Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буквы "БА"-"БЕ"

БАБОЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ — см. Царское Село.

БАГРАТИОН Петр Иван., кн. (1765—1812) уроженец Грузии, ген., участник наполеоновских войн 1805—1807 и 1812 г. В войне 1812 г. Б. было поручено составление плана военных действий и командование армией, прикрывавшей границы России со стороны Польши; во время сражения 26 авг. под Бородиным Б. был тяжело ранен и умер. Б. имел большой горбатый нос, чем и объясняется анекдот, рассказанный П. в отрывках из лицейских записок и повторенный им в записях «Анекдотов».

БАГРЯНИЦА — см. Порфира.

—1824) — знаменитый английский поэт, представитель литературного течения, получившего по его имени название байронизма. Одно из самых важнейших имен для П-на. В 1807 году появился сборник стихотворений Б-на «Часы досуга», подвергшийся критике «Эдинбургского обозрения». Байрон на эту критику ответил сатирой «Английские барды и шотландские обозреватели», в которой высмеивал традиции англ. литературного творчества и его главнейших представителей. Между тем рассеянная жизнь Б. создала ему дурную славу в высшем лондонском обществе. Предпринятое им в этот период путешествие в Испанию, Грецию и Константинополь дало ему материал для поэмы «Странствования Чайльд Гарольда» (первые две песни 1812 г.). Далее последовали романтические «восточные» поэмы: «Гяур» и «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» и «Лара» (1814). Неудачный брак (1815), окончившийся разводом и возбудивший в обществе негодование и всяческие клеветы, заставил Байрона покинуть Англию навсегда (1816). С этого времени он живет в Швейцарии, и главным образом, в Италии. Произведения этого периода: 3-я и 4-я песни «Чайльд Гарольда» (1816 и 1818), «Осада Коринфа», «Паризина» и «Шильонский узник», поэма, переведенная Жуковским (все три произведения в 1816 г.), «Манфред» (1817), драма, которую часто сравнивали с «Фаустом» Гете; шутливая поэма «Беппо» (1818), сказавшаяся на «Домике в Коломне» П-на, «Мазепа» (1819), имеющая героем то же историческое лицо, что и «Полтава», «Каин» (1821), «Бронзовый век» (1823), «Преображенный урод» (1824) и, наконец, одно из лучших произведений Б-на — огромная незаконченная поэма «Дон Жуан», шестнадцать песен которой появились от 1819 до 1824 г. В 1824 г. Байрон отправился в Грецию, чтобы принять участие в восстании греков против турецкого владычества. Однако деятельность его в Греции продолжалась недолго: он скончался в апреле 1824 г.

творчества), не говоря о других менее известных поэтах, были в значительной степени байронистами. Главными чертами байронизма можно считать культ сильной личности, не признающей над собою никаких законов и обычаев общества (отсюда интерес современной литературы к разбойникам, «корсарам» и т. п.), и презрение к этому обществу, к «черни», под которой часто следует разуметь не низкие классы общества, а, наоборот, высший «свет». Не следует считать байронизм единоличным созданием Байрона: аналогичные настроения существовали еще в конце XVIII и в начале XIX веков, но, получив особую концентрацию свою в творчестве Байрона, эти настроения получили широкое распространение главным образом в результате деятельности английского поэта. Социальные корни байронизма нужно видеть в разочаровании, которое охватило европейское общество — и аристократию, и буржуазию — после Великой французской революции. Аристократия навсегда потеряла свое привилегированное положение в государстве, которое даже Реставрация не могла ему вернуть, а буржуазия не получила от революции того, что она мечтала получить, встретившись в своей политической карьере с требованиями низших классов, угрожавших крушением ее могуществу. В зависимости от классовой и исторической среды, в которую проникал байронизм, он принимал своеобразную окраску. Периодом его наибольшего распространения следует считать 20—40-е годы XIX столетия.

—1626) — английский философ и государственный деятель, положивший начало современной, основанной на опыте, а не на умозрении материалистической науке. Особенно замечательны его работы в области научной методологии.

—1869) — сестра товарища Пушкина по лицею, фрейлина, с 1834 г. бывшая замужем за тверским помещиком Алдр. Алдр. Полторацким; предмет первой платонической любви поэта, «Екатерина I» его «донжуанского списка», она, по свидетельству одного из лицеистов, «произвела всеобщий восторг во всей лицейской молодежи». В Б. влюбились Пущин, Малиновский и П., воспевший ее в ряде лицейских стихотворений 1815—1816 гг., открывающемся альбомными стишками («Напрасно воспевать») и записью в дневнике 29 ноября 1815 г. со стихами «Итак, я счастлив был». К ней же относятся стихотворения 1815 г.: «К живописцу» и «Слеза». Цикл стихотворений 1816 г. о безнадежной, неразделенной любви — «Наездник», «Окно», «Наслаждение», «Счастлив, кто в страсти сам себе», «Любовь одна веселье жизни хладной», «Месяц», «К Морфею», «Осеннее утро» и «Разлука» — также можно отнести к числу внушенных Б. Воспоминания об этом же чувстве находим в стихотворениях 1816 г.: «Я видел смерть», «Желание», «Опять я ваш», «Друзьям», «Я думал, что любовь»; 1818 г.: «К ней» («В печальной праздности») и 1825 г.: «19 октября». Возможно, что и первая строфа (откинутая потом) гл. IV «Евгения Онегина» говорит о лицейском увлечении именно Бакуниной. Наконец, рассказу о своей первой любви П. посвятил строфу (в черновой редакции) VIII гл. «Евгения Онегина» (1829 г.).

— см. Вакх.

«БАЛ» — поэма Баратынского.

— лирическое стихотворение, написанное особыми, строго определенными строфами. Б. писались до XVII в., редко позже. В XVIII веке и к началу XIX их считали стихотворной забавой, недостойной высокой поэзии. 2) В английской и немецкой поэзии начала XIX века б. называли повествовательное стихотворение, написанное в подражание народным песням строфами или куплетами разнообразной формы (но обязательно одинаковыми на протяжении одной б.), на сказочные темы, заимствованные из народных преданий.

и грубым просторечием языка.

—1847) — франц. поэт и публицист, религиозно-мифического направления, автор историко-философских и социально-полит. трактатов, популярных в консервативных кругах 30-х годов.

— деревня в Шотландии.

—1850) — франц. романист. Первоначально писал под разными псевдонимами и анонимно. В 1829 г. появились его произведения: «Шуаны» («Последний шуан») и «Физиология брака». Они имели успех, и с тех пор Б. начинает писать под своим именем. Литературная известность Б. начинается с 1830 г., когда вышли в свет его «Сцены из частной жизни», и вскоре он занимает первое место среди франц. прозаиков. Затем последовали многочисленные романы: «Шагреневая кожа» (1831), «Луи Ламбер» (1832), «Серафита» (1833), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834), «История тринадцати» (1833—35), «Лилия в долине» (1835), «Крестьяне» (1845) и мн. др. За это же время им написаны многочисленные повести. Некоторые из них вошли в состав романа «Женщина в тридцать лет». Потом отдельно появились «Смехотворные рассказы» (1832—37). Новеллы свои Б. печатал в различных сборниках, между прочим в сборнике «Contes bruns» (1832) (в русском переводе 1836 г.: «Темные рассказы опрокинутой головы»). Сборник этот, в котором участвовало трое, П. приписывал одному Б-у. Б. пользовался большим успехом у русских читателей. Начиная с 1832 г. его романы и повести непрерывно переводились на русский язык. П. относился к Б. отрицательно, ставя его ниже А. Карра. Очевидно, Бальзака П. имеет в виду в статье о повестях Павлова (1835), говоря о «близорукой мелочности нынешних французских романистов». В отрывке «Мы проводили вечер...» (1835) П. упоминает «Физиологию брака», относя ее к разряду «неблагопристойных» книг. Наконец, в статье «Мнение Лобанова» (1836) П. говорит о Б. наряду с Жюлем Жаненом как о типичном представителе новой франц. романической школы, не оказавшей, однако, большого влияния на русскую литерату.

—1793) — французский астроном и политический деятель умеренно-либерального направления, член Генеральных Штатов 1789 года и председатель Национального собрания. Слова, приписываемые ему П., в действительности произнесены Сийесом на заседании депутатов третьего сословия 17 июня 1789 года, когда было вынесено постановление объявить себя Национальным собранием.

— см. Карточная игра.

— см. Карточная игра.

—1850) — сын Ник. Ник., историк и администратор, с 1816 г. военный губернатор тогдашней Малороссии, с 1825 до 1829 г. тобольский губернатор. В результате сенаторской ревизии был отстранен и до 1834 г. находился в Петербурге под следствием. Здесь в декабре 1831 года он познакомился с П. Их связывали исторические интересы. Б. -К. сообщал П. различные сведения, имевшие отношение к Пугачеву; в свою очередь П. передал ему сведения о своем предке Ганнибале для составлявшегося Б. -К. «Словаря достопамятных людей Русской земли». Сохранилось несколько писем П. к Б. -К., относящихся к периоду работы П. над «Пугачевым» (1834—1835). В 1836 г. реабилитированный Б. -К. был назначен Виленским губернатором, а с 1838 г. служил в центральных учреждениях. Главный труд Б. -К. — «История Малой России» (в четырех томах, 1822 г.). Заметка П. «Sous le nom d’Ukraine» (Под именем Украины) в своей фактической части представляет собою конспект первых глав сочинения Б. -К. В 1847 г. в составе упомянутого «Словаря» появилась первая биография П.

—1814) — ученый, археограф, занимавшийся историей сношений русского двора с иностранными; был ревностным участником Библейского общества, одним из его вице-президентов и устроителем московского отделения. Как мистик, Б. -К. пользовался особенным покровительством кн. А. Н. Голицына.

— Кишинев. митрополит. П. упоминает его в послании к В. Л. Давыдову («Меж тем как генерал Орлов...») и отмечает похороны его в своем кишиневском дневнике.

—1821) — с 1819 по день смерти (2 апреля 1821 г.) был таврическим гражданским губернатором. В 1820 году П. был у него с Н. Н. Раевским в Симферополе, проездом в Бессарабию.

—1866) — франц. политич. деятель, историк и публицист, состоял при Наполеоне I, в 1809 г. — префект Вандеи. Став на сторону Бурбонов, вынужден был при возвращении Наполеона подать в отставку. При второй реставрации — член палаты депутатов от умеренных либералов, в 1819 г. — пэр Франции. Важнейшие историч. труды: «Картина французской литературы XVIII в.», «Des communes et de l’aristocratie» (1821), «История герцогов бурбонских из дома Валуа» (1824—26). Последняя представляет собою увлекательный по изложению пересказ средневековых хроник. Она имела успех и дала Б. в 1828 г. звание академика. Б. сочувствовал революции 1830 г. и явился сторонником июльской монархии. П. имел ряд трудов Б. у себя в библиотеке и интересовался им как выдающимся представителем новой исторической школы. Будучи (с 1834 г.) франц. посланником в России, Б. был лично близок многим русским. 12 декабря 1836 г. он обратился к П. за рядом сведений относительно литературной собственности в России. П. подробно ответил ему 16 декабря того же года.

—1889) — красавица, фрейлина в 1832—1835 гг., вышедшая замуж за брата поэта — Ираклия Абр. Баратынского (1802—1859). Ей принадлежат переводы русских поэтов на франц. и англ. языки и на русский французских, немецких и английских поэтов. Стихотворение неправильно озаглавлено: оно написано, когда Анна Дав. не была еще Баратынской.

—1844) — поэт. П., встречавшийся с Б. еще в 1819 году у Дельвига, с 1821 г. становится его восторженным поклонником и пропагандистом. Стихи Б. цитируются П. в послании «К Алексееву», характеризуются в «Евг. Онег.» (гл. 3, строфа 30; гл. 4, стр. 19) и в первом «Послании к цензору». К Б. обращено четверостишие «Я жду обещанной тетради» (1822), послания «К Б. из Бессарабии» (1822), и «К Б.» 1826 г. — по поводу поэмы «Эда» («Стих каждый повести твоей звенит и блещет как червонец»); Б. упоминается в «Черепе» (1827 г.); эпиграфы из его произведений выписываются П. для «Онегина» (гл. VII), «Арапа Петра Великого», «Выстрела». Б. и П. издали в 1828 г. под одной обложкой «Две повести в стихах» («Граф Нулин» П. и «Бал» Б.). Под впечатлением смерти Дельвига П. писал 21.1.1831 г. Плетневу: «Считай по пальцам, сколько нас? — Ты, я, Баратынский, вот и все». Многочисленными и неизменно восторженными отзывами о произведениях Б. полна переписка П. с петербургскими и московскими литераторами с 1821 по 1832 г. В письме к Вяземскому П. уже в январе 1822 года не сомневался в том, что Б. «превзойдет и Парни, и Батюшкова, если впредь зашагает, как шагал до сих пор. Оставим все ему эротическое поприще и кинемся каждый в свою сторону, а то спасенья нет». Высоко ценит П. поэмы Б. Возмущенный недооценкой Б. профессиональными критиками, П. в том же упрекал в начале 20-х гг. Вяземского и Бестужева, а в 1827—1828 г. Шевырева. Однако собственная его статья о Б., к которой он обращался трижды (в 1827 г. по поводу выхода «Стихотворений» Б.; в 1828 г. — по поводу «Бала»; в 1831 г. — по поводу поэмы Б. «Наложницы»), осталась недописанной, и только несколькими строками первого наброска он воспользовался в статье «Отрывки из писем, мыслей и замечаний» в «Сев. Цветах» 1828 г. Для задуманной Б. «Жизни Дельвига» П. стал набрасывать в 1831 г. свои заметки о последнем, а в 1832 г. хлопотал о продаже Смирдину «полного собрания сочинений» Б. После 1832 г. откликов на творчество Б. ни в произведениях, ни в переписке П. уже не встречается; реже становятся и личные упоминания о нем. Характерно, что Б., печатно и письменно в пору «Пиров» и «Эды» выражавший свое преклонение перед П., уже в 1827 г. предостерегает его в послании «К ***» («Не бойся едких осуждений, но упоительных похвал. Не раз в чаду их мощный гений сном расслабленья засыпал» и пр.), а в 1832 г. сурово осуждает «Онегина» («Произведение блестящее, но почти всё ученическое, потому что почти всё подражательное») и принципи ально возражает против пушкинских методов обработки сказочного материала (по поводу «Сказки о царе Салтане»). В 1835 г. вскрываются и идеологические разногласия. Б. свою солидарность с общественно-литер. платформой Шевырева в «Моск. Наблюд.» декларирует в строфах «Последнего поэта», для П. же тезисы «Словесности и Коммерции» (см. Шевырев) были вовсе неприемлемы. В «Современнике» Б. при жизни П. печатает только одно стихотворение. Последний отзыв П. о Б. (письмо его от мая 1836 г. к жене): «Б. очень мил. Но мы как-то холодны друг ко другу».

— кельтский народный певец. Название это проникло в русскую поэзию из книги Макферсона (см.). Употребляется П. и в смысле «поэт».

—1874) — англ. поэт и прозаик, начал писать с 1815, печататься с 1819 г., вначале выступал преимущественно как поэт и драматург, позднее — как беллетрист и эссеист. П. был знаком с его произведениями по известному сборнику произведений Мильмана, Боульса, Вильсона и Б. К. (Париж, 1829 г.) и отразил это знакомство в болдинский период своего творчества. Так, «маленькие трагедии» восходят по форме к «драматическим сценам» Б. К. Позднее, в 1835, П. начал переводить «сцену» Б. К. «Сокол» (стих. «О, бедность! затвердил я наконец...»). В 1837, по указанию П., А. О. Ишимовой были переведены сцены Б. К.: «Сокол», «Людовик Сфорца», «Любовь, излеченная снисхождением», «Средство побеждать» и «Амелия Уентуорт» («Современник», 1837, № 8). Болдинские октавы П. «Домик в Коломне» и «Осень» надо сопоставить с октавами Б. К. «Диего де Монтилла», «Гикс», «Генеалогисты» и посвящением к поэме «Фессалийский потоп»; в указанных произведениях Б. К. также находим вначале большие рассуждения о поэзии, в середине — долгие отступления, в «Диего де Монтилла» и «Домике в Коломне» есть сходство персонажей, «Гикс» и «Генеалогисты» могли напомнить П. в Болдине по своему настроению «Дон Жуана» и «Беппо» Байрона. Наконец, из мелких стихотворений болдинского периода восходит к Б. К.: «Я здесь, Инезилья», «Пью за здравие Мэри», «Заклинание», «Эхо» («Прибрежное эхо»), а также, может быть, «Обвал» (1829), 25 января 1837 г. П. обратился к А. О. Ишимовой с просьбой перевести для своего «Современника» несколько драматических очерков Б. К.

—1818) — выходец из шотландской фамилии, при начале войны 1812 г. главнокомандующий 1-й западной армией. Б. вел тактику отступления, намереваясь дать сражение у Царева-Займища. Эта тактика возбудила недовольство в войсках и восстановила против него общественное мнение, вследствие чего Б. -де-Т. был заменен Кутузовым (8 авг. 1812 г.) и поступил под его начальство, причем тот держался той же тактики отступления. В Бородинском сражении (26 августа), в котором Б. командовал войсками правого фланга и центра, он проявил необычайную храбрость, появляясь во всех опасных местах. «26 августа не сбылось мое пламеннейшее желание: провидение пощадило жизнь, которая меня тяготит», — писал он Александру I. Продолжая поход, Б. сражался под Бауценом, Кульмом и Лейпцигом. В 1814 г. был возведен в княжеское достоинство, а по возвращении в Россию назначен главнокомандующим 1-й армией. В первой половине посвященного Б. -де-Т. стих. «Полководец» описывается так наз. «военная галерея» Зимнего дворца, где помещены портреты участников войны 1812—1814 гг. Все портреты написаны английским художником Г. Дау, вызванным для этого в Россию в 1819 г. Стих. «Полководец» вызвало «критическую заметку» Л. И. Голенищева-Кутузова, изданную отдельной брошюрой. В заметке автор возмущается отношением Пушкина к Кутузову. В ответ на эту заметку П. поместил в «Современнике» (Т. IV) «Объяснение».

—185...) — офицер л. -гв. Егерского полка в 1813—1823 гг., член общества «Зеленая лампа», театрал, переводчик пьес; был близок с актрисой Н. С. Семеновой.

—1768) — поэт и переводчик. Б. известен главным образом как автор многочисленных порнографических стихотворений, пользовавшихся популярностью и распространявшихся в списках в XVIII в. и позднее. Позже имя Б. стало как бы собирательным обозначением непристойной поэзии вообще («барковщина»). П. приписывается поэма «Тень Баркова», относящаяся к лицейскому периоду.

— ожерелье, составляющее часть княжеского или царского наряда в Древней Руси. По преданию, впервые они появились при Владимире Мономахе (когда были присланы для него из Византии). Борис Годунов у П. и говорит о «венце и бармах Мономаха».

—1829) — франц. политический деятель, один из организаторов свержения Робеспьера, член Конвента и глава Директории.

— ключница или экономка, пользующаяся особенным доверием хозяина дома; в крепостном быту иногда — фаворитка помещика.

— один из способов эксплуатации крепостных помещиками, состоявший в том, что крестьяне в известные дни недели обязаны были бесплатно работать в пользу своего барина. Б. как форма подневольного неоплачиваемого труда считалась тяжелой формой крепостной повинности. Она могла заменяться оброком, т. е. уплатой определенного налога в пользу землевладельца, с тем что землевладелец свободно распоряжался своим временем.

— улица в Москве близ Лефортова. От Б. до Никитской («Гробовщик») — путешествие через весь город. Так же далеко расстояние от Б. до Арбата.

— род небольшого повествовательного стихотворения, в котором в иносказательной форме, под видом сказки о животных или какого-нибудь анекдота, высказывается поучительная мысль, обычно здесь же сообщаемая в форме «морали». Б. пишется в разговорной форме непринужденной беседы, обычно ямбическими стихами разной длины. Создателем новой б. явился французский поэт Лафонтен. В эпоху П. высоко ценились б. Дмитриева, написанные изящным салонным языком. Крылов писал более живописным языком, близким к живому просторечию. Еще более грубым языком писал б. Измайлов. Сам П. настоящих б. не писал. Б. Крылова он предпочитал б. Дмитриева, и в этом расходился со своим другом Вяземским.

— крепость и место заключения политических преступников в Париже, разрушена 14 июля 1789 г., в первые дни Великой франц. революции.

— с 1576 г. по 1586 г. польский король. Известен войной, которую он вел против Ивана Грозного. При нем Андрей Курбский умер в Польше. П. неточно указывает, что польские поместья Курбского (Ковель и др.) были дарованы ему Б. Курбский переселился в Польшу при его предшественнике, Сигизмунде-Августе в 1563 году и тогда же получил дарованные ему имения.

— татарский хан, основавший Золотую орду, внук Чингисхана, предводитель татарского нашествия на Россию в 1237—40 гг., завершившегося подчинением рус. княжеств Золотой орде.

—1855) — поэт; происходил из стародворянского рода; участник ряда войн. Личные связи и литерат. вкусы влекли Б. к карамзинистам (группе Жуковского). П. находился под значительным влиянием Б. в первые годы своего творчества; влияние это, сказавшееся еще в 20-е годы, оставило сильный след на всей его поэзии в целом. П. как поэт прежде всего воспитанник школы Б.; стиховая, стилистическая культура Б. целиком перешла к П. Пушкинские послания лицейской поры непосредственно примыкают к посланиям Б., а в некоторых из них, так же как порой в лирических стихотворениях, заметно прямое подражание Б.: сходные мотивы и темы, сходный язык, то же понимание жанра, те же настроения и мысли, иногда сходные обороты фразы, почти дословные совпадения. Свое восторженное отношение к Б. юноша-П. выразил в двух посланиях к Б. (1814 и 1815), из которых первое построил в значит. мере на мотивах, взятых у самого Б. (напр., из «Моих Пенатов», откуда к П. попала и «Лилета», едва ли существовавшая в действительности. Два стиха «Моих Пенатов» П. цитирует в статье о «Евг. Онег.». В послании к В. Л. Пушкину (1817) П. называет Б. «русским Буфлером». Личное знакомство обоих поэтов произошло, по-видимому, около 1815 г. Б., считавший, что Жуковский должен написать большую поэму, очевидно, советовал то же и П. (см. послание к нему П. 1815 г.), талант которого он оценил уже в это время. В 1818 г. П. вместе с А. Тургеневым, Гнедичем и Жуковским провожал Б. в Италию и при этом написал не дошедший до нас экспромт, имевший, вероятно, антиправительственное содержание. В середине 20-х годов П. переоценил творчество Б. Считая его одним из наиболее значительных русских поэтов, П. пишет все же Рылееву: «Уважим в нем несчастий и не созревшие надежды» (25 янв. 1825); Баратынского он готов поставить выше Б. Ко второй половине 20-х годов относятся дошедшие до нас заметки П. на полях экземпляра стихотворений Б. Из них видно, что П. был в это время свободен от безусловного преклонения перед Б. Ко многому в его творчестве он относится критически. «Как неудачно почти всегда шутит Б.»,— пишет П. по поводу мелких стихотворений и эпиграмм Б. — «Но его «Видение» умно и смешно» («Видение на берегах Леты» не было издано до самой смерти П.). П. замечает недостатки и в «Моих Пенатах», хотя в общем находит, что это стихотворение «дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслажденья, слог так и трепещет, так и льется, гармония очаровательна». В целом ряде мест сборника мы встречаем такие пометы П.: «Прекрасно, достойно блестящих и небрежных шалостей французского остроумия, и везде язык поэзии» (о «Посл. к Жуковскому»). «Вся элегия превосходна — жаль, что перевод» (об историч. элегии «Омир и Гезиод соперники» — перевод из Мильвуа). «Вот Батюшковская гармония» (о стих. «Радость»), «Одна из лучших элегий Б.» («Выздоровление»), «По чувству, по гармонии», по искусству стихосложения, по роскоши и небрежности воображения — лучшая элегия Б.» («Таврида»), «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Б.» («К другу»), «Сильное, полное и блистательное стихотворение» (то же), «Лучшее стихотворение поэта, — сильнейшее и более всех обдуманное» (о «Переходе через Рейн»), или просто — «Прекрасно» (напр., о стих. «Беседка муз», стих которого — «прелесть»). Но рядом с такими пометами немало и отрицательных оценок, напр. «Как дурно», или «Плоско», или даже «Преглупая пиеса» (о посл. к М. Виельгорскому), «Что за детские стихи», «Весьма дурные стихи», «Какая дрянь!» и т. д. Об «Умирающем Тассе» П. пишет: «Эта элегия, конечно, ниже своей славы. Я не видел франц. элегии, давшей Б. повод к своему стихотворению; но сравните «Сетования Тасса» поэта Байрона с этим тощим произведением. Тасс дышал любовью и всеми страстями, а здесь, кроме славолюбия и добродушия... ничего не видно. Это умирающий Василий Львович, а не Торквато» (Вас. Льв. Пушкин, дядя поэта). Отдел прозы «Сев. Цветов» (на 1832 г.) открывается повестью Б. «Предслава и Добрыня» (1810). П. поместил при этой повести примечание.

—1869) — литерат. критик, единомышленник и издатель Катенина, автор обзоров русской литературы во франц. журналах; «Mercure du XIX s.» (1824 г.) и «Blbliot. Universelle» (1826 г.); впоследствии управ. делами комитета министров и государственный секретарь.

— см. Вакх.

«дворец в саду») — бывшая столица крымских ха-. нов. Расположен в долине Чурук-Су, в 32 км от Симферополя. В 1783 г., после завоевания Крыма, центр был перенесен в Симферополь, но Б. продолжал оставаться одним из наиболее населенных городов в Крыму. Главнейшей достопримечательностью Б. являлся ханский дворец, построенный в 1519 г.

«БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН» — В письме к Дельвигу, которое П. перепечатывал в приложении к «Бахчисарайскому фонтану», поэт рассказал о легенде, на которой основана фабула поэмы. Письмо это имело в известном смысле полемическое назначение; рядом с ним в изданиях «Б. ф.» была перепечатана «Выписка из путешествия по Тавриде И. М. Муравьева-Апостола», где рассказано о бахчисарайском «мавзолее прекрасной грузинки, жены хана Керим-Гирея». П. путешествовал по Крыму одновременно с Муравьевым, но решительно отвергал всякую связь с его рассказом: «Что касается до памятника ханской любовницы, о которой говорит М., я о нем не вспомнил, когда писал мою поэму, а то бы непременно им воспользовался». Муравьев спорит со «странной» легендой о польском происхождении похороненной жены Гирея, но П. изобразил ее именно польской княжной. Письмо к Дельвигу указывает на душевную атмосферу, в которой был задуман (вероятно, еще в 1821 г.) и написан (в 1822 г. — в первой половине 1823 г.) «Б. ф.». Недаром П. шутя называет поэму (в письме к Вяземскому 14 окт. 1823 г.) — «дрянью», прибавляя: «но эпиграф — прелесть». («Бесспорно лучше всей поэмы», — писал П. уже в конце 1829 г. Плетневу.) Этот эпиграф — изречение персидского поэта Саади, повторенный П. в «Онегине», сразу вводит нас в настроение глубокой задумчивости и воспоминаний. В августе 1823 г. П. писал брату из Одессы, что прочитал поэту Туманскому отрывки из своей новой поэмы «Б. ф.», причем прибавил, «что я не желал бы ее напечатать потому, что многие места относятся к одной женщине, в которую я был очень долго и очень глупо влюблен». Даже свободу композиции П. объяснял своей верностью тому воспоминанию, откликом которого была для него его поэма. «Радуюсь, что мой Фонтан шумит, — писал он Бестужеву (8 февр. 1824 г.). — Недостаток плана не моя вина. Я суеверно перекладывал в стихи рассказ молодой женщины... Впрочем, я писал его единственно для себя, а печатаю потому, что деньги были нужны». Издание поэмы он поручил Вяземскому, которому писал (14 ноября 1823 г.), посылая рукопись: «Если эти бессвязные отрывки покажутся тебе достойными тиснения, то напечатай, да сделай милость, не уступай этой суке цензуре, отгрызайся за каждый стих и загрызи ее, если возможно, в мое воспоминание». К этому он прибавил просьбу «приписать к Бахчисараю предисловие и послесловие». Все это было исполнено Вяземским, и в начале 1824 г. «Б. ф.» вышел в свет с его предисловием. «Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова». Гонорар — около восьми рублей за стих — превзошел ожидания П.; получив от Вяземского часть денег, он писал ему: «Ты продал издание за 2000 р., а сколько же стоило тебе его напечатать. Ты все-таки даришь меня бессовестный... Уплачу старые долги и засяду за новую поэму». Вяземский должен был клясться, что «ни копейки от себя не бросил в «Б. ф.». Успех поэмы был очень велик, и новое ее издание (1827) появилось с рисунками Галактионова; драматическая переделка поэмы была поставлена в сентябре 1825 г., а «Татарская песня» из поэмы была положена на музыку В. Ф. Одоевским. Критики — в согласии с поэтом — указывали на недостаточность связи в целом (Карамзин), но этот беспорядок принимали за отражение романтической поэтики, отвергавшей сухую упорядоченность классиков; частности же поэмы — ее слог, колорит, описания — казались всем без исключения великим завоеванием русского языка. Сам П. впоследствии считал, что «Фонтан» слабее «Кавказского пленника» и «отзывается чтением Байрона, от которого я с ума сходил»; с усмешкой вспоминал он о своем юношеском неумении «изображать физические движения страстей» и о том, как хохотал Ал. Раевский над изображением тоскующего Гирея: «Он часто в сечах роковых» и т. д. Но поэт с нежностью относился к «Фонтану», явно связывая с ним какую-то интимную страницу своей биографии. Об эпиграфе из Саади он вспомнил не только в «Онегине», но и в заметке о «Полтаве», где сообщает, что поэма в рукописи называлась «Харемом», но «меланхолический эпиграф, который, конечно, лучше всей поэмы, соблазнил меня». Наконец, в «Странствии Онегина» (стр. XVII) он вспомнил о своей молодости и годах пребывания на юге, связанных с «Фонтаном».

— баснословный певец, упоминаемый в «Слове о полку Игореве» в качестве недосягаемого идеала поэта.

— игрок, главный герой драмы франц. писателя Сорена (1706—1781) «Беверлей», заимствованной с английского. Драма Сорена была в 1773 г. переведена актером И. Дмитревским и игралась в России.

«господин господ») — титул некоторых наместников турецких провинций.

—1799) — один из деятелей эпохи Екатерины II, украинец по происхождению.

— гора горного хребта Безобдальского кряжа, тянущегося от г. Аглалан до р. Бамбак. 11 июня 1829 г. по пути из Тифлиса в Карс П. перебрался через перевал Безобдальского хребта.

—1879) в 1834 г. ротмистр л. -г. кирасирского полка, флигель-адъютант. В 1833 г. женился на фрейлине кн. Любови Александровне Хилковой (1811—1859). Брак этот был несчастлив из-за «бешеной» ревности мужа к Николаю I, и они разъехались, причем Б. был сослан на Кавказ, впоследствии они опять съехались и до конца жизни прожили счастливо. Семейная история супругов Б. одно время была предметом толков в великосветских кругах. Б. был впоследствии командиром нескольких гвардейских полков.

— см. Бобров.

— кн. Алдр. Ипсиланти (см.).

— см. «Песни западных славян».

— см. Байрон.

—1848) — литературный критик и публицист, известный П. еще только как сотрудник «Телескопа» и «Молвы». Из статей Б. при жизни П. были напечатаны «Литературные мечтания» (1834), «О русской повести и повестях Гоголя» (1835), «Ничто о ничем», «О крит. и литер. мнениях. Моск. Наблюд.» (1836), рецензии «Повестей П.», «Вастолы», «Стихотворений П.» (ч. IV) и первых двух книжек «Современ.». В этих статьях Б. являлся строгим шеллингианцем, продолжателем традиций «Московск. Вест.», «Денницы», «Европейца» и раннего «Телескопа», но с более острой публицистической трактовкой литерат. и теоретич. вопросов и с определенной установкой на широкую буржуазно-демократическую читательскую аудиторию. Популяризируя известный шеллингианский тезис о том, что «истинная литература должна быть проявлением национального народного духа», и характеризуя с этой точки зрения в «Литерат. Мечтаниях» прошлое и настоящее русск. Художеств. литературы, Б. дал высокую оценку творчества П. и его исторической роли («П. был совершенным выразителем своего времени» и пр.). Однако вслед за Надеждиным и Полевым Б. признавал, что «Борис Годунов был последним великим его подвигом», что в позднейших вещах П. «замерли звуки его гармонической лиры», хотя и «отрадно верить и думать, что П. подарит нас новыми созданиями, кот. будут выше прежних». Признаки «заката таланта П.» усматривал Б. в лирике 30-х гг., в «Анджело», в сказках. Очень сух был отзыв Б. и о «Повестях П.» (сочувственно отмечены были им лишь «Выстрел» и две главы «Арапа»), а на издание «Вастолы» Б. отозвался так же резко, как и Сенковский. Большие надежды возлагал Б. на «Современ.», первый № котор. встретил тщательным и очень благожелательным разбором, но уже № 2 был сурово осужден им за антидемократические выпады в статьях кн. Одоевского и Вяземского, за продолжение традиций «литерат. аристократии». П., внимательно следивший за статьями Б. (судя хотя бы по разрезанным «Телескопу» и «Молве» в его библиотеке), трезво учитывал связь молодого критика не только с традициями москов. любомудров, но и с демагогическими тенденциями Полевого. В этом смысле характерны те оговорки, которыми снабдил П. свою, в общем очень высокую, оценку Б. в «Современ.». П. близки были основные суждения Б. о русск. литер. XVIII и нач. XIX в., много общего было в их положительных оценках прозы Гоголя и в отрицательных — Марлинского, Бенедиктова, Кукольника. Полностью должен был одобрять П. борьбу Б. с Булгариным и Гречем, не мог по существу возражать и против полемики Б. с вдохновителями «Москов. Наблюдат.». В мае 1836 г. П. через Нащокина и «тихонько от Наблюдателей» послал Б. первый том «Соврем.» и тогда же просил передать Б. свое сожаление, что «не успел увидеться» с ним в Москве. О том, что сожаление это было не только формальным, свидетельствует к тому же времени относящийся рассказ Чаадаева о благосклонном отношении П. к Б., а их несостоявшееся свидание не помешало Нащокину тотчас после закрытия «Телескопа» вступить в деловые переговоры с Б. о переезде его в Петербург для работы в «Современ.»: «Теперь, коли хочешь, — писал Нащокин Пушкину в конце 36 г., — Б. к твоим услугам. Я его не видал, но его друзья, и в том числе Щепкин, говорят, что он будет очень счастлив, если придется ему на тебя работать». Ответить на это письмо П. уже не успел. Существенные поправки к ранним статьям о П. сделаны были в его знаменитом разборе посмертного издания сочинений П. в «Отеч. Зап.» 1843—1846 г.

— богиня войны у др. римлян, супруга или дочь Марса.

—1706) — франц. мыслитель, автор «Исторического словаря», журнала «Новости литературной республики» и др. Сторонник веротерпимости, Б. ставил задачей борьбу с схоластической церковной наукой, проповедуя скептицизм, критическое отношение ко всему и сомнение как основной прием в разыскании истины. Б. является предшественником просветительных идей XVIII века.

— вышка на доме, обычно в виде павильона. Б. часто устраивались в помещичьих домах.

— образное выражение в значении: статуя Аполлона Бельведерского. Эта статуя считается одним из лучших и совершенных произведений античного искусства.

— Муравьев Андр. Ник. (см.)

—1873) — поэт. В 1835 году появилась его первая книжка стихов, имевшая громадный успех. Произведения Б. отличались звучным стихом и сложными изысканными метафорами. Жуковский чрезвычайно высоко ценил его; критика (напр. Шевырев) усмотрела в нем крупнейшего поэта; только Белинский и Полевой отрицали в нем талант. Судя по воспоминаниям современников, П. отнесся к Б. очень холодно, признавая в нем только удачные рифмы и смелые сравнения. Вскоре успех Б. сменился полным его отрицанием.

— см. Констан Бенжамен.

— псевдоним Н. А. Полевого от лат. слова benignus — радушный, услужливый, плодовитый. Очевидно, Полевой взял последнее значение, имея в виду свою работоспособность.

—1826) — барон (позднее граф), один из известных боевых генералов наполеоновских войн 1805—1807 гг. и 1812 года. Б. присутствовал при убийстве Павла I, но непосредственным участником его не был.

—1844) — шеф жандармов, которому с 1826 г. было поручено наблюдение за П. Он происходил из немцев-помещиков (из Эстонии). Мать его была близко знакома с Марией Федоровной, женой Павла I. Б. воспитывался в известном в свое время иезуитском пансионе аббата Николя, где получил великосветское, но весьма поверхностное воспитание. С 1798 г. начинается его военная карьера, когда он в чине прапорщика Семеновского полка поступил флигель-адъютантом к Павлу I. Далее он выполнял разные дипломатические поручения и участвовал в походах, командуя кавалерийскими частями. Военная карьера его протекала удачно, и в 1819 г. он был уже начальником штаба гвардейского корпуса. Сколько-нибудь значительной роли при Александре он не играл, исполняя различные поручения в качестве придворного генерала. Известен эпизод, упоминаемый в «Медном всаднике», участия Б. в спасении погибавших во время наводнения 1824 г., когда, по официальной версии, он спас жизнь девяти человекам. Настоящая карьера Б. началась при Николае I. Его возвышению способствовало деятельное участие его в подавлении декабрьского восстания (он руководил ликвидацией восстания в районе Васильевского острова), записка о тайных обществах, поданная еще в 1821 г., но оставшаяся без движения, наконец смерть Милорадовича, в ведении которого находилась политическая охрана. Б. был назначен шефом жандармов и начальником III отделения, в котором было сосредоточено высшее полицейское и политическое наблюдение. Несмотря на свой характер, в достаточной степени легкомысленный и рассеянный, и на неспособность к работе, Б. благодаря своим помощникам, в частности Фоку, создал русскую политическую жандармерию и организовал тщательный сыск во всех кругах русского общества; шпионаж, система частных осведомителей (среди которых были и писатели, как напр. Булгарин, Висковатов и др.), наблюдение за частной перепиской и т. п. характеризуют систему Б. В 1832 г. Б. возведен в графское достоинство. По отношению к лицам чуждого себе круга он усвоил привычку держаться грубо, начальственно. К таким лицам он относил несомненно и П. После вызова П. в Москву Николаем в 1826 г. Б. был сделан посредником в сношениях царя с П. В действительности Б. принял на себя роль политического наблюдателя за поведением П. С этого времени начинается их переписка. Темы этой переписки однообразны. В первую очередь Б. являлся цензором произведений П. Он требовал от него представления всех произведений, запрещал чтения новых сочинений без своего предварительного просмотра (напр. «Бориса Годунова»), требовал объяснений по поводу отдельных мелких стихов (напр. об «Анчаре»). Затем ряд писем касается личной жизни П. С него требуют в очень резкой форме объяснений об его поездках (в Москву, в Арзрум) и предписывают впредь испрашивать на каждую поездку разрешение. Просьбы П. о позволении куда-нибудь выехать вызывают запрещение (запрещена поездка за границу, поездка в Полтаву для свидания с Н. Раевским). Через Б. направлял П. различные просьбы (о чинах, о правительственной ссуде, просьба об отставке, вызвавшая «немилость» и взятая обратно, и т. п.). К. нему же П. обращался с ходатайством за других, напр. по делам семьи Раевского, по вопросу об издании сочинений Кюхельбекера, по делу сотника Сухорукова и пр. В ответ П. часто получал отказы, выговоры, упреки в легкомыслии, а иногда (через Жуковского) указания на слишком «сухой» и невыразительный тон писем. От П. требовали, чтобы он держал Б. в курсе всех своих личных дел, предъявлял подозрительные письма (напр. письмо от Кюхельбекера). В литературные дела П. вмешивался Б. также в порядке политического надзора за печатью. Так, полемика «Литературной газеты» с Полевым привлекла к себе его внимание как неблагонамеренная. В оценке литературных явлений он находился под влиянием своего осведомителя Булгарина, который освещал факты в неблагоприятном для П. и его друзей свете, так как видел в нем литературного конкурента. Влиянием Булгарина объясняется то, что Б. после личного объяснения с Дельвигом, в котором он грубо на него накричал, запретил «Литературную газету» (правда, потом извинился и снова разрешил издание). При столкновении П. с Булгариным Б. систематически вступался за Булгарина, иногда даже расходясь в этом с Николаем I. В конце 30-х годов Б. потерял свое влияние.

—1832) — английский писатель по вопросам права. Идеи Б. пользовались большим успехом в 20-х годах среди либералов. Его учение строилось на принципе наибольшей пользы. Целью всякого законодательства, по его мнению, является наибольшее счастье для наибольшего числа людей.

— ложа в театре, расположенная в уровень с местами для кресел.

—1857) — франц. поэт, автор популярных песен. Известность Б. началась в 1813 г. песенкой «Король Ивето», в которой воспевается миролюбивый король; в ней усмотрели насмешку над режимом Наполеона. В эпоху Реставрации Б. писал песни, осмеивая реакционные круги, на которые опиралось правительство Бурбонов: духовенство и феодальную аристократию. Он не скрывал своих республиканских взглядов, что не мешало ему воспевать Наполеона. Песни его получили небывалое распространение в мелкобуржуазных кругах. Правительство дважды привлекало его к суду (в 1821 и в 1828 г.), который присуждал его к штрафам и тюремному заключению. В 1830 г. он принял участие в июльской революции, но отказался принять предлагавшиеся ему посты в правительстве Луи Филиппа. П. отрицательно относился к популярности Б., не считая его крупным поэтом. Из всех его песен он считал лучшей «Короля Ивето»; и даже предпочитал его песням произведения поэта XVIII века — Колле. В стиле песни Беранже «Простолюдин» (Le Vilain) взят П. припев «Моей родословной»: «Я мещанин, я мещанин». В некоторых списках этого стихотворения стих Б. (Je suis vilain et trés vilain) стоит в качестве эпиграфа. Песенка, которую П. имел в виду в «Рефутации Беранжера», в действительности написана не Б., а другим автором песен — Э. Дебро (1796—1831) — последователем Б.

— старинное холодное оружие в виде топора с длинным полукруглым лезвием, насаженным на древко. Б. в Московском государстве были вооружены стрельцы.

—1794) — франц. поэт, аббат, впоследствии кардинал. Б. писал легкие любовные стихи и песенки, за что пользовался покровительством любовницы Людовика XV, маркизы Помпадур, которой он обязан своей служебной карьерой.

— небольшое имение И. И. Вульфа, в семи верстах от Малинников. Приезжая гостить в Малинники, П. обычно посещал Б., проводя там день-два.

— полулегендарный изобретатель пороха в XIV веке. Посаженный в тюрьму по обвинению в колдовстве, Б. Ш. будто бы занимался там алхимией и, смешивая разные вещества, нечаянно открыл порох, который и был вскоре применен для огнестрельного оружия. Легендой этой П. воспользовался для завязки драмы о крестьянском восстании против феодалов-помещиков (так называемые «Сцены из рыцарских времен»), победу восставшим против закованных в сталь рыцарей дает огнестрельное оружие, т. е. порох, изобретенный Б. Ш.

—1822) — франц. генерал, участник военных походов эпохи революции и Наполеона. В период Реставрации Б. становится представителем либеральной оппозиции. С 1820 г., сблизившись с революционно-демократическим обществом карбонариев, он принимает участие в организации ряда антиправительственных военных заговоров. Попытка открытого восстания в Туаре оканчивается неудачей; Б. удается бежать, но затем, благодаря провокации, его арестовывают, приговаривают к смерти и казнят в Пуатье.

«БЕРТРАН и РАТОН, или ИСКУССТВО ЗАГОВОРА» — пятиактная комедия Скриба (1833). Сюжет ее заключается в том, что промышленник Ратон организует восстание, результатами которого пользуется придворный интриган Бертран (имена заимствованы из одноименной басни Лафонтена о коте — Ратоне, таскавшем из огня каштаны для мартышки Бертрана). Комедия Скриба явно намекает на июльскую революцию во Франции. Действие ее автор перенес в Данию и ввел исторические лица XVIII в. — Христиана VII и Струэнзе. В действительности исторический сюжет был лишь прозрачным прикрытием истинного намерения автора.

—1834) — автор многочисленных работ по истории русского флота и истории географических открытий. П. в начале «Медн. всадника» ссылается на книжку Б., изд. в 1826 г. в Петерб. под заглавием: «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге», где между прочим Б. подробно касается и грандиозного наводнения 7 ноября 1824 г. Описание П. действительно «заимствовано» у Б.

—1839) — франц. поэт, автор «Гастрономии», шутливо дидактической поэмы.

«БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА» — литературное общество, основанное в 1811 г. по мысли Державина и Шишкова. Целью своей общество ставило «развивать и поддерживать вкус к изящному посредством публичного чтения образцовых произведений в стихах и прозе». Вместе с этим его задачей была защита традиций классицизма и оберегание русской литературы и языка от новшеств. Отсюда борьба с «карамзинистами», объединившимися в «Арзамасе», где членов Б. прозвали «славянами» («славенские глупцы», стих. «Блажен, кто в шуме городском») за их приверженность к церковно-славянскому языку. Б. разделялись на четыре разряда, во главе которых стояли: Шишков, Державин, А. С. Хвостов и Захаров. В действительные члены принимались лишь люди «солидного возраста». Весь строй общества был явно бюрократическим. Его заседания протекали в торжественной обстановке. Б. издавала свои труды: «Чтения в Беседе любителей р. слова», но были они очень скудны и бесцветны. Не пополняясь молодыми силами, общество чахло и распалось по смерти Державина (1816 г.). Уничтожающая характеристика Б. (члены ее названы здесь «варягами») дано П. в его «арзамасском» послании 1816 г. «К Жуковскому» («Благослови, поэт»). Но во «Втором послании к цензору» (1824 г.) деятельность А. С. Шишкова, как учредителя Б., оценена уже положительно (см. стихи 35—38).

—1832) — стихотворец и журналист; издатель литературно и технически низкопробных альманахов «Майский листок» (1824), «Сириус» (1827), «Северная Звезда» (1829), редактор сатирического и литературно-полемического листка «Северный Меркурий» (1830—1832). Ориентируясь в своих писаниях на среднюю чиновничью, армейскую и мещанскую аудиторию, Б. -Р. зарекомендовал себя врагом «литературной аристократии», преследовал всякого рода «разоблачениями» и ироническими замечаниями Дельвига, П., Вяземского, которые, в свою очередь, устно и печатно дискредитировали его как бесцеремонноневежественную и безнадежно опустившуюся фигуру. Известна история самовольного опубликования Б. -Р. в «Северной Звезде» шести неизданных и не предназначенных к печати стихотворений П. Последний официально хотел протестовать против этой проделки и одновременно вывел Б. -Р. под именем Бесстыдина в своем «Альманашнике».

— турецкая серебряная монета (ок. 35 копеек).