Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина
А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор

II. СИНХРОНИЧЕСКИЙ ОБЗОР

§ 4. Системы

Сообразно с вышесказанными определениями, мы различаем у Пушкина пять фонических систем: 1) силлабо-тоника, 2) логаэды, 3) дольники, 4) рифмированная (сильно ритмизованная) проза и 5) аритмическая проза.5

Последняя система не входит в круг нашего рассмотрения. Отметим только ориентировочно ее объемный вес по отношению к другим системам, учитывая только художественную прозу, т. е. повести и драматические отрывки (без писем и исторических сочинений). Так как средний объем стиха составляет приблизительно 25 печатных знаков, то получаем:  

Художественная проза

Остальные системы

ок.

ок.

994000

996000

печ.

»

знаков

»

Итак, творчество Пушкина делится поровну между прозой и стихами.

Внутри фонически обработанной речи системы располагаются следующим образом (см. табл. I).

Таблица I 

Силлабо-тоника

Логаэды

Дольники

Рифмованная проза

38343

100

1227

189

стиха

»

»

»

96,2%

0,2%

3,1%

0,5%

Итого

39859

стихов

100,0%

Итак, Пушкин — поэт силлабо-тонический. На остальных системах он только пробовал силы: это — опыты, свидетельствующие о широте его ритмического диапазона, но не составляющие основы его ритмоошущения. Неудовлетворенность силлабо-тонической традицией сказывается на разнообразии дольников, образцы для коих Пушкин ищет то в русской народной эпике, то в лирике, то в Востоковских подражаниях сербскому стиху (см. табл. XXXIX—XL); но только последний стих его сколько-нибудь удовлетворяет, и то лишь в применении к определенной тематике.

§ 5. Стих

а. Размеры

Пушкин пользовался в общей сложности 24 размерами.6

[22bis]

Таблица II
 

Годы













2ам

3ам

4ам

1ан

2ан

3ан
Логаэды
Доль
ники
(3 вида)
Риф
мов.
про
за
?
Всего
Гекс.
Пент.
1814
1815
1816
1817
1818
1819
1820
1821
1822
1823
1824
 
1825
 
1826
1827
1828
1829
1830
1831
1832
1833
1834
1835
1836
30-е гг
?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
30
21
 
 
 
  7
 
  4
 
 
18
 
37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  5
189
362
 32
 68
 
  8
  8
 52
 38
 
119
 
156
 
 94
 52
205
202
175
996
140
739
234
233
  3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6
 
13
30
 
  1
  2
 
 
17
 
  9
 
 1
 
 
 
  4
10
 
  4
 
  1
 
 
  1
611
374
286
  7
 
 12
 
107
 27
  9
  7
 
107
 
 
 
 
 
 
 
 
 11
 
  6
 599
 683
 563
1166
 892
1153
1205
1152
1094
1500
1926
 
1684
 
1498
 828
2352
 631
 780
 493
  35
1010
  5
 294
  26
 
  36
 
  61
 441
 123
  23
  82
  36
 642
  20
  37
  54
 
1802
 
  38
  83
  10
  86
1740
 
 
 444
  21
  72
  77
402
210
217
210
 66
 
 99
340
148
 93
170
 
304
 
  9
 29
 28
 88
 221
  23
  57
 670
  10
 153
 146
 12
 84
 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 10
 
 
 
 
 
 4
 
 
 
 
 
 
  2
 
 
 
 
 
20
 
 
16
 
 
  5
 
12
 
 
 
 
 
 
34
 
 
 
  9
 
 24
 
 
 
 
 32
 
 80
 
 36
 
  5
 
 
 
 
 24
 
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
 2
 
 
 
20
 
 
 
 
 
 8
 2
15
 2
 
48
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1
 
 
24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
18
 
 
 
 
 
 7
 
 2
13
 
 
18
 
 2
 9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2
13
 
 
 5
 
 
 9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 7
 
 
 
67
 
60
 
84
 
745
228
 
 36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
189
 
 
 
 4
 1
 
 2
 5
 1
 
 5
 
 
 
 
 
 
 2
 
 
 
 1
 7
2394
1844
1601
1578
1003
1334
1382
2302
1459
1657
2389
 
4107
 
1706
1005
2668
1059
3061
1708
 977
3215
 277
 810
 281
  3
  36
 
Всего
 
4
 
1
 
125
 
4105
 
3
 
6
 
93
 
1584
 
21605
 
6443
 
3754
 
138
 
62
 
55
 
213
 
2
 
97
 
25
 
69
 
31
 
1127
 
189
 
28
 
39859
 
 

Однако не все эти размеры употребляются самостоятельно: некоторые из них встречаются только в сложных строфах, в соединении с другими размерами. 

 

Относительный вес отдельных размеров показан в нижеследующей таблице:  

Таблица III
 
Хореи
Ямбы
Трехсложные
размеры
1х   .....  0,01
2х   .....  0,01
3х   .....  0,32
4х   ..... 10,30
6x   .....  0,01
1я   .....   0,02
2я   .....   0,23
3я   .....  
4я   ..... 54,12
5я   ..... 16,20
6я   .....   9,44
2д   .....  0,34
2ам  .....  0,16
3ам  .....  0,14
4ам  .....  0,52
1ан   .....  0,01
2ан   .....  0,24
3ан   ..... 
10,6%
4239 стихов
84,0%
33485 стихов
1,5%
592 стиха
Логаэды
Дольники
Рифмованная
проза
?
Гекс...  0,18
Пент ..  0,18
3,09
0,46
0,07
0,2%
100 стихов
3,1%
1227 стихов
0,5%
189 стихов
0,1%
28 стихов
 

Общеизвестный факт, что Пушкин — ямбический поэт, получает, таким образом, точное численное выражение — 84%.

Вообще, четыре основных размера (4я, 5я, 4х, 6я) обнимают 90% всего творчества Пушкина.

При распределении этих размеров по основным жанровым группам получаются следующие цифры:

Таблица IV 

Размеры

Поэмы7

Драмы


жанры

Всего


Ямбы
 

Другие размеры

14352 ст.

88%

2439 ст.

12%

3345 ст.

100%


15788 ст.

80%

3935 ст.

20%

33485 ст.

 

6374 ст.

Итого8

16791 ст.

42%

3345 ст.

8%

19723 ст.

50%

39859 ст.

Распределение ямбов по трем жанровым группам дает такую картину (см. табл. V).

Таблица V 

Размеры

Поэмы

Драмы

Мелкие

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12499 ст.

87%

11287 ст.

9%

616 ст.

4%

 

 

 

 

 

 

 

 

3345 ст.

100%

6 ст.

0%

93 ст.

1%

1584 ст.

10%

9156 ст.

57%

1811 ст.

12%

3138 ст.

20%

 6

 

 93

 

1584

 

21605

 

6443

 

3754

Всего

14352 ст.

3345 ст.

15788 ст.

  33485 ст.

Эти данные впредь до получения сравнительного материала не представляют ценности, но из них вытекает ряд вопросов, касающихся в особенности лирических жанров:

Во 1-х: типичны ли пушкинские пропорции для всего XIX века?

Во 2-х: каковы пропорции ямбов у поэтов XVIII и XX века?

В 3-х: как меняются взаимоотношения отдельных ямбических размеров из поколения в поколение?

Нормальная длина «ко́лона» в русской речи, по-видимому, колеблется между 3 и 4 ударами, т. е. после трех или четырех тонических тактов обычно наступает передышка (пауза). Это наблюдение сделано нами над разными текстами рифмованной прозы, в которой деление на отрезки выступает явственнее, чем в нерифмованной.9 Также и русские тонические стихи большею частью 3- или 4-ударны (былинный стих и огромное большинство дольников). Итак, не приходится удивляться, что и в русской силлаботонике преобладают 4- и 5-стопные двухдольные размеры, ибо 4-стопные 3- или 4-ударны на 90%, а 5-стопные — на 80%. Пушкин, значит, отражает лишь нормальный ритм русской речи: его рифмованная проза на 80% 3- и 4-ударна; огромное большинство дольников 3-тактны.

Уже из таблицы размеров (табл. II) явствует, что 4-стопные стихи составляют основную массу: среднее арифметическое стопности — 4, 2 стопы. Итак, четырехстопный (двухдольный) стих — это стих «средней длины», остальные — «длинные» или «короткие». В трехдольных размерах — такое соотношение: почти все 3-стопные одновременно и 3-ударны, а потому являются для Пушкина «средними», 4-стопные трехдольники — «длинными». «Длинны» также гексаметры и пентаметры. Дольники, в большинстве 3-ударные, и рифмованная проза — со средней тоникой в 3,4 удара — стихи «средней длины».

Разделив стихи по этому признаку, получаем:

Таблица VI 

Жанры

Короткие
стихи

Средние
стихи

Длинные
стихи

?

Всего

Поэмы

 

Драмы

 

Мелкие жанры

 

 

2112 ст.

11%

14888 ст.

89%

 

12318 ст.

63%

1903 ст.

11%

100%

5625 ст.

26%

 

 

28

16791

 

3345

 

19723

Всего10

2112 ст.

5%

27206 ст.

68%

10513 ст.

27%

28

39859

И эти цифры тоже приобретут настоящую ценность лишь по сравнению с соответствующими данными для других поэтов, в особенности поэтов-лириков. Пока отметим только уклон в сторону длинных стихов даже в мелких жанрах.

в. Вольные стихи

α) Вольные ямбы (ВЯ) (см. табл. VII)

Исследования Л. И. Тимофеева и М. П. Штокмара («Ars poetica», II, М. 1928) показали, что эволюция стопности ВЯ в XVIII и XIX веках выявляет (при многих индивидуальных отступлениях) следующие основные тенденции.

1) Количество 6-стопных постепенно падает: в XVIII веке они в среднем обнимают около 55%

Таблица VII 

Стопность вольных ямбов

Число стоп в стихе

Число стихов

Процентные отношения

2

4

 0,2

 

34

  2,1

4

649 

  39,6

5

163 

  10,0

6

764 

  46,6

Дефект.

24

  1,5

Всего  .......................  1638 стихов

всех ВЯ, у ближайших современников Пушкина эта цифра падает уже ниже 50% (Крылов — 42, Измайлов — 46,4, Грибоедов — 44,5). В этом отношении Пушкин, значит, идет за своим веком.

2) 3-стопные, довольно распространенные в XVIII веке (в среднем около 18%), в XIX веке начинают выходить из моды и обнимают в среднем около 7% ВЯ (Крылов — 8,5, Измайлов — 13, Грибоедов — 3,2). Пушкин в этом пункте, стало быть, сильно прогрессивен. 

 

 Измайлов

 Крылов

 Грибоедов

 Пушкин

 Лермонтов

4-стопные

32,5%

28,8%

34,2%

39,6%

23,3%

4,5%

15,7%

16,7%

10,0%

47,0%11

3) За счет 3- и 6-стопных разрастаются сперва 4-стопные, а затем (приблизительно со времени Лермонтова) — 5-стопные.

Напрашивается вопрос: насколько преобладание того или иного размера в ВЯ связано с предпочтением, которое данный писатель вообще оказывает этому размеру. Для Пушкина и Лермонтова такую связь как будто можно установить, если сравнить между собой большие поэмы обоих писателей. 

Поэмы

Другие
размеры

Всего

Пушкина

 

Лермонтова

12707

75,8%

9513

67,9%

1287

7,6%

3933

28,2%

616

3,6%

2166

13,0%

545

3,9%

16776

13991

Здесь царит, значит, приблизительно такое же отношение, как в ВЯ.

Помимо вариации размеров, ВЯ отличаются друг от друга также более или менее пестрым расположением, что побудило М. П. Штокмара (ук. соч., стр. 118—119) разделить их на «урегулированные» и «неурегулированные». Чем больше эквиметрических (равных по размеру) стихов идет под ряд, тем менее «вольным» является ямб. Такие рядом стоящие равностопные стихи образуют так называемые «гомогенные группы»; число и величина (количество стихов) таких групп определяют «степень вольности» ямбов. «Коэффициент урегулированности» получается из отношения числа стихов к числу групп.

Таблица VIII 

Гомогенные группы в вольных ямбах12

Стихов в группе

Групп

Групп

Стихов в группе

Групп

1

2

3

4

5

6

7

289

125

73

 33

  9

 12

  4

8

9

10

11

12

13

14

8

2

3

1

3

1

1

15

16

25

35

64

1

1

1

1

1

Групп... 568  Стихов. 1366

Коэффициент.... 2,413

Самые большие гомогенные группы встречаются в стихотворениях: «Наполеон на Эльбе» (25), «Торжество Вакха» (35), «Андрей Шенье» (64), а равно и в отрывке «Клеопатра» (29, 36). Коэффициенты урегулированности варьируют по отдельным стихотворениям (кроме «Клеопатры») от 1,2 до 4,5, а без фрагментов — от 1,3—4,2 («Шишкову»).

Таблица VIIIа 

Коэффициент урегулированности

Число стихотворений

То же без фрагментов

1—1,9

22

15

2—2,9

35

31

3—3,9

5

4

4—4,9

4

3

11,0

1

— элегиях, посланиях, эпиграммах.14 От современных ему ВЯ в драме (Грибоедов) и басне (Крылов) пушкинский ВЯ отличается бо́льшей урегулированностью. 

Лирика

Пушкин   ...  2,4

Лермонтов 2,1

Драма

Грибоедов. 1,6  

Лермонтов. 1,715

Басня

Крылов ... 1,5

Из этих цифр мы не делаем никаких выводов, ибо их слишком мало; мы только указываем один из путей, по которому может пойти исследование этих жанров.

β) Прочие вольные стихи

1) Вольные хореи (ВХ) находим в эпиграмме «К Смирдину как ни зайдешь» (1836): 1—3х и 3—4х, всего 4 стиха.

2) Вольные амфибрахии (ВАм) — в «Вакхической песне» (1825) 2—2ам, 9—3ам, 5—4ам, всего 16 стихов.

γ) Дольники

Подробные данные — см. Приложение, таблицы XXXIX—XLI.

§ 6. Каталектика

а. Клаузула и ударение

Таблица IX 

Клаузулы

Мужские ( Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор)

Женские ( Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор )

Дактилические ( Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзорМетрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор )

Гипердактилические ( Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзорМетрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзорМетрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор )

Дефектные и сомнительные

Число стихов

19098

20284

383

11

83

%

47,9

50,9

0,9

0,1

0,2

Всего

39859

100,0

По размерам эти клаузулы распределяются так: (см. табл. X):

Таблица X 


Размеры


Мужские


Женские

Дакти
личе
ские

Гипер

личе
ские

Дефект
ные


Всего

2ам

3ам

4ам

1ан

2ан

3ан

Гекс.

Пент.

Дол.

Р. пр.

  ?

 

 

64

1867

2

6

59

669

11268

2880

1819

60

28

4

176

 

38

25

 

31

45

57

4

1

33

1961

1

 

32

908

10318

3555

1925

78

24

51

37

 

59

 

69

 

1104

124

 

 

28

273

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

68

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

9

 

 

 

4

 

 

2

7

19

8

10

 

4

 

 

 

 

 

 

 

1

 

28

4

1

125

4105

3

6

93

1584

21605

6443

3754

138

62

55

213

2

97

25

69

31

1227

189

28

Всего

19098

20284

383

11

33

39859

Анализ таблиц дает следующие результаты:

1) Мужские и женские почти уравновешиваются; никакого предпочтения обнаружить нельзя.

2) Небольшое преимущество женских (1186 стихов) падает главным образом на дольники «Песен западных славян» (973 ж. ст). Этот размер Пушкин взял из переводов Востокова, который считал сербский «десетерац» женским стихом.16

3) Преобладание женских в 5я (675 стихов) следует отнести главным образом за счет драм.

4) Преобладание мужских в 4я на 950 стихов главной массой ложится на «Евгения Онегина»: в онегинской строфе — ababccddehhekk — 8 мужских на 6 женских; в 374 строфах преобладание мужских выражается в цифре 748 стихов.

б. Клаузула и рифма

Эвфонические вопросы интересуют нас только в связи с ритмическими. В частности, мы сообщаем данные о взаимоотношении рифмы и клаузулы, не касаясь качества, размеров и видов рифмы (см. табл. XI).

Белые занимают 13,7% всех стихов (это дает численное выражение любви Пушкина к рифме). Преобладание женских подтверждает сказанное выше (§ 6а, 2, 3) относительно версификации «Песен западных славян» и драм. Все это — 5я и дольники.

Дактилические окончания белых стихов составляют 333 стиха, т. е. 86% всех дактилических клаузул.

По размерам белые стихи распределяются согласно таблице XII.

Таблица XI 

 


 

 

Женские

 

Дактилические

 

Гипердактилические

 

Дефектные

Рифмованные

Белые

Всего


17449 

43,8%

16753 

42,1%

  20

0,1%

  2

 


1649 

4,1%

3531 

8,8%

  363

0,8%

  9

 


19098

47,9%

20284

50,9%

  383

0,9%

  11

0,1%

  83

0,2%

 

34224

86,0%

5552

13,7%

39859

100% 

Таблица XII 

Размер
белых
стихов

Число
стихов

Размер
белых
стихов

Число
стихов

Размер
белых
стихов

Число
стихов

6x

1

30

418

1

ВЯ

42

146

3524

16

41

2ам

2ан

Лог.

Дол.

17

10

100

1206

Всего  ..................... 5552

в. Клаузула и строфа

В строфах со смешанными клаузулами (т. е. с перемежающимися мужскими, женскими и прочими окончаниями) наблюдается интересная тенденция заканчивать строфу мужским стихом: из 5212 строф 3568, т. е. около 68%, заканчиваются таким образом.

Из 76 строфических типов, служащих для построения целых (равнострофических) стихотворений (см. табл. XVIII) 50 оканчиваются мужским стихом и всего 20 — женским.

В соответствующих друг другу излюбленных формах четверостиший преобладают мужские завершения:  

abab     1881 строфа

baba   ......   850 строф

baab   .....   539 строф

abba   .....   408 строф

§ 7. Строфа

a. Строфические виды

Из 39859 стихов 34204 стиха, т. е. около 85%, включены в строфы17 (мы будем их называть строфическими), и всего 15% — астрофичны. Среди строф мы различаем:

1) Простые — построенные без систематического чередования разных размеров. Среди них различаются: а) монометрические — состоящие из стихов одного размера, и б) полиметрические — состоящие из вольных стихов.

2) Сложные — в коих размеры систематически чередуются. Они в свою очередь делятся на:

а) состоящие из разных размеров одного ритма (например, из 3я и 4я), и

б) полиритмические — состоящие из стихов разных ритмов (например, 3х, 2ам, 3х, 2ам).

Полный список этих видов дан в III разделе индекса.

Таблица XIII 

 

Простые строфы.

 

  а) монометрические

 

  б) полиметрические

 

Сложные строфы.

 

  а) моноритмические

 

  б) полиритмические

Число строф

Число стихов

8621

97%

8171

92%

 450

 5%

 278

 3%

 240

2,6%

  38

0,4%

32800

 

31178

 91%

 1622

  5%

1404

  4%

1316

 3,8%

  88

 0,2%

Всего ...  8899 строф 34204 стихов

По размерам эти строфы распределяются так (см. табл. XIV):

Таблица XIV 

Размер

Число
типов

Число
строф

Размер

Число
типов

Число
строф

ВХ

5

26

1

1

9

34

111

52

16

15

1359

1

1

14

329

4403

657

1197

ВЯ

2ам

4ам

ВАм

2ан

Дол.

Р. пр.

Слож

37

8

4

4

5

3

3

5

28

444

35

10

38

5

9

10

94

278

Всего: Число типов .. 352. Число строф .. 8899

неравнострофических поэм ранних периодов; в более зрелом возрасте, как увидим ниже, поэт в этом отношении становится умереннее.18

б. Длина строф

По количеству стихов строфы располагаются нижеследующим образом:

Таблица XV 

Число
стихов

Число
типов

Число
строф

Число
стихов

Число
типов

Число
строф

2

3

4

5

6

7

30

18

60

78

63

39

3701

32

3725

504

225

94

8

9

10

11

13

14

38

9

10

1

2

4

204

9

25

1

2

377

Итого: Число типов  ...  352 Число строф  ...  8899

Дистихи и тетрастихи сильно преобладают, а к ним присоединяются еще 374 14-стишных онегинских строфы (онег. стр.) Эти три вида обнимают 27676 строк, т. е. 81% всех строфически оформленных стихов.

Тристихи большею частью не что иное, как дефектные строфы.

Средняя длина строфы — 3,9 стихов.

в. Расположение рифм

Все четыре возможных: вида расположения у Пушкина представлены на табл. XVI.

Таблица XVI 

Расположение рифм

Типы

Строфы

Сплошные рифмы
     (aa, bb, gg, aaa, bbb, bbbb)


    (abab, ababab, ababadad и т. п.)

Охватывающие
    abba, baaab и т. п.)

Смешанные
( и т. п.).


40 


67 


24 


 


3717


2921


956


1305

Всего

 

8899

Наиболее распространенные типы:  

 Сплошные

Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор

aa

Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор

1924

Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор

3х, 4х, 3я, 4я, 5я, 6я, ВЯ, 2д,
4ам, вам, дол., р. пр.

bb

1791


ВЯ, 4ам, ВАм, 2ан, р. пр.

 Перекрестные

 Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор

abab

 Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор

1881

 Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор

3х, 4х, 2я, 3я, 4я, 5я, 6я, ВЯ,
2д, 2ам, сл. стр. №№ 1, 3, 4, 7, 9, 10, 26

baba

850


ВАм, сл. стр., №№ 2, 5, 6, 8, 11

  Охватывающие

Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор

baab

Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор

539
 

Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина А. Статистический обзор. II. Синхронический обзор

4х, 2я, 3я, 4я, 5я, 6я, ВЯ, 2д,
ВАм

abba

408


ВАм

  Смешанные   ababccddehhekk  374 (4я)

§ 8. Метрическая композиция

а. Длина стихотворения

Общая длина стихотворений варьирует от 2 до 5258 стихов («Евгений Онегин»). Если же мы исключим сверхдлинные (т. е. драмы, поэмы и описательный фрагмент «Городок»), то диапазон вариации будет: от 2 до 220 стихов («Сон»). Средняя длина стихотворения — около 26 стихов.

Огромное большинство стихотворений написано либо одним размером либо одним определенным видом сложных строф. Только 8 стихотворений состоят из частей, написанных разнотипными строфами; мы их назовем сводными стихотворениями. Список их помещен во II разделе индекса. Обнимают они 224 стиха.

По строфическому составу

Таблица XVII 

Стихотворения

Число
стихотворений

%

Астрофические

Однострофические

Равнострофические

Сводные

61

320

96

317

  8

ок. 7

» 40

» 12

» 40

» 1

  Всего

802

 

Равнострофические и неравнострофические стихотворения одинаково часты, но последние в среднем больше по объему.

Астрофизм редок: это главным образом драмы (3345 стихов) и дольники (1219 стихов).

При композиции равнострофических стихотворений

Таблица XVIII 



Виды строф

Число
стихо

ний

Число
стихов



Виды строф

Число

творе
ний

Число
стихов

 

1

2

 

3

4

5

6

7

8

9

3x

abab

ababccb

aa, bb19

abab20

baba

αδαδ

aabccb

ababccdd

abbaddcchh

 

2

1

 

8

42

3

1

2

1

1

 

36

21

 

1664

1161

32

112

113

24

30

 

10

11

 

12

13

14

15

16

17

18

abab

ababccdd

abab

baab

baba

abaab

ababa

babba

 

4

1

 

5

70

2

16

3

1

1

 

88

32

 

53

1218

28

377

65

15

15

Продолжение табл. XVIII 



Виды строф

Число
стихо

ний

Число
стихов


Виды
строф

Число

творе
ний

Число
стихов

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

 

29

30

31

32

33

34

35

 

36

37

38

aabccb

abbccb

babadd

bbadad

ababcdcd

ababccdeed

babaddchch

ababccddehhekk

abab

baba

abbadd

ababcdcd

baabcdcd

bababadd

aa, bb

abab

baba

1

1

1

1

2

1

2

2

1

3

 

8

4

2

1

1

2

1

 

53

1

1

30

12

48

18

60

84

120

60

90

5236

 

83

46

102

32

48

216

320

 

1849

88

16

 

39

40

41

 

42

 

43

44

 

45

46

47

48

 

49

50

 

51

 

—7621

Вя

aa, bb

abab

baba

abab

2ам

abab

αδαδ

4ам

aa, bb

bb

baabcc

2ан

δbδb

ababa

дол

bb

Сл. стр.

   

  Всего

 

  3

  1

 

 

  1

 

  1

  1

 

  1

 

  1

  1

   

  1

  1

   

 

 

   45  

317

 

23

14

56

 

32

 

20

12

 

12

44

24

36

 

20

15

 

8

 

   1373    

15331

Примечания

5 Не считая французских (силлабических) стихов.

6 «дольники» в одну графу. На самом деле, как показывают таблицы XXXIX—XLI (см. Приложение), этот «размер» можно, основываясь на ритмических признаках, расчленить на три самостоятельных вида («трехударный дольник», «двухударный дольник» и «былинный стих»); первый из них в свою очередь делится на два подвида. Подробнее см. в замечаниях к вышеупомянутым таблицам Приложения.

7 Из поэм исключены лирические вставные стихотворения, как, например, «Девицы-красавицы» из «Евгения Онегина». Эти стихотворения причислены к мелким жанрам: 3х — 18 ст. («Евгений Онегин»), 4х — 16 ст. («Цыганы»), 40 ст. («Пир во время чумы»), 28 ст. («Русалка»), 4я — 30 ст. («Пир во время чумы»), 3я — 43 ст. («Кавказский пленник»), 2ан — 20 ст. («Цыганы»), Дол — 23 ст. («Русалка») и др.

8 В этой графе дано процентное отношение стихов данного жанра к общему количеству стихов у Пушкина (т. е. к 39859).

9 Большинство этих вычислений еще не напечатано. См., впрочем, Б. Ярхо«Ars poetica», II, М. 1928,

10 В этой графе — процентное отношение стихов разной длины к общему количеству стихов.

11 Все цифры даны по вышеуказанной работе М. П. Штокмара; только Пушкин и Лермонтов — по нашим собственным вычислениям. Расхождение в лермонтовских цифрах с данными М. П. Штокмара объясняется тем, что мы включили в свое рассмотрение все ВЯ Лермонтова; в особенности «Испанцы» сильно повышают число 5-стопных.

12 В этот подсчет не были включены фрагменты, в том числе и крупный фрагмент «Клеопатра», являющий огромный коэффициент урегулированности — 11,6%. Но при включении их средний коэффициент — 2,4 — не меняется.

13

14 См. также: Винокур, Вольные ямбы Пушкина, «Пушкин и его современники», XXXVII—XXXIX, 1930.

15 Это средняя цифра для трех драм; вообще же вопрос относительно Лермонтова обстоит несколько сложнее, но мы здесь не можем входить в детали.

16 См. , «Атеней», 1926, стр. 35—45.

17 Напоминаем, что «строфа» везде понимается в том широком смысле, который разъяснен выше, в § 3.

18 Астрофическим мы условно считаем «Послание Лиде» (№ 568), написанное одной сквозною рифмой и не допускающее разделений; теоретически было бы, пожалуй, правильнее считать его за одну строфу в 63 стиха.

19 Мы считали равнострофическими те стихотворения, в коих aa и bb aa, bb и gg мы считали стихотворение неравнострофическим.

20 Если сумма стихов не является кратным числа стихов в строфе, то это значит, что сосчитаны недоконченные или фрагментарные стихотворения.

21 См. Строфический индекс: сложные строфы, кроме №№ 3, 7, 23, встречающихся только в однострофных стихотворениях.