Черейский Л.А.: Современники Пушкина
Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)

Черейский Л.А.: Современники Пушкина Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)

К. Н. Батюшков. Рисунок О. Л. Кипренского. 1815

Пушкин был еще мальчиком, когда впервые увидел Батюшкова в московском доме своих родителей. Через несколько лет Батюшков - блестящий боевой офицер и знаменитый поэт - приезжал в Царское Село, чтобы навестить подающего надежды лицеиста (1815 год). К этому времени юный Пушкин уже зачитывался стихами Батюшкова, подражал им, учился на них. До конца своих дней он остался сторонником "школы гармонической точности", основателями которой считает

Жуковского и Батюшкова - этого "чудотворца", принесшего в русскую поэзию "звуки италианские".

"Арзамас", членами которого состояли, виделись на "субботах" у В. А. Жуковского, в салоне у Олениных и в других петербургских домах. Батюшков поступил в дипломатическую службу и получил назначение в Италию. Пушкин был среди тех, кто приезжал его проводить и проститься. Это было 19 ноября 1818 года. С тех пор он видел Батюшкова еще только один раз, через много лет, - посетив душевнобольного поэта в Грузинах под Москвой 3 апреля 1830 года. Впечатление от этой последней встречи сказалось, видимо, в стихотворении "Не дай мне бог сойти с ума".

Судьба Батюшкова сложилась трагически. Пережив Пушкина чуть ли не на два десятилетия, он тем не менее остался для современников и потомков его молодым предшественником, не успевшим осуществить возможности своего исключительного дарования. Он и сам понимал это и писал с горечью: "Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было".

И Пушкин призывал критиков Батюшкова "уважать в нем несчастие и несозревшие надежды". На протяжении всей своей жизни он пристально изучал и высоко ценил то, что Батюшков успел сделать в русской поэзии. Мелодичность, благозвучие, интонационная свобода, необычайная гармония всех элементов батюшковского стиха, пластичность лирики, нетрадиционный образ автора - мудреца и эпикурейца - все это делало Батюшкова прямым учителем молодого Пушкина. Можно даже сказать, что он был "Пушкиным до Пушкина".

"Руслана и Людмилы": "Талант чудесный, редкий! вкус, остроумие, изобретение, веселость. Ариост в девятнадцать лет не мог бы писать лучше..." (1818 год, письмо к Д. Н. Блудову). И через два года, по поводу пушкинского стихотворения "Юрьеву": "О! как стал писать этот злодей".

В лицейские годы Пушкин посвятил Батюшкову два послания. Во многих стихотворениях того времени он подражает "российскому Парни" ("Городок", "Тень Фонвизина", "Воспоминания в Царском Селе" и другие). В разговорах и набросках критических статей 1824-1828 годов Пушкин постоянно возвращается к оценке творчества и исторического значения Батюшкова. Наиболее развернутый разбор достоинств и недостатков лирики Батюшкова содержится в пушкинских заметках на полях его книги "Опыты в стихах". Исследователи находят следы влияния Батюшкова и в поздних произведениях Пушкина.