Наши партнеры
Gzhirb.ru - gzhirb.ru

Томашевский Б.: Пушкин. Книга первая
Глава III. Юг.
3. "Погасло дневное светило"

3

Новое направление в поэзии Пушкина определяется с первых же произведений, писанных на юге. Уже первые стихотворения дают нам ключ к пониманию тех новых задач, которые он перед собой ставил.

Элегия «Погасло дневное светило» была первым стихотворением из написанных в ссылке, которое появилось в печати. Посылая ее брату из Кишинева 24 сентября 1820 г., Пушкин писал: «Ночью на корабле написал я Элегию, которую тебе присылаю; отошли ее Гречу без подписи». «Ночью на корабле» — это при переезде из Феодосии в Гурзуф в ночь с 18 на 19 августа 1820 г. По-видимому, элегия подверглась переработке позднее. Она появилась в «Сыне отечества» 1820 г. (№ 46, вышел в свет 13 ноября) без подписи, с пометой «Черное море. 1820. Сентябрь». Позднее элегия была включена в сборник 1826 г. в несколько переделанном виде и с пометою в оглавлении «Подражание Байрону».

Эта помета явно более позднего происхождения, так как вряд ли к моменту написания элегии Пушкин настолько проникся чтением Байрона, чтобы непроизвольно подражать ему. Скорее Пушкин сделал помету для того, чтобы не вызвать упреков критиков, готовых во всем видеть подражание Байрону; в данном случае они могли усмотреть прямое сходство с прощанием Чайльд Гарольда из первой песни «Странствий» («Adieu, adieu! my native shore»); и этой пометой как бы предупреждал возможность подобных придирок. В действительности элегия написана совсем в ином направлении политической мысли, чем прощание Чайльд Гарольда.25

Именно в этой элегии мы встречаем те темы, которые в значительной степени характеризуют лирику южного периода, а также и замысел первой южной поэмы «Кавказский пленник».

Здесь впервые поставлен вопрос о пересмотре жизненного пути, впервые намечены общие очертания поэтической биографии автора. Эта тема воспоминания затем органически войдет в поэзию Пушкина.

Пушкин изображает свое «бегство» от недавно минувшего:

Я вас бежал, отечески края!
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья!26

Последний стих Пушкин любил цитировать в письмах. Он приводит его в письме А. И. Тургеневу 7 мая 1821 г., в письме Я. Толстому 26 сентября 1822 г., в письме А. А. Бестужеву 29 июня 1824 г. Он прилагает его к тем членам «Зеленой лампы», которые не поддерживали с ним отношений после его высылки из Петербурга. Действительно, многие из его «либеральных» друзей, всячески заявлявших о своей дружбе, когда Пушкин был в Петербурге, весьма холодно отнеслись к его ссылке и быстро забыли его. Пушкин на собственном опыте узнал цену «приятельских» отношений. Но не в этом только разочарование Пушкина. Он жалуется на «потерянную младость», на «измену легкокрылой радости», «предавшей страданью хладное сердце». Источником всего является «пламя страстей». Причина разочарования — не в измене друзей, а в испытании страстями, во внутренней неудовлетворенности. И в дальнейшей лирике Пушкина его петербургский период 1817—1820 гг. почти всегда рассматривается именно с этой стороны. Петербургские страсти рисуются как эгоистическое чувство, разобщенное с полнотой жизненных интересов. От пиров и наслаждений остался горький осадок.

Однако печальное чувство, окрашивающее элегию, не является пессимистическим. И в прошлом, и в будущем Пушкин видит светлое. В прошлом «музы милые мне тайно улыбались». В будущем поэт ждет очищающей страсти:

Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной роскошные края,
С невольным трепетом туда стремлюся я,
                 Сердечной думой упоенный...
И чувствую: в очах родились слезы вновь,
Смущенный дух во мне кипит и замирает...

Это стихотворение, открывающее собой новый, «романтический» период творческой жизни Пушкина, по-новому ставит вопросы индивидуальной психологии. В годы 1817—1820 внимание Пушкина было более обращено на общественные вопросы, и в центре его лирики стояли программные политические стихи с явным налетом рационалистического дидактизма. Темы личных переживаний, отражение сознания современного человека мы находим лишь в отступлениях «Руслана и Людмилы» и в посланиях «минутным друзьям минутной младости» из круга приятелей Никиты Всеволожского. Но нарисованный там портрет современника носит несколько внешний характер. Здесь впервые Пушкин углубляет образ современника, раскрывая его методом самонаблюдения. Анализ скрытых мотивов поведения становится предметом поэзии: личность поэта выдвигается на первый план. Пушкин впервые вскрывает «болезнь века» и тем ставит ту задачу, к которой он вернется в «Евгении Онегине», но уже в совершенно другом плане и с иными методами поэтического изображения.

его чувства обращены к прошлому:

Я вспомнил юных лет безумную любовь
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...

Но, с другой стороны, он обращается к будущему:

Искатель новых впечатлений...

Именно это ощущение душевного распутья и определяет настроение всего стихотворения. Оно построено в форме взволнованного монолога с характерным музыкальным ритмом движения. Повторением стихов поэт разбивает элегию на композиционные части. Первая часть дает как бы описательную экспозицию, с неустойчивым ритмом отдельных строк. Вторая часть — лирический анализ, более ритмически уравновешенный в отдельных тирадах. Замыкается стихотворение теми же стихами, какие были уже дважды произнесены поэтом:

Шуми, шуми, послушное ветрило!
Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

вынести помету «Черное море» в заглавие элегии (при подготовке сборника 1826 г.). Соответствие образов природы лирическому содержанию вообще характерно для поэзии Пушкина (и не только Пушкина). Но в произведениях романтического периода образы природы специфичны: это природа необычная, далекая от природы «туманной родины», природа, взятая в своем интенсивном выражении («угрюмый океан», «роскошные края»), изображаемая обобщенно, только как сопровождение лирического чувства, без живописных подробностей, без натуралистической портретности. Собственно говоря, в данной элегии нет описаний природы, ей уделено несколько скупых слов, но именно то, что данная пара стихов управляет движением всей элегии, тема природы выдвигается на первый план. И на протяжении всего романтического периода эта тема преимущественно выполняет организующую роль, не дополняя рассказа, а сопровождая его. Мы увидим, как изменится роль природы в поэзии Пушкина после его возвращения на север.

Для южного периода лиризм является господствующей чертой в поэзии Пушкина. И данная элегия не представляет собой чего-то отдельно стоящего. В поэмах того же времени мы найдем всё те же компоненты. Эпическое и лирическое начала сливаются для Пушкина воедино.

Примечания

25

Nor care what land thou bear’st me to,
So not again to mine.

Эти стихи Байрона несколько напоминают стихи из элегии Пушкина:

Неси меня, корабль, неси к пределам дальным...

Туманной родины моей.

26 «Сыну отечества» (1820, ч. 65, № 46, стр. 271—272).

Раздел сайта: