Путеводитель по Пушкину (словарь)
Буква "Е"

ЕВА — по библейскому рассказу — первая женщина на земле. С нею связан миф о грехопадении человека: Иегова запретил Адаму — первому человеку — есть плоды с древа познания добра и зла. Змей, который был хитрее всех зверей, сказал жене Адама, что, вкусив плод этого дерева, человек сравняется знанием с богами. Жена взяла плод и ела и дала мужу. Иегова, боясь, чтобы Адам не вкусил еще плод от древа жизни и не сравнялся с богами, окончательно изгнал его и жену из рая. После изгнания Адам назвал жену Е., так как она стала матерью всех людей (Е. значит по-еврейски жизнь). В христианском толковании змей есть дьявол, а вкушение запретного плода — источник общей греховности человечества (первородный грех). Часто запретный плод понимается как аллегория физической любви. Пародия на библейский миф в его позднем истолковании легла в основу рассказа Сатаны в «Гавриилиаде».

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» — поэма П., названная им «романом в стихах», писалась на протяжении более чем семи лет. Точно установить время, когда писалась каждая глава, не представляется возможным, так как до нас дошли не все рукописи этого произведения, в тех же рукописях, которые нам известны, даты не везде поставлены: кроме того, роман писался не всегда подряд; некоторые строфы переставлялись и даже переносились из одной главы в другую; иногда уже по окончании главы П. вставлял в нее позднее написанные строфы и т. п. Сохранился листок, на котором П. набросал хронологию романа, но и там указания его не полны и не точны. Приблизительно время написания каждой главы определяется следующим образом:

Первая глава начата в Кишиневе 9 мая 1823 года (в рукописи неясная помета — 9 июня—28 мая, ночью); окончена 22 октября 1823 г. в Одессе. В состав этой главы вошли в переработанном виде стихи, написанные в августе 1822 года для незаконченной поэмы «Таврида». Вторая глава окончена 8 декабря 1823 г. в Одессе. В своем списке П., вероятно по ошибке, датировал ее 1824 годом. Третья глава начата в Одессе 8 февраля 1824 года, окончена в Михайловском 2 октября 1824 г. Четвертая глава писалась с перерывами: начата в конце 1824 года и к 1 января 1825 г. было написано 23 строфы. Полностью глава закончена через год, 3 января 1826 года. Вся написана в Михайловском. Пятая глава писалась в Михайловском в 1825 и 1826 гг. Шестая глава была вчерне закончена 10 августа 1826 г. в Михайловском и в том же году окончательно обработана. Седьмая глава начата в Михайловском в августе или сентябре 1827 (впрочем, возможно, что первые строфы писались в Москве 18 мая 1827 года), затем писалась с перерывами в Петербурге и закончена в Малинниках 4 ноября 1828 года.

главы, написанные в 1829 г. Письмо Онегина написано позднее — в Царском Селе 3 октября 1831 года.

Вяземский и Тургенев). До нас дошли лишь неполные черновики трех строф и условно записанные начальные стихи первых 16 строф.

Первоначально П. не собирался печатать свой роман. Он задумал его как сатирическое изображение общества и был уверен, что цензура не пропустит его. Но впоследствии замысел сильно изменился и печатание его оказалось возможным. П. стал издавать роман главами. Первая глава вышла в свет 15 февраля 1825 г. Вторая глава с пометой «писано в 1823 году» — в октябре 1826 г. Третья глава — в октябре 1827 г. Ей предпослано следующее заявление: «Первая глава «Евгения Онегина», написанная в 1823 г., появилась в 1825 году. Спустя два года издана вторая. Эта медленность произошла от посторонних обстоятельств. Отныне издание будет следовать в беспрерывном порядке: одна глава тотчас за другою». Четвертая и пятая главы изданы вместе и вышли в свет около 1 февраля 1828 г. В марте того же года вышла шестая глава. К ней приложено исправление многих стихов первых пяти глав. В конце значится: «конец первой части». Очевидно, П. предполагал написать еще шесть глав. Далее в издании наступил перерыв, и седьмая глава вышла только 18 марта 1830 года. Последняя глава появилась в январе 1832 года. До ее напечатания П. предполагал выпустить роман в девяти песнях, разделив их на три части, дав каждой песни название, и с общими примечаниями. Вот эти названия: I. Хандра. II. Поэт. III. Барышня. IV. Деревня. V. Имянины. VI. Поединок. VII. Москва. VIII. Странствие. IX. Большой свет. В марте 1833 г. роман был переиздан в одном томе. В январе 1837 г., незадолго до смерти П., вышло третье издание романа. «Онег.» в общем неблагоприятно был встречен современной критикой. Те, кто относился сочувственно к ранним поэмам П., ожидали от него произведения во вкусе Байрона и с недоумением и неодобрением видели, как П. меняет свою творческую манеру, все более отходя от байроновской поэзии (только в первой главе заметили влияние «Дон Жуана», с подражания которому П. начал свой роман). Четвертая и пятая главы вызвали придирчивые грамматические замечания Федорова и Воейкова, на которые П. собирался отвечать (кое-что в ответ на эти замечания П. высказал в примечаниях к роману). Когда вышла седьмая глава, в «Северной Пчеле» появился очень резкий отзыв, где провозглашалось «совершенное падение» П. Отзыв этот вызван тем, что в 1830 году Булгарин находился в открытой вражде с «Литературной газетой» и ее участниками. В том же отзыве выражалось сожаление, что П., вернувшись из Эрзерума, не воспел «великие подвиги» русской армии. Эти отрицательные отзывы критики не отразились на успехе романа у читателей; «Евгений Онегин» был признан лучшим произведением П., и это мнение уже не оспаривалось в позднейшей критике. Учитывая успех романа у публики, друзья П., в частности Плетнев, советовали писать продолжение. Возможно, что под влиянием этих советов П. в первоначальном замысле «Медного всадника» снова обратился к имени Онегина, но в процессе работы отказался от этого. От предшествующих произведений П. «Е. О.» отличается тем, что здесь впервые в форме поэмы П. описал окружающую его обстановку, дал ряд современных бытовых картин, что до того считалось возможным лишь в прозе (отсюда и выбор подзаголовка «роман »). Точность и живость описаний являлись в результате многолетних жизненных наблюдений и впечатлений: в романе последовательно отразились впечатления от петербургской жизни 1817—1820 гг., от пребывания в Михайловском 1824—1826 гг., от приезда в Москву и от знакомства с светским Петербургом конца 1820-х годов. Это соответствие между биографией автора и развитием «Е. О.» заставляло многих предполагать, что все выведенные в романе действующие лица «списаны» с натуры. Однако различные указания на лиц, послуживших оригиналом для героев и особенно героинь «Е. О.», в действительности основаны на одних догадках.

— см. Эвменида.

ЕВНУХ — оскопленный слуга в гаремах, надзирающий за женами.

— этим прозвищем П. обозначает двух лиц: l) М. Е. Эйхфельд и 2) дочь содержательницы трактира в Кишиневе.

ЕВРОПА — мифическая финикийская царевна, давшая название части света. Она была похищена Юпитером-Зевсом, принявшим вид быка. Это похищение было темой одной из идиллий греч. поэта Мосха III в. до н. э.

«ЕВРОПЕЕЦ» — «журнал наук и словесности», вышедший в 1832 г. двумя книжками под ред. И. В. Киреевского (см.), орган любомудров-шеллингианцев, конфискованный цензурой за западническую статью редактора, в которой были усмотрены отголоски «июльских дней». На журн. после закрытия «Лит. газеты» ориентировались Баратынский, Жуковский, Языков. Киреевский просил П. об участии в «Е.»: «Предполагаю наполнять его статьями, относящимися больше до Европы вообще, чем до России. Однако, если когда-нибудь Феофилакт Косичкин захочет сделать честь моему журналу: высечь в нем Булгарина, то, разумеется, в этом случае Булгарин будет Европа в полном смысле слова». П. писал 18 ноября 1831 г. Языкову: «Поздравляю всю братию с рождением Европейца. Готов с моей стороны служить вам чем угодно прозой и стихами, по совести и против совести». В 1832 г. П. послал Киреевскому для «Е.» отрывок стихотворной повести, не появившийся в печати вследствие запрещения журнала (см. «Домик в Коломне»).

— так называет П. цыганок: соответственно теории о происхождении из Египта цыган (см.).

— одно из имен Бога у др. евреев.

EDIMBOURGH REWIEW (правильное написание Edinbourgh); П. заменяет букву n перед буквой b, по аналогии с франц. написанием) — «Эдинбургское обозрение», англ. периодическое издание, появлявшееся 4 раза в год, выходившее с 1802 г. «Эдинбургское обозрение» было весьма популярным в первой половине XIX века и оказывало сильное влияние на развитие европейской общественной мысли и литературы.

—1836) — петербургская комическая актриса, гражданская жена кн. А. А. Шаховского, квартира которого благодаря ей пользовалась репутацией великосветско-театрального дома свиданий.

ЕЗИДЫ (ЯЗИДЫ) — религиозная секта у курдов, живут в Турции, в Персии, у Карса и Эривани. Название происходит от персидского «йезд», Бог, или от имени халифа Иезида. О езидах П. собирался приложить к «Путешествию в Арзрум» в отдельном издании обширную статью (или извлечение из какого-то труда), оставшуюся в рукописи на французском языке: «Notice sur la secte des Yezidis».

— член религиозного братства имени Иисуса, основанного исп. монахом Игнасио де Лойолой в 1534 г. для борьбы с протестантизмом. Являясь орудием католической реакции XVI— XVII вв., орден иезуитов играл большую политическую роль во всей Европе, выступая против малейшего проявления религиозного и философского свободомыслия. Иезуиты создали свою систему борьбы с инакомыслящими путем шпионажа, провокаций и политических доносов. Поэтому и слово «иезуит» с течением времени приняло значение , в каком смысле и употребляет его иногда и П.

ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684—1727) — российская императрица; вторая жена Петра I, возведенная на престол (1725 г.) при помощи гвардии. Управление государством в ее царствование было сосредоточено в руках Верховного Тайного Совета, и личное значение безграмотной и часто пьяной императрицы было ничтожно. Отрицательные черты реальной исторической Екатерины хорошо известны П. Так, в своих «Исторических замечаниях» он указывает на то, что при российском императорском дворе господствовало «азиатское невежество», доказательством чему является «царствование безграмотной Екатерины I». Но, давая беглую художественную обрисовку (развернутой художественной характеристики Е. I П. не дал) жены Петра I в стих. «Пир Петра Великого» и в романе «Арап Петра Великого», П. не оттенил отрицательных сторон, а дал идеализированный образ, которому приданы не соответствующие исторической действительности черты исключительной привязанности Е. I к мужу, а также блистательной внешней красоты.

—1796) — российская императрица, рожд. принцесса Ангальт-Цербстская, вступила на престол (1762) с помощью гвардии в результате дворцового переворота, свергнувшего ее мужа, императора Петра III, вскоре убитого по приказанию Е. С начала до конца своего царствования Е. — яркая представительница крепостнического дворянства. Начало разложения крепостного хозяйства, падающее на эпоху ее царствования, связано с ростом массового крестьянского движения, под знаком борьбы с которым проходит вся внутренняя политика Е. Принимая жестокие меры для усмирения крестьянских восстаний (на Урале и в др. местах) в первый период своего царствования, Е. прикрывает свою крепостническую политику внешним либерализмом, окрашенным идеями французских философов-просветителей (с рядом которых Е. состояла в переписке и в личных отношениях). Она пишет в либеральном духе «Наказ» для созванной в 1767 г. комиссии для составления нового уложения, представляющий собою ученическую компиляцию из произведений философов-просветителей. Слава об этом «Наказе» как либеральном произведении отражена П. в «Послании к цензору». Первая противоположная ироническая оценка «Наказа» П-ным дана в его эпиграмме «Мне жаль великия жены» — через ироническое сопоставление «наказ писала, флоты жгла». Классовые противоречия, с большой остротой проявившиеся в комиссии для составления нового уложения, были причиной ее роспуска до конца работ. Показной либерализм Е. в корне был уничтожен одной из крупнейших крестьянских революций — пугачевщиной (1773—75), падающей на ее царствование. Е. возглавила сомкнувшийся против крестьянского наступления единый дворянский фронт, сосредоточила все правительственные силы на подавлении восстания, потопленного в крови царскими войсками. Дальнейшая политика Е. — политика укрепления дворянской диктатуры, особенно на местах: изданное в 1775 г. известное «учреждение» о губерниях вводит новое, более мелкое, чем прежнее, губернское территориальное деление и всецело отдает губернии во власть дворянства. Ту же цель укрепления дворянской диктатуры преследует знаменитая «Жалованная грамота» дворянству, изданная в 1785 г. и сводящая все дворянские привилегии в единую систему, отражающую укрепление диктатуры дворянина-крепостника после подавления крестьянской революции. Политика реакции еще более усиливается под влиянием вестей о начавшейся французской революции. Е. жестоко расправляется с Радищевым за его «Путешествие из Петербурга в Москву», проникнутое идеями французской революции, и принимает ряд мер для ограждения России от «французской заразы». В этот последний период и застает ее смерть.

«разделов Польши» была присоединена к России значительная часть последней, а успешные русско-турецкие войны и завоевание Крыма открыли торгующему дворянству путь через Черное море) — все это создало глубоко дворянскую, крепостническую по своему классовому существу легенду о «золотом веке» Е., величайшем благоденствии ее царствования и т. д. П., певец и проводник этой дворянской легенды, с исключительной яркостью развертывает ее в «Воспоминаниях в Царском Селе», говоря о «златых временах», «когда под скипетром великия жены венчалась славою щастливая Россия, цветя под кровом тишины», та же идеализация в стих. «К Н. С. Мордвинову», в стих. «К вельможе», «Перед гробницею святой» и особенно в заключительной части «Капитанской дочки».

Разительный контраст этим характеристикам представляют собою высказывания П. о Е. в работах, не предназначенных для цензуры. Характерна в этом отношении убийственная эпиграмма «Мне жаль великия жены» и уничтожающий и исключительный по резкости отзыв о Е. в «Исторических замечаниях», где отмечается жестокий деспотизм Е., этого «тартюфа в юбке», деспотизм, прятавшийся под личиной кротости, расхищение казны бесчисленными любовниками, отвратительное фиглярство в сношениях с философами, глубокая фальшь «либеральных» мероприятий и т. д.

— дворец с парком в предместьях Петербурга, осн. в 1711 г. Традиционное место старинного первомайского гулянья, в 1796 г. присоединенное к городу и в 1824 г. приведенное в благоустроенный вид петербургским ген. -губернатором (1818—1825 гг.), гр. Мих. Андр. Милорадовичем. Гр. Д. И. Хвостов воспел возрожденный Екатерингоф в стихах, изданных отдельной брошюрой: «Майское гулянье в Екатерингофе 1824 года».

— город при впадении р. Малки в Терек по Военно-Груз. дороге. П. был в Екатеринограде 16—18 мая 1829 г. во время своего путешествия по Кавказу. 18 мая утром выехал с оказией в укрепление Пришиб.

ЕКАТЕРИНОСЛАВ (ныне Днепропетровск) — основан в 1786 г. по проектам Потемкина на правом берегу Днепра. С 1802 г. — губернский город. Сюда был послан П. в мае 1820 г. с прикомандированием сверх штата к канцелярии ген. Инзова (см. Инзов). В конце мая П. простудился, выкупавшись в Днепре. В бедной хате больного разыскали проезжавшие на Кавказ Раевские и с разрешения Инзова увезли к водам.

—1794) — историк, переводчик; между прочим Е. перевел первые части популярного в его время романа аббата Прево «Приключения маркиза Г., или Жизнь благородного человека, оставившего свет» (последние части переведены В. И. Лукиным). Роман Прево еще в пушкинское время был очень распространен среди «мещан». Е. был крупным деятелем масонства.

ЕЛЕНА — мифическая греческая красавица, будто бы дочь Зевса и Леды, жена спартанского царя Менелая, от которого бежала в Трою с красавцем Парисом. После возникшей из-за этого Троянской войны — в результате которой Троя была разрушена, а Парис погиб, — она вернулась с Менелаем в Спарту.

—1873) — жена Михаила Павловича (см.), до замужества принцесса Шарлотта. В письме к жене П. также пишет о ней в связи с эпизодом, упоминаемым в дневнике. П. бывал у нее в Михайловском дворце на балах и маскарадах, а после роковой дуэли П. она написала В. А. Жуковскому несколько записок, справляясь о здоровье П.

— английская королева (1533—1603). Дворянские и буржуазные историки прославляли ее ум и энергию; ее 45-летнее царствование («елизаветинская эпоха») совпало с богатым развитием англ. литературы и философии — современниками ее были Шекспир, Марло, Спенсер, Бэкон и др.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709—1761) — российская императрица, дочь Петра I, завладела престолом при помощи гвардии (1741 г.) и в политике своего царствования проводила интересы крупного крепостнического дворянства. В царствование Е. усилилось крепостное право, были значительно расширены права помещика-дворянина над трудом и личностью крепостного. Личное участие в государственных делах Е., крайне легкомысленной, малограмотной и поглощенной любовными интригами, было ничтожно. П. в «Исторических замечаниях» упоминает о «сладострастной Е.», царствование которой, по его мнению, есть доказательство того, что «азиатское невежество обитало при дворе», но в беглой художественной зарисовке юной Е. в «Арапе Петра Великого» оттеняет лишь красоту и прелесть молодости любимой дочери Петра I. В произведениях П-на публицистического характера довольно часты беглые упоминания о Е. и замечания о том, что ее царствование — неудачная попытка продолжить политику Петровской эпохи.

«ЕЛИСЕЙ, или Раздраженный Вакх» (1771) — комическая поэма Василия Майкова. Поэма эта, написанная в духе классических эпических поэм (по образцу «Илиады» Гомера) торжественным стилем, с изображением древнегреческих богов, повествует о приключениях пьяницы-ямщика Елисея.

— пастух, возлюбленный богини луны (Дианы).

ЕПАНЧА — плащ-безрукавка, надеваемый поверх одежды; у женщин — шубка

«ЕРМАК» — см. Хомяков А. С.

— атаман донских казаков, завоеватель Сибири (от Уральского хребта до Иртыша).

—1828) — художник и археолог.

ЕРМОЛОВ Алексей Петр. (1772—1861) — генерал. Отличился в кампанию 1812 года. Быстро завоевал популярность среди радикально настроенного офицерства и широких слоев общества. Назначение его в 1817 г. главноуправляющим Грузии имело отчасти в виду удалить его из Петербурга. 1820 год, когда в обществе обсуждался вопрос о войне за освобождение греков с Турцией, и Е. назывался как главнокомандующий, — год его наибольшей популярности. Ему пишут стихотворные оды и послания Рылеев и Кюхельбекер. На Кавказе Е. был в известной мере самостоятелен. Кавказскую политику его можно характеризовать как жестокое и прямолинейное распространение власти России на горские племена. Сложность его характера и склонность к политическим комбинациям вызывала нередко отзывы вроде позднейшей пушкинской характеристики: «великий шарлатан» (1834 г.). Самостоятельность его и оппозиционность по отношению к Александру I и его политике способствовали его популярности в среде декабристов и навлекли на него подозрения в деле о 14 декабря. В 1827 г. во время персидской войны сменен Паскевичем и отставлен. С тех пор более не служил и занял место в рядах «бездейственной оппозиции». Для того, чтобы повидаться с Е., П., едучи на Кавказ, в 1829 г. делает, по собственному признанию, двести верст лишних. Кроме простого желания посетить Е., здесь могло быть также и желание П. заняться историей Грузии и ермоловского периода на Кавказе (созревшее к 30-м годам). Замечание П. о том, что «о правительстве и о политике не было ни слова» при встрече, находится в видимом противоречии даже с передаваемыми самим П. в его путевых записках разговорами (критика Паскевича о влиятельности немцев в армии, о кн. Курбском, без сомнения, с намеками на современное и личное положение и т. д.). В письме к Д. В. Давыдову (процитированном этим последним в письме к Вяземскому) Е. пишет: «Был у меня Пушкин. Я в первый раз видел его и, как можешь себе вообразить, смотрел на него с живейшим любопытством. В первый раз не знакомятся коротко, но какая власть высокого таланта! Я нашел в себе чувство, кроме невольного уважения» — и далее о стихах П.: «Вот это поэзия! Это не стихи нашего знакомого Грибоедова, от жевания которых скулы болят».

— дочь ген. наполеоновской армии графа Лассаля и жена Мих. Александр. Ермолова (1794—1850-е гг.). Кроме записи в дневнике, П. упоминает о ней в письме к жене 11 июля 1834 г., рассказывая о бале у гр. Фикельмонта, М. А. Ермолов участвовал в войне 1812 г., а в 1835 г. уехал во Францию, где и умер. Его перу принадлежат переводы на франц. язык «Выстрела» и «Кирджали» П.

ЕРУСЛАН-ЛАЗАРЕВИЧ — герой старинной русской сказки.

— актриса.

—1831) — товарищ П. по лицею. Служа в артиллерии, Е., принимая участие в польской кампании 1830—1831 гг., потерял несколько пушек и с отчаяния застрелился. Будучи лицеистом, Е. был влюблен в одну из дочерей барона Иосифа Вельо. Его продолжительные ожидания сестер Вельо на прогулках вызвали экспромт П. «И останешься с вопросом».

ЕСКУРЬЯЛ (исп.), правильнее: Эскориал — монастырь, основанный исп. королем Филиппом II в честь св. Лаврентия после победы при Сен-Кантене в 1557 г. Поныне Э. является воплощением всей мрачности и фанатичности испанского католицизма.

ЕФИМОВИЧ (Яфимович) — генерал-майор, командир I бригады 4-й пехотной дивизии; он был убит в сражении 26 августа 1831 г. при взятии Варшавы.

«JESZCZE POLSKA NIE ZGINELA...» («Еще Польша не погибла, когда мы живем!») — патриотич. польск. песня. Написана в 1798 г. Автор — поэт Иосиф Выбицкий (1747—1822).

EX UNGUE LEONEM — латинск. пословица, означающая — по когтям льва (узнают). Эта эпиграмма П. направлена против А. Е. Измайлова, поместившего в «Благонамеренном» анонимную заметку о стих. П. «Приятелям», в которой он писал: «Более же всего напугало меня то, что у господина Сочинителя есть когти» (намек на длинные ногти П.).