Краснов Г. В.: "Родословные" пушкинских героев

«РОДОСЛОВНЫЕ» ПУШКИНСКИХ ГЕРОЕВ(*)

1. Внимание Пушкина к «родословным» своих героев — часть его широкого исторического воззрения на преемственность поколений, на традиции в национальной культуре. Вместе с тем, поэт в спорах о «политическом материализме» (когда «ни одна фамилия не знает своих предков») как примете нового времени, «духа века», предвосхитил один из основных конфликтов общественного сознания 50-х – 60-х гг XIX в. (проблема «отцов и детей», «нигилизм» и т. п.).

2. Пушкинский идеал бескомпромиссен: обычное сближение «аристократа» и «смиренной демократки» («Роман в письмах») не даст разрешения ни семейной, ни социальной проблемы. Поиски выхода — в обретении героем подлинной человечности, в попытках на каждый исторический момент найти свою истину, в умении естественно соотнести свою жизнь, свои «заслуги» с историческим складом. «Всякое состояние имеет свою честь и свою выгоду» — реплика героя в «Сценах из рыцарских времен» — выражает важный философский мотив «родословной» пушкинских героев.

«Родословные» пушкинских героев влияют на поэтику конкретных произведений. В «Борисе Годунове» сцена «Лобное место», в которой, по авторской ремарке, «Пушкин идет окруженный народом», соотносится с заключительной сценой «Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца». В прозаических набросках «Гости съезжались на дачу...», «Отрывок» «родословные» являются необходимым поводом для оценки нравов народа и общества, для объяснения нового типа человека-стихотворца, лишенного обычных притязаний литературной братии.

«Родословная» формирует специфический образ «героя» — с полемическим началом, иронией, в которых обыгрываются автобиографические факты, вымышленная и невымышленная генеалогия, светские мнения и т. п. «Родословная» порождает новый тип исторического героя с его превратной судьбой в прошлом и настоящем, с возможной жанровой метаморфозой: Езерский в «Родословной моего героя».

(*) –14 ноября 1987 г. Таллин, 1987. С. 25-26