Томашевский Б.: Пушкин. Книга первая
Глава II. Петербург.
21. Драма

21

Наряду с комедиями и трагедиями в репертуаре тех лет твердо держалась драма. Этим именем назывались весьма различные произведения, не подходившие под определение трагедий и комедий. Но чаще всего название это прикреплялось к сентиментальным пьесам из жизни «простых людей». Типичным образцом таких драм были две пьесы Н. Ильина — «Лиза или Торжество благодарности» (впервые поставлена в 1802 г.) и «Великодушие или Рекрутский набор» (1803 г.). Несмотря на то, что драмы эти были написаны в начале века, они не сходили со сцены и в годы жизни Пушкина в Петербурге. Подобно тому как идейная бессодержательность современных комедий удерживала в репертуаре такие общественно-сатирические произведения, как «Великодушный секретарь» Судовщикова, несмотря на то что пьеса эта явно устарела, точно так же и драмы Ильина удерживались потому, что в современном репертуаре не находили ничего равноценного. Устаревшие драмы Ильина по крайней мере отвечали потребности зрителей услышать со сцены важные и содержательные слова, хотя бы они и облекались в несколько наивную и старомодную форму.

Драма Ильина относилась к «чувствительному» роду. Зрители проливали слезы, созерцая страдания, которым подвергались добродетельные герои. Впрочем, счастливая развязка доставляла подлинное удовлетворение и позволяла уйти из театра в успокоенном состоянии.

«Лиза, или торжество благодарности» рассказывала о любви дворянина к крестьянке (в последний момент оказывающейся не крестьянкой) и о всех бедствиях, какие навлекало на любовников неравенство их положений. Этот вопрос о неравном браке и о равенстве всех, независимо от состояния, перед лицом чувства волновал современников. Самая жизнь ставила подобные вопросы на разрешение. Так, в 1816 г. однофамилица Пушкина, племянница пресловутого генерала Карра, опозорившего себя в действиях против Пугачева и позднее убитого своими крестьянами, бежала из дому с крепостным своей тетки, к тому времени овдовевшей. Чета поселилась в Калуге, где нищенствовала. В судьбе Пушкиной принимал участие Вяземский. Вот в каких выражениях он писал об этом А. И. Тургеневу 29 июля 1817 г.: «...Заслужи прощение устройством судьбы четы несчастной и сожаления и даже, вопреки восклицаний беззубых бригадирш, уважения достойной. Жена, особливо же пожертвовав почестями для истинной чести и не постыдившаяся соединиться в глазах света с человеком, которого она однажды полюбила, дала пример твердости и великодушия необыкновенного...».180

Особенностью драм Ильина являлось то, что в число действующих лиц введены были крестьяне. В комедиях и комических операх крестьяне выводились еще в XVIII в. (Аблесимов, Попов), но в серьезных пьесах драматурги избегали персонажей «низкого состояния». Крестьяне Ильина еще сильно идеализированы и идилличны, но иначе в те годы они не могли бы попасть на сцену. В этом отношении особенно примечательна драма Ильина «Великодушие или рекрутский набор». Все действующие лица драмы, кроме подьячего Поборина, — крестьяне и, за исключением бурмистра Бориса, добродетельны. В драме мы видим картины самопожертвования и высокого понимания чести. В предисловии к изданию драмы автор доказывал, что пьеса его ни в чем не противоречит действительности. Он ссылался на действительный случай, якобы положенный в основу пьесы, и на упрек рецензента «Северного вестника» в том, что «логика крестьян в иных местах превышает их состояние», отвечал: «Что же касается до 6 явления второго действия, в котором Герасим защищает земледелие, логика Герасима превышает ли его состояние, отдаю на беспристрастный суд тех, которые имели случай говорить с умными крестьянами».181 Успех пьесы автор приписывал «натуральной игре» артистки, исполнившей роль старой крестьянки.

Не лишена драма и сатирического элемента. На сцену выведен приказный Земского суда, взяточник и плут Поборин, подбивающий бурмистра на незаконные и несправедливые поступки. Подьячий изобличен, крестьяне отказываются исполнять его распоряжения: «Ты видно такой же злодей, что наш бурмистр. Так знайте вы оба, пока я жив, пока очи мои не сомкнулись, не посмейте ни одного бедного обидеть в нашей волости; а коли хотите, так пришибите наперед меня, да так, чтоб я и не очнулся: а до тех пор не допущу разорять сирот» (речь старого крестьянина Абрама). Когда плутни Поборина обнаружены, Абрам ему говорит: «Что ты плут! Бросьте его, ребята! Вон, злой дух! но с тем, чтоб в нашу деревню ни ногой! (Мужики выталкивают Поборина». Правда, эта картина крестьянского возмущения смягчена речами о доброте и справедливости царя, но впечатление неправды, творимой чиновниками над крестьянами, остается. Замечу, что во избежание осложнений, какие могли возникнуть при подобном изображении крепостного мужика, Ильин изображает героями крестьян экономической волости.

Произведения, подобные драмам Ильина, считались пьесами, наиболее подходящими для народного репертуара. Гнедич, проповедник народного театра, высоко ценил воспитательное значение «Великодушия».182

для непритязательного зрителя, у Пушкина и театралов его круга составилось решительно отрицательное отношение. Позднее Пушкин писал: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Всё это смешно, как мелодрама» («Опровержение на критики», 1830). Говоря о слабой повести Аладьина «Кочубей», Пушкин упоминает «утонченные ужасы, годные во французской мелодраме» (предисловие к первому изданию «Полтавы»).

Переводные мелодрамы Пиксерекура «Обриева собака», «Вавилонские развалины», «Виктор или дитя в лесу» и т. д. именно в эти годы часто появлялись на сцене. Вместе с «историческими» и «романтическими»драмами это были пьесы, в которых главная роль отводилась театральному механику, и бедность драматического содержания восполнялась балетными сценами, сражениями и т. д. По поводу мелодрамы «Виктор или дитя в лесу» Барков в театральном отчете, читавшемся в «Зеленой лампе», писал: «Гостинодворская публика приучила актеров выбирать для бенефисов подобные пьесы. Не нужно говорить о нелепости плана и хода драмы. До сих пор она была сносна сражениями, но последний раз и они не удались».183

К этому же роду примыкали и сентиментально-слащавые драмы Коцебу и его подражателей. В «Истории села Горюхина» Пушкин изображает Белкина юнкером, попавшим в Петербург в 1820 г., и рассказывает, как он ежедневно ходил в театр в галерею 4-го яруса. «Всех актеров узнал по имени и страстно влюбился в **, игравшую с большим искусством в одно воскресенье роль Амалии в драме ».184

Это были те же мелодрамы, но без пышной постановки. К этим постановочным пьесам приближались и волшебные оперы.

Оперная труппа в эти годы не отличалась крупными силами. Лучшей певицей считалась Нимфодора Семенова, производившая больше впечатления на зрителей своей красотой, нежели голосом и игрой. Для исполнения больших опер сил явно недоставало. Ставились преимущественно комические оперы, где диалог перемежался с пением и в исполнении которых принимали участие как оперные, так и драматические актеры.

Оперы исполнялись также и немецкой труппой, игравшей в Петербурге, и труппой французских актеров. Репертуар этих трупп недостаточно известен. Французская труппа, по-видимому, исполняла преимущественно водевили, легкие комедии, немцы ставили и более серьезные пьесы. Но у нас нет почти никаких данных о том, часто ли посещал Пушкин спектакли этих трупп и каково было его отношение к ним. Все дошедшие до нас сведения говорят об интересе Пушкина только к русскому театру.

180 Остафьевский архив князей Вяземских, т. I, стр. 76.

181 Н. Ильин. Великодушие, или рекрутский набор. М., 1804, стр. IX.

182 «Записок современника» С. П. Жихарева (стр. 467, запись 9 апреля 1807 г.).

183  5.

184 «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу была возобновлена после многолетнего перерыва только во вторник 20 апреля 1820 г. Это был единственный раз, когда Пушкин мог видеть эту драму на русской сцене. Роль Амалии — маленькой девочки — исполняла воспитанница Монготье, впоследствии одна из первых исполнительниц роли Лизы в «Горе от ума». По свидетельству Р. Зотова, «воспитанница Монготье... ». Она вышла замуж за Д. Н. Федорова, инспектора театральной школы.