Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буквы "КР"-"КЮ"

КРАСНОЕ КРЫЛЬЦО — главный вход в царский дворец в Московском Кремле со стороны площади перед Благовещенским собором. С этого крыльца делались торжественные выходы.

КРАСНЫЙ КАБАЧОК — трактир на петербургской дороге, известный с половины XVIII в., одно из любимых увеселительных мест петербургских немцев.

КРАСОВСКИЙ Алдр. Ив. (1780—1857) — цензор Петербургского цензурного комитета (1821—1828 г.), а в 1833—1857 гг. председатель Комитета иностранной цензуры, отличавшийся тупым преследованием всякой свободной мысли, один из самых анекдотических цензоров по своей ограниченности и лицемерию.

—1755) — адъюнкт Академии наук, натуралист, историк и этнограф, участник академической экспедиции в Сибирь в 1733—1735 г., специально затем обследовавший Камчатку с 1736 по 1741 г., автор первого научного «Описания земли Камчатки» (1755 г.), переведенного на несколько языков. П., в библиотеке которого сохранилось второе русское издание книги К. (1786 г.), сделал в 1836 г. многочисленные выписки из нее, предназначавшиеся для тогда же начатой им специальной статьи об открытии и завоевании Камчатки. Статья эта намечалась, вероятно, для «Современника».

—1832) — англ. поэт. Его поэмы: «Библиотека» (1781), «Деревня» (1783), «Школа» (1783), «Газета» (1785), «Проповедь на смерть герцога Ретлэнда» (1788), «Приходские списки» (1807), «Местечко» (1810) и др. К. писал и небольшие пьески («Цыгане» и др.). Творчество К. носит морализующе-описательный характер (иногда весьма реалистический). Его темы — жизнь бедняков, приходские рабочие дома, пригород и т. п. П. в имевшемся у него издании сочинений К. мог найти и ряд стихов, посвященных Ч. Ретлэнду, и биографические сведения о нем как «покровителе» К.

—1777) — франц. нравоописательный романист. В своих произведениях он рисует картины распущенности аристократического общества XVIII века. Большинство его произведений отличается обилием эротических подробностей. Некоторые свои романы К. писал в форме восточных сказок. Главные его произв.: «Танзай и Неадарне» (1734), «Заблуждения сердца и ума» (1736), «Софа» (1745), «Ночь и мгновение» (1755), «Случай у камелька» (1765) и др. Его отец Проспер Кребильон (1674—1762) — автор трагедий, отличающихся сгущенностью ужасных положений. Его «Атрей и Фиест» (1707) и «Радамист и Зенобия» (1711) шли на русской сцене при П. (первая в переводе Жихарева 1811 г., вторая — Висковатова 1809). В письмах П. к Катенину 1822 г. и Кюхельбекеру 1825 г. имеются намеки на заключительную сцену «Атрея» явно иронического характера.

— легендарный богач, царь Лидии, владевший несметными богатствами; имя его сделалось нарицательным в значении — богач.

— небольшая серебряная монета, ходившая в германских государствах.

— в сев. -зап. части Петербурга, славился аристократическими дачами, расположенными по преимуществу на берегу р. Средней Невки.

—1843) — участник войны 1812 г., 1814—17 гг., путешествовавший за границей, откуда возвратился англоманом и радикалом и, через Карамзина, с которым был близок, вошел в литературный круг арзамасцев. П. познакомился с К. 29 июня 1817 г. у Тургеневых и тогда же отозвался о нем в дневнике: «Полный остроумия и обещающий еще более, нежели дает в настоящее время». П. быстро с ним сблизился, и уже в декабре 1817 г. обращается к нему с стих. «Не пугай нас, милый друг, гроба близким новосельем», с подзаголовком «к Анаксагору», которым подчеркивал вольнодумство К-а. Позднее, в письме к нему 10 февр. 1831 г., он вспоминал, что К. «некогда баловал первые его (литературные) опыты». В 1818 г. при прощаньи с К-м, уезжавшим в Лондон для службы в посольстве, П. подарил ему «Орлеанскую девственницу» Вольтера с посланием «Когда сожмешь ты снова руку». Человек властный и много видевший (взятый в плен при Бородине, он беседовал с Наполеоном в Кремле, защищал госпиталь, оставленный французами при отступлении, от нападения казаков, объехал всю Европу, был знаком с г-жой Сталь, Констаном, Контом, Лагарпом, Гете), К. импонировал П. своим свободомыслием и решительностью суждений. В том же году он прислал П. какие-то «безбожные стихи», по поводу которых А. И. Тургенев писал Вяземскому 28 авг. 1818 г., что К. «не перестает развращать Пушкина и из Лондона». В 1823 г. К. был назначен тульским губернатором, но не сумел приноровить свой крутой и раздражительный нрав к русской действительности и был вскоре переведен в Воронеж. Вероятно, по этому поводу П. спрашивал о нем известий у Вяземского в письме 20 дек. 1823 г., а осенью, вследствие тех же «темных слухов», пишет к нему самому, упрекая за то, что тот «ни строчкой не порадовал изгнанника». Ответ К. достиг П. только в 1831 г., когда губернаторская карьера К-а кончилась большим скандалом, и он удалился в свое имение. Может быть, это униженье К. побудило П. к проявлению все еще не забытой дружбы. 10 февр. 1831 г., посылая ему «любимое свое сочинение» («Бориса Годунова»), П. писал ему: «Мне брюхом хотелось с тобою увидаться и поболтать о старине». Характерно, что, сообщая о предстоящей своей женитьбе, П. уверен в отрицательном отношении к этому со стороны К. (хотя последний был женат с 1820 г.) и принимает с ним разочарованный и скептический тон, поддаваясь прошлым о нем впечатлениям.

«КРИСПИН ПРИЕЗЖАЕТ В ГУБЕРНИЮ» — план повести (или комедии), несколько напоминающий сюжетную схему «Ревизора». Сближение это тем более вероятно, что сам Гоголь неоднократно ссылался на заимствование им фабулы «Ревизора» у П., рассказывавшего о том, как П. П. Свиньин, чиновник и литератор, известный своей лживостью и хлестаковскими похождениями, «выдавал себя в Бессарабии за какого-то петербургского важного чиновника и, только зашедши уж далеко (стал было брать прошения от колодников), был остановлен». Имя Свиньина находилось также и в плане П., но потом было зачеркнуто, оно там фигурировало не то как указание на прототип «Криспина», не то как ссылка на фамилию рассказчика.

«КРИСТАБЕЛЬ» — фантастич. поэма Кольриджа из средневековой жизни; 1-я часть написана в 1797 г., 2-я — после возвращения Кольриджа из Германии, в 1800 г. Задумана совместно с Вордсвортом как опыт в новом роде (верность природе, распределение контрастов). Ритмика основана на новом принципе счета ударений, а не слогов, строфы состоят из различного количества строк с разным чередованием рифм. Незаконченная поэма издана в 1816 г. Одно из мест «К.», дававшее возможность различных толкований, вызвало в Англии упреки в эротизме. Героиня поэмы — Кристабель, дочь барона Леолина, встречает в лесу таинственную Джеральдину и приводит ее в дом отца. Волшебница Джеральдина ночует с ней в одной постели и зачаровывает ее. Наутро Кристабель в ужасе просит отца изгнать волшебницу, но тот, узнав в Джеральдине дочь друга своей юности, отказывается исполнить просьбу Кристабель.

«КРИТИКА НА ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР», «Критика на пресненские пруды» — сатирические куплеты, распространявшиеся в рукописи; в них описывались посетители мест, где собиралась на гуляния московская публика.

«КРОМВЕЛЬ» — историческая драма В. Гюго (1827).

—1658) — знаменитый англ. революционер, подписавший смертный приговор Карлу I (1649). При нем Англия оформилась как бужуазная республика. К. опирался на независимое крестьянство и вербовал армию преимущественно из представителей религиозн. сект, славящихся строгостью нравов (пуритан). Поэт Мильтон (см.) занимал при К. должность госуд. секретаря и написал в его честь сонет «Cromwell our chief». В 1657 г. ему была предложена королевская власть, но он от нее отказался, сохранив звание «лорда-протектора». П. имеет в виду изображение К. в драме Гюго «Кромвель» (1828), романе Скотта «Вудсток» (см.) и романе Виньи (см.) «Сен-Марс». «История Кромвеля» франц. историка Вильмена в изд. 1831 г. сохранилась в библ. П-на.

— так начинается названный П. «пророческим и славным» XVI сонет Мильтона, посвященный Кромвелю (To the Lord General Cromwell). Мильтон указывает на то, что «поднимаются новые враги, грозящие светскими цепями», и призывает Кромвеля помочь «спасти свободную совесть от лап наемных волков».

— то же, что опричник. По толкованию Карамзина, опричников называли так потому, что в них видели «как бы извергов тьмы кромешной» (т. е. ада).

— город в 40 километрах к югу от Орла. Здесь атаман Корела с донскими казаками выдержал осаду московского войска зимой 1604—1605 г.

— отец Зевса-Юпитера, который свергнул его с неба. Считался богом всесокрушающего времени и потому изображался с косой.

— см. Оссиан.

— крепость, защищающая Петербург — Ленинград со стороны Финского залива. Она расположена в 30 километрах от Ленинграда на острове Котлине при устье р. Невы. Во времена П. между Петербургом и К. курсировали пароходы. Из К. обыкновенно морем ездили за границу. П. неоднократно ездил в К. провожать своих друзей за границу (напр. Карамзиных, Киселева и др.).

— семья кишиневского вице-губернатора Матвея Егор. Крупенского (род. 1781 г., ум. после 1823 г.), женатого на Екатерине Христофоровне Комнено. Сестра ее Елизавета Христофоровна была замужем за Алексеем Никитичем Пещуровым, бывшим Псковским губернским предводителем дворянства.

— из молдавских бояр, брат кишиневского вице-губернатора, в доме которого в 1818 г. бессарабское дворянство принимало Александра I. П. упоминает К. в стих. «Раззевавшись от обедни» и «Тадарашка в вас влюблен».

— крестоносец, член Тевтонского ордена.

—1844) — знаменитый писатель. Ученики и почитатели Карамзина и его направления, в среде которых воспитался П. как поэт, не имея возможности ни отрицать дарования К., ни противиться его популярности, все же относились к его басням сдержанно, подчеркивая достоинства Дмитриева как баснописца. П. уже в начале 20-х годов к творчеству К. подошел несколько иначе. Он считал К. самым народным из русских поэтов, ставил его рядом с Державиным, объявил его представителем духа русского народа. С Вяземским, упрекавшим К. в грубости и плоскости, П. спорил, настаивая на том, что все басни Дмитриева не стоят одной хорошей басни К. В 1825 г. граф Г. В. Орлов издал в Париже два тома избранных басен К., переложенных стихами на франц. и итальянский языки. Стихотворное переложение было выполнено 59 писателями по подстрочному переводу. Одно из предисловий к этому изданию, написанное П. Лемонте, было в свою очередь переведено на русский язык и напечатано в «Сыне Отечества» (1825 № 13 и 14). Об этом предисловии П. написал особую статью (см.). П. цитирует басню К. «Любопытный» в эпиграфе к стихотворению «Собрание насекомых» и басню «Муравей» в статье «О смелости выражений». В «Городке» упоминается шуточная пьеса К. «Трумф или подщипа», в то время еще не напечатанная. К., начавший свою литературную деятельность немногим позднее Державина, пережил П.

— танцовщица. В нее был влюблен П. Б. Мансуров, когда она еще не кончила театральной школы; в письме к нему из Петербурга в Новгород П. называет ее «крылатой девой».

—1824) — жена русского дипломата, напечатавшая в 1803 году автобиографический сентиментальный роман «Валерия» (на франц. языке). Впоследствии занялась мистическим проповедничеством, имея некоторое влияние в придворных кругах, а в 1815 г. сблизилась на почве религиозного мистицизма с Александром I.

— жена Сократа, отличавшаяся сварливостью.

—V в. до н. э.) — греческий философ из города Колофона в Малой Азии, автор эпических и элегических стихотворений (см. Афеней).

«КТО НА СНЕГАХ ВОЗРАСТИЛ...» — в этом четверостишии, по манере подражательном древним надписям, П. в виде загадки дает характеристику Дельвига, намекая на его идиллии, подражательные Феокриту (см.), но перенесенные на север и на любовь «германца» Дельвига к древнегреч. миру. Пользуясь древн. мифом о смене веков, П. называет свой век железным. Статуэтка сфинкса напомнила П. миф о его загадках Эдипу (см.).

—1820) — аристократка, находившаяся в заключении в тюрьме Сен-Лазар одновременно с А. Шенье и воспетая им под именем «Юной пленницы».

— Описание кубка и обычая, связанного с ним, заимствовано П. из «Русской Старины» А. О. Корниловича.

— улица в Москве. С половины XVIII в. на К. м., занятом обширными владениями моск. вельмож, стали открываться магазины иностранных торговцев, большей частью французов, торговавших главным образом модными товарами. К. м. был излюбленным местом прогулок московской аристократии. Война 1812 г., когда русские патриоты ополчились против всего французского, сильно подорвала торговлю на К. м.; многие из крупных французских фирм разорились, владельцы их вынуждены были покинуть Россию. Но со временем К. м. возродился опять как улица магазинов роскоши и моды.

— монашеская шапка; то же, что клобук.

—1868) — один из плодовитейших реакционных писателей 1830-х годов, автор стихотворений, исторических романов и повестей, пользовавшихся большой популярностью и авторитетом в кругу современных читателей и критики; он прославился в особенности своими рассказами из Петровской эпохи, но в среде «писателей-аристократов», к которым примыкали П., Вяземский, Одоевский и др., не считался за крупного писателя за стремление в своих произведениях к искусственности. К. понимал это отношение к нему П. и его товарищей по перу и после его смерти записал в своем дневнике, что П. был его «злейший враг». Они были знакомы лично, но отношения их никогда не выходили за пределы официальных. Кроме записи в дневнике, П. нигде не оставил своего отзыва о К., но и в этом единственном отзыве ясно видно отрицательное отношение П. к дарованию К.

— в Бессарабии так звали местных аристократок, «боярынь».

— селение в Чехии, близ которого 17 и 18 августа 1813 г. произошло сражение между соединенными русскими и прусскими войсками и французами, окончившееся поражением французов и взятием в плен командовавшего ими маршала Вандамма. В первый день боя особенно отличилась русская 1-я гвардейская пехотная дивизия.

—1812) — военный деятель, пользовавшийся довольно широкой известностью как один из участников Шведской войны 1808—1809 г., закончившейся присоединением Финляндии к России.

— у кавказских горцев приятель, покровитель. Куначество связывало горцев разных племен, а также горцев с иностранцами. К. должен защищать своего к. от обид, охранять его безопасность, мстить за него, как за своего родственника.

—1841) — адъютант-профессор (1811—1816), преподаватель нравственных и политических наук в 1814—1820 г. в лицее. Закончил свое образование К. в Гейдельберге. Он был одним из лучших преподавателей своего времени, самостоятельным теоретиком права. В известной истории Петербургского университета 1821 г., когда лучшие профессора были удалены за либерализм (см. Магницкий и Галич), книги К. о естественном праве стали отбираться и сжигаться, его лишили службы в университете и даже хотели судить. Впрочем, он остался преподавать в Пажеском корпусе. В 1838 г. К. был председателем Комитета для надзора за печатанием полного собрания законов и избран почетным членом университета. В 1840 г. он был назначен директором Департ. иностран. исповеданий. П. в «Послании цензору» с негодованием говорит о произволе суда над невинной книгой Куницына. Из всех учителей П. только К. вспоминает в своих стихотворениях. Высокая оценка К. сделана в рукописном тексте «19 октября 1825 г.», а в «Лицейской годовщине» 1836 г. П. вспоминает речь, сказанную К. при открытии лицея, как самый яркий момент этого дня.

—1851) — америк. писатель, создавший новые формы историч. вальтер-скоттовского романа, индейский и морской роман. Знамениты его «Повести кожаного чулка»: «Пионеры» (1823); «Последний из Могикан» (1826); «Прерия» (1827); а также «Шпион» (1821) из эпохи Войны за независимость. В 40-х годах он издал «Зверобой» и «Следопыт». Из его морских рассказов известны «Пенитель моря» (The Water With), «Красн. Корсар», «Pilot». Сочинения К. были у П. в библиотеке на франц. языке. Мнение П-на об его «блестящих произведениях» высказано в статье «Джон Теннер».

— см. Эрот.

— документ, формально закрепляющий продажу какого-нибудь недвижимого имущества.

— храбрость.

— старинный французский танец.

—1583) — политический деятель, сперва близкий к царю Иоанну IV, сражался под Казанью в 1550 году. В годы опал и казней бежал в Польшу (в 1564 году), где ему король дал во владения поместья. В 1579 году он принял участие в походе Стефана Батория на Псков («под ветхий город Ольгин» — княгиня Ольга, жена Игоря, была родом из Пскова). Из Польши он вел литературную полемику с Иоанном по политическим вопросам в защиту аристократической партии. Кроме обличительных писем Иоанну Грозному, К. написал «Историю князя великого Московского» (исторические записки, доведенные до 1578 года). Изображенный в «Борисе Годунове» сын К. — вымышленное лицо. Единственный сын К. в действительности не принимал участия в походе самозванца и умер значительно позже.

— дочь ген. Жана Виктора Моро (см.). Можно предполагать, что она одно лицо с Амалией Курваль, плодовитой писательницей 1820—1840 гг. Возможно, что мужем ее был франц. путешественник виконт де Курваль, представлявшийся 2 декабря 1834 г. в частной аудиенции Николаю I.

—1796) — ученый, педагог и литератор; служил в Морском корпусе в качестве преподавателя, инспектора и профессора математики и навигационных наук. К. известен главным образом как составитель знаменитого «Письмовника», выдержавшего с 1769 по 1831 г. не менее 9 изданий; слово «письмовник» означало в языке К., стремившегося к русификации словаря, — грамматику; первое издание книги называется «Российская Универсальная Грамматика, или Всеобщее письмословие и т. д.»; дальнейшие — «Книга письмовник, а в ней наука росс. яз. с седмью присовокуплениями». Самая грамматика занимает не более четверти всей книги; остальное отведено под приложения, заключающие «сбор разных пословиц и поговорок», «краткие замысловатые повести» (более 360 анекдотов), нравоучительные рассуждения, сведения по мифологии, «сбор разных стиходейств», т. е. обширную хрестоматию, составленную из стихотворений поэтов середины XVIII века и народных песен, краткую характеристику всех наук и искусств, приведенных в систему, и т. п. Книга К. предлагала своим читателям полную энциклопедию филологической и отчасти общегуманитарной культуры. По ней можно было научиться не только правильно выражаться устно и письменно, но применить к месту поговорку и вставить в свою речь исторический пример, анекдот и мифологическое название. Письмовник был широко распространен еще в конце XVIII в., в среде не слишком образованных читателей, офицеров, чиновников, помещиков, купцов. В первой четверти XIX века «Письмовник» стал распространяться в мещанских кругах и стал книгой для чтения и справочником для малограмотного люда. В глазах читателей и писателей из «высокой» литературы пушкинского времени «Письмовник» был, с одной стороны, почти смешным памятником ветхозаветной литературной старины, с другой — «мещанской» книгой.

— у запорожских казаков отдельное хозяйство, состоявшее из живших в одном доме. Во главе к. стоял выборный куренной атаман.

—1834) — родом турок, фаворит Павла I, бывший у него камердинером, а затем занимавший высшие должности.

—1797) — друг Радищева, переводчик Юнга и Клопштока, видный деятель масонских организаций.

—1813) — фельдмаршал, крупный военный деятель. Выдвинувшись еще в турецких кампаниях 70—90-х гг. XVIII в., он возглавляет русскую армию, отражающую нашествие Наполеона (1812). В дворянской патриотической литературе рисуется в качестве героя «Отечественной войны», спасителя родины от ига Наполеона. Оценка П-м К. как «совершителя большого патриотического подвига» характерна для настроений поэта-идеолога обуржуазившейся части русского дворянства. П. был близко знаком с дочерью К-ва Е. М. Хитрово. В стих. «Перед гробницею святой» П. имеет в виду гробницу К. в Казанском соборе в Петербурге.

—1829) — сенатор, в молодости служил в военной службе, в 1810 г. К. определен был попечителем Московск. университета. В литературе К. известен как автор многочисленных торжественных од на разные случаи, а также как переводчик

«Четыре части дня»). В 1803 г. К. был избран членом Российской академии. Известен своими доносами на Карамзина.

— см. Пистолеты.

— последний хан Сибирского царства, умер в 1598 г.; он происходил из династии Шейбанидов, потомков Чингисхана, он и управлял Сибирью из укрепленного города недалеко от нынешнего Тобольска. В 1581 г. казаки под начальством Ермака вторглись в его царство. К. был разбит, столица его взята, и царство присоединено к владениям московского царя. К., однако, продолжал вести с ним борьбу. Говоря о К., П. имеет в виду поэму о К., которая им не была написана и которую он и не предполагал писать, а упомянул о ней, вероятно, в качестве примера того, что бы мог написать на его месте сосланный в Сибирь поэт.

— по-славянски шатер, палатка.

— крепость в Пруссии, выдержавшая осаду русских войск в 1758 г.

—1846) — поэт, декабрист, лицейский товарищ П-на. По воспоминанию Корфа, «он был предметом неистощимых наших насмешек в лицее за свои странности, неловкости и смешную оригинальность». По окончании лицея в 1817 г. зачислился вместе с П. в Коллегию иностранных дел, а также состоял преподавателем в Пансионе при Главном педагогическом институте. В 1820—21 гг. сопровождал А. Л. Нарышкина за границу, в качестве секретаря, и в Париже выступил с публичными лекциями о русской словесности, которыми вызвал неудовольствие русских властей, и принужден был выехать в Россию, приобретя репутацию неблагонадежного.

но уже в следующем 1822 г. должен был оставить службу вследствие ссоры и дуэли с племянником Ермолова, Похвисневым, после чего уже не мог устроиться на службе и существовал в Москве частными уроками и литературой. В 1824—25 г. издавал вместе с кн. В. Ф. Одоевским сборники «Мнемозина», 4 тт., затем сотрудничал, по рекомендации Грибоедова, у Греча и Булгарина в Петербурге; сблизился здесь с литераторами-декабристами и был введен Рылеевым в Северное общество в конце ноября 1825 г.

«узнав о замышленном возмущении, принял в оном живейшее участие, ходил (для агитации) в Московский полк и Гвардейский экипаж, был в числе мятежников с пистолетом, целился в в. кн. Михаила Павловича. По рассеянии мятежников картечами, он хотел построить Гвардейский экипаж и пойти в штыки, но его не послушали. После сего он скрывался побегом в разных местах, переодевшись в платье своего человека». Арестованный в Варшаве 19 января 1826 г., он был приговорен к смертной казни, замененной 15-летним заключением в крепости и пожизненной ссылкой в Сибирь. Проведя 10 лет в Петропавловской, Шлиссельбургской, Динабургской, Ревельской и Свеаборгской крепостях, он в конце 1835 г. отправлен на поселение в г. Баргузин, Забайкальской области, но нужда и перенесенные испытания привели его к чахотке, от которой он и умер в Тобольске. Пылкий, самолюбивый и упрямый, К. уже в лицее шел вразрез с господствовавшим литературным течением и подвергался насмешкам за «клопштокские стихи» и «германическое направление», но силой своего энтузиазма и эрудиции оказывал значительное влияние на товарищей, как проводник идей немецкой литературы. Под влиянием К. пробудился у них и интерес к народной словесности, выдвинутый немецким романтизмом. Решающим моментом литературного пути К. было сближение его с Грибоедовым, который открыл ему красоты языка старинного перевода Библии (в этих библейских образах К. воспел греческое восстание 1820 г. в стихах, «исполненных — по отзыву Вяземского — мыслей и чувств») и «соблазнил» его, по выражению Дельвига, вступить в лагерь шишковцев, враждебный «Арзамасу». По-видимому, под влиянием Грибоедова он пишет трагедию «Аргивяне»

—24 гг.), следуя идеям Шлегеля о возрождении этого жанра в подлинно античном духе, но трагедия эта не увидела света по политическим соображениям. В 1824 г. он поместил в «Мнемозине» описание своего пребывания за границей и замечательную статью «о направлении нашей поэзии», в которой, не без резкости (даже в отношении Пушкина), призывал к воскрешению высоких лирических жанров (оды), следуя традициям Державина, и к возвращению к исконной самобытности и свободе русского языка. Позднее, в 1833 г., он вспомнил, что «мы (К. и П.), кажется, шли с 1820 г. совершенно различными дорогами: он всегда выдавал себя... за приверженца так называемых очистителей языка (основоположником которых был Карамзин), а я вот уже 12 лет служу в дружине «славян», под знаменем Шишкова, Катенина, Грибоедова, Шихматова». При этом он причислил себя вместе с Катениным и Грибоедовым к «славянам-романтикам», в отличие от «классиков» Шишкова и Шихматова. П. не ценил К-а как поэта и был противником его по литературной группировке и по основным взглядам на поэзию. Уже в послании «К другу стихотворцу» он советует ему бросить поэзию. Также осуждает он трагедию Ариста в эпиграмме того же года и борьбу против ямба и хорея в эпиграмме Клиту. О «Шекспировых духах» (1825 г.), посвященных Грибоедову, П. отзывался тогда же в письме Плетневу: «Кюхельбекеровы Духи — дрянь, стихов хороших очень мало, вымысла нет никакого, предисловие одно порядочно». Самому автору он писал любезнее: «Стихотворение небрежно, не всегда натурально; выражения не всегда точно русские. Все это прощаю для Калибана, который чудо как мил». По поводу стихотворения К. о греческом восстании («Глагол господень был ко мне») П. пишет брату 4 сент. 1822: «Что за чудак! Только в его голову могла войти жидовская мысль воспеть Грецию... славянорусскими стихами, целиком взятыми из Иеремии». «Ода к Ермолову, — продолжает он, — лучше, но стих «Так пел в Суворова влюблен Державин» слишком уж греческий». Также осуждает он и послание К. к Грибоедову, высмеивая в особенности выражение «резвоскачущая кровь». В своей «Оде графу Хвостову» (1825 г.) П., пародируя отчасти оду К. на смерть Байрона, ввел и это выражение с ссылкой на автора. Однако, П. отдал дань справедливости «Аргивянам», отметив введение К. белого ямба. Может быть также, трагедия эта оказала некоторое влияние и на трактовку массовых сцен в «Борисе Годунове».

«Духов»: нужна ли тебе моя критика. «Нет! Не правда ли?». Позднее, подметив в своих стихах «что-то пушкинское», К. записал в дневнике, 17 янв. 1833: «люблю и уважаю прекрасный талант Пушкина, но, признаться, мне бы не хотелось быть в числе его подражателей». Он решительно не одобрял многого в направлении П. «Ужели это — поэзия», — отзывался он о стиле «Евгения Онегина». Как критика, П., по-видимому, ценил К. за его эрудицию. 30 ноября 1825 он пишет Бестужеву: «сколько я ни читал о романтизме, все не то; даже Кюхельбекер врет», а 19 авг. 1825 он убеждает Вяземского, что «он человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд». Однако отзывы К. были для него неприемлемы, и он писал ему в декабре того же года: «Шихматов, несмотря на твой разбор, и смотря на твой разбор, — бездушный, холодный, скучный пустомеля». Он был задет статьей К. «О направлении нашей поэзии» и возражает на ее положения в «отрывках из писем» (1826), в IV главе «Онегина», в заметке «о вдохновении и восторге», в «Родословной» (1833), в заметке о шутке Дмитриева «Путешествие в Париж и Лондон» (1834). Тем не менее П. уважал отношение К. к поэзии как «святым таинствам высокого искусства», и в стихотворении «19 октября 1825 г.» признает, что «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво». К. же послужил основой для образа Ленского, который, по первоначальной редакции, должен был быть «крикун, мятежник (мечтатель) и поэт» и который «из Германии туманной привез презренье суеты, славолюбивые мечты, ученость, вид немного странной» и т. д. Изгнанье П., а затем арест К. сохранили в памяти поэта его юношеский образ, к которому он питал горячую дружбу, не прерывающуюся до смерти. Упоминания о К. всегда проникнуты любовью. Поэт поддерживал с заключенным другом переписку, несмотря на сопряженный с этим риск, посылал ему книги и, несмотря на противодействие жандарма, обнял узника и говорил с ним, встретив его неожиданно в 1827 г. около Боровичей, когда его перевозили из Шлиссельбурга в Динабургскую крепость. П. записал эту встречу (см. «Встреча с Кюхельбекером»).