Томашевский Б.: Пушкин. Книга первая
Глава I. Лицей.
19. План первого собрания стихотворений

19

Обращение к Жуковскому имело и некоторые личные поводы. Именно Жуковского Пушкин избрал себе в руководители. Батюшков, который был ему ближе по направлению своих стихов, не годился в наставники ни по характеру, ни по тому, что в Петербурге он бывал случайно. Вяземский, с которым, по-видимому, Пушкин с первых же дней знакомства чувствовал себя свободно, был москвич. Оставался один Жуковский, не только крупнейший мастер стиха, но в какой-то мере и предводитель арзамасцев. Те, кто претендовал на руководство в «Арзамасе», — молодые чиновники, делавшие крупную карьеру: Уваров, Блудов, Дашков, Северин — не были поэтами, да и Пушкин ни с кем из них позднее не сблизился. Были они ему чужды и в Лицее (более тесные литературные отношения были у Пушкина и его ближайших друзей с Дашковым).

В начальных словах послания Пушкин просит у Жуковского благословения. Он пишет о том, что его судьба решилась:

Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел.

Можно думать, что дело идет не об одной внутренней решимости, но и о каком-то замысле вполне определенного порядка. Именно к этому времени Пушкин задумал издание своих стихотворений. На рукописи, содержащей текст «Пирующих студентов», он набросал план издания. С этого начинается его подготовка к изданию стихотворений. В каникулы в декабре 1816 г. Пушкин в Петербурге встречается с Жуковским и несомненно беседует с ним о своем проекте. В начале 1817 г. Пушкин сам и его товарищи усиленно переписывают стихи его в особую тетрадь, озаглавленную «Стихотворения Александра Пушкина. 1817». В эту тетрадь переписано 40 стихотворений без особого порядка. Под двумя из них сохранились даты переписки: 8 и 10 марта 1817 г. По-видимому, уже после окончания Лицея Пушкин передал тетрадь Жуковскому, и тот сделал на полях ряд замечаний, потребовавших серьезного пересмотра текстов и состава сборника.

125 и является тем документом, который дает нам представление о задуманном построении первого собрания стихотворений Пушкина. Он озаглавлен «1 часть» и содержит 34 отдельных стихотворения и три общих указания на группы стихотворений: «все пьески», «XV элегий», «эпиграммы и надписи».

Трудно определить точный принцип отбора вошедших в список стихотворений. В нем мы находим как стихи уже напечатанные, так и еще не появлявшиеся в печати, как те, которые находятся в рукописных лицейских сборниках, так и не вошедшие в них. Точно так же и в тетради, куда переписывались стихотворения Пушкина в марте 1817 г., мы находим и упомянутые в списке и не упомянутые там стихотворения. Это, в частности, затрудняет точное отождествление всех названных в списке стихотворений с известными нам текстами лицейской лирики Пушкина, а следовательно, и не дает возможности точно датировать список. По-видимому, он относится к январю 1817 г. Об этом можно судить по следующему. В списке упомянуто два послания Дельвигу. Очевидно, это «Послушай, муз невинных» (1815) и «Блажен, кто с юных лет увидел пред собою». Последнее датируется или концом 1816 г., или началом 1817 г. В своем сборнике стихотворений 1824 г. Пушкин датировал это послание 1817 г. С другой стороны, в списке указано 15 элегий. По-видимому, в число их полностью вошел цикл из девяти элегий, находящийся в лицейском сборнике, известном под названием «Тетрадь Никитенки».126 В таком случае среди этих элегий должна быть и элегия «Опять я ваш, о юные друзья!», написанная в первых числах января 1817 г.

В основном список содержит стихотворения 1815 и 1816 гг. Из стихотворений 1814 г. упомянуто около семи. Любопытно, что ряд стихотворений, уже ранее напечатанных в журналах, отсутствует в списке. Таковы из числа крупных, которые не подходят под рубрики «пьески» и «эпиграммы и надписи», — «К другу стихотворцу», «Кольна», «Казак», «Городок», одно из посланий Батюшкову (вероятно, 1814 г.). Если обратиться к лицейским сборникам, то из них не включены в список «Бова», послание Горчакову, «Осгар», «Эвлега» и др. Из числа переписанных в тетрадь Пушкина не названы «Гроб Анакреона», «Амур и Гименей», «Фиал Анакреона».

Кюхельбекеру (вряд ли это «В последний раз, в сени уединенья», так как прощальные лицейские стихи в список не вошли). Из других нам не известно «Ринальда».

Названия «Оправданная лень» и «Картины» можно отождествить со стихотворениями «Сон» и «Фавн и пастушка». Попытки отождествить послания Трубецкому и Кюхельбекеру со стихотворениями «Городок» и «Другу стихотворцу» мне представляются совершенно недоказательными и произвольными. Эти названия свидетельствуют, что ряд стихотворений лицейского периода остается нам не известным.

признакам, свидетельствующая о влиянии правил классической пиитики. Основную часть сборника составляют «Послания» (вся первая колонка списка — 22 названия). Правда, в этой группе нет твердого единства. Наряду с «высокими» посланиями александрийского стиха мы встречаем здесь характерные для арзамасцев дружеские послания. Сюда же Пушкин включил и сатиру, писанную в форме послания — «К Лицинию». Послание «Друзьям» по своему типу уже приближается к элегиям. Перед нами типическая картина разложения классического жанра. Как часто бывает в периоды подобного распадения единого жанра, род «посланий» в эти годы становится модной формой: внешние признаки послания приобретают стихотворения весьма разнообразного настроения и лирического построения. Это как бы последняя вспышка в жизни данного жанра накануне его исчезновения. В задуманном лицейском сборнике Пушкин ставит раздел посланий на первое место. Однако, если принять во внимание хронологическое распределение этих посланий, то мы увидим, что уже для времени составления списка послания в творчестве Пушкина были оскудевающим жанром: из известных нам посланий 3 приходится на 1814 г., 10 — на 1815, 3 — на 1816 и 1 — на 1817 г. Следовательно, раздел представлен в основном стихотворениями первого периода лицейского творчества (1814—1815) — 13 из 17. Жанр «посланий» вытеснялся другими формами, да и сам приобретал несколько неопределенный характер. Если выйти за пределы списка и обратиться к поздним посланиям, здесь не упомянутым, то перерождение этого жанра станет особенно ясным. Так, в послании Горчакову 1817 г. мы читаем чисто элегические строки:

Вся жизнь моя — печальный мрак ненастья.
Две-три весны, младенцем, может быть,

..

Собственно, такой же элегический характер имеет и послание Дельвигу 1817 г. — своеобразный самоотчет о поэтическом пути. Нет существенного различия между циклом прощальных посланий и, например, «Элегией» (как назвал это стихотворение сам Пушкин) — «Опять я ваш, о юные друзья!».

Вслед за посланиями новый раздел озаглавлен «Лирические». По-видимому, заголовок этот относится только к трем стихотворениям, а затем, затрудняясь в дальнейшей классификации своих произведений, Пушкин перестал их группировать в отделы. Три стихотворения, отнесенные Пушкиным к разделу «Лирические», — «Наполеон на Эльбе», «Воспоминания в Царском Селе» и «Принцу Оранскому». Этот отбор показывает, что слову «лирический» Пушкин придавал узкое значение. В таком узком значении слова «лирическое стихотворение», как уже говорилось, в пиитиках того времени значили почти то же, что ода, хотя и с несколько более свободным пониманием внешней формы. Все три стихотворения объединяет то, что они говорят о важных исторических событиях, связанных с войной 1812 г. и последующими фактами. Они писаны «возвышенным» стилем и, не представляя собой од в каноническом смысле этого слова, носят на себе черты одического построения. С точки зрения жанровых признаков «Наполеон на Эльбе» может быть определен как историческая элегия, «Принцу Оранскому» — торжественная песня, «Воспоминания в Царском Селе» принадлежит к тому же жанру, что «Переход через Рейн» и «На развалинах замка в Швеции» Батюшкова, отнесенные в его сборнике к элегиям. Позднее Пушкин подобные стихотворения условно называл «капитальными».

Вслед за этими тремя стихотворениями перечислены небольшие по объему стихотворения, по своему построению приближающиеся к форме романсов. Таковы по крайней мере «Певец» и «Слеза». К куплетной форме принадлежат и «Истина» и «Усы». По-видимому, по той же причине за ними следуют «Мечтатель» и «Пирующие студенты», написанные по образцу «Певца во стане русских воинов» Жуковского, стихотворения, которое позднее Пушкин называл «пеаном», т. е. тоже песнью. Сюда же относится и приписка: «и все пьески». Вероятно, в число таких «пьесок» Пушкин включал стихотворения вроде «Рассудок и любовь» и т. п.

«XV элегий». Это цикл произведений, писанных почти полностью в 1816 г. Пушкин не перечисляет названий, считая все элегии за единый цикл (это подчеркнуто тем, что число выражено не арабской, а римской цифрой). Опыт циклизации элегий лицейского периода мы имеем в «Никитенковской тетради», составленной, очевидно, в дни, близкие к окончанию Лицея. В эту тетрадь вошло девять элегий в таком порядке: 1) «Опять я ваш, о юные друзья!», 2) «Осеннее утро», 3) «К сну» («Знакомец милый и старинный»), 4) «Любовь одна — веселье жизни хладной», 5) «Месяц», 6) «Счастлив, кто в страсти сам себе», 7) «Разлука» («Когда пробил последний счастью час»), 8) «Друзьям» («К чему, веселые друзья»), 9) «Слово милой».

С достаточной степенью уверенности можно думать, что остальные шесть элегий были: «Я думал, что любовь погасла навсегда», «Я видел смерть; она в молчаньи села», «Пробуждение», «Желание», «Окно», «Наездники».127 Такой список исчерпывает все элегии лицейского периода.

Конец списка менее интересен. После рубрики стихотворных мелочей под названием «Эпиграммы и надписи» следуют два больших стихотворения, которые нельзя было отнести ни к одному из намеченных ранее разделов: «Леда» и «Картины» (т. е. «Фавн и пастушка»). Не эти вещи определяли характер сборника.

— «Послания» — соответствовал началу лирического пути Пушкина, то элегии явились завершением. В это время Пушкин, кроме элегий, почти ничего не писал. И для дальнейшего развития лирики Пушкина элегии сыграли решающую роль, в то время как послания очень скоро отошли на второй план и перестали занимать в творчестве Пушкина сколько-нибудь значительное место.

125 Список с раскрытием его состава напечатан в кн.: Рукою Пушкина, стр. 225—228.

126 См.: Русские пропилеи, т. 6, М., 1919, стр. 57—64.

127 —228. В приведенном здесь списке названо последним стихотворение «Наслажденье». Однако более вероятным можно считать, что в данный цикл Пушкин вводил стихотворение «Наездники», введенное им в цикл элегий в тетради Всеволожского 1819 г.

Раздел сайта: