II. СИНХРОНИЧЕСКИЙ ОБЗОР
§ 4. Системы
Сообразно с вышесказанными определениями, мы различаем у Пушкина пять фонических систем: 1) силлабо-тоника, 2) логаэды, 3) дольники, 4) рифмированная (сильно ритмизованная) проза и 5) аритмическая проза.5
Последняя система не входит в круг нашего рассмотрения. Отметим только ориентировочно ее объемный вес по отношению к другим системам, учитывая только художественную прозу, т. е. повести и драматические отрывки (без писем и исторических сочинений). Так как средний объем стиха составляет приблизительно 25 печатных знаков, то получаем:
|
Итак, творчество Пушкина делится поровну между прозой и стихами.
Внутри фонически обработанной речи системы располагаются следующим образом (см. табл. I).
Таблица I
|
||||
|
Итак, Пушкин — поэт силлабо-тонический. На остальных системах он только пробовал силы: это — опыты, свидетельствующие о широте его ритмического диапазона, но не составляющие основы его ритмоошущения. Неудовлетворенность силлабо-тонической традицией сказывается на разнообразии дольников, образцы для коих Пушкин ищет то в русской народной эпике, то в лирике, то в Востоковских подражаниях сербскому стиху (см. табл. XXXIX—XL); но только последний стих его сколько-нибудь удовлетворяет, и то лишь в применении к определенной тематике.
§ 5. Стих
а. Размеры
Пушкин пользовался в общей сложности 24 размерами.6
[22bis]
Годы |
1х |
2х |
3х |
4х |
6х |
1я |
2я |
|
4я |
5я |
6я |
2д |
2ам |
3ам |
4ам |
1ан |
2ан |
3ан |
Логаэды
|
Доль
ники (3 вида) |
Риф
мов. про за |
?
|
Всего
|
|
Гекс.
|
Пент.
|
|||||||||||||||||||||||
1814
1815
1816
1817
1818
1819
1820
1821
1822
1823
1824
1825
1826
1827
1828
1829
1830
1831
1832
1833
1834
1835
1836
30-е гг
?
|
4
|
1
|
30
21
7
4
18
37
5
|
189
362
32
68
8
8
52
38
119
156
94
52
205
202
175
996
140
739
234
233
3
|
3
|
6
|
13
30
1
2
17
9
1
4
10
4
1
1
|
611
374
286
7
12
107
27
9
7
107
11
6
|
599
683
563
1166
892
1153
1205
1152
1094
1500
1926
1684
1498
828
2352
631
780
493
35
1010
5
294
26
36
|
61
441
123
23
82
36
642
20
37
54
1802
38
83
10
86
1740
444
21
72
77
|
402
210
217
210
66
99
340
148
93
170
304
9
29
28
88
221
23
57
670
10
153
146
|
12
84
32
10
|
4
2
20
16
5
|
12
34
9
|
24
32
80
36
5
24
|
2
|
2
20
8
2
15
2
48
|
1
24
|
18
7
2
13
18
2
9
|
2
13
5
9
|
7
67
60
84
745
228
36
|
189
|
4
1
2
5
1
5
2
1
7
|
2394
1844
1601
1578
1003
1334
1382
2302
1459
1657
2389
4107
1706
1005
2668
1059
3061
1708
977
3215
277
810
281
3
36
|
Всего
|
4
|
1
|
125
|
4105
|
3
|
6
|
93
|
1584
|
21605
|
6443
|
3754
|
138
|
62
|
55
|
213
|
2
|
97
|
25
|
69
|
31
|
1127
|
189
|
28
|
39859
|
Однако не все эти размеры употребляются самостоятельно: некоторые из них встречаются только в сложных строфах, в соединении с другими размерами.
Относительный вес отдельных размеров показан в нижеследующей таблице:
Хореи
|
Ямбы
|
Трехсложные
размеры |
1х ..... 0,01
2х ..... 0,01
3х ..... 0,32
4х ..... 10,30
6x ..... 0,01
|
1я ..... 0,02
2я ..... 0,23
3я .....
4я ..... 54,12
5я ..... 16,20
6я ..... 9,44
|
2д ..... 0,34
2ам ..... 0,16
3ам ..... 0,14
4ам ..... 0,52
1ан ..... 0,01
2ан ..... 0,24
3ан .....
|
10,6%
4239 стихов
|
84,0%
33485 стихов
|
1,5%
592 стиха
|
Логаэды
|
Дольники
|
Рифмованная
проза |
?
|
Гекс... 0,18
Пент .. 0,18
|
3,09
|
0,46
|
0,07
|
0,2%
100 стихов
|
3,1%
1227 стихов
|
0,5%
189 стихов
|
0,1%
28 стихов
|
Общеизвестный факт, что Пушкин — ямбический поэт, получает, таким образом, точное численное выражение — 84%.
Вообще, четыре основных размера (4я, 5я, 4х, 6я) обнимают 90% всего творчества Пушкина.
При распределении этих размеров по основным жанровым группам получаются следующие цифры:
Таблица IV
Размеры |
Поэмы7 |
Драмы |
|
Всего |
Другие размеры |
14352 ст. 88% 2439 ст. 12% |
3345 ст. 100%
|
15788 ст. 80% 3935 ст. 20% |
33485 ст.
6374 ст. |
Итого8 |
16791 ст. 42% |
3345 ст. 8% |
19723 ст. 50% |
39859 ст. |
Распределение ямбов по трем жанровым группам дает такую картину (см. табл. V).
Таблица V
Размеры |
Поэмы |
Драмы |
Мелкие |
Всего |
1я
2я
3я
4я
5я
6я |
12499 ст. 87% 11287 ст. 9% 616 ст. 4% |
3345 ст. 100% |
6 ст. 0% 93 ст. 1% 1584 ст. 10% 9156 ст. 57% 1811 ст. 12% 3138 ст. 20% |
6
93
1584
21605
6443
3754 |
Всего |
14352 ст. |
3345 ст. |
15788 ст. |
33485 ст. |
Эти данные впредь до получения сравнительного материала не представляют ценности, но из них вытекает ряд вопросов, касающихся в особенности лирических жанров:
Во 1-х: типичны ли пушкинские пропорции для всего XIX века?
Во 2-х: каковы пропорции ямбов у поэтов XVIII и XX века?
В 3-х: как меняются взаимоотношения отдельных ямбических размеров из поколения в поколение?
Нормальная длина «ко́лона» в русской речи, по-видимому, колеблется между 3 и 4 ударами, т. е. после трех или четырех тонических тактов обычно наступает передышка (пауза). Это наблюдение сделано нами над разными текстами рифмованной прозы, в которой деление на отрезки выступает явственнее, чем в нерифмованной.9 Также и русские тонические стихи большею частью 3- или 4-ударны (былинный стих и огромное большинство дольников). Итак, не приходится удивляться, что и в русской силлаботонике преобладают 4- и 5-стопные двухдольные размеры, ибо 4-стопные 3- или 4-ударны на 90%, а 5-стопные — на 80%. Пушкин, значит, отражает лишь нормальный ритм русской речи: его рифмованная проза на 80% 3- и 4-ударна; огромное большинство дольников 3-тактны.
Уже из таблицы размеров (табл. II) явствует, что 4-стопные стихи составляют основную массу: среднее арифметическое стопности — 4, 2 стопы. Итак, четырехстопный (двухдольный) стих — это стих «средней длины», остальные — «длинные» или «короткие». В трехдольных размерах — такое соотношение: почти все 3-стопные одновременно и 3-ударны, а потому являются для Пушкина «средними», 4-стопные трехдольники — «длинными». «Длинны» также гексаметры и пентаметры. Дольники, в большинстве 3-ударные, и рифмованная проза — со средней тоникой в 3,4 удара — стихи «средней длины».
Разделив стихи по этому признаку, получаем:
Таблица VI
Жанры |
Короткие |
Средние |
Длинные |
? |
Всего |
Поэмы
Драмы
Мелкие жанры |
—
—
2112 ст. 11% |
14888 ст. 89% —
12318 ст. 63% |
1903 ст. 11% 100% 5625 ст. 26% |
—
—
28 |
16791
3345
19723 |
Всего10 |
2112 ст. 5% |
27206 ст. 68% |
10513 ст. 27% |
28 |
39859 |
И эти цифры тоже приобретут настоящую ценность лишь по сравнению с соответствующими данными для других поэтов, в особенности поэтов-лириков. Пока отметим только уклон в сторону длинных стихов даже в мелких жанрах.
в. Вольные стихи
α) Вольные ямбы (ВЯ) (см. табл. VII)
Исследования Л. И. Тимофеева и М. П. Штокмара («Ars poetica», II, М. 1928) показали, что эволюция стопности ВЯ в XVIII и XIX веках выявляет (при многих индивидуальных отступлениях) следующие основные тенденции.
1) Количество 6-стопных постепенно падает: в XVIII веке они в среднем обнимают около 55%
Таблица VII
Стопность вольных ямбов |
||||||
Число стоп в стихе Число стихов Процентные отношения |
2 4 0,2 |
34 2,1 |
4 649 39,6 |
5 163 10,0 |
6 764 46,6 |
Дефект. 24 1,5 |
Всего ....................... 1638 стихов |
всех ВЯ, у ближайших современников Пушкина эта цифра падает уже ниже 50% (Крылов — 42, Измайлов — 46,4, Грибоедов — 44,5). В этом отношении Пушкин, значит, идет за своим веком.
2) 3-стопные, довольно распространенные в XVIII веке (в среднем около 18%), в XIX веке начинают выходить из моды и обнимают в среднем около 7% ВЯ (Крылов — 8,5, Измайлов — 13, Грибоедов — 3,2). Пушкин в этом пункте, стало быть, сильно прогрессивен.
Измайлов Крылов Грибоедов Пушкин Лермонтов |
4-стопные 32,5% 28,8% 34,2% 39,6% 23,3% |
4,5% 15,7% 16,7% 10,0% 47,0%11 |
3) За счет 3- и 6-стопных разрастаются сперва 4-стопные, а затем (приблизительно со времени Лермонтова) — 5-стопные.
Напрашивается вопрос: насколько преобладание того или иного размера в ВЯ связано с предпочтением, которое данный писатель вообще оказывает этому размеру. Для Пушкина и Лермонтова такую связь как будто можно установить, если сравнить между собой большие поэмы обоих писателей.
Поэмы |
4я |
5я |
6я |
Другие |
Всего |
Пушкина
Лермонтова |
12707 75,8% 9513 67,9% |
1287 7,6% 3933 28,2% |
616 3,6% — — |
2166 13,0% 545 3,9% |
16776 — 13991 — |
Здесь царит, значит, приблизительно такое же отношение, как в ВЯ.
Помимо вариации размеров, ВЯ отличаются друг от друга также более или менее пестрым расположением, что побудило М. П. Штокмара (ук. соч., стр. 118—119) разделить их на «урегулированные» и «неурегулированные». Чем больше эквиметрических (равных по размеру) стихов идет под ряд, тем менее «вольным» является ямб. Такие рядом стоящие равностопные стихи образуют так называемые «гомогенные группы»; число и величина (количество стихов) таких групп определяют «степень вольности» ямбов. «Коэффициент урегулированности» получается из отношения числа стихов к числу групп.
Таблица VIII
Гомогенные группы в вольных ямбах12 |
|||||
Стихов в группе |
Групп |
Групп |
Стихов в группе |
Групп |
|
1 2 3 4 5 6 7 |
289 125 73 33 9 12 4 |
8 9 10 11 12 13 14 |
8 2 3 1 3 1 1 |
15 16 25 35 64 |
1 1 1 1 1 |
Групп... 568 Стихов. 1366 Коэффициент.... 2,413 |
Самые большие гомогенные группы встречаются в стихотворениях: «Наполеон на Эльбе» (25), «Торжество Вакха» (35), «Андрей Шенье» (64), а равно и в отрывке «Клеопатра» (29, 36). Коэффициенты урегулированности варьируют по отдельным стихотворениям (кроме «Клеопатры») от 1,2 до 4,5, а без фрагментов — от 1,3—4,2 («Шишкову»).
Таблица VIIIа
Коэффициент урегулированности Число стихотворений То же без фрагментов |
1—1,9 22 15 |
2—2,9 35 31 |
3—3,9 5 4 |
4—4,9 4 3 |
11,0 1 — |
— элегиях, посланиях, эпиграммах.14 От современных ему ВЯ в драме (Грибоедов) и басне (Крылов) пушкинский ВЯ отличается бо́льшей урегулированностью.
Лирика Пушкин ... 2,4 Лермонтов 2,1 |
Драма Грибоедов. 1,6 Лермонтов. 1,715 |
Басня Крылов ... 1,5 |
Из этих цифр мы не делаем никаких выводов, ибо их слишком мало; мы только указываем один из путей, по которому может пойти исследование этих жанров.
β) Прочие вольные стихи
1) Вольные хореи (ВХ) находим в эпиграмме «К Смирдину как ни зайдешь» (1836): 1—3х и 3—4х, всего 4 стиха.
2) Вольные амфибрахии (ВАм) — в «Вакхической песне» (1825) 2—2ам, 9—3ам, 5—4ам, всего 16 стихов.
γ) Дольники
Подробные данные — см. Приложение, таблицы XXXIX—XLI.
§ 6. Каталектика
а. Клаузула и ударение
Таблица IX
|
|||
|
По размерам эти клаузулы распределяются так: (см. табл. X):
Таблица X
|
|
|
Дакти |
Гипер |
Дефект |
|
1х 2х 3х 4х 6х 1я 2я 3я 4я 5я 6я 2д 2ам 3ам 4ам 1ан 2ан 3ан Гекс. Пент. Дол. Р. пр. ? |
64 1867 2 6 59 669 11268 2880 1819 60 28 4 176
38 25
31 45 57 |
4 1 33 1961 1
32 908 10318 3555 1925 78 24 51 37
59
69
1104 124 |
28 273
6
68 8 |
1
9 |
4
2 7 19 8 10
4
1
28 |
4 1 125 4105 3 6 93 1584 21605 6443 3754 138 62 55 213 2 97 25 69 31 1227 189 28 |
Всего |
19098 |
20284 |
383 |
11 |
33 |
39859 |
Анализ таблиц дает следующие результаты:
1) Мужские и женские почти уравновешиваются; никакого предпочтения обнаружить нельзя.
2) Небольшое преимущество женских (1186 стихов) падает главным образом на дольники «Песен западных славян» (973 ж. ст). Этот размер Пушкин взял из переводов Востокова, который считал сербский «десетерац» женским стихом.16
3) Преобладание женских в 5я (675 стихов) следует отнести главным образом за счет драм.
4) Преобладание мужских в 4я на 950 стихов главной массой ложится на «Евгения Онегина»: в онегинской строфе — ababccddehhekk — 8 мужских на 6 женских; в 374 строфах преобладание мужских выражается в цифре 748 стихов.
б. Клаузула и рифма
Эвфонические вопросы интересуют нас только в связи с ритмическими. В частности, мы сообщаем данные о взаимоотношении рифмы и клаузулы, не касаясь качества, размеров и видов рифмы (см. табл. XI).
Белые занимают 13,7% всех стихов (это дает численное выражение любви Пушкина к рифме). Преобладание женских подтверждает сказанное выше (§ 6а, 2, 3) относительно версификации «Песен западных славян» и драм. Все это — 5я и дольники.
Дактилические окончания белых стихов составляют 333 стиха, т. е. 86% всех дактилических клаузул.
По размерам белые стихи распределяются согласно таблице XII.
Таблица XI
Женские
Дактилические
Гипердактилические
Дефектные |
Рифмованные |
Белые |
Всего |
43,8% 16753 42,1% 20 0,1% 2
— |
4,1% 3531 8,8% 363 0,8% 9
— |
47,9% 20284 50,9% 383 0,9% 11 0,1% 83 0,2% |
|
|
34224 86,0% |
5552 13,7% |
39859 100% |
Таблица XII
Размер |
Число |
Размер |
Число |
Размер |
Число |
2х 3х 4х 6x |
1 30 418 1 |
3я 4я 5я 6я ВЯ |
42 146 3524 16 41 |
2ам 2ан Лог. Дол. |
17 10 100 1206 |
Всего ..................... 5552 |
в. Клаузула и строфа
В строфах со смешанными клаузулами (т. е. с перемежающимися мужскими, женскими и прочими окончаниями) наблюдается интересная тенденция заканчивать строфу мужским стихом: из 5212 строф 3568, т. е. около 68%, заканчиваются таким образом.
Из 76 строфических типов, служащих для построения целых (равнострофических) стихотворений (см. табл. XVIII) 50 оканчиваются мужским стихом и всего 20 — женским.
В соответствующих друг другу излюбленных формах четверостиший преобладают мужские завершения:
abab 1881 строфа baba ...... 850 строф |
baab ..... 539 строф abba ..... 408 строф |
§ 7. Строфа
a. Строфические виды
Из 39859 стихов 34204 стиха, т. е. около 85%, включены в строфы17 (мы будем их называть строфическими), и всего 15% — астрофичны. Среди строф мы различаем:
1) Простые — построенные без систематического чередования разных размеров. Среди них различаются: а) монометрические — состоящие из стихов одного размера, и б) полиметрические — состоящие из вольных стихов.
2) Сложные — в коих размеры систематически чередуются. Они в свою очередь делятся на:
а) — состоящие из разных размеров одного ритма (например, из 3я и 4я), и
б) полиритмические — состоящие из стихов разных ритмов (например, 3х, 2ам, 3х, 2ам).
Полный список этих видов дан в III разделе индекса.
Таблица XIII
Простые строфы.
а) монометрические
б) полиметрические
Сложные строфы.
а) моноритмические
б) полиритмические |
Число строф |
Число стихов |
8621 97% 8171 92% 450 5% 278 3% 240 2,6% 38 0,4% |
32800
31178 91% 1622 5% 1404 4% 1316 3,8% 88 0,2% |
|
Всего ... 8899 строф 34204 стихов |
По размерам эти строфы распределяются так (см. табл. XIV):
Таблица XIV
Размер |
Число |
Число |
Размер |
Число |
Число |
3х 4х 6х ВХ 2я 3я 4я 5я 6я |
5 26 1 1 9 34 111 52 16 |
15 1359 1 1 14 329 4403 657 1197 |
ВЯ 2д 2ам 4ам ВАм 2ан Дол. Р. пр. Слож |
37 8 4 4 5 3 3 5 28 |
444 35 10 38 5 9 10 94 278 |
Всего: Число типов .. 352. Число строф .. 8899 |
неравнострофических поэм ранних периодов; в более зрелом возрасте, как увидим ниже, поэт в этом отношении становится умереннее.18
б. Длина строф
По количеству стихов строфы располагаются нижеследующим образом:
Таблица XV
Число |
Число |
Число |
Число |
Число |
Число |
2 3 4 5 6 7 |
30 18 60 78 63 39 |
3701 32 3725 504 225 94 |
8 9 10 11 13 14 |
38 9 10 1 2 4 |
204 9 25 1 2 377 |
Итого: Число типов ... 352 Число строф ... 8899 |
Дистихи и тетрастихи сильно преобладают, а к ним присоединяются еще 374 14-стишных онегинских строфы (онег. стр.) Эти три вида обнимают 27676 строк, т. е. 81% всех строфически оформленных стихов.
Тристихи большею частью не что иное, как дефектные строфы.
Средняя длина строфы — 3,9 стихов.
в. Расположение рифм
Все четыре возможных: вида расположения у Пушкина представлены на табл. XVI.
Таблица XVI
Расположение рифм |
Типы |
Строфы |
Сплошные рифмы
Охватывающие Смешанные |
|
|
Всего |
|
8899 |
Наиболее распространенные типы:
|
§ 8. Метрическая композиция
а. Длина стихотворения
Общая длина стихотворений варьирует от 2 до 5258 стихов («Евгений Онегин»). Если же мы исключим сверхдлинные (т. е. драмы, поэмы и описательный фрагмент «Городок»), то диапазон вариации будет: от 2 до 220 стихов («Сон»). Средняя длина стихотворения — около 26 стихов.
Огромное большинство стихотворений написано либо одним размером либо одним определенным видом сложных строф. Только 8 стихотворений состоят из частей, написанных разнотипными строфами; мы их назовем сводными стихотворениями. Список их помещен во II разделе индекса. Обнимают они 224 стиха.
По строфическому составу
Таблица XVII
Стихотворения |
Число |
% |
Астрофические Однострофические Равнострофические Сводные |
61 320 96 317 8 |
ок. 7 » 40 » 12 » 40 » 1 |
Всего |
802 |
|
Равнострофические и неравнострофические стихотворения одинаково часты, но последние в среднем больше по объему.
Астрофизм редок: это главным образом драмы (3345 стихов) и дольники (1219 стихов).
При композиции равнострофических стихотворений
Таблица XVIII
|
|
Число |
Число |
|
|
Число |
Число |
1 2
3 4 5 6 7 8 9 |
3x abab ababccb 4х aa, bb19 abab20 baba αδαδ aabccb ababccdd abbaddcchh |
2 1
8 42 3 1 2 1 1 |
36 21
1664 1161 32 112 113 24 30 |
10 11
12 13 14 15 16 17 18 |
3я abab ababccdd 4я abab baab baba abaab ababa babba |
4 1
5 70 2 16 3 1 1 |
88 32
53 1218 28 377 65 15 15 |
Продолжение табл. XVIII
|
|
Число |
Число |
|
Виды |
Число |
Число |
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 |
aabccb abbccb babadd bbadad ababcdcd ababccdeed babaddchch ababccddehhekk 5я abab baba abbadd ababcdcd baabcdcd bababadd 6я aa, bb abab baba |
1 1 1 1 2 1 2 2 1 3
8 4 2 1 1 2 1
53 1 1 |
30 12 48 18 60 84 120 60 90 5236
83 46 102 32 48 216 320
1849 88 16 |
39 40 41
42
43 44
45 46 47 48
49 50
51
—7621 |
Вя aa, bb abab baba 2д abab 2ам abab αδαδ 4ам aa, bb bb baabcc 2ан δbδb ababa дол bb Сл. стр.
Всего |
3 1
1
1 1
1
1 1
1 1
45 317 |
23 14 56
32
20 12
12 44 24 36
20 15
8
1373 15331 |
Примечания
5 Не считая французских (силлабических) стихов.
6 «дольники» в одну графу. На самом деле, как показывают таблицы XXXIX—XLI (см. Приложение), этот «размер» можно, основываясь на ритмических признаках, расчленить на три самостоятельных вида («трехударный дольник», «двухударный дольник» и «былинный стих»); первый из них в свою очередь делится на два подвида. Подробнее см. в замечаниях к вышеупомянутым таблицам Приложения.
7 Из поэм исключены лирические вставные стихотворения, как, например, «Девицы-красавицы» из «Евгения Онегина». Эти стихотворения причислены к мелким жанрам: 3х — 18 ст. («Евгений Онегин»), 4х — 16 ст. («Цыганы»), 40 ст. («Пир во время чумы»), 28 ст. («Русалка»), 4я — 30 ст. («Пир во время чумы»), 3я — 43 ст. («Кавказский пленник»), 2ан — 20 ст. («Цыганы»), Дол — 23 ст. («Русалка») и др.
8 В этой графе дано процентное отношение стихов данного жанра к общему количеству стихов у Пушкина (т. е. к 39859).
9 Большинство этих вычислений еще не напечатано. См., впрочем, Б. Ярхо«Ars poetica», II, М. 1928,
10 В этой графе — процентное отношение стихов разной длины к общему количеству стихов.
11 Все цифры даны по вышеуказанной работе М. П. Штокмара; только Пушкин и Лермонтов — по нашим собственным вычислениям. Расхождение в лермонтовских цифрах с данными М. П. Штокмара объясняется тем, что мы включили в свое рассмотрение все ВЯ Лермонтова; в особенности «Испанцы» сильно повышают число 5-стопных.
12 В этот подсчет не были включены фрагменты, в том числе и крупный фрагмент «Клеопатра», являющий огромный коэффициент урегулированности — 11,6%. Но при включении их средний коэффициент — 2,4 — не меняется.
13
14 См. также: Винокур, Вольные ямбы Пушкина, «Пушкин и его современники», XXXVII—XXXIX, 1930.
15 Это средняя цифра для трех драм; вообще же вопрос относительно Лермонтова обстоит несколько сложнее, но мы здесь не можем входить в детали.
16 См. , «Атеней», 1926, стр. 35—45.
17 Напоминаем, что «строфа» везде понимается в том широком смысле, который разъяснен выше, в § 3.
18 Астрофическим мы условно считаем «Послание Лиде» (№ 568), написанное одной сквозною рифмой и не допускающее разделений; теоретически было бы, пожалуй, правильнее считать его за одну строфу в 63 стиха.
19 Мы считали равнострофическими те стихотворения, в коих aa и bb aa, bb и gg мы считали стихотворение неравнострофическим.
20 Если сумма стихов не является кратным числа стихов в строфе, то это значит, что сосчитаны недоконченные или фрагментарные стихотворения.
21 См. Строфический индекс: сложные строфы, кроме №№ 3, 7, 23, встречающихся только в однострофных стихотворениях.