21
Весной 1817 г. лицеисты стали готовиться к выпуску. Шестилетний курс обучения подходил к концу. Стали думать о своей дальнейшей судьбе. Оканчивающие Лицей направлялись либо на военную, либо на гражданскую службу. Пушкин, друживший с царскосельскими гусарами, давно мечтал о военной службе. Еще в 1815 г. в послании Галичу он писал:
О Галич, время невозвратно,
И близок, близок грозный час,
Когда, послыша славы глас,
Покину кельи кров приятный,
Татарский сброшу свой халат.
Простите, девственные музы!
Прости, приют младых отрад!
Надену узкие рейтузы,
Завью в колечки гордый ус,
Заблещет пара эполетов,
И я — питомец важных муз —
В толпе воюющих корнетов!
Однако родные не поощряли этих намерений молодого Пушкина. В послании дяде 1817 г. Пушкин доказывает преимущества военной службы перед гражданской:
Почтен, кто глупости людской
Решит запутанные споры...
.............
Но что прелестней и живей
Войны, сражений и пожаров,
Кровавых и пустых полей,
Бивака, рыцарских ударов?
Не слишком мудрых усачей,
Но сердцем истинных гусаров?
............
Счастлив, кто мил и страшен миру;
О ком за песни, за дела
Гремит правдивая хвала;
Кто славил Марса и Темиру
И бранную повесил лиру
Меж верной сабли и седла!
Однако свои аргументы Пушкин не считает решающими и соглашается с «друзьями мирной праздности»:
Бог создал для себя природу,
Свой рай и счастие глупцам,
Злословие, мужчин и моду,
Конечно, для забавы дам,
Заботы знатному народу,
Дурачество для всех, — а нам
Уединенье и свободу!
То, что выражено здесь в тоне скептического равнодушия, Пушкин развивает в посланиях к своим товарищам. Такими посланиями обменивались лицейские поэты, прощаясь в последние дни перед окончанием.
В этих прощальных посланиях тверже всего уверенность в том, что единственная карьера, определенно вырисовывающаяся в будущем, состоит в служении поэзии. В меланхолическом тоне элегий говорит об этом Пушкин в послании Горчакову (1817):
Среди толпы затерянный певец,
Каких наград я в будущем достоин
И счастия какой возьму венец?
Но что?.. Стыжусь!.. Нет, ропот — униженье.
Нет, праведно богов определенье!
Ужель лишь мне не ведать ясных дней?
Нет! и в слезах сокрыто наслажденье,
И в жизни сей мне будет утешенье,
Мой скромный дар и счастие друзей.
Поэзия и дружба — вот основная тема прощальных посланий.
В послании «Товарищам» Пушкин равнодушно оценивает любую карьеру:
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Прежде всего Пушкин обращается к тем, кто избирает военную карьеру:
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул —
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул...
Вслед за этим характеризуется гражданская служба:
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя...
И то и другое одинаково не привлекательно:
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора...
Вместо этого Пушкин избирает себе свободу:
Друзья! немного снисхожденья —
Оставьте красный мне колпак...
В посланиях Пущину и Кюхельбекеру Пушкин пишет о дружбе:
... но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О милый, вечен он!
(«В альбом Пущину»).
... где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
Святому братству верен я!
(«Кюхельбекеру»).
Позднее, в Михайловском, в 1825 г. Пушкин повторил эту клятву верности:
Куда бы нас ни бросила судьбина
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(«19 октября»).
Выпуск из Лицея состоялся 9 июня 1817 г. Лицеисты прощались друг с другом при пении гимна, написанного Дельвигом:
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку
Быть может, здесь сроднила нас!
Друг на друге остановите
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу, с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде — да, неправде — нет,
— гордое терпенье,
А в счастьи — всем равно привет!