Сурат И. З.: Портрет


ПОРТРЕТ

В июле 1828 года, в пору увлечения графиней Аграфеной Федоровной Закревской1 Пушкин написал стихотворение:

Портрет

С своей пылающей душой,
С своими бурными страстями,
О жены Севера, меж вами
Она является порой
И мимо всех условий света
Стремится до утраты сил
Как беззаконная комета
В кругу расчисленном светил.

Как следует понимать его название? Ужели Пушкин решил таким образом подсказать читателю, что он создал поэтический портрет своей героини? Обычно так и понимают, но если вдуматься, это довольно странно и не вполне характерно для Пушкина. Смысл названия раскрывается по-иному, если связать стихотворение с давно известными фактами.

Осенью 1828 года в рукописи «Полтавы», на полях чернового текста первой главы Пушкин нарисовал фигуру женщины в полный рост: она стоит, скрестив ноги, опершись локтем о высокую тумбу — лица почти не видно, но сама фигура более чем выразительна23, о котором племянница Закревской М. Ф. Каменская рассказала в своих воспоминаниях: «... Закревская была очень хороша собой, что доказывает ее портрет, написанный знаменитым тогдашним портретистом Дау. Этот удивительный портрет принадлежит внучке ее, графине Гори. Тетка моя изображена на нем в голубом бархатном платье

Сурат И. З.: Портрет

Рисунок в рукописи «Полтавы».

Александровского времени с короткой талией и в необыкновенных жемчугах. И глядя на него теперь, всякий скажет, что графиня Закревская смолоду была красавица»4.

Портрет был написан в первой половине 1820-х годов; в 1827-м Е. И. Гейтман сделал с него искусную литографию, хранящуюся ныне в фондах Государственного музея А. С. Пушкина в Москве5— его местонахождение было неизвестно вплоть до 1997 года, когда он был выставлен на аукционе Сотби. Пушкинский рисунок повторяет не литографию с ее зеркальным изображением, а оригинал, который поэт мог видеть в доме Закревской, бывая у нее в 1828 году.

Скорее всего портрет Доу и вдохновил Пушкин на одно из его стихотворений о Закревской. Такое предположение позволяет уточнить его жанр — это «стихи к портрету». Условный жанр, распространенный в поэзии конца XVIII — начала XIX века, развился у Пушкина в искусство емкой психологической и исторической характеристики: «К портрету Чаадаева» (1821), «К портрету Вяземского» (1820), «К бюсту завоевателя» (1829), «Полководец» (1835) — в этот ряд вписывается и стихотворение о Закревской. Портрет Доу, высоко ценимого Пушкиным, запомнился, чем-то поразил, что-то высветил для него, наверное, в предмете его увлечения — и зрительное впечатление дало импульс сначала стихам, потом рисунку. Набросок в рукописи «Полтавы» говорит о том, что Пушкина на портрете Доу привлекла поза Закревской — свободная, слишком свободная для светской женщины. Пушкин своим рисунком эту позу утрирует, стилизует, придает ей какое-то символическое значение. В стихах тоже на первом плане тема свободы от светских условностей, выраженная сравнением героини с «беззаконной кометой». Можно думать, что эта тема навеяна не только общением с Закревской, но и ее изображением на портрете Доу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сводку сведений о Закревской и о ее отношениях с Пушкиным см.: Пушкин. Письма. Т. II. М. — Л., 1928. С. 304—307 (комментарий Б. Л. Модзалевского).

2 Воспроизведение рисунка см.: Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. М., 1983. С. 202.

3 —205.

4 —257.

5 См.: Московская изобразительная пушкиниана. М., 1986. С. 143.

Раздел сайта: