Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буква "Ю"

ЮВЕНАЛ — римский поэт (ок. 50—125 н. э.). В своих сатирах он изобразил жизнь римского капиталистического общества конца I в. н. э. Та страстность и откровенность, с которыми он бичует пороки, доставили ему славу смелого оппозиционного поэта. Мнение это ошибочно: Ю. преследовал то, что являлось для него уже прошлым и что можно было осмеивать вполне невозбранно. П., как и все его современники, принимал красноречивые стихи Ю. за идущие от сердца, читал их с восхищением еще в лицее, во франц. переводе и затем неоднократно упоминал римского поэта с уважением. Задумывая одно время издать свои эпиграммы, он в предполагаемом введении к ним призывал «музу пламенной сатиры» и просил ее вручить ему Ювеналов бич. Поэтому и «потолковать об Ювенале» («Евг. Он.», I, 6), вероятно, значило излить, подобно римлянину, свое негодование на тогдашнее положение государства. Исполняя настойчивую просьбу кн. П. Б. Козловского (см.), знатока и любителя Ю., П. в 1836 г. приступил к переводу X сатиры (о близорукости всех человеческих желаний). Сохранился вольный и краткий пересказ стихов 1—4 и 188—195. В послании к Козловскому П., наряду с строгостью и суровостью стихов Ю., отмечает еще одну сторону их — бесстыдство. Дело в том, что, изображая и громя порочность, Ю. делает это иногда чересчур реально и детально. Эту черту его отметил уже Байрон («Дон Жуан», I, 43).

ЮГО Виктор — см. Гюго.

ЮДИН Павел Мих. (1798—1852) — товарищ П. по лицею, не очень даровитый, но усердный ученик, любитель подшучивать над товарищами. По окончании лицея до самой смерти служил в Министерстве иностранных дел. П. написал Юдину длинное послание — одно из наиболее реалистических из лицейских стихотворений.

— церковно-слав. слово, собственно обозначающее низменное место; в русск. языке употребляется только переносно, в значении житейских страданий, невзгод будничной жизни.

—1889) — майор, поэт и археолог. Друг П. А. Вяземского и А. И. Подолинского. Участвовал в турецкой войне 1827—28 гг., состоя при гр. Паскевиче. При взятии крепости Ахалцых был тяжело ранен и дальнейшего участия в войне не принимал. В 1880 году издал воспоминания о П. («Русск. Арх.», 1880, III). П. упоминает о встрече с Ю. 27 июня

«Путешествии в Арзрум» (гл. I). Вскоре после занятия Топ-Дага войсками Паскевича П. приехал туда с Ю.

— дочь императора Августа, известная своей распущенностью, была трижды замужем, в последний раз за Тиберием.

— героиня романа Руссо «Новая Элоиза».

—1776) — англ. философ-идеалист и историк, в свое время особенно прославившийся «Историей Англии от завоевания Юлия Цезаря до революции 1688 г.» (1763), которую и имеет в виду П.

— см. Зевс.

— татарская деревня в Крыму, в 17 км от Ялты.

«ЮРИЙ МИЛОСЛАВСКИЙ» — см. Загоскин.

—1860) — приятель П. по «Зеленой лампе», военный до 1833 г., участник походов 1813—15 гг. С 1835 г. служил по Министерству внутренних дел, затем юстиции и наконец до конца жизни — по Министерству финансов. В первой половине 1818 г. П. написал Ю. стих. «Любимец ветреных Лаис». 20 сентября 1819 г. Ю. был переведен в Уланский полк. 20-го или 23-го были его именины. Эти два обстоятельства имеются в виду в стих. «Здорово, Юрьев именинник». Во второй строфе разумеются члены общества «Зеленой лампы», на что намекают слова «надежды лампа», т. е. лампа зеленого цвета, считавшегося цветом надежды.

— день, когда в Др. Руси крестьянин имел право оставить землевладельца и перейти на работу к другому хозяину. В исторической науке времени П. считали, что право перехода крестьян в Ю. д. было отменено указом 1592 года.

—1831). В 1772—1781 гг. Ю. путешествовал по Европе, побывал в Англии, Франции, Германии, Италии, Испании и Португалии. В Лондоне в 1776 г. Ю. познакомился с Бомарше, посвятившим ему стихотворение. Посетил Ю. и Вольтера в Фернее, о чем последний писал Екатерине II. В 1788 г. Ю. отправился в Италию чрезвычайным посланником к Папе, в Венецию и в Неаполь. Незадолго до революции, побывав в Париже и Версале, Ю. возвратился в Россию и был назначен (в 1791 г.) директором театров, а в 1814 г. главноначальствующим над экспедициею кремлевского строения в Москве и оружейною палатою. Владея огромным состоянием, Ю. собрал прекрасную коллекцию картин, библиотеку в 30.000 томов и т. п. В 1810 г. он купил у кн. Голицыных подмосковное Архангельское, где он украсил дом, наполнил его вывезенными из-за границы предметами искусства, построил театр, декорации которого писал знаменитый Гонзаго. Послание «К вельможе» является ответом на приглашение Ю. посетить его в Архангельском. В рукописи стихотворение имеет эпиграф из Горация, упоминаемый в послании. Зодчий — архитектор, — по планам которого выстроено Архангельское, был француз Шевалье де Герн. Впервые П. был в Архангельском с С. А. Соболевским весной 1827 г. Вообще он поддерживал знакомство с Ю., который был на балу у новобрачных Пушкиных в феврале 1831 г. Фигуру Ю. П. нарисовал на обложке автографа стихотворения «К вельможе».