Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буква "Т"

TABLE-TALK (застольные разговоры) — 36 анекдотов, записанных П. с чужих слов в 1831—1836 гг. Заглавие дано П. по английским образцам («Table-Talk, или Оригинальные заметки» Гезлитта 1825 и «Избранные Table-Talk» С. Т. Колриджа, 1835).

ТАБРАЦИЯ — неправильно, вместо Табрака — город в Нумидии, на территории теперешнего Алжира.

ТАВРИДА — древнегреч. название Крыма.

— особый знак, клеймо, обычно выжигаемое у лошади на боку.

— см. Крупенский.

— см. Аполлон.

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК — гражданский чин, равный чину генерал-лейтенанта военной службы, т. е. по «табели о рангах» — 3 класса (из 14).

— мыза близ Гатчины (теперь станция железной дороги), принадлежала некогда А. П. Ганнибалу.

— серебряная монета, чеканившаяся германскими владетельными домами в XVIII в. и содерж. 24 гроша по 12 пфеннигов.

— предмет, иногда с таинственной надписью, которому приписывается свойство приносить счастье его обладателю. П. так называл свое кольцо, подаренное ему в Одессе, на котором была еврейская надпись.

ТАЛИЯ — муза комедии, обычно изображавшаяся с комической маской, принадлежностью др. -греческой комедии.

—1826) — франц. трагический актер, выдвинувшийся во время франц. революции. Он произвел реформу в трагической игре, введя впервые на франц. сцене исторически верный костюм и сменив искуственную напевную декламацию более естественным и выразительным произношением ролей.

ТАМЕРЛАН Тимур (1336—1405) — тюркский вождь, завоеватель, основавший огромное азиатское государство со столицей в Самарканде, распавшееся вскоре после его смерти.

— племенной знак, печать.

«ТАНКРЕД» — опера Россини.

— бывший содержатель ресторана в Петербурге на Дворцовой площади при гостинице, где обычно останавливались дипломаты. Прогорев, он приехал в 1822 г. в Кишинев, где его знал П. Лицо, к которому обращено стих. «Сегодня я...», где упоминается Т., неизвестно.

ТАРКВИНИЙ — последний царь Рима; см. «Лукреция».

— сестра Катакази, некрасивая, но образованная дева лет сорока, прозванная «Кишиневской Жанлис».

ТАРТАР — по представлению древнегреч. мифологии, подземная бездна, над которой — нижние основания земли и океана. Позднее под т. стали разуметь вообще преисподнюю.

— село в Боровском уезде, Калужской губ., принадлежавшее гр. Серг. Петр. Румянцеву (1755—1838), место известного сражения, бывшего в октябре 1812 г. По мысли Румянцева, крестьяне Т. были в 1828 г. объявлены «вольноземледельческими»; за это с них были принудительно собраны средства, на которые в 1834 г. был сооружен памятник на месте сражения.

—1595) — знаменитый итал. поэт, в эпоху расцвета своего дарования живший при дворе герцога феррарского Альфонса II, который после ряда столкновений с Т. приказал заключить поэта как сумасшедшего в госпиталь, где Т. пробыл семь лет. В это время вышло в свет лучшее произведение Т. — поэма «Освобожденный Иерусалим», имевшая огромный успех. Это заставило Альфонса освободить Т. из заключения. Друзья его добились восстановления обычая торжественного венчания в Риме поэта лавровым венком, что должно было произойти весной 1595 г., но Т. умер, не дождавшись этого, и лавром был увенчан труп поэта. Последние стихи XLVIII стр. I гл. «Евг. Онегина» и стих. «Близ мест, где царствует Венеция златая» говорят об обыкновении венецианских гондольеров XVIII в. петь октавы из «Освобожденного Иерусалима» Тассо. Об этом рассказывает Байрон в одном из примечаний в IV песни «Чайльд-Гарольда», приводя и цитату из «Писем из Италии» Гете. В самой IV песни (III стр.) Байрон пишет о том, что в Венеции нет больше звуков Тассо. Этот стих П. взял в стих. «Поедем, я готов». Упоминаемые в стих. «Близ мест, где царствует Венеция златая» Годфред, Эрминия — персонажи «Освобожденного Иерусалима». В стих. «Городок» П. называет Вольтера внуком Тассо, а в стих. «Ответ Катенину» советует последнему «с похмелья пожинать лавр Корнеля или Тассо». Наконец, в стих. «Кто знает край» и «Когда порой воспоминанье» упоминается «Торквато величавый». В «Египетских ночах» одна из предлагаемых импровизатору тем — «Триумф Тассо». См. еще Армида.

— древнее городище на левом берегу Терека в 8 километрах ниже реки Комбулея, близ Эльбруса. 22 мая 1829 г. П. во время путешествия по Кавказу посетил развалины этого аула, находившегося в окрестностях Владикавказа. Одной из святыней аула являлся старинный минарет, постоянно посещавшийся путешественниками и многократно описанный в воспоминаниях. (См. «Путешествие в Арзрум».) Т. пользовался у горцев большим уважением и даже считался святыней. Там давали клятвы, приносили жертвы и заключали союзы. Постепенно Т. стал убежищем беглецов из Кабарды и Дагестана, убийц и др. преступников. Здесь они были неприкосновенны.

ТАТИЩЕВ Вас. Никит. (1686—1750) — государственный и литературный деятель первой половины XVIII в., автор «Истории российской».

— круглая черная монашеская шапочка. Царь Иоанн IV, поселившись в Александровской слободе, завел у себя во дворце монастырские порядки, причем заставлял опричников носить т. н. рясы.

— знаменитый римский историк (ок. 60—115 н. э.), известный глубокими психологическими характеристиками выводимых им лиц и сжато-величавым стилем. Из его произведений особенно замечательны «Летописи» (анналы), где в 16 книгах он давал обзор событий от правления Тиберия и кончая Нероном (14—68 гг. н. э.). Имя Т. как серьезного историка было известно П. еще в лицее. К изучению Т. П. был приведен неоднократно приходившей ему в голову параллелью между Александром I и Тиберием. Результатом этого изучения явились написанные летом 1825 г. в Михайловском «Замечания на Анналы Тацита». П. читал римского историка во франц., не вполне точном издании Дюро де Ламалль. Замечания касаются отдельных глав одной только I кн. «Анналов» и далеко не отделаны.

— одна из главных улиц Москвы, пересекающая город от окраины (конец Ленинградского шоссе) до Центра.

преследовавшее завоевательные цели. В XIII в. орден перенес свою деятельность на берега Вислы и завоевал область литовского племени пруссов (ныне Пруссия). В XIV в. орден вступил в продолжительную борьбу с Литвой.

— герой древнегреческих мифов; действующее лицо в нескольких классических трагедиях, в частности в «Ариадне» Тома Корнеля (шла в переводе Катенина с 1811 г.) и в «Федре» Расина (в переводе Лобанова шла в 1823 г.).

«ТЕЛЕГРАФ» — см. «Московский Телеграф».

— в др. -греч. легендах (мифах) сын хитроумного Одиссея, царя острова Итаки, похождения которого описаны в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее». Т., выросший в отсутствие отца, много лет воевавшего под стенами Трои и много лет находившегося в странствиях на возвратном пути из Трои, отправился разыскивать его. Странствования Т. составляют сюжет романа франц. писателя Фенелона (1651—1715) «Похождения Телемака», не один раз переведенного на русский язык. Тредиаковский (см.) переложил ее стихами (дактилическим гекзаметром) под названием «Телемахида».

«ТЕЛЕСКОП» — «журнал современного просвещения, издаваемый Николаем Надеждиным» в 1831—1836 гг., закрыт за напечатание «Философического письма» Чаадаева. При «Т.» издавалась «Молва». П. напечатал в «Т.» 1831 г. «Герой», отрыв. из «Русл. и Людм.» и две статьи Ф. Косичкина (см.).

— условные женские имена, встречающиеся в идиллиях. П. имеет в виду стихи из горацианской оды Дельвига «Фани»: «Темира, Дафна и Лилета Давно как сон забыты мной, И их для памяти поэта Хранит лишь стих удачный мой».

— см. Анакреон.

—1770) — сенатор, член Комиссии о коммерции и межевой экспедиции, участник дворцового переворота 1762 г. и один из влиятельнейших сановников первых лет царствования Екатерины II.

—1842) — поэт, отставной поручик Павлоградского полка (1824), за уклонение от присяги Николаю I заподозрен в политич. неблагонадежности и выслан в ноябре 1826 г. из Петербурга в Херсон под надзор полиции; впоследствии чиновник ос. поруч. при гр. Воронцове в Одессе. Автор «Стихотворений» (ч. I — 1832, ч. II — 1836) и «Писем из Болгарии» (1833). П. очень хвалил в 1830 г. стихотв. Т. «Странники», напечатанное в «Сев. Цветах». Личное знакомство Т. и П. состоялось, вероятно, лишь в 1835—1836 гг., во время пребывания Т. в Петербурге. Доказывая в своей статье о «Фракийских элегиях» права Т. на «почетное место между нашими поэтами», П. учитывал и серьезные недостатки Т. — его «напыщенность и однообразие», «силу выражения, переходящую часто в надутость, яркость описания, затемненную иногда неточностью». От имени Т. изданы были А. Греном в 1857 г. поддельные записки о пребывании П. в Кишиневе.

— отставной вахмистр в стихотворении И. И. Дмитриева «Карикатура».

ТЕРПСИХОРА — см. Музы.

— стихи, расположенные таким образом, что в каждом трехстишии, на которые разделено произведение, средний стих рифмует с крайними стихами следующего трехстишия. Т. представляют собою непрерывную цепь стихов. Форма эта итальянского происхождения. Т. написана «Божественная комедия» Данте. Итальянские т. писались размером, соответствующим русскому пятистопному ямбу. П. написал т. «В начале жизни школу помню я» (пятистопным ямбом) и «И дале мы пошли, и страх обнял меня» (шестистопным ямбом).

— римский император, пасынок и зять Августа. Представление о Т. как о лицемерном деспоте привело П. к мысли о параллели между римским императором и Александром I. С этой целью П. стал изучать главный источник для биографии Т. «Анналы» Тацита и пришел к выводу, что римский Т. лучше русского. Несмотря на пристрастное изложение Тацита, старавшегося очернить Т., П. считал, что Т. «был одним из величайших государственных умов древности». Т. неоднократно фигурировал в качестве героя во французских трагедиях классической школы. Наиболее известны трагедия М. Ж. Шенье «Тиберий» (напечатана в 1818 г.), долгое время запрещенная по политическим причинам, и Л. Арно «Смерть Тиберия» (февраль 1828 г.).

— римский элегический поэт. Главная тема двух книг его элегий любовь. Древние ставили Т. на первое место среди римских элегиков. В стих. П. «Батюшкову» («В пещерах Геликона») Т. как поэт любовной лирики противопоставлен эпику Виргилию. «Наследниками Тибулла и Парни» названы в стих. «Любовь одна — веселье жизни хладной» «певцы любви». Упоминается Т., «нежащийся в мирном поместье меж Пиндом и Цитерой», в стих. «Шишкову». Наконец, в стих. «Ты Богоматерь» амур назван «богом Парни, Тибулла, Мура». Вероятно, через Батюшкова (в его стих. 1809 «Тибуллова элегия III») П. заимствовал у Т. имя Делии в своих ранних стихотворениях.

ТИБУРСКИЙ МУДРЕЦ — Гораций.

— третье сословие, то же, что буржуазия.

ТИИСКИЙ ПЕВЕЦ — см. Анакреон.

—1853) — немецкий поэт-романтик, переводчик на немецкий язык Шекспира и Сервантеса, был замечательным чтецом. Кто был немецкий amateur, ученик Т., неизвестно (м. б., это был немецкий декламатор Кизеветтер).

— пограничный город Вост. Пруссии, где 7 июля 1807 г. произошло свидание между Александром I и Наполеоном, а 8 июля 1807 г. был заключен мир, по которому разгромленная Пруссия лишилась половины своей территории, а Россия и Франция обязались помогать друг другу, причем Россия вступила в континентальную систему.

—1881) — жена наказного атамана Оренбургского казачьего войска Е. Н. Тимашева, поэтесса, которой кроме П. посвящали стихи Вяземский, Баратынский, Языков и Ростопчина. В первой строфе посвященного Т. стих. «Я видел вас, я их читал» П. говорит о стихотворениях Т., которые он читал в рукописи.

TIMES (Таймз, англ. время— английская ежедневная газета, основанная в 1788 г., особого значения достигшая уже в первой половине XIX в.; в эпоху П. она была самой влиятельной и популярной газетой в Англии.

ТИМКОВСКИЙ Ив. Осип. (1768—1837) — петербургский цензор в 1804—1821 гг., отличавшийся строгостью. В 1815—1820 гг. Т. в качестве цензора журналов «Сын Отечества», «Северный Наблюдатель», «Благонамеренный» и «Невский зритель» разрешил семнадцать стихотворений и поэму «Руслан и Людмила» П. Известно, что Т. не разрешил стих. «Русалка».

— заимствованный с Востока музыкальный инструмент греков и римлян. Состоял из натянутой на деревянный или бронзовый круг кожи, по которой ударяли руками или палочкой.

— жезл Диониса и его спутников, увитый плющом и виноградными листьями. Так как спутники Вакха не применяли другого оружия, кроме тирса, и все-таки благодаря чудодейственной силе бога одерживали победу, то П. называет его «символом победы мирной».

— афинский поэт. Своими песнями он поднял мужество спартанцев во II мессенской войне (VII в. до н. э.).

«Онегине». Вероятно, это Пьер Т. (1768—1854), поэт и политический деятель (участник заговора Бабефа), автор сочинений по латинской поэзии и мемуаров из эпохи революционных войн. Однако упоминание этого имени рядом с Биша дает возможность предположить, что речь идет об Андре Т. (1728—1797), авторе распространенных в свое время сочинений по медицине о прививке оспы и др. Впрочем, в перечне чтений Онегина П. нарочно не придерживался никакого порядка.

— римский император (79—81 н. э.), усмиритель восстания евреев, взявший в 70 г. Иерусалим. Став императором, старался приобрести популярность мягким управлением. За Т. сохранилось необоснованное прозвище «любви и радости человеческого рода». Титом называли Александра I.

— почетное звание.

—1891) — член московского кружка любомудров и литерат. общества С. Е. Раича, сотрудник «Моск. Вестника», впоследствии видный дипломат и член Государствен, совета; в 1829 г. Т. опубликовал в «Сев. Цветах» фантастическую повесть «Уединенный домик на Васильевском острове», фабула которой сложилась под воздействием одного из устных рассказов П., связанного, вероятно, с пушкинским планом «Влюбленного беса»; в 1835 г. Т. послужил для П. прототипом Вершнева в варианте «Египетских ночей».

— см. Изобразительное искусство и П.

—1793) — знаменитая итальянская певица, гастролировавшая и в России, фаворитка гр. Безбородко.

—1859) — франц. историк, публицист и политический деятель умеренно-либерального лагеря, автор исследования «Демократия в Америке» (1835) и «Старый режим и революция» (1850—1859). В первом из этих трудов, сохранившемся и в библиотеке П., характеризовались вопиющие политические и социально-экономические противоречия принципов «формальной демократии», осуществляемых в условиях капиталистического строя. Некоторыми из этих общих положений Т. воспользовался П. в вводных страницах к статье о «Джоне Теннере» (1836 г.).

—1846), — отставной гвард. офицер, известный своими авантюрными похождениями в 1804 г. на Камчатке и среди дикарей Алеутских островов (отсюда его прозвище «Американец»), человек умный и даровитый, но игрок и кутила, дважды разжалован в солдаты; приятель Вяземского и Д. Давыдова, воспетый ими, но заклейменный Грибоедовым в «Горе от ума» («Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом. И крепко на руку нечист»). П., дружески встречаясь с Т. в Петербурге, уже в Кишиневе узнал, что Т. участвовал в распространении каких-то порочащих П. слухов. Ответом на это «предательство» была эпиграмма П. «В жизни мрачной и презренной» (1820) и резкие выпады против Т. в послании «Чаадаеву» (1821), строки о «Философе, который в прежние лета Развратом изумил четыре части света. Но, просветив себя, загладил свой позор. Отвыкнул от вина и стал картежный вор». Из-за вражды к Т. отказался П. от эпиграфа, первоначально намеченного им к «Кавк. плен.» («Под бурей рока — твердый камень, в волненьях страсти — легкий лист»), так как эти стихи Вяземского характеризовали Т. Сохранилась ответная эпиграмма Т. на П. («Сатиры нравственной язвительное жало с пасквильной клеветой не сходствует нимало» и пр.), услыхав о которой П. весною 1825 г. грозил представить Т. «во всем блеске в 4-й песни Онегина». Сразу же после возвращения из ссылки в Москву П. послал Т. через Соболевского вызов на дуэль, которая была, однако, предотвращена. С 1828 г. П. и Т. вновь стали друзьями; через Т. сделал П. предложение весною 1829 г. Н. Н. Гончаровой и сносился с семьею Гончаровых во время пребывания своего на Кавказе. В том же 1829 г., впервые включив в новое издание своих «Стихотворений» старые стихи «Ответ Х. У.» («Нет, не черкешенка она»), П. переадресовал их к Т. и тем самым как бы связал их уже не только с Т., но и с Гончаровой. К Т. относится набросок письма П. из Тифлиса о Ермолове (1829), и о нем же упомянул П. в «Путешествии в Арзрум» (гл. I).

— См. Изобразительное искусство и П.

—1867) — приятель П. по «Зеленой лампе», участник войны 1812 г., в 1817—1823 гг. служивший в Главном штабе. Уехав в 1823 г. в Париж лечиться, Т. остался там навсегда, т. к., привлеченный к делу декабристов, он не решался ехать в Россию и, чтобы реабилитировать себя, стал «осведомителем» русского правительства, а во время приезда в январе 1837 г. в Петербург стал официальным «корреспондентом Министерства народного просвещения», а фактически агентом III Отделения (донесения его о революции 1848 г. напечатаны в настоящее время Центрархивом). Стих. «Стансы Толстому» явилось исполнением обещания посвятить стихотворение приятелю в ответ на его настойчивые просьбы. Об этом рассказывает Т. в стихотворном «Послании к А. С. Пушкину», напечатанном в сборнике произведений Т. «Мое праздное время» (СПб. 1821 г.). Стихи «Горишь ли ты, лампада наша», находящиеся в письме от 26 сентября 1822 г., посвящены воспоминаниям о заседаниях кружка «Зеленая лампа» (см.), представителем которого был Т. «Приют гостеприимный» — квартира Н. В. Всеволожского, в которой происходили собрания лампистов. «Колпак», в котором садилось за столом «милое равенство», — т. н. фригийский колпак, носившийся якобинцами во Франции как символ свободы. О «красном колпаке» говорит П. в стих. «Товарищам» и «В. С. Филимонову».

—1862) — петерб. драматический артист на ролях злодеев, царей и резонеров.

—1785) — франц. писатель, известный своими «похвальными словами», представляющими собой характеристики разных замечательных лиц. Кроме того, им написано несколько од, из которых особенно известна «Ода на время» (1762), переведенная на русск. Нелединским-Мелецким. Своеобразный размер строфы этой оды П. применил в своем стих. «Недвижный страж...».

—1748) — англ. поэт, автор поэмы «Времена года», описательной бессюжетной поэмы, написанной белыми стихами, в которой любовь к природе противопоставляется городской жизни. Т. оказал влияние на развитие сентиментализма в России — на Карамзина. Жуковский переводил Томсона, почему П. в записке «Штабс-капитану, Гете, Грею», назвал его и этим именем.

— драгоценный камень, разновидность горного хрусталя дымчатого или золотистого цвета.

—1844) — знаменитый датский скульптор.

— см. Тассо.

—1793) — франц. дипломат. В 1767 г. он был назначен франц. консулом в Бахчисарай, где стремился к заключению направленного против России союза Франции с крымским ханом. Удаленный оттуда по требованию России, он перенес свою деятельность в Константинополь, где принял участие в реорганизации турецкой армии и возведении крепостных укреплений в Дарданеллах с целью создания здесь военной базы против России. Вольтер высказал предположение, что пугачевщина пользуется турецкой поддержкой, вдохновителем чего является Т.

— название драматических пьес, встречающееся во французской литературе в XVI и XVII вв. и обозначавшее род трагедии, но без точного соблюдения строгих правил и без подражания античным образцам. В т. допускалась счастливая развязка, смешение сцен трагических с комическими и т. п. Корнель свою пьесу «Сид» в первой редакции назвал т. В период классицизма т. исчезли.

— см. Каченовский.

— римский император с 98 по 117 г. н. э.

—1769) — поэт, переводчик и ученый. Сын астраханского священника, Т. получил начатки образования в местной школе католических монахов; сохранился анекдот, якобы Петр I предсказал ему, что он будет «вечным тружеником». Т. отличался и трудолюбием, и необычайной волей к знанию. Из Астрахани он ушел в Москву, где учился в духовной академии, а оттуда убежал в Голландию и завершил образование в Париже. Вернувшись в Россию, Т. стал как бы официальным придворным поэтом; в 1745 г. получил звание профессора (т. е. академика). Во времена Анны Ивановны занятия поэзией и наукой ставились весьма низко. Однажды Т-го побил вельможа Волынский; Т. сделал попытку пожаловаться, но Волынский дважды подверг его настоящему истязанию (ср. не совсем точную передачу этого дела у П. в «Отрывках из писем, мыслях и замеч.»). Т. вместе с Кантемиром был начинателем новой русской литературы в различных родах исследований в области теории и истории литературы, языкознания и др. наук; он разработал теорию нового стихосложения (силлабо-тонического, основанного на правильном расположении ударений, на определенных размерах), сохранившего силу до нашего времени, и первый стал писать этим способом. Он старался писать просто и освободить литературный язык от чрезмерного употребления славянских слов и оборотов. Т. перевел множество книг; более других был известен его перевод древней и римской истории Роллена в 26 огромных томах. На старости лет (1766) Т. издал переложение гекзаметрами из Фенелока — «Телемахида». Поэма сделалась как бы символом устарелого и нелепого произведения. Попытку оправдать Т. и в частности «Телемахиду» предпринял Радищев («Памятник дактилохореическому витязю» и отчасти «Путешествие из Петербурга в Москву»). Но общее мнение возобладало, и молодой П. относился к Т. с традиционным пренебрежением. Имя автора «Телемахиды» служило для него почти бранным словом. Впоследствии П. стал относиться сочувственно к его научным трудам. Когда Лажечников в своем романе «Ледяной дом» изобразил Т. в непривлекательном виде, П. горячо вступился за него (см. письмо от 3 ноября 1835 г.).

— название двух павильонов в Версальском парке, из которых малый Т. был любимым местопребыванием Марии Антуанетты.

— стихотворение особой формы, состоящее из двух четверостиший, причем в первом четверостишии четвертый стих тот же, что первый, во втором два последних — те же, что два начальных стиха первого четверостишия. Т. применялся во Франции в любовной лирике до XVI века, затем вышел из моды, и лишь изредка в XVIII веке этой формой пользовались в подражаниях старым поэтам. В русской поэзии т. писались очень редко, главным образом в переводах с французского.

— древнеримское название большого гребного судна с тремя рядами весел, расположенными один над другим; гребцы сидели также в три этажа, весла выходили из отверстий в борту т.

«TRISTIA» — см. Овидий.

— морской бог древн., сын Нептуна.

— церковное песнопение, посвященное празднуемому событию.

—1829) — статс-секретарь Екатерины II, крупный сановник, был членом Главного почтового правления. После убийства Павла I Т. был одним из близких людей к Александру I.

— средневековые певцы, поэты Юга Франции (Прованса). Обслуживая феодальную аристократию, трубадуры-профессионалы включили в свое число представителей всех сословий и являлись выразителями мировоззрения рыцарства. Ряд книг в библиотеке П. дает богатый материал о трубадурах. Слово т. во времена П. употреблялось в значении «поэт, певец».

— боярин, посланный вместе с Ф. Басмановым на освобождение Чернигова и выдержавший осаду в Новгороде-Северском.

—1874) — камергер, за свой малый рост прозванный «желтым карликом». Во время декабрьских событий 1825 г. брался доставить своего начальника по службе гр. П. А. Толстого «связанным по рукам и ногам». После подавления восстания избег привлечения к делу.

—XV вв., популяризаторы рыцарских эпопей и морально-аллегорических романов.

— полумифический варяжский князь, один из трех приглашенных новгородцами «княжить и володеть» Русью (Рюрик, Синеус и Трувор).

— род подземных грибов, считающихся одним из лучших гастрономических кушаний, благодаря своей ароматности.

— город на Дунае, на территории современной Румынии.

— заштатный город в бывш. Подольской губернии неподалеку от р. Буга. Здесь находилась главная квартира (штаб) 2-й армии. Среди офицеров, служивших в Т., было много участников тайных обществ, и здесь образовался политический центр Южного общества во главе с Пестелем, адъютантом при начальнике штаба Киселеве. П. был в Т. в конце 1822 г.

—1860) — поэт. С лета 1823 г. Т. служил в канцелярии гр. М. С. Воронцова в Одессе; здесь он завязал с П. приятельские отношения. П., в начале «не любивший» поэзии Т., позднее относился к ней благосклоннее. См. письмо к брату от февр. 1825 г. В 1827 г. П., принимавший активное участие в руководстве журналом «Моск. Вестник», предлагал Т. участвовать в журнале прозой и стихами. В строфах из «Путешествия Онегина» П. шутливо полемизирует с Т., который в стихотворении «Одесса» писал, что в этом городе «тополи шумят» и что «здесь упоительно дыхание садов». При письме от окт. — нояб. 1827 г. П. послал Погодину для помещения для «М. Вестн.» стихи Т. (вероятно, «Песенку». «М. Вестн.», 1828, ч. VII, № 2), а Дельвигу для «Сев. Цветов» передал стихотв. «Голубые глаза». Наконец в наброске рецензии на альманах «Сев. Лира» (1827) П. похвалил помещенные в этом альманахе стихотворения Т. «Одесским друзьям» (из деревни) и «Греческая ода» (песнь греческого воина). В «Сев. Лире» был напечатан также сонет Т. на смерть Ризнич («На кончину Р.»), посвященный П. и бывший, м. б., поводом к написанию последним стихотворения «Под небом голубым страны своей родной» (1825). Произведение Т., которое П. имеет в виду в своем стихотворении «Т. прав, когда так верно вас», неизвестно.

—1853) — малоизвестный поэт пушкинской эпохи, автор нескольких стихотворений, помещенных в альманахе Дельвига «Северные Цветы» (1825—1830). П. познакомился с Т. лично в начале 20-х гг. в Кишиневе. Стих. «Птичка» написано позже одноименного стих. П.

—1845) — воспитанник Московского благородного пансиона и Геттингенского университета, в 1810—1824 гг. директор Департамента духовных дел. С 1825 г. часто бывал за границей, занимаясь между прочим извлечением из древних документов в архивах Франции и Италии сведений о России.

«Арзамаса», Т. принимал близкое участие в судьбе П., способствуя определению его в лицей, хлопоча за поэта в 1820 г. и устраивая в 1823 г. перевод его от Инзова к Воронцову. Он же перевозил тело П. из Петербурга в Святогорский монастырь. В Стих. «А. И. Тургеневу» П. дает всестороннюю характеристику Т. и тех чувств, которые к нему он питает. «Покровителем попов, евреев и скопцов» Т. назван как директор Департамента духовных дел и член комиссии для устройства евреев; «гонитель иезуитов» — как автор указа (20 декабря 1815 г.) об изгнании их из России; «гонитель глупцов» — как член Арзамаса. В камергеры Т. был произведен 22 февраля 1819 года. Человек прежде всего необычайно жадного любопытства, постоянный турист, Т. имел массу знакомств в России и в Европе, пристально следил за новинками литературы, науки и искусства и спешил делиться с приятелями всем тем, что он увидел, услышал, узнал. Его письма из Парижа П. напечатал под заглавием «Хроника русского в Париже» в I т. своего «Современника». Некоторое недовольство этой публикацией со стороны Т. заставило П. как редактора поместить объяснение во II т. «Современника».

—1871) — декабрист, получил образование в Московском университете, а затем в Геттингене, в 1818 г. издал книгу «Опыт теории налогов», в которой предлагал некоторые экономические реформы. В 1819 г. Т. вступил в Союз благоденствия, где защищал идею республиканского строя и освобождения крестьян, о чем упоминает П. (X гл. «Евг. Онег.», стихи о «хромом Тургеневе»). Впоследствии Т. состоял членом думы Северного общества. В 1824 г. он уехал из России. В 1826 г. Т., находившийся в Англии, получил приказание вернуться в Россию, но отказался, ограничившись посылкой письменных объяснений об участии своем в Союзе благоденствия. Правительство требовало у Англии выдачи Т. и пыталось арестовать его при помощи тайных агентов, но неудачно. По поводу слухов о том, что Т. выдан и его везут в Петербург, написано стихотв. П. «Так море древний душегубец...». Т. был судим заочно и приговорен к смертной казни. После смерти Николая I он получил право въезда в Россию.

— см. Мушир Ахмет-паша.

—1819) — фрейлина, известна своим романом с кн. В. С. Голицыным (см.), бывшим почти на 20 лет моложе ее, и близостью к Александру I, от которого имела дочь Марию (1819—1843), усыновленную кн. Голицыным.

—1708) — ботаник и путешественник, член Парижской академии наук, автор «Voyage du Levant», 1717 г., 3 тома.

— военное состязание рыцарей (в XI—XVI вв.). Т. устраивались во время какого-нибудь празднества. На особо сооруженной арене, вокруг которой были воздвигнуты ложи для королей, принцев и знатных дам, рыцари сражалась попарно и группами. Порядок т. составлялся заранее, его объявляли глашатаи, «герольды», которые и следили за точным выполнением всех правил т. Каждый рыцарь носил на своем щите знак своей «дамы сердца», в честь которой он сражался. Победитель имел право взять себе в добычу коня и оружие и получал награду из рук самой знатной из присутствовавших дам.

— братья: 1) Амедей (1797—1873) — франц. историк и полит, деятель; 2) Огюстен (1795—1856) — франц. буржуазный историк, один из основателей новой исторической школы. Секретарь, ученик и сотрудник Сен-Симона, Т. вместе с ним издал «О преобразовании европейского общества» (1814) и др. Перу Т. принадлежат «Взгляд на английскую революцию», «Письма об истории Франции» (1827), имевшая большой успех «История завоевания Англии норманнами...» (1825); «Десять лет историческ. науки» (1835) и др. Т. воспринял от С. -Симона взгляд на борьбу классов в истории и положил идею этой борьбы в основу многих своих работ. У нас изучал Т. Погодин. П. следил за трудами братьев Т., упрекал Полевого в подражании, пародировании Т., упоминал Т. в заключительном обзоре новых книг в I т. «Современника», а по поводу «Ист. завоев. Англии» писал жене, что с тех пор, как читает эту книгу, «сделался ужасным политиком» (15 сент. 1834).