Томашевский Б.: Пушкин. Книга первая
Глава III. Юг.
7. Тема свободы в "Кавказском пленнике"

7

«Кавказский пленник» не заключал в себе никакой политической программы (если оставить в стороне затронутый в эпилоге вопрос о присоединении Кавказа). И, однако, в нем содержались ответы на такие запросы, которые имели непосредственное отношение к политическому действию, и поэтому легко понять успех поэмы в кругах передовой молодежи.

Внимательное чтение этого произведения приводило к определенным выводам идеологического порядка. В изображении Пленника намечались черты сильной индивидуальности, «героя времени». Вольнолюбие являлось основной чертой характера Пленника. Слова «свобода» и «вольность», повторявшиеся в поэме, заполнялись для читателей начала 20-х годов определенным политическим содержанием. Это входило в намерение автора. Цензура странным образом при всей своей придирчивости не обратила внимания на подобные места. Пушкин в письме к Гнедичу после получения отпечатанного экземпляра поэмы (27 сентября 1822 г.) отметил: «Перемены, требуемые цензурою, послужили в пользу моего (Пленника); признаюсь, что я думал увидеть знаки роковых ее когтей в других местах и беспокоился — например если б она переменила стих простите, вольные страницы, то мне было бы жаль».

Разочарование героя проистекало от порочности общества. И хотя развернутой критики общественного уклада жизни и не было дано в поэме, но каждый на лету схватывал, какие недостатки общества могут вызывать разочарование. Естественно ставился знак равенства между моральным и политическим недовольством. Это был век «естественного права», когда недостатки общественного устройства истолковывались как следствие столкновения человеческих страстей. Пленник, бежавший в поисках свободы от своего общества, принадлежал, конечно, к числу тех, кто осудил это общество в самых основах его существования.

Исходным тезисом поэмы было отрицание «европейского» уклада. В годы, когда во всей Европе побеждала реакция, а в России самодержавие со всеми его политическими и моральными последствиями определяло весь характер жизни и быта, не трудно было заполнить конкретным содержанием вложенное в поэму отрицание.

Изображение быта горцев давало представление о существовании иного уклада жизни, следовательно, не было безвыходного положения: отрицаемый уклад не являлся единственно возможным, не был следствием какой-то неизменной «человеческой природы». Этот уклад можно и должно было изменить.

Пушкин не выставлял быт горцев как образец идеального уклада жизни: он не звал людей вспять, к отказу от цивилизованной жизни, к какому-то первобытному состоянию. В этом отношении эпилог вносил существенную поправку в то впечатление, которое могло получиться от несколько идеализированного изображения горцев.

Однако эта идеализация имела свое назначение. В горском быте и нравах подчеркиваются те черты, которые должны присутствовать во всяком «герое времени», если он хочет быть полноценной и деятельной личностью. Эти черты — вольнолюбие, чувство достоинства и гордости, презрение к опасностям, готовность к борьбе.

Меж горцев пленник наблюдал
Их веру, нравы, воспитанье,
Любил их жизни простоту,
Гостеприимство, жажду брани,
Движений вольных быстроту,
...

Описание внешности черкеса дает представление и о его моральных качествах:

Всё тот же он; всё тот же вид
Непобедимый, непреклонный...

Уже отмечалось, что черкесы в свою очередь гордились своим пленником. Следовательно, в нем присутствовали те же черты характера, а потому описание нравов имело не только этнографический интерес.

вопросы или она излагала бы дидактически конституционные проекты и их принципы. Но она готовила нового человека. Она не только рисовала характер современника, но в какой-то степени указывала, в каком направлении возможно воспитание характера, необходимого для борьбы с общественным злом.

Основная постановка вопроса поэмы — соотношение между личностью и обществом. Такая постановка вопроса соответствует сознанию тех лет. Вопрос шел о воспитании людей — героев, — которые вступают в борьбу со злом, господствующим в общественных отношениях, и которые в конечном счете должны победить это зло.

Если Пушкин не пишет о политической или иной программе действий, то это легко восполнялось подразумеваемым раскрытием понятия «свобода». Но Пушкин обходит молчанием еще один вопрос, который, конечно, читатели не могли сами восполнить. В поэме не дается и намека на исторические причины возникновения общественного зла. Эти причины не интересуют поэта, потому что он не ставит в зависимость от разрешения данного вопроса пути предстоящей борьбы. Достаточно, чтобы герои были сильны, и зло будет побеждено. Это зло происходит от «испорченности», от злой воли. Перевоспитание личности, подавление недостатков в самом себе — вот естественный ответ, который давали читатели Пушкина на вопрос, что важно и нужно для победы. Ответ романтический, игнорирующий действительность и исторические силы, создающие и поддерживающие то враждебное начало, с которым предстоит решительная схватка.

«общество» в романтической системе мышления недостаточно определено, в то время как понятие «личность» выступает на первый план. Индивидуалистический налет характерен для романтических поэм Пушкина, и в преодолении этого принципа заключается смысл творческих поисков ближайших лет. Уже в формуле «я не гожусь в герои романтического стихотворения» заключается указание на неизбежность такого преодоления. Несовпадение поэтически построенного романтического самосознания и подлинного самосознания поэта неизбежно должно было привести его к поискам иного пути. Но потребовался внешний толчок, чтобы Пушкин нашел выход из круга романтических замыслов. Сама действительность указала Пушкину на этот путь.

Раздел сайта: