Томашевский Б.: Пушкин. Книга первая
Глава II. Петербург.
18. Журнал Н. И. Тургенева

18

Пушкин в том же 1819 г. связал себя с Союзом Благоденствия участием в журнале, предполагавшемся к изданию Н. И. Тургеневым. В известной записке доносчика М. К. Грибовского об этом предприятии сказано: «Тургенев, дававший главное направление, брался с профессором Куницыным издавать журнал по самой дешевой цене для большего расхода, полагая издержки на счет общества, в котором бы помещать статьи, к цели общества относящиеся. Содействовать сему обязаны были все члены; так же брались: Чаадаев (испытывавшийся еще для общества), Кюхельбекер (молодой человек с пылкой головой, воспитанный в Лицее, теперь за границею с Нарышкиным) и другие. В одной из отдаленных деревень кого-либо из членов намеревались завести типографию и как литеры, отлив на старинный шрифт, так и всё нужное выписать из-за границы; Глинка и Тургенев полагали успешнейшим, чрез находящихся за границею членов, литографировать в Париже особенно карикатуры и, ввозя чрез них же, распускать в народе на Толкучем рынке, рассылать в армию и по губерниям».152

Идея издания журнала связана с соответствующей попыткой «Арзамаса», не осуществившейся вследствие распадения «Арзамаса». В начале 1818 г. выяснилось окончательно, что арзамасский журнал не будет издаваться. В начале 1819 г. Н. Тургенев решил возобновить брошенную было мысль издания политического журнала. В письме брату Сергею 24 января 1819 г. он сообщил: «Мне пришло на мысль издавать журнал. Главная цель сего состоит в том, чтобы распространять у нас здравые идеи политические. Для сего составные части журнала будут: политика, политическая экономия, финансы, юриспруденция, история, философия. Сия последняя статья будет состоять из рассуждений о воспитании и из литературы. Я сообщил мою идею Куницыну. Он ее принял. Сверх того присовокупились к нам несколько молодых людей, бывших воспитанников лицея и несколько офицеров. Из них мало умеющих писать хорошо. Но все вообще имеют хорошие правила и охоту».153Затем в качестве предполагаемых сотрудников Тургенев называет Жуковского, Вяземского, Старынкевича.

Как показывают дневники Н. И. Тургенева, самая идея журнала зародилась у него несколько раньше, почти одновременно с началом деятельности Союза Благоденствия в Петербурге. 27 октября 1818 г. Тургенев записывает: «Дня с два бродит у меня в голове мысль о издании журнала; но наша теперешняя цензура!!».154 Вскоре мысль о журнале соединилась с мыслью о создании особого общества, связанного с изданием этого журнала. 3 января 1819 г. он записывает предполагаемое название общества «Общество 19 года XIX века», а журнала — «Россиянин XIX века».155 С этого времени Н. Тургенев пишет проспект журнала и принимает меры к созданию редакционной группы («общества»). Первым лицом, привлеченным к журналу, был лицейский профессор Куницын. К этому времени вполне определилось единомыслие Тургенева и Куницына. В 1818 г. Куницын напечатал несколько статей, привлекших внимание Тургенева: о конституции (по поводу речи Александра в Варшаве), о крепостном праве и, наконец, — рецензию на «Опыт теории налогов», которая была затем перепечатана Тургеневым при втором издании «Опыта». Из бумаг Тургенева мы узнаем, что первые, кого привлек Тургенев, были все членами Союза Благоденствия. Это были — Никита Муравьев, Федор Глинка и Грибовский. Последний оказался предателем: именно ему принадлежит уже не раз цитировавшаяся записка, переданная через Бенкендорфа Александру.

Об этом периоде подготовки к изданию журнала писал И. Пущин:

«Самое сильное нападение Пушкина на меня по поводу общества было, когда он встретился со мною у Н. И. Тургенева, где тогда собирались все желавшие участвовать в предполагаемом издании политического журнала. Тут, между прочим, были Куницын и наш лицейский товарищ Маслов. Мы сидели кругом большого стола. Маслов читал статью свою о статистике. В это время я слышу, что кто-то сзади берет меня за плечо. Оглядываюсь — Пушкин! „Ты что здесь делаешь? Наконец поймал тебя на самом деле“, шепнул он мне на ухо и прошел дальше. Кончилось чтение. Подхожу к Пушкину, здороваюсь с ним; подали чай, мы закурили сигаретки и сели в уголок.

«„Как же ты мне никогда не говорил, что знаком с Николаем Ивановичем? Верно, это ваше общество в сборе? Я совершенно случайно зашел сюда, гуляя в Летнем саду. Пожалуйста, не секретничай: право, любезный друг, это ни на что не похоже!“.

«Мне и на этот раз легко было без большого обмана доказать ему, что это совсем не собрание общества, им отыскиваемого, что он может спросить Маслова и что я сам тут совершенно неожиданно».156

Вскоре и Пушкин был привлечен к участию в журнале. В списке участников журнала мы находим имена И. Г. Бурцова, П. И. Колошина, А. А. Шаховского и Пушкина. Двое первых — члены Союза Благоденствия. Этот состав участников с несомненностью показывает, что журнал предполагалось сделать органом Союза Благоденствия. Лишь немногие единомышленники, не состоявшие в Союзе, привлечены были к журналу как заявившие себя писатели.

Журнальное общество имело несколько собраний. Первое состоялось 21 января. Такие же собрания состоялись 11 апреля и 6 мая. Последнее заседание состоялось, по-видимому, 23 октября, когда выяснилось, что раньше начала 1820 г. журнал выйти не может.

На заседаниях обсуждались статьи, программа журнала, написанная Н. И. Тургеневым и одобренная Куницыным.

Об издании журнала были оповещены многие. Так, слухи о журнале дошли до И. И. Дмитриева. 27 мая 1819 г. он писал: «... » (письмо к А. И. Тургеневу, который цитирует его в своем дневнике. Ср. его письма А. И. Тургеневу 19 мая и 14 декабря того же 1819 г.).157

Н. И. Тургенев придумывал журналу разные названия и вырабатывал программу его. По проекту 1 февраля 1819 г. журнал должен был называться «Архив политических наук и российской словесности». Задачи журнала излагались в ряде записок с большей или меньшей откровенностью, в зависимости от назначения записок. Так, в первоначальной программе говорилось: «Происшествия последних 30 лет имели то важное действие, что они просветили Европу истинным просвещением». «Здесь определим значение или сущность истинного просвещения: оно есть знание своих прав и своих обязанностей». Дата — 30 лет — приводит нас к 1789 г. и раскрывает содержание мысли Тургенева. В записке, предназначенной для опубликования, эта дата затушевана, равно как затушеван и истинный смысл, влагавшийся в слово «просвещение». «Происшествия последних тридцати или сорока лет, которые можно, некоторым образом, назвать великим практическим курсом политики, открыли народам многие истины, искоренили многие предрассудки и наконец убедили Европу, что нет прочного основания для государств без взаимных прав и обязанностей гражданских, без нравственности, без религии».158 Из этой цитаты уже видно, что переработанная записка имела официальное назначение и потому не отражала истинных намерений автора; недаром в ней много говорилось о заслугах русского правительства. Тем не менее и в ней получили отражение некоторые основные идеи, определявшие направление будущего журнала: гражданское преобразование России и, что выражено гораздо туманнее, хотя и являлось для Тургенева самым существенным, отмена крепостного права.

Журнал не состоялся, распалось и самое общество, созданное Тургеневым для издания журнала. Несколько записок Тургенева, донос Грибовского — вот почти всё, что осталось от деятельности общества.159

Однако присутствие Пушкина на заседаниях общества не могло не отразиться на его настроениях. А основной темой разговоров было «рабство», т. е. крепостное состояние, да мысль о будущем национальном возрождении России: «Добрый смысл русского народа, так сказать инстинкт величия, спасавший наше отечество в эпохи бедствий и разрушения, никогда не оставит Россию, будет ей сопутствовать и направлять ее на поприще гражданственности. „Есть одна Россия в мире, и она не должна иметь себе равной“, — сказал Петр Первый».160

«Евгения Онегина»:


Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал,
И плети рабства ненавидя,

Освободителей крестьян...

Примечания

152 Н. К. Шильдер—Л., 1926, стр. 113.

153 Декабрист Н. И. Тургенев. Письма к брату С. И. Тургеневу, стр. 273—274.

154 Архив братьев Тургеневых, вып. 5, стр. 161.

155 Архив братьев Тургеневых, вып. 5, стр. 183.

156 Пушкин в воспоминаниях и рассказах современников, стр. 69—70.

157  Фомин. К истории вопроса о развитии в России общественных идей в начале XIX века. СПб., 1915, стр. 64. Ср.: И. И. Дмитриев, Сочинения, т. II. СПб., 1893, стр. 247, 255.

158 Архив братьев Тургеневых, вып. 5, стр. 375; ср.: Александр . К истории вопроса о развитии в России общественных идей в начале XIX века, стр. 70. Ср. стр. 24 (первоначальная редакция проспекта). Работа А. Фомина является отдельным оттиском из журнала «Русский библиофил» (1914, кн. V, стр. 7 и 53).

159 —76 изложение истории журнала.

160 Архив братьев Тургеневых, вып. 5, стр. 379.

Раздел сайта: