Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буква "Н"

НАВАРИН — турецкий порт и крепость в Морее; взят в 1770 г. в первую турецкую войну Ив. Абр. Ганнибалом; здесь в октябре 1827 г. объединенный английский, русский и французский флот одержал решительную победу над турками.

НАДЕЖДИН Ник Ив. (1804—1856) — один из наиболее крупных русских критиков первой трети XIX в., профессор Московского университета, издатель важного в развитии русской прессы журнала «Телескоп». Происходя из духовного звания, Н. неоднократно преследовался насмешливыми прозвищами: «Семинарист», «Никодим Невеждин» и др. Сильный и оригинальный ум, Н. занимал одно из первых мест в журналистике первой половины 30-х годов. Н. чрезвычайно строго относился к творчеству П., не присоединялся к общему хору похвал, расточавшихся некоторой частью критики, и весьма иронически высказывался о приемах пушкинской полемики. В свою очередь П. неоднократно задевал Н-на эпиграммами и насмешливыми выпадами. Издававшийся Н-ым журнал «Телескоп» был закрыт по распоряжению Николая I за помещение «Философического письма» П. Я. Чаадаева.

«НАДИНЬКА» — бытовая повесть из жизни петербургской великосветской богемы, начатая П. в 1819 г. и сохранившаяся среди черновиков «Русл. и Людмилы». Героиней повести должна была явиться Наденька Форст, прямо упомянутая П. в послании «К Щербинину» 1819 г. («Кто Надиньку под вечерок за тайным ужином ласкает...»), к ней же относилось анонимное четверостишие «Надинька» («С тобой приятно уделить...»), обычно приписываемое П. Вариант заголовка начатой повести («Эльвина»), оставшийся в рукописи незачеркнутым, намечался, вероятно, для прикрытия в печати имени реального прототипа.

«НАДО ПОМЯНУТЬ» — этот рифмованный набор фамилий находится в письме Вяземского к Жуковскому 26 марта 1833 г., написанном при участии П. В сочинении этой шутки им помогал Мятлев и сын Вяземского Павел. По свидетельству последнего, П. и Вяземский увлекались подобными произведениями, «с горя, что им не удавалось устроить серьезный орган для пропагандирования своих мыслей». Начало «поминания» заимствовано из народных прибауток. Имена подбирались для рифмы, в совершенном беспорядке. Здесь названы писатели русские и западные, политические деятели той эпохи (напр. президент С. Штатов Америки Монрое, представитель франц. королевского дома Бурбонов), ученых, музыкантов, случайно почему-нибудь известных лиц (парикмахера, ресторатора, фокусника, фабрикантов), а больше всего разных чиновников, и мелких и особенно крупных. Названы не только современные имена, но и деятели минувшего века (Ломоносов, Радищев) и даже представители древности (Александр Македонский). Порядок имен определялся рифмой. Впрочем, для комизма нарочно сопоставлялись имена далекие. Наряду с именами известными названы фамилии лиц, сведений о которых до нас никаких не дошло.

— см. Овидий.

«НА ИСПАНИЮ РОДНУЮ» — см. Соути.

НАЛИВАЙКО Павел — вождь казачьего восстания, провозглашенный в 1596 г. в Чигирине гетманом малороссийским и казненный в след. году в Варшаве; один из героев украинского эпоса и неоконченной поэмы Рылеева.

— высокий столик с покатым верхом, употребляемый в церквах при чтении. Буало принадлежит комическая поэма под этим названием (Lutrin).

— наперсница или любимица, близкое лицо. Во франц. и русск. классической трагедии так назывались второстепенные действующие лица, роль которых состояла в том, что они сопровождали главных героев и героинь и вели с ними беседы, выслушивали признания и т. п.

—1821) — франц. император. Выходец из обедневшей дворянской семьи в Корсике, Н. окончил Парижскую военную школу. В политич. борьбе стал принимать участие с первых же лет Великой французской революции в качестве сторонника якобинцев. Выдвинувшись в Итальянской кампании 1796—97 г., Н. совершает 9 ноября 1799 г. государственный переворот, в результате которого становится сначала «первым консулом» (фактически диктатором), а с 1804 г. принимает титул императора французов. Внутренняя политика его сводится к закреплению крупно-буржуазных завоеваний революции (кодекс Н.) и к борьбе против остатков мелкобуржуазного якобинизма и реакционных притязаний старого дворянства; внешняя политика определяется интересами промышленного капиталаконтинентальной блокады — ведется целый ряд войн; результатом их является хозяйственное истощение Франции и разрыв промышленной буржуазии с империей; объединение европейских стран (Англия, Пруссия, Австрия) для борьбы с экономической политикой Н. и неудачная военная кампания против России в 1812 г. ускоряют падение наполеоновского режима. В 1814 г. Н. отрекся от престола, и его ссылают на о-в Эльбу. Попытка его, опираясь на широкие буржуазные круги (в частности — зажиточное крестьянство), произвести новый государственный переворот кончается полной неудачей. Вновь сформированной наполеоновской армии удается продержаться всего лишь сто дней: в битве при Ватерлоо (18 июня 1815) она разбита англо-прусскими войсками. Н. отправлен был на о-в Св. Елены (в Атлантическом океане), где и умер в 1821 г. (5 мая).

«тираном» Европы. В последующие годы Н. фигурирует в стихотворениях П. как монументальная историческая фигура, причем в центре внимания — трагическая развязка личной и политической карьеры Бонапарта.

— ароматическое растение; добываемое из него масло употреблялось на Востоке в качестве духов.

НАРТОВ Андрей Андр. (1736—1813) — писатель и общественный деятель, один из основателей вольно-экономического общества, видный масон, президент Рос. академии.

—1854) — была в связи с Александром I в 1801—1814 гг. Быть принятым в ее салоне было лучшим средством сделать карьеру. Желая намекнуть на связь жены П. с царем, авторы разосланного знакомым П. в конце 1836 года «диплома», в котором П. объявлялся «историографом ордена рогоносцев», назвали председателем этого ордена мужа Н., Дм. Льв. Нарышкина.

НАРЫШКИН Кирилл Александров. (1786—1838) — известный остряк и богач, обер-гофмаршал и д. камергер высочайшего двора и президент придворной конторы, в 1834 году был назначен членом Государственного совета. Анекдот о разговоре Н. с гр. Литтою, приводимый П. в дневнике, рассказан им также в письме к жене 17 апр. 1834 г.

—1861) — жена Льва Алдр. Нарышкина (1785—1846), приятеля известного гр. М. С. Воронцова и племянника Марии Ант. Нарышкиной, фаворитки Александра I. О близости ее к М. С. Воронцову нет никаких данных, кроме записи дневника П.

«НАТАЛЬЯ, БОЯРСКАЯ ДОЧЬ» — см. Карамзин.

— крепостная актриса домашнего театра гр. Варф. Вас. Толстого в Царском Селе. На основании посвященных Н. стихотворений «Послание к Наталье» и «Послание к молодой актрисе» и поэмы «Монах» (песнь I) можно заключить, что Н. была предметом раннего чувственного увлечения П.

НАТАЛИЯ КИРИЛЛОВНА, урожденная Нарышкина (1652—1694) — вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I.

— см. Кочубей Н. В.

«НА УГЛУ МАЛЕНЬКОЙ ПЛОЩАДИ» — второй вариант начала романа из великосветского быта, над кот. П. работал в 1828—1829 г. (см. «Гости съезжаются на дачу»). Сохранив фабульную наметку первого варианта, П. социально несколько снизил своих героев, превратив блестящую светскую львицу Зинаиду Вольскую в увядающую «больную и нежную» даму, уже оставившую большой свет, а роль Минского, холодно самолюбивого, «усмиренного опытами» и уверенного в себе аристократа, передав Валериану Володскому, молодому человеку, еще не завоевавшему себе прочного положения в обществе, боящемуся быть «в пренебрежении у светской аристократии», нервному и раздражительному. Усиленным в этом варианте романа оказывался сатирико-публицистическний элемент (выпады против «светской черни»), рассуждения об истинной и ложной рус. аристократии, характерные для произведений П. 1829—1830 г.; а с обстоятельствами личной жизни П. (тяготивший его роман с Е. М. Хитрово) ближайшим образом была связана вся зарисовка отношений Володского к Зинаиде. Ср. напр. письмо П. к Хитрово зимой 1828—1829 г. («Я пресытился интригами, чувствами, перепиской и т. д. ... Я больше всего на свете боюсь порядочных женщин и возвышенных чувств. Да здравствуют гризетки, — это и гораздо короче, и гораздо удобнее» и пр.) с эпиграфом и последними строками наброска гл. 2-й романа («Он был в отчаянии: никогда не думал он связать себя такими узами» и т. д.). В «Пиковую даму» П. перенес эпиграф из 2-й главы неокон. повести.

— второстепенный писатель-сатирик начала XIX в., родом украинец, жил большею частью в своей деревне в Харьковской губ. Писал, главным образом, стихи сатирического содержания: басни, эпиграммы, сатирические послания и т. д. Предметом сатиры Н. является прежде всего чиновничество, «подьячие», затем — поклонники франц. мод и сами французы и, наконец, отдельные лица из харьковских знакомых Н. Стихи его, иной раз довольно нескладные, нередко, однако, отличаются метким, хотя и тяжеловатым остроумием. П. в I гл. «Путешествия в Арзрум» вспоминает стих Н.: «О чин асессорский, толико вожделенный» (из «Элегии» «Восплачь, канцелярист, повытчик, секретарь...»). В некоторых эпиграммах П. можно отыскать следы влияния ругательной, но яркой манеры Н. «Эпитафия попу» — это, по-видимому, стихотворение: «Не памятник, а диво: В могиле гроб, Во гробе поп, В попе вино и пиво» — настойчиво приписывалось П. В отрывке «О невзгодах ремесла» П. указывает как на ее автора — на Курганова (см.), а в зачеркнутом варианте — на Н.; последнему же приписывают ее некоторые списки.

«НАЧАЛО ПОВЕСТИ О ПРАПОРЩИКЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА» — Ключ к уяснению замысла этой повести определяется ее первыми строками — ссылкой на 1825 г. и зачеркнутым обозначением точного маршрута героя: Ч. полк., в местечке В., Киевск. губ. В эту пору в мест. Василькове, Киевск. губ., стоял Черниговский пехотный полк, декабрьское восстание которого явилось последней революционной вспышкой 20-х гг. Армейский прапорщик, полунищий безземельный дворянин, воспитанник сиротского дома или кадетского корпуса, живущий «с одного жалованья» — фигура типическая как для участников восстания Черн. полка (в его революционных рядах действовало 5 прапорщиков), так и для всего левого крыла южных декабристов. П. лично знал только вождей восстания (С. И. Муравьева-Апостола, отмеч. им в сожженной X главе «Онегина» и Бестужева-Рюмина), но вообще был хорошо осведомлен и по печатным источникам («Донесения след. ком.» и «Высоч. утвержд. приговор об офицерах Чернигов. полка, судимых в Могилеве»), и по позднейшим рассказам некоторых декабристов, виденных им в 1829 г. на Кавказе. Эти материалы, оживленные воспоминаниями о встречах с армейскими заговорщиками в Кишиневе и Одессе, позволили П. безошибочно определить типический облик «героя», впервые заявившего себя на русской исторической сцене в рядах деятелей Общества соедин. славян и участников васильковских событий. Повесть о прап. Черн. полка брошена была П. в то же время и по тем самым причинам, по которым он уничтожил X гл. «Онегина»: в условиях революционного подъема

нейтрализации фабулы свидетельствуют зачеркнутые ссылки на Чернигов. полк и Киевск. губ., но без них повесть лишалась своего исторического стержня, и, видимо, потому переработка ее была прекращена. В серед. 1831 г. П. рассматривал эти наброски уже только как сырой материал и, подготовляя к печати «Повести Белкина», почти без изменений перенес в написанного предыдущею осенью «Станц. смотрителя» целую страницу из брошенной вещи — описание лубочных иллюстраций к легенде о блудном сыне. Возможно, что именно та ситуация, кот. намеч. в повести о прапорщике Черниг. п., возродилась через три года в «Мед. всад.». В набросках «4 мая 1825 г. произведен я в офицеры» и т. д. впервые в круг пушкинских образов вошел герой, социальная природа которого показана позже в «Мед. вс.».

НАЩОКИН Пав Воин. (1800—1854) — один из ближайших друзей П., воспитывался в Петерб. универ. Благородном пансионе вместе с Л. С. Пушкиным и С. А. Соболевским, затем недолго служил в Измайловском полку, вышел в отставку поручиком и жил постоянно в Москве. Знакомство с ним П. относится к послелицейским годам жизни П. в Петербурге, но только после возвращения П. из ссылки в 1826 г. они сошлись ближе; обширная их переписка говорит об исключительной их взаимной привязанности. У Н., приезжая в Москву, останавливался П.; он постоянно извещал Н. о своих литературных планах. Жизнь Н. доставляла П. интересный материал для наблюдений. Н. отличался умением живо рассказывать. П. под его диктовку написал в 1830 г. начало его семейных воспоминаний об отце. Сам Н. был совершенно неспособен к литературному труду. П. упоминает об этих записках в примеч. к III гл. «Пугач. бунта». Н. сообщил поэту историю дворянина Островского, послужившую фабулой для «Дубровского», кроме того, предполагают, что П. хотел изобразить Н. в «Русском Пеламе» под именем Пелымова. До женитьбы Н. жил с цыганкой Ольгой Андреевной, от которой имел дочь. В январе 1834 г. он женился на Вере Александровне Нарской (ум. 1900 г.); она была также в дружественных отношениях с П. Сохранились небольшие, но интересные записи их рассказов о П. П. написал Н. стихотворение «Новоселье», в котором упомянул об одной из причуд Н. — известном «Нащокинском» домике, представлявшем модель дома, исполненную со всеми деталями обстановки; на этот домик Н. истратил много денег и всем его показывал; одна из фигур в нем изображала П.

— см. Нимфы.

«НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ» — издавался Вас. Аладьиным в 1825—1833 гг. (десять книжек) и в 1846—1848 гг. (две книжки). Произведения П. печатались в двух книжках (не считая перепечаток): на 1826 г. и на 1828 г. В «Н. а.» на 1825 г. помещены стихотворения Н. А. Полевого, гр. Д. И. Хвостова («Послание о наводнении Петрополя» и басня), братьев Владислава и Дмитрия Макс. Княжевичей. И. Е. Великопольского нет в альманахе, и его поставил П. в изд. своих стихотворений 1829 г. вместо «Василья Пушкина», как стояло в тексте первой публикации (в «Н. а. на 1826 г.»). В «Невском альманахе на 1829 г.» были помещены шесть гравюр к «Евгению Онегину», две из которых вызвали стих. П. «На картинки к Евгению Онегину».

— см. Александр Невский.

— см. Александр Невский.

— обычное в XVIII в. русское написание имени Ньютона.

«НЕДОВОЛЬНЫЕ» — см. Загоскин М. Н.

«НЕДОРОСЛЬ» — комедия Д. И. Фонвизина, обычно принимаемая за первое самобытное, реалистическое произведение русской сцены XVIII века.

НЕКРАСОВЦЫ — под таким названием известны русские колонисты в Добрудже — потомки донских казаков, ушедших в XVIII в. из России под предводительством атамана Игната Некрасы. В течение долгого времени Турция привлекала их к участию в войнах против России, и только в 1864 г. Н. удалось освободиться от этой тяжелой для них повинности, но в то же время они лишились и всех привилегий, предоставленных им при переселении. Н. принадлежат к раскольникам-старообрядцам.

—1852) — московский богач, отставной корнет конной гвардии, известный кутила и острослов, автор сатирических стишков, большею частью нецензурных («певец навоза» по характеристике П.), приятель П. А. Вяземского и завсегдатай Английского клуба.

— в греческой мифологии чудесный напиток богов, дающий вечную юность и бессмертие.

—1828) — поэт. Творчество Н. -М. относится главным образом к концу XVIII в., когда имели успех его любовные «песни», написанные легким языком, чаще всего являющие стилизацию народных песен. Песни Н. -М. наряду с песнями Мерзлякова подготовили песенное творчество Дельвига. Особенной популярностью пользовалась его песня «Выйду ль я на реченьку».

НЕЛЬСОН (1758—1805) — английский адмирал, известный своими победами над флотом Наполеона, особенно морским сражением при Трафальгаре, во время которого сам Н. был убит.

— в греческой мифологии богиня судьбы, справедливости и возмездия.

НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ — см. Геркулес.

— Неман.

«НЕОКОНЧЕННАЯ ПОЭМА О ТАЗИТЕ» недописана П. и не имеет в рукописях заглавия. Начата П., по-видимому, вскоре после возвращения его из «путешествия в Арзрум» — т. е. осенью 1829 г., но в самом начале брошена. К этому времени относится общий план поэмы и начало ее, написанное хореическим размером. Около 1833 года П. вернулся к поэме и написал начерно около 300 стихов, но также не докончил, выполнив намеченную им программу поэмы почти на две трети. Далее он переписал набело (местами доработав) этот черновик, кончая пунктом 8 (Сватовство Тазита). В первый раз напечатана поэма была после смерти П. в «Современнике» 1837 г., книга III, с рядом ошибок и под произвольным заглавием «Галуб».

«Путешествие в Арзрум») зафиксированы и некоторые впечатления, использованные в поэме (похороны в осетинском ауле, в I гл.) и те размышления политического и исторического характера (о приобщении черкесов к европейской культуре), которые легли в основу идейного замысла произведения. «Черкесы нас ненавидят, пишет П., мы вытеснили их из привольных пастбищ, аулы их разорены, целые племена уничтожены... Почти нет никакого способа их усмирить, пока их не обезоружат, как обезоружили крымских татар, что чрезвычайно трудно исполнить по причине господствующих между ними наследственных распрей и мщения крови» (т. е. так называемого обычая «кровной мести»). Стоя на точке зрения российской государственности, П. предлагает троякие меры «укрощения» черкесов: организацию экономической связи с ними, культурно-бытовое воздействие и христианскую пропаганду. «Должно... надеяться, что приобретение Восточного края Черного моря, отрезав черкесов от торговли с Турцией, принудит их с нами сблизиться. Влияние роскоши может благоприятствовать их укрощению; самовар был бы важным нововведением. Есть, наконец, средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века: проповедание евангелия... Кавказ ожидает христианских миссионеров». Повесть о юном черкесе, воспитанном в созерцательно-христианском духе, нарушающем самые священные обычаи и законы сурового и дикого народа, является как будто попыткой развернуть в живом действии, иллюстрировать приведенный тезис. Поэма не окончена, можно отметить только, что в поэме П. ярко показано то жестокое сопротивление, которое противопоставляет горская среда евангельским идеям в лице их носителя Тазита — «черкеса-христианина». Столкновение христианства (этого якобы «более сильного, более нравственного» средства) с традиционным духом черкесского народа протекает в поэме в порядке тяжелого морально-бытового конфликта и (судя по ее программе) должно получить трагическое разрешение. Так, в П. художник-реалист вступает в противоречие с мыслителем и политиком.

В поэме о Тазите П. воспроизвел ряд бытовых черт жизни горцев Кавказа, использовав частью непосредственное наблюдение во время путешествия, а частью, по-видимому, заимствованные из литературы о Кавказе (напр. «Mémoires» графа Сегюра, «Путешествие графа И. Потоцкого»). Живя в Тифлисе, П., вероятно, читал и «Тифлисские Ведомости», где печатались статьи о быте горцев Кавказа. Редактор этой газеты Санковский, по словам П., рассказывал ему «много любопытного о здешнем крае». В том же 1829 г. в № 22 «Тифлисских Ведомостей» была помещена статья поручика Новицкого «Географическо-статистическое обозрение земли, населенной народом Адехе», откуда, возможно, П. взял свое название — «адехи» (см.).

«аталычество»), описаны забавы молодежи, вкраплен ряд мелких, но характерных деталей горского быта; причем в отличие от «Кавказского пленника», где описание черкесов мало связано с сюжетом поэмы, hors d’oeuvre, по выражению самого П., здесь эти описания мастерски вплетены в сюжетную ткань произведения и не могут быть отделены от нее.

С поэмой связано одно недоразумение, только теперь распутанное. Печатая после смерти П., в 1837 г., с его рукописи поэму, редакция «Современника» неверно разобрала имя старика — отца героя и вместо пушкинского «Гасуб» (довольно ясно написанного) напечатала везде «Галуб». Это же искаженное имя (к тому же не героя, а отца его) было поставлено в качестве заглавия поэмы. Все последующие издания, гипнотизированные традиционным, привычным именем «Галуб», не замечали этой явной ошибки, и только в Полном собрании сочинений (ГИХЛ, М. -Л., 1931) впервые в имени старика восстановлено пушкинское написание «Гасуб», и вместо неудачного заглавия («Галуб») дано условное обозначение: «Неоконченная поэма о Тазите».

— лицо, недавно обращенное в веру, недавно принятое в монашеский орден и т. п.

— речка в Тульской губ., впадающая в Дон. Близ нее 8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва между русскими и татарами.

— в римской мифологии бог морей, изображавшийся с трезубцем, сотрясающим воды.

— см. Нимфы.

— римский император (54—68 до н. э.), отличавшийся безудержным произволом и жестокостью.

—1862) — реакционный дипломат школы Меттерниха, канцлер, член Госуд. совета, стоял во главе Министерства иностранных дел (1816—1856), к которому был приписан П. Отношения к Н. носили чисто официальный характер. Н. был женат на гр. Марии Дмитриевне Гурьевой (1786—1849), дочери министра финансов гр. Д. А. Гурьева, которая принадлежала к числу явных врагов П.; наоборот, Дантес пользовался ее покровительством. Есть основания предполагать, что она была вдохновительницей анонимных писем против П., сыгравших печальную роль в его дуэли и смерти.

—1849) — жена вице-канцлера, злейший враг П.

— русский духовный писатель (1056—1114). Н. приписывали составление первоначального летописного свода, почему он часто и назывался Летописцем.

— персонаж «Илиады», старейший из героев, участвовавший в Троянской войне; пользовался глубоким почитанием среди греков за свою мудрость, опытность и справедливость.

— см. Вульф Анна Ив.

«НЕЧАЯННЫЙ ЗАКЛАД» — см. Седен.

— немецк, историк (1776—1831). Главный труд — «Римская история», составившая эпоху в историографии детальной и строгой критикой источников и художественным воссозданием древности.

— слово, впервые введенное в русскую литературу Н. И. Надеждиным, придававшим ему значение «невежды», «беспринципного, малограмотного человека».

—1888) — французский критик и историк литературы, пропагандист классических традиций.

«Н. ИЗБИРАЕТ СЕБЕ В НАПЕРСНИКИ НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» — набросок П., толковать который можно или как беглую зарисовку черт комического персонажа задуманной, но не написанной повести, или как памфлетную характеристику какого-то живого лица. Судя по тому, что запись эта сделана была П. на обложке «Истории села Горюхина», ее датировать следует началом 30-х гг.

— декабрист Никита Михайлович Муравьев (см.).

—1877) — сын крепостного. С помощью Жуковского в 1824 г. получил вольную, окончил Петерб. университет и стал профессором русской словесности; впоследствии (1855) академик. В 1833 г. назначен цензором. Арест Н. в 1834 г., о котором говорит П. в дневнике, вызван был тем, что Н. в качестве цензора «Библиотеки для Чтения» пропустил перевод Деларю «Красавицы» В. Гюго. П. с Н. познакомился в 1827 г. у А. П. Керн, в которую Н. был влюблен. Впоследствии они неоднократно сталкивались по разным поводам. Н. как цензор «Библиотеки для Чтения» цензуровал в 1835 г. «Сказку о золотом петушке» и выключил из сказки несколько стихов. То же произошло (по требованию Уварова) и с поэмой «Анджело» (см.). П. приписал инициативу этого дела Н. и очень рассердился на него. Это обстоятельство испортило отношения с Н., который не раз отмечал после этого несколько надменный и высокомерный тон П. по отношению к себе и отказался взять на себя цензурование пушкинского «Современника», мотивируя свой отказ тем, что «с П. слишком тяжело иметь дело». В «Дневнике» Н., изданном в 1893 г., между прочим не раз упоминается и П.

—1842) — служил в Сенате и был страстным карточным игроком; игрою в карты нажил большое состояние.

— переделка фамилии и псевдонима Н. И. Надеждина, Никодим Надоумко.

— всероссийский император, род. в 1796, ум. в 1855, вступил на престол в 1825, жестоко подавив вспыхнувшее в момент междуцарствия восстание декабристов (см.). Царствование падает на эпоху бурного разложения крепостного хозяйства, характеризующуюся обостренной классовой борьбой и напряженным революционным движением. Кроме расправы с многочисленными рабочими и крестьянскими волнениями и восстанием декабристов, Н. расправился еще с петрашевцами, кирилло-мефодиевским братством, с революционной Польшей и пр. Политика Н. была политикой крепостнического дворянства, ее классовой сути не меняют заигрывания Н. с купечеством, с крепнущей буржуазией (ряд законодательных льгот, посещение Нижегородской ярмарки, открытие Технологического института и пр.). Н. справедливо заслужил прозвище «жандарма Европы», содействуя подавлению европейского революционного движения, посылая русские войска для усмирения венгерской революции и пр. Внутри страны свирепствовала цензура и жандармерия (Н. I является учредителем знаменитого «Третьего отделения»). В жизни Пушкина Н. I сыграл огромную роль, разыгрывая его «покровителя» и в то же время фактически угнетая его творчество мертвящими требованиями самодержавия, давая ему чины, унижающие его, приближая ко двору и тем самым заставляя вести жизнь не по средствам, в ненавистном кругу бездушной придворной знати и в конце концов пасть жертвой этого круга. Угнетенный требованиями основы своего дворянского бытия и самодержавного строя, Пушкин создал два восхваляющих Николая стихотворения — «В надежде славы и добра» и «Нет, я не льстец...».

—1681) — патриарх русской церкви.

— легендарный вавилонский царь, изображавшийся в виде охотника и упоминаемый в Библии. Байрон назвал Н. в «Дон Жуане» и обрисовал его в I сцене IV акта своей драмы «Сарданапал», в чертах напоминающих Петра I (сон Сарданапала); «Чертами на гиганта он походил, взор светел был и чист, но недвижим, волной спускались кудри к его спине широкой» и т. д. Пушкинское сравнение сна Сарданапала с карикатурой имеет в виду одну из карикатур, где Суворов изображен подносящим Екатерине II головы убитых «после капитуляции Варшавы» и, с другой стороны, — виденье Сарданапалом своей предшественницы, царицы-кровосмесительницы Семирамиды, держащей в руках кубок, полный кровью. Таким образом, в Семирамиде, изображенной как «чудовище», П. должен был видеть соответствие Екатерине.

— в греко-римской мифологии полубожества, олицетворявшие собою живые силы природы; жили в природе самостоятельно и помогали людям самыми разнообразными способами. Сообразно местам, где н. обитали, среди них различали наядореаддриад

— Нинон де Ланкло (1615—1705) — известная франц. красавица, знаменитая своим литературным и светским салоном и в то же время своими любовными похождениями.

— в греко-римской мифологии дочь Тантала, мать четырнадцати детей. За ее хвастливое сравнение себя с матерью Феба-Аполлона последний перебил стрелами ее детей. Плачущая Н. — один из излюбленных образов живописи, скульптуры и поэзии.

—1818) — журналист и общественный деятель, один из вождей либерального фланга русского масонства; редактор-издатель сатирико-публицист. журналов «Трутень» (1769—1770), «Живописец» (1772—1773), «Кошелек» (1774); составитель «Опыта историч. словаря о рос. писателях» (1772) и «Древней Российской Вивлиофики» (1773—1775) — сборника важнейших памятн. старинной повествоват. литер. и историч. актов; редактор «Моск. Ведомостей» (1779—1789) и мн. др. периодич. изд.; основатель «Дружеск. учен. общества» (1779) и «Типографической компании» (1784) для издания и распространения массовой литературы. Заподозренный в политич. неблагонадежности, Н. был арестован в 1792 г. и приговорен к 15 годам заключен. в Шлиссельбургской крепости; созданные им организации были закрыты, а большая часть изданий и личная библиотека Н. сожжены. Освобожденный Павлом I в 1796 г., Н. к активной обществ. -лит. работе уже не возвращался, книги его не перепечатывались, а самое имя его на много лет приобщено было к числу самых неблагонадежных. П., дав высокую оценку Н. в «Историч. замечаниях» (1822), полностью выписал восторженную характеристику Н. из статьи Киреевского и перепечатал ее в своей рецензии на «Денницу» (1830); в заметке о «Словаре о святых» (1836) П. сослался на аналогичный справочник Н., а в перечень задуманных им для «Современ.» статей включил библиограф. справку о «Древ. Рос. Вивлиофике» Н.

— российский государственный деятель, в первые годы царствования Александра I — член «негласного комитета», фактически руководившего всей правительственной политикой; в дальнейшем — вице-президент Совета по управлению Варшавским герцогством, яростно боролся с польским революционным движением; позже — член Гос. совета, а с 1832 председатель Гос. совета и Комитета министров.

— кормилица Екатерины II, 19-летняя жена прусского солдата. О сыне ее точных сведений не имеется.

—1869) — член Государственного совета и министр народного просвещения (1854—1858); был ранен в сражении под Бородиным в 1812 г. в ногу, которая у него была вследствие этого ампутирована. В молодости Н. печатал свои стихотворения и переводы в журналах и альманахах, но как поэт и переводчик не выходил из рамок посредственности; о двух его переводах из Данте, напечатанных в альманахе «Северная Лира» на 1827 год, сохранился отрицательный отзыв П. (в статье П. об этом альманахе); известность как писатель Н. приобрел описаниями своих путешествий по Сицилии, на Восток, в Палестину, по Египту и Нубии, и др.; за эти произведения Н. был избран в 1840 г. членом Российской академии, а в 1851 г. академиком Отделения Русского языка и словесности Академии наук. Н. познакомился с П. в 1827 г., был с ним на «ты» и в 1833 г. был с ним в переписке, из которой до нас дошли две записочки П., касающиеся литературных вопросов. Известен также позднейший рассказ Н. о том, как П., узнав, что Н. сжег один из списков «Гавриилиады» (см.), выразил свое удовольствие по этому поводу, видя в этом со стороны Н. знак дружественного расположения. После смерти П. Н. откликнулся на его смерть небольшим стихотворением.

— у французов народная сатирическая песня, поющаяся на мотив рождественских церковных песнопений. В подражание этим народным песням с конца XVII в. поэты стали сочинять к рождественским праздникам н., содержание которых — сатирические характеристики популярных в данное время лиц, почему н. превращались в своего рода политические обозрения событий истекшего года, где зло высмеивались представители власти, духовенства, литературы, театра. Обычная форма н. — строфа в восемь стихов, причем пятый стих 13-сложный, два следующие — восьмисложные, остальные шестисложные. В подражание франц. н. у нас писали «святки» (так было переведено франц. слово « Noël ») кн. Д. П. Горчаков, кн. П. А. Вяземский и П. Известны два н. Горчакова — один, осмеивающий писателей конца XVIII в., другой — министров Екатерины II. Эти н. П. упоминает в «Городке». Н-ль Вяземского, направленный против членов «Беседы» и министров Александра I (написан в 1815—1817 гг.), П. упоминает в рукописной редакции стих. «В. Л. Пушкину» (1817 г.), называя его «известными святками». Под эпиграммой о мирном воине П. подразумевает строфу о Кикине: «Явился Кикин тут, он первый внук победе, Он муж всех царств и всех времен, Он в армии «Беседы» член, А генерал — в «Беседе». Из н. П. известны два: «На лейб-гусарский полк» и «Ура, в Россию скачет». О чтении своих н. П. вспомнил в X гл. «Евг. Онег.». Н. «Ура, в Россию скачет» написан по поводу речи Александра I 15/27 марта 1818 г. при открытии первого сейма Царства Польского. В этой речи Александр давал обещание «даровать» России конституцию. П. это обещание и назвал «сказками».