Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буква "О"

ОВИДИЙ (Публий Овидий Назон) (43 до н. э. — 17 н. э.) — знаменитый римский поэт. Принадлежа к аристократическому роду, О. рано оставил государственную службу и всецело посвятил себя занятиям поэзией. Первым его произведением являются «Героиды», любовные послания женщин героической эпохи своим мужьям или возлюбленным. Известность как поэта О. доставили его любовные элегии «Amores» (три книги, заключающие в себе 49 стихотворений) и особенно нашумевшая «Наука любви» («Ars amatoria»), дидактическая, весьма нескромная по содержанию и блестящая в литературном отношении поэма, заключающая в себе наставления женщинам и мужчинам, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой любовь. Осенью 9 г. н. э. О. был отправлен Октавианом Августом в ссылку на берег Черного моря в г. Томы, у устья Дуная (ныне Кюстенджи в Добрудже). Остается неизвестным, что было ближайшим поводом к этому тяжелому наказанию, но одной из причин была «Наука любви». В ссылке О. были написаны начатые им еще в дороге элегии, составившие собрание в пяти книгах «Tristia» («Скорби»). В первой книге О. описывает опасное морское путешествие в Томы. Вторая книга заключает в себе одну элегию, обращенную к Августу, у которого поэт униженно просит прощения, утверждая, что он, автор сладострастных стихов, в жизни — целомудренный человек. Элегии трех остальных книг — жалобы жене, дочери и друзьям на тяжелую, полную лишений и горести среди варваров жизнь в Томах. Такого же содержания стихотворные «Письма с Понта». В Томах же был окончательно отделан главный труд О. «Метаморфозы», в 15 книгах которого поэтически изложены греческие и римские мифы о превращениях, начиная с хаотического состояния вселенной и кончая превращением Юлия Цезаря в звезду. Занимался О. в Томах и отделкой написанной в Риме ученой поэмы «Фасты», содержание которой — мифологическое объяснение праздников римского календаря. Мольбы О. об освобождении оставались тщетными и перед преемником Августа Тиберием, и поэт умер в Томах, в окрестностях которых был погребен. П. читал О. еще в лицее. В стих. «К Батюшкову» («Философ резвый и пиит») и «Сон» О. упоминается мимоходом, как автор любовных элегий. В «Торжестве Вакха» описание шествия этого бога напоминает некоторые места «Науки любви». Совсем иное отношение к О. у П. в годы его пребывания на юге. Римский поэт сделался ему душевно близким. В его судьбе П. увидел много общего со своей. Он внимательно читал его «Скорби» и «Письма с Понта» во французском переводе, и чтение это отразилось в ряде произведений, особенно 1821—1822 гг. В эти годы римский поэт был «властителем дум» П. Впервые П. сопоставил себя с О. в стих. «В стране, где Юлией венчанный», где О. назван «Юлией венчанным», согласно с мнением Вольтера, писавшего о том, что О. был сослан за связь его с дочерью императора Юлией. В послании «Чаадаеву» («В стране, где я забыл тревоги прежних лет») П. снова вспоминает О. в стихе «Где прах О. пустынный мой сосед». В зачеркнутой строфе стих. «Кто видел край, где роскошью природы» П. желает, чтобы «Овидиева лира, счастливая певица красоты, нег, изгнанья и разлуки» нашла в его поэзии вновь «живые звуки». Наконец, после поездки с Липранди в декабре 1821 г. в Измаил и Аккерман П. написал большое послание «К Овидию», материалом для которого служили «Скорби» и «Письма с Понта», названные его «безотрадным плачем» (ст. 3). Слова «Еще твоей молвой наполнен сей предел» говорят о преданиях, которые П. слышал об О. в Бессарабии. Стихи: «Я вспомнил опыты несмелые твои... Шаги свои волнам, окованным зимой» имеют в виду стихи из 10 элегий книги «Скорбей» О. «Великодушный грек, свободу вызывавший» — или восставшие греки, или Ипсиланти (см.). Вместо последних шести стихов в беловой рукописи читается: «Но не унизил ввек изменой беззаконной ни гордой совести, ни лиры непреклонной». В стих. «Баратынскому из Бессарабии» (1822 г.) снова говорится о «тени Назона». Ряд реминисценций из О. имеется в письмах П. за этот год. Вспомнил П. О. и «Ars amatoria» и в «Евг. Онегине» (гл. I, стр. VIII). В примечании к этой строфе (только в первом издании первой главы) П., не называя по имени, возражает П. П. Свиньину, писавшему в статье «Воспоминания в степях Бессарабских» («Отечественные Записки», 1821, № 9) о том, что О. был сослан в Аккерман (уездн. город Бессарабской губ. на правом берегу Днестровского лимана, в 18 в. от Черного моря). Мнение Вольтера о причинах ссылки О., которое теперь П. опровергает и которого он раньше держался, высказано им в «Dictionnaire philosophique» («Философский словарь», статья «Овидий»). В «Цыганах» в уста старика цыгана П. влагает рассказ об О., во многом близкий к стих. «К Овидию» и, вероятно, слышанный П. Румынским поэтом К. К. Стамати записано предание о том, что некогда «приехал из Рима человек необыкновенный, который был невинен, как дитя, и добр, как отец. Этот человек всегда вздыхал, а иногда сам с собой говорил, но когда он рассказывал что-либо, то казалось — истекает из уст его мед». В стих. «К Языкову» («Издревле сладостный союз») П. клянется Овидиевой тенью. В рукописи «Домик в Коломне» и в заметке о «Записках Н. А. Дуровой» имеется эпиграф из «Метаморфоз» Овидия. Наконец, в критической статье о сборнике стихотворений В. Теплякова «Фракийские элегии» П. дает характеристику «Скорбей» и «Писем с Понта» О.

ОВОШНИКОВА — воспитанница Театрального училища, кордебалетная танцовщица, возлюбленная Н. В. Всеволожского. Ее хотел П. изобразить в своем «Пеламе».

ОГАРЕВ Ник. Гавр. — руководитель ремонтн. работами на Военно-Груз. дороге.

—1870) — жена сенатора Н. И. Огарева. Ей посвящали стихи И. И. Дмитриев, Вяземский и П., который с ней встречался в 1816 г. в Царском Селе у Карамазиных и который написал ей два стихотворения: «Экспромпт на О.» и «К О., которой митрополит прислал плодов из своего саду». Второе стихотворение направлено против митрополита петербургского Амвросия (Андр. Ив. Подобедов) (1742—1818), бывшего митрополитом в 1801—1818 гг.

— греческой и латинской — служила общим названием для разнообразных стихотворений, написанных строфами (оды Пиндара, Анакреона, Горация и др.). В новой литературе слово это стало употребляться с XVI в., когда в поэзии стало господствовать подражание древним поэтам. Так назывались преимущественно написанные строфами лирические стихотворения, выражавшие сильные и высокие чувства поэта (так наз. «лирический восторг»). Образцом для од нового времени явились главным образом оды Пиндара и Горация. Особенностью од являлось богатство словесных украшений, т. е. особый иносказательный язык, резкие переходы от одной мысли к другой и свобода в расположении частей («лирический беспорядок»). Размер о. достигал иногда 300—400 стихов и редко бывал меньше 200. Главные виды о. были: о. торжественные, посвященные какому-нибудь событию государственного значения и причастным к нему лицам, о. духовные (преимущественно в форме переложения псалмов) и о. философские (часто политические). В России о. появились в середине XVIII в. под влиянием французских (Ж. Б. Руссо, Малерб) и немецких образцов. Основная форма их была четырехстопный ямб строфами по 10 стихов, определенным образом срифмованных. О. писал Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Костров, В. Петров, Николев, Державин и др. Сумароков начал писать пародии на о. («вздорные о.»). Державин лишил о. торжественности, придав ей шутливый характер. Философские о. писали Радищев (на вольность), Капнист (на рабство) и др. Поэты, близкие Карамзину, решительным образом перестали писать о., перейдя от торжественных форм поэзии к более простым. Дмитриев написал пародию на одописцев («Чужой толк»). Более молодые поэты стали писать преимущественно элегии. Напротив, школа поэтов, придерживавшихся старого направления (из «Беседы»), продолжала проповедовать преимущество о. Кюхельбекер, примыкавший к сторонникам старого направления, написал в зашиту о. и против элегии целую статью в «Мнемозине», на которую П. отозвался в «Евгении Онегине» (гл. IV, строфы 32—33). Среди стихотворений П. о. являются «Вольность», «Наполеон», «Бородинская годовщина».

«ОДА ЕГО СИЯТЕЛЬСТВУ ГР. ДМ. ИВ. ХВОСТОВУ» — не только пародия од Хвостова (см.), Петрова и Дмитриева, но, возможно, и стихотворения Кюхельбекера «Смерть Байрона». В «Оде» остроумно воспроизведены приемы одописцев, последователей изжившего себя классицизма (славянизмы наряду с просторечием: «ревет», «промокла»), темнота выражений, непонятные слова, требующие объяснения (клады, быстропарный), повторение одного и того же слова для замещения слога (днесь), примечания, архаические формы (Бейрон, Гебея, Псиша и т. п.). «Султан ярится» — начальные слова оды В. П. Петрова «На войну с турками» (1769), Султан — Махмуд II, царствовавший в 1809—1839 гг., «Резвоскачет» взято из стих. Кюхельбекера «Грибоедову» (в «Моск. Телеграфе» 1825 г. № 2); «Певец тебе даны рукой Судьбы... и резвоскачущая кровь». В 6-м примечании точки в автографе перед фамилией означают пропуск имени и отчества Хвостовой Аграфены Ивановны (1768—1843). Стихи Дмитриева, не совсем точно приведенные П. в 7-м примечании «Оды», заключаются во II строфе его стих. «К Волге» (1794).

— главный бог скандинавской мифологии.

— др. -греч. поэма, приписывавшаяся Гомеру (см.) и повествующая о приключениях царя Одиссея, испытанных им во время его возвращения на свой остров Итаку после разрушения Трои. Эта поэма сложилась приблизительно лет на сто позже Илиады и излагает, как видно из предыдущего, хронологически позднейший момент Троянской войны. Название О. стало нарицательным именем, означающим полную приключениями судьбу или долгие скитания. На русский язык О. переведена Жуковским.

—1869) — беллетрист, философ-шеллингианец, критик и публицист, автор «Русских ночей» и «Сказок дедушки Иринея». В юности член московского кружка любомудров, издатель «Мнемозины», сотрудник «Моск. Вестн.»; впоследствии умеренно-либеральный петербургский чиновник и обществ, деятель, вдохновитель известного литературн. салона 30-40-х гг., сотрудник «Современ.» и «Отечеств. Записок». П., отрицательно относясь к «немецкой метафизике», едва ли сочувственно встретил статьи О. в «Мнемозине», а в 1827 году, просматривая в рукописи одну из рецензий О. для «Моск. Вестн.», нашел в ней «много умного, справедливого», но потребовал исключения всех юношески бестактных, по его мнению, замечаний об «ученических ошибках» Державина и «устарелости» Карамзина. Ни в одной статье П. нет упоминаний о худож. творчестве О., но их переписка и рассказы современников (личное знакомстно П. и О. состоялось ок. 1832 г.) позволяют установить, что П. ценил те повести О., фабулы которых определялись бытовым и психологическим материалом, и явно не сочувствовал ни фантастике О., ни его мистико-философическим вещам. Так, еще в 1831 г. П. восторженно отозвался о «Последн. квартале Бетховена», в 1836 г. нашел много «истины и занимательности» в «Княжне Зизи», но уклонился от опубликования в «Современн.» сцен из «Настоящих Недовольных» и «Сегелиеля», очень сухо отозвался о «Сильфиде». В 1833 г. О. и Гоголь проектировали издание альманаха «Тройчатка» из произведений трех анонимов (Пушкина — Белкина, Гоголя — Рудого Панька и О. — Гомозейки), но П. уклонился от этой затеи. С 1834 г. определяется некоторое единство если не взглядов, то лит. -общ. тактики П. и О. Они сговариваются о своей линии поведения на заседаниях у Греча по поводу «Энциклопедич. лексикона» и оба оказываются в оппозиции руководителям этого начинания. В 1835 г. О. работает с П. над проектом журнала «Современный летописец политики, наук и литерат.», частичным осуществлением которого явился в 1836 г. «Современник». В последнем О. участвовал не только как автор, но и как один из ближайших сотрудников П. по редакционно-технич. работе. Как «дельную, умную и сильную» П. одобрил в 1836 г. статью О. «О вражде к просвещению» («Совр.» № 2), в которой резко сформулирован был протест против антиобщественного и «ребяческого» скептицизма и нигилизма журналистов школы Сенковского, против художественной и идеологической несостоятельности русской романтической, исторической и нравоописательной беллетристики середины 30-х гг. В № 3 «Совр.» появилась вторая статья О., отчасти связанная с первой, «Как пишутся у нас романы».

«Капит. дочки».

«О нападениях петербургских журналов на русск. поэта П.»), но от публикации ее уклонились даже дружественные П. издания.

—1816) — драматург, член литературн. кружка неоклассиков, группировавшихся вокруг А. Н. Оленина, автор трагедий «Ярополк и Олег» (1798), «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Дмитрий Донской» (1807) и «Поликсена» (1808). Неуспехом последней и театральными интригами, в которых О. и его друзья подозревали кн. Шаховского, вызвано было обострение душевной болезни О., не оставлявшей уже его с 1809 г. до самой смерти. Во время борьбы «Арзамаса» с «Беседой» популярное лит. имя О. было широко использовано всеми «арзамасцами» для посрамления его гонителей — шишковистов. Поэтому и П., включив О. в число избранных авторов «Городка» (1814), в послании к Жуковскому (1816) напоминал об О. — «поверженном враждебными стрелами» и «взывающем о мести». В «Моих замеч. о рус. театре» П. уже, однако, не считал себя связанным эстетич. кодексом «Арзамаса» и, отмечая « », относил их успех за счет игры Семеновой (1819). Эта же мысль ожила в известн. строках «Онегина»: «Там О. ». В письме 1823 г. к Вяземскому, восторженному поклоннику О. и автору специальной статьи о нем, П. корил О. за «следование жеманным правилам французского театра», за язык «не точный и заржавый» и, протестуя против включения О. в число «поэтов романтических», доказывал, что даже «Фингал» написан «по всем правилам парнасского православия». В заметках конца 20-х гг. П. иронизировал над попытками О. дать «трагедию народную» и над его «Дмитрием Донским». В набросках предисловия к «Бор. Год.» П. продолжал полемику с Вяземским о «романтизме О.», а в своих заметках на полях старой статьи Вяземского об О. подвел в 1828 г. итоги всем своим суждениям о последнем: «О. — писатель очень посредственный; слог его не хорош... Слава О. уже вянет и лет через 10, при появлении истинной критики, совсем исчезнет».

—1877) — поэт, переводчик с европейских и восточных языков, арабского и персидского, откуда он и заимствовал свой псевдоним «Делибюрадер».

— строфа итальянского происхождения из восьми стихов; рифмы в ней расположены след. образом: первый стих рифмует с третьим и пятым, второй — с четвертым и шестым, седьмой — с восьмым. О. пишется преимущественно пятистопным ямбом. О. написаны поэмы Ариосто и Тассо; пользовался ими и Байрон («Дон Жуан»). П. написал «Кто видел край, где роскошью природы...», «Домик в Коломне» и «Осень».

— император Август (см.).

— первый князь киевский из рода Рюрика, покоривший отдельные славянские племена. В 907 г. О. предпринял поход на греков. В летописи описание похода заканчивается словами: «повесил щит свой на вратах в знак победы и ушел от Царь града». По сообщению той же летописи, после этого похода О. получил прозвище «вещий» (т. е. чародей). Легенду о смерти О. П. читал, кроме «Истории» Карамзина (т. I, гл. V), в летописи по акад. изд. 1787 г. «Российский летописец по Книгобергскому списку». Поводом к написанию стих. «Олегов щит» послужил Адрианопольский мир (см.) 2 сентября 1829 г.

—1888) — дочь А. А. Оленина. П. бывал у Олениных с юности и знал Анну Алекс. ребенком. В конце мая 1827 г. П. впервые после ссылки приехал в Петербург, где пробыл до конца июля, на три месяца уезжал в Михайловское и затем год безвыездно жил в Петербурге (до 20 октября 1828 г.). Уже 18 апреля 1828 г. «П. думает, что он влюблен» в О. (письмо Вяземского жене). О. была бойкая девушка, «мала и резва как мышь», по выражению Вяземского. П. звал ее «драгунчиком». Чувство его к ней не было особенно глубоким (почти одновременно был у него роман с Закревской), но в тетради его того времени находится старательно зачеркнутая проба нового имени «Annette Poushkine». П., не обдумав, сделал ей предложение, от которого потом, по-видимому, отказался. В обществе было распространено мнение, что П. отказали. В альбоме Ел. Н. Ушаковой (см.) есть рисунок, по преданию изображающий П., целующего руку О., которая ему говорит: «Прочь, прочь, отойди! Какой беспокойный! Прочь, прочь, отвяжись! Руки недостойный!» Ушаковы дразнили его «оленьими рогами», Вяземский на слова П. в сентябре 1828 г., что он бесприютен, спрашивает: «Разве уже тебя не пускают в Приютино» (летняя дача Олениных верстах в 18 под Петербургом). Частые встречи П. с О. происходили, вероятно, в апреле и мае 1828 г., когда П. ездил к Олениным в Приютино, где бывали и Вяземский, и Мицкевич. 9 мая 1828 г. П. ездил в компании на пароходе из Петербурга до Кронштадта. Во время этой поездки написаны два стихотворения

«To Dawe Esq-r», с упоминанием О. и «Увы, язык любви болтливой», посвященное ей же; 23 мая, на другой день после того, как Анна Ал., оговорившись, назвала П. на «ты», он принес ей стихи «Ты и вы». В августе 1828 г. П., находясь в тревожном состоянии по поводу начинающегося дела о «Гавриилиаде», пишет стих. «Предчувствия», обозначая преследования правительства обычными для него в этих случаях образами стихии природы. К этому же времени влюбленности П. в О. нужно относить стих. «Ее глаза», являющееся ответом П. на стих. Вяземского («Черные очи») о глазах А. О. Россет. Последние 2 стиха П. имеют в виду известное изображение ангела на картине Рафаэля «Сикстинская мадонна». Стих. «Город пышный, город бедный», связанное с О., написано, вероятно, незадолго до отъезда П. из Петербурга в Тверскую губернию, т. е. в октябре (до 19-го) 1828 г.

— масличное дерево, культивируемое главным образом на побережье Средиземного моря.

—1864) — польский общественный деятель начала XIX в. С 1820 г. киевский уездный, а затем губернский предводитель дворянства. Вернувшись из-за границы, занялся общественной деятельностью и пользовался широкой популярностью в кругах патриотически настроенного польского дворянства. Крупной роли в польском освободительном движении О. не играл и не принимал активного участия в многочисленных революционно-патриотических шляхетских организациях перед восстанием 1830 года. Был дважды арестован по делу декабристов, помещен в Петропавловскую крепость и после допроса освобожден. Мемуары О. рисуют его патриотом, романтиком, христианином, который по своему миросозерцанию не поднимается выше среднего уровня образованного польского шляхтича той эпохи.

ссылаясь на религиозные и национальные причины. П. знал о сватовстве О. и о причинах отказа, как видно из послания, в котором ярко выразилось отношение к полякам. Влюбленный О., удрученный отказом, уезжает в Крым, покупает близ Аюдага небольшое поместье и живет там отшельником. О. пишет стихи, посвященные Марии Раевской. О. близко знал Мицкевича, который посвятил ему один из своих крымских сонетов — «Аюдаг».

— плодовитый, но бездарный писатель, переводчик и журналист, «горе богатырь в русской поэзии», по выражению В. К. Кюхельбекера; служил в разных правительственных гражданских учреждениях; в 1819 г. издавал «Журнал древней и новой словесности», а в 1821 г. газету «Рецензент», где между прочим напечатана его критическая статья о «Руслане и Людмиле»; в 1829—1830 гг. издал «Карманную книжку для любителей русской старины и словесности», в которой (за 1830 г.) П. поместил свое стихотворение «Княгине Голицыной, рожденной Суворовой». Известен отзыв. О. о «Бахчисарайском фонтане». П. относился к О. так же, как и многие его современники, — с нескрываемым презрением за полную его беспринципность в литературных взаимоотношениях, и, по-видимому, его заклеймил в своем известном стихотворении «Собранье насекомых» под видом «черной мурашки» или «тощей пиявки». Статья 1827 г. «О Байроне» вызвана была появлением в том же году неудачной романтической трагедии О. «Корсер», заимствованной из поэмы Байрона «Корсар».

— гора юго-восточной ветви цепи гор, составляющей границу между Македонией и Фессалией. Вершины О. покрыты вечным снегом. В греческой мифологии — главное местопребывание богов, называемых поэтому олимпийцами.

— военачальник Навуходоносора, упоминаемый в Библии (книга Юдифь). «Когда владыка ассирийский» чрезвычайно близко передает источник — начало библейского рассказа. Дальше в Библии рассказывается о том, как молодая, прекрасная собою вдова Юдифь проникает в стан О. и убивает его.

—1789) — философ материалист, атеист, автор знаменитого трактата «Система природы», являющегося изложением материалистической философии.

«ОЛЬГА» — см. Катенин.

— жена др. -русского князя Игоря, мать кн. Святослава, за малолетством последнего правившая Русью с 945 по 955 гг. (приблизительно).

— см. Павлищева О. С.

— Омар Ибн Хаттаб (VII в.) — второй мусульманский калиф, в правление которого была завоевана Сирия и Палестина; в 642 году взял штурмом Александрию (в Египте) и сжег знаменитую библиотеку (в настоящее время это опровергается).

— см. Гомер.

«ОПАСНЫЙ СОСЕД» — поэма В. Л. Пушкина (см.).

— персонажи знаменитой комедии Бомарше «Севильский цирюльник» (1775 г.).

— учреждение, ведавшее со втор. полов. XVIII в. моск. и петерб. воспитательными домами и специально разрешенными им кредитными операциями (ссуды под залог дворянских имений и крепостных крестьян).

«О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ» — анонимный трактат XV в., посвященный популяризации истин евангельской морали в духе средневекового аскетизма. Вопрос об авторе трактата, в течение нескольких веков занимавший европейских историков и богословов, в серед. XIX ст. был разрешен в пользу немецкого монаха Фомы Кемпийского (1379—1471).

«ОПЫТ ОБ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» — см. Шатобриан.

— возвеститель воли богов в Древней Греции.

— сын нидерланд. короля Вильгельма I, с 1840 г. король нидерландский Вильгельм II (1792—1849). В 1815 г. командовал нидерланд. войсками, сражающимися против Наполеона, и в битве при Ватерлоо был ранен. В 1816 г. принц О. женился на сестре Александра I Анне Павловне (1795—1865). 6 июня императрица Мария Федоровна в Павловске в честь молодоженов давала праздник, для которого были заказаны стихи Ю. А. Нелединскому-Мелецкому. Последний обратился за помощью к Н. М. Карамзину, который рекомендовал обратиться к лицеисту П. Юный поэт, по рассказам, написал стихи часа в два. Положенные на музыку, они пелись на празднике, П. же получил от императрицы золотые часы, которые он, по преданию, раздавил каблуком, не желая иметь царского подарка. В послании к О. говорится о событиях, последовавших в результате возвращения Наполеона («Оковы свергнувший злодей») с острова Эльбы в Париж, восстановившего императорскую власть, но разбитого войсками союзников под командованием Веллингтона («Герой дивный Альбиона»), в битве при Ватерлоо.

— у др. греков священные ночные празднества в честь Диониса, сопровождавшиеся исступленными плясками. В переносном смысле О. означает пирушку, доходящую до буйной распущенности.

— франц. орден, даваемый за гражданские и военные заслуги, учрежденный Наполеоном в 1802 г.

— сын Агамемнона и Клитемнестры, выросший вместе со своим двоюродным братом Пиладом и связанный с ним узами тесной дружбы, вошедшей в поговорку.

«Неистовый Орланд», «Orlando Furioso») — поэма Ариосто (см.).

«ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВСТВЕННИЦА» — см. Вольтер.

— младшая линия франц. королевского дома Бурбонов, ведущая начало от младшего брата Людовика XIV Филиппа Орлеанского. Сын его Филипп Орлеанский (1674—1723) был регентом после смерти Людовика XIV до совершеннолетия Людовика XV (1715—1723). Регентство было ознаменовано буржуазной реакцией на помещичье-клерикальную политику последних лет Людовика. Однако финансовый крах, последовавший в результате банковских мероприятий Дж. Лоу, толкнул регента к сближению с аристократической партией. В личной жизни регент известен постоянными оргиями и грубым развратом. При нем Францию посетил Петр. К эпохе регентства относится пребывание во Франции Ибрагима Ганнибала. Правнук регента Луи Филипп Орлеанский (1747—1793) известен как политический деятель эпохи революции. Примкнул с самого начала к третьему сословию в качестве депутата Учредительного собрания. После провозглашения республики он принял имя Филиппа Эгалите (Равенство) и голосовал в Конвенте вместе с монтаньярами. Однако участие его сына в заговоре Дюмурье и возможность притязаний на трон вызвали его арест, осуждение и казнь. Сын его — король Франции Луи Филипп; см. Людовик Филипп.

—1840) — московский литератор, автор многочисленных лубочных рассказов, сатирических и нравоописательных повестей, аллегорических и героических поэм, учебных компиляций и пр. Спекулируя на успехе «Ивана Выжигина» Булгарина, О. выпустил весною 1831 г. три брошюры: «Смерть Ивана Выжигина», «Хлыновские свадьбы Игната и Сидора, детей Ив. Выжигина» и «Хлыновские степняки, или дети Выжигина». Эти публикации совпали с выходом в свет подлинного продолжения первого романа Булгарина — «Петра Иванов. Выжигина». Литературные враги Булгарина не упустили случая связать в полемических целях произведения обоих писателей и расценивали их как явления одного порядка (напр. рецензия Надеждина в «Телескопе» 1831 г., № 9. Любопытно, что П. связал имена Булгарина и О. еще в начале 1830 г., в «Альманашнике»). Для Булгарина это сравнение было особенно оскорбительно потому, что О. расценивался в «Сев. Пчеле» лишь как литератор «толкучего рынка словесности». На страницах «Сына Отеч.» (1831 г. № 27) за честь Булгарина вступился Н. И. Греч, протестовавший против самого сопоставления в «Телескопе» имен Булгарина и О. В ответ появился в августе 1831 г. в «Телескопе» памфлет П. на Булгарина и Греча «Торжество дружбы, или Оправданный А. А. О.». В стиле рекламных проспектов О. набросал П. осенью 1831 г. и свою программу «Настоящего Выжигина» в статье «Неск. слов о мизинце г. Булгарина». Имена Булгарина и О. стали после этого неразъединимы. Тем более, что О. успел выпустить до конца 1831 г. еще три новые брошюры на булгаринские темы («Родословная Ив. Выжигина», «Церемониал погребения Ив. Выжигина, сына Ваньки Каина», «Крестный отец Петра Выжигина»), а в 1832 г. еще две («Бегство Выжигина в Польшу» и «Федор Кривой, или Елиз. Мих. Выжигина»). П. лично знаком с О., очевидно, не был, но, отвечая в 1831 г. на письмо, в кот. О. благодарил его за защиту в «Телескопе», настоятельно рекомендовал «на время оставить в покое присмиревших издателей «Сев. Пчелы» и обратить свои удары на Н. А. Полевого.

—1861) — внебрачный сын гр. Фед. Григ. Орлова, участник кампаний 1805—1814 гг., с 1819 г. командир л. -гв. Конного полка, с которым подавлял восстание декабристов, за что был возведен в графы. Будучи одним из самых близких людей к Николаю I, поручавшему О. наиболее ответственные дипломатические дела, О. с 1844 г. шеф жандармов и главный начальник III Отделения соб. е. в. канцелярии. К нему адресовано послание П. «О ты, который сочетал» и эпиграмма «Орлов с Истоминой в постели».

—1826) — собиратель художественных коллекций, издатель басен Крылова на франц. языке.

—1842) — брат Алекс. Фед., генерал-майор, участник войны 1812—1814 гг., общественно-политич. деятель перв. четвер. XIX ст.; с 1820 г. командир 16 пехотн. дивизии; инициатор записки о необходимости уничтожения крепостного права, поданной Александру I в 1815 г.; член «Арзамаса», пытавшийся в 1817 г. превратить его в политич. организацию; устроитель первых массовых школ взаимного обучения среди солдат I и II армии в 1818—1822 гг.; один из вождей Союза благоденствия, формально выступивший из последнего в 1821 г., но до самого конца 1825 г. бывший в курсе всей подпольной работы декабристов на севере и на юге. Заподозренный в политической неблагонадежности в связи с делом В. Ф. Раевского, О. в 1822 г. был устранен от командования Кишиневской дивизией, а после 14 декабря 1825 г. арестован и предан суду. Благодаря хлопотам брата О. вместо ссылки в Сибирь отделался полугодичным заключением в крепости, увольнением от службы и отдачей под надзор полиции. С 1830 г., получив разрешение жить в Москве, О. играл некоторую роль в салонах ранних славянофилов, был близок к редакции «Моск. Наблюдателя». П., знакомый с О. еще по «Арзамасу», встречался с ним осенью 1820 г. в Кишиневе, а зимою — в Каменке, после же женитьбы О. в 1821 г. на Е. Н. Раевской (см.) стал постоянным посетителем кишиневского салона Орловых. К политическим спорам с О., буржуазный радикализм которого П. критиковал с точки зрения анархических идеалов Руссо и тезисов о «вечном мире» аббата Сен-Пьера, относятся заметки П. о последнем. В набросках своей автобиографии П. иронически упоминал о возражениях О. на «Ист. гос. Рос.» Карамзина. К О. относятся также несколько строк в стих. «В стране, где Юлией венчанный» и «В. Л. Давыдову» (1821 г.). В первом № «Лит. газ.» за 1830 г. П. сочувственно отозвался об анонимной «Некрологии ген. Н. Н. Раевского», автором кот. был О. С 1831 по 1836 г. П. встречался с О. во время своих приездов в Москву. К 1833 г. относятся заметки П. о книге О. «О государственном кредите», которую он получил от автора с рукописным добавлением всех страниц, исключенных цензурой. В 1836 г. П. писал жене: «О. умный человек и очень добрый малый, но до него я как-то не охотник по старым нашим отношениям».

—1835) — брат Алекс. Фед., Мих. Фед., известный игрок, кутила и удалец; отставной полковник л. -гв. Уланск. полка, лишившийся ноги под Бородиным; масон. П., часто встречавшийся с ним в Кишиневе в 1820—1822 г., обозначил его именем одного из центральных персонажей «Рус. Пелама».

— братья Иван, Григорий, Алексей, Федор и Владимир, — главные участники переворота 1762 г., возведшего на престол Екатерину II. —1808), генерал-аншеф, граф, принимал участие в Турецкой кампании в качестве командующего флотом. В сражении под Чесмою 1770 г. под его начальством русский флот уничтожил турецкую эскадру. Отличаясь силой и ловкостью, О. был любителем кулачных боев, о чем упоминает П. в «Отрывках из разговоров». Кроме того, П. писал о нем в «Истории Пугачевского бунта», «Разговорах Загряжской» и «Воспоминаниях в Царском Селе» (1814 и 1829). Его дочь —1848) находилась в близких отношениях к митрополиту Фотию. —1783), граф, первый фаворит имп. Екатерины II, пользовался неограниченным влиянием до 1774 г., когда его сменил Потемкин. Оказывал покровительство Ломоносову. Упомин. в ст. «Мне жаль великия жены» и «Мыслях на дороге». —1796), участник Чесменского сражения. Упомин. в заметке «В одной газете» и вместе с братом А. Г. в «Воспоминаниях в Царском Селе» 1829 г.

— герой трагедии «Заира» Вольтера.

— греч. мифический поэт и музыкант, увлекавший своей игрой на лире не только диких зверей, но и неодушевленную природу. Его имя стало символом поэта вообще. «Северный Орфей» в «Русл. и Людм.» — Жуковский.

«ОСАДА КОРИНФА» — см. Байрон.

«ОСВОБОЖДЕННЫЙ ИЕРУСАЛИМ» — см. Тассо.

— см. Оссиан.

— падчерица П. А. Осиповой; она находилась в интимной близости к А. Н. Вульфу, а в 1833 г. вышла замуж за псковского полицмейстера Петра Никол. Беклешова, человека грубого. П. одно время был увлечен ею, во время пребывания своего в с. Михайловском и Тригорском в 1824 г. и посвятил ей стих. «Признание» («Я вас люблю...»); имя ее отмечено в его «донжуанском списке». В один из своих приездов в Михайловское, 1835 г., П. вызывал Беклешову туда письмом.

—1859) — помещица села Тригорского, соседнего с Михайловским, вдова с 1824 г. П. познакомился с нею в 1817 г., когда проводил лето в Михайловском. Хорошо знавшая родителей П. О. приняла горячее участие в П., когда он сослан был в деревню под надзор своего отца и местных властей, и очень привязалась и нему. Не сочувствуя роману, завязавшемуся между П. и приехавшей погостить в Тригорское своей племянницей, А. П. Керн, О. увезла ее в Ригу под предлогом мирить ее с мужем. Когда 3 сент. 1826 года П. был увезен в Псков, он на следующий же день из Пскова извещает встревоженную О-у, что он едет в Москву и что ей не нужно за него беспокоиться. «Как только буду я свободен, — заключает он, — я со всей спешностью возвращусь в Тригорское, где мое сердце пребывает навсегда». Через неделю после прибытия в Москву П. опять спешит порадовать О-у милостивым приемом Николая I. И впоследствии П. поддерживает переписку с О-й, всегда выражая ей горячую преданность и привязанность. Когда П. взял на себя управление имениями отца, О. всячески старалась ему помочь в этом своим опытом и горячо уговаривала его не продавать Михайловского, когда он считал себя вынужденным к этому. Редкие встречи с П. были для нее праздниками, и, с своей стороны, П. нередко мечтал погостить в Тригорском, где мог всегда найти самую нежную о себе заботу и ласку. С О. встречался П. во время своих приездов в Малинники.

— см. Шишков.

— турки.

— мифический бард, будто бы живший в III в. н. э. в Северной Шотландии, которому Макферсон (см.) приписал изданные в 1760—62 гг. песни. Часть их была записью народных песен и преданий, сделанной Макферсоном в Северной Шотландии и литературно обработанной, другая часть — его стилизация. Воспринятая как собрание подлинных произведений народного творчества, книга Макферсона имела совершенно исключительный успех. Несмотря на то, что вскоре после выхода ее в свет в печати раздались голоса о поддельности песен О., их переводили и им подражали на всех европейских языках. Герои мрачной поэзии Оссиана, эти суровые воины, обитавшие в пещерах и неустанно сражавшиеся, привлекали не менее, чем герои Гомера, внимание читателей. На русский язык О. частично перевел (в 1792 г.) Е. Костров с французского перевода Летурнера (сделанного со второго английского издания книги Макферсона). У П. имелся перевод Летурнера. Кроме костровского перевода на русск. яз. немало других переводов и подражаний, которые доходят до 1832 г. О. ценили как приверженцы классицизма (Державин, Херасков), так и карамзинисты, начиная с самого Карамзина. В 1805 г. на сюжет оссиановского «Фингала» Озеров написал одноименную трагедию. О подражаниях О. Гнедича: «Последняя песнь О.» и «Красоты О.» (1804—1805 гг.) П. вспоминает в стих. «С Гомером долго ты беседовал один». «Оссиановскими» стихотворениями П. считаются «Кольна», «Эвлега», «Осгар» и «Гараль и Гальвина», но непосредственным подражанием О. является лишь «Кольна», представляющая собою сокращенный пересказ костровского перевода поэмы «Кольна-Дона». Стих. же «Эвлега» — полуперевод, полуподражание эпизоду из IV песни оссианической поэмы Парни «Isnel et Aslega». Стих. «Осгар» — такое же полуподражание, полуперевод одного места из 1 песни этой поэмы. «Гараль и Гальвина» — самостоятельное произведение П. на мотивы Оссиана и Парни.

— изгнание по политическим основаниям отдельных лиц из пределов государства (в Афинах).

«ОТЕЛЛО» — см. Шекспир.

— термин старинного судопроизводства, обозначающий передачу какого-либо имущества тому или иному лицу.

— частный предприниматель, которому государство за определенное вознаграждение предоставляет право взимания налогов с населения или право пользования некоторыми государственными доходными статьями. В России, до замены во второй половине XIX века откупов винной монополией, о. была предоставлена торговля водкой.

— жительница Охты, пригорода Петербурга. О. занимались продажей молока вразнос.