук. Лекции Павского, напечатанные в ограниченном количестве экземпляров, послужили поводом врагам его, митрополитам Филарету и Серафиму, для доноса о том, что в них находится неправильное изложение законоучения, следствием чего и было удаление Павского от преподавания.

— в средние века этим названием обозначались мальчики или молодые люди, обычно дворянского происхождения, прислуживающие феод. сеньору или королю. Следующая ступень на феод. лестнице была оруженосец, затем рыцарь. Так же назывались в XIX в. молодые люди, прислуживавшие при дворе.

ПАЖЕСКИЙ КОРПУС — привилегированное военно-учебн. заведение для лиц аристократического происхождения, просуществовавшее до революции.

— средневековое название рыцаря, состоящего в свите короля, князя; часто употребляется просто в значении: рыцарь, витязь, а в переносном смысле — в значении: верный защитник.

— управляющие дворцовым хозяйством франц. королей в эпоху раннего феодализма (при династии Меровингов). К средине VIII в. один из них — Пипин Короткий — при содействии папской власти добивается низложения короля и сам захватывает престол, открывая собой новую династию — Каролингов.

— национальный герой Украины в войне с татарами и поляками. Происходил из г. Борзны, был полковником в местечке Хвостове, Киевск. губ. П. в десятом примечании к «Полтаве» исходит из его характеристики, данной Рылеевым в примечаниях к «Войнаровскому», где между прочим указано, что Мазепа не смел однако ж захватить Палея силою; позвал к себе в гости в Бердичев и за дружескою чашею заковал доверчивого героя в цепи, как это видно из след. стихов одной песни: «Ой пье Палiй, ой пье Семен, да головоньку клонит, А Мазепин чура (слуга) Палiю Семену кайданы (кандалы) готовит». В 1704 г. Палей был сослан в Сибирь. Петр вернул его в 1709 г. Рылеев сообщает и об участии Палея в полтавском сражении, где он, «поддерживаемый двумя казаками, явился перед своими». Он пережил Полтавскую битву.

ПАЛЕМОН — имя пастуха в III эклоге Вергилия (Фавн и пастушка, VIII). «Область Палемона» («Конрад Валенрод») — Литва. Палемон — легендарный родоначальник литовской шляхты, якобы родственник Нерона.

—1864) — генерал от кавалерии, в 1831 году командовал первым пехотным корпусом на театре военных действий против поляков.

ПАЛЕ-РОЯЛЬ — старинный парижский дворец герцогов Орлеанских, часть которого с конца XVIII ст. сдавалась под магазины, кафе, игорные дома и т. п.

— древнегреческая богиня, культ которой был распространен на всем протяжении древнеэллинского мира. Древнейшие представления связывают Палладу с земледельческими культами, но в поздней мифологии она является богиней воинственности, мужества, мудрости, а в некоторых культах и искусства. В таком понимании образ Паллады неоднократно встречается и у П.

— героиня одноименного романа Ричардсона (1740), идеальная девушка из мещанской английской среды, подвергающаяся всяческим преследованиям со стороны графа Бельфора, но своей добродетелью покоряющая его и выходящая за него замуж.

— произведение резко обличительного характера, часто политического содержания.

ПАН — сын Гермеса (по новогреч. произношению Эрмия), древнегреческое божество стад и пастухов, изобретатель их любимого инструмента — флейты или свирели. Изображался с рогами, козлиными ногами, кривым носом и длинной бородой. Поэтому его появление вызывало внезапный и сильный страх («панический»).

—1859) — известен главным образом своими идиллиями, манерными, сентиментальными и написанными в несколько старомодном для пушкинской эпохи стиле.

ПАНГЛОС — см. Кандид.

—1874) — товарищ министра Д. В. Дашкова.

— здание в Париже, предназначенное для погребения в нем великих людей. Оно первоначально предполагалось для церкви, но по декрету Национального собрания было превращено в Пантеон, и в 1791 г. туда было перенесено тело Мирабо, а вскоре затем — Вольтера. Тогда же был издан декрет о перенесении в Пантеон тела Ж. -Ж. Руссо (приведен. в исполнение только в 1794 г.).

— др. город, столица Боспорского царства, на месте современной Керчи.

ПАПАВУАНЬ Огюст (1783—1825) — казненный за убийство двух детей, гулявших с матерью в Венсенском лесу. Процесс Папавуаня произвел много шума в 1825 г. вследствие загадочности убийства и отсутствия мотивов.

— положение, противное принятым убеждениям, мнение с виду ложное, хотя часто истинное в основании.

— каменная или земляная невысокая стенка, прикрывающая укрепленное место.

— пословица. Церковные чтения из какой-либо книги Ветхого завета, заключающие в себе пророчества или просто нравственные уроки.

— то же, что Парис.

«ПАРИЗИНА» — см. Байрон.

ПАРИС — герой древнегреческого мифа. Три богини — Гера, Афина-Паллада и Афродита — обратились к нему за разрешением спора — кому из них назначалось яблоко с надписью «прекраснейшей». Парис решил в пользу Афродиты, которая обещала добыть ему в жены красивейшую женщину на свете. Исполняя это обещание, Афродита содействовала Парису в похищении Елены, жены спартанского царя Менелая. Похищение Елены послужило причиной осады Трои, воспетой в поэме Гомера «Илиада».

— древнеримская богиня рождения, неправильно отожествленная с греч. богиней судьбы, Мойрой, и принявшая ее функции. П. называет только одну Парку. Но так как Мойр было три, то уже в древности было утроено и число Парк: одна выпрядала нить жизни с кудели, другая эту нить развертывала, третья перерезывала, что означало смерть.

ПАРМАЗАН — сладковатый сыр, изготовлявшийся в Парме, герцогстве в Италии.

— см. Аполлон.

—1814) — франц. поэт родом с острова Бурбона (ныне Соединения, недалеко от Мадагаскара), воспитание получил в Париже; кончив военную школу, поступил в драгуны. В 1773 г. вернулся на родину, был приглашен преподавателем к Эстер Трусайль, креолке, в которую влюбился. Отец Эстер воспрепятствовал браку Парни, и он уехал в Париж, а Эстер вышла замуж. Историю своей любви Парни дал в элегиях (вышли в свет в 1778 г. под названием «Эротические стихотворения»). Свою любовницу он называет там Элеонорой. Элегии Парни сразу привлекли внимание. Их противопоставили старой французской любовной лирике Дора, Колардо и др. В Парни в противоположность их искусственности всех привлекла искренность, мечтательный тон, страстность, обилие описаний южной природы (экзотика). Элегии Парни подобраны так, что в них развертывается во всех стадиях пережитый автором роман. Они явились образцом для позднейших франц. элегий до романтизма. Во время революции Парни переменил тему поэзии, избрав путь сатиры. В 1799 г. он напечатал антирелигиозную поэму «Война богов», в которой высмеял христианство в форме описания войны между богами христианскими, греческими и скандинавскими. В этой поэме он — последовательный ученик Вольтера. Менее удачны были его опыты в области политической сатиры (поэма «Годдам» против англичан); зато имели большой успех его подражания Оссиану (поэма «Иснель и Аслега», из которой П. перевел два отрывка: «Эвлега» и «Осгар»). Кроме того, Парни написал много мелких произведений любовного, мифологического и описательного характера. П. познакомился с поэзией Парни, вероятно, в лицее, а может быть, и раньше. В ранний период своего творчества (около 1814 г.), увлекаясь Оссианом, он обратил внимание именно на оссианические его стихи. Но, начиная с 1815 г., отчасти в связи с усиленным вниманием, какое проявляли к поэзии Парни вскоре после его смерти (декабрь 1814), отчасти вследствие проникновения любовных мотивов в собственное творчество П., он обнаруживает все больший интерес к элегическому творчеству Парни, который скоро становится его любимым поэтом. П. пишет неск. подражаний и переводов из Парни («К живописцу», «К сну», «Добрый совет» и др.). Главное, в чем повлиял Парни на П., были элегии, в которых поэтическая форма Парни соединялась с унылым настроением позднейшей франц. элегии (Мильвуа и др.). После лицея влияние Парни на поэзию П. падает. В 1820 г. в своих элегиях П. отходит от Парни, подпадая под влияние А. Шенье. К Парни обратился П. снова в 1821 г., когда написал «Гавриилиаду» на тему, близкую антирелигиозным поэмам Парни и содержащую несколько эпизодов, заимствованных у Парни. В ближайшие годы под влиянием французских романтических поэтов элегии Парни выходят из моды, уступая место стихам Ламартина, что сказалось и на П.

— см. Карточная игра.

— главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице города.

— воинственный народ иранского происхождения, живший к югу и юго-зап. от Каспийского моря. П. отличались гордым заносчивым характером и носили высокие остроконечные шапки.

ПАСКАЛЬ Блез (1623—1662) — франц. математик, физик и философ, представитель враждебного иезуитской реакции направления в католицизме («янсенизма»), родственного буржуазному протестантизму. В 1656 и 1657 выпустил свои письма против иезуитов («Письма к провинциалу»). Его «Мысли», изданные в 1670 г., представляют наброски и заметки для большого незаконченного сочинения в защиту религии.

—1856) — сын полтавского мещанина, разбогатевшего на доставках соли в казну. Сделал блестящую карьеру сразу же по вступлении на престол Николая I, с которым был близок в бытность его великим князем и которому оказывал услуги. Руководил персидской (1827—1828 г.) и турецкой войнами (1829 г.). За первую был возведен в графское достоинство (гр. Эриванский) и получил миллион рублей в награду; за вторую получил звание генерал-фельдмаршала. Затем занимался усмирением горских племен, в 1831 г. заменил главнокомандующего Дибича при усмирении польского восстания; за это в 1831 г. возведен в звание князя с титулом светлейшего и наименованием Варшавского. В 1832 г. — наместник Царства Польского, с особыми полномочиями. Стоит во главе русских войск, в 1849 г. подавляющих восстание Венгрии против Австрии. За это Паскевичу предоставляется право пользоваться воинскими почестями, которые воздавались только царю. Роль Паскевича сразу же после декабрьских событий 1825 г., его личность генерала-царедворца и выскочки, также его роль в деле Ермолова вооружили против него общественное мнение. Его военная репутация, несмотря на внешние успехи, еще раздутые военными реляциями, была сомнительной. Близкие П. люди расценивают его успехи во время персидской кампании как «торжество посредственности». Основной чертой Паскевича была при этом подозрительность к подчиненным, требовательность, грубость и, наконец, умение чернить и изгонять людей после их максимального использования. Таково главным образом его поведение по отношению к декабристам и «прикосновенным», бывшим под его начальством и фактически организовавшим победу в турецкой кампании: Вальховскому, Сухорукову, Бурцеву, М. Пущину, Раевскому и др. В 1829 году П-у пришлось столкнуться с личностью Паскевича. Уехав без разрешения правительства на Кавказ, он навещает в Орле Ермолова, резко критикующего военные успехи Паскевича. Еще П. находился в пути, а предупрежденный из Петербурга о поездке поэта Паскевич организует шпионаж за ним. Вместе с тем Паскевич дает разрешение П. прибыть в действующий корпус. Надежда, что П. воспоет его подвиги, вероятно, и была причиной разрешения приезда П. на театр военнных действий. Может быть, однако, здесь были и другие обстоятельства: желание иметь личное наблюдение над опальным поэтом. Встречи и беседы П. с приятелями, сплошь критически относившимися к личности Паскевича, не способствовали расположению П. к главнокомандующему. Дальнейшие отношения их складываются неблагоприятно. Н. Б. Потокский («Русск. Старина», 1880, июнь, с. 583), со слов Вальховского (см.), передает причины этого: Паскевич (без сомнения, в видах «наблюдения») во всем вмешивался в поведение П. и контролировал его. Он «даже велел поставить ему палатку возле своей ставки... Паскевич советовал находиться неотлучно при себе, точь-в-точь как будто адъютанту». Известие Потокского об «открытой ссоре» Паскевича с П. («Главнокомандующий, видя, что А. С. явно удаляется от него, призвал его к себе в палатку и резко объявил: Господин Пушкин! мне вас жаль, жизнь ваша дорога для России, вам здесь делать нечего, а потому я советую немедленно уехать из армии обратно, и я уже велел приготовить для вас благонадежный конвой») — правдоподобно, но находится в противоречии с утверждением самого П. в «Путеш. в Арзрум»: «Граф предлагал мне быть свидетелем дальнейших предприятий» (гл. 5-я). Насколько Паскевич был уязвлен упорным молчанием П. и отсутствием с его стороны од, — видно хотя бы из его письма к Жуковскому в ответ на присылку брошюры, в которую вошло и лестное для Паскевича стих. П. «Бородинская годовщина». П. болезненно воспринимал упоминание своего имени в связи с Паскевичем. Таков ответ, данный в предисловии к «Путешествию в Арзрум» русской критике и Фонтанье, назвавшему П. «бардом в свите ген. Паскевича». Таково необыкновенно язвительное, ироническое письмо к Н. И. Ушакову, автору инспирированной Паскевичем «Истории военных действий в Азиатской Турции», где отношения Паскевича к П. характеризуются как внимательные и покровительственные. Отношение Паскевича к П. оставалось всегда холодным. После смерти П. Паскевич отозвался о нем, что «человек он был дурной».

—1840) — брат ген. Ив. Фед. Паскевича, был в 1831—1832 гг. тамбовским губернатором, а в 1834 году был назначен губернатором в Курск и по этому поводу представлялся Александре Федоровне вместе с П.

— книга отцов, в византийской и славянской аскетической литературе название сборников житий и нравоучений подвижников того или иного монастыря.

ПАТРИЦИИ — в Древнем Риме родовая аристократия; до III в. н. э. это был господствующий политический класс.

— см. Афродита.

ПАШАЛЫК — административно-военная территориальная единица в старой Турции, находившаяся в ведении паши, наместничество. А. Марлинский поясняет слово как «область», в противоположность «санджаку» как «округу».

— героиня стих. Вяземского «Запретная роза», племянница Е. А. Тимашевой, в 1824 году вышедшая замуж за кн. Ив. Алдр. Лобанова-Ростовского, но оставшаяся, как говорили в обществе, девственной. В 1826 г. она развелась с мужем, а в 1828 г. вышла замуж за А. В. Пашкова. В виде «запретной розы», «шмеля, похитившего розу коварством бескорыстным» и «пчелы любви, украдкой глядящей на цвет, запретный для любви» изображены в стих. Вяземского все три персонажа этой истории.

— братья Андрей (1792—1850), Егор (1795—1862) и Николай (1800—1873) Ивановичи, офицеры лейб-гвардии Гусар. полка, видные представители петерб. великосветской молодежи 1817—1820 гг. Семья Пашковых, распавшаяся в нач. 30-х годов после скандального процесса, затеянного А. И. Пашковым против матери и младших братьев из-за неправильного якобы раздела их миллионного состояния, — упоминается в планах «Русск. Плама».

— см. Аполлон.

ПЕЛИОН — гора в восточной части Фессалии, с которой связаны мифические сказания о борьбе гигантов с Зевсом.

—1854) — итальянский поэт и политический публицист, автор трагедии «Франческа да Римини» (1810), переведенной Байроном. Арестованный в 1820 г. за близость к карбонарам и выступление против австрийской оккупации Италии, провел 10 лет в тюремном заключении. Книга его воспоминаний и размышлений «Мои темницы» (1832) переведена была на все европейские языки; менее известен его религиозно-дидактический трактат «Об обязанностях человека» (1834 г.), перевод которого рецензирован был П. в 1836 г.

ПЕНАТЫ — у древних римлян боги домашнего очага. В переносном смысле — «родной дом».

— река в греческой области Фессалии, протекающая по очень живописной местности, около горы Олимпа.

— укор, упрек.

ër) Фердинандо — итальянский композитор, в 20-х годах директор Итальянского театра в Париже, автор нескольких опер, пользовавшихся в свое время успехом («Агнеса», «Гризельда» и др.).

ПЕРГАМ — крепость Трои. Собрание стариков Пергама — эпизод из третьей песни Илиады: во время единоборства Менелая, первого мужа Елены, и Париса, похитившего ее у Менелая, собрались старейшины Трои; к ним вышла Елена; красота ее сильно поразила старцев, и они признали, что ради такой красавицы можно вести борьбу и что нельзя осуждать ни Менелая, ни Париса.

— см. Дорога.

— персидское слово, означающее «крылатый»; собственное имя крылатых прекрасных и добрых существ восточной мифологии, находящихся в войне с злыми существами дивами (дэвами). Из восточной поэзии образ пери вошел в английскую. Т. Мур дал название «Рай и Пери» второй части своей поэмы «Лалла Рук», переведенной Жуковским в 1821 г. («Пери и ангел»). В 1831 г. Жуковский написал оригинальное стихотвор. «Пери».

— греч. государств. деятель V в. до н. э., с именем которого связан расцвет афинской демократии, наук и искусств.

— ручеек в греч. области Беотии, текущий с Геликона. Вся эта местность была посвящена музам (пермесские девы, царицы).

—1857) — член Государственного совета, с 15 апреля 1833 до 7 марта 1842 занимал посты оренбургского военного губернатора и командира Оренбургского отдельного корпуса. П. во время своей поездки в Оренбург для собирания сведений о Пугачеве в сентябре 1833 г. останавливался у Перовского и провел два дня на его даче. С Перовским П. был в приятельских отношениях и был с ним на «ты». Из переписки их сохранилось только письмо П. к Перовскому при посылке ему экземпляра «Истории Пугачевского бунта» в память их прогулки в Берды.

ПЕРОНЕТ гр. Шарль Иньяс (1778—1854) — франц. политический деятель и публицист, крайний монархист, один из министров, подписывавший указы Карла X перед июльской революцией 1830 г. Был за это судим и заключен в крепость. Помилован в 1836 г.

— по-латыни значит «вечное движение», правильнее «вечный двигатель». Машина, которая, будучи пущена в ход, не только вечно не прекращала бы своего движения, но еще могла бы служить двигателем. Такая машина, как доказывает физика, теоретически невозможна. В прежние времена, когда не была доказана эта невозможность, поиски вечного двигателя занимали многих ученых, наряду с поисками способа превращения в золото простых металлов (см. Алхимия). В «Сц. из рыц. вр.» П. представитель средневековой науки Бертольд Шварц смутно предчувствует громадное значение машины, двигателя для переустройства мира («если найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человеческому»). Этого никак не может понять типичный представитель купеческого капитала — Мартын («Убирайся к черту с твоим perpetuum mobile»).

ПЕРСИЙ — выдающийся римский сатирик (I в. н. э.).

— 1) главное божество восточных славян, бог грома и молнии; 2) молния, громовая стрела

—1774) — сотник Яицкого казачьего войска, участник восстания 1772 г., вождь середняцкой казачьей массы, разоряемой войсковым старшиной и местной агентурой центральной власти. Осенью 1773 г. Перфильев появился в Петербурге как глава тайной делегации, пытавшейся вручить Екатерине II петицию о нуждах яицкого казачества. Несмотря на поддержку, оказанную Перфильеву гр. А. Г. Орловым, его хлопоты не увенчались успехом. Однако при первых же известиях о появлении и успехах Пугачева под Оренбургом, при дворе возник план использования Перфильева в качестве секретного правительственного эмиссара для отвращения казачества от самозванца и для самого захвата последнего. Перфильев выехал в район восстания, но вместо борьбы с Пугачевым 6 дек. 1773 г. присоединился к нему в Берде и вскоре занял одно из руководящих мест в штабе мятежников. Захваченный в конце августа 1774 г. в районе Черного Яра, Перфильев оказался единственным из соратников Пугачева, отказавшимся принести покаяние, за что лишен был церковного причастия и оставлен под «вечной анафемой». Приговоренный к четвертованию, Перфильев обнаружил исключительную твердость духа и в самый момент казни, 10 янв. 1775 г. Личность Перфильева настолько занимала П., что в самом раннем плане «Капитанской дочки» ему отводилась роль одного из центральных персонажей. В распоряжении П., судя по примеч. к 8-й гл. «Ист. Пугач. бунта» были, кроме общеизвестных источников, бумаги о Перфильеве одного из ликвидаторов восстания капитана Галахова, воспоминания И. И. Дмитриева и, вероятно, рассказы И. А. Крылова, отец котор. вел переговоры с Перф. при осаде последним Яицкого городка. Материалы Галахова невольно ввели, однако, П. в заблуждение. Так, он принял на веру подложное письмо к кн. Г. Г. Орлову, составленное одним из участников восстания 1773—1774 г., Евстафием Трифоновичем Долгополовым, разорившимся ржевским купцом (этот «купец» отмечен и в перв. плане «Кап. дочки» вместе с Перфильевым и Шванвичем), который, отстав от Пугачева после отступления мятежников от Казани, предложил правительству от имени Перфильева захватить и выдать Пугачева за денежное вознаграждение. Екатерина согласилась, кап. Галахов выехал в район восстания с большой суммой денег, выдал Долгополову трехтысячный аванс, с кот. тот и бежал. Документы следствия обнаружили непричастность Перфильева к авантюре Долгополова, но П. во время своей работы над пугачевщиной с этими материалами знаком не был.

«Гузла, или Избранные иллирийские стихотворения, собранные в Далмации, Боснии, Кроации и Герцеговине». Если верить утверждению Соболевского в 1855 г., до приезда его из-за границы (22 июля 1833 г.), П. не сомневался в подлинности песен «Гузлы», и Соболевский принужден был в письме к Мериме просить его разуверить П. Письмо Соболевского к Мериме не сохранилось, как не сохранился и подлинник ответа Мериме. Письмо это — очередная мистификация Мериме. Сочинение им иллирийских песен не было ни таким легким, ни таким кратковременным делом, как он пишет. «Видение короля» — перевод песни Мериме «Видение Фомы II», короля Боснии. «Янко Марнавич» — перевод песни Мериме «Огонь в Перрусиче». «Битва у Зеницы Великой» — перевод песни Мериме того же названия. У Мериме взяты и примечания. «Федор и Елена» — перевод песни Мериме «Прекрасная Елена». Первые пять с половиной строф П. не перевел, что и обозначено двумя строками точек. «Влах в Венеции» — перевод песни у Мериме «Морлак в Венеции». «Гайдук Хризич» — перевод песни Мериме «Храбрые гайдуки». «Похоронная песня» — перевод песни Мериме того же названия. П. не перевел трех строф и вообще сжал изложение. «Марко Якубович» — перевод песни Мериме «Константин Якубович». П. сделал ряд сокращений. «Бонапарт и » — перевод песни Мериме «Черногорцы». «Соловей» — перевод-переделка сербской песни «Три величайших печали» из I тома собрания сербских песен знаменитого Вука Стефановича Караджича. П. в одну из своих тетрадей списал первые четыре строки сербского текста (с ошибкой, повлиявшей и на его перевод). Для «Песни о Георгии Черном» «Воевода Милош» была книга В. Караджича «Жизнь и подвиги князя Милоша Обреновича» (СПб. 1825 г.) и устные рассказы о нем, слышанные П. в Кишиневе. Милош Юбренович (1780—1860) в 1815 г. стал главой восстания против турок. В 1817 г. он сделался князем Сербии, которой и правил до 1839 г. Что разумеет П. под «Велийским ущельем», остается неизвестным. Есть предположение, что это искаженное название местечка в Сербии Вальево. «Вурдалак» — перевод песни Мериме «Ваня». «Сестра и братья»«Бог никому не остается должен». «Яныш королевич»«подлиннике» этой песни, последний не найден. В основу песни положен тот же сюжет, что и в драме П. «Русалка». «Конь» — перев. песни Мериме «Конь Фомы П». Кроме напечатанных 16 песен, в черновых рукописях П. сохранились еще две: «О жене Ассана Аги» («Что белеется на горе зеленой») и «Осердился Георгий Петрович». Первая из книги Фортиса была переведена Нодье, затем Мериме. На сербский язык песню перевел В. Караджич, включивший ее в свое собрание. До П. на русский язык песню перевел Востоков, перевод которого был напечатан в «Северных Цветах» на 1827 г. П. переводил с текста Караджича, но пользуясь переводами и Мериме, и Востокова. Содержание песни заключается в том, что жену умирающего Ассана-Аги сватают за другого, но она не может оставить сиротами своих детей и умирает с горя. О песне «Осердился Георгий Петрович» см. Карагеоргий. Судя по одной помете в автографе, П., возможно, хотел включить в состав «Песен западных славян» также «Сказку о рыбаке и рыбке».

«ПЕСНЬ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — см. «Слово о полку Игореве».

—1826) — декабрист, глава Южного тайного общества. Сын сибирск. ген. -губернатора, воспитывался в Дрездене, вернулся в Россию в 1809 г. Окончив Пажеский корпус, участвовал в кампании 1812—1814 гг., состоял адъютантом Витгенштейна и находился в Тульчине при гл. квартире 2-й армии. Изучив политические науки, Пестель пришел к заключению о необходимости политич. переворота в России. Он один из первых вошел в Союз спасения (1816 г.), затем деятельно работал в Союзе благоденствия (1818—1821), где занимал крайнее левое положение, проповедуя республиканский строй; после Московского съезда Союза, на котором было постановлено распустить тайное общество, Пестель и его сторонники образовали в Тульчине Южное тайное общество, связавшееся с тайными организациями в Каменке и Василькове. Пестель, ставший во главе тульчинской директории, руководил действиями общества, подготовляя к 1826 г. революц. переворот, который собирался произвести как чисто военный переворот. Одновременно он писал «Русскую Правду», являвшуюся изложением политич. программы общества и представлявшую собой проект преобразования госуд. устройства России на буржуазно-демократич. основаниях. По его собственным показаниям, образцом для его проекта служили теоретические сочинения левых франц. либералов и госуд. строй Амер. Соед. Штатов. К 1821 г. относится знакомство Пестеля с П. В марте Пестель был командирован в Бессарабию для собирания сведений о греческом восстании. В Кишиневе он встречался с П., о чем тот записал в своем дневнике 9 апр. и 26 мая 1821 г. Пестель поразил П. своим умом, но сближения между ними не произошло. Этим объясняется недоверие П. к искренности Пестеля, отразившееся на его позднейшем отзыве (Дневник 24 ноября 1833). В своем донесении о греч. восстании Пестель между прочим сопоставлял этеристов с карбонариями. Донесение его было переправлено Александру I. Подозрения

13 июля 1826 г.

ПЕТР I Алексеевич (1672—1725) — последний московский царь и первый всероссийский император, вступил на престол 10 лет (1682), царствовал сначала совместно с своим сводным братом Иваном V (за братьев правила царевна Софья) и лишь в 1689 вступил на путь самостоятельной политики. Петр I использовал личную самодержавную диктатуру для приспособления феодально-крепостнических отношений к начальным процессам первоначального накопления. П. энергично насаждал мануфактуры, насильно загоняя на них «вольных», «гулящих» людей, явившихся в результате частичного открепления производителя от средств производства, в сильнейшей степени усилил податное бремя, пытался овладеть восточными колониями, в частности Персией (1722) и Индией. Войны царствования Петра I — Азовские походы (1695—1696), Прутский поход (1711), Северная война (1700—1721) преследовали цели захвата торговых путей и удобных морских портов, необходимых для развития торговых и промышленных отношений в России. «Эпоха Петра I» не явилась резким переломным моментом в истории России, а лишь с большой яркостью развила ясно обозначившиеся ранее тенденции. Дворянская историография иначе оценивала этот момент, считая деятельность Петра I резко переломной, ликвидировавшей основы «старой Руси» и внесшей в историю «западноевропейское начало». Между тем переделка России на западноевропейский лад, посольства в Европу (в Голландию, Англию, Австрию, Францию), личное участие в них императора, практически изучавшего корабельное, бумажное, кузнечное и пр. дело, были лишь ярким внешним проявлением начального этапа «зари капиталистического производства». Деятельность Петра I развернулась в обстановке острейшей классовой борьбы. С классовыми силами, представленными правительством Петра I, шли в бой феодальные элементы — старое боярство, часть раскольничьих кругов, с одной стороны, и крестьянство, казачество и мелкая городская буржуазия — с другой. Наиболее крупные массовые волнения эпохи Петра I — Стрелецкий бунт (1698), Астраханский бунт (1705—1706), Булавинский бунт (1707), все были потоплены Петром I в крови. В яркой личности Петра I соединились огромная воля, богатая инициатива и талант организатора с крайней жестокостью и психической неуравновешенностью. Образ Петра I занимает огромное место в произведениях П. — он играет центральную роль в таких произведениях, как «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого» и др. В «Медном всаднике» Петр I — символ европеизированной самодержавной России, безжалостно сокрушающий все ей противящееся, в том числе жалкого разночинца Евгения, осмелившегося протестовать против самодержавной диктатуры. В «Полтаве» и ряде стихотворений («Пир Петра Великого», «Моя родословная» и др.) образ Петра I дан в более реалистических тонах, но все же сохраняет черты символа новой России, возведенного на высокую степень обобщения — непреодолимой, стихийной, гнетущей силы неизбежного исторического процесса. (Петр — «чудотворец исполин», он сравнивается с «Божией грозою»; гибнут многие исторические явления, непреложен лишь Петр I: «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе» и т. д.). Образ Петра развернут и в известном стихотворении П. «В надежде славы и добра», написанном после т. н. «примирения» П. с Николаем I. П. использовал в нем ходившее в придворных кругах льстивое сравнение Николая I с Петром I и призывает первого быть «подобным пращуру», в то же время рисуя Петра I как всемогущего титана, действующего в высокой степени милостиво и справедливо. Стихотворение это, видимо, преследовало цель смягчения участи декабристов.

—1730) — сын царевича Алексея, внук императора Петра I. Объявлен всероссийским императором 12 лет от роду, служил орудием в руках придворных группировок, боровшихся за власть, — сначала группы Меншикова, затем Долгоруких.

ПЕТР III (1728—1762) — всероссийский император, вступил на престол в 1761. Крепостники-дворяне провели через правительство Петра III важные для них мероприятия, напр. освобождение дворян от обязательной службы («Манифест о вольности дворянства»), но руководящего влияния на правительственные дела ничтожный как личность дегенеративный император Петр III не оказывал. Попытка Петра III провести во внешней политике линию на прусскую ориентацию (отказ от участия в Семилетней войне и русских завоеваний в Пруссии) привела к дворцовому перевороту, свергнувшему Петра III и возведшему на престол его жену под именем Екатерины II. Петр III был заключен и вскоре тайно убит по приказу последней. П. бегло упоминает в «Моей родословной», что его дед в дворцовом перевороте остался верен «паденью третьего Петра»; подробнее рассказан этот эпизод в прозаической заметке П. о своей родословной. Имя загадочно погибшего императора вошло в народные предания, окруженное ореолом «народного заступника», — этим объясняется тот факт, что оно присваивалось рядом вождей массового движения, в том числе Пугачевым. Это обстоятельство не раз упоминается П. в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта».

—1374) — итал. поэт, мыслитель и ученый. Был обоснователем т. н. гуманизма, т. е. усиленного изучения античной древности и ее культуры, ознаменовавшего собою эпоху возрождения. В противоположность средневековому узкоцерковному миросозерцанию, Петрарка положил основы нового, более широкого и светского миросозерцания, приемлющего жизнь и стремящегося к всестороннему развитию человеческой личности. Поэтому его нередко называют «первым человеком нового времени». Многочисленные сочинения Петрарки гуманистического характера написаны на латинском языке, которым он владел в совершенстве. Как итал. поэт Петрарка прославился «Песенником» (Il Canzoniere), заключающим в себе собрание стихотворений (главным образом сонетов, но также и кантат, баллад, мадригалов и т. д.), написанных в громадном большинстве в честь любимой им женщины, скрытой под именем Лауры, с которою он познакомился в г. Авиньоне (на юге Франции), где провел свою юность. Есть основания предполагать, что Лаура принадлежала к знатному франц. роду де Сад. Любовь осталась, по-видимому, неразделенной, чем объясняется общий меланхолический колорит «Песенника». Чувство Петрарки к Лауре носит возвышенный, одухотворенный (во вкусе платоновского идеализма) характер, лишенный грубой чувственности. Лаура ставится на недосягаемый пьедестал женственности, красоты и чистоты. Отличаясь высокохудожественной отделкой, «Песенник» сделал Петрарку родоначальником новой европейской лирики, вызвал к жизни новое течение (петраркизм) и нашел подражателей во всех европейских литературах.

«Северная Лира» (1827). Однако Петрарка как гуманист и философ не отразился ничем в творчестве П-на, который, как большинство современников, воспринимал его преимущественно как поэта любви, выдающегося лирика. Поэтому «язык любви» и «язык Петрарки» выражения равнозначащие для него (ср. «Евг. Онегин» гл. I, стр. 49). Поэт завидует Петрарке в том, что тот, воспевая Лауру, и «муки сердца успокоил», и «поймал славу» (там же, стр. 58). В стих. «Суровый Дант не презирал сонета» он замечает о сонете: «В нем жар любви Петрарка изливал». В повести «Метель» цитируется начало одного из известнейших сонетов Петрарки, представляющего как бы свод его любовных переживаний. Известны были П-ну и кантаты Петрарки; об этом свидетельствует эпиграф к VI-й главе «Евг. Онег.», заимствованный из четвертой строфы кантаты, посвященной Джакомо Колонна.

поэтический стиль«Мадонна». Как у Петрарки Лаура — реальная женщина и вместе с тем идеальный образ высшего духовного совершенства, сближающий ее с ангелами, так и у П. его невеста рисуется как «Чистейшей прелести чистейший образец», и облик ее сливается в единое целое с обликом мадонны. Вся поэтическая терминология здесь — чисто петрарковская.

П. однако не питал особенного пристратия к сонетной форме, блестяще разработанной Петраркой, и в собственной деятельности ограничился всего тремя сонетами. Но отголосок Петрарки замечается и в других его стихотворениях, а именно «Красавица» («Все в ней гармония, все диво») и «Я помню чудное мгновенье». Если не по форме, то по настроению и мотивам поэт и здесь «Петрарке шествовал вослед». Точно так же стихотворение «Я вас любил, любовь еще, быть может», изображающее чувство «безмолвное», «безнадежное», «робкое», готовое на самоотречение, находится в полном созвучии с чувствами Петрарки к Лауре.

Лауры, продолжавшееся и после ее смерти, было ему чуждо. В этом смысле нужно понимать два его заявления: 1) «Я в Петрарки не гожусь» («Приятелю», 1822) и 2) «Роль Петрарки мне не по нутру» (Письмо к брату, 25 авг. 1823 г.).

«Причины, замедлившие ход нашей словесности), П., по-видимому, и сам руководился, хотя бы отчасти, примером великого итальянца, созидая новый русский поэтический язык.

«ПЕТРИАДА» — условное название эпической поэмы о Петре I, по типу названия древнегреческой поэмы о взятии Трои — Илиона «Илиада» и многих позднейших поэм классического стиля, напр. «Генриады» (Henriade) — поэма о Генрихе IV Вольтера, «Мессиада» (Messias) — поэма о Мессии Клопштока, «Россиада» — поэма о победе России над татарами Хераскова. «Петриадой» нередко называли неоконченную поэму Ломоносова «Петр Великий». Прославлению Петра I посвящены поэмы единомышленников Шишкова, представителей архаической школы, ненавистной П. в дни его юности, — С. Ширинского-Шихматова «Петр Великий» (1810) и А. Грузинцева «Петриада» (1812), а также поэма «Петр Великий» (1803) Р. Сладковского. Эти произведения низко оценивались, а иногда и попросту высмеивались в литературном кругу, к которому принадлежал П.

—1799) — поэт, современник Державина, автор торжественных од, прославлявших полководцев и государственных деятелей его времени (Потемкина, Орлова, Румянцева, Мордвинова; также императрицу) и написанных затрудненным, напряженно-торжественным языком.

— Петровский дворец, находящийся на северо-западной окраине Москвы у Ленинградского шоссе, рядом с Петровским парком; здесь жил Наполеон во время пожара 1812 г.

— римский вельможа серед. перв. века н. э., известный по «Анналам» Тацита «законодатель вкуса» при дворе Нерона, предполагаемый автор сатирико-реалистического романа «Сатирикон», герой неоконченной повести П. (1835 г.).

— буквально: город Петра. Название, употреблявшееся в качестве греческой формы наименования Петербурга.

— кочевой народ тюркского племени, занимавший в IX—XI вв. южнорусские степи. Со второй половины X века начались постоянные набеги печенегов на русские города, причинявшие огромный урон населению. В середине XI века п. были вытеснены из южнорусских степей другими кочевниками (торками и половцами).

— Киево-Печерская лавра — знаменитый монастырь в Киеве, основанный в XI в., монахи которого жили в пещерах.

— лицейский врач с 1818 по 1842 г.