Черейский Л.А.: Современники Пушкина
Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862)

Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862)

Черейский Л.А.: Современники Пушкина Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862)

А. Н. Верстовский. Рисунок Ф. Г. Солнцева. 1828

В истории русской музыки прошлого столетия Верстовский по праву занимает почетное место. Его романсы и оперы, в особенности "Аскольдова могила" (на сюжет романа М. Н. Загоскина), пользовались громадным и заслуженным успехом.

Знакомство поэта с композитором состоялось в Петербурге до высылки Пушкина на юг. В ссылке Пушкин прочитал в "Вестнике Европы" известие о сочиненной Верстовским кантате "Черная шаль" и в письме к П. А. Вяземскому от апреля 1824 года просил передать композитору "усердный поклон". Через несколько месяцев Пушкин посылает Вяземскому нотную запись цыганской песни "Старый муж, грозный муж", которую услышал в Бессарабии, и просит показать ее композитору.

"Пушкин ко мне пристал, чтобы я написал музыку Казака из Полтавы,- писал Верстовский С. П. Шевыреву в мае 1829 года,- мысль пришла недурная выразить галопом всю музыку". Верстовский написал кантату на стихотворение Пушкина "Пир Петра Великого" с народной песней "На матушке, на Неве-реке молодой матрос корабли снастил" и позднее вспоминал: "Эту песню я часто игрывал покойному Пушкину, и она приводила его в восторг".

Верстовский сочинил на слова Пушкина 12 романсов, среди них "Черная шаль" (1823), "Ночной зефир" (1827), "Певец" (1831) и "Старый муж" (из поэмы "Цыганы") (1832).

Разделы сайта: