Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буква "Л"

ЛАБИРИНТ — в древности так назывались здания, отличавшиеся сложностью и запутанностью внутренних ходов, в которых легко мог заблудиться незнакомый с расположением комнат. Известен критский л., с которым связан миф о чудовище минотавре, в нем обитавшем.

ЛАБРЮЕР Жан (1645—1696) — франц. сатирик и моралист, автор «Характеров», широко использованных в европейской литературе XVIII—XIX в. П., хорошо зная и высоко ценя Л., цитировал его в «Романе в письмах» (1829), в «Мыслях на дороге» (1833) и упоминал в полемике с Булгариным.

ЛАВА — 1) особый способ атаки у казаков; 2) расплавленная минеральная масса, выступающая из кратера вулкана при извержении.

—1846) — франц. эмигрант, приехавший в Россию в начале франц. революции, гофмейстер, член Главного правления училищ, был женат на известной богачке Ал. Григ. Козицкой (1772—1856). У них был один из самых блестящих салонов в Петербурге. П. бывал здесь и 16 мая 1824 г. читал «Бориса Годунова».

— см. Делавинь.

— директор исполнительного департамента в Министерстве полиции.

—1803) — франц. писатель, бывший другом Вольтера и разделявший свободомыслящие убеждения энциклопедистов, но после революции резко изменивший образ мыслей в пользу реакции и католицизма. Л. писал во всех родах литературы, главным образом — в области драмы и литературной критики. Его трагедии и драмы, «Варвик» (1763), «Меншиков» (1775), «Филоктет» (1783), близкое к подлиннику приспособление к франц. театру трагедии Софокла. В области литературной критики главным произведением его является «Лицей, или Курс древней и новой литературы», в 16 томах, законченный печатанием уже после смерти автора в 1805 г., и представляющий собою лекции, читанные автором в течение многих лет (с 1786 г.) в парижском Лицее. Курс этот охватывает античные литературы и французскую XVII и XVIII веков. Он изложен с точки зрения строгого классицизма. «Лицей» Л. долгое время являлся единственным по полноте курсом и применялся в качестве обязательного пособия при изучении литературы. В среде сторонников старого направления в литературе Л. считался почти непогрешимым судьей. Такой взгляд на Л. был и у П. во время его пребывания в лицее. Когда товарищ П. Пущин перевел в 1814 г. для «Вестника Европы» главу из этого курса (Об эпиграмме у древних), П. вместе с Илличевским перевел приведенные там франц. эпиграммы (см. «Вот зеркало мое...»). Вскоре П., ознакомившись с работами Сталь, Шлегеля и др., убедился в том, насколько узок и односторонен Л. в своем изложении и насколько он пристрастен в оценках произведений не классической школы (Шекспир и др.). Однако курсом Л. как справочным пособием он продолжал пользоваться, иногда даже доверяясь тем сведениям, заключающимся в этой книге, которые были далеки от истины (напр. в оценках франц. литературы до XVII в.).

—1838), упоминаемый в дневнике П., — швейцарский полит. деятель, бывший воспитателем Александра I и его брата Константина. Л. был республиканцем, и конституционные увлечения Александра I в начале царствования отчасти вызваны его влиянием. О письмах Александра I к Л., о которых П. говорит в своем дневнике, он мог знать от А. И. Тургенева или В. А. Жуковского, которые были лично знакомы с Л.

—1443) — гасконский офицер, участвовавший вместе с Иоанной д’Арк в осаде Орлеана и пытавшийся освободить ее из англ. плена. Упоминается в «Девственнице» Вольтера.

— см. Пушкин Л. С.

— известная своей красотой греческая гетера, жившая в Коринфе. Ее имя стало нарицательным для означения продажной женщины. Стих. «Венера от Лаисы» написано по франц. переводу Вольтера, который воспользовался лат. переводом Авзония (IV в. н. э.). См. Лагарп. Лаиса посвящает зеркало Венере согласно обычаю античных народов: всякий, покидающий по старости свое ремесло, посвящал его орудие тому богу, под покровительством которого находился.

— др. -греческий народ, занимавший область на юге полуострова Пелопоннеса и организованный в виде военной общины. Спартанцы славились дисциплинированностью и мужественной выносливостью, а также краткостью речи (лаконичность).

—1803) — франц. писатель и политический деятель, сторонник герцога Орлеанского. Автор романа в письмах «Опасные связи» (1782), о котором П. упоминает в отрывках «Гости съезжались...». Возможно, что к этому же роману относится отрывок П., сообщенный им М. В. Юзефовичу: «Это — одно из замечательных произведений развращенной франц. фантазии». Литературную деятельность Л. начал в 1774 г. сатирой «Послание к Марго», направленной против любовницы Людовика XV — Дюбарри. Отсюда П. заимствовал два стиха в качестве эпиграфа к стихотворению «Послание к Наталье».

—1869) — франц. поэт-романтик. В 1820 г. вышел в свет его сборник стихов «Поэтические размышления», имевший крупный успех. П. отнесся к этому сборнику отрицательно и впоследствии ставил его наравне с «Думами» Рылеева, которых он не любил. Возможно, что на его отношение к поэзии Л. повлиял явный монархизм политических симпатий поэта. Иначе отнесся П. ко второму сборнику Л. «Новые поэтические размышления» (1823); в них П. нашел «какую-то новую гармонию» и обратил особенное внимание на два стихотворения: «Умирающий поэт» и «Наполеон». В этом сборнике Л. является продолжателем того направления во франц. элегии, к которому принадлежал А. Шенье; замечается также влияние поэзии Байрона. В дальнейшем П. высказывался о Л. только отрицательно. Его меланхолические и особенно религиозные размышления вызывали резкие отзывы П., который разошелся в этом с мнением французов и даже русских читателей; именно в те годы, когда П. не признавал за Л. крупного поэтического таланта, тот считался модным поэтом и многие его стих. переводились разными поэтами. Его «Религиозные и поэтические гармонии» (1830) П. находил однообразными и вялыми и отказывался считать его истинным представителем романтизма. Л. при жизни П. напечатал также «Последнюю песнь странствия Гарольда» (1825), прозаическое «Путешествие на Восток» (1835), поэму «Жослен» (1836).

—1843) — ген. -адъютант, ген. -от-кавалерии — участник наполеоновских войн, затем сенатор (1826). Он был женат на Ульяне Михайловне Деевой (род. в 1791 г.), с которой П. был знаком летом 1831 г., когда жил в Царском Селе; она первая сообщила поэту о взятии русскими войсками Варшавы. П. преподнес ей в знак благодарности экземпляр своего стихотворения «Клеветникам России».

— французское La mouche — мушка; так назывались маленькие кусочки черной материи, которые наклеивались модницами XVIII века на лицо. Так же называлась старинная карточная игра, вышедшая из моды в XIX в.

—1831) — родом парижанин, близкий в юности ко двору Людовика XVI. Вступил в русск. службу в 1790 г. С 1822 г. по 1823 г. предшественник гр. М. С. Воронцова по управлению Новороссией. В 1789 г. издал комедию « Le duel supposé», позже (без своего имени) трагедию «Мазаниэлло, или Неаполитанская революция» (имеется в библ. П. с поправками автора). Встречаясь с П. в Одессе, он докучал ему чтением своих произведений и показывал ему имевшиеся у него письма Александра I.

— щека.

— училища, в которых преподавание велось по системе взаимного обучения, разработанной английским педагогом Ланкастером (1771—1838). Система эта состояла в том, что наиболее успевающие ученики преподавали своим товарищам под руководством учителя. Л. ш. получили большое распространение в 20-х годах. В 1819 г. было основано в Петербурге общество для применения этого метода преподавания. Еще раньше, в 1817 г., М. Ф. Орлов (см.) применил ланкастерскую систему в военной школе кантонистов в Киеве. По образцу Киевской школы, обратившей на себя внимание успешностью обучения, заведены были другие школы (так наз. военно-сиротские). П. ознакомился с л. ш. в армии во время своего пребывания в Кишиневе, где Орлов открыл л. школу для солдат. Преподавателем в этой школе был В. Ф. Раевский, друг П., член тайного общества. Преподаванием в школе он пользовался для пропаганды среди солдат, за что был арестован в 1822 г.

—1862) — костромской губернатор в 1830—1834 гг., впоследствии министр внутренних дел.

—1760) — франц. драматург и актер.

— см. Байрон.

— в 31 км от Владикавказа, на левом берегу Терека, при входе в Дарьяльское ущелье. Во время путешествия по Кавказу в 1829 г. П. прибыл в Ларс 29 июня вечером и заночевал там.

— у римлян души предков, боги — покровители обитаемых людьми мест; домашний очаг.

— драматическая актриса франц. труппы в Петербурге.

—1446) — министр и любимец Карла VII, политический соперник и противник Иоанны д’Арк. Один из главных героев поэмы Вольтера «Девственница».

—1851) — франц. литератор, издавший сборник стихотворений Андре Шенье в 1819 г. и написавший приложенную к этому сборнику биографию Шенье.

— см. Петрарка.

— см. Вина.

—1831) — немец. романист, автор многочисленных сентиментальных романов, рисующих в светлых красках сцены семейной жизни. Несмотря на их однообразие, эти романы пользовались огромным успехом и были переведены на многие яз., в том числе на франц. и русский. Л. подвергался резким нападкам романтиков как устарелый писатель.

—1695) — франц. поэт. В 1665 г. он выпустил в свет свои стихотворные «Сказки», представляющие собой вольное изложение рассказов Боккаччо и др. новеллистов. С 1668 г. Л. стал выпускать в свет свои басни (последний выпуск в 1694). В 1669 г. он издал пересказ одного из эпизодов латинского романа «Золотой Осел» Апулея — «Психею». Через два года появилась третья и последняя часть его «Сказок». Кроме того, Л. написал комедии, оперы, поэмы, послания и пр., но все эти произведения значительно уступают его сказкам и басням. Особенной известностью пользуются его басни. В них Л. является основателем нового жанра короткого нравоучительного повествования; хотя его басни в большинстве случаев написаны на заимствованный сюжет, но манера стихотворного повествования у него вполне оригинальна. Позднейшие баснописцы во Франции и др. странах (в том числе и в России) являлись подражателями Л. Его басни вскоре стали обязательной литературой, входившей в программу детского воспитания. Их наивность и добродушие были провозглашены отличительными чертами франц. национального характера, вполне отразившегося в творчестве Л. Басни Л. были известны П. с детства. Среди первых детских опытов П. были франц. басни, подражание Л. (до нас не дошли). В дальнейшем басни Л. почти не отразились в творчестве П. Только сказка «Амур и Гименей» 1816 г. является развитием сюжета басни Л. «Любовь и Безумие». Кроме того, в стих. «Бог весть за что...» П. имеет в виду басню «Раздор». Под влиянием Батюшкова и Жуковского он проявляет теоретический интерес к басне, которую карамзинисты разрабатывали в противовес торжественной поэзии старой школы; в частности, его привлекает идиллическая басня «Сон Могольца», которую, вероятно, он имеет в виду в «Послании к Юдину». Позднее в «Отрывках из писем...» П. цитирует басню Л. «Старик и трое молодых» (в отрывке «Гордиться славою...»). В 1824—1825 г. П. размышлял о баснях Л. в связи с работой Вяземского о баснях Дмитриева, в которой отдавалось предпочтение Дмитриеву перед Крыловым. П., оценивавший басни с точки зрения народности в литературе, отдавал предпочтение Крылову, который в такой же степени отразил русский национальный характер в своих баснях, как Л. французский. Больше внимания П. уделил другому произведению Л. «Любовь Психеи и Купидона». Это произведение было в стихах изложено Богдановичем, причем сдержанный тон повествования Л. заменен шуточным, с обилием комических преувеличений. Карамзин отдавал предпочтение Богдановичу перед Лафонтеном. П. в своем «Городке» повторил мнение Карамзина; однако впоследствии он переменил свое мнение, и, когда в «Руслане и Людмиле» у него встретился эпизод перенесения Людмилы в волшебный замок Черномора, совпадающий во многом с эпизодами «Психеи» и «Душеньки», П. явно приближается к Л. и отходит от Богдановича. К числу любимых произведений П. принадлежали сказки Л. Именно стихотворные новеллы определяли для П. литературное значение Л. Так как они не имели соответствия в строгих жанрах классиков и так как П. видел преемственность от сказок Л. к комической повести в стихах поэтов XIX в. (напр. Байрона), он склонен был относить эти сказки к романтическому жанру. Этими сказками, равно как и сказками подражателей Л. (Грекур, Вержье, Сенесе, Вольтер и др.), П. зачитывался еще в лицее; основные приемы Л. по традиции перешли и в комические поэмы П. («Граф Нулин», «Домик в Коломне»): таковы небрежный тон повествования с постоянными отступлениями и замечаниями автора, построение комизма рассказа на нескромном любовном приключении. В частности, в основном сюжет «Домика в Коломне» совпадает с эпизодом сказки Л. «Спор трех кумушек», где одна из спорщиц поселяет в своем доме любовника под видом служанки. Впрочем, шутливые повести П. явились в результате сложных литературных влияний, и непосредственно со сказками Л. их сопоставлять нельзя. Отводит П. место роли Л. в своем очерке франц. литературы 1833 г. Здесь П. ошибочно называет Л. (который был сыном купца) «бедным дворянином». Очевидно, П. был введен в заблуждение близостью Л. к оппозиционным аристократическим кругам, о бедности же его он судил по тому факту, что Л. последние годы жил в домах своих литературных покровительниц.

— кличка, присвоенная неаполитанским бродягам и люмпенам, связанная, возможно, с тем фактом, что в Италии, как и в других странах, нищие распевали на соборных папертях, на рынках и на больших дорогах песни о евангельском Лазаре. В просторечии — бездельник, лентяй, праздношатающийся.

—1754) — французский драматург.

— см. Фаблио.

— см. Виже Лебрен.

— монетная единица в молдавских княжествах XVIII—XIX в., равная 5½ коп.

— см. Гусары.

— доверенный или викарий Папы.

— римская военная единица; численность л. при императорах достигала 6.000—7.000 воинов; легионеры набирались, а не нанимались.

— в греч. мифологии жена греческого царя Тиндарея, возлюбленная бога Юпитера (греч. Зевса), с которой он сошелся под видом лебедя. От этого брака Л. произвела на свет два яйца, из которых произошли Кастор и Поллукс. Поэтому выражение от яиц Л. — означает «с самого начала».

— см. Гусары.

— офицер гвардейского уланского полка. См. Уланы.

—1822) — доктор медицины, лечивший П. во время его болезни в январе-феврале 1818 года.

— то же, что словарь. П. так называет энциклопедический словарь, предпринятый в 1834 г. А. Плюшаром по образцу немецкого, к участию в котором он отнесся вначале горячо, но потом, недовольный составом редакции, отказался участвовать в нем.

— древнеримские носилки в форме кровати.

— по представлению мифологов пушкинского времени, имя божества древнеславянских верований, бога любви и покровителя пастухов и певцов. Такое понимание, естественно, разделял и П. («Русл. и Людмила»). В действительности же это только песенный припев.

—1861) — известный польский историк, принимавший деятельное участие в польском восстании 1830—1831 гг.; был членом революционного правительства в качестве министра народного просвещения. После подавления восстания принужден был эмигрировать, поселившись в Париже, где продолжал свою политическую деятельность. Речь Л., в которой он упомянул о П. и о которой П. говорит в своем дневнике, была произнесена Л. 25 янв. 1834 г. «в годовщину свержения Николая с польского престола»; в ней Л. действительно приводит для иллюстрации политического направления русской молодежи две «сказочки»-басни, с намеками на отрицательные черты самодержавия Александра I, приписанные им перу молодого П., сосланного будто бы за написание первой из них в «места не столь отдаленные» и приславшего оттуда вторую «сказочку». На самом деле вторая «сказочка» («Деспот» или «Бич») есть басня Сегюра «Дитя, зеркало и река», переложенная в стихи Денисом Давыдовым. В защиту П. выступил, и очень неудачно, «Франкфуртский Журнал», выписка из которого приведена П. Листок этого журнала прислал П. гр. Г. А. Строганов; П. писал ему в ответ между прочим следующее: «Мне приходится очень печально расплачиваться за увлечения своей юности. Объятия Лелевеля кажутся мне тяжелее ссылки в Сибирь» и хотел писать возражение Л. Имя Л. упоминается в наброске «Ты просвещением свой разум просветил».

— остров в Эгейском море, на который, по мифу, Зевсом с Олимпа был сброшен Гефест.

— в мифологии сын Юпитера-Зевса и Юноны-Геры. Свергнутый отцом с неба, он упал на остров Лемнос у с. -з. берега Малой Азии, отчего охромел и занялся кузнечным делом.

—1826) — франц. историк, член Франц. академии, автор трудов по истории регентства, Людовика XV и XVI. Незадолго до смерти он написал предисловие к сборнику басен Крылова, переведенных на франц. язык и изданных по желанию и на средства гр. Гр. Вл. Орлова, с которым Л. был близко знаком.

«ЛЕНОРА» — баллада немецкого поэта Бюргера. Баллада появилась в 1774 г. и в продолжение всего XVIII и начала XIX века пользовалась в Европе огромным успехом. В ней рассказывается, что жених Леноры, убитый на войне, является за оплакивавшей его невестой и увозит ее с собою ночью на коне в могилу. На русском языке «Л.» была переделана Жуковским под названием «Людмила» (1808) и Катениным под названием «Ольга» (1816), на что и намекает П. в статье «Мои замечания об русском театре». Переделка Жуковского приукрасила оригинал; Катенин, наоборот, стремился передать легенду с возможной простотой и грубостью. По этому поводу произошла резкая полемика между Гнедичем, нападавшим на Катенина, и Грибоедовым, выступившим в защиту Катенина против Жуковского.

— в 1834 г. камергер, помощник статс-секретаря Гос. совета по «департаменту дел Царства Польского». Живя в Петербурге, где он занимал заметное место в высшем дворянском обществе, познакомился с П. Имя Л. было упомянуто гр. В. А. Соллогубом в разговоре с Н. Н. Пушкиной на одном из вечеров; присутствовавшие здесь же лица создали из этого невинного разговора сплетню насчет Н. Н. Пушкиной; это дошло до П., который вызвал Соллогуба на дуэль; дело это впоследствии было улажено.

— лента ордена Андрея Первозванного.

— спартанский царь, погибший в сражении при Фермопилах против персов в 480 г. до н. э. Выведен в трагедии «Леонид» М. Пиша

— согласно «Истории» Карамзина, монах, бежавший в Литву вместе с Отрепьевым и там принявший сам имя Григория Отрепьева, чтобы тем опровергнуть утверждения Московского правительства, что самозванец и Отрепьев — одно лицо.

—1802) — известный ботаник, исследователь флоры юго-востока и севера России, непременный секретарь Российской академии со времени ее основания.

— мелкая др. -еврейская монета.

— мифологическое чудовище, уничтоженное Геркулесом.

— см. Катулл.

—1788) — франц. литератор, известный своими переводами Шекспира, Макферсона и Юнга.

—1747) — франц. писатель; наибольшее значение из всего им написанного имеют его романы. Они являются отчасти переводами, отчасти подражаниями испанским «плутовским романам», но значительно превосходят последние живостью изложения, ясностью стиля и развитием действия. Особенно известен «Жиль Блаз» (1733), положивший начало новому бытовому роману. Кроме того, Л. написал «Хромой бес» (1707, подражание испанскому роману Гевары), «Гузман Альфарашский» (1732, подражание испанскому роману Алемана), «Саламанкский бакалавр» и др. Главный тип Л. — делец, пробивающий себе дорогу в жизни всяческими средствами. Л. известен также как драматург; им написаны комедии «Тюркаре» (1708), комедия, в которой выведен хищник-финансист, тип, характерный для начала XVIII в., «Криспин, соперник своего барина» (1707), комедия, в некоторых чертах совпадающая с планом П., в котором видят первоначальный замысел «Ревизора», сообщенный Гоголю, и много мелких пьес для народного «ярмарочного» театра.

«LES ENFANTS D’EDOUARD» — трагедия франц. поэта Казимира Делавиня, в 3 актах, изображающая детей английского короля Эдуарда IV, убитых их дядей герцогом Глочестерским в 1483 г. В Петербурге эта пьеса была дана французской труппой во вновь открытом Михайловском театре 8 ноября 1833 г.

—1788) — немецкий писатель, критик («Гамбургская драматургия»), эстетик («Лаокоон»), драматург («Эмилия Галотти», «Натан Мудрый»), публицист, свободомыслящий гуманист и боец против национальных предрассудков и против церковного богословия. Неоконченная заметка П. «О драме», рядом с замечанием о «ясности и обширности», с которой «Эстетика развита со времен Канта и Лессинга», повторяет некоторые мысли последнего об условности правдоподобия в искусстве.

— в греческ. мифологии река забвения в подземном царстве.

— большой сад, украшенный фонтаном и статуями, на берегу Фонтанки у Невы. В пушкинское время Л. с. был излюбленным местом прогулок.

— см. Вакх.

— литературный текст оперы или оперетты, а также изложение сюжетного содержания оперы, балета, пантомимы.

—1844) — был министром народного просвещения в 1828—1833 гг.

—1838) — с 1812 по 1834 год был послом в Лондоне. Он был женат на сестре гр. А. Х. Бенкендорфа, Дарии Христофоровне, салон которой в Лондоне был местом, где собирались выдающиеся англ. политические деятели.

— римский историк (род. в 59 г. до н. э., ум. в 17 г. н. э.), написавший историю Рима в 142 книгах (целиком до нас дошли лишь 35).

— вторая жена Августа, матьТиберия.

— см. Солнцева Е. Л.

— стихи, приводимые П. в I главе «Пут. в Арзр.» (т. IV, стр. 546) на 3 строфы стихотворения Ч. Вольфа (Wolfe, 1791—1823). Стих. неправильно приписывалось Байрону. Его перевел И. И. Козлов («Не бил барабан перед смутным полком»).

— учебное заведение в Афинах, в котором преподавал Аристотель.

— у римлян сопровождавший высших правительственных лиц во всех выходах и несший перед ними символ их власти: связанный пук розог, из середины которого торчала секира.

— сорт очень острого, с сильным запахом, сыра, название получил от провинции Лимбург (Бельгия) по месту своего приготовления. Л. с. очень мягок, и если его разрезать, он растекается. Фунт лимбургского сыра (в 30-е гг.) стоил 6 р. 50 коп.

— см. Крюднер.

«ЛИР» — см. Шекспир.

— см. Мицкевич.

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА» — журнал в форме газеты, выходивший в Петербурге раз в пять дней с 1 января 1830 года до 30 июня 1831 года. Газета была основана Дельвигом, с привлечением к ближайшему сотрудничеству О. Сомова. По содержанию издание являлось подражанием многочисленным французским литературным газетам того времени. По программе из него была исключена политика; печатались в «Л. г.» отрывки из романов, повести, очерки, стихотворения, критические и популярно-научные статьи, библиография и смесь. Хотя в объявлении об издании газеты Дельвиг и писал, что она будет избегать полемики, но в действительности именно резкость полемики и характерна для нее. Вскоре после выпуска первого № Дельвиг уехал в Москву, передав редактирование П., выпускавшему ближайшие номера совместно с О. Сомовым (с № 3 по № 12) и поместившему неск. статей в «Библиографии» и в «Смеси» неск. стихотворений и два прозаических отрывка. С отъездом П. в Москву в марте 1830 г. его участие в «Л. г.» ограничивается присылкой стихотворений и полемической заметкой (о Видоке, под именем которого он осмеял Булгарина). Еще в период, когда газету редактировал П., на ее страницах началась ожесточенная полемика с Булгариным и с Полевым, представителями «промышленного» журнализма. Сотрудники газеты Дельвиг, Вяземский и П. были объявлены «аристократами». На это в газете появилось несколько ответных статей в защиту «литературной аристократии». Булгарин ответил на это политическими доносами Бенкендорфу. Шеф жандармов, встревоженный революцией во Франции в июле 1830 г. и зная умеренно-либеральные взгляды главных участников газеты, казавшиеся ему очень опасными, обратил особое внимание на газету. В полемике об литературной аристократии была усмотрена вредная тенденция. В № 61 газеты (28 октября) было перепечатано четверостишие Делавиня, посвященное памяти жертв июльской революции. В этом Бенкендорф увидел открытое выражение симпатий к революции, вызвал Дельвига, грубо обругал его и запретил продолжать издание. Вмешательство Блудова, тов. министра внутренних дел, бывшего арзамасца, дало возможность возобновить газету при условии, чтобы номинальным редактором был Сомов. В начале января 1831 г. Дельвиг умер, и газета полностью перешла к Сомову. За первый год главными участниками газеты были: П., Вяземский, Катенин, Баратынский; неск. стихотворений прислал из ссылки декабрист А. И. Одоевский (напечатаны без подписи). К концу года Вяземский и П. неск. отошли от издания, так как газета с ее ограниченным кругом тем казалась им скучной. П. проектировал превратить ее в политич. газету, но после истории со стихами Делавиня он отказался от этой мысли. В 1831 газета заполнялась главным образом молодыми писателями, среди которых были Гоголь, только что начинавший, Станкевич и др. Плетнев, принявший ближайшее участие в издании, пытался привлечь снова Вяземского и П., но они дали мало материала. Больше всего писали Сомов (под разными псевдонимами и без подписи), Трилунный (Струйский) и Деларю. Газета стала издаваться менее аккуратно и прекратилась на 37-м номере.

—1839) — старший обер-камергер двора, член Госуд. совета. П. был подчинен ему как камер-юнкер, отношения их были строго официальны.

— закрытое учебное заведение, в котором П. учился с 1811 до 1817 г. (Название

административным, судебным и дипломатическим должностям. Программа была разделена на два курса по три года каждый. Образование давалось общее, без специализации, с преобладанием гуманитарных наук: литературы, истории и общих юридич. дисциплин. Кроме того, изучались франц., немец. и латинский языки, математика и др. предметы. Летом 1811 г. П. вместе с дядей В. Л. Пушкиным прибыл в Петербург. Приемный экзамен П. держал 12 авг., а в октябре переехал из Петербурга в Л., открытие которого состоялось 19 окт. 1811 г. Л. помещался в пристройке Царскосел. дворца. Воспитанники жили в верхнем этаже, каждый имел свою комнату. П. занимал комнату № 14; он описал ее в стих. 1814 г. «К сестре». Всего в Л. было 29 учеников, по большей части из среднего, несостоятельного дворянства или из семей чиновников. Лицеисты не выезжали из Л. Исключения делались лишь в особых случаях. Возможно, что П. в 1816 г. уезжал из Л.; об этом свидетельствует элегия «Опять я ваш...». Жили лицеисты на казенный счет. Первым директором Л. был Малиновский (ум. в 1814 г.), затем должность директора временно замещал Гауэншильд, а с 1816 г. назначен был Энгельгардт. К преподаванию в Л. были привлечены лучшие педагоги; однако не все они оказались на высоте, и в общем обучение шло беспорядочно. Наибольшим влиянием пользовались Кошанский, преподававший латинский и русский языки, но часто страдавший запоем (одно время его заменял Галич); Куницын, читавший «естественное право», заключавшее в себе основы либерального учения о государстве; Кайданов, преподававший историю; Будри, брат Марата, обучавший франц. языку, и др. Кроме профессоров и преподавателей в Л. был штат инспекторов и гувернеров (надзирателей), упоминаемых в стихах и лицейских записках П. Недостаточность преподавания лицеисты пополняли чтением книг и журналов библиотеки Л. События 1812 г. и дальнейшие вызывали внимательное чтение газет. На развитие лицеистов оказывало большое влияние издание ими «журналов» — рукописных сборников собственных произведений. Журналы эти начались с 1812 г. («Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо»), затем после некоторого перерыва возобновились в 1813 («Юные пловцы» и «Лицейский мудрец», прекратившийся только в 1816 г.). Деятельным участником этих журналов был П. Его соперником считался Илличевский; кроме того, писали Дельвиг, Кюхельбекер и др. В 1814 г. лицеисты начали печататься в таких журналах, как «Вестник Европы», позднее в «Российском Музеуме», «Сыне Отечества», «Северном Наблюдателе» и др. П. быстро занял первое место среди лицейских поэтов. Особенное впечатление произвело чтение на публичном экзамене (при переходе с первого курса на второй) 8 янв. 1815 г. в присутствии Державина стих. «Воспоминания в Царском Селе». На уроках П. не отличался усидчивостью и прилежанием и, несмотря на способности, был среди малоуспевающих учеников и кончил Л. одним из последних. Однако пребывание в Л. оставило на нем глубокий след. В первую очередь необходимо учитывать влияние товарищей. Закрытый характер Л. сплотил лицеистов в тесную семью. Дружба, связавшая лицеистов, не прерывалась и после окончания Л. Ближайшими друзьями П. были Пущин, его сосед по комнате, впоследствии декабрист, и Дельвиг. Секундант П. на последней дуэли Данзас был также лицейским товарищем П. Свободный характер лицейского воспитания содействовал развитию свободомыслия в их среде, чем отчасти объясняется участие лицеистов в тайных обществах и революционном движении 1825 г. (Кюхельбекер, Пущин). Большую роль в выработке общественных взглядов сыграло общение лицеистов в последние годы их пребывания в Л. с офицерами полков, расположенных в Царском Селе. Впоследствии либеральные взгляды, характерные для лицеистов первых выпусков, обратили на себя внимание правительства, и система преподавания была изменена с целью искоренения всего, что послужило причиной возникновения подобных взглядов. Выпускной экзамен состоялся 9 июня 1817 г. На нем П. читал написанное по заказу начальства стих. «Безверие». По окончании Л. П. был определен в Коллегию иностранных дел и, получив отпуск, уехал в Михайловское.

— 19 октября, день торжественного открытия Царскосельского лицея, праздновавшийся всеми выпусками его, начиная с 1-го. П-ным этому дню посвящено пять стихотворений. Первое написано им в ссылке в Михайловском. П. вспоминает десятерых своих товарищей. В строфе 4 — Корсакова, в 5 и 6 — Матюшкина. В 8 строфе под «новыми друзьями», от коих он принял «горький», «небратский» привет, надо вероятнее всего разуметь А. Н. Раевского (см. А. Н. Раевский и Воронцова). Следующие стихи «Ты, освятив тобой избранный сан» и пр. относятся к Пущину. 19 октября 1827 г. П. был на праздновании и принес с собой короткое приветствие «Бог помочь вам, друзья мои». Через год П. участвовал в праздновании, сам вел протокол собрания и в заключение написал экспромтом четверостишие «Усердно помолившись Богу». В эту ночь, прямо с пирушки, он поехал в Михайловское. В 1831 г. П., будучи в Петербурге, не был на праздновании, но написал стихи «Чем чаще празднует Лицей». В этом стих. П. поминает шестерых умерших товарищей: Ржевского, Корсакова, Саврасова, Костенского, Дельвига и Есакова. В 1832 г. П. принимал участие в праздновании и читал «довольно милые стишки» (как пишет Энгельгардт Матюшкину), но стихи эти не дошли до нас. В 1834 г. 19 октября П. участвовал в маленьком кружке, но стихами этой даты не отмечал. 1836 г. был двадцатипятилетней годовщиной основания лицея. П. участвовал в торжественном собрании в последний раз: читал стихи «Была пора: наш праздник молодой». В 6 строфе этого стихотворения П. вспоминает о войсках, которые в 1812 г. проходили на войну через Царское Село. «Новый царь» — Николай I.

«ЛИЦЕЙСКИЙ МУДРЕЦ» — рукописный журнал, издававшийся лицеистами.

— маска. Труба, личина и кинжал — эмблемы классической трагедии.

—1729) — известный франц. финансовый делец и авантюрист. Шотландец по происхождению, Л. после пребывания в Голландии и Италии, где им изучается кредитно-банковское дело, переезжает в 1708 г. в Париж, наживая себе огромное состояние игрою в карты. В 1716 г. он предлагает франц. правительству проект учреждения «Генерального банка», впоследствии Государственного, банкноты которого должны, по идее Л., способствовать смягчению финансового кризиса. Чрезмерный выпуск банкнот приводит к грандиозному финансовому краху, сопровождающемуся разорением десятков тысяч мелких вкладчиков и рантье. Сам Л. еле спасается от разъяренной толпы кредиторов бегством из Франции.

—1846) — драматург и переводчик пьес французского классического репертуара, приятель Гнедича и биограф Крылова, член Российской академии; П., еще до своей ссылки встречавшийся с Л. в петербургских литературно-театральных салонах, резко отрицательно реагировал на появившийся в 1823—1824 гг. лобановский перевод «Федры» Расина и даже «хотел писать» об этом издании. В 1833—1836 гг. П. встречался с Л. на заседаниях Рос. академии, а в «Современнике» выступил с уничтожающим разбором реакционной академической речи Л. «О духе словесности».

— одно из главных действующих лиц в романе Ричардсона «Клариса Гарлоу» (1748).

— главный псарь, старший начальник в псовой охоте. У русских князей в средние века был одним из приближенных лиц, а затем (до XVII в.) это был особый придворный чин, уже не связанный с обязанностями псаря.

— см. Карточная игра.

—1765) — знаменитый поэт и ученый. Он работал почти во всех научных областях, известных в его время, гениальный физик и химик, сделавший ряд великих открытий, он был также выдающимся метеорологом, геологом, астрономом, политическим писателем; в то же время он первый разработал подробно грамматику русского языка. Он же написал теоретико-литературное исследование (риторика) и труды по русской истории. Принял ближайшее участие в разработке устава Московского университета, основанного в 1755 г. при содействии фаворита имп. Елизаветы — И. И. Шувалова. Л. организовал также фабрику мозаики и сам принимал участие в создании мозаичных картин. Наконец, Л. был одним из крупнейших поэтов XVIII столетия. Оды Л. имели громкий успех, так же как переложения псалмов (т. наз. «Оды духовные»); к ним же относятся и знаменитые два размышления о Божием величии и ода «выбранная из Иова», т. е. переложение отрывка из Библии — книги Иова. Обладая заносчивым неукротимым характером, «благородной упрямкой», Л. знал себе цену и держался независимо; когда, напр., Шувалов, покровительствовавший ему, сделал попытку помирить его с Сумароковым, его соперником в поэзии, Л. заявил, что «не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога» (письмо от 19 янв. 1761; «дураком», т. е. согласно словоупотреблению XVIII в. — шутом). Это письмо цитирует П. Склонность к вину и заносчивость неоднократно приводили Л. к диким выходкам, дававшим повод к нареканиям и выпадам против него со стороны его недругов; так, Сумароков резко нападал на Л., например, в «доношении» в штатс-контору, в котором он просит избавить его от незаконных, по его мнению, денежных взысканий по требованию Л. в пользу Академии наук. Доношение это, или, как его несправедливо называет П., «донос», было сообщено П-м — П. А. Вяземскому (см. письмо от III 1830) и напечатано последним в статье «О Сумарокове» (1830. Литерат. газета № 28). Слава Л. не уменьшилась вплоть до П. эпохи. Он был объявлен классическим поэтом, создателем русской поэзии и русского литературного языка. Была создана легенда о том, что он, якобы сын простого рыбака, тайно и самовольно убежал в Москву из родного дома (легенда эта была разрушена лишь в недавнее время). Его авторитет был незыблем и для молодого П. Позднее П. относился отрицательно к поэзии Л., но высоко ценил его как одного из величайших деятелей науки и просвещения в XVIII столетии.

— брат лицейского товарища Пушкина, Сергея. Биография его и повод написания ему стих. П. (по рукописной традиции называющегося «Путешественнику») — неизвестны.

—1635) — крупнейший исп. драматург, автор более двух тысяч пьес, создатель национального исп. театра и его своеобразной драматургической системы, имеющей много общего с драматургией Шекспира (отрицание классических единств, смешение трагического и комического и т. д.). Л. де В. интересовал П. как реформатор театрального искусства, и в этом смысле он упоминает его имя в своих заметках о драме. Форма «Лопец», употребляемая у П., неправильна.

— географическое название, взятое П. (в «Осгаре» и «Кольне») из Оссиана. Оно упоминается Оссианом в поэмах: «Битва на Лоре», «Картон», «Катлода» — иногда в значении горы; иногда — маленькой речки, текущей близ Сельмы, дворца Фингала. Слово Л. дважды упоминается как раз непосредственно за строками, послужившими оригиналом для пушкинских стихов: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» в «Русл. и Людм.» (Ср. A tale of the times of old! The deeds of days of other yars!).

«лубочный» об’ясняется техникой изготовления этих картин, так как эстампы вырезались, главным образом, на липовых досках, которые в некоторых местах называются также лубом; по мнению Ровинского, это название произошло от лубочных коробок, в которых картинки разносились офенями. Л. к. пользовались необычайной популярностью в крестьянском и мещанском слоях населения. Содержание их чрезвычайно разнообразно: былины, сказочные мотивы и тексты, иллюстрации песен, исторические сюжеты, портреты знаменитых людей, виды местностей и городов, церковно-нравоучительные сюжеты, карикатуры и пр. Иногда эти листы играли роль в борьбе с правительством (такова напр. упоминаемая П. знаменитая картина «Как мыши кота хоронили», иначе: «Погребение кота, или Небылицы в лицах»). Расходясь в огромном количестве (в позднейшие годы они доходили до миллиона экземпляров), л. к. являлись одним из важнейших факторов формирования художественных вкусов определенных социальных слоев населения. Чуткий ко всем проявлениям народных вкусов и симпатий, П. проявил большой интерес и к л. к., неоднократно упоминая о них в своих произведениях («Станционный смотритель», «Капитанская дочка» и пр.). Возможно, что в обострении интереса к ним П. сыграла роль и появившаяся в начале 20-х гг. статья Снегирева, с которой, собственно, и начинается изучение л. к. («Русская народная галерея, или Лубочные картины» — в «Отеч. Зап.» 1822, ч. XII).

—1820) — рабочий-седельщик, заколовший 13 февраля 1820 г. в Париже герцога Беррийского, сына наследника франц. престола. Мотивировал свой поступок необходимостью искоренить род Бурбонов как врагов свободы. Публичное демонстрирование П. в театре портрета Лувеля с надписью «Урок царям» послужило ближайшим поводом к высылке П. из Петербурга.

— уездный город б. Петерб. губ., находящийся на дороге Ленинград — Боровичи. П. приходилось проезжать Л. при поездках в Михайловское и Псков.

— см. Людовик.

— местность в Москве, в Замоскворечье. «Оратор Лужников» — М. Т. Каченовский, подписывающий свои статьи в «Вестнике Европы» псевдонимом «Лужницкий старец».

— Каченовский. (См. Лужники.)

— французская золотая монета XVII—XVIII в., с изображением короля Людовика, стоимостью 20 франков (ок. 7½ руб.)

— лукообразный изгиб морского берега. Слово это П. заимствовал из няниной сказки («у моря-моря, у лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот» и т. д.).

— римский поэт (98—55 до н. э.), автор материалистической поэмы «О природе вещей».

«ЛУКРЕЦИЯ» — поэма Шекспира, появившаяся в 1594 г. Содержание заимствовано из истории. По преданию, римский царь Тарквиний Гордый, в 509 г. до н. э., обесчестил жену своего родственника Коллатина Лукрецию. Она после этого закололась, а Коллатин и его друг Луций Юний Брут поклялись отомстить. В результате Тарквиний был изгнан из Рима, царская власть уничтожена, и в Риме установлена республика. Чтение «Л.», по свидетельству П., навело его на мысль написать «Графа Нулина».

—1845) — декабрист, вступил в Союз спасения в 1817 г., один из первых поставил вопрос о цареубийстве, был среди организаторов и руководителей Северного общества; в 1822 г. уехал в Варшаву и прекратил связь с тайными обществами. Вместе с другими декабристами был сослан в Сибирь, где и умер в каторжной тюрьме в Акатуе.

— сестра известного декабриста, бывшая замужем за братом министра нар. просв. Фед. Серг. Уваровым.

«ЛЮДМИЛА» — см. «Ленора».

—1643) — король Франции. Царствование его (1610—1643) представляет собой переходную эпоху, когда, с одной стороны, феодальные сеньоры пытаются вернуть себе утраченные политические права (войны с гугенотским дворянством, ряд аристократических заговоров), а с другой — королевская власть ведет (под руководством кардинала Ришелье) энергичную работу по строительству централизованного гос. аппарата.

—1715) — король Франции. Его царствование (1643—1715) — кульминационный период в развитии французского абсолютизма, слагающаяся при нем политическая система — классический образец абсолютной монархии, выросшей на базе торгового капитала.

—1774) — король Франции. Царствование Л. XV является критической эпохой в истории «старого порядка», когда абсолютная монархия окончательно перестает служить интересам торговой буржуазии, превращаясь в орудие классового господства дворянства.

— последний франц. король эпохи старого порядка. В его царствование загнивание абсолютизма достигает крайних пределов. Казнен 21 янв. 1793 по постановлению Национального Конвента.

—1824) — король Франции, брат Людовика XVI, до смерти Людовика XV по правилам феодальн. наследования носил титул графа Прованского. После казни Людовика XVI и смерти его сына, которого эмигранты называли Людовиком XVII, объявил себя «законным» претендентом на франц. престол. После падения Наполеона и оккупации Франции войсками союзников Л. явился на франц. территорию в качестве короля (1814).

— герцог Орлеанский (1773—1850), франц. король, восшедший на престол после июльской революции 1830 г. (см.), низвергнутый революцией 1848 г.

—1854) — петербургский чиновник и литератор, бывший служащий Царскосельского лицея, автор вышедшего анонимного перевода «Вастолы» Виланда (1835 г.), отметка на котором «издал А. П.» (сделанная по просьбе переводчика для поднятия интереса к книге) вызвала ряд недоуменных замечаний и протестов в печати (Сенковский, Надеждин, Белинский).

—1864) — саксонский посланник в Петербурге в 1832—1840 гг., бывший в дружеских отношениях с П.