Февчук Л.П.: Портреты и судьбы. Из ленинградской Пушкинианы
Наталья Александровна Пушкина

Наталья Александровна Пушкина. Необычной была судьба младшей дочери Пушкина. Наталья Александровна не помнила своего отца: она была восьмимесячным ребенком, когда он умер. Наташа Пушкина в большей степени, чем другие дети, унаследовала характер поэта и внешне разительно походила на него, хотя была похожа и на Наталью Николаевну.

Она родилась 23 мая 1836 года в Петербурге, на даче на Каменном острове, где жила семья Пушкина в то лето... "Наталья Николаевна благополучно родила дочь Наталью за несколько часов до моего приезда, - писал Пушкин П. В. Нащокину 27 мая, -... на другой день я ее поздравил и отдал вместо червонца твое ожерелье, от которого она в восхищении. Дай бог не сглазить, все идет хорошо..."

Обладая исключительной красотой, Наталья Александровна была человеком пылкого нрава, непреклонной в своих решениях. По мнению одного из современников, это яркая и оригинальная натура, личность незаурядная и по-своему талантливая, чувствовалось, что она - дочь великого Пушкина.

Таша выросла в семье Ланских, получив прекрасное домашнее воспитание. 18 февраля 1853 года, не достигнув еще семнадцати лет, Наталья Пушкина обвенчалась с подполковником Апшеронского пехотного полка Михаилом Леонтьевичем Дубельтом. Ее муж быстро продвигался по служебной лестнице: через три года он был уже флигель-адъютантом, а в 1861 году после "удачного" усмирения крестьян в Ярославской губернии получил чин генерал-майора. Сын начальника штаба корпуса жандармов, а затем и управляющего III отделением канцелярии императора, М. Л. Дубельт был человеком с очень тяжелым характером. Он делал долги, пил, кутил, бешено ревновал жену. По утверждению А. П. Араповой, брак с Дубельтом был с самого начала, с помолвки, "странным и не предвещающим ничего хорошего". Через восемь лет Наталья Александровна, имея троих детей - двух дочерей и сына, твердо решила расстаться с мужем, хлопотать о разводе. "Положение ее,- вспоминала Арапова в своих записках, - являлось безвыходным, будущность беспросветная. Сестра не унывала, ее поддерживала необычайная твердость духа и сила воли, но зато мать мучилась за двоих".

Уехав за границу с двумя старшими детьми, Наталья Александровна оказалась в очень трудном положении: согласившийся вначале на развод Дубельт раздумал разводиться, приехал в Венгрию, где в Бродянах, у тетки Александры Николаевны, жила некоторое время Наталья Александровна, и "дал полную волю своему необузданному бешеному характеру",

Только по настоянию барона Фризенгофа он уехал из его имения, дав возможность Наталье Александровне обрести временный покой. Начался длительный, унизительный для Н. А. Дубельт бракоразводный процесс; он чрезвычайно тяжело отразился на состоянии здоровья Натальи Николаевны и был одной из причин быстрого его ухудшения. Наталья Александровна живет подолгу за границей (Вена, Висбаден, Ницца, Лондон), от властей она получила право на свободное жительство. Наконец брак с Дубельтом расторгнут, и Наталья Александровна выходит замуж за принца Николая Нассауского.

С будущим вторым мужем Н. А. Пушкина-Дубельт впервые встретилась в России на одном из балов во время коронационных торжеств при восшествии на престол императора Александра II. Приехав в Россию как представитель Нассауского двора, принц познакомился с младшей дочерью Пушкина и был покорен ею. При венчании с Николаем Нассауским Наталья Александровна получила титул графини Меренберг - по имени одного из графств Нассауского герцогства.

Два самых известных портрета Натальи Александровны написаны художником Иваном Кузьмичом Макаровым маслом на холсте. Макаров хорошо знал семью Ланских. "В 50-х - 60-х гг. XIX в. не было светской гостиной, - писалось о художнике в некрологе, - где бы не красовалась головка работы И. К. Макарова. Кисть его была мягкая и деликатная, рисунок отличался безусловной точностью и смелостью прежних русских мастеров". На более раннем портрете, который по времени можно отнести к началу 1850-х годов, Наталья Пушкина почти подросток. Каштановые волосы украшены васильками, на плечи наброшена легкая газовая вуаль. Черты юного лица чисты, губы ярки и слегка по-детски припухли, вся она "светится", излучая обаяние и красоту.

и портретом старшей дочери поэта - Марии Александровны, тоже кисти И. К. Макарова.

Портрет Натальи Александровны Пушкиной-Меренберг поступил в московский Литературный музей от той же самой Елены Степановны Макаренко, которая хранила портрет и некоторые вещи старшей дочери Пушкина - М. А. Гартунг. Мария Александровна перед отъездом в Петербург после смерти А. А. Пушкина передала Е. С. Макаренко не только свой портрет, ко и портрет младшей сестры. В 1970 году портрет Натальи Александровны был передан Всесоюзному музею А. С. Пушкина.

Интересен другой портрет этого времени - рисунок Н. П. Ланского, относящийся к 1852 году. Вид Таити Пушкиной, глубоко задумавшейся, углубленной в себя, дает возможность представить себе юного Пушкина в лицейские годы.

На макаровском портрете конца 1850-х годов Наталья Александровна удивительно похожа на своего отца: художник точно уловил очень свойственное ее чертам выражение скрытого, едва пробивающегося наружу пламени, отраженного в глазах, слегка раздутых ноздрях и изогнутой линии рта; пышно уложенные темные волосы увеличивают сходство. Ее внешность поразила И. С. Тургенева. Встретив дочь поэта за границей, он писал брату из Парижа: "... удивительнее всего то, что младшая его дочь, оставшаяся полугодовалым ребенком после его смерти (эта самая гр-я Меренберг), как две капли воды на него похожа..."

Этот портрет находился у сына Натальи Александровны, Л. М. Дубельта, и впоследствии, в 1881 году был им передан для воспроизведения в популярнейший журнал "Нива". Его репродуцировали в пятом номере (гравюра Б. Пуца по рисунку П. Лебедева). Под изображением подпись: "Портрет дочери А. С. Пушкина (графини Меренберг) с карт. Макарова". Позже этот портрет попал к известному собирателю А. Ф. Онегину и был передан в Пушкинский дом в 1928 году в составе онегинского собрания.

написанный через несколько лет, - Л. М. Дубельтом.

Кроме портретов, выполненных И. К. Макаровым, сохранилось довольно большое количество фотографических портретов Н. А. Пушкиной. Подавляющее большинство их находится в собрании Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Условно эти портреты можно разделить на группы по десятилетиям от 1850-х до 1890-х годов. Фотографии 1850-х - 1860-х годов - наиболее ранние.

Петербургский фотограф Г. Штейнберг снял Н. А. Дубельт во весь рост, в закрытом шелковом платье с белой отделкой. Она стоит у балюстрады в ателье фотографа, на правой опущенной руке ясно видно обручальное кольцо. На другой, слегка раскрашенной фотографии этого периода Наталья Александровна представлена сидящей на стуле с резной деревянной спинкой, на коленях у нее лежит раскрытая книга, на фоне стены четко вырисовывается красивый профиль молодой женщины. Очень эффектны фотографии в рост в визитных платьях с темной отделкой - в облике юной дамы видны красота, благородство, изящество.

В одном из альбомов, поступивших в Пушкинский дом из наследия А. П. Араповой и хранящихся в настоящее время в собрании Всесоюзного музея А. С. Пушкина, есть портрет Натальи Александровны конца 1850-х - начала 1860-х годов. Как и на других портретах, она снялась в профиль. Положив руку на спинку вычурного кресла, стоит Наталья Александровна в мастерской фотографа П. Моосбрюгера. Спокойное лицо и стройная фигура напоминают о красоте античных статуй. Но одета она в замысловатое платье с многочисленными прошивками и вставками.

К портретам начала 1860-х годов относится фотография, сделанная у И. Шэфера во Франкфурте-на-Майне. Наталья Александровна запечатлена на ней в темном закрытом платье, сидящей у столика. Лицо ее грустно, ока, видимо, озабочена семейными делами, неопределенностью своего положения.

Она в открытом черном бальном платье, отделанном белыми кружевами, с нитями жемчуга в волосах. На фотографиях Монделя и Якоба (Висбаден) Наталья Александровна очень моложава, что отмечали и ее современники. На более раннем по времени снимке в выражении ее лица чувствуется внутренняя собранность и твердость, густые волосы причесаны по моде того времени, костюм изысканно прост.

На другой фотографии (1870-е - качало 1880-х годов) становится несколько заметным возраст графини Меренберг. На лице ее появилось выражение успокоенности, уверенности в себе. Графиня живет в эти годы в Висбадене, Каннах, Ницце. Несмотря на свой титул, она осталась по-прежнему, по словам ее знакомого доктора В. Б. Бертенсона, "хорошей, милой, простой русской женщиной". На обороте портрета рукой А. П. Араповой написано: "Графиня Наталья Александровна Меренберг, рожденная Пушкина".

В 1880-е годы в Висбадене фотограф Фриц Борнтрегер сделал известную фотографию супругов Меренберг во весь рост. Наталья Александровна уже немолода, но красота плеч, рук, "царственность" фигуры остались прежними. В тот же раз графиня Меренберг снялась и одна, добавив к своему туалету белую розу, приколотую на грудь. Удивительное сходство с отцом - эта мысль пронизывает всякого смотрящего на ее лицо, нежное и властное одновременно. Такой ее видели москвичи во время пушкинских торжеств в связи с открытием памятника поэту, когда все дети Пушкина собрались в городе, где родился их отец.

Последние фотографии поступили в Пушкинский дом в 1928 году из парижского собрания А. Ф. Онегина.

Младшей дочери Пушкина выпало на долю предать гласности неизвестные до тех пор письма ее отца к жене. Получив бесценный подарок от матери, Н. А. Меренберг поняла необходимость опубликования этих писем. Вопреки сословным представлениям о невозможности обнародования подобного рода переписки она решила передать письма И. С. Тургеневу для редактирования и публикации.

"... В этих письмах, - писал Иван Сергеевич, - как и в прежде появившихся, так и бьет струею светлый и мужественный ум Пушкина, поражает прямизна и верность его взглядов, меткость и как бы невольная красивость выражения... Писанные со всею откровенностью семейных отношений, без поправок, оговорок и утаек, они тем яснее передают нам нравственный облик поэта... Позволю себе прибавить от своего имени, что я считаю избрание меня дочерью Пушкина в издатели этих писем одним из почетнейших фактов моей литературной карьеры; я не могу довольно высоко оценить доверие, которое она оказала мне, возложив на меня ответственность за необходимые сокращения и исключения. Быть может, я до некоторой степени заслужил это доверие моим глубоким благоговением перед памятью ее родителя, учеником которого я считал себя с "младых ногтей" и считаю до сих пор... Сама дочь поэта, решившись поделиться с отечественной публикою корреспонденцией своего родителя, адресованной к его жене - ее матери, освятила, так сказать, наше право перенести весь вопрос в более возвышенную и безучастную - как бы документальную сферу. Нам остается искренне поблагодарить графиню Н. А. Меренберг за этот поступок, на который она, конечно, решилась не без некоторого колебания, - и выразить надежду, что ту же благодарность почувствует и докажет ей общественное мнение".

Как уже упоминалось, Тургенев передал письма Пушкина в редакцию журнала "Вестник Европы" (Михаилу Матвеевичу Стасюлевичу). Переписка Натальи Александровны с Тургеневым по поводу публикации писем ее отца не сохранилась, но из писем Ивана Сергеевича в редакцию журнала можно почерпнуть сведения о ходе их печатания. Осенью 1877 года из Буяшваля Тургенев пишет: "Вы, вероятно, скоро приступите к печатанию пушкинских писем. Я получил от гр. Меренберг письмо, в котором она заранее и с благодарностью на все соглашается - и желает только, чтобы я продержал корректуру,- да десять экземпляров для ее собственного употребления, из коих четыре на голландской бумаге".

В конце 1878 года оригиналы писем были возвращены дочери Пушкина. В редакции журнала остались только корректурные листы с правками Тургенева - они и являлись основой публикации писем Пушкина к жене вплоть до 1935 года. Письма оставались некоторое время у Н. А. Меренберг, но вскоре она передала их старшему брату - А. А. Пушкину. Александр Александрович в 1882 году передал ряд рукописей своего отца и его письма к жене в Румянцевский музей. Одиннадцать из семидесяти пяти напечатанных - письма Пушкина к невесте - Наталья Александровна все же оставила себе. Впоследствии десять писем она передала своей старшей дочери - Софье Николаевне (графине Торби), а одно письмо, от 1 - 2 декабря 1830 года из Платавы, подарила доктору Бертенсону. Бертенсон в 1911 году передал это письмо Академии наук (сейчас оно находится в собрании Пушкинского дома). Десять писем Пушкина к невесте муж графини Торби продал после смерти жены коллекционеру С. П. Дягилеву, затем они достались С. М. Лифарю, опубликовавшему их в Париже в 1936 году.

Один из последних по времени фотографических портретов Натальи Александровны представляет ее в кругу семьи. В первом ряду сидит уже пожилая, но все еще красивая Н. А. Меренберг, рядом с ней ее муж, принц Николай-Вильгельм Нассауский, справа от него- младшая дочь, Александра Меренберг; за ними стоят старшая дочь Софья и ее муж, великий князь Михаил Михайлович. Эта фотография сделана в 1895 году, по всей вероятности, в Висбадене. Оригинал ее находился у внучки Натальи Александровны - Анастасии Михайловны Вернер, жившей в Англии; фотокопия этого снимка была ею передана в 1962 году во Всесоюзный музей А. С. Пушкина.

Н. А. Пушкина-Меренберг умерла в Каннах 10 марта 1913 года; последний ее портрет с автографом был напечатан в русских периодических изданиях в связи с этим событием. Прах Н. А. Пушкиной-Меренберг был рассыпан на могиле ее мужа Николая Нассауского в Висбадене.