Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буква "Х"

ХАВРОНИОС — имя, данное П-м в эпиграмме М. Т. Каченовскому. Самым характером имени П. хотел, по-видимому, изобразить соединение свинства с семинарским педантизмом (греческое окончание — «ос»).

ХАЗАРЫ — народ, некогда обитавший в нынешней Южной России. Олег столкнулся с х., подчинив себе некоторых хазарских данников, а в 966 г. Святослав разбил их.

ХАЛИФ — монарх в мусульманских государствах, совмещавший политическую и духовную власть и являвшийся, в представлении мусульман, представителем власти Магомета на земле.

— отдел журнала Воейкова «Славянин», характеризуемый П-м в статьях «Несколько слов о мизинце Булгарина» и «Письмо к издателю».

«Овидию») — в греч. мифологии три сестры-богини, олицетворявшие все привлекательное и соблазнительное в красоте, были в дружбе с музами и состояли в свите Афродиты (Венеры). В знак объединявшей их тесной дружбы изображались всегда вместе. «Библия Харит» («Кривцову») — поэма Вольтера «Орлеанская девственница».

— в народных верованиях греков старик-перевозчик, переправлявший на челноке через реку Ахерон в подземное царство тени умерших.

—1835) — с 1807 г. сенатор, бездарный стихотворец, метроман, в течение многих лет предмет многочисленных эпиграмм и пародий. Этой сатирической литературе П. отдал щедрую дань. В качестве арзамасца П. не мог не высмеивать Х. В стих. «К другу стихотворцу» и «Исповедь стихотворца» П. назвал Х. Графовым. Во втором стих. П. намекает на действительный факт посылки Х. своих лакеев в книжный магазин для покупки его сочинений, которые он сам же издавал. В стих. «К Батюшкову» («Философ резвый») Х. — Графон. Так же он назван и в черновой редакции стих. «Послушай, муз невинных» вместо позднейшего Прадона. В предпоследнем стихе в «Городке» Х. можно видеть в Глупоне. Наиболее «развернутая» характеристика Х. у П. в лицейский период дана в стих. «Моему Аристарху», где он же — и Свистов, и Хлыстов. Подобно тому как в сатире И. И. Дмитриева «Чужой толк» в одах бесталанных поэтов продают ваксу, у Пушкина в стих. «Усы» гусар завивает усы одой Х., а в стих. «Ты и я» «жесткая ода» Х. находит еще более низкое применение. В стих. «Христос воскрес» Х. назван беспокойным из-за своих постоянных приставаний выслушать его стихи. Эта же слабость высмеивается и в эпиграмме «Сожаленье не поможет». Как синоним бездарного, нечитаемого писателя Х. упомянут в «Послании цензору». В стих. «В глуши измучась» П. высмеял «зубастых голубей» Х., в свое время долго потешавших арзамасцев. В «притче» Х. «Два голубя» голубь, попавшийся в силки, разгрызает зубами узелки. В стих. «Примите «Невский альманах» чуть ли не единственный раз Х. упомянут нейтрально. Неизвестно кого П. называет наследником Х. в эпиграмме «Седой Свистов». Только упомянут «Хвостов в анакреоническом роде» в стих. «Надо помянуть». В словах о Х. в «Медном всаднике» П. имеет в виду «Послание к** о наводнении Петрополя» Х. (напечатано в «Невском Альманахе» 1825 г.). Наконец, последнее упоминание Х. находим в эпиграмме «Надпись к воротам Екатерингофа». Х. воспел Екатерингоф в отдельно изданном стихотворении «Майское гулянье в Екатерингофе 1824 г. Графу Милорадовичу» (ср. «Ода его сиятельству гр. Дм. Ив. Хвостову»).

— одна из участниц мистического общества, основанного бар. Крюднер.

—1784) — баснописец, друг Капниста и Державина. Первое изд. его басен вышло в 1778 г. (без имени автора). В одной из своих басен («Заяц обойденный при произвождении») Х. высмеял «обер-шута» Л. А. Нарышкина, приближенного Екатерины II. Общеизвестна басня Х. «Метафизик», ее П. цитировал в письме Дельвигу 2 марта 1827 г., уподобляя «Московский Вестник» с его философскими тенденциями герою басни, который «сидит в яме и спрашивает: веревка вещь какая?»

— церк. -славянск. название буквы Х; в переносном значении — две наискось пересекающиеся черты, напоминающие по рисунку эту букву; отсюда слово «похерить» — зачеркнуть крест-накрест, уничтожить.

—1807) — поэт, драматург и романист, один из главных представителей русской литературы классического стиля. Его огромная эпическая поэма «Россиада» (1779) о взятии Казани царем Иваном IV осуществляла правила, предписанные классической теорией героической эпопее как высшему роду поэзии. Эпоха П. развенчала «творца Россиады». Однако в «Руслане и Людмиле» отразилось чтение одного из последних произведений Х. сказочной поэмы «Бахариана» 1803 (от бахарь — балагур), написанной легкими стихами, иногда близкими по стилю к пушкинским (3 главы «Бахарианы» написаны четырехстопным ямбом). Девятой главе «Капитанской дочки» П. предпослал эпиграф из стихотв. Х. «Разлука», неоднократно помещавшегося в хрестоматиях начала XIX века. Эпиграф в десятой главе «Кап. д.» взят из XI песни «Россиады».

—1854) — генерал-лейтенант, брат Л. А. Безобразовой (см.).

— остров в Эгейском море у берегов Малой Азии, с древних времен населенный греками.

— древнегреческое название рубашки без рукавов, бывшей у многих народов обычной одеждой мужчин и женщин.

— один из крупнейших вождей пугачевщины, рабочий, предводитель отрядов восставших уральских рабочих, руководил литьем пушек и мортир для пугачевских войск, имел «чин» — «над заводскими крестьянами полковник...» Еще до пугачевщины за побег с каторги по приказу царского правительства у Х. были вырваны ноздри. Х. во время пугачевщины проявил себя как выдающийся организатор, талантливый агитатор и руководитель движения. Ничего общего с историческим Х., кроме внешних поверхностных черт (рваные ноздри и пр.), не имеет образ Х., данный Пушкиным в XI гл. «Капитанской дочки». В этом образе отразилась дворянская концепция пугачевщины как бунта «бессмысленного и беспощадного», — Х. представлен как «злодей», хотя и с некоторыми «человеческими» чертами (его фраза: «я губил супротивника, а не гостя» и пр.). Ни организационная, ни агитаторская деятельности Х. совершенно не отражены Пушкиным.

— у П. условное имя. Имя это носит одна из воспетых Горацием его возлюбленных. Очень популярно оно было по греческому пасторальному роману «Дафнис и Хлоя» у франц. писателей XVIII в., а затем и у русских.

— см. Хвостов.

— вождь казацких восстаний в XVII в. на Украине против польск. помещиков; гетман. Х. привлек на свою сторону запорожцев и крымского хана и нанес полякам целый ряд поражений. Последовавшие затем неудачи в войне с поляками принудили Х. искать союзников и помощи. Х. обратился к Москве, и 8 янв. 1654 г. собравшаяся в Переяславле «Черная рада» постановила присоединиться к Москве.

— литературное имя польского историка Адама Черноцкого (1784—1825), работавшего в России, где он собирал сведения о городищах и памятниках археологических и этнографических.

— персидский принц, глава чрезвычайного посольства, посланного в Петербург в 1829 г. с извинением за убийство Грибоедова и избиение русской миссии в Тегеране.

«ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ» и «ГОРЯЧИЕ ВОДЫ» — Кисловодск и Пятигорск; в Пятигорске — горячие серные источники («горячие воды»), в Кисловодске — холодный углекислый «нарзан» («холодные воды»). Дорога от Кисловодска до Пятигорска была в 10-х и 20-х годах прошлого столетия небезопасна, на путешественников, приезжих больных нередко нападали черкесы, так что в конце 20-х годов эти переезды были организованы или с конвоем пехоты и пушкой, или же в дни переездов (два раза в неделю) выстраивалась по всему пути цепь казаков.

—1860) — писатель, впоследствии «славянофил». Его трагедия «Ермак» появилась частично в «Моск. Вестн.» 1828 г. и «Деннице» 1830 г.; целиком в 1832 г. П. высказался о ней в заметках о «Борисе Годунове»; упоминает Х. в письме Языкову 18 ноября 1831 г. и в предисл. к «Путеш. в Арзрум», «Отрывках из разговоров», рецензии на «Денницу», «Наброске», «Драм. искусства».

— стихотворный размер, в котором ударения систематически падают на нечетные слоги стиха. В творчестве П. хорей занимает второе после ямба место. Х. написано около 75 стихотворений (ямбом — свыше 400) и сказки: «О царе Салтане», «О мертвой царевне», «О золотом петушке». П. почти исключительно применял четырехстопный х.; лишь два стихотворения раннего периода написаны трехстопным х. («Делия» и «Милый мой, сегодня...») и два — чередованием четырехстопного и трехстопного («Казак» и «Тадарашка в вас влюблен»). Значительная часть стихотворений, написанных х., имеет шутливый характер; некоторые представляют собой подражание народной сказке. Х. был введен в русскую поэзию Тредиаковским, но затем его почти совершенно вытеснил ямб. Он удержался в шутливых одах, чувствительных песенках и романсах (Дмитриева и Нелединского-Мелецкого). Жуковский применил этот размер в балладе («Людмила» 1808 г.); размером «Людмилы» (четырехстопный Х. со стихами, рифмующимися попарно) воспользовался П. в шутливой сказке «Царь Никита» (1822); впоследствии этим же размером он написал три вышеназванные сказки. В 1835 году П. написал неоконченное стихотворение «На Испанию родную» размером, представляющим подражание испанским романсам (четырехстопный х. четверостишиями без рифм). Этот размер (в подражаниях и переводах немецких и английских подражаний испанскому) до него применяли Карамзин («Граф Гваринос» 1789 г.), Жуковский («Сид» 1831 г.) и др. В 1833 и 1835 годах П. написал несколько стихотворений четырехстопным х. без рифм в подражание древнегреч. стихам Анакреона. В этом предшественником П. был Львов и др.

—1801) — поэт и переводчик, статс-секретарь Екатерины II, автор известного дневника, которым пользовался П. при работе над «Капитанской дочкой» и над статьей «А. Радищев».

— граф. Елена Карловна, рожд. гр. Нессельроде (род. в 1813), старшая дочь гр. К. В. Нессельроде (см.).

«ХРОНИКА РУССКОГО В ПАРИЖЕ» — см. Тургенев А. И.

—1845) — правитель канцелярии совета Главного упр. путей сообщения в 1819—1820 гг., по характеристике Ф. Ф. Вигеля, «полулитератор, полуделец, не совсем честен, не совсем плут, но скорее последнее». Упоминается в планах «Русского Пелама» П.

—1740) — советник адмиралтейств-коллегии, член кружка А. П. Волынского, вместе с ним казненный.