Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буква "Э"

ЭБЕРГАРДГ Ив. Фед. («танцмейстер») — преподаватель танцев в лицее с 1816 г. по 1859 г.

ЭВА — см. Ева.

ЭВАН, ЭВОЕ — вакхическое восклицание.

— т. е. Понт Эвксинский — древнегреческое название Черного моря.

— одна из трех девственных древнегреч. богинь, мстительница за всех оскорбленных и обиженных (у римлян Э. соответствовали Фурии). «Вражда свирепой Эвмениды» («Чаадаеву») надо понимать так: в Крыму успокоился гнев Артемиды на Агамемнона, который для умилостивления богини должен был принести ей в жертву свою дочь Ифигению; но Артемида сжалилась и перенесла ее из Греции в Тавриду, где Ифигения стала жрицей храма богини. «Девой Евменидой» в стих. «Кинжал» П. назвал Шарлотту Корде.

— древнегреческое название теплого юго-восточного ветра.

ЭВРИПИД (V в. до н. э.) — один из величайших греческих трагиков. Его драмы: «Медея», «Ипполит» (с героиней Федрой), «Ифигения» и др. Он оказал огромное влияние на авторов франц. трагедий XVII—XVIII веков, в том числе на Вольтера.

— см. Библия.

— см. Эгерштром.

—1853) — тверской помещик, родом из шведов. Сосед Вульфов по их имению Малинники. Писал стихи безо всякого знания русского языка, грамматики и стихосложения. П. с ним знаком не был.

ЭГИДА — в греческой мифологии щит, атрибут Зевса. В переносном значении употребляется в смысле защиты, охраны.

«ЭДА» — поэма Баратынского.

ЭДЕМ в Библии — земной рай, местопребывание первых людей, Адама и Евы. Слово э. часто в поэтической речи XIX в.

— сын фивского царя Лая и Иокасты, разгадавший загадку Сфинкса.

«ЭДИП» — см. Софокл.

— турецкое название города Адрианополя.

ЭЙХФЕЛЬДТ Мар. Егор., рожд. Мило, гречанка — жена кишиневского чиновника, статского советника Ив. Ив. Эйхфельдта (ум. в 1827—28 году). Молодая, красивая, образованная женщина, составляла резкий контраст с замкнутым пожилым мужем. Она была в связи с приятелем П. Алексеевым и для отвода глаз окружала себя разными родственниками молдаванами и греками, на что и намекает П. в посвященном ей стих. «Ни блеск ума, ни стройность платья». Конец стих. не дошел до нас. Зоя — некрасивая племянница Мар. Ег., которая, должно быть, упоминается и в черновом наброске «Генерал не попал». За сходство Э. с героиней романа Вальтера Скотта «Айвенго» ее звали Ревеккой. Звали ее также за южную внешность «еврейкой», и, вероятно, к ней обращены стихи в начале «Гавриилиады»: «Зачем же ты, еврейка, улыбнулась», также как ее имеют в виду черновые стихи послания к Алексееву «Люби, ласкай свои желания, Надежде и еврейке верь».

ЭКАРТЕ — см. Карточная игра.

— см. Геккерен.

— стихотворение, содержащее в разговорной форме описание сельской, пастушеской жизни; то же, что идиллия. Э. XVIII в. отличаются чувствительностью, идеализацией сельского быта и восхвалением первобытного, не тронутого европейской цивилизацией человека.

— стихотворение, сочиненное и произнесенное без предварительной подготовки; по большей части легкое, коротенькое и остроумное (вроде мадригала или эпиграммы).

ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ — сочетание гекзаметра и пентаметра. Пентаметр, размер самостоятельно не употребляемый, представляет собою стих, разделенный на два полустишия; каждое полустишие представляет собой трехстопный дактиль мужского окончания (или его видоизменение). Э. д. появляется у П. после 1829 г., когда он начал писать подражания древним. Так написаны «Кто на снегах возрастил...», «Царскосельская статуя», «Отрок», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Подражания древним», «Художнику», «Вино» и нек. др. стихотворения.

— в античной поэзии (у греков и римлян) так называлось стихотворение, написанное особым размером — элегическим дистихом (см.) — и содержавшее различного рода размышления поэта. Особенно были известны э. Овидия, написанные в ссылке и названные «Скорби» (Tristia). В новой литературе э. называли вообще всякие стихотворения, заключающие в себе размышления поэта, выражающие личные переживания, преимущественно печальные. Особенной известностью пользовалась э. английского поэта Грея «Сельское кладбище», написанная в 1751 г. и вызвавшая множество подражаний (на русский язык она переведена в 1802 г. Жуковским). В конце XVIII в. во Франции большое значение приобрела группа элегиков с Парни во главе. Э. Парни представляют по форме чрезвычайное разнообразие; темой их является история любви поэта. Под влиянием Парни и писавшего в начале XIX в. Мильвуа э. стала господствовать в поэзии не только во Франции, но и в России. Когда П. начинал свою поэтическую деятельность, э. была главным поэтическим жанром. Многие из своих мелких стихотворений П. называл э. и в первом издании своих стихотворений выделил их в особый отдел, помещенный на первом месте. Сюда вошло 17 стихотворений («Пробуждение», «Мечтателю», «Гроб юноши», «Андрей Шенье» и др.). В 1824 г. Кюхельбекер в «Мнемозине» выступил с статьей против элегического направления в русской поэзии в защиту оды. П. не согласился с Кюхельбекером и отметил его мнение в «Евгении Онегине» (гл. IV, стр. 32—33). Вскоре развитие русской лирики приобрело новое направление, и деление лирики на более мелкие роды исчезло. Вместе с тем перестала существовать э. как особый род, отличный от др. лирических стихотворений.

— в греч. мифологии царство мертвых, помещающееся в конце вселенной. Там нет бурь и непогод, но постоянно веет зефир.

— название Древней Греции; эллинский — греческий.

— в греческой мифологии богиня свободы.

— см. Эллада.

ЭЛОКВЕНЦИЯ — красноречие.

— остров в Средиземном море, куда Наполеон был сослан после первого отречения.

ЭМИН Фед. Алдр. (1735—1770) — плодовитый писатель, автор романов, отличавшихся сложной и занимательной фабулой и в свое время имевших очень широкое распространение.

— материалистическое мировоззрение, основывающееся только на опыте и отрицающее другие источники познания.

—1837) — внучатый племянник Потемкина-Таврического, известный петербургский богач, игрок и гастроном, член общества «Зеленая лампа», адресат послания П. («Я ускользнул от Эскулапа» 1819 г.). В серед. 30-х гг. славился в Петербурге зал одного из доходных домов Э., специально приспособленный для публичных концертов, балов, маскарадов, благотворительных вечеров и т. п. По свидет. Вяземского, П. «очень любил Э. за то, что он охотно играл в карты и за то, что он очень удачно играл словами. Острые выходки и забавные куплеты его ходили по городу». В пору ссылки П. вспоминал об Э. в письмах к брату Льву Серг. О позднейших встречах П. с Э. свидетельствует запись в дневнике П. 1833 г. и вексель, выданный им Э. в 1834 г. Со слов Э. записаны, вероятно, и некоторые анекдоты П. о кн. Потемкине.

«ЭНЕИДА» — см. Вергилий.

— группа передовых ученых и мыслителей, издававших «Энциклопедию», выходившую с 1751 до 1780 г. (всего 35 томов). Во главе этой группы стояли Дидро, д’Аламбер и Вольтер. Целью Энциклопедии была борьба с установившимися религиозными и политическими взглядами в духе свободомыслия. Энциклопедия выражала мнения передовых буржуазных слоев. Первые же тома Энциклопедии вызвали преследования со стороны духовенства. Вскоре правительство, поняв, что проводимая в Энциклопедии критика основ существующего строя направлена против старого порядка, стало преследовать это издание, и оно было доведено до конца с большими затруднениями. Под именем э. разумеют не только непосредственных сотрудников Энциклопедии, но всех вообще передовых свободомыслящих мыслителей Франции конца XVIII в., разделявших идеи Энциклопедии и подготовивших своими сочинениями Французскую революцию. Во враждебных реакционных кругах так называли вообще всех атеистов, обвиняя Энциклопедию в проповеди безбожия.

— в греческой мифологии бог ветров, повелитель бурь.

ЭПАФРОДИТ — см. Эпиктет.

— короткое остроумное стихотворение, заключающее в себе насмешку, обычно в форме неожиданного вывода в конце. Хотя э. является литературным родом, ведущим свое начало от древних (напр. латинские эпиграммы Марциала, Авзония), однако своего расцвета она достигла лишь во Франции, где ее писали еще в XVI веке (Маро), в особенности же в XVIII (Ж. Б. Руссо, Вольтер, Пирон, Лебрен и др.). Эпиграммы П. начал писать еще в лицее, где его соперником в этом роде был Илличевский. Лицейские э. направлены главн. обр. против Кюхельбекера, отличаются резкостью и подражательностью франц. образцам XVIII в. Некоторые из ранних эпиграмм — переводные («Супругою твоей» — из Ж. Б. Руссо) или близко воспроизводят франц. оригинал («Покойник Клит» — Пирона, «Угрюмых тройка...» — анонимная эпигр. против Базира). Все почти они построены на простой игре слов и традиционных комических положениях. К этому же типу принадлежат и политические э. П., которые он писал вскоре после выхода из лицея. Впрочем, здесь большинство э. известно нам по малоавторитетным спискам, а потому точно установить, что именно принадлежит П., мы не можем. Позднее, ок. 1825 г., под влиянием Ж. Б. Руссо и русских э. Баратынского П. меняег свою эпиграмматическую манеру. Вместо коротких эпиграмм, построенных на одном остром слове, П. пишет развитые э., содержащие краткое повествование, в которых остроумие заключается в самом рассказе и комическом тоне. Таковы его э. типа анекдотов 1825 г. («Движение», «Совет»); таковы же литературные э. против Каченовского, Надеждина и Булгарина 1829—1830 г. Свои взгляды на э. П. выразил в примечании к статье о Баратынском 1831 г. Так как э. преимущественно заключали в себе насмешку над определенным лицом, то это слово иногда применялось вообще ко всякой злой остроте, едкому остроумному замечанию. В этом значении П. употребил это слово напр. в «Онегине», гл. I стр. V.

— жанр, чрезвычайно распространенный в дворянской поэзии первой четверти XIX в., — прежде всего были связаны со светским острословием салонов. Существовали присяжные светские острословы, вся литературная деятельность которых сводилась к сочинению эпиграмм, вышучивающих недостатки частных лиц либо общечеловеческие слабости: глупость, легкомыслие, любопытство и т. д. Эпиграммы играли, однако, и более серьезную роль. Они были сильным орудием полемики: Воейков, Вяземский, Соболевский и др. нанесли эпиграммами немало чувствительных ударов враждебным им литературным течениям. И с этим родом эпиграмм мы часто встречаемся у П. (ср. многочисленные эпиграммы на Каченовского, Булгарина и т. д.). Эпиграмма — светская острота или дружеская шутка, эпиграмма — литературный удар, — эти жанры объединяют П. с большинством дворянских поэтов эпохи. Тут П. был мастер, но не основоположник, не пролагатель путей. Самостоятельное слово П. произнес в жанре э. п. В программном стихотворении «О, муза пламенной сатиры» поэт отождествляет «Ювеналов бич» гражданского обличения и «язву эпиграмм» и готовит свои удары «не подражателям холодным, не переводчикам голодным, не беззащитным рифмачам», т. е. не литературным противникам, а «ребятам — подлецам». Каких же «подлецов» и за какие грехи бичевал П. в политических эпиграммах? Объектами этих ударов были: клерикальная реакция и ханжество, лживость правительственного «либерализма», культ казарменной муштры и шагистики, наконец личная бездарность царя и его опричников. Южный сатрап Воронцов («На гр. М. С. Воронцова», «Сказали раз царю»), певец самодержавия и крепостничества, историк Карамзин («На Н. М. Карамзина»), вождь мистической реакции и душитель науки Голицын («На кн. А. Н. Голицына»), его достойный помощник Стурдза («На Стурдзу» и «На А. С. Стурдзу»), изувер Фотий («На Фотия», «Гр. А. А. Орловой-Чесменской», «Разговор Фотия с гр. Орловой»), всемогущий палач Аракчеев («На гр. А. А. Аракчеева»), наконец Александр I, которому П., по собственному признанию, «подсвистывал до самого гроба» (письмо к Жуковскому), — таковы были объекты политических эпиграмм П. Все это — как раз главари воинствующего крепостничества, ненавистные авангарду обуржуазившегося среднего дворянства — будущим декабристам. Политические эпиграммы, составляющие неотъемлемую часть либеральной поэзии П. 20-х гг., с особой наглядностью обнаруживают . Подобно «Кинжалу» и «Вольности», политические эпиграммы П. распространялись нелегально в списках. Характерно, что П. «В России дышит все военным ремеслом», «В России нет закона», «Всю жизнь провел в дороге», «Желали прав они: права им и даны», «Народ мы русский позабавим». Самый факт упорного приписывания П. всех этих эпиграмм свидетельствует о широкой популярности действительных эпиграмм П., приведший к тому, что всякий удачный эпиграммический выпад против царизма невольно ассоциировался с именем создателя и мастера жанра. В статье о Баратынском П. отметил, что эпиграмма, являющаяся, по выражению Буало, только «острым словцом, украшенным двумя рифмами», скоро стареет. Если эпиграммы П. очень часто были только «острыми словцами, украшенными двумя рифмами», то эпиграммы этих исторических фигур. В эпиграмме чрезвычайно велико значение «шпицом» («Двум Александрам Павловичам»). Но если в — французских и русских — таким «шпицом» обычно являлась наиболее эффектная «шпиц» проникнут «На Фотия» кончается пожеланием: «Пошли нам, господи, греховным поменьше пастырей таких, — Полу-благих, полу-святых». Такова же концовка эпиграммы «На Стурдзу», угрожающая мракобесу террористическим актом: «Ты стоишь лавров Герострата иль смерти немца Коцебу». Так политическое содержание и агитационная цель эпиграмм обусловили изменение традиционных приемов жанра.

— приведение чьих-нибудь слов перед сочинением или его частью, с целью пояснить предварительно общий смысл. Э. как частный случай цитаты, указывая схожее (обычно авторитетное) произведение, перекликается с текстом и должен настроить читателя на определенный лад или подчеркнуть новый поворот данной темы. В англ. литературе э. к журналу на древних языках был применяем Аддисоном, э. к частям произведения применила Радклифф (см.), а систематически перед главами э. был впервые введен и художественно развит с непревзойденным мастерством почти во всех романах В. Скотта (э. из классиков, старинных народн. песен, пьес, документов, авторский э.). От Скотта обычай э. к главе широко распространяется в романтич. литературе (напр. у Бульвера, Виньи, Купера), особенно неразрывно срастаясь с историч. романом. (Ср. Марлинский.) П. делает э. одним из любимых средств своей поэтики, применяя его как к целому произведению, так и к его частям в лирике («Свободы сеятель», «Кто знает край», «Герой», «А. Шенье», «Собрание насекомых», «Осень», «Чернь»); в поэме («Кавк. пл.», «Полтава», «Бахч. фонт.», «Евг. Онегин»); в драме (черновик «Скупого рыцаря»); в статьях («Будучи русским писателем», «Торжество дружбы», «Записки Дуровой»), во всей художественной прозе, даже в личных письмах (жене, июнь 1834 г.), П. специально выписывал эпиграфы для «Арапа Петра» и «Повестей», заботился о приискании э. к «Выстрелу» («Эпиграфы печатать перед самым началом сказки»). Кроме э., из классических писателей и современников у П. часты э. из народного творчества («Кап. дочка») и заметно стремление к сближению э. с разговорной речью («Пиковая дама»); с перепиской («П. дама», «В Коломне на углу»); с частушкой («П. дама»); с объявлением («Египетск. ночи»); иногда э. П-на, как и у В. Скотта, переходит в каламбур («Е. Онегин»). В переписке П. много упоминает об э. (Ср. «эпиграф к Бахчисарайскому фонтану бесспорно лучше всей поэмы»). В 1831 г. П. писал Е. Хитрово: «Я не один, и нас не двое... это эпиграф к моему существованию». С э. из собственного произведения напечатал П. IV гл. «Арапа Петра». Упоминая в «Онегине» (I стр. 6) латинские э., П. и сам употреблял их («Домик в Коломне», «Памятник»). Существует рассказ о подобрании П. эпиграфа и «Селу Михайловскому» В. Миклашевичевой.

—II вв. н. э.) — греческий философ, стоик, бывший рабом Эпафродита, вольноотпущенника Нерона.

—III вв. до н. э.) — греческий философ, материалист, по учению которого цель жизни в удовольствии, заключающемся не в грубо чувственных наслаждениях, а в культуре ума и чувства, в ровном спокойном настроении. В обыденном же смысле слово «эпикуреец» стало синонимом человека, предающегося чувственным наслаждениям.

— см. Эпикур.

— брачная песня у древних греков.

— надгробная надпись.

«ЭПИТАФИЯ ПОПУ» — см. Курганов.

— наказание, определяемое церковными властями для кающегося грешника.

— см. Музы.

— город в Малой Азии, находившийся в 250 в. к юго-западу от Гумр (русско-турецкая граница) около истоков Евфрата.

— на левом берегу реки Занги, в лощине, с трех сторон окруженной возвышенностями, с четвертой выходящей на равнину Аракса. Один из древн. центров Армении (встречается в документах 661—667 г.).

—1858) — лицеист выпуска 1820 г., известный остряк и балагур, вероятный автор фривольных куплетов «За трапезой царской», «дополненных» в 1825 г. П. («Брови царь нахмуря» и пр.), впоследствии видный чиновник, сотрудник «Энциклопедич. лексикона» и составитель «Словаря о святых», дружескую рецензию на который поместил П. в «Современнике».

— обычнее Гермес — в греческой мифологии сын Зевса, сначала бог дождя, полей, пастбищ, затем небесный слуга, бог дорог, торговли, обмана и воровства. Латинское название этого бога Меркурий в средневековой латыни стало названием ртути, препаратами которой лечили венерические болезни.

— см. Пан.

— одна из героинь «Освобожденного Иерусалима» Тассо, безнадежно влюбленная в рыцаря Танкреда. В узком кружке друзей П. так в шутку называли Е. М. Хитрово.

— бог медицины у древних греков. Имя Э. стало нарицательным именем врача.

— в греч. мифологии бог любви. В позднейшую эпоху различные оттенки чувственной любви олицетворялись в виде многих Э. Латинские божества: Амор (обычна франц. форма — Амур) и Купидон представляют перевод названий греч. Э. Ср. Апулей, Психея.

— отдел философии, учение о прекрасном и его законах.

— см. Геркулес.

— греческая национально-революционная организация, руководившая восстанием против турок в Молдавии, Валахии и Морее в 1821 г.

— светские правила приличия.

— высшие должностные лица в Спарте, в количестве пяти, избиравшиеся народом на 1 год.

— нимфа, возбудившая гнев ревнивой Юноны-Геры тем, что задерживала богиню длинными разговорами, в то время, когда супруг ее Юпитер-Зевс любезничал с нимфами. В наказание Юнона сделала так, что Э. не могла заговорить первой и только повторяла чужие слова. П., кроме того, представляет Э. матерью Рифмы от бога поэзии Аполлона-Феба.