Гессен А.И.: Набережная Мойки, 12
Глава шестая. "Современник"

Глава шестая. "Современник"

Тяжело, нечего сказать, и с одною ценсу-
рою напляшешься: каково же зависеть от
целых четырех?

А. С. Пушкин - Д. В. Давыдову.

Пушкина уже давно занимала мысль об издании собственного журнала. Такой журнал был нужен для объединения всех наиболее талантливых и передовых писателей того времени, для борьбы за культуру и чистоту русского языка. Журнал был нужен для борьбы с литературными недругами, с бесчестными и бездарными литераторами, с реакционными писателями Булгариным и Гречем, редакторами "Северной пчелы", которым, как писал Пушкин Плетневу, русская словесность была головой выдана.

Гессен А.И.: Набережная Мойки, 12 Глава шестая. Современник

Субботнее собрание у В. А. Жуковского. С картины А. Мокрицкого, Г. Михайлова и др

"Пора нам отделаться от ярыжников литераторов и составить свое общество, в котором бы не пахло ни пуншем, ни ерофеичем",- писал по этому поводу Вяземскому большой приятель Пушкина, поэт Денис Давыдов.

Вопрос о журнале стал на одном из субботних собраний у Жуковского. Пушкин, баснописец Крылов, В. Одоевский, Вяземский и Плетнев приняли участие в этой беседе. Вяземский прочитал восхитившее Пушкина письмо от его друга, Александра Тургенева, из Парижа, о крупнейших культурных и политических событиях дня.

- Жаль, что нет журнала, куда бы выливать весь этот кипяток! - раздались голоса.

Тут же решено было начать хлопотать о журнале. 31 декабря 1835 года Пушкин послал Бенкендорфу заявление с просьбой разрешить ему выпустить в 1836 году четыре тома литературных статей, наподобие английских трехмесячных обозрений.

Ответ последовал быстро. Уже через две недели Бенкендорф сообщил министру народного просвещения Уварову, что Пушкину разрешено издать в 1836 году четыре тома чисто литературных, исторических и ученых статей, а также критических разборов русской и иностранной словесности.

Уваров известил об этом Пушкина и одновременно предложил председателю петербургского цензурного комитета Дондукову-Корсакову должным образом наблюдать за "Современником".

Вслед за тем начальник штаба шефа жандармов Дубельт сообщил Пушкину, что ему поручено и начертание истории Петра Великого.

Мысль написать историю Петра I возникла у Пушкина еще в 1831 году. На протяжении ряда лет эта мысль не покидала его, и в 1835 году он приступил к работе.

Он стал, таким образом, редактором и издателем "Современника" и одновременно историком Петра I. Ему предстояло выехать в связи с этим "по делам службы" в Москву для работы в архивах министерства иностранных дел.

Владевшие им творческие замыслы ждали своего осуществления...

* * *

На столе у Пушкина уже несколько дней лежало разрешение на издание "Современника". Но в это время произошла история, которая несколько отвлекла его от работы по изданию журнала.

17 января 1836 года в дневнике цензора А. В. Никитенко появилась запись:

"Пушкин написал род пасквиля на министра народного просвещения, на которого он очень сердит за то, что тот подвергнул его сочинения общей цензуре. Прежде его сочинения рассматривались в собственной канцелярии государя, который и сам иногда читал их... Пасквиль Пушкина называется "Выздоровление Лукулла": он напечатан в "Московском наблюдателе"... Пьеса наделала много шуму в городе. Все узнают в ней, как нельзя лучше, Уварова". 

"Арзамаса", и Пушкин читал ему свои стихи; позднее Уваров перевел на французский язык стихотворение Пушкина "Клеветникам России".

27 сентября 1832 года Пушкин вместе с Уваровым, тогда товарищем министра народного просвещения, посетил Московский университет. Шла лекция профессора русской словесности И. И. Давыдова. Студенты тесной толпой окружили любимого поэта.

- Вот вам теория искусства,- сказал Уваров, обращаясь к студентам и указывая на Давыдова,- а вот и само искусство! - отчеканил он, указывая на Пушкина.

Но шли годы, и Уваров, уже крупный сановник и член Государственного совета, перешел в лагерь врагов Пушкина. Царь, Бенкендорф и Уваров всячески теснили поэта.

Полицмейстером от литературы называли Уварова. И в феврале 1835 года Пушкин записал в своем "Дневнике":

"В публике очень бранят моего Пугачева, а что хуже - не покупают. Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге, как о возмутительном сочинении. Его клеврет Дундуков (дурак и бардаш) преследует меня своим ценсурным комитетом. Он не соглашается, чтоб я печатал свои сочинения с одного согласия государя. Царь любит, да псарь не любит. Кстати об Уварове; это большой негодяй и шарлатан... Низость до того доходит, что он у детей Канкрина был на посылках... Он крал казенные дрова и до сих пор на нем есть счеты (у него 11000 душ), казенных слесарей употреблял в собственную работу... Дашков (министр), который прежде был с ним приятель, встретив Жуковского под руку с Уваровым, отвел его в сторону, говоря: "Как тебе не стыдно гулять публично с таким человеком!"

В начале января 1836 года известный богач Д. Н. Шереметев заболел скарлатиной. С этой болезнью медицина не умела тогда бороться. Находясь с ним в близком родстве и упреждая других наследников, Уваров поспешил принять меры для охраны громадного шереметевского имущества.

Его и заклеймил Пушкин в своем нашумевшем памфлете:

Ты угасал, богач младой!
Ты слышал плач друзей печальных.
Уж смерть являлась за тобой
В дверях сеней твоих хрустальных.
Она, как втершийся с утра
Заимодавец терпеливый,
Торча в передней молчаливой,
Не трогалась с ковра...

А между тем наследник твой,
Как ворон к мертвечине падкий,
Бледнел и трясся над тобой,
Знобим стяжанья лихорадкой.
Уже скупой его сургуч

И мнил загресть он златы горы
В пыли бумажных куч.

Он мнил: "Теперь уж у вельмож
Не стану нянчить ребятишек;
Я сам вельможа буду тож,
В подвалах, благо, есть излишек.
Теперь мне честность - трын-трава!
Жену обсчитывать не буду
И воровать уже забуду
Казенные дрова!" 

Весь город был занят "Выздоровлением Лукулла", и Бенкендорф, желая выяснить, действительно ли стихотворение написано на Уварова, задал Пушкину в личной беседе вопрос, на кого оно написано.

- На вас! - ответил Пушкин. Бенкендорф недоуменно усмехнулся.

- Вы не верите? - заметил Пушкин. - Отчего же другой уверен, что это на него?

Стихотворение "На выздоровление Лукулла" было написано Пушкиным в минуту дурного расположения духа, он жалел об этом и считал, что оно "падет в забвенье, которого заслуживает".

Но стихотворение не пало в забвенье. Не забыл его и сам Уваров: он вспомнил о нем через год, в те дни, когда Пушкин лежал на смертном одре...

* * *

Приступая к изданию журнала, Пушкин посещает и привлекает к участию в нем своих литературных друзей. В его обхождении с людьми, писал биограф Пушкина П. В. Анненков, была какая-то удивительная простота, с первого раза устанавливавшая самые благородные отношения между собеседниками...

На вечере у П. А. Плетнева 10 января 1836 года Пушкин впервые встретился с А. В. Кольцовым. Юный поэт только что приехал тогда из Воронежа. Сын торговца, он вышел совсем из другой социальной среды,, и, оказавшись в среде знаменитых петербургских литераторов, был поражен простым и дружелюбным к нему отношением Пушкина.

С робостью подошел он к знаменитому поэту и не встретил с его стороны ни величавого благоволения, ни покровительственного тона. Пушкин крепко пожал Кольцову руку и заговорил с ним, как с давним знакомым, как с равным себе.

Кольцова попросили прочесть его "Думу". Но он стеснялся и не стал читать.

На этом вечере присутствовал и молодой тогда И. С. Тургенев. Возвращаясь от Плетнева вместе с Кольцовым, он спросил его:

"Думу"?

- Что же это я стал бы читать-с? - ответил скромный Кольцов. - Тут Александр Сергеич только что вышел, а я бы читать стал. Помилуйте-с...

Но Пушкин был прост и обходителен, когда встречался с талантливым человеком. Если же видел перед собою претендующую на первенство посредственность, мог быть злым, острым и беспощадным. На том же вечере у Плетнева зашла речь об известном тогда драматурге Кукольнике.

Грызя яблоко, Пушкин заметил:

- А что, ведь у Кукольника есть хорошие стихи? Говорят, что у него есть и мысли...

Через несколько дней Пушкин был на другом вечере. За столом много толковали об обитаемости луны. Пушкин доказывал нелепость этой выдумки и подшучивал над легковерием тех, кто падок принимать за наличную монету всякую выдумку. 

Поэт мало ел за обедом, все время клал в рот виноградинки из стоявшей перед ним вазы, а когда речь зашла о том же Кукольнике, иронически заметил:

- В Кукольнике жар не поэзии, а лихорадки...

Пушкин часто встречался в то время со своими друзьями, будущими сотрудниками "Современника" - Жуковским, Вяземским, Баратынским, Одоевским, Языковым, Гоголем.

Гоголь стал одним из деятельнейших сотрудников журнала. Его творчеством Пушкин особенно интересовался.

* * *

Пушкин приступил к работе над "Современником". Характер, тип, политическое и литературное звучание журнала были ясны. Пушкину не разрешено было касаться политических тем, но он не мог пройти мимо них. И первый же номер "Современника" Пушкин открыл стихотворением "Пир Петра Первого", в котором сделал попытку напомнить Николаю I о декабристах.

Еще за десять лет перед тем, 22 декабря 1826 года, Пушкин написал в квартире декабриста Зубкова свои "Стансы". Вспоминая "начало славных дней Петра", Пушкин обращался тогда к Николаю I с призывом:

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

Судьба декабристов никогда не переставала волновать поэта. Там, "во глубине сибирских руд", продолжали томиться товарищи его юных лицейских лет, милые сердцу друзья Пущин и Кюхельбекер, там находились Муравьевы, Волконские, Лунин, Якушкин, А. Бестужев и с ними многие, кого он знал. Заочно приговоренный к смертной казни Николай Тургенев - брат его близкого друга, Александра Тургенева,- находился в невольном изгнании, вдали от родины, в Париже.

Работая одновременно над "Современником" и "Историей Петра", Пушкин изучил находившийся на полках его библиотеки десятитомный, изданный в 1788-1789 годах, труд И. И. Голикова: "Деяния Петра Великого, мудрого Преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам".

Между отдельными страницами второго и третьего томов этого труда оказались положенные Пушкиным закладки. В десятом томе он прочитал сообщение о том, что "Петр, простив многих знакомых преступников, пригласил их к своему столу и пушечной пальбой праздновал с ними свое примирение".

Строки эти вдохновили Пушкина на создание "Пира Петра Первого". В дни, когда Пушкин работал над выпуском своего "Современника", исполнилось десять лет со дня восстания декабристов, и этим стихотворением он открыл первый номер своего "Современника".

Пушкин писал в нем:

Гессен А.И.: Набережная Мойки, 12 Глава шестая. Современник

... Он с подданным мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его целует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.

Оттого-то шум и клики
В Питербурге-городке,
И пальба, и гром музыки,
И эскадра на реке;
Оттого-то в час веселый
Чаша царская полна,
И Нева пальбой тяжелой
Далеко потрясена.

Николай I, самодержавный цензор произведений Пушкина, конечно, читал и "Стансы", и "Пир Петра Первого", бесспорно понял их, но не внял голосу поэта... 

Вслед за "Пиром Петра Первого" Пушкин напечатал в "Современнике" стихотворение Жуковского "Ночной дозор".

В этом же томе Пушкин поместил свои произведения: "Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года" с вошедшим в него стихотворением "Стамбул гяуры нынче славят...", стихотворение "Из Шенье" ("Покров, упитанный язвительною кровью...") и одну из своих "маленьких трагедий"- "Скупой рыцарь".

В первом томе нашли свое место и три произведения Гоголя: "Коляска", "Утро делового человека" и большая статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 гг.".

"Библиотеку для чтения". Отмечая важность журнальной литературы, голос которой "есть верный представитель мнений целой эпохи и века, мнений, без нее бы исчезнувших безгласно", Гоголь писал:

"О чем же говорили наши журналисты? Они говорили о ближайших и любимейших предметах: они говорили о себе, они хвалили в своих журналах собственные свои сочинения; они решительно были заняты только собою, на все другое они обращали какое-то холодное, бесстрастное внимание. Великое и замечательное было как будто невидимо. Их равнодушная критика обращена была на те предметы, которые почти не заслуживали внимания".

Руководителями и вдохновителями большинства журналов того времени были одни и те же лица, одна и та же беспринципная и продажная тройка: агенты III отделения Булгарин и Греч и рядом с ними Сенковский, писавший под псевдонимом "Барон Брамбеус".

С главенством в русской литературе этой бесчестной тройки и должен был бороться пушкинский "Современник".

Особого внимания заслуживает напечатанная в первом томе статья П. Б. Козловского "Разбор парижского математического ежегодника на 1836 год".

Гессен А.И.: Набережная Мойки, 12 Глава шестая. Современник

Счет А. С. Пушкину от фабрики Е. Н. Кайдановой

Автор статьи был очень культурный и интересный человек. Большой знаток римской поэзии, Козловский преклонялся перед Пушкиным, был близок с его друзьями - Чаадаевым, Вяземским, В. Одоевским. Он, к слову сказать, был организатором первой в России литографии...

Было странно печатать в "Современнике" статью, казалось, столь узкоспециального характера. 

Между тем она была насыщена большим политическим содержанием: ссылаясь на пример Западной Европы, Козловский говорил в своей статье о необходимости приобщить к науке не только привилегированные, но и низшие слои населения.

Приводя в пример русских ученых, автор писал, что русская наука вправе занять свое высокое место в мировой культуре. Он осуждал преклонение русских перед западной наукой и критиковал политику царского правительства в этом вопросе.

Цензура, сверх ожидания, прошла мимо статьи Козловского. Сообщая об этом Вяземскому, Пушкин восторженно писал: "Ура! наша взяла. Статья Козловского прошла благополучно; сейчас начинаю ее печатать..."

В первом томе был напечатан еще очерк "Долина Ажитугай" за подписью Султана Газы-Гирея. Сегодня, когда так бурно расцвела национальная литература населяющих Советский Союз братских народов, написанное Пушкиным послесловие к этому очерку представляет особый интерес. Пушкин писал тогда:

"Вот явление, неожиданное в нашей литературе! Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей; черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы ни одного слова не хотели переменить в предлагаемом отрывке; любопытно видеть, как Султан Газы-Гирей (потомок крымских Гиреев), видевший вблизи роскошную образованность, остался верен привычкам и преданиям наследственности..."

Очень обширен был, наконец, в первом томе "Современника" отдел "Новые книги". В нем сообщалось о выходе в свет пятидесяти шести новых книг, и о многих из них давалась небольшая рецензия. Некоторые были написаны самим Пушкиным.

Поэт отметил в своей рецензии второе издание "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Гоголя.

"Как изумились мы русской книге,- писал он,- которая заставила нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!.. Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале".

Еще в 1831 году Пушкин писал по поводу первого издания "Вечеров" в "Письме к издателю "Литературных приложений к Русскому инвалиду":

"Сейчас прочел Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Мне сказывали, что когда издатель вошел в типографию, где печатались Вечера рады рассмешить своих наборщиков. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов. Ради бога, возьмите его сторону, если журналисты, по своему обыкновению, нападут на неприличие его выражений, на дурной тон и проч. Пора, пора нам осмеять les precieuses ridicules1* нашей словесности, людей, толкующих вечно о прекрасных читательницах, которых у них не бывало, о высшем обществе, куда их не просят, и все это слогом камердинера профессора Тредьяковского".

Таково было содержание первого тома "Современника". Обзор его тем более интересен, что первые три месяца 1836 года Пушкин почти целиком посвятил журналу, и, знакомясь с ним, мы имеем возможность судить о том, что особенно останавливало на себе в ту пору внимание Пушкина - редактора и издателя. К тому же поднятые Пушкиным в первом томе "Современника" вопросы не утратили, своего значения и сегодня...

* * *

Пушкин закончил работу над первым томом "Современника". Надлежало приступить к его печатанию. Нужно было приобрести бумагу, договориться с типографией, открыть подписку, условиться с книгопродавцами.

Денег на бумагу не было. Пушкин сам поехал на бумажную фабрику Кайдановой и взял в долг необходимую для печатания журнала "цветную и библейную бумагу" Кайданова сразу же прислала Пушкину счет за нее.

Всеми этими чисто техническими издательскими делами Пушкин вынужден был заниматься сам. Друзья его выражали сомнение: надолго ли хватит Пушкина для такой работы.

Поэт Н. М. Языков в письме к соседу Пушкина по Михайловскому, А. Н. Вульфу, выражал сомнение: сладит ли Пушкин с трудом, требующим постоянного сидения за мелочами,- изданием журнала?

Критически относился к начинанию сына и отец, Сергей Львович: "А. Пушкин,- писал он,- решился издавать свой журнал, в коем он и прочие литераторы, одинаково с ним судившие о литературе, могли бы печатать свои труды. Он вовсе не полагал больших надежд на успех этого издания, он был слишком беспечен, слишком поэт в душе и в действиях своих..."

Об этом писал издателю "Отечественных записок" П. П. Свиньину и поэт И. И. Дмитриев, выражавший сомнение, хватит ли у Пушкина терпения на годичное издание "Современника" и борьбу с цензурой.

С цензорами действительно было трудно. С одной стороны нажимал Уваров, с другой сами цензоры боялись иметь дело с Пушкиным. Цензором нового журнала назначили А. Л. Крылова, самого трусливого, а следовательно, и самого строгого. Хотели назначить А. В. Никитенко, но тот отказался: он писал, что после истории с "Выздоровлением Лукулла" боится иметь дело с Пушкиным.

на которой просидел восемь дней, что сомневался, можно ли печатать даже известия вроде того, что скончался такой-то король.

Все это, однако, не смущало Пушкина. Он с увлечением трудился над "Современником", о котором давно мечтал и которому отдавал все свое время. Еще в 1830 году он писал о передовой роли ученых и писателей: "... Дружина ученых и писателей, какого б рода они ни были, всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности. Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды, все опасности".

Постоянная помощь и поддержка друзей помогали ему справляться со всеми трудностями. Особенно большую помощь оказывали ему Гоголь, Вяземский и В. Одоевский.

Денис Давыдов, между прочим, просил Вяземского шире оповещать о выходе "Современника" и писал, что и сам он мог бы значительно увеличить число подписчиков. "Этим,- добавлял он,- пренебрегать не надо; ведь все это деньги - всемогущие деньги, более нужные в Петербурге, чем где-нибудь. Скажи Пушкину..."

* * *

Трехмесячная работа над первым томом "Современника" отвлекла Пушкина от поэзии. За это время он написал всего два стихотворения.

Отличительной чертой Пушкина была вообще память сердца. Он любил старых друзей и знакомых и был особенно благодарен тем, кто любил в нем его самого, а не сопровождавшую его громкую славу поэта.

"Истории Пугачева":

Тебе, певцу, тебе, герою!
Не удалось мне за тобой

Скакать на бешеном коне.
Наездник смирного Пегаса,
Носил я старого Парнаса
Из моды вышедший мундир:

И тут, о мой наездник чудный,
Ты мой отец и командир.
Вот мой Пугач - при первом взгляде
Он виден - плут, казак прямой!

Урядник был бы он лихой.

25 марта Пушкин написал стихотворение "Художнику":

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:

Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов,

Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров

В темной могиле почил художников друг и советник.
Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!

Стихотворение это Пушкин написал после посещения мастерской скульптора Б. Орловского, автора портретов-памятников Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге. Пушкин вспомнил тогда своего так рано умершего лицейского товарища Дельвига, чей бюст вылепил скульптор Гальберг. Художников другом и советником был Дельвиг в издававшейся им "Литературной газете"...

Примечания

1* ()

Раздел сайта: