Виноградов В.: О стиле Пушкина

Глава: 1 2 3 4 5

О СТИЛЕ ПУШКИНА

I

Изучение художественного слова опирается на проблему композиции. Литературное произведение является той композиционной системой, тем контекстом, в которых находят воплощение и выражение смысловые потенции поэтического словаря, поэтической фразеологии. Особенности словесного инвентаря в связи с приемами художественной композиции (включая сюда и синтаксис) определяют в существеннейших чертах индивидуальность поэтического стиля. Совершенно исключительное значение вопросы поэтической семантики имеют для исследователя пушкинского стиля. Пред Пушкиным стояла задача синтеза дворянской языковой культуры и ее национальной демократизации. В пушкинском слове, в его смысловой глубине, происходит скрещение разных социально-групповых и стилистических контекстов. Те значения слова, которые были разъединены в быту и литературе, принадлежали разным стилям художественной литературы, разным жанрам письменной речи, разным диалектам просторечия и «простонародного» языка с их классовыми и культурно-бытовыми расслоениями, наконец разным жаргонам дворянского общества, сочетаются Пушкиным в композиционные единства. Однако своеобразно дворянское понимание проблемы национально-языкового синтеза привело Пушкина к очень важным стилистическим ограничениям. Пределы национальной демократизации в пушкинском стиле были сужены, с одной стороны, реставрационным уклоном в сторону церковно-славянского языка, с другой стороны, принципиальным отрицанием многих социально-групповых и профессиональных своеобразий городского языка средней и мелкой буржуазии, именно тех, которые, по дворянской оценке Пушкина, относились к языку «дурных обществ» и противоречили нормам речи «хорошего общества». Литературное творчество Пушкина имело своей задачей создание новой системы русского литературного и поэтического языка на основе синтеза дворянско-европейской культуры речи с церковно-книжной традицией и стилями национально-бытового просторечия, в своем корне дворянско-крестьянскими1. Таким образом отношение Пушкина к языку не экстенсивное, а интенсивное: Пушкин не столько стремился к расширению пределов «литературности» в сторону буржуазных стилей, сколько к углублению, объединению, к национальной концентрации живых форм дворянской языковой культуры. Процесс лексических и стилистических объединений для Пушкина был одновременно и творчеством новых форм литературного искусства, и культурно-общественной работой по созданию новой системы национально-литературного языка. В этом синкретизме творческих задач кроются причины того, что вопрос о принципах поэтического словоупотребления в пушкинском стиле неразрывно связан с изучением приемов композиции литературного произведения.

Примечания

1 «Язык Пушкина», «Academia», 1934.

Глава: 1 2 3 4 5

Раздел сайта: