Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буквы "КЕ"-"КО"

КЕК Вал. Тим. — приятель А. П. и М. А. Полторацких, офицер генерального штаба, приезжавший на съемку в Кишинев.

КЕНИГ Самуил (1712—1757) — немецкий математик, поддержанный Вольтером в полемике с астрономом Мопертюи.

КЕНОТАФ — памятник, посвященный памяти умершего, сооруженный не на его могиле. Кенотафы имели форму надгробных памятников и часто украшались стихотворными надписями.

— предместье Афин.

— в греческой мифологии богиня земледелия, мать Прозерпины.

—1879), р. Полторацкая, жена ген. Е. Н. Керна и двоюродная сестра Вульфов. П. встретился и познакомился с ней в доме Олениных еще в 1819 г., но ближайшее знакомство его с ней относится к периоду пребывания П. в с. Михайловском, где в соседнем с ним с. Тригорском, принадлежавшем П. А. Осиповой, П. был постоянным гостем и где летом 1825 г. жила и К. Здесь П. пережил сильное увлечение К. П. написал ей тогда же «Я помню чудное мгновенье...» и находился с ней в переписке. К ней же относятся стих. шутки: «Вези, вези, не жалей...» и «Мне изюм нейдет на ум...» К. оставила небольшие, но очень содержательные и достоверные воспоминания о П., справедливо занявшие в литературе о П. одно из первых мест.

— молодой паж из комедии Бомарше «Свадьба Фигаро».

— одно из произношений имени Цезаря. «И Кесарь слезы проливал»: очевидно, здесь П. ошибся; в черновике этого места стоят имена Брута и Кассия. П. имел в виду битву при Филиппах, в которой сражались, с одной стороны, республиканцы и Кассий, а с другой — триживиры с Октавианом во главе (в 42 году до нашей эры). Потерпев поражение, Кассий закололся, и Брут плакал над его трупом.

— часть военной формы; твердый, расширяющийся кверху головной убор с козырьком.

— небольшое татарское селение на Южном берегу Крыма.

— род благовонного растения, корица.

— см. Изобразительное искусство и П.

— см. Афродита.

— находились к востоку от реки Урала, на месте нынешнего Казахстана.

«КИРДЖАЛИ» — повесть П., опубликованная в «Библиотеке для Чтения» 1834 г. (т. VII). В «К.» объединен бытовой и исторический материал о похождениях известного молдавского разбойника Георгия Кирджали, участника восстания гетеристов в 1821 г., арестованного в Кишиневе и выданного туркам в 1823 году. Историю К. услышал П. впервые от М. И. Лекса, чиновника канцелярии ген. Инзова, и, вероятно в том же 1823 г., написал под впечатлением этого рассказа несколько строк «Чиновника и Поэта». В 1828 году П. вернулся к материалам о К., набросав план поэмы под этим названием и 12 первых ее стихов («В степях зеленых Буджака» и пр.). Судя по плану, фабула поэмы близко соответствовала будущей повести, но обрывалась на пребывании К. в Кишиневе и данных ни о его выдаче, ни о бегстве из Ясской тюрьмы не заключала. В 1832 г. М. И. Лекс переведен был в Петербург на должность директора канцелярии Министер. внутренн. дел. Во время одной из встреч с ним П. узнал конец занимавшей его истории (К Лексу относятся строки «К.» о «человеке с умом и сердцем, в то время неизвестном молодом чиновнике, ныне занимающем важное место») и вернулся к дважды уже брошенному материалу. Вновь ожившие кишиневские воспоминания, старый и новый рассказы Лекса и, вероятно, какие-то не дошедшие до нас документальные данные из веденного П. в 1821 г. дневника греческого восстания окончательно определили круг источников повести о К. В нее же перенес П. материал об Ал. Ипсиланти и Иордаки Олимбиоти, вовсе не связанный с данными о К., но проработанный им еще в 1821—1822 г. для задуманной тогда поэмы об этеристах (См. план «Два арнаута хотят убить А. Ипсиланти» и пр. Нач. стихи «Поля и горы ночь объемлет»). За исключением неверной датировки выдачи К. туркам, исторических ошибок и неточностей в «К.» нет.

—1856) — критик и публицист; член московского кружка любомудров, лично и литературно связанный с «вождями» «литературной аристократии»; знаток и популяризатор немецкой идеалистической философии, сотрудник «Московск. Вестн.» (1827—1828), редактор «Европейца» (1832), запрещенного на третьей книге за программную статью К. «XIX век»; с начала 40-х годов один из идеологов славянофильства. Статья К. «Нечто о характере поэзии П.» (1828) была первая оригинальная попытка философского осмысления и критической оценки всей эволюции пушкинского творчества (К. устанавливал 3 этапа его развития: 1) школа итальянско-французская, 2) байронизм и 3) признаки национально-самобытной творческой силы в «Цыганах» и «Бор. Годунове»). Эту общую характеристику дополняли разборы «Полтавы» и «Бор. Год.» в известных его «Обзорах русской словесности» 1829 и 1831 гг. П. с большим вниманием следил за статьями К., высоко ставил его как критика и журналиста, возлагал большие надежды на «Европейца» и после краха последнего горячо приглашал К. в свой «Дневник».

—1856) — младший брат и единомышленник Ив. К., знаток и собиратель памятников народной поэзии; в 1833 году П. подарил ему тетрадь своих записей песен Псковской губ.; летом 1836 г. П. часто встречался с К. во время пребывания последнего в Петербурге, пересматривал его материалы и особо отметил в «Мыслях на дороге» его записи народных легенд.

— то же, что Карелия.

— один из уголовных преступников, заключенных в Кишиневском остроге. Сохранился рассказ о том, что П., часто живя в Кишиневе, ходил разговаривать с арестантами и расспрашивал об их удальстве; они охотно рассказывали ему о своих похождениях, особенно один из каторжников, очень полюбивший П. Однажды этот преступник решил бежать из острога, о чем сообщил П.; в ту же ночь он был разбужен барабанным боем, выбежал из дома и узнал, что мальчик-барабанщик, заметив побег, забил тревогу, но один из бежавших успел ударить его ножом в глаз. Беглецы были пойманы, за исключением наиболее расположенного к П. арестанта. Возможно, что именно его П. и имел в виду под именем Тараса Кирилова.

—1869) — брат С. Д. Киселева, товарищ Н. М. Языкова по Дерптскому университету и приятель П. и гр. В. А. Соллогуба, служил по ведомству Министерства иностранных дел. Н. М. Языков воспел его в двух своих стихотворениях (1824 и 1825 гг.), о чем упоминает П. в послании к Н. М. Языкову «К тебе сбирался я давно...». Когда К., назначенный секретарем посольства в Париже, уезжал в Карлсбад, П. 14 июня 1828 г. при проводах его написал ему в альбом четверостишие «Ищи в чужом краю здоровья и свободы...». К. рисовал портреты и карикатуры.

—1872) — генерал, видный деятель царствования Николая I, впоследствии граф, министр государственных имуществ. П. с К. познакомился еще в молодых годах и посвятил ему несколько сочувственных строк в своем послании «К Орлову».

— имение отца П. — Сергея Львовича в Сергачском уезде Нижегородской губ., невдалеке от Болдина. К 1830 г. в нем числилось 474 крепостных душ, состоявших на оброке. В этом году отец П. отделил ему 200 душ. П. заложил их и вырученные 40 тысяч руб. асс. употребил на расходы, связанные со своей свадьбой. Для вступления во владение своей частью имения П. пришлось осенью 1830 г. отправиться в Болдино и приступить к разделу. К. была чрезвычайно бедна, плохое же управление окончательно разорило крестьян. До известной степени история К. отражена П. в «Истории села Горюхина». После смерти П. часть имения, принадлежавшая ему, снова перешла к Сергею Львовичу. Именем Кистеневки названо у П. имение Дубровского.

— причетник лютеранской церкви.

— см. Кюстрин.

— древнегреческий музыкальный инструмент, вроде маленькой арфы, чаще всего семиструнный.

— см. Афродита.

— старинный женский праздничный головной убор, богато разукрашенный.

— старинный инструмент вроде фортепиано, вышедший из употребления в XVIII веке; при П. клавикордами продолжали неправильно называть сменившее их фортепиано.

— клавишный музыкальный инструмент; так иногда называлось в 20-х—30-х годах прошлого века фортепиано, позже принявшее вид современного рояля.

— герцог, младший брат Эдуарда V, сперва враждовавший с ним, потом, перед сражением при Барке (1471 г.), перешедший на его сторону. Эдуард не мог простить Кларенсу прежней измены и по незначительному поводу осудил его на смерть, предложив ему самому выбрать род смерти. Кларенс предпочел утопиться в бочке мальвазии (1478 г.).

— героиня одноименного романа Ричардсона (см. Ричардсон).

— см. Аполлон.

— первоначально автор, чтение которого входило в обязательную программу обучения (т. е. которого изучали в классе). Так как прежде образование основывалось на знакомстве с древними языками и литературами, то классическими стали называть греческих и латинских писателей. Позднее это слово стало применяться к тем писателям, которые старались в своих произведениях подражать античным (древним) авторам. Слова классик, классицизм, классический получили особое распространение в 20-х годах XIX в., когда разыгралась литературная война между к. и романтиками. Так стали называть приверженцев старой французской литературной школы, ведущей начало от писателей XVII века Буало, Расина и др. Первые к. (или, как они себя называли, «древние») считали необходимым следовать правилам, установленным античными писателями; наиболее авторитетной книгой они считали «Поэтику» Аристотеля. Правила эти в действительности имели лишь внешнее сходство с литературными нормами греков и римлян. В основном учение к. XVII в., изложенное в «Поэтическом искусстве» Буало, сводилось к предпочтению «высоких», торжественных жанров перед шутливыми и «низкими» (т. е. бытовыми, нравоописательными и т. п.); стихотворные произведения предпочитались прозаическим; особенно ценилась трагедия. В художественных произведениях провозглашалось господство «здравого разума», совершенной ясности, но в то же время особого изящества выражений; требовалась поучительность, полезность в литературе. Темы брались преимущественно из мифов или истории древнего мира. Одной из особенностей классицизма было отрицание национальных форм в искусстве и уверенность в возможности создания произведений, совершенных во всех условиях, для всех времен и исторических стадий. В действительности это превращалось в пропаганду франц. влияния и в господство франц. культуры. Идеи классицизма были выдвинуты недифференцированным социальным слоем, явившимся в эпоху усиления самодержавия королей на смену крупной феодальной аристократии. Слой этот состоял из среднего дворянства, придворной служилой аристократии и крупной буржуазии. В XVIII веке, когда процесс ликвидации крупных феодалов закончился, классицизм стал господствующей формой в литературе. Впрочем, он перестал быть единым, и в его среде происходило нарождение новых литературных форм (буржуазный роман, сентиментальная лирика и т. п.). К 20-м годам XIX в. классицизм приходил в упадок, как явно устаревшая система. Однако еще доживали к., не представлявшие идеологического единства. Среди них были и писатели, воспитанные на героической литературе эпохи революции, являвшиеся левыми либералами, и сторонники наполеоновской военной диктатуры, и представители старого, дореволюционного режима. Эта разнородность защитников классицизма ускорила его падение. В России классицизм являлся господствующей формой парадной, дворянской литературы XVIII века. Он характеризовался преимущественным влиянием французской литературной традиции. Несмотря на то что немецкий романтизм оказал сильное влияние на поэтов начала XIX в. (Жуковский), ко времени формирования литературного мировоззрения П. классицизм еще признавался господствующей школой и в «Арзамасе» к. считались таким же авторитетом, как и в «Беседе». Спор шел не о классицизме и романтизме, а о старом и новом слоге, о торжественном и «низком» в литературе. Естественно, что большинство арзамасцев впоследствии примкнуло к лагерю романтиков, а члены «Беседы» остались к.

— пособник, сторонник, иногда употреблялось с отрицательным оттенком.

—30 г. до нашей эры) — царица Древнего Египта. Царствование К. было периодом завоевания Египта Римом. Стремясь удержать в своих руках власть, она была любовницей сперва Цезаря, а после его смерти и победы триумвиров — Марка Антония. Когда Марк Антоний был побежден Октавианом, К. отравилась, и Египет был присоединен к Риму. К. славилась красотой, умом, образованностью и развращенностью. Ее часто изображали в трагедиях (Шекспир, Корнель, Мармонтель и др.), операх и др. литературных произведениях. Какую именно пьесу с ролью К. имеет в виду П. в первой главе «Евгения Онегина», не установлено.

—1803) — знаменитая франц. драматическая артистка. Имя ее П. употребил как синоним замечательной артистки.

— см. Вина.

— жена царя Агамемнона. Так как цикл мифов, связанных с Агамемноном и его семьей, был излюбленным источником сюжетов древних и новых классических трагедий, К. является героиней очень многих произведений. Однако в трагедиях Корнеля ее нет, и П. ошибся. Вероятно, он имел в виду трагедию Расина «Ифигения в Авлиде», где К. является действующим лицом и где ее действительно, как пишет П., сопровождает стража.

— см. Музы.

— шапка, имеющая вид колпака с меховым околышком; монашеская камилавка (род высокой шапки).

’ВУЖО — см. Вина.

—1803) — немецкий поэт, главный представитель литературной школы, выступившей в середине XVIII века против влияния франц. классицизма и подготовившей образование так назыв. сентиментального, а потом и романтического течения в немецкой литературе. Стихи К. сложны, перегружены образами, написаны трудным языком. Основным произведением К., принесшим ему европейскую славу, была поэма «Мессиада».

— одна из трех Парок (см.), прядущая нить жизни.

— франц. произношение греческого имени, указывающее на то, что П. знакомился с античной литературой по франц. переводам. См. Хлоя.

— экономка, дворовая женщина в помещичьих домах, ведавшая припасами и домашним хозяйством.

«К МОЛОДОЙ ВДОВЕ» — см. Смит Мария.

—1844) — поэт. С ним П. был знаком в Одессе, где К. служил при гр. Воронцове. Затем К. был петербургским вице-губернатором, директором канцелярии министра финансов и попечителем Новороссийского учебного округа.

—1791) — драматический писатель и поэт, автор трагедий («Дидона» 1769, «Рослав» 1784, «Титово милосердие» 1785, «Софонизба» 1786 и др.), комедий («Хвастун» 1786 и «Чудаки» 1790), комических опер («Сбитенщик» 1783 и др.), мелодрамы («Орфей») и нескольких стихотворных сказок и посланий. Незадолго до смерти он написал трагедию «Вадим Новгородский», где прославляется восстание Вадима против самодержавной власти Рюрика. Вследствие наступившей политической реакции в связи с революцией во Франции, К. не поставил и не напечатал этой трагедии, но после его смерти бумаги его были приобретены Глазуновым, который в 1793 году напечатал ее. На заключавшиеся в ней республиканские речи героев было обращено внимание Екатерины, по распоряжению которой издание было конфисковано. Впоследствии долгое время держалось убеждение, что «Вадим» был напечатан при жизни автора, что автора допрашивали, подвергли пытке, вследствие чего он и умер (так сообщал об этом Бантыш-Каменский в 1836 году); этим объясняется замечание П., что К. «умер под розгами». При П. трагедии К. редко шли на сцене (П. упоминает об игре Вальберховой в «Дидоне»; в той же трагедии и в «Рославе» играла Колосова), зато комедии его долгое время не сходили со сцены. Комедии эти были подражанием французским и русским образцам, но отличались живостью и веселостью. Во время своего пребывания в лицее П. ценил К. почти наравне с Фонвизиным, но вскоре переменил свое мнение, находя, что в трагедиях он «просто не поэт», в комедиях — подражатель, что если он «безмятежно пользуется славой», то лишь по недостатку критики. Тем не менее П. часто цитировал комедии К. (в заметке о «Полтаве», в «Мыслях на дороге», в эпиграфах к «Капитанской дочке»; впрочем, источник эпиграфа к XIII главе не установлен.

«КНЯЗЬ, НАПЕРСНИК МУЗ» — см. Горчаков Д. П.

— деревня и пост по Военно-Груз. дороге у подъема на Крестовую гору в 18 км от ст. Казбек. Во время своего путешествия по Кавказу П. прибыл в К. 13 мая 1829 г. вечером и заночевал там.

— орудие, применявшееся при телесном наказании: род скамьи, к которой привязывали наказываемого кнутом. «Нюхать кобылу» — подвергаться наказанию кнутом.

— в библейских легендах: 1) корабль, в котором спасался с близкими Ной во время т. н. всемирного потопа, 2) К. завета — ящик, в котором хранились Моисеевы заповеди (скрижали) для богослужебных целей.

«КОГДА ВЕЛИКОЕ СВЕРШАЛОСЬ ТОРЖЕСТВО». В первых шести строках говорится о смерти Иисуса Христа. Стихотворение вызвано тем, что на выставке картины К. П. Брюллова «Распятие» ввиду огромного наплыва публики были поставлены часовые.

— см. Казак.

—1840) — поэт. В молодости офицер, потом чиновник, светский человек, К. в 1819 г. лишился ног вследствие паралича, а в 1821 г. ослеп. Литературная деятельность К. относится ко времени после 1821 г. К. издал несколько поэм и много стихотворений, как оригинальных, так и переводных с франц., англ. и итал. В поэзии он был учеником главным образом Жуковского, отчасти П. и Байрона. Наибольшим успехом пользовалась его романтическая поэма «Чернец». К. был горячим поклонником творчества П., а с самим поэтом был знаком еще до ссылки его на юг. Весной 1825 г. К. прислал П. экземпляр первого издания «Чернеца» с собственноручной надписью. П. писал по этому поводу брату: «Подпись слепого поэта тронула меня несказанно. Повесть его прелесть...» и т. д. (апр. 1825). 15 мая того же года П. написал стихотворение «Козлову (по получении от него Чернеца)». Получив послание, К. ответил П. письмом (31 мая), в котором сердечно благодарил его. К. посвятил П. два стихотворения, оба связанные с именем Байрона, поэму «Байрон» и стихотв. «К морю» (из Чайльд-Гарольда).

—1825), упоминаемый в первой редакции послания Шишкову, — сотрудник «Русского Инвалида» и «Новостей Литературы», которые он издавал совместно с Воейковым. В своих письмах П. отзывается о К. как о человеке невежественном и глупом.

—1840) — писатель, переводчик и большой любитель и знаток римских классиков, в особенности Ювенала, служил на дипломатической службе в Сардинии (1802), был посланником при сардинском дворе (1812), участвовал в Венском конгрессе 1814 г., а в 1818 г. состоял посланником в Штутгарте и Карлсруэ. В 1821 г. вышел в отставку и в течение 13 лет путешествовал по Европе. По возвращении в 1835 г. в Россию познакомился с П. и др. писателями и подружился с П. А. Вяземским, через которого просил П. перевести одну из сатир Ювенала. После не доведенной до конца попытки перевода «Желания» П. написал стихи «Ценитель умственных творений исполинских...», являющиеся, вероятно, черновым наброском послания, обращенного к К. Козловский напечатал в «Современнике» (в I и III кн.) две статьи: «Разбор парижского математического ежегодника на 1836 г.» и «О надежде» (о теории вероятностей). Еще накануне дуэли П. просил П. А. Вяземского напомнить К. об обещанной им статье для «Современника»; она появилась уже после смерти П. в VI книге этого журнала и касается вопроса о паровых машинах. Перу К. принадлежит также несколько статей по русской истории и на современные ему политические темы. П. писал к П. Я. Чаадаеву в 1836 г.: «Козловский был бы для меня провидением, если бы он как-нибудь захотел сделаться литератором».

—1819) — товарищ Радищева по Лейпцигскому университету, переводчик, один из организаторов «Российской академии» (1783), сенатор, министр внутренних дел с 1810 по 1819 г., известный своими мероприятиями по устроению «третьего сословия» и подъему национальной промышленности, реализатор безземельного освобождения крестьян Остзейских губерний. К. пользовался репутацией человека невысоких моральных качеств, малодушно-искательного придворного льстеца.

«КОКЕТКЕ» — см. Давыдова Агл. Ант.

— франц. протестант, казненный в 1762 г. по ложному обвинению в убийстве своего сына с целью помешать ему перейти в католичество. Вольтер, принявший под свое покровительство семью Каласа, через три года борьбы добился пересмотра процесса, в результате которого установлена была невинность казненного.

é) Шарль (1709—1783) — французский поэт, один из основателей литературного общества «Погребок» (Caveau), члены которого занимались сочинением застольных и сатирических песенок и куплетов. Кроме песен, К. написал несколько комедий.

’АРЛЕВИЛЛЬ Жан Франсуа (1755—1806) — французский драматург.

—1827) — франц. дипломат, посол Наполеона при русском дворе в 1801—1805 и в 1807—1811 гг.

— см. Иностранная коллегия.

— в царской России один из чинов, которые, согласно «табели о рангах», были присвоены чиновникам, находящимся на государственной службе; стоит на средних ступенях бюрократической лестницы.

— низший гражданский чин, соответствовавший чину прапорщика на военной службе.

’ЭРБУА Жан Мари (1750—1796) — франц. революционер, левый якобинец, по профессии артист и драматический писатель. В 1792 г. выступил в защиту 40 осужденных швейцарских солдат, замешанных в революционном движении, и добился их реабилитации. А. Шенье по этому поводу напечатал сатирический

«Гимн швейцарцам», в котором резко нападал на К. и Робеспьера. В 1793 г. К. принимал деятельное участие в подавлении контрреволюционного восстания в Лионе; так как после подавления Конвент издал декрет, не приведенный в исполнение, о разрушении города, в контрреволюционной печати возникла легенда о том, что К. вместе с другими комиссарами Конвента сжег город; за это к ним прилагалась кличка «проконсулов». П. имел в виду усмирение Лиона, когда писал в так наз. письме Раевскому 30 янв. 1829 о своем предке Гавриле Пушкине: «Он был всем, даже поджигателем, как это доказывает Грамота, найденная мной в Погорелом городище — городе, который он сжег (в наказание за что-то) по способу проконсулов Национального Конвента». Впоследствии К., подозревая Робеспьера в стремлении к личной диктатуре, способствовал его свержению; однако, как крайний революционер, в результате наступившей реакции был сослан в Кайенну, где и умер.

— юго-западная окраинная часть Петербурга, ограниченная Фонтанкой, Невой, Мойкой и Крюковым каналом. При П. К. была бедной, малонаселенной окраиной, застроенной маленькими деревянными домами. Жили там мелкие ремесленники и чиновники. Центральным пунктом была Покровская площадь с церковью Покрова. П. после окончания лицея некоторое время жил в К.

—1880), по мужу Каратыгина (с 1827), — петербургская драматическая актриса, ученица Шаховского и Катенина; дебютировала 16 дек. 1818 г. ролью Антигоны (в трагед. Озерова «Эдип в Афинах»), 30 дек. в роли Моины (в траг. «Фингал» — его же) и 3 янв. 1819 («Эсфирь» Расина). В течение несколько лет, неудачно соперничая с Семеновой в классической трагедии, К. закрепила свое положение первенством в высокой комедии и мелодраме. П., познакомившийся с К. еще в начале 1818 г. у кн. Шаховского, приветствовал ее дебюты. Не сочувствуя, однако, претензиям К. на амплуа Семеновой, П. неодобрительно высказался о К. в «Моих мыслях о рус. театре» и в эпиграмме «Все пленяет нас в Эсфири». От своей эпиграммы П. готов был отказаться уже в 1821 г., и, воспользовавшись появлением гравированного портрета К. в новом издании «Андромахи» Д. И. Хвостова, извинился перед нею в послании к Катенину («Кто мне пришлет ее портрет»). Послание было напечатано только в 1826 г., причем ни Катенин, ни Колосова о существовании его до 1826 г. не знали. Личное знакомство К. с П. возобновилось летом 1827 г. П. читал в доме К. «Бориса Годунова» (для К. предназначалась роль Марины), но театральной цензурой не был разрешен ни полный текст «Бориса», ни сцена у фонтана, о постановке которой особенно хлопотали К. и Каратыгин.

—1869) — мать предыдущей, артистка петербургского балета.

— знаменитый мореплаватель, открывший Америку в 1492 г.

— древнее название Кавказского побережья Черного моря.

— вместилище для стрел.

—1683) — главный интендант Людовика XIV, реорганизатор государственного хозяйства Франции путем искусного подъема фабрично-заводской промышленности и экспортной торговли.

— см. Оссиан.

— франц. писатель, журналист и критик (1768—1832).

— см. Гальяни.

—1834) — англ. поэт, принадлежавший к «озерной школе». Наиболее знамениты его поэмы «О старом моряке» и «Кристабель» (см.). Подобно Соути и Вордсворту, К. вначале был сторонником фр. революции и хотел даже создать социалистич. общину в Америке, но после посещения Германии и увлечения немецкой философией резко изменил взгляды. П. ценил «простоту слога» К.: упоминал его имя с 1828 г. В 1830 г. он перечитывал его в Болдине, о чем пишет в своей «Заметке о холере». К. на англ. языке сохранялся в биб-ке П-на вместе с произведениями Шелли и Китса. Откуда взят П-м эпиграф из К-а в черновике «Анчара» — не выяснено. В заметке «В зрелой словесности» П. писал: «ныне Вордсворт, Кольридж увлекли мнение многих».

— у греков и римлян бог веселого пира, представляемый в виде крылатого юноши.

— начальник рыцарского или религиозного ордена, иногда кавалер одного из высших исп. орденов. К. в «Каменном госте» П. был главой одного из орденов.

— путь сообщения (с латинского).

— см. Лексикон.

— церковная песнь, вкратце характеризующая празднуемое событие.

—1795) — архиепископ могилевский, представитель интересов православного населения Белоруссии в Польском сейме, автор известных церковных поучений и проповедей. В первой полов. XIX в. К. считался автором анонимной национальной романтической хроники «История руссов», посвященной историческому прошлому Украины и прославлению ее былой политической независимости и успешной борьбы казачества с Польшей, Турцией и Крымом. П. располагал ценным списком «Истории руссов» (вероятным автором хроники был украинский автономист XVIII в. Г. А. Полетика) и предполагал ее в нач. 30-х гг. издать.

— офицер или солдат лейб-гвардии Конного полка, одного из самых привилегированных полков царской гвардии.

—1830) — подпоручик гвардейского генерального штаба. Декабрист, член Северного тайного общества. После 14 декабря заключен сначала в Кронштадте, затем в Петропавловской крепости. Лишен чинов и дворянства, разжалован в солдаты с определением в дальние гарнизоны. В 1826—1827 г. был рядовым Семипалатинского гарнизонного батальона и 8-го саперного (впоследствии пионерного, на Кавказе). Отличился в персидскую войну. В 1828 г. произведен в прапорщики, в 1830 г. — поручик; в февр. 1830 г. отпущен для свидания с матерью, а по возвращении на Кавказ в том же году умер. А. И. Одоевский посвятил его памяти стихотворение.

— герой поэмы Мицкевича (см.) «Конрад Валленрод» (1826—1827), отрывок из которой был переведен П-м в «Моск. Вест».» (1829 г., ч. I). В «Дубровском» П. имеет в виду место из V песни, где рассказывается о том, как возлюбленная К. Альфонса в рассеянности «зеленым зашила розы цветочек и красным заделала шелком листочки».

—1681) — немецкий врач, юрист и историк, профессор в Гельмштедте, оставивший множество работ по разным вопросам; сторонник неограниченной власти монарха. В 1660 г. он издал соч. Макиавелли «О государе». В этом издании К. доказал наличие в критике Поссевина грубых ошибок, свидетельствующих о том, что он не читал Макиавелли.

—1830) — франц. писатель и политический деятель. Произведения К. распадаются на три группы. Сам он придавал наибольшее значение своей работе по истории религии («О религии в ее источниках, формах и развитии» 5 томов 1824—1830), в которой он пытался обосновать протестантизм. Работа эта не имела большого влияния. Его политические брошюры, памфлеты и речи, объединенные им в 4 томах «Курса конституционной политики» (1818—1820), являются основным трудом, систематически излагающим взгляды умеренного либерализма (так наз. «независимого»). Основная его идея — необходимость политического преобладания состоятельных классов при условии полного уничтожения феодальных преимуществ аристократии. Тем не менее самое существование аристократии К. считал необходимым условием «политического равновесия», придавая большое значение политическому представительству аристократии: верхней палате из несменяемых наследственных аристократов. Эти взгляды, отражающие сильное влияние англ. конституционных принципов, были популярны в той среде, к которой принадлежал П. Они отразились на его собственных высказываниях о роли аристократии. Кроме того, до конца жизни К. был защитником конституционных свобод, в частности свободы печати. Именно его имеет в виду П. в «Мыслях на дороге» (Торжок), где излагает слова «одного из французских публицистов»: П. здесь пересказал рассуждения К. в его основном труде «Рассуждение о конституциях и об их гарантиях» (1814), гл. «О личных правах». Это произведение П. несомненно читал, так как в его бумагах 1831 г. есть выписка оттуда (о наследственности верхней палаты). Кроме политических произведений, К. написал и несколько художественных. Из них особенно замечателен его роман «Адольф» (1815). Роман этот построен по типу личной автобиографии (современники полагали, что в романе излагается история отношений К. с де Сталь) и сводится к описанию психологии героя. Здесь изображен господствовавший в ту эпоху тип. «Адольф» дал толчок к появлению целого ряда романов, отражавших в изображении героя настроения своего времени. К таким романам относится и «Евгений Онегин». «Адольф» в русск. переводе Вяземского вышел в 1831 г. Перевод этот посвящен Пушкину. В обращении к П., предпосланном переводу, Вяземский между прочим писал: «Мы так часто говорили с тобою о превосходстве творения сего». Еще до появления перевода П. поместил об нем заметку в «Литературной газете», в которой дал высокую оценку этому роману. Из этой заметки видно, что в 22-й строфе VII гл. «Онегина» П. имел в виду именно этот роман.

—1831) — вел. кн., после смерти Александра I как старший из детей Павла I должен был наследовать престол, но отказался в пользу своего брата Николая, находясь в это время в Варшаве. Это отречение стало известно не сразу после смерти Александра I, и К. был провозглашен императором. Последовавшее «междуцарствие» побудило «тайные общества» ускорить момент восстания, которое и было организовано 14 декабря 1825 г. с целью произвести государственный переворот (см. Декабристы). К. остался служить в Варшаве и, нося звание генерала-инспектора всей кавалерии и главнокомандующего польскою армиею, фактически был наместником Царства Польского. Польское восстание заставило его в 1831 г. отступить из Варшавы. Вскоре он умер от холеры.

«CONSTITUTIONNEL» (Конститюсьонель) — большая французская газета либерального направления (под этим названием начала выходить с 29 октября 1815 г.).

— название каждого из двух главных должностных лиц, выбиравшихся ежегодно в Римской республике. Это же имя носили первые должностные лица франц. республики с 1799 по 1804 г., где их было сперва три и первым среди них Наполеон. В предислов. к «Песням зап. славян» под к. разумеется дипломатический и торговый агент иностранной державы, охраняющий в столицах и торговых городах интересы живущих там подданных своего государства.

— литератор и переводчик Петровской эпохи, организатор русской типографии в Амстердаме, с 1707 г. служащий посольской канцелярии.

— помещик, сосед Эгерштрома.

— священная книга магометан, играющая у них такую же роль, как у христиан Библия. После смерти основателя магометанской религии араба Магомета (VI в.) было собрано в одну книгу то, что он при жизни своей объявлял как божественное откровение. Текст К. состоит из 114 глав (по-арабски «сур»), расположенных без какого-либо внутреннего плана. П. читал К. в переводе Веревкина.

—1793) — по происхождению принадлежит к старинному, но обедневшему дворянскому роду в Нормандии. Сочувствуя контрреволюционной партии жирондистов, защищавшей интересы крупной буржуазии, К. проникает к больному Марату и во время беседы закалывает его кинжалом. К. гильотинирована по приговору революционного трибунала. Для П., полного классовой нетерпимости по отношению к Марату, К., так же как и для Шенье, посвятившего ей оду, представляется героической женщиной — девой Евменидой, которая самой судьбой призвана уничтожить возникшего «над трупом вольности безглавой» презренного, мрачного, кровавого и уродливого палача (см. стих «Кинжал»).

— атаман донских казаков, являвшийся ходоком к самозванцу в Самбор и выдержавший впоследствии осаду в Кромах.

— поэтесса, учительница Пиндара, побеждавшая его в поэтич. состязаниях.

«КОРИННА» — см. Сталь.

— П. имеет в виду действ. лицо в пьесе Кальдерона «Оружие любви».

— римский писатель, историк и биограф; род. около 100 г. до н. э., умер около 27 г. до н. э.; наиболее известно было его сочинение, частично дошедшее до нас, «De viris illustribus» (О знаменитых людях). Сочинение К. Н. считаются образцовыми по ясности и простоте изложения.

—1684) — старший современник Расина, один из основоположников классической французской трагедии. После ряда трагедий и комедий, написанных в старом французском стиле, в 1636 году К. выступил с трагедией «Сид», имевшей необычайный успех и возбудившей ожесточенные споры. Содержание трагедии взято из испанских народных преданий (романсы о Сиде). После «Сида» К. написаны имевшие также большой успех трагедии «Гораций» (1639), «Цинна» (1639), «Полиэвкт» (1640). Дальнейшие многочисленные пьесы К. уже не пользовались прежним успехом. Среди них следует назвать трагедию «Помпей» (1641), комедию «Лжец» (1642), трагедию «Родогуна» (1646). После появления трагедий Расина первенство в трагедии К. было утрачено, особенно после пьесы «Тит и Вереника», написанной в 1670 году одновременно и на тот же сюжет, что трагедия Расина «Вереника», но значительно уступающей в достоинстве произведению Расина. От трагедий Расина пьесы К. отличаются более строгим, суровым, мужественным стилем, героическим характером действия и резкими внезапными эффектами в речах действующих лиц, вызывавшими в свое время восторг зрителей и служившими образцом «возвышенного» стиля в литературе. Произведения К. в течение всего XVIII века ценились ниже произведений Расина, но в XIX веке романтики, предпочитавшие героический стиль любовным излияниям героинь Расина и сами обращавшиеся к испанским сказаниям подобно К., стали выдвигать его на первое место. В России при П. шла трагедия К. «Гораций» (с 29 октября 1817 года) в переводе нескольких авторов, в том числе Катенина. Во время ссылки П. на юг была поставлена трагедия «Сид» в переводе Катенина. Именно этот перевод имеет в виду П., когда говорит, что «Катенин воскресил К. гений величавый». В эти же годы шла на русской сцене трагедия брата К. Том&x300; (1625—1709) «Арианна» в переводе Катенина. П. упоминает об исполнении Брянским роли Тезея в этой трагедии. П., получивший в лицее воспитание в духе классицизма XVIII века, естественно ставил К. ниже Расина и, например, совсем не упоминает его среди своих любимых писателей в «Городке». Вероятно, Катенин привлек его внимание к творчеству К.

«Сида», который больше всего отличается своим характером от обычных классических трагедий на темы из римской или греческой истории и которую П. называл романтической. Тем не менее немного позже он убедился в искусственности драм К., увидел, что в его трагедиях, как и у Расина, нет верного изображения эпохи и что он, подобно Расину, подчинился придворному стилю Людовика XIV. Видя у Расина больше поэзии в стихах, П. не соглашался с мнением французской критики (как классиков, напр. Лагарпа, так и романтиков, напр. Гюго), ставившей на один уровень трагедии Расина, К. и Вольтера.

— первый обер-офицерский чин в кавалерии, соответствующий подпоручику в пехоте.

— штабс-капитан гвард. генерал. штаба, декабрист, член Южного общества, осужден был по IV разряду; после отбытия каторги в Нерчинских рудниках 5 лет просидел в Петропавловской крепости, а в 1832 г. был назначен рядовым в войска, расположенные в Грузии, где вскоре и умер от желчной горячки. Еще до декабрьского восстания К. усиленно занимался историческими изысканиями и собирал материалы по истории походов Петра I и войны 1812 г.; часть этих материалов он печатал в «Сев. Архиве» 1822—1824 годов, в 1824 г. издал совместно с В. Д. Сухоруковым альманах «Русская Старина» на 1825 г. и сотрудничал в альманахе А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева «Полярная Звезда». В 1825 г. альманах «Русская Старина» вышел вторым изданием, о присылке его П. просил в одном из писем к брату. П. был довольно близко знаком с К.; о нем П. упоминает в своей «Записке о Сухорукове» 1829 г.; есть несколько упоминаний о нем и в письмах П.

— см. Изобразительное искусство и П.

—1820) — один из самых даровитых молодых людей первого выпуска лицеистов. Сочинил музыку на слова стихотворений П. «О Делия драгая» и «Вчера мне Маша приказала». К. по окончании лицея поступил в Коллегию иностранных дел, а в 1819 г., причисленный к римской миссии, уехал в Италию, где во Флоренции умер от чахотки. Памяти его П. посвятил стих. 1821 г. «Гроб юноши» и четвертую строфу «19 октября» (1825 г.).

«КОРСАР» — произведение Байрона (см.).

— морской разбойник, пират.

—1839) — младший брат М. А. Корфа, лицейского товарища П., служил столоначальником в Департаменте разных податей и сборов, умер молодым в звании камерюнкера и в должности начальника 2 отделения Департамента полиции исполнительной.

— псевдоним П. под статьей «Торжество дружбы» («Телескоп» 1831 г., ч. IV, № 13, июль) и под статьей «Несколько слов о мизинце г. Булгарина» («Телескоп» 1831 г., ч. IV, № 15).

— понятие, означавшее человека, отрицавшего особую приверженность к своему народу и живущего интересами всего человечества.

—1886) — одна из дочерей гр. И. С. Лаваля, была замужем за художником и писателем гр. Стан. Осип. Коссановским, бывшим церемониймейстером и состоявшим в ведомстве Министерства иностранных дел.

—1836) — лицейский товарищ П., служивший после окончания лицея в Министерстве финансов. В лицее это был добродушный, насмешливый и вспыльчивый мальчик.

—1796) — поэт и переводчик. Государственный крестьянин, К. с трудом добился высшего образования, но ученой карьеры не сделал, спился и опустился, стал нахлебником у своих покровителей: Шувалова, Хераскова, Карина. Он запомнился как тип анекдотического бедняка-поэта, вечно пьяного и блаженно-доброго. Переводы К. были популярнее его многочисленных торжественных од. Главный труд его жизни — незаконченный стихотворный перевод «Илиады». Его прозаические переводы Оссиана и Апулеева «Золотого Осла» читались еще во времена П. По языку произведения К. являются переходом от эпохи Сумарокова к эпохе Карамзина.

—1817) — вождь польского восстания 1794 г., имевшего целью освобождение Польши после разделов 1773—1792 гг. 24 марта 1794 г. он был провозглашен в Кракове диктатором. Впервые в истории польская шляхта пытается привлечь на свою сторону крестьян. Победа польских войск над отрядом генерала Тормасова 4 апреля 1794 г. при д. Рацлавицах произошла благодаря участию в сражении крестьян, вооруженных косами. Хорошо понимая, что борьба с русскими войсками может иметь успех только при участии широких народных масс. К., пользуясь правами диктатора, издает манифесты, в которых крестьянам обещается ряд льгот. Однако шляхта даже в этот критический момент плохо выполняла приказы К. Крестьяне восторженно встречали К. как своего освободителя, но, плохо веря шляхте, большого участия в восстании не приняли, и исход его быстро был решен. 10 октября 1794 г. польское войско было наголову разбито при Мацеевицах. Казаки принесли на пиках истекавшего кровью и находящегося в беспамятстве К., последние слова которого, по преданию, были «конец Польше». К. остался жив и в 1796 г. был освобожден из плена Павлом I, уехал в Америку, откуда вернулся во Францию, думая принять участие в формировавшихся легионах Домбровского. Но, разочаровавшись в политике Наполеона в отношении Польши, уклонился от участия в легионах.

«QUOTIDIENNE» (Котидьен) — французская газета реакционно-монархического направления (основана 22 сентября 1792 года).

—1851) — известный генерал, участник русско-персидских войн. В 1813 г. он вышел в отставку и поселился в своем имении в Новороссии.

—1807) — французская романистка, написавшая пользовавшиеся большим успехом романы «Мальвина», «Матильда», «Елизавета» и др.

— обувь на очень высокой подошве, употреблявшаяся древнегреч. актерами для придания себе большего величия. П. это слово употреблено как символ трагедии, подобно тому, как слово

—1819) — немецкий драматург и романист, автор многих десятков комедий и драм, написанных в сентиментальном духе и пользовавшихся огромной популярностью во всей Европе в конце XVIII и начале XIX вв. К двадцатым годам XIX века произведения К. устарели. В последние годы жизни К. состоял на жалованье у русского правительства (он еще раньше дважды жил и служил в России) и вел деятельную пропаганду реакционных идей Священного союза; он активно боролся с либеральным движением, охватившим Германию. К. был убит студентом Карлом Зандом (см.); этот террористический акт произвел большое впечатление на общество как в Германии... так и в России.

— река «плача». По греческой мифологии, одна из рек, окружавших подземное царство.

— река «плача». По греческой мифологии, одна из рек, окружавших подземное царство.

— см. Каченовский М. Т.

—1854) — протоиерей собора Петропавл. крепости (с 1832 г.), профессор Петерб. Академии, специалист по истории церкви, работал также в области изучения русского языка и участвовал в трудах Рос. академии, членом которой состоял с 1828, введенный в состав по предложению А. С. Шишкова.

—1834) — дипломат екатерининских и павловских времен, один из влиятельнейших сановников первых лет царствования Александра I, личный друг царя, член «негласного комитета», сенатор и председатель департамента Гос. совета, министр внутр. дел (с 1802 по 1807 и с 1819 по 1823 г.); при Николае I председатель Государственного совета и Комитета министров; с 1799 г. — граф, с 1831 г. — князь. По отзывам хорошо осведомленных современников, в том числе и П., администратор опытный, но человек совершенно ничтожный. Анекдот о нем записан П. в так наз. Table Talk.

—1855) — дочь предыдущего; с 1820 г. жена гр. А. Г. Строганова (см.); одна из предполагаемых героинь «Русского Пелама» («Н. Чоколей»). К. отмечена в лицейском дневнике П. и в его же «донжуанском списке» и была, по свидетельству бар. М. А. Корфа, предметом первой любви П. С ее именем связывается ряд стих. П.

—1831) — доктор философии и свободных искусств, проф. российской и латинской словесности в лицее (1811—1828). Своим преподаванием К. сумел сначала заинтересовать воспитанников (так, под его влиянием П. стал читать Оссиана в переводе Кострова). Но в 1814 г. К. заболел «белой горячкой» и прохворал более года. Его заменил А. И. Галич. Дарование П. К. оценил не сразу, тем более что поэт вел себя на его уроках далеко не безукоризненно. Но впоследствии К. очень внимательно следил за его литературной деятельностью и ставил талант П. высоко. Влияние К. на П. было очень невелико, так как К. был большим педантом, схоластиком и поклонником высокопарного славянского стиля. Даже в технике стиха П. расходился с своим учителем (см. «Моему Аристарху»). Нельзя сказать, чтобы П. вынес из лицея и основательное знание латыни, так как имеются (правда, несколько более поздние) свидетельства, что К. преподавал этот язык очень слабо, и поэтому его могли хорошо узнать только те, кто хотел работать, как напр. Дельвиг. Товарищ П. Комовский прямо говорит, что К. не успел возбудить в своем питомце такой страсти к классической древности, как в Дельвиге.