Томашевский Б.: Пушкин. Книга первая
Глава II. Петербург.
12. "Зеленая лампа" и Союз Благоденствия

12

В Петербурге Пушкин оказался в сфере влияния тайных обществ. Особенно важно здесь учесть два эпизода — «Зеленую лампу» и журнальный кружок Н. И. Тургенева.86

О «Зеленой лампе» сообщал доносчик Грибовский в своей записке, поданной через Бенкендорфа Александру в мае 1821 г. Он писал о деятельности Союза Благоденствия: «Члены, приготовляемые мало-помалу для управы или долженствовавшие только служить орудиями, составляли побочные управы, под председательством одного члена Коренной, назывались для прикрытия разными именами (Зеленой лампы и пр.) и, под видом литературных вечеров или просто приятельских обществ, собирались как можно чаще».87 Грибовский состоял сам членом Коренной управы Союза Благоденствия, а потому был хорошо осведомлен о деятельности «побочных управ». Что такое были «побочные управы», можно заключить из «Законоположения Союза Благоденствия». В книге третьей «Образование Союза» § 11 гласил: «Каждый член Коренной Управы обязан составлять союзы или собрания, действующие в смысле общества и входящие в состав оного. Сии члены суть сначала единственные распространители Союза. Общества, ими учреждаемые, называются управами».88 В этих управах велась пропаганда в духе Союза Благоденствия. В этом отношении необходимо иметь в виду следующие параграфы книги четвертой «Законоположения»:

«§ 51. В разговорах о учебных предметах:

«1) Превозносить полезное и изящное, показывать презрение к ничтожному и вооружаться против злонамеренного.

«2) Показывать необходимость познаний для человека, всю низость невежества и различие учености от истинного просвещения.

«3) Обращать внимание на состояние и ход нынешнего просвещения.

«4) Объяснять потребность отечественной словесности, защищать хорошие произведения и показывать недостатки худых.

«5) Доказывать, что истинное красноречие состоит не в пышном облечении незначащей мысли громкими словами, а в приличном выражении полезных, высоких, живо ощущаемых помышлений.

«6) Убеждать, что сила и прелесть стихотворений не состоит ни в созвучии слов, ни в высокопарности мыслей, ни в непонятности изложения, но в живости писаний, в приличии выражений, а более всего в непритворном изложении чувств высоких и к добру увлекающих.

«7) Что описание предмета или изложение чувства, не возбуждающего, но ослабляющего высокие помышления, как бы оно прелестно ни было, всегда недостойно дара поэзии.

.........................................................

«§ 54. Отдел распространения познаний занимается:

«1) Сочинением и переводом книг по следующим отраслям наук: а) по умозрительным наукам, поколику они полезны гражданину; b) по естественным наукам, особенно прилагая их к отечеству; c) по , извлекая из них ближайшее к отечеству; d) по словесности, обращая особенное внимание на обогащение и очищение языка. — 2) Разбором известнейших книг по разным отраслям полезных наук, — и 3) повременным изданием, в которое входит: а) рассуждения о разных учебных предметах; b) известия о различных открытиях; c) разбор выходящих книг и d) мелкие сочинения и стихотворения.

«§ 55. Он старается изыскать средства изящным искусствам дать надлежащее направление, состоящее не в изнеживании чувств, но в укреплении, благородствовании и возвышении нравственного существа нашего».89

«Зеленой лампы» мы узнаем из показаний декабристов на следствии 1826 г., в особенности из показаний С. Трубецкого и Я. Толстого. Отличаются подробностью показания последнего: «Я был одним из первых установителей сего общества и избран первым председателем. Оно получило название «Зеленой лампы» по причине лампы сего цвета, висевшей в зале, где собирались члены. Под сим названием крылось однако же двусмысленное подразумение и девиз общества состоял из слов: Свет и причем поставлены также кольца, на коих вырезаны были лампы; члены обязаны были иметь у себя по кольцу.90 Общество Зеленой Лампы не имело никакой политической цели. Одно обстоятельство отличало его от прочих ученых обществ: статут приглашал в заседаниях объясняться и писать свободно, и каждый член давал слово хранить тайну. За всем тем в продолжение года общество Зеленой Лампы не изменилось, и кроме некоторых республиканских стихов и других отрывков, там читанных, никаких вольнодумческих планов не происходило. Число членов доходило до 20 или немного более. Заседания происходили... в доме Всеволожского, а в отсутствии его у меня». Следует оценить осторожность Я. Толстого. Данное показание изложено им в письме Николаю I 26 июля 1826 г., которое он писал в качестве привлекаемого по делу декабристов. Потому здесь явно стремление скрыть истину, представив всё невиннее, чем это было на самом деле. Но и Я. Толстой не отрицает, что на заседаниях читались республиканские стихи и другие отрывки (в другой редакции письма «подобные статьи»). А. И. Михайловский-Данилевский со слов члена «Зеленой лампы» А. Родзянки сообщал, что здесь постоянно читались стихи против государя и против правительства. Не мог скрыть Я. Толстой и того, что на заседаниях общества соблюдался некоторый ритуал, предполагавший наличие устава общества (вероятно, письменного). Самый такой устав уже был средством пропаганды. Он приучал членов «Зеленой лампы» к конспирации. Он воспитывал их в духе свободы и равенства. Уже самая обстановка заседаний «Зеленой лампы» по замыслу основателей должна была иметь политическое воспитательное значение, независимо от того, чем там занимались.91

«Зеленой лампы» характерна для времени, когда традиции масонских обществ еще не вышли из быта. Зеленый цвет обозначает надежду, юность, дружбу.92 В свою очередь слово «надежда» имело гражданское осмысление. Пушкин писал одному из участников «Зеленой лампы» Ф. Ф. Юрьеву:


Любви, свободы и вина!
Для нас, союзники младые,

«надежда» в гражданском понимании явствует из посвящения к «Войнаровскому» Рылеева:

И вновь в небесной вышине
Звезда надежды засияла.

Не забудем, что именно это посвящение оканчивается формулой: «Я не поэт, а гражданин».

«свет» в противоположность «тьме». Уже давно этим словом означалось всё прогрессивное, всё, связанное с представлением о гражданской свободе, вольнолюбивых политических идеалах, непримиримой борьбе с косностью.

Чтобы определить долю связи Пушкина с «Зеленой лампой», попытаемся датировать время ее существования. Из показаний Я. Толстого мы заключаем, что просуществовало это общество около года. О времени его основания участники дают противоречивые показания. Пестель по слухам называл дату 1817 или 1818 г. Но Пестель не был в Петербурге, когда действовала «Зеленая лампа». Следовательно, мы имеем дело с какими-то неясными слухами. «Зеленой лампы» не могло быть до основания Союза Благоденствия, т. е. до возвращения гвардии в Петербург осенью 1818 г. С. Трубецкой называл дату 1818 г., Я. Толстой в письме Николаю I показывал 1818 г., но в записке, приложенной к письму, добавлял: «или 1819». По-видимому, основание общества относится к зиме 1818/19 г., т. е. к первой зиме, когда началась деятельность Союза Благоденствия; но участники в 1826 г. не твердо помнили, было ли это до нового года или после. Д. И. Долгоруков в письме брату 9 апреля 1826 г. писал: «Знаешь, что в Петербурге не на шутку разыскивают общество Зеленой лампы, членом которого я состоял семь лет тому назад?».93Это дает дату 1819 г., если, конечно, Долгоруков был членом общества со дня его основания. В своих показаниях 12 января 1826 г. С. Трубецкой, указав на 1818 г., сообщал в то же время данные для более точного определения времени основания общества. Не забудем, что С. Трубецкой, как блюститель общества, должен был входить в его состав с самого его основания. «Я был недолго членом сего общества, не более двух месяцев пред отъездом моим в чужие края в 1819 году». Дату отъезда своего Трубецкой сообщил в показании 2 февраля: уехал он в июне 1819 г.94 Мы можем уточнить это показание: из писем Н. И. Тургенева брату Сергею мы узнаем, что С. Трубецкой выехал за границу 27 июня 1819 г.95 «Зеленой лампы» следует отнести к апрелю 1819 г. Трубецкой сообщает, что общество собиралось, «кажется раз в две недели». Об интервалах между заседаниями мы можем судить по «недельным репертуарам» Баркова, читавшимся на заседаниях общества. Судя по одному из репертуаров, на 28 мая 1819 г. (среда) приходилось одно из заседаний «Зеленой лампы». Барков пишет: «Опера сия («Лодоиска») никогда не надоедала так зрителям, как сегодня».96 «Мои замечания об русском театре»). Первая глава «Евгения Онегина» рисует день молодого человека в Петербурге в 1819 г. Именно после театра Онегин поспешает на бал, успев заехать домой и провести много времени «пред зеркалами». По-видимому, к этим же часам вечерних посещений приурочены были и заседания общества. Самый вид отчетов Баркова, сохранившихся в бумагах «Зеленой лампы» в черновом виде, показывает, что писались они наспех, автор спешил сразу после спектакля записать свои замечания. Репертуар, заканчивающийся отчетом за 28 мая, начинается с отчета за воскресенье 18 мая. Однако ошибочно под понедельником дан отчет о спектакле, состоявшемся в пятницу 16 мая. Поэтому можно думать, что предыдущее заседание было не позднее четверга 15 мая, а вероятнее всего именно 15 мая. Другой отчет заканчивается на спектакле 2 мая. Это, по-видимому, и есть день заседания (пятница). Отсюда можно заключить, что заседания действительно происходили раз в две недели, но не в одинаковые дни недели. На одном из документов имеется надпись: «Третие заседание 17 апреля 1819. Председательство члена Улыбышева». Это был четверг. Следовательно, второе заседание было около 3 апреля, а первое — 20 марта, может быть днем раньше или позднее. Эта дата лучше всего согласуется с показаниями о начале «Зеленой лампы». Но в таком случае собиралась она более года. Судя по посланию Пушкина Я. Толстому 26 сентября 1822 г. из Кишинева, Пушкин уехал из Петербурга тогда, когда «Зеленая лампа» еще собиралась; об этом свидетельствуют начальные стихи:

Горишь ли ты, лампада наша,
Подруга бдений и пиров?

«Зеленая лампа» еще существовала. Из ответного письма Я. Толстого Пушкину известно, что в 1822 г. ее собрания уже прекратились.97 В «Алфавите декабристов» сообщается, что общество «уничтожено еще до 1821 года». Под 1821 г. здесь разумеется время ликвидации Союза Благоденствия (январь). Об обстоятельствах роспуска общества Я. Толстой писал: «Однажды член отставной полковник Жадовский объявил обществу, что правительство имеет сведения и что мы подвергаемся опасности, не имея дозволения на установленное общество. С сим известием положено было прекратить заседания и с того времени общество рушилось». И. Г. Бурцов несколько уточняет время, когда полиция узнала о «Зеленой лампе»: «... „Зеленая лампа“, в котором был членом камер-юнкер Всеволожский. Это я слышал от полковника Глинки» (показания 16 января 1826 г.). Восстание Семеновского полка произошло 18 октября 1820 г. Таким образом, конец общества вероятнее всего отнести к концу 1820 г. Следовательно, общество существовало около полутора лет. Если считать (по надписи на обложке его дел), что оно имело всего 22 заседания (а не 40, как можно было предполагать при регулярных собраниях), то значит к концу оно собиралось реже или в его заседаниях бывали длительные (например, летние) перерывы.98

Примечания

86 «Политические и общественные идеи декабристов» (СПб., 1903, стр. 435—441). Там же и предшествующая литература вопроса. Однако основные сведения и архивные документы были разысканы после работы Семевского. «Законоположение Союза Благоденствия» см. в книге А. Н. Пыпина «Исторические очерки. Общественное движение в России при Александре I» (изд. 4-е, СПб., 1908, стр. 547—576). Наиболее полное исследование о «Зеленой лампе» написано П. Е. Щеголевым (см.: Пушкин и его современники, вып. VII, 1908, стр. 19—50; П. Е. Щеголев. Пушкин. Очерки. СПб., 1913, стр. 1—34; П. Е. —Л., 1931, стр. 39—68). Из этого исследования и заимствуем основные приводимые далее сведения.

87 Н. К. Шильдер. Император Александр I, т. IV, стр. 208.

88 «Записках» С. П. Трубецкого (стр. 20—22): «Каждый член мог заводить вспомогательную управу. Цель вспомогательных управ была приготовить членов для союза... В Коренном Совете избирались председатель и блюститель. Последний соединял в себе общий надзор над всем действием и не дозволял ни в чем отступать от духа, цели и порядка действия, определенного по уставу Союза Благоденствия... Вспомогательные управы не имели блюстителей особых, но блюститель той управы, которой член завел управу, имел над ней надзор. Сверх наблюдения за действием каждого члена и за его поведением, как члена союза, блюститель управы собирал сведения о лицах, которые предполагались к принятию в союз. Он должен был стараться познакомиться с ними лично, чтобы короче их узнать и испытать, и только по его представлению мог быть принят новый член... В течение первого года некоторые из лиц Коренного совета выбыли из столицы, между ними и блюститель его Трубецкой, и на место его был избран Долгорукий». Отсюда ясно, что С. Трубецкой был в «Зеленой лампе» в качестве «блюстителя». После его отъезда его должен был заместить Илья Долгорукий, но об его участии в «Зеленой лампе» ничего не известно. Согласно § 24 книги третьей «Законоположения Союза Благоденствия» побочные управы именовались также вольными обществами (ср. главу V книги третьей).

89 «Кратком описании различных тайных обществ, коих действительное или мнимое существование обнаружено Следственной комиссией» говорится: «По уставу Союза Благоденствия каждые десять членов Союза, составляющие так наз. Управу, долженствовали заводить . Сии общества, управляемые одним или двумя членами Союза, коего существование им не открывалось, не входили в состав оного. Им не была предназначена никакая политическая цель и от учреждения их ожидалась только та польза, что руководимые своими основателями или начальниками, они особенною своею деятельностью по литературе, художеством и так далее могли бы способствовать достижению цели Коренной Управы». Следует заметить, что «Краткое описание» основано на показаниях, сознательно преуменьшавших роль подобных обществ. Однако существо дела формулировано, по-видимому, точно. М. Фонвизин в своих записках сообщал: «Члены Союза учреждали и отдельные от него общества, под влиянием его духа и направления». Среди этих обществ он называет и «Зеленую лампу». Характерна одна черта в правилах «Зеленой лампы». По показанию С. Трубецкого, «каждый член был обязан сочинения свои прежде читать в своем обществе, до издания их».

90 Оттиск подобной печати с изображением лампы (в форме античного светильника) находится на письме Пушкина Мансурову 27 октября 1819 г. Аналогичное изображение — на титульной виньетке сборника стихов Я. Н. Толстого «Мое праздное время» 1821 г. Сборник составлен из стихотворений, читавшихся на заседаниях «Зеленой лампы». Об этом писал Н. О. Лернер (Русская старина, 1909, апрель, стр. 197—199).

91 «Зеленой лампе» говорится в ряде показаний декабристов. Сообщал об этом обществе и В. Кюхельбекер на допросе 19 января в Варшаве: «... случалось мне слышать про общество Зеленой лампы, существовавшее в С. -Петербурге, и даже, помнится, был приглашаем вступить в оное, чего, однако ж не захотел, по причине господствовавшей будто бы там неумеренности в употреблении напитков. Общество сие имело свое собрание, как говорили мне, в доме Никиты Всеволодовича Всеволодского» (Русская старина, 1873, т. 7, апрель, стр. 471; ср.: Восстание декабристов. Материалы, т. II, стр. 146).

92

93 Русский архив, 1915, кн. 1, вып. 3, стр. 394.

94

95 С. Трубецкой пробыл за границей до сентября 1821 г. В августе 1819 г. выехал за границу граф Лаваль с семейством. В 1821 г. летом в Париже С. Трубецкой женился на дочери Лаваля Екатерине Ивановне (см.: СПб. ведомости, 1819, № 65, 15 августа и сл.; Декабрист Н. И. Тургенев. Письма к брату С. И. Тургеневу, стр. 287 и 333).

96 Декабристы и их время, т. I, М., 1928, стр. 28.

97 , Письма, под ред. Б. Л. Модзалевского, т. I. М.—Л., 1926, стр. 254.

98 «22 заседания» сделана на листе бумаги с водяным знаком «1824», т. е. много времени спустя после прекращения деятельности общества.

Раздел сайта: