Томашевский Б.: Пушкин. Книга первая
Глава III. Юг.
1. Политические события 1819—1820 гг.

Глава III

Юг

1

Годы южной ссылки Пушкина (1820—1824) характеризуются обострением борьбы прогрессивных и реакционных сил. Правительство Александра I решительно вступило на путь уже ничем не прикрытой реакции. Руководитель внутренней политики Аракчеев постепенно устранил от руководящих постов своих противников. В 1822 г. ушел в отставку министр иностранных дел И. А. Каподистрия, в 1823 г. — начальник главного штаба П. М. Волконский. В союзники себе Аракчеев избирает архимандрита Фотия, с помощью которого в 1824 г. устраняет от министерства народного просвещения мистика А. Н. Голицына и на его место ставит А. С. Шишкова.

Удалению Голицына предшествовало разочарование Александра в мистицизме, оказывавшем такое сильное влияние на политику в предшествовавшие годы. Александр порывает с баронессой Крюднер. Под предлогом неуместного заявления на заседании совета Академии художеств он ссылает масона Лабзина.1 В 1822 г. Александр закрывает все масонские ложи, так как ему мерещится, что здесь именно кроется очаг революционного движения.

Характерной чертой этих лет является борьба с просвещением. М. Л. Магницкий разгромил Казанский университет (где ломка началась в июне 1819 г. и завершилась к январю 1821 г.), а Д. П. Рунич — Петербургский. Многие профессора были уволены, некоторые курсы уничтожены, как противные православию. Цензура проводила те же идеи в общей печати. Именно к этому времени относятся анекдотические запрещения эпитета «небесный» по отношению к женской улыбке и т. п.

Реакционные меры особенно усилились потому, что до Александра дошли более или менее точные сведения о тайных обществах. Уже в доносах В. Н. Каразина, приведших к ссылке Пушкина, содержались скрытые указания на революционные организации. В 1821 г. после возвращения Александра с Лайбахского конгресса И. В. Васильчиков, командующий гвардейским корпусом, доложил Александру о полученном доносе со списком имен участников тайного общества. Почти одновременно А. Х. Бенкендорф передал Александру подробную записку провокатора М. К. Грибовского о деятельности Союза Благоденствия.

Большое впечатление на Александра произвели события в Семеновском полку (16—18 октября 1820 г.). Стали доискиваться причин солдатских волнений и искать агитаторов.

Солдатские волнения совпали с полосой усиления крестьянских бунтов. Когда Пушкина высылали на юг, вся Новороссия была охвачена крестьянским движением. Гнет крепостного права вызывал многочисленные восстания помещичьих крестьян.

С этим совпал и перелом в деятельности тайных обществ. Союз Благоденствия был распущен на Московском съезде в январе 1821 г., и вместе с тем кончался период, когда тайные общества ставили своей главной задачей медленную и широкую пропаганду освободительных идей. Наступала новая полоса — подготовки к революционному действию. Ячейки ликвидированного Союза не прекращали своей деятельности. Из них организованы были два новых общества — Южное и Северное, между которыми установились тесные связи. Революционная деятельность, временно приостановленная, стала развиваться с новой силой начиная с 1822—1823 гг. Перед руководителями тайных обществ возникла задача непосредственной подготовки революционного переворота в форме военного восстания.

Северного общества. Переписку с ними Пушкин не прерывал до самых событий 14 декабря. Пушкин так формулировал свои отношения к декабристам: «В Кишиневе я был дружен с майором Раевским, с генералом Пущиным и Орловым. Я был масон в Кишиневской ложе, т. е. в той, за которую уничтожены в России все ложи. Я, наконец, был в связи с большею частию нынешних заговорщиков» (письмо Жуковскому в 20-х числах января 1826 г.). Любопытен рассказ М. С. Волконского, сына декабриста, в его письме к Л. Н. Майкову: «Не знаю, говорил ли я вам, что моему отцу было поручено принять его (Пушкина) в Общество и что отец этого не исполнил. „Как мне решиться было на это, — говорил он мне не раз, — когда ему могла угрожать плаха, а теперь что его убили, я жалею об этом. Он был бы жив, и в Сибири его поэзия стала бы на новый путь“. И действительно, представьте себе Пушкина в рудниках, Чите, на Петровском заводе и на поселении — что бы он создал там»2.

По-видимому, поручение принять Пушкина в тайное общество относится ко времени одесской жизни Пушкина: именно в Одессе он встречался с Сергеем Волконским.

Ссылку свою Пушкин проводил в накаленной атмосфере. «О заговоре кричали по всем переулкам», — писал Пушкин в том же письме Жуковскому. Но Пушкин был осведомлен о действиях тайных обществ в гораздо большей степени, чем те, которые разносили слухи о заговоре. В его стихотворениях, написанных в ссылке, звучит совершенная уверенность в близости революционного переворота в России.

Этой уверенности содействовали события в Западной Европе. Политика русского правительства связывала внутренние дела с общим положением дел в Европе. Александр разъезжал по конгрессам, вмешиваясь в европейские события и способствуя всеми силами торжеству мировой реакции.

В записной книжке Пушкина 1820—1823 гг. имеется такая запись: «О...3 évolution en Espagne, révolution en Italie, révolution en Portugal, constitution par ci, constitution par là... Messieurs les souverains, vous avez fait une sottise en détrônant Napoléon».4 Запись эта достаточно характеризует развитие революционного движения в Европе в год ссылки Пушкина. Волна революций, прошедшая по югу Европы, произвела большое впечатление. В 1830 г., обрисовывая обстановку 1820 г., Пушкин писал:

Тряслися грозно Пиренеи,
Волкан Неаполя пылал...

«Евгений Онегин», гл. X, стр. IX).

Испанская революция, вспыхнувшая в разгар гражданской войны с южноамериканскими колониями, в короткий срок одержала полную победу. Уже 9 марта 1820 г. Фердинанд VII принужден был присягнуть «конституции 1812 г.». В июле кортесы были созваны и, казалось, революция победила и в стране прочно установился конституционный режим. Священный союз не вмешался в испанские дела только потому, что аппетиты монархов возбуждали испанские колонии, а потому метрополия и была на некоторое время предоставлена себе.

«Конституция 1812 г.» была провозглашена кортесами в Кадиксе 19 марта 1812 г. Кадикс в то время был центром национальной борьбы против власти Наполеона, захватившего бо́льшую часть Испании и провозгласившего королем своего брата Иосифа. Эта конституция, выработанная в обстановке гражданской войны, носит на себе явные следы французской конституции 1791 г. Формально сохраняя монархический принцип, она воплощает идеи, выдвинутые революцией в первой стадии ее развития. В самой конституции провозглашен принцип народного суверенитета и проведен строго, согласно идеям Монтескье, принцип разделения властей. Законодательная власть предоставлена одной палате: это было закрепление отмены феодальных привилегий, декретированной кортесами до провозглашения конституции. Королю предоставлялось только приостанавливающее вето. Законодательная инициатива принадлежала палате. «Конституция 1812 г.» была революционным требованием не только в Испании, но и в Италии.

Вслед за победой революционного движения в Испании произошли подобные же события и на Апеннинском полуострове. Италия была раздроблена. Центральную часть полуострова занимали Папская область и зависимые от Австрии мелкие государства (Тоскана, Лукка, Модена, Парма), южную — королевство Двух Сицилий со столицей Неаполем. Север Италии в восточной части (Ломбардия и Венеция) принадлежал Австрии, в западной (Савойя и Пьемонт) составлял королевство Сардинию, которому принадлежал и остров Сардиния. Такая раздробленность страны была в интересах Австрии, обладавшей значительной частью итальянской территории. Поэтому всякое национальное движение в Италии было ненавистно Австрии, а в особенности движение конституционное, противоречившее абсолютистским взглядам Меттерниха.

Восстание началось в Неаполе, столице королевства Двух Сицилий, в первых числах июля 1820 г. Руководили восстанием карбонарии, переворот совершили войска под предводительством генерала Пепе. Еще не успели восставшие войска войти в столицу, как Фердинанд, король Двух Сицилий, клялся в верности испанской «конституции 1812 г.». Парламент был созван 1 октября. Тем временем Священный союз не оставался бесстрастным наблюдателем событий. Интересы Австрии слишком были затронуты революцией в Неаполе, тем более что в Ломбардии также намечалось национальное движение, подавленное судебно-полицейскими мерами австрийского правительства в октябре 1820 г.

Пруссия была представлена наследным принцем. Англия и Франция, конституционные страны, решили уклониться от ответственности за реакционные решения конгресса и были представлены только своими посланниками. 9 ноября в Троппау прибыл П. Я. Чаадаев с донесением И. В. Васильчикова о возмущении Семеновского полка. Александр I, и без того разделявший мнения Меттерниха, но еще удерживаемый своим министром графом Каподистрия, более не сопротивлялся, и 19 ноября, несмотря на протесты представителей Франции и Англии, был подписан тремя абсолютными монархиями протокол о вооруженном вмешательстве в неаполитанские дела. Фердинанд I был вызван на конгресс. Заседания возобновились в Любляне (Лайбахе), ближе к Италии, 13 января 1821 г. Австрийские войска были направлены через Папскую область. Папа Пий VII не только предоставил проход войскам, но также своей духовной властью освободил Фердинанда от принесенной им присяги в верности конституции. На территорию Папской области австрийские войска вступили 6 февраля, 7 марта начались военные действия, а 24-го австрийцы уже были в Неаполе. Фердинанд провозгласил восстановление абсолютистского режима и принялся за аресты и казни.

Конгресс в Лайбахе кончился 12 мая 1821 г., но до его окончания к собравшимся здесь монархам поступали новые сведения о революционных движениях. 12 марта вспыхнуло революционное движение в Турине (Пьемонт). Как и в Неаполе, оно носило характер военного восстания. И оно было подавлено австрийскими войсками уже 10 апреля 1821 г. В апреле началось греческое восстание.

Упомянутая в записи Пушкина революция в Португалии вспыхнула в августе 1820 г. Она привела к принятию «конституции 1812 г.». Эта конституция просуществовала до 1824 г. и была уничтожена вскоре после поражения революции в Испании.

Такова была политическая обстановка в Европе в то время, когда Пушкин находился в ссылке на юге.

Если мы вернемся к записи слов Орлова, то помимо событий, характеризующих эпоху, заметим как бы необходимо вытекающее из всего рассуждения упоминание о Наполеоне.

результате войн, сокрушивших его империю. Войны эти велись под лозунгом освобождения народов от тирании. Наполеон являлся воплощением самовластия, узурпации, презрения к правам народов. Политика Священного союза, объединившего абсолютистские государства с Александром во главе и ополчившегося на народы, ищущие гражданской свободы, заставила пересмотреть оценку свергнутой власти Наполеона. Священный союз не только попирал гражданские права, он всюду пытался восстановить и феодальные права, ниспровергнутые революцией. Между тем Наполеон не посягал на это завоевание революции и не восстанавливал привилегии крупных земельных владельцев.

В Италии имя Наполеона связывали с национальным стремлением к объединению страны. Во Франции бонапартисты стали принимать участие в революционных заговорах, направленных против власти Бурбонов.

Вообще за бонапартистами установилась репутация союзников либеральной партии. Так, в 1819 г., назначив в палату пэров новых членов из числа сановников империи, Деказ преодолел реакционную оппозицию верхней палаты. В 1820 г. бонапартисты проявили себя участием в революционном движении и в зарождавшихся организациях французского карбонаризма. Говорили о роли бонапартистов в уличных демонстрациях в июне 1820 г., в военном заговоре 17 августа 1820 г. и пр. Армия, в которой значительная часть принадлежала к участникам наполеоновских войн, казалась ненадежной. Этим отчасти объясняется колебание перед вмешательством в испанские дела. Священный союз боялся, что вмешательство французских войск может иметь нежелательные для него последствия.

Так имя Наполеона постепенно освобождалось от клейма неусыпного тирана. Вожди Священного союза и их ставленники оказались нисколько не лучше Наполеона и дальше его шли по пути восстановления дореволюционного порядка. Постепенно стала создаваться «наполеоновская легенда», особенно после его смерти (5 мая 1821 г.). Наполеона стали рассматривать как продолжателя дела революции, как народного героя. Брюзгливые афоризмы, произносившиеся Наполеоном на острове Св. Елены, принимались за проповедь народной свободы. Брат Наполеона, Люсьен, находившийся в опале при его жизни, начал проповедовать какую-то смесь демократических и наполеоновских идей.

Всё это было вовсе не восстановлением исторической справедливости, а проявлением глубокого недовольства политикой Александра и всего его международного окружения.

Литература, несмотря на суровые полицейские запреты, в лице главных своих представителей отказывала правительству в своей поддержке. Впоследствии Пушкин писал: «... дружина ученых и писателей, какого бы рода они ни были, всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности. Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды, все опасности» («Опровержение на критики»). Верно, Пушкин вспоминал свою высылку 1820 г., когда писал эти строки.

Примечания

1 На предложение избрать в почетные члены Академии Аракчеева, как лицо, близкое к государю, А. Ф. Лабзин предложил избрать также кучера Илью Байкова, как самого близкого к особе Александра (заседание происходило 13 сентября 1822 г., а 13 ноября Лабзин выехал из Петербурга в ссылку в Сенгилей).

2

3 Очевидно, Михаил Орлов.

4 «О. ... говорил в 1820 г.: революция в Испании, революция в Италии, революция в Португалии, конституция здесь, конституция там... ».